Научная статья на тему 'ПРОЕКТ РЕЦЕПЦИИ АМЕРИКАНСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (1920 ГОД)'

ПРОЕКТ РЕЦЕПЦИИ АМЕРИКАНСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (1920 ГОД) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЦЕПЦИЯ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / CIVIL WAR / ИНТЕРВЕНЦИЯ / INTERVENTION / ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ / THE PROJECT OF THE CONSTITUTION / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / REPUBLICAN FORM OF GOVERNMENT / ADOPTING OF AW / RUSSIAN FAR-EAST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сонин В.В.

В статье рассматривается рецепция американского права на Дальнем Востоке России в начале XX в. Анализируются специфические условия гражданской войны и иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PROJECT OF RECEPTION OF AMERICAN CONSTITUTIONAL LAW IN THE FAR EAST OF RUSSIA (1920)

This article is observing the process of adopting American Law in Russian Far-East in the beginning of the 20-th century. The specific conditions of civil war and foreign military intervention are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ РЕЦЕПЦИИ АМЕРИКАНСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (1920 ГОД)»

1’ 2014 I О ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

В.В. Сонин,

доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета thtp@list.ru

Проект рецепции американского конституционного права на Дальнем Востоке России (1920 год)

Аннотация: в статье рассматривается рецепция американского права на Дальнем Востоке России в начале XX в. Анализируются специфические условия гражданской войны и иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке.

Ключевые слова:рецепция, Дальний Восток России, гражданская война, интервенция, проект конституции, республиканская форма правления.

Summary: this article is observing the process of adopting American Law in Russian Far-East in the beginning of the 20-th century. The specific conditions of civil war and foreign military intervention are analyzed.

Keywords: adopting of aw, Russian Far-East, civil war, intervention, the project of the Constitution, the republican form of government.

Дальний Восток — единственный регион России, где в 20-е гг. ХХ в. была создана земская государственность. Впервые земства как органы самоуправления стали осуществлять государственные функции. Подобный опыт не имеет аналогов в политической истории России и объясняется специфическими условиями гражданской войны и иностранной военной интервенции на Дальнем Востоке. В этом земском государстве была предпринята уникальная попытка рецепции американского конституционного права.

После падения власти адмирала А.В. Колчака в марте 1920 г. население Владивостока, как и в 1917 г., переживало бурное и тревожное время, ожидая грядущих серьезных перемен в общественной жизни. Большевики отказались от немедленного установления диктатуры пролетариата и заявили, что они выступают за возобновление общедемократического пути развития Дальнего Востока и готовы сотрудничать со всеми социально-политическими силами, борющимися за прекращение интервенции и гражданской войны.

Вся полнота власти перешла к Временному правительству Приморской областной земской управы (Примоблземуправы), в состав которого вошли видные дальневосточные деятели Февральской революции 1917 г. во главе с правым эсером А.С. Медведевым. Правительственная программа предусматривала: сохранение буржуазного строя, частной собственности и предпринимательства «при условии защиты интересов трудящихся»; восстановление промышленности, финансовой системы и сельского хозяйства; привлечение иностранного капитала к разработке природных богатств Дальнего Востока на концессионных началах. Социальные преобразования должны были сводиться к разрешению «земельного вопроса в интересах широких крестьян-

ских масс на основе трудового землепользования», развитию «социального законодательства для более полного обеспечения материальных и правовых интересов рабочего класса»1.

Дальневосточное демократическое социально-правовое государство должно было базироваться на «экономическом демократизме, политической свободе и верховенстве закона»2. Приморское правительство считало, что одна из ошибок Временного правительства и лично АФ. Керенского состояла в отсутствии конституционного закрепления итогов буржуазно-демократической революции. В распоряжении Приморского правительства не было опытных юристов, которые могли бы в будущем войти в состав конституционной комиссии Народного собрания Приморья. Какая конституция нужна данному региону? Основной Закон какой страны может послужить для нее образцом? Эти вопросы не давали покоя председателю правительства А.С. Медведеву. На помощь пришло американское консульство во Владивостоке, которое поддерживало эсеровское Приморское Правительство. Оно попросило премьера принять гражданина США русского происхождения В.С. Завойко, который был намерен сделать важное политическое предложение.

