Научная статья на тему 'Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка как пример «Образцовой» жилой застройки Санкт-Петербурга первой половины XVIII века'

Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка как пример «Образцовой» жилой застройки Санкт-Петербурга первой половины XVIII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проекты полковых слобод / градостроительное развитие Санкт-Петербурга первой половины XVIII века / «образцовая» жилая застройка города / полковая слобода Лейб-Гвардии Измайловского полка. / projects regimental settlements / urban development of St. Petersburg first half of the eighteenth century / "model" residential development of the city / regimental Sloboda Life Guards Izmailovsky regiment.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гладких Александр Александрович

В работе рассматривается проект полковой слободы Лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, разработанный в 40-х годах XVIII века. Делается описание пространственно-планировочных и архитектурно-художественных решений, применявшихся зодчими, для создания «образцовой» жилой застройки города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the project regiment settlements of the Life guards Izmailovsky regiment in St. Petersburg, designed in the 40-ies of the XVIII century. Is the description of spatial-planning and architectural solutions used by architects to create an "exemplary" residential development of the city.

Текст научной работы на тему «Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка как пример «Образцовой» жилой застройки Санкт-Петербурга первой половины XVIII века»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | АРХИТЕКТУРА

163

АРХИТЕКТУРА

ПРОЕКТ ПОЛКОВОЙ СЛОБОДЫ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА КАК ПРИМЕР «ОБРАЗЦОВОЙ» ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ xviii ВЕКА

Гладких Александр Александрович

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург.

АННОТАЦИЯ

В работе рассматривается проект полковой слободы Лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге, разработанный в 40-х годахXVIII века. Делается описание пространственно-планировочных и архитектурно-художественных решений, применявшихся зодчими, для создания «образцовой» жилой застройки города.

ABSTRACT

This paper discusses the project regiment settlements of the Life guards Izmailovsky regiment in St. Petersburg, designed in the 40-ies of the XVIII century. Is the description of spatial-planning and architectural solutions used by architects to create an "exemplary" residential development of the city.

Ключевые слова: проекты полковых слобод, градостроительное развитие Санкт-Петербурга первой половины XVIII века, «образцовая» жилая застройка города, полковая слобода Лейб-Гвардии Измайловского полка.

Keywords: projects regimental settlements, urban development of St. Petersburg first half of the eighteenth century, "model" residential development of the city, regimental Sloboda Life Guards Izmailovsky regiment.

Приход к власти императрицы Анны Иоанновны в 1730-м году был ознаменован возрождением градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге и его пригородах. Оставленные после смерти Петра I принципы «регулярности» и «правильности» в массовой жилой застройке города вновь получили своё развитие [1: с.36-38]. Однако существовавшее в это время большое количество разрозненных коллегий, канцелярий и департаментов, призванных осуществлять регулирование и надзор за строительным процессом в Северной столице, приводило к беспорядочному развитию городской застройки. Такая разобщенность и стихийность в строительном деле требовала создания на государственном уровне единой организации, способной не только объединять и регулировать все строительные работы, но и создавать проектные генеральные планы различных частей города, дополняя их нормативными документами и «образцовыми» проектами» [2: с.269-271].

Поводом для создания такого объединяющего органа послужили охватившие Санкт-Петербург в августе 1736 года и в июне 1737 года опустошительные пожары, уничтожившие значительную часть домов на Адмиралтейском острове и Литейной части, разрушившие Морскую, Немецкую и Греческую слободы. В результате, для устранения последствий пожаров Императорским указом от 10(21) июля 1737 года была создана специальная «Комиссия о Санктпетербургском строении», получившая значительные полномочия в области административного и градостроительного регулирования в городе на Неве. Возглавлял Комиссию барон К.В. фон Миних, в состав новой организации входили видные деятели того времени, в архитектурную группу, отвечавшую за проектирование и строительство, в разное время входили такие видные зодчие, как П.М. Еропкин, М.Г. Земцов, И.К. Коробов и др. [3: с.168-184].

За период с 1737 по 1740 годы «Комиссией о Санктпетербургском строении» было выполнено значи-

тельное число крупных градостроительных проектов отдельных административных частей города, типовые проекты жилых слобод, отдельных жилых участков, проекты общественных комплексов и сооружений, «образцовые» дома и проч. [3: с.185-186]. Одним из самых главных документов, сводившим воедино основную часть проектных решений Комиссии в 1737-1740-е годы и дающим наглядное представление о предлагавшейся грандиозной реконструкции города, является второй единый генеральный план Санкт-Петербурга - «План И.Ф. Трускота». Этот план, выполненный Академией Наук и Художеств в 17481749 годах под руководством картографа И.Ф. Трускота, был издан в 1753 году вместе с сопутствующими ему двенадцатью перспективными видами города, гравированными по рисункам М.И. Махаева [4].

