Научная статья на тему 'Проект «Современное искусство Мордовии: неотрадиционализм и формы его развития»'

Проект «Современное искусство Мордовии: неотрадиционализм и формы его развития» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
371
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО МОРДОВИИ / ТРАДИЦИЯ / НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ / АРХАИЗАЦИЯ / НЕОМИФОЛОГИЗМ / ЭТНОФУТУРИЗМ / ART OF MORDOVIA / TRADITION / NEOTRADITIONALISM / ARCHAISM / NEOMYTHOLOGISM / ETHNO-FUTURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондратенко Юрий Алексеевич, Логинова Марина Васильевна

В данной статье изложены результаты научного анализа процессов, происходящих в художественной жизни Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT «THE MODERN ART OF MORDOVIA: NEOTRADITIONALISM AND ITS FORMS»

In the given article the results of a scientific analysis of the processes occurring in the art life of Republic of Mordovia are stated.

Текст научной работы на тему «Проект «Современное искусство Мордовии: неотрадиционализм и формы его развития»»

УДК 7.08(470.345)

ПРОЕКТ «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО МОРДОВИИ: НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ

И ФОРМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ»

© 2014 Ю.А.Кондратенко, М.В.Логинова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева. Саранск

Статья поступила в редакцию 29.04.2014

В данной статье изложены результаты научного анализа процессов, происходящих в художественной жизни Республики Мордовия.

Проект осуществлялся в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в 2012-2013 гг. и Правительства Республики Мордовии (№ 12-14-130004 а/В, «Современное искусство Мордовии: неотрадиционализм и формы его развития», руководитель - Ю.А.Кондратенко).

Ключевые слова: искусство Мордовии, традиция, неотрадиционализм, архаизация, неомифологизм, этнофуту-ризм.

Характерной чертой постсовременного мира являются глобализационные процессы, в значительной степени изменившие облик современного мира и обусловившие новое звучание проблемы межкультурного диалога. Ориентированная на создание единого культурного пространства, глобализация, с одной стороны, ведет к постепенному стиранию различий между базовыми элементами традиционных этнокультур, с другой

- способствует развитию процессов локализации традиционных сообществ, возрождению этнической культуры.

Существование этнокультур в современных условиях определяется диалектическим единством двух взаимно противоположных тенденций

- глобализации и локализации. Именно диалектический синтез ценностей традиционных культур финно-угорских народов демонстрирует способность противостоять негативным трансформационным процессам и выступает средством единения финно-угорского мира.

Искусство наряду с другими формами культуры является носителем этнической специфики. Образный мир изначальной этнической определенности, отразивший единство логического и художественно-образного мышления, развивался и видоизменялся вместе с этносами. Различные способы воплощения этнического начала на разных стадиях художественного развития позволяют выделить собственно этническую функцию искусства. Так, посредством действия механизма художественной традиции она способствует передаче культурной информации, обеспечивая преемственность духовной жизни народа. Ис-

Кондратенко Юрий Алексеевич, доктор искусствоведения, профессор. E-mail: yurkondr@gmail. com Логинова Марина Васильевна, доктор философских наук, профессор. E-mail: marina919@mail.ru

кусство является носителем этноинтегрирующих и этнодифференцирующих свойств.

Мир традиционных культур обладает однородностью в пределах довольно значительных регионов. В традиционном искусстве этнические особенности наиболее выразительно представлены в стилистике, менее отчетливо в концептуально-образных моделях, лежащих в основе художественного мышления, в жанровых структурах и композиционных схемах, имеющих сверхэтнический характер. Дифференцирующие свойства, возникшие в процессе «отпочкования» этнических общностей в пределах региона, сосредоточивались преимущественно в «коде» значений.

На основе проведенного исследования утверждается, что этническая роль искусства возрастала в период накопления собственных художественных ценностей, «несхожести», самобытности. Доказательством этого является этнохудожест-венная целостность, сохраняющая свою непосредственную связь с исходным этническим ядром при дифференциации этой целостности внутри культуры. Показательно и то, что фольклорный пласт культуры - трансформированный, видоизмененный, утративший ряд своих значений - дошел до наших дней. Гораздо сложнее проследить трансформацию образного строя искусства, доступного пониманию представителей этноса. Порой трудно установить комплекс причин, породивших ту или иную форму, тот или иной аспект ее понимания, но, изучение системы этноэстети-ческих ценностей обретает актуальность, возрождаясь в творческом опыте народа.

В ходе исследования доказано, что единство этнического в искусстве несводимо к сумме отличительных особенностей. Это единство предполагает взаимодействие этнических, межэтнических и общечеловеческих ценностей. По мере усиления контактов между художественными культурами

Научная жизнь

этнические особенности искусства все менее запечатлеваются в отдельных формах и все более - в неповторимом взаимодействии элементов, выявляющих этническое начало.

Переход от общего к частному уровню в исследовании определил две устойчивые тенденции развития традиционного искусства. С одной стороны, это воплощение устойчивого и своеобразного опыта народа, а с другой - способность к взаимодействию с искусством других этносов. Действие этих тенденций характерно для всех этнохудожественных целостностей. Оно особенно активировалось в последнее время, выявляя роль традиционного искусства как мощного средства коммуникации.

Основным вопросом данного исследования стал вопрос о содержании и значении трансформации традиции применительно к сфере искусства. В ходе исследования был проанализирован дуализм культурной динамики, связанный с противоречием между традиционным и инновационным типом культуры1. В проекте доказано, что большая часть до сих пор не преодоленных разногласий относительно традиции связана с сознательной или бессознательной редукцией полного круга ее значений до одного или нескольких ограниченных аспектов, то есть с редукцией аутентичности. Аутентичность понимается в исследовании не как раз и навсегда данное, а как динамический аспект традиции-самосознания, а именно: поддержание ее иерархичности и целостности. Субъектность проявляет себя на разных уровнях индивидуального и социального, для культурной традиции чрезвычайно важна родовая субъект-ность, выступающая критерием субъектности индивидуальной. Сущность диалектики традиции и инновации, например, в фольклорной традиции, в традиционных ремеслах и искусствах, состоит в своеобразном типе авторства: автором в них выступает коллективный, сверхиндивидуальный

1 Логинова М.В. Проблема инноваций в культуре // Ре-гионология. Научно-публицистич. журн. - Саранск: 2011. -№ 2 (75). - С. 266 - 267; Кондратенко Ю.А. Некоторые аспекты развития неотрадиционализма в современном искусстве // Известия Самарского научного центра РАН. -2012. - Том 14. - №> 2(4). - С. 1069 - 1071; Логинова М.В. Методологические подходы к проблеме «искусство и этнос» // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке: Социокультурные константы и векторы модернизации. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международ. участием, Саранск, 25 - 26 апреля 2012 г. - Саранск: 2012. - С. 89 -91; Логинова М.В., Кондратенко Ю.А. Некоторые методологические проблемы изучения феноменов региональной художественной культуры // Национальное культурное наследие России: Региональный аспект. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Самара: 2013. - С. 25 - 29; Логинова М.В., Кондратенко Ю.А. Феноменальность национального в современном искусстве // Феникс-2012: Научн. ежегод. каф. культурол., этнокультуры и театрального искусст. -Саранск: 2012. - №> 13. - С. 41 - 43.

субъект. Поэтому и сам вариант, и различение варианта и инварианта принадлежит «народу», «цепи сказителей», то есть родовой идентичности.

Таким образом, определение традиции как особого и чрезвычайно важного измерения культуры связано с выявлением механизмов и путей воспроизведения, обновления и адаптации к меняющимся условиям жизни и среды всех тех инструментов, органов, навыков и установок, которые и представляют собой сущность человеческой культуры. Диалектический характер культурной традиции позволил определить неотрадиционализм как процесс сознательного обращения к прошлому для адаптации к новым условиям, основанный на собственной логике развития культуры и искусства.

В большинстве республик Российской Федерации основой национальной культуры, важным средством этнической идентификации считается мифология. Мордовия не является исключением в этом отношении. Происходит конструирование социальной реальности, создаются параметры нового видения времени и пространства, превращающие ее в мифологическую реальность. В исследовании был представлен анализ условий, обусловливающих обращение культуры и искусства к своим историческим и мифологическим основам, и семиотических механизмов означивания искусства в культурном коде неотрадициона-лизма2. Наряду с выявлением мифологических мотивов и культурных метафор, соответствующих традиционным категориям проводился анализ символической валентности и культурного наполнения реконструированных традиционных форм и способов их включения в неотрадиционалистский дискурс современного искусства Мордовии, исследовалась семантика конкретных реактуали-зированных символов и образов3.

Репрезентировать мифологическую тему в современном искусстве Мордовии - «модная тенденция». В результате этого часто происходит подмена мифологическим этнического своеобразия культуры. Так традиция становится синони-

2 Антипкина Е.Н. Роль народного художественного творчества в культуре мордовского этноса // Интеграционные процессы в финно-угорском мире: Материалы Всерос. на-уч.-практ. конф., Саранск, 22 дек. 2011 г. - Саранск: 2013.

- С. 15 - 18; Антипкина Е.Н. Этническое своеобразие художественной культуры // Регионология. - 2012. - № 2.

- С. 176 - 178; Святогорова В.С. Этнофутуризм и этно-символизм в искусстве Мордовии: параметры видения этнического прошлого // Шестые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры в начале XXI столетия»: Материалы междунар. науч. конф., Челябинск, 26 - 27 февр. 2013 г. - Челябинск: 2013. - Ч. 1. - С. 332 - 335; Святогорова В.С., Логинова М.В. Онтологизация мифа в современном искусстве Мордовии // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Том 14. - №> 2(4). - С. 1075 - 1077.

мичной мифу, а ее развитие - мифотворчеством. Попытка измерения истории мифом возможна как художественный проект, что и предлагает этнофутуризм в изобразительном искусстве, фолк-модерн в хореографии, фольклоризм в музыке - эти логически и генетически вытекающие из системы постмодернистской эстетики направления поисков в современной художественной культуре финно-угорского мира в целом4.

В ходе анализа процессов в современном искусстве Мордовии были определены основные подходы к изучению региональной художественной культуры, выявлена специфика проявлений неотрадиционализма в театре (этнофутуристиче-ские изобразительные решения стилистики спектаклей в театре кукол), хореографии (на уровне соотношения систем народного, народно-сценического, театрального и фолк-модерн танца), музыке (профессиональное вокальное искусство и развитие музыкального театра), изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (этносимво-листские и этнофутуристические направления). Результаты исследования послужили основой для разработки лекционного интерактивного курса «Финно-угорская культуры в современном мире», а материалы гранта были размещены на портале информационно-ресурсного центра «Наследие финно-угорских народов»5.

3См. например: Логинова М.В. Философия искусства в

эпоху «незавершенного проекта» модерна // Современ-

ные научные исследования. - Вып. 1. - Концепт. - 2013. -ART 53594 [Электронный ресурс] URL: http: / /e-koncept.ru/2013 /53594.htm; Логинова М.В. От мира образа - к образу мира: становление новой выразительности в искусстве // Взаимосвязи искусства и культуры в современном образовании: новые интерпретации экспрессионного

подхода. - М.: 2012. - С. 39 - 56; Кондратенко Ю.А. Диалог с традицией: народно-сценический танец и развитие искусства хореографии в Мордовии // Инфосфера финно-угорского мира в XXI веке: Социокультурные константы и вектор: Материалы Всеросс. научно-практич. конф. с межд. уч. Саранск, 25 - 26 апреля 2012 г. - Саранск: 2012. - С. 94 - 96; Национальная тема в хореографическом искусстве Мордовии: Круглый стол, посвящ. премьере первого национ. балета «Алена Арзамасская» // Феникс-2012: .... - № 13. - С. 44 - 53; Святогорова В.С. Феномен священной поляны Симкинского природного парка // Фе-

никс-2013:.....- Саранск: 2012. - С. 109 - 111.

4Логинова М.В. Методологические особенности образовательного аспекта этноэстетики // Социально-антропологические проблемы информационного общества. - Вып. 1. -Концепт. - 2013. - ART 64009 [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/ teleconf/64009.html ; Логинова М.В. «Выразительный человек» в сценическом искусстве // Материалы Всеросс. научно-практич. круглого стола с участием студентов и аспирантов в рамках Всеросс. фестиваля-конкурса «Новая Лиса». - Саранск: 2012. - С. 22 - 28; Логинова М.В. Интерпретация идеи пространственности в современной культуре // Интегративные процессы в финно-угорском мире. Мат. Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, 22 декабря 2011 г. - Саранск: 2012. - С. 104 - 106; Логинова М.В., Кондратенко Ю.А. Новые тенденции развития современной хореографии в Мордовии // Финно-угорский мир. Международ. науч. журнал. - Саранск: 2012. - № 1. - С. 50 - 53; Логинова М.В., Кондратенко Ю.А. Миф и ритуал: рефлексия специфики национальной культуры в репертуаре современного театра // Материалы XIII респуб. научно-практич. конф. "Наука и инновации в Республике Мордовия". - Саранск: 2013. - С. 471 - 476; Святогорова В. С. Тема инициации в традиционной культуре и современном искусстве Мордовии // Материалы XIII респуб.....- С. 511 - 516.

5Общая информация о проекте размещена на портале информационно-ресурсного центра «Наследие финно-угорских народов» (http: / /portal.do.mrsu.ru /news ?ELE MENT ID=2374&sphrase id=1942) а материалы иссл. - в электронной библиотеке портала.

THE PROJECT «THE MODERN ART OF MORDOVIA: NEOTRADITIONALISM

AND ITS FORMS»

© 2014 J.A.Kondratenko, M.V.Loginova° Ogarev Mordovia State University, Saransk

In the given article the results of a scientific analysis of the processes occurring in the art life of Republic of Mordovia are stated. Keywords: art of Mordovia, tradition, neotraditionalism, archaism, neomythologism, ethno-futurism.

° Jury Alekseevich Kondratenko, Doctor of art history and criticism, Professor. E-mail: yurkondr@gmail. com Marina Vasilevna Loginova, Doctor of philosophy, Professor. E-mail: marina919@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.