Научная статья на тему 'Проведение выборов во Временное Народное собрание Дальнего Востока в 1920 году'

Проведение выборов во Временное Народное собрание Дальнего Востока в 1920 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
385
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ПРИМОРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ / THE PROVISIONAL PEOPLE''S ASSEMBLY OF THE FAR EAST / PRIMORSKY REGION / PARLIAMENTARISM / THE PROVISIONAL GOVERNMENT OF THE FAR EAST / CIVIL WAR IN THE FAR EAST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Землянский Вадим Леонидович

Рассматривается организация и проведение выборов во Временное Народное собрание Дальнего Востока в 1920 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение выборов во Временное Народное собрание Дальнего Востока в 1920 году»

Доклады и сообщения

Землянский Вадим Леонидович

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ ВО ВРЕМЕННОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В 1920 ГОДУ

Наступивший год 100-летия Великой российской революции вновь поднял в обществе тему альтернатив развития России в период 1917-1922 гг. Одним из таких возможных путей развития был переход к парламентской форме правления. Выборы во Всероссийское Учредительное собрание в 1917 г. показали высокую активность избирателей и поддержку идеи парламентаризма населением России. Роспуск Учредительного собрания большевиками в январе 1918 г. не стал окончательным крахом парламентских органов власти. Функционировали Сибирская областная дума и Кубанская рада, летом 1920 г. во Владивостоке был образован парламент Дальнего Востока -Временное Народное собрание Дальнего Востока.

Целью настоящей статьи является изучение особенностей выборов в дальневосточный парламент в 1920 г., влияния политической обстановки в регионе на их организацию, ход и итоги.

Политическая обстановка на Дальнем Востоке к лету 1920 г.

Первый высший представительный (законодательный) орган власти Дальнего Востока был образован на заключительном этапе Гражданской войны в России в сложной политической обстановке. К этому времени в дальневосточных областях действовало несколько региональных государственных образований. В Забайкалье существовал антибольшевистский режим атамана Г.М. Семенова (Российская Восточная окраина), в Амурской области власть находилась в руках Советов, а в Приморье с 31 января 1920 г. обязанности верховной власти исполняло правительство Приморской областной земской управы под руководством эсера А.С. Медведева. В апреле 1920 г. из-за сложной военно-политической и международной обстановки, которая не позволила частям Красной армии выйти к Тихому океану после разгрома армии А.В. Колчака, образовалась Дальневосточная республика (ДВР) с центром в Верхнеудинске во главе с большевиками.

Основными претендентами на объединение дальневосточных областей под своим главенством являлись Владивосток и Верхнеудинск. Последний, однако, весной и летом

Доклады и сообщения

1920 г. был более занят борьбой с Семеновым, в то время как правительство Медведева во Владивостоке сосредоточилось на мероприятиях по объединению региона. Еще до образования Дальневосточной республики, 30 марта 1920 г. оно заявило о распространении власти на всю территорию Дальнего Востока (Приморскую, Амурскую, Сахалинскую и Камчатскую области, а также на русское население полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД)) и было переименовано во Временное правительство Дальнего Востока (ВПДВ).

В ночь с 4 на 5 апреля 1920 г. в ответ на «Николаевский инцидент»1 и попытку советизации Приморья произошло вооруженное нападение японской императорской армии на войска ВПДВ в нескольких населенных пунктах Приморской области, в том числе во Владивостоке и Хабаровске. Несмотря, однако, на переход под полный контроль японских войск Владивостока, японское командование не нашло политических деятелей, согласившихся взяться за организацию более лояльного к Токио нового правительства Приморья. Японцам не оставалось ничего другого, как вновь призвать к власти членов Временного правительства Дальнего Востока во главе с Медведевым.

Положение о выборах в Народное собрание

Правительство Медведева, заручившись поддержкой приморских большевиков и других политических сил, пошло на образование высшего представительного органа власти. Создание дальневосточного парламента имело целью прекратить японскую интервенцию и показать иностранным державам поддержку большинства населения Приморья проводимой Временным правительством Дальнего Востока политической программы2.

8 мая 1920 г. ВПДВ выпустило постановление о создании комиссии для разработки положения о высшем представительном органе власти. А 25 мая правительство утвердило положение о выборах во Временное Народное собрание Дальнего Востока (ВНСДВ). Учитывая политическую обстановку в Приморской области была принята смешанная избирательная система. Право представительства получили жители городов, сельской местности, профессиональных и торгово-промышленных организаций, а также 8 партий. Депутатов избирали:

- жители городов и поселков на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования при пропорциональной системе выборов (поселки выбирали одного

1 Уничтожение после нападения японцев в ночь с 11 на 12 марта 1920 г. на расквартированные в Николаевске-на-Амуре красноармейские части захваченных в плен японских военнослужащих и жителей японской колонии.

2 Азаренков А.А. «Демократический компромисс»: идея «буфера» на Дальнем Востоке в планах и тактике политических сил - участников Гражданской войны в России (январь 1920 - январь 1921 гг.). Комсомольск-на-Амуре, 2001. С. 52.

Доклады и сообщения

депутата; Никольск-Уссурийский - 5; Хабаровск - 7; Иман - 3; Благовещенск - 8 и Владивосток избирал 25 членов Народного собрания);

- сельское население избирало одного депутата волостным земским собранием или другим местным представительным органом самоуправления от каждой волости, станичного округа или другой сельской административной избирательной единицы;

- торгово-промышленные организации от каждой дальневосточной области избирали 5 депутатов; кроме Приморской области, которая имела право провести в парламент 10 членов Народного собрания;

- производственные и профессиональные рабочие союзы от каждой дальневосточной области избирали 5 депутатов; кроме Приморской области, население которой избирало 10 депутатов;

- политические партии - РКП(б), РСДРП3, партия левых социалистов-революционеров интернационалистов, партия социалистов-революционеров, сибирский союз социалистов-революционеров, партия социалистов-революционеров максималистов, трудовая народно-социалистическая партия и партия народной свободы (кадеты) имели право делегировать по одному представителю в Народное собрание4.

Положение о выборах было дополнено в ноябре 1920 г. Согласно принятому депутатами закону, Уссурийскому казачьему кругу предоставлялось право избрания двух представителей в Народное собрание5. Избранные депутаты от сельской местности, торгово-промышленных организаций, производственных и профессиональных союзов, а также партий могли быть отозваны и заменены другими парламентариями путем перевыборов.

В условиях нахождения японских войск на Дальнем Востоке и необходимости в короткие сроки созвать авторитетный представительный орган власти правительство Медведева заведомо пошло по пути отказа от проведения выборов на основе «четыреххвостки»6. При этом введение представительства от партий, производственных и торгово-промышленных организаций в парламенте позволило ВПДВ заявить о широком составе групп населения, поддержавших идею создания парламента на Дальнем Востоке. Об этом же говорит и решение в ноябре 1920 г. включить в состав Народного собрания двух представителей от уссурийского казачества.

3 Меньшевики.

4 Сонин В.В. Становление Дальневосточной республики (1920-1922). Владивосток, 1990. С. 21-22; Ляхов Д.А. Небольшевистские модели политического устройства Дальнего Востока России (конец 1919 - 1922 гг.). Хабаровск, 2015. С. 73-76; Вестник Временного правительства Дальнего Востока - Приморской земской управы. [Владивосток], 1920. 30 мая.

5 Вестник Временного правительства Дальнего Востока - Приморской земской управы. [Владивосток], 1920. 27 ноября.

6 Прямое, всеобщее, равное и тайное голосование.

Доклады и сообщения

Деятельность Центральной избирательной комиссии

Организацией выборов в Народное собрание занималась Центральная избирательная комиссия (ЦИК) во главе с левым эсером А.В. Грозиным. 30 мая 1920 г. во Владивостоке состоялось предварительное совещание по производству выборов в Народное собрание, на котором помощник управляющего иностранными делами Б.Е. Сквирский сообщил членам совещания, что управление иностранных дел телеграфировало текст положения о выборах во Временное Народное собрание Дальнего Востока в Благовещенск и получило ответ из Амурской области с обещанием прислать депутатов от области во Владивосток. Совещание постановило телеграфировать уполномоченному Временного правительства в полосе отчуждения КВЖД Н.П. Пумпянскому сообщение с предложением начать производство выборов при получении положения о выборах, с правом на некоторые отступления от положения. Совещание также просило Сквирского проинформировать Верхнеудинск о выборах во ВНСДВ7. При этом ЦИК сознавала, что, скорее всего, при непризнании правительства Владивостока центральным на Дальнем Востоке выборы в Амурской и Забайкальской областях, не говоря уже о Дальневосточной республике, не удастся организовать.

Трудности в организации выборов возникли в Камчатской и Сахалинской областях. Для решения вопроса о выборах в Камчатской области совещание постановило секретарю ЦИК Г.И. Чудиновичу выяснить у начальника почтово-телеграфного округа возможность телеграфной связи с Камчаткой и послать по телеграфу выемки из положения, а также предложение местным органам самоуправления провести выборы и прислать избранных депутатов во Владивосток. Рассматривая возможность проведения выборов в Сахалинской области, уполномоченный Временного правительства по области К.В. Кулагин заявил, что выборы могут пройти только на Северном Сахалине, так как Николаевский район из-за «Николаевского инцидента» был недоступен для организации голосования. Совещание решило вопрос с Сахалином по подобию Камчатки: в случае возможности передать по радио выборку положения о выборах с предложением провести голосование8.

Большое внимание комиссия уделяла проведению выборов в сельских и казачьих районах Приморья. Комиссия постановила узнать возможность проведения выборов в Хабаровском и Иманском уездах у японского военного командования. Представители Никольск-Уссурийского и Ольгинского уездов, присутствовавшие на совещании, должны были сделать все необходимые распоряжения по производству выборов во вверенных им районах. По поводу выборов в казачьих станичных округах ЦИК попросила уполномоченного Временного правительства по Никольск-Уссурийскому уезду В.Г. Попова

7 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-4551. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

8 Там же. Л. 1-1 об.

Доклады и сообщения

поручить инструктирование выборов в станичных округах уполномоченным Никольск-Уссурийской земской управы, а Чудиновича - договориться с представителем Временного революционного комитета Уссурийского казачьего войска о координации предвыборных действий между Никольск-Уссурийской земской управой и комитетом. Оценивая обстановку в области, избирательная комиссия на своем предварительном совещании выразила сомнение в возможности проведения прямых выборов в сельских районах9.

Первое заседание Центральной избирательной по выборам во ВНСДВ комиссии открылось 3 июня 1920 г. Грозин сообщил информацию по поводу проведения выборов в полосе отчуждения КВЖД. Так как на данной территории отсутствовали административно-территориальные единицы, указанные в положении о выборах, то от имени ЦИК в Харбин уполномоченному Пумпянскому была отправлена телеграмма с просьбой принять меры к организации голосования. Учитывая, что Пумпянский в день заседания комиссии прибыл из Харбина во Владивосток, председатель предложил наделить правом организации голосования и отступления от положения объединенную конференцию полосы отчуждения КВЖД. Комиссия не имела единого мнения по этому поводу, но большинством голосов было принято предложение просить Пумпянского составить проект особого положения о выборах во ВНСДВ на территории полосы отчуждения, внести его на рассмотрение в комиссию и позже представить на утверждение Временного правительства, а до этого момента телеграфировать конференции о задержке выборов до получения особого положения10.

Представитель Камчатской области М.П. Воловников по поводу организации выборов на Камчатке заявил, что постоянная телеграфная связь с полуостровом существовала только через русского посла в Хакодате, поэтому он предложил самостоятельно доставить в Петропавловск положение о выборах, так как в ближайшие дни собирался вернуться на Камчатку. По мнению представителя полуострова, выборы могли быть проведены только в Петропавловске и в 1-2 ближайших волостях, по причине отсутствия способов сообщения между остальными населенными пунктами. Комиссия приняла постановление послать Воловникова и еще одного представителя, Перебейводу, с предложением о производстве выборов и просить Камчатский областной исполнительный комитет взять на себя организацию голосования. Комиссия также решила послать через русского посла в Хакодате и капитана парохода «Взрыватель» предложение о проведении выборов на Сахалине11.

На третьем заседании ЦИК 19 июня было постановлено, что при проведении выборов в полосе отчуждения КВЖД нет необходимости в отступлении от положения.

9 ГАРФ. Ф. Р-4551. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

10 Там же. Л. 7-7 об.

11 Там же. Л. 8-8 об.

Доклады и сообщения

Комиссия признала, что от жителей Харбина должно быть избрано 7 депутатов, а от населения полосы отчуждения (исключая Харбин) 10 парламентариев12. Несмотря на желание русских граждан, проживавших в полосе отчуждения КВЖД, участвовать в избрании депутатов во ВНСДВ, вследствие особого положения указанной территории, выборы откладывались на неопределенный срок.

Подготовительная работа ЦИК показала основные трудности, с которыми предстояло столкнуться участковым избирательным комиссиям во время выборов. Отказ от признания ВПДВ был основной причиной, по которой правительства в Верхнеудинске, Чите и Благовещенске отказались от проведения на своей территории голосования. Отсутствие связи с Камчаткой и Сахалином могли помешать проведению выборов от населения указанных территорий в Народное собрание, но такая ситуация обозначала бы, что парламент, имевший название «дальневосточный», представлял бы только одну область - Приморскую. Другой важной проблемой для ЦИК являлось проведение выборов в полосе отчуждения КВЖД, то есть на территории иностранного государства -Китая. Присутствие в парламенте одних «приморцев» не устраивало ВПДВ, наметившего объединение всех областей Дальнего Востока. Поэтому ЦИК пыталась решить проблемы с организацией голосования как посылкой эмиссаров с наделенными от комиссии полномочиями, так и намерением провести выборы среди русского населения Маньчжурии с отступлением от принятого положения.

Организация и проведение выборов в Народное собрание

Запланированные на июнь 1920 г. выборы во Временное Народное собрание Дальнего Востока в первый месяц лета прошли только в Приморской области. Избирательная комиссия не имела связи с Камчаткой и Сахалином, а остальные дальневосточные области отказались проводить голосование на подконтрольной им территории. Политическая борьба за места в парламенте развернулась главным образом в двух городах южного Приморья - Владивостоке и Никольске-Уссурийском.

Во Владивостоке за 25 депутатских мест боролись 82 кандидата от 7 кандидатских списков. Социалистические партии представляли список № 1 (от партии социалистов-революционеров) и список № 2 (от межпартийного совещания социалистических партий). Противники социалистов выставили три списка: список № 4 (от союза домовладельцев окраин Первой Речки и Куперовской пади), список № 5 (от союза Владивостокских православных приходских организаций) и список № 6 (от прогрессивно-демократической группы). Два кандидатских списка выражали интересы украинского (список № 3 от Владивостокской Украинской окружной Рады) и корейского населения (список № 7 от

12 ГАРФ. Ф. Р-4551. Оп. 1. Д. 1. Л. 19.

Доклады и сообщения

населения Ново-Корейской слободки)13. Особенностью предвыборной кампании в городах стало объединение основных политических течений в избирательные блоки.

Кандидатский список № 2 был образован из представителей социалистических партий: большевиков, меньшевиков, народных социалистов, левых эсеров и сибирского союза эсеров. На предвыборных митингах, устраиваемых бюро межпартийного совещания, выступали представители всех социалистических партий14. Был зафиксирован и случай отказа партии от борьбы за депутатские мандаты. Так, владивостокский союз социалистов-революционеров максималистов отказался участвовать в выборах, заявив, что парламентская работа в буржуазно-капиталистическом строе является ловушкой для трудящихся15.

На собрании несоциалистических групп (торгово-промышленная палата, биржевой комитет, союз домовладельцев и другие организации) 4 июня 1920 г. была принята программа из трех пунктов, с которой несоциалисты должны были пойти в Народное собрание: 1) сохранение для России дальневосточной территории; 2) возрождение хозяйственной и финансово-экономической жизни; 3) создание авторитетной власти. На том же совещании была выбрана комиссия (по два члена от каждой организации) по утверждению списка кандидатов в депутаты, с правом входить в соглашение со всеми несоциалистическими группами16. 6 июня 1920 г. на заседании несоциалистических организаций Владивостока был образован прогрессивно-демократической блок, в который вошли сторонники партии кадетов, представители торгово-промышленного класса, домовладельцы и пр. Блок выдвинул собственный список прогрессивно-демократической группы (список № 6)17.

В платформе прогрессивно-демократической группы содержались положения о сохранении Дальнего Востока за Россией; создании краевой демократической власти; проведении в жизнь всех основ демократического строя (обеспечение всем гражданам равных избирательных прав и равенства перед законом, свободы совести, слова, печати, собраний, союзов, коалиций и стачек, неприкосновенности личности, жилища, имущества, национального и вероисповедного равенства); организации независимого суда; принятии мер к экономическому возрождению края на основах частной собственности; принятии мер к созданию прочного финансового положения и т. д.18 Прогрессивно-демократическая группа выдвинула 18 кандидатов в депутаты, среди которых выделялись В.А. Виноградов - член Государственной думы Российской империи третьего и четвертого

13 Слово. [Владивосток], 1920. 11 июня.

14 Воля. [Владивосток], 1920. 12 июня.

15 Там же. 11 июня.

16 Слово. [Владивосток], 1920. 5 июня.

17 Там же. 8 июня.

18 Там же. 11 июня.

Доклады и сообщения

созывов, и Л.А. Кроль - член Государственного экономического совещания, бывший заместитель председателя Временного областного правительства Урала.

Оставшееся до выборов небольшое время представители политических партий использовали для своей агитации. На офицерском собрании 11 июня 1920 г. с предвыборными речами выступили представители кандидатских списков № 2 и № 619. 12 июня 1920 г., за день до выборов в Народное собрание, представителями межпартийного совещания социалистических партий было устроено 9 митингов, на которых предоставлялось слово всем социалистическим партиям. Как отмечалось в газете «Слово», только списки межпартийного совещания социалистических партий и прогрессивно-демократической группы вели предвыборную борьбу, остальные же кандидатские списки не проявляли интереса к агитации20.

Центральная избирательная комиссия незадолго до выборов предложила городскому голове устранить некоторые недостатки в организации выборов во Владивостоке: известить население территории о границах избирательных участков и обозначить помещения избирательных участков плакатами или другими ясными способами21. Некоторые организации принимали довольно радикальные меры для повышения избирательной явки. Так, правление профессионального союза тружеников морского транспорта постановило, что продовольственные карточки члены союза могут получить только при предъявлении избирательных записок22.

Выборы во Временное Народное собрание Дальнего Востока во Владивостоке состоялись 13 июня 1920 г. Избиратели в день выборов с самого утра становились в очереди у избирательных участков. Наибольшую агитационную активность на выборах проявили социалисты и прогрессивные демократы, которые использовали автомобили, разукрашенные флагами (социалисты использовали флаги красного цвета, а прогрессивные демократы - национальные трехцветные). Корреспондент газеты «Воля» обращал внимание и на тот факт, что представители прогрессивно-демократического списка «использовали извозчиков, на которых разъезжали пожилые лица чиновничьего типа с флагами в руках»23.

Избиратели во время выборов нередко плохо представляли себе процедуру голосования. Подходя к урне, некоторые граждане подавали избирательную записку вместо бюллетеня; пытались опустить бюллетень своей рукой, а не отдав его председателю комиссии; настаивали на праве голосовать за своих родственников. Были зарегистрированы случаи голосования в нескольких участках одним и тем же лицом и

19 Слово. [Владивосток], 1920. 13 июня.

20 Там же. 15 июня.

21 Воля. [Владивосток], 1920. 12 июня.

22 Там же. 11 июня.

23 Там же. 15 июня.

Доклады и сообщения

несовершеннолетними. Многие избиратели подавали несвернутые бюллетени. Отмечалось, что бюллетень списка № 2, отпечатанный красной краской, просвечивает через бумагу даже в сложенном виде. Большинство избирательных участков были чрезвычайно тесны, избирательные списки составлены небрежно, что затрудняло процедуру голосования24.

Всего во Владивостоке проголосовало 28 853 чел. Список межпартийного совещания социалистических партий получил 22 564 голоса (78 %); второе место заняли прогрессивные демократы, за которых проголосовали 4 718 избирателей (16 %); третий результат на выборах показали эсеры с 779 голосами (2,5 %)25. В итоге от Владивостока во ВНСДВ прошло 20 депутатов от межпартийного совещания, 4 парламентария от прогрессивно-демократической группы и один депутат от эсеров.

Основными причинами неудачного выступления на выборах прогрессивно-демократической группы участники голосования и сторонники списка № 6 выделяли: отказ части приверженцев несоциалистического блока принимать участие в выборах в «коммунистический, опереточный, местный парламент»; соединение в списке «реакционных» и «прогрессивно-демократических» кандидатов, что отталкивало множество сторонников тех или иных идей; неудачное название списка; наличие в первой десятке списка неизвестных и не приемлемых («засилье кадетов») для консервативной части населения кандидатов.

16 июня 1920 г. состоялись выборы членов Народного собрания от торгово-промышленной палаты. Несмотря на то что в распоряжении руководства палаты было более двух недель, торгово-промышленная палата разослала повестки о проведении собрания только 14 июня 1920 г. На собрании избирались сначала выборщики и только потом они выбирали членов Народного собрания. Из 141 члена палаты на выборы пришли 41 чел., из которых 5 чел. были иностранцами или представителями иностранных фирм. В итоге 36 чел. избрали 10 выборщиков, которые выбрали 6 представителей от торгово-промышленной палаты в члены Народного собрания26. Незадолго до открытия парламента своих представителей выбрали также профессиональные и производственные союзы. Все депутаты от рабочих являлись сторонниками социалистов.

Члены ВНСДВ от политических партий были избраны отделениями партий во Владивостоке в начале июня 1920 г. От РКП(б) был избран В.Г. Антонов, ставший впоследствии главой Приморского областного управления.

Во втором по численности городе южного Приморья - Никольске-Уссурийском в выборах приняли участие 8 166 чел. (свыше 60 % избирателей). Объединенный блок

24 Воля. [Владивосток], 1920. 15 июня.

25 Вестник Временного правительства Дальнего Востока - Приморской земской управы. [Владивосток], 1920. 16 июня.

26 Слово. [Владивосток], 1920. 19 июня.

Доклады и сообщения

профессиональных организаций (социалисты) получил 7 177 голосов, за цензовый блок отдали свои голоса 1 734 чел. В избирательных участках вместе с милиционерами дежурили японские патрули. Инцидентов на выборах не было зафиксировано27. В итоге в результате прямых выборов и выборов от профессиональных и торгово-промышленных организаций от Никольск-Уссурийска прошло 8 депутатов: 4 коммуниста, 2 эсера и 2 депутата от беспартийных цензовых групп28.

Наибольшее затруднение с организацией выборов во ВНСДВ на территории Приморской области произошло в Хабаровске. В бывшем центре Приамурского генерал-губернаторства городская дума, избранная еще при Колчаке, и городской голова К.Т. Лихойдов, имея за собой поддержку японского командования, старались отсрочить прямые выборы. Летом 1920 г. в Хабаровске прошли выборы депутатов Народного собрания только от профессиональных и торгово-промышленных организаций, причем от цензовиков депутатом стал Лихойдов.

Уполномоченный Временного правительства в Хабаровске А.Ф. Милеев 9 июня 1920 г. экстренно просил Хабаровскую городскую думу приступить к выборам членов ВНСДВ от населения города. 13 июня городской голова Хабаровска уведомил уполномоченного, что городская дума постановила отложить выборы в Народное собрание. 22 июня городская дума постановила назначить выборы в Народное собрание на 18 июля 1920 г., а 19 июля 1920 г. Лихойдов вновь уведомил Милеева, что, несмотря на желание назначить выборы во ВНСДВ не позже 28 июля, он считает возможным провести выборы не менее чем через две недели29. Несмотря на попытки как можно дольше затянуть выборы в Хабаровске, они прошли осенью 1920 г.

14 сентября в Хабаровске закончился срок регистрации кандидатских списков в Народное собрание. Было выставлено три списка: центрального бюро (3 коммуниста и 2 эсера), домовладельцев и кадетов, при этом часть домовладельцев во главе с Лихойдовым постановили выборы бойкотировать30. Депутатами Народного собрания от города стали представители центрального бюро и кадетов.

В отличие от городов, в подавляющем большинстве случаев депутаты от сельской местности избирались не путем прямого волеизъявления, а на волостных собраниях. Зафиксировано лишь несколько прецедентов, когда в волостях были проведены прямые выборы, как в случае избрания депутатов С.П. Русакова от Новокиевска и Н.И. Иванова от Фроловской волости31. Крестьяне избирали депутатами людей, зарекомендовавших себя в общественной жизни волости32.

27 Воля. [Владивосток], 1920. 15 июня.

28 Там же. 17 июня.

29 ГАРФ. Ф. Р-950. Оп. 1. Д. 16. Л. 20-21.

30 Воля. [Владивосток], 1920. 17 сентября.

31 Там же. 19 июня.

32 Голос Родины. [Владивосток], 1920. 20 июня.

Доклады и сообщения

К 4 июля 1920 г. выборы были закончены на всей территории Приморской области, кроме Хабаровска и отдаленной Нижне-Тамбовской волости33. Камчатка из-за отсутствия морского сообщения не могла отправить своих депутатов раньше осени 1920 г. В июле 1920 г. председатель Камчатского исполкома И.Е. Ларин от имени населения Камчатской области приветствовал Народное собрание и сообщил, что оно «являлось единственным хозяином нашего края»34. Ларин отметил тот факт, что оторванность области от Владивостока задерживает прибытие депутатов от Камчатки. По причине отсутствия телеграфного сообщения не было данных о результатах выборов на Сахалине. В итоге к открытию парламента депутатский корпус состоял целиком из жителей Приморской области.

Только в начале сентября состоялись выборы трех депутатов Народного собрания от Петропавловска35. Во Владивосток депутаты от Камчатки прибыли осенью 1920 г. При этом комиссия личного состава Народного собрания, рассмотрев мандат представителя камчатского исполкома, члена коммунистической партии П.С. Маловечкина, постановила отказать в утверждении его полномочий, так как согласно положению о выборах местные партийные организации не имели право избирать депутатов36. В конце октября 1920 г. во Владивосток прибыл один из депутатов от Петропавловска А.Д. Батурин37.

Сложная ситуация с проведением выборов наблюдалась на Сахалине. Северный Сахалин был занят летом 1920 г. японскими войсками. 28 июля комиссия личного состава ВНСДВ, рассмотрев вопрос о выборах в Народное собрание по о. Сахалин, постановила обратить внимание правительства Медведева на необходимость освобождения из тюрьмы заключенных членов ВНСДВ и устранения препятствий для их прибытия во Владивосток38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведению выборов в полосе отчуждения КВЖД мешала позиция китайских властей. На заседании ЦИК 5 июля 1920 г. было выслушано письменное сообщение Н.П. Пумпянского о препятствиях к проведению выборов членов Народного собрания. Работа Харбинской областной избирательной комиссии вследствие заявленного китайским правительством через Российского генерального консула протеста против производства выборов на китайской территории была приостановлена. Комиссия

33 Воля. [Владивосток], 1920. 4, 7 июля.

34 Там же. 23 июля.

35 Пустовит В.П. Гласные: не белые, не красные. Петропавловская городская Дума - первый опыт местного самоуправления на Камчатке // Вопросы истории Камчатки. Историко-краеведческий ежегодник. 2006. Вып. 2. URL: http://www.npacific.ru/np/Library/pubLikacii/historykam/istkam2-4.htm (дата обращения: 12.03.2017).

36 Воля. [Владивосток], 1920. 15 сентября.

37 Там же. 26 октября.

38 Там же. 31 июля. Данных о последствиях указанного постановления или прибытия избранных депутатов от Сахалина во Владивосток найти не удалось.

Доклады и сообщения

предположила из 7 депутатских мест по Харбину предоставить 5 мест межпартийному совещанию и конференции, а два места отдать торгово-промышленному классу и партии народной свободы, которые бойкотировали избирательную комиссию. В случае если китайские власти воспрепятствовали бы выборам по линии железной дороги, то планировалось предоставить право избрания 10 членов Народного собрания районным комитетам39. В конце июля 1920 г. на объединенном заседании городского и железнодорожного центральных бюро профессиональных союзов, с участием правлений, комитетов и бюро коллективов, были произведены выборы представителей центрального бюро в Народное собрание от Харбина40.

Существенное различие в проведении выборов в городах и сельской местности Приморской области заключалось в особенностях избирательной системы. В городах при пропорциональной избирательной системе основные политические силы объединялись в блоки, между которыми и шла основная борьба. Во всех трех городах Приморья, где прошли выборы, основными соперниками за места в Народном собрании являлись социалистический и цензовый блоки. Мажоритарная система в сельской местности не предполагала активной политической борьбы, так как «городские» партии не проявляли интереса к крестьянским голосам.

Наибольшие трудности в проведении выборов наблюдались на Камчатке, Северном Сахалине и в полосе отчуждения КВЖД. Из-за оторванности полуострова от Владивостока выборы на Камчатке прошли только через два месяца после открытия Народного собрания. Также позже Приморья голосование состоялось в Харбине, причем выборы были не всеобщими, а от общественных организаций. Выборы прошли в условиях нахождения японских войск и на Сахалине, но о дальнейшей судьбе депутатов ничего не известно.

Итоги выборов

Партийный состав ВНСДВ к середине июля 1920 г. распределялся следующим образом: 75 членов крестьянской (беспартийной) фракции; 26 коммунистов; 8 социалистов-революционеров; 3 левых социалиста-революционера; 3 члена сибирского союза социалистов-революционеров; 4 социал-демократа меньшевика; 2 народных социалиста; 4 кадета; 9 членов группы торгово-промышленников; 1 депутат вне фракций41. Из представленного состава Народного собрания видно, что абсолютное большинство мест заняли представители крестьянского населения.

Депутаты от политических партий и торгово-промышленников были избраны в городах. При этом следует отметить, что только благодаря выборам по торгово-

39 Воля. [Владивосток], 1920. 7 июля.

40 Там же. 1 августа.

41 Там же. 16 июля.

Доклады и сообщения

промышленным организациям цензовики смогли провести большинство своих депутатов. Победа социалистов была обусловлена их программой, требовавшей воссоединения края с Россией и окончания пребывания иностранных войск на Дальнем Востоке; которую в 1920 г. поддержало большинство избирателей. В дальнейшем, при пополнении депутатского корпуса, большинство мест сохранилось за социалистами и поддерживающей их беспартийной крестьянской фракцией.

Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что выборы во Временное Народное собрание Дальнего Востока имели следующие особенности: 1) короткий срок избирательной кампании из-за сложной политической обстановки, заставившей правительство избрать представителей от всех областей Дальнего Востока в авторитетный представительный орган власти; 2) принятие смешанной избирательной системы, предполагавшей как всеобщие выборы, так и представительство от организаций и партий; которая была обусловлена необходимостью включения в состав парламента депутатов от разных групп населения Дальнего Востока; 3) трудности в организации выборов из-за удаленности территории (Камчатка), наличия японских войск (Северный Сахалин), негативной позиции японского командования (Хабаровск) и проведения голосования на территории иностранного государства (полоса отчуждения КВЖД);

4) избирательная кампания в городах Приморья заключалась в борьбе двух кандидатских блоков - социалистического и прогрессивно-демократического (цензового);

5) практическое отсутствие политической борьбы в сельской местности; 6) отсутствие каких-либо ограничений на участие партий в выборах по политическим мотивам; 7) отказ японского военного командования от вмешательства в выборы на большей территории Дальнего Востока (кроме Хабаровска и Северного Сахалина).

Несмотря на все затруднения, выборы во Временное Народное собрание Дальнего Востока были проведены на всей территории Приморской области. Народное собрание сыграло большую роль в объединении областей Дальнего Востока. Проработав до декабря 1920 г., парламент отказался от распространения своей юрисдикции на всю дальневосточную территорию и стал региональным представительным органом власти.

Проведение выборов в Народное собрание показало, что парламентаризм не был чужд населению Дальнего Востока. В голосовании приняли участие большинство зарегистрированных избирателей, показав заинтересованность в создании высшего представительного органа власти для решения региональных проблем. Опыт выборов и деятельности Временного Народного собрания Дальнего Востока доказал возможность избрания Россией пути парламентаризма как одной из альтернатив политического развития страны в первой четверти ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.