«План И.Ф. Трускота», большая часть которого изображает проектный вариант города, помогает увидеть общую картину Санкт-Петербурга с двумя основными видами жилой застройки. Первый вид, занимающий всю центральную часть города, представляют жилые кварталы и располагающиеся вдоль рек Фонтанки и Мойки усадьбы, а второй вид застройки, располагающийся по периметру города (за исключением Васильевского острова) представляли военные слободы Лейб-Гвардии полков, предназначавшиеся для проживания солдат и офицеров. На плане очень отчетливо видно отличие планировочной структуры жилых кварталов и полковых слобод. Первые производят впечатления более свободных, «живописных», деликатно вписанных в существующую городскую ткань, военные же поселения, имеющие простую геометрическую форму, с одинаковой внутренней планировочной структурой, выглядят очень однообразно, отличаясь «примитивностью и геометрической сухостью» [1: с. 54]. С.С. Ожегов связывает данную разницу с различной организацией финансирования «частного» и «казенного» строительства, где «жилая застройка велась частными лицами на собственные средства», а «казарменное строительство велось самим государством», что позволяло «возводить

164

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | АРХИТЕКТУРА

законченные комплексы застройки в полном соответствии с заранее составленными планами" [1: с.44].

Одним из показательных примеров «образцовой» жилой застройки для солдат и офицеров является проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Работа над отведением места для постройки и разработка

планировки полковой слободы была начата «Комиссией о Санктпетербургском строении» еще в 1739 году. Однако на «Плане И.Ф. Трускота» мы видим пример, когда проекты полковых слобод разрабатывались уже после 1740 года не в Комиссии, а в самих Полках Лейб-Г вардии под руководством Б.-Х.

Рис. 1. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка на «Плане И.Ф. Трускота».

Рисунок Г ладких А.А.

Миниха и под наблюдением местных командиров (рис. 1). Примечательно также, что если на первых предложениях, разработанных «Комиссией о Санктпетербургском строении», изображался еще казарменный тип размещения полков, то «на «Плане И.Ф. Трускота» все слободы гвардейских полков показаны уже в новых проектных вариантах, в виде полковых светлиц» [3: с.385-389]. Вот какие отличия слободского расселения, названного современниками того времени «Светлицы Гвардии», от казарменного выделяет А,И. Богданов в своей книге «Описание Санктпетербурга»: «Эти Светлицы ... строены не по линейно, как обычай Улицам быть и дворам, но строены хоромы все в шахмат. все солдатские покои зде-ланы по обычаю хоромнаго регулярного строения; всякая хоромина в четырех покоях состоящая, и нарочитою работою выстроено. А Офицерские Домы так изрядно построены, как бы кто и на собственные свои денги мог построить.» [5].

Перед нами законченный, самодостаточный «образцовый» комплекс полковой слободы, имеющий правильную прямоугольную форму. Главная улица слободы делит всю территорию на две симметричные части с вытянутыми прямоугольниками кварталов, имевших в ширину 25-30 сажен, разделенных между собой сеткой поперечных проездов и завершающихся обширным плацом [ 1: с.54-55]. Участки с казармами и огородами одних владельцев располагались в шахматном порядке относительно окружавших их соседних участков. В результате, «пространство улицы становилось более разряженным, расстояние между домами значительно увеличивалось, а дома, стоящие на противоположных сторонах, никогда «не смотрели друг на друга» (рис. 2 и рис.3) [6].

Участки, имевшие в плане форму прямоугольника, делились на две части. Первую часть занимали жилой дом, въездные ворота, служебные флигели или хозяйственные постройки. Вторую часть, находившуюся в глубине

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | АРХИТЕКТУРА

165

участка занимали огороды [7]. Застройка, осуществлявшаяся в линию, формировалась из двух типов жилья: большие, деревянные, одноэтажные дома на два жилья для офицеров, и малые, деревянные, одноэтажные дома для солдат на четыре человека. В целом, габариты, пространственно-планировочное решение и декоративное убранство фасадов офицерских домов «значительно превосходили солдатские казармы, которые имели строгий, «по-гвардейски» сдержанный вид» [6]. Увенчанные фронтонами и изящными слуховыми окнами, декоративными наличниