Научная статья на тему 'Проект построения коммунистического общества в СССР по Генеральному хозяйственному плану 1951-1970 гг'

Проект построения коммунистического общества в СССР по Генеральному хозяйственному плану 1951-1970 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
683
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЛИНИЗМ / ПОСЛЕВОЕННЫЙ СССР / Н.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ / Г.М. СОРОКИН / ПРОЕКТ / КОММУНИЗМ / ГОСПЛАН СССР / ОТДЕЛ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ / "ЛЕНИНГРАДСКОЕ ДЕЛО" / STALINISM / THE POST-WAR USSR / N.A. VOZNESENSKY / G.M. SOROKIN / DRAFT / COMMUNISM / GOSPLAN OF THE USSR / DIVISION OF LONG-TERM PLANS / "LENINGRAD AFFAIR"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симонов Максим Анатольевич

В статье представлены результаты исследования проекта плана построения коммунизма в СССР, разрабатывавшегося Госпланом после Великой Отечественной войны. Описывается история составления программного документа и анализируются его основные положения. Раскрываются фундаментальные задачи преобразования общества из социалистического в коммунистическое. Приводятся конкретные экономические показатели будущего общества и сравниваются с реальными возможностями советской экономики. Особое место занимает анализ проекта территориального развития СССР в период с 1951 по 1970 г. Работу над планом курировал Н.А. Вознесенский до своего ареста в 1949 г., поэтому изучение данной темы помогает понять взгляды фигурантов «Ленинградского дела». Также в статье отмечается, что разработка планов коммунистического строительства в СССР шла непрерывно и в итоге была частично реализована во время правления Н.С. Хрущева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The draft of building a communist society in the USSR by the general economic plan 1951-1970

The article presents the results of the research of the draft of building communism in the USSR, State Planning Committee (Gosplan) developed after World War II. The history of the drafting of the programme is described and its main provisions are given. The fundamental tasks of the transformation of society from socialist to Communist are revealed. Specific economic indicators of the future society are provided and are compared with the real possibilities of the Soviet economy. The special place occupies the analysis of the territorial development project of the USSR in the period from 1951 to 1970. N.A. Voznesensky oversaw the work before he was arrested in 1949, so the study of this topic helps to understand the views of defendants in the "Leningrad affair". The Development plans were continuously. And eventually it was partially implemented during the reign of N.S. Khrushchev.

Текст научной работы на тему «Проект построения коммунистического общества в СССР по Генеральному хозяйственному плану 1951-1970 гг»

3. Kuznetsova E. Ekskursiya po Marokko [Tour of Morocco] // Novoie vremya - New Time. 1953, № 7, p. 29.

4. Katin V. K. Marokko segodnya [Morocco today] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today 1961, № 5, p. 29.

5. Katuntseva N. Puteshestviye po Marokko [Journey through Morocco] Novoie vremya - New Time. 1963, № 41, p. 30.

6. Mikhaylenko I. U marokkanskikh fellakhov [Visiting Moroccan fellahs] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today. 1966, № 7, p. 15.

7. Kholniy G. Po gorodam Marokko [Across the cities of Morocco] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today. 1962, № 3, p. 38.

8. Maslov K. Marokko perezhivaet vesnu [Morocco is experiencing spring ] // Za rubezhom - Abroad. 1961, № 31, p. 16.

9. Shabaev B. 1 maya v Kasablanke [1 May in Casablanca] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today. 1968, № 5, p. 22.

10. Ibid. P. 19.

11. Ermakov E., Potemkin Yu. Marokkanskie svetoteni [Moroccan light and shade] // Pravda - Truth. 25.04.1972.

12. Zhukov Yu. Privet iz Marokko [Hi from Morocco ] // Ogonek - Spark. 1974, № 24, p. 25.

13. Argentov V.A. Starina i novMagriba [Old and new in Maghreb]. M. 1985. P. 226.

14. Bereznikovskiy I. Mnogotsvetiye Rabata [Variety of colors of Rabat ] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today. 1983, № 3, p. 59.

15. ShabaevB. Op. cit. P. 20.

16. Landa R. Marokkanskie vstrechi [Moroccan meetings ] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today. 1981, № 2, p. 41.

17. Knyazev O. Usteni Almokhadov [At a wall of Almokhads] // Izvestiya - News. 14.05.1982.

18. Katin V.K. Op. cit. P. 29.

19. Nagibin Yu. Marokkanskiye novelli [Moroccan short stories ] // Novoie vremya - New Time. 1961, № 27,

p. 25.

20. Katin V.K. Op. cit. P. 29.

21. Ibid. P. 27.

22. Ignatov A. U gerkulesovikh stolbov [At Herculean pillars ] // Sovetskaya Rossiya - Soviet Russia. M. 4.12.1988.

23. Katin V. K. Marokko segodnya i zavtra [ Morocco today and tomorrow ] // Aziya I Afrika segodnya - Asia and Africa today. 1969, № 3, p. 38.

24. Ibid. P. 36.

25. Ignatov A. Op. cit. P. 29.

26. Kanaev G. Vperviye v Marokko [ For the first time in Morocco] // Sovetskite profsoyusi - Soviet labor unions. 1959, № 13, p. 61.

27. Maslov K. Op. cit. P. 17.

28. NapalkovS. Na raznikh meredianakh [On different meridians]. L. 1973. P. 67.

29. Zhukov Yu. Op. cit. P. 25. 2.2.1. Katin V. K. Op. cit. P. 34.

УДК 94(470)"1951/1970" + 338(470)"1951Д970"

М. А. Симонов

Проект построения коммунистического общества в СССР по Генеральному хозяйственному плану 1951-1970 гг.

В статье представлены результаты исследования проекта плана построения коммунизма в СССР, разрабатывавшегося Госпланом после Великой Отечественной войны. Описывается история составления программного документа и анализируются его основные положения. Раскрываются фундаментальные задачи преобразования общества из социалистического в коммунистическое. Приводятся конкретные экономические показатели будущего общества и сравниваются с реальными возможностями советской экономики. Особое место занимает анализ проекта территориального развития СССР в период с 1951 по 1970 г.

Работу над планом курировал Н. А. Вознесенский до своего ареста в 1949 г., поэтому изучение данной темы помогает понять взгляды фигурантов «Ленинградского дела». Также в статье отмечается, что разработка планов коммунистического строительства в СССР шла непрерывно и в итоге была частично реализована во время правления Н. С. Хрущева.

© Симонов М. А., 2017

The article presents the results of the research of the draft of building communism in the USSR, State Planning Committee (Gosplan) developed after World War II. The history of the drafting of the programme is described and its main provisions are given. The fundamental tasks of the transformation of society from socialist to Communist are revealed. Specific economic indicators of the future society are provided and are compared with the real possibilities of the Soviet economy. The special place occupies the analysis of the territorial development project of the USSR in the period from 1951 to 1970.

N. A. Voznesensky oversaw the work before he was arrested in 1949, so the study of this topic helps to understand the views of defendants in the "Leningrad affair". The Development plans were continuously. And eventually it was partially implemented during the reign of N. S. Khrushchev.

Ключевые слова: сталинизм, послевоенный СССР, Н. А. Вознесенский, Г. М. Сорокин, проект, коммунизм, Госплан СССР, отдел перспективных планов, «Ленинградское дело».

Keywords: Stalinism, the post-war USSR, N. A. Voznesensky, G. M. Sorokin, draft, communism, Gosplan of the USSR, division of long-term plans, "Leningrad affair".

Планы строительства коммунистического общества в СССР постоянно разрабатывались и обсуждались высшим руководством начиная как минимум с середины 1930-х гг. Самый известный проект принадлежит хрущевскому десятилетию, но до него разрабатывались и более ранние.

Как указывалось в резолюции XVIII съезда ВКП(б], «СССР вступил в третьем пятилетии в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму» [1]. Конкретизируя эту установку, Совнарком в начале 1941 г. поручил Госплану составить проект Генерального плана развития СССР на 15 лет. В нём должны были содержаться директивные показатели, позволяющие к концу этого срока «перегнать главные капиталистические страны в производстве на душу населения - чугуна, стали, топлива, электроэнергии, машин и других средств производства и предметов потребления» [2]. Увеличение срока планирования в противовес традиционным советским пятилеткам говорит о предпринимавшейся попытке решить глобальную хозяйственную задачу. Однако в выполнение намеченного проекта вмешалась Великая Отечественная война.

Поэтому к разработке проекта экономического плана построения коммунизма в СССР работники Госплана под руководством Н. А. Вознесенского вернулись только в 1948 г. В историографии этот вопрос не получил должного освещения. Первое упоминание о Генеральном хозяйственном плане было опубликовано в 1963 г. в биографии Н. А. Вознесенского, в которой послевоенному плану построения коммунизма посвящена лишь одна страница [3]. Через одиннадцать лет вышла несколько переработанная версия книги, в которой была смягчена критика И. В. Сталина, а указанной проблеме отводилась уже целая глава [4].

К рассмотрению данного вопроса историки вернулись уже в наше время. В. З. Роговин связал прогноз дальнейшего развития СССР, данный И. В. Сталиным в речи перед избирателями сталинского округа г. Москвы от 9 февраля 1946 г., с разработанным планом построения коммунизма в СССР и охарактеризовал его. Однако эта характеристика носит общий и недостаточно конкретный характер: «...неграмотно составленные расчёты [которые] механически экстраполировали на будущее относительно высокие темпы экономического роста СССР в определённые периоды и относительно низкие темпы роста экономики капиталистических стран - также в отдельные периоды» [5]. В статье О. В. Хлевнюка нет упоминаний о Генеральном хозяйственном плане, однако дается характеристика личности председателя Госплана СССР - «вполне традиционный председатель Госплана, склонный к компромиссам с ведомствами, готовый на существенное увеличение капитальных вложений. Стиль и методы работы Вознесенского не отличались от поведения его предшественников» [6]. Также дается очень важное заключение о том, что изменения в экономике, которые проводил Н. А. Вознесенский, исходили лично от И. В. Сталина. К проблеме послевоенного экономического развития обращался А. З. Ваксер [7]. В его работе также отсутствуют данные о Генеральном хозяйственном плане, но впервые в историографии рассматривается вопрос о проводимой Н. А. Вознесенским попытке структурной перестройки советской экономики. Провал этой попытки автор связывает с началом репрессий государства против ряда крупных руководителей - «ленинградского дела» и «дела Госплана».

Таким образом, в историографии проблема планирования строительства коммунизма в СССР в послевоенный период только упомянута. Мнения о Н. А. Вознесенском как о руководителе экономической части проекта выборочны и противоречивы. Сами документы о Генеральном хозяйственном плане были долгое время неизвестны исследователям из-за закрытости любой информации о нем вследствие репрессий в отношении Н. А. Вознесенского.

По нашему мнению, толчком к разработке новых программных документов после Великой Отечественной войны послужила речь И. В. Сталина от 9 февраля 1946 г., в которой указывалось, что для нового мощного подъема народного хозяйства потребуется «три новых пятилетки, если не больше» [8]. Через полтора года, 15 июля 1947 г., началась разработка новой программы ВКП(б], в которой были сформулированы «основные задания партии с точки зрения развития Советского общества к коммунизму в разрезе 20-30 лет» [9]. 6 августа 1947 г. на заседании Политбюро был рассмотрен вопрос «О Генеральном хозяйственном плане СССР», в связи с чем было принято соответствующее постановление ЦК ВКП(б] и Совета Министров СССР [10]. В данном документе Госплану СССР поручалось к 15 января 1948 г. представить проект Генерального хозяйственного плана СССР, рассчитанного на «20 лет... [и] построение в СССР коммунистического общества» [9].

В соответствии с этим для разработки Генерального хозяйственного плана СССР на 19461965 гг. Госплан СССР решениями от 22 августа и 12 сентября 1947 г. создал 105 специальных групп общей численностью около 350 специалистов. Координация и руководство работой групп была возложена на отдел перспективных планов, созданный приказом Госплана СССР № 1936 от 29 августа 1946 г. [11], во главе с его начальником Г. М. Сорокиным. В своей работе Г. М. Сорокин отчитывался непосредственно перед председателем Госплана СССР - Н. А. Вознесенским, который председательствовал на заседаниях комиссии Госплана по рассмотрению вопроса о Генеральном хозяйственном плане. В результате работы в течение 2,5 месяцев был подготовлен первый вариант доклада о Генеральном плане, который был представлен сводным отделом перспективных планов Госплану СССР 27 ноября 1947 г. [12] Таким образом, к концу 1947 г. был разработан первый вариант доклада Госплана Центральному Комитету ВКП(б] и Совету Министров СССР о предварительном проекте Генерального хозяйственного плана на 1946-1965 гг.

Обсуждение этого доклада продолжалось до мая 1948 г. в рабочих группах Госплана. В нем участвовали непосредственные разработчики, руководители групп, а также Г. М. Сорокин и Н. А. Вознесенский. Судя по перечню документов по проекту Генерального плана за период с февраля по май 1948 г. прошло четыре заседания, на которых проводилась доработка данного Плана и обсуждался широкий круг вопросов, связанных с ним [13].

По результатам данных обсуждений отдел перспективных планов должен был подготовить проект постановления о предварительном проекте Генерального хозяйственного плана СССР. Для этого доклад еще раз был обсужден комиссиями под руководством отдела перспективных планов и с изменениями доработан. В результате всех согласований к 20-21 сентября 1948 г. был подготовлен новый вариант документа - Проект постановления о предварительном Генеральном хозяйственном плане СССР на 1951-1970 гг. [20], в котором сроки реализации Плана были сдвинуты на 5 лет. Как указано в записке Г. М. Сорокина на имя Н. А. Вознесенского, это было сделано в целях «коренного улучшения доклада», так как в нем был «неудовлетворительно составлен план капитальных работ. неудовлетворительно разработаны показатели технического вооружения... [и] технико-экономические нормы» [13].

После освобождения Н. А. Вознесенского от должности председателя Госплана 5 марта 1949 г. [14] работу по разработке генерального хозяйственного плана возглавил новый руководитель ведомства М. З. Сабуров. Однако новых программных документов разработано не было. В 1953 г. в связи с реорганизацией Госплана был расформирован отдел перспективных планов и работы по Генеральному плану полностью прекращены [11]. Таким образом, ключевым документом, составленным в рамках разработки Генерального хозяйственного плана, является именно Проект постановления о предварительном Генеральном хозяйственном плане СССР на 19511970 гг.

Проект Плана [21] представляет собой два тома, текст в которых набран на печатной машинке с отсутствием помет и исправлений. Первый том состоит из 379 листов и разбит на пять частей. Первая часть «Итоги социалистического строительства и основные задачи», по сути, - это преамбула документа. Вторая часть «План преобразований для перехода от социалистического общества к коммунистическому» состоит из девяти разделов. Третья часть «План развития и дальнейшего технического вооружения народного хозяйства» также состоит из девяти разделов. Четвертая часть «План развития экономических районов и союзных республик» состоит из восемнадцати разделов. В заключительной части «За победу коммунизма в СССР» содержится описание внешнеполитических условий выполнения заданий Плана, и она состоит из пяти разделов. Второй том - это приложение к проекту Плана, в котором указаны числовые показатели выполнения Плана, структурно он повторяет первый том. Во втором томе содержится 311 листов.

В самом начале Плана была обозначена его цель - «построение в СССР полного коммунистического общества» [15]. В рамках поставленной цели были сформулированы 3 задачи, реше-

29

ние которых позволило бы её достичь: «...[первая] превзойти уровень производства на душу населения в главных капиталистических странах, в том числе Соединенных Штатах Америки. [вторая] осуществить программу перехода в СССР от общества социалистического к обществу коммунистическому. [третья] укрепить технико-экономическую независимость СССР, обеспечить дальнейшее повышение его обороноспособности, полностью гарантировав советскую страну от всяких случайностей, связанных с наличием капиталистического окружения» [15]. Эти задачи полностью совпадали с речью И. В. Сталина от 9 февраля 1946 г.

Для полноценного контроля над выполнением Плана был определен 91 показатель. Показатели носили натуральный, а не относительный характер и отражали положение в основных сферах советского хозяйства. Количество общих показателей развития экономики - 27; промышленности - 12; сельского хозяйства - 14; строительства - 12; заработной платы и интенсификации труда - 19; просвещения - 3; здравоохранения - 4 [16]. В Плане все показатели должны были расти поступательно из года в год, из пятилетки в пятилетку. Двадцатилетний период выполнения Плана Госплан СССР разделил на четыре пятилетки, которые являлись своеобразными индикаторами выполнения задания.

Главным показателем в Плане оставался объем валового выпуска продукции. Вся экономика СССР с 1951 по 1970 г. должна была увеличить этот показатель в 3,5 раза, с 239 до 826 миллиардов рублей в ценах 1926/27 г. [17] Это должно было создать «изобилие продуктов, которое необходимо для перехода к коммунизму» [15].

Валовый объем продукции промышленности группы «А» должен был быть в два раза больше объема продукции промышленности группы «Б». К 1970 г. объем выпускаемой продукции тяжелой промышленности должен был составить 555 миллиардов рублей, при этом объем вложенных в отрасль средств должен был составить 491 миллиард рублей [16]. Другими словами, стоимость произведенной продукции всего лишь на 13 процентов превышала вложения. Объем же капитальных вложений в промышленность группы «Б» должен был быть в десять раз меньшим, чем капитальные вложения в промышленность группы «А», - 55 миллиардов рублей. При этом стоимость произведенной продукции должна была превышать вложения в пять раз -245 миллиардов рублей! [16] Эти данные свидетельствуют о том, что при планировании развития народного хозяйства СССР на период 1951-1970 гг. сохранялся приоритет развития тяжелой промышленности над легкой, а её финансирование шло по остаточному принципу.

В отношении сельского хозяйства наблюдалась та же ситуация, но при этом проводились меры, направленные на постепенное выравнивание двух отраслей сельского хозяйства: земледелия и животноводства. Если в 1951 г. стоимость продукции земледелия должна была составить 21,1 миллиард рублей, то в 1970 г. - уже 46 миллиардов. В животноводстве аналогичные показатели составляли 8 миллиардов и 32,5 миллиарда рублей соответственно. Таким образом, разрыв между производством земледелия и животноводства должен был сократиться за двадцать лет с 2,5 до 1,5 раз [16].

Важно подчеркнуть, что основным источником и способом выполнения Плана выступала ликвидация ручного труда. Предполагалось к 1960 г., за две пятилетки, «полностью завершить механизацию труда во всех отраслях хозяйства, ликвидировать ручной (немеханизированный] труд» [16]. Промышленность должны была быть максимально оборудована механическими приспособлениями, облегчающими труд рабочих, такими как электропилы, фрезерные станки, автотранспорт и т. д. Также в сельском хозяйстве, по представлениям Госплана, предполагалось к 1960 г. механизировать практически все виды работ за счёт сокращения использования живой рабочей силы. К концу двадцатилетия построения коммунизма экономия рабочей силы в результате завершения механизации должна была составить в промышленности 3,3 миллиона человек; в строительстве - 650 тысяч человек; сельском хозяйстве - 17 миллионов человек [16; 22]. При сокращении рабочей силы в народном хозяйстве производительность труда оставшихся работников должна была увеличиться к 1970 г. в три раза [16]. Также предполагалось, что в выполнении плана должна была быть усилена кооперация с союзными государствами восточной Европы. Из стран народной демократии должны были импортироваться каменный уголь, строительные материалы, электромоторы и сахар [16].

Помимо указанных источников общий объем централизованных государственных капитальных вложений за двадцать лет исполнения должен был составить два с половиной триллиона рублей в сметных ценах 1945 г. [16, л. 27] Львиная доля вложений приходилась на промышленность группы «А» - 68%, промышленность группы «Б» - 6,1%, транспорт и связь - 15,4%, сельское хозяйство - 4,1%, культурно-бытовое и административное строительство - 6,4% [23]. Помимо прямых вложений предполагалось ограниченное использование кредита «в оборотных средствах хозяйственных организаций и прежде всего предприятий тяжелой промышленности» 30

[15], т. е. приоритет в использовании финансовых возможностей вновь отдавался промышленности группы «А». При этом основной упор делался на прирост капитальных вложений в народное хозяйство. За первую пятилетку Плана, в сравнении с послевоенной, прирост должен был составить 28%, в следующую пятилетку - 44%. В последующие пятилетки прирост капитальных вложений должен был постепенно сокращаться в 1961-1965 гг. - 33% и 1966-1970 гг. - 23% [15]. Из приведенных данных видно, что пятилетка 1955-1960 гг. должна была стать решающей в выполнении Плана.

С помощью этих достижений предполагалось добиться ряда крупных социокультурных изменений советского общества. Прежде всего, необходимо было добиться ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом. В Плане это должно было стать способом осуществления народно-хозяйственных задач и гарантией развития экономики в долгосрочной перспективе, так как в первую очередь ставилась задача «поднять культурный уровень рабочих и крестьян до уровня работников инженерного труда» [15]. Для этого Планом предлагался ряд конкретных мер: «.а] осуществить до 1965 года обязательное всеобщее среднее образование молодежи; б] увеличить сеть средних школ. г] обеспечить всех трудящихся. [получением] к 1970 году образования в объеме семилетней школы» [15]. Также предполагалось создание сети «сельскохозяйственных школ по полеводству, животноводству, электрификации. для подготовки сельскохозяйственных кадров». [15] Решение проблемы различия в характере умственного и физического труда виделось в значительном повышении уровня профессионального образования молодежи.

Наравне с этим советское руководство ставило своей задачей ликвидацию противоположности между городом и деревней, которая подразумевалась как «дотягивание» деревни до бытового уровня города за счет постепенного выполнения домашней работы специализированными предприятиями - столовыми и прачечными. Главной задачей в этой отрасли Госпланом СССР обозначалась как «перевод всего сельского хозяйства на высшую техническую базу, в мощные предприятия индустриального типа, охватывающие все стороны сельскохозяйственного производства» [15], особая роль в этом отводилась машинно-тракторным станциям (МТС].

Все указанные преобразования должны были привести к следующей структуре занятости. В промышленность должно было быть сконцентрировано 36% рабочей силы, в строительстве -5%, в транспорте и связи - 14%, в сельском хозяйстве - 8%, в торговле, заготовках и снабжении -9%, в государственной службе и общественных организациях - 5%, в общественном питании -3%, в жилищном хозяйстве - 3%, в просвещении - 10%, в здравоохранении - 7% [16]. Такая структура занятости населения должна была остаться практически неизменной за весь период исполнения Плана.

В жилищном строительстве Госплан СССР сделал упор на обеспечении каждой семьи в стране благоустроенным жильем [15]. Для этого необходимо было построить 13,5 миллиона квартир, что должно было составить 490 миллионов квадратных метров жилья. Для выполнения данной задачи предполагалась выдача населению кредитов для строительства 3 миллионов частных домов в городах и рабочих поселках. На жителей села эта мера не должна была распространяться. В столице СССР г. Москве предполагалось возведение Дворца Советов, комплекса административных зданий, гостиниц и жилых многоэтажных зданий в центре города на Котельнической набережной и площади Восстания.

Согласно Плану предполагалось, что среднемесячная заработная плата работников в СССР должна была за двадцать лет увеличится с 650 до 885 рублей, т. е. на 36%, а фонд заработной платы в свою очередь должен был увеличиться с 347 до 610 миллиардов рублей, т. е. на 84% [16]. Несмотря на это, в Плане прослеживается тенденция постепенной ликвидации в разрыве доходов различных групп населения. Однако темпы сближения зарплат были недостаточными, что в свою очередь сохраняло иерархическую систему оплаты труда. При этом сохранялась дифференциация доходов граждан СССР, что хорошо видно из данных о зарплате по различным отраслям народного хозяйства. Наиболее благоприятное положение должны были занимать квалифицированные инженеры, труд которых был самым привилегированным, так как их заработная плата в 1,5-2 раза превосходила среднюю в СССР [16]. Также благоприятное положение должно было складываться в промышленности, где зарплата рабочих стабильно превышала среднюю на 10%, равно как и в сфере образования. А самая плачевная ситуация наблюдалась в сельском хозяйстве, где даже к моменту предполагаемого построения коммунизма заработная плата должна была остаться на самом низком уровне в экономике и составлять немногим более двух третей от средней зарплаты - 610 против 885 рублей [16].

Материальное положение населения должно было быть улучшено с помощью различных финансовых инструментов. Прежде всего, повышения покупательной способности рубля. К

31

1970 г. покупательная способность рубля должна была увеличиться «не менее чем в 3 раза путем снижения розничных цен в 3,5 раза» [15]. Кроме того, предполагалось сокращение доходов колхозников от продажи продуктов с их приусадебных участков на рынке и уменьшение налогов вплоть до их полной отмены, таким образом должно было произойти сближение социальных категорий колхозников и промышленных рабочих, но определенная разница между ними на этом этапе строительства коммунизма все же должна была сохраняться.

Перед советской торговлей ставилась задача увеличения рыночных фондов по основным группам продовольственных товаров в 5-10 раз по сравнению с уровнем 1940 г. и увеличение объема продаж промышленных товаров в 7 раз. В итоге объем розничного товарооборота должен был составить 700 миллиардов рублей. Предполагалось постепенно снижать розничные цены на продукты за счет снижения себестоимости продукции и перевозок, установив «снижение оптовых цен в 1970 г. по сравнению с 1950 г. на 45%» [15]. В Плане подчеркивалось «соблюдение установленных планом соотношений в росте производительности труда и денежной заработной платы». Именно данное соотношение разработчики Плана считали основой повышения благосостояния трудящихся и их покупательной способности. Выполнение этих показателей должно было обеспечить к концу двадцатилетнего периода товарное изобилие.

Одним из главных элементов экономики коммунизма в Плане представлялся безналичный расчет государства с гражданами и предприятиями. Что впоследствии должно было привести к отмиранию денег.

Главной задачей в области обеспечения населения провозглашалось установление принципа распределения продуктов по потребности взамен существовавшего распределения по труду, т. е. замена социалистического принципа распределения на коммунистический. Предлагалось «обеспечить более быстрый рост потребления особо ценных продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурного и бытового обслуживания» [15]. По сравнению с 1940 г. потребление должно было увеличиться в 15 раз. Особое внимание в Плане уделялось созданию обширной сети питания, особенно на селе, увеличению ассигнований на социально-культурные мероприятия. По сравнению с 1940 г. ассигнования должны были увеличиться в 1970 г. в 7 раз. При благоприятных условиях выполнения Плана предполагалось сократить рабочий день до семи часов, как это было перед Великой Отечественной войной.

В Плане большое внимание уделялось советской школе. Она должна была на себя взять роль воспитания граждан СССР в духе преданности идеалам коммунизма. Поэтому кроме образовательной на нее возлагались еще и идеологическая функция. Для этого ей предписывалось: «В целях воспитания у всех граждан СССР советского патриотизма. последовательно внедрять в сознание. идеологию дружбы народов» [15]. В союзных республиках провозглашалось ускорение роста количества кадров специалистов коренных национальностей, но «воспитанных в духе беззаветной преданности советской родине, интернационализма и чуждых буржуазному национализму. Обеспечить трудящимся всех национальностей возможность освоить великие культурные достижения русского народа» [15]. Таким образом, воспитание граждан должно было происходить на основе русской культуры.

Идеалом общества при коммунизме провозглашалось всеобщее равенство. Прежде всего, ставилась задача ликвидации классовых различий. Помимо этого ставились и другие, не менее амбициозные задачи, такие как стирание различий между умственным и физическим трудом, а также между городом и деревней. Эти задачи должны были решаться за счет «превращения всех рабочих и всех крестьян. в активных и сознательных строителей коммунистического общества»

[15].

Проект территориального развития СССР предполагал осуществить в рамках всей страны разделение на 13 экономических районов. При этом планирование было двойным - показатели рассчитывали как для районов, так и для союзных республик, входивших в их состав.

Производство промышленной продукции в миллиардах рублей

по экономическим районам СССР за время выполнения Генерального хозяйственного Плана в ценах 1948-1949 гг. [24]

Районы 1951 г. 1970 г. Прирост, в %

Средняя Азия и Казахстан (Казахская, Уз-

бекская, Киргизская, Таджикская и Турк- 555 1863 336

менская ССР)

Районы Закавказья (Грузинская, Армянская и Азербайджанская ССР] 828 1930 233

Районы Юга (Украинская и Молдавская ССР] 655 2521 385

Районы Запада (Белорусская, Латвийская, Литовская и Эстонская ССР] 770 1450 188

В целом по РСФСР [25] 12140 33208 274

Европейский север 710 2703 381

Северо-запад 3800 6900 182

Районы Центра 1464 3481 237

Поволжье 1224 3852 315

Северный Кавказ и Крым 698 3786 542

Районы Урала 1800 4700 261

Районы Западной Сибири 1050 4150 395

Районы Восточной Сибири (нет данных] - - -

Районы Дальнего Востока 1394 3636 261

СССР (в целом) 27088 74180 274

Производство промышленной продукции на душу населения по всему СССР должно было увеличиться в денежном выражении в 2,74 раза. Ровно во столько же раз должен был увеличиться этот показатель по РСФСР, что свидетельствует о том, что РСФСР рассматривалась как ведущая республика при планировании общесоюзных показателей развития экономики. Экономический баланс между союзными республиками за 20 лет, с 1951 по 1970 г., должен был остаться неизменным - доминирующее положение сохранялось за РСФСР. Её доля в объеме производства должна была остаться на уровне 81%, доля остальных республик изменялась незначительно. Однако в абсолютном выражении наибольшее увеличение производства продукции должно было прийтись на развитые в сельскохозяйственном отношении республики юга СССР.

Внутри самой РСФСР предусматривалось перераспределение баланса между экономическими регионами с увеличением промышленного потенциала территорий, которые до войны были менее всего индустриально развиты. Значительное развитие должен был получить регион с самым маленьким промышленным потенциалом - Северный Кавказ и Крым. Особый интерес представляет тот факт, что в сравнении с республиками Закавказья, к которым исторически тяготел Северный Кавказ, объем промышленного производства к 1970 г. в этом регионе должен был быть в два раза больше продукции, выпускаемой в Закавказье. В остальных случаях разрыв между экономическими районами РСФСР и другими союзными республиками не должен был принципиально измениться.

Согласно Плану к 1970 г. значительнее всего должна была сократиться доля в объеме выпускаемой продукции северо-западного (г. Ленинград] и центрального (г. Москва] районов - старых центров производства. При этом северо-западный район должен был остаться на первом месте по выпуску продукции.

В Плане помимо прочего характеризуется международная обстановка построения коммунистического общества в СССР. Констатируется, что по итогам Второй мировой войны произошла новая расстановка политических сил на мировой арене. Образовалось два лагеря: империалистический, во главе с США, и антиимпериалистический, во главе с Советским Союзом. В документе отмечается, что следствием войны для капиталистических стран стало обострение противоречий между ними, и предполагалось «наступление нового экономического кризиса в США и других капиталистических странах» [15, л. 362-363]. Поэтому «американский государственно-монополистический капитализм ведет борьбу за новый передел мира» [15, л. 364].

Поэтому, исходя из описанной международной обстановки, в документе предполагалось осуществлять строительство коммунизма, опираясь не только на широкие народные массы, но и на «Советскую Армию. поддержку дружественных стран [т. е. стран «народной демократии», после Второй мировой войны вошедших в сферу влияния Советского Союза]. благоразумие среди

тех кругов капиталистического мира, которые не заинтересованы в агрессивных планах и которые хотят развивать нормальные экономические отношения» [15]. Иными словами, в Плане предлагалось использовать все имеющиеся у государства методы для ведения внешней политики. Особо подчеркивалось, что международное «сотрудничество вполне возможно и при различных экономических системах, избранных и одобренных народами отдельных государств» [15]. В тексте этот фрагмент приведен как цитата из речи И. В. Сталина.

В тяжелых послевоенных условиях руководство СССР ставило перед собой грандиозную задачу построения коммунистического общества. По сути, это было возвращение к цели, поставленной еще до войны. Разработка Плана полностью исходила из теоретических представлений, изложенных И. В. Сталиным в речи перед избирателями 9 февраля 1946 г., и находилась в русле советской плановой традиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанный таким образом Госпланом СССР План содержал в себе ряд очень смелых предложений, таких как создание автономных экономических районов на всей территории страны, резкое увеличение жилого строительства и т. д. При этом в нем имелись существенные изъяны. Прежде всего, в документе не раскрыт вопрос об денежных источниках стремительного экономического роста и воплощении столь масштабного проекта. К тому же в Плане не предусмотрены экономические потери, амортизация оборудования и т. д. Построение коммунизма рассматривалось через призму приоритетного развития тяжелой промышленности, которая была нацелена на «дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение вооруженных сил. новейшей военной техникой» [15]. Это обстоятельство, несмотря на широко провозглашаемые в Плане меры переустройства жизни рядовых граждан, заставляет задуматься о соотношении открытых и скрытых целей. К тому же из приведённого материала видно, что принципы народнохозяйственного планирования не изменились - был только увеличен срок выполнения Плана с пяти до двадцати лет. Основные показатели, пропорции, методики расчётов и источники выполнения Плана за небольшими исключениями осталось таким же, как и в 1930-е гг. Вряд ли стоило ожидать другого подхода к работе. Госплан работал в русле традиции, сформировавшейся в годы первых пятилеток. Тогда для выполнения пятилетних планов «определялись задания по важнейшим отраслям тяжелой промышленности (производству чугуна, стали, проката и т. д.] и для их развития выделялись основные имеющиеся ресурсы. На удовлетворение нужд других отраслей шло то, что оставалось после решения основных задач» [18].

Непосредственно же разработка Плана полностью связана с именами председателя Госплана Н. А. Вознесенского и его заместителя Г. М. Сорокина. После «Ленинградского дела» и смерти Н. А. Вознесенского работа над Планом была остановлена. Однако во время правления Н. С. Хрущева Г. М. Сорокин вновь стал заместителем председателя Госплана СССР в 1955-1957 гг. и неоднократно привлекался к планированию народного хозяйства и разработке проектов различных реформ [19]. Ряд текстуальных совпадений в проекте постановления о предварительном проекте генерального хозяйственного плана СССР на 1951-1970 гг. и программой КПСС, принятой на XXII съезде в 1962 г., позволяют говорить о том, что ряд положений Плана лег в основу программы.

Примечания

1. Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.]. Резолюция XVIII съезда ВКП(б) по докладу т. Молотова // XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (б] : стенографический отчет. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1939. 742 с.

2. Правда. 1941. 22 февр. С. 1.

3. Колотов В. В., Петровичев Г. А. Н. А. Вознесенский : биографический очерк. М. : Изд-во полит. лит., 1963. 48 с.

4. Колотов В. В. Николай Алексеевич Вознесенский. М. : Изд-во полит. лит., 1974. 351 с.

5. Роговин В. З. Мировая революция и мировая война. М. : «Москва», 1998. 416 с.

6. Хлевнюк О. В. Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х гг. и «дело Госплана» // Отечественная история. 2001. № 3. С. 81.

7. Ваксер А. З. «Ленинградское дело». Итоги изучения и новые аспекты. СПб.: Изд-во «Европейский дом», 2012. 48 с.

8. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года / / Сталин И. В. Сочинения. Т. 16. М., 1997. С. 16.

9. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1066. Л. 13, 26.

10. Политбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б). Повестки заседаний 1919-1952 гг. : каталог Т. III. 1940-1952. М. : РОССПЭН, 2001. 1016 с.

11. См.: Описание фонда Госплана в описях за 1946-1949 гг. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 46-49.

12. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 49. Д. 161. Л. 39.

13. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 96. Д. 1390. Л. 1, 127-129.

14. Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945-1953. М. : РОССПЭН, 2002. 656 с.

15. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 96. Д. 1387. Л. 17-18, 27, 29, 34, 92, 95, 97-99, 100-102, 213-215, 364-365, 368.

16. РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 96. Д. 1389. Л. 25-33, 66, 68, 71, 72, 77, 79, 80-82, 86-88, 213, 309-311. 17. РГАЭ Ф. 4372. Оп. 96. Д. 1388. Л. 1-4.

18. Грегори П. Политическая экономия сталинизма. М. : РОССПЭН, 2008. 400 с.

19. Сорокин Геннадий Михайлович / / Персональный состав Российской академии наук на сайте архива Российской академии наук. URL: http://isaran.ru/?q=ru/person&guid=9D1D8769-E01E-8E7A-7E63-1FE35B2E52E1 (дата обращения 29.09.2016).

20. В названии документа не указано, проектом постановления какого органа он является. Однако по аналогии с предыдущим вариантом документа можно заключить, что предполагалось подготовить совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР.

21. Далее для удобства будет использоваться слово «План» вместо «Проект постановления о предварительном Генеральном хозяйственном плане СССР на 1951-1970 гг.»

22. В Плане показатели для промышленности посчитаны по отраслям лесозаготовок, торфодобычи, горнорудной и угольной промышленности.

23. Там же. Вероятно, что статья культурно-бытовое и административное строительство включала в себя также и расходы на образование и науку.

24. Рассчитано по: РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 96. Д. 1387. Л. 246-254.

25. Для наглядности нами рассчитаны данные по РСФСР.

Notes

1. The third five-year development plan of national economy of the USSR (1938-1942 years). Resolution of the XVIII Congress of the CPSU(b) on the report of comrade Molotov (in Russ.) // XVIII Congress of the all-Union Communist party (b): the verbatim report. M. State Publ. of polit lit. 1939. 742 p.

2. Pravda - Truth. 1941. 22 Feb. P. 1.

3. Kolotov V. V., Petrovichev G. A. N. A. Voznesenskij: biograficheskij ocherk [Andrei Voznesensky: a biographical sketch.] M. Publ. of polit. lit. 1963. 48 p.

4. Kolotov V. V. NikolajAlekseevich Voznesenskij [Nikolay Alekseevich Voznesensky]. M. Publ. of polit. lit. 1974. 351 p.

5. Rogovin V. Z. Mirovaya revolyuciya i mirovaya vojna [World revolution and world war]. M. "Moscow". 1998. 416 p.

6. Hlevnyuk O. V. Sovetskaya ehkonomicheskaya politika na rubezhe 1940-1950#h gg. i «delo Gosplana» [Soviet economic policy at the turn of 1940-1950's. and "the case of the state planning commission"] // Otechestvennaya istoriya - National history. 2001, No. 3, p. 81.

7. Vakser A. Z. «Leningradskoe delo». Itogi izucheniya i novye aspekty ["Leningrad affair". The results of the study and new aspects]. SPb. Publishing house "Evropeiskiy dom". 2012. 48 p.

8. Rech' na predvybornom sobranii izbiratelejStalinskogo izbiratel'nogo okruga goroda Moskvy 9 fevralya 1946 goda - Speech at an election meeting of voters of the Stalin electoral area of Moscow, February 9, 1946 // Stalin I. V. Sochineniya [Works]. Vol. 16. M. 1997. P. 16.

9. Russian State Archive of Social Political History (RGASPI). F. 17. Inv. 3. File 1066. Sh. 13, 26.

10. Politbyuro CKRKP(b) - VKP(b). Povestki zasedanij 1919-1952 gg.: katalog T. III. 1940-1952 - Politburo of the Central Committee of the RCP(b) - VKP(b). The agenda of the meetings, 1919-1952.: catalog III. 1940-1952. M. ROSSPEN. 2001. 1016 p.

11. See: Opisanie fonda Gosplana v opisyah za 1946-1949 gg. - Description of the Fund the state planning Commission in inventories for the years 1946-1949 Russian State Archive of Economics (RGAE). F. 4372. Inv. 46-49.

12. RGAE. F. 4372. Inv. 49. File 161. Sh. 39.

13. RGAE. F. 4372. Inv. 96. File 1390. Sh. 1, 127-129.

14. Politburo of the CPSU(b) and USSR Council of Ministers. 1945-1953. M. ROSSPEN. 2002. 656 p.

15. RGAE. F. 4372. Inv. 96. File 1387. Sh. 17-18, 27, 29, 34, 92, 95, 97-99, 100-102, 213-215, 364-365, 368.

16. RGAE. F. 4372. Inv. 96. File 1389. Sh. 25-33, 66, 68, 71, 72, 77, 79, 80-82, 86-88, 213, 309-311. 17. RGAE. F. 4372. Inv. 96. File 1388. Sh. 1-4.

18. Gregori P. Politicheskaya ehkonomiya stalinizma [Political economy of Stalinism]. M. ROSSPEN. 2008. 400 p

19. Sorokin Gennadi Mikhailovich // Personal'nyj sostav Rossijskoj akademii nauk na sajte arhiva Rossijskoj akademii nauk - Personal member of the Russian Academy of Sciences on the website of the archive of the Russian Academy of Sciences. Available at: http://isaran.ru/?q=ru/person&guid=9D1D8769 E01E 8E7A 7E63 1FE35B2E52E1 (accessed 29.09.2016).

20. It is not specified in the title of the document, to which the draft of resolution it refers. However, by analogy with the previous variant of the document it is possible to conclude that it was planned to prepare a joint resolution of the Central Committee of the CPSU(b) and USSR Council of Ministers.

21. Further, for convenience we will use the word "Plan" instead of "Draft decree on the provisional General economic plan of the USSR in 1951-1970."

22. In the Plan indicators for the industry are calculated on the industries of logging, peat extraction, mining and coal industry.

23. Ibid. It is likely that the article «cultural residential and administrative construction» included also expenditures on education and science.

24. Calculated from: RGAE. F. 4372. Inv. 96. File 1387. Sh. 246-254.

25. For clarity, we have calculated the data for the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.