Предложение В.С. Завойко заключалось в следующем: Российское государство должно пойти по американскому пути развития. По его мнению, история распорядилась так, что в 1920 г. именно Владивостокскому правительству при поддержке США суждено заложить фундамент демократической Приморской земской республики. В числе основателей этого государства В.С. Завойко видел и себя, предложив А.С. Медведеву проект Конституции будущей республики. При разработке этого памятника земского конституционализма использовались текст Конституции США 1787 г., законодательство Всероссийского Временного правительства 1917 г., а также отдельные акты буржуазных правительств Сибири и Дальнего Востока 1918—1920 гг.

Конституционный проект В.С. Завойко состоял из Преамбулы и семнадцати разделов, включающих 292 статьи. В отличие от американской Конституции один из первых разделов проекта подробно регламентировал статус гражданина, его права и обязанности. В его преамбуле говорилось: «Мы, народ Приморской области, во имя общего блага, торжества труда и справедливости, господства права и закона и сохранения всех благодеяний свободы, как для нас, так и для нашего потомства — принимаем и утверждаем Основные законы, которые изменяются и дополняются исключительно волею народа»3. «Господство права и закона» — формула правового государства, в котором права и обязанности гражданина должны носить всеобъемлющий характер и быть конституционно закреплены и гарантированы. Гражданином Приморской земской республики считался бывший подданный Российской империи, родившийся в Приморье или проживший на ее территории не менее 2 лет. Вся жизнь гражданина должна быть направлена на благо и пользу народа.

Земля, недра, леса, воды — общенародная собственность, которая на правах аренды может быть предоставлена предприятию, кооперативам и

Z1

о

(D

(D

(D

в-8

0) S

(D о 2 § го 3

'll О СО 3

81

ро

Ьо

о

0

1 X X

1 Вестник Временного правительства Приморской областной Земской управы. 1920. № 1. С. 1.

2 Там же.

3 Завойко В.С. Основные законы Приморской области. Б. м. Б. д. С. 1.

1’ 2014 I М ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ

частным лицам, в том числе и иностранцам при условии соблюдения ими природоохранительного законодательства. Имущество, нажитое гражданином преступным путем, должно быть конфисковано через суд. Торговые и промышленные предприятия, имеющие более 5 работников и доход не менее 25 тыс. рублей в месяц, были обязаны публиковать финансовую отчетность в газетах.

В случае сокрытия доходов, неуплаты поимущественно-подоходного налога, совершения противозаконных операций предприятие подлежало конфискации в судебном порядке. В проекте провозглашалось равенство граждан перед законом, который был объявлен «воспитателем народа». В нем получили юридическое закрепление свобода совести, слова, печати, собраний, манифестаций и т. д., но запрещалась деятельность политических партий. Каждый гражданин имел право на труд, отдых, социальное обеспечение и образование, выступающее, по мнению автора проекта, «рычагом», при помощи которого народ двигается вперед по пути прогресса. В связи с этим 1/3 национального дохода государству надлежало тратить на образование. «Забота о детях и стариках, — говорилось в проекте, — является первым долгом народной власти». Государство обязано беречь здоровье граждан и вести борьбу с таким негативным социальным явлением, как пьянство.

В проекте заявлено о неприкосновенности личности, имущества, жилища, а также свободе передвижения и выбора профессии. Однако гарантии прав и свобод граждан в проекте отсутствовали. Избирательное право граждан было ограничено, возрастной ценз в 21 год устранял от участия в выборах значительную часть молодежи. На это же были направлены образовательный ценз («бегло читать настоящие Основные Законы и объяснить прочитанное») и ценз оседлости (не менее 2 лет проживания в Приморье).

Копируя государственное устройство США, проект В.С. Завойко предусматривал создание федерации. Область как субъект федерации по правовому статусу напоминала американский штат, где власть, однако, осуществляли земства.

В.С. Завойко был сторонником республиканской формы правления, основанной на теории разделения властей с системой «сдержек и противовесов», характерной для американской практики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу (совокупность приморских граждан) в лице Законодательного собрания, состоящего, как и американский конгресс, из двух палат: Думы, избираемой сроком на 1 год на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, и Совета, избираемого на 1 год законодательными органами областей. Проект вводил институт пожизненных членов Совета, избираемых на объединенном заседании Совета и Думы из числа старейших членов обеих палат. Законопроект, принятый одной палатой, нуждался в одобрении другой. Принятый большинством голосов в обеих палатах собрания законопроект становился законом после утверждения его предводителем Республики, избираемым на 5 лет Законодательным собранием. Он мог быть переизбран на второй срок, но уже на 4 года. Как и американский президент, руководитель Приморской республики являлся

одновременно главой государства и правительства, их полномочия полностью совпадали. В отличие от американского образца, в рассматриваемом конституционном проекте взаимоотношения между законодательным собранием и предводителем не были определены. Предводитель имел право использовать вето в отношении законопроекта, принятого собранием, и это вето могло быть преодолено только повторным одобрением законопроекта обеими палатами собрания большинством в 2/3 голосов в каждой палате.

Верховную судебную власть осуществлял Высший суд Приморской республики, который комплектовался с помощью более сложной процедуры, чем Верховный суд США. 1/3 пожизненного состава Высшего суда Приморской республики избиралась законодательным собранием, 1/3 — выборными коллегиями всех окружных судов и 1/3 — составом Высшего суда, который являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были окончательны. В проекте было закреплено право Высшего суда толковать Конституцию страны и объявлять неконституционными акты, противоречащие Основному Закону. Окружные и мировые суды с участием присяжных, избираемые гражданами, назывались в проекте «оком государства», а полиция — «слугой народа», личный состав ее назначался предводителем из граждан, имеющих «высокое умственное развитие», «высокий стандарт нравственности», гражданственности, честности и неподкупности.

Полиция, состоящая из служащих-профессионалов, призвана вести борьбу с политической и уголовной преступностью. Функции охраны общественного порядка в городах и селах осуществляла муниципальная полиция, в состав которой входили военнообязанные лица мужского пола от 18 до 45 лет. Свои обязанности они выполняли безвозмездно.

Вооруженной силой земской республики являлась Народная гвардия, в рядах которой находились призывники и добровольцы с 19 лет. Срок службы в пехоте составлял 1 год, в технических войсках — 2 года. Интересно положение, согласно которому народогвардеец не мог быть демобилизован, если не обучился грамоте, не стал физкультурником и не знал текста действующей Конституции.

Председатель Приморского Правительства А.С. Медведев внимательно изучил текст конституционного проекта В.С. Завойко и признал его интересным и заслуживающим внимания. Однако Приморское Правительство вынуждено было его отклонить, понимая, что большинство населения выступит против отделения Приморья от РСФСР и создания буржуазнодемократического государства. Навязать данное политическое решение силой американцы уже не могли, т. к. наблюдался закат интервенции, и США заявили о выводе своих войск с территории русского Дальнего Востока.

Историческое значение данного политико-правового опыта состоит в том, что в программе Временного правительства Примоблземуправы, опережая страны Запада на многие десятилетия, была зафиксирована важная стратегическая цель: построить в будущем социально-правовое государство. Начало этого политического процесса сопровождалось попыткой рецепции американского конституционного права.

Z1

о

(D

(D

(D

в-8

0) S

(D о 2 § го 3

'll О СО 3

83

ро

Ьо

о

0

1 X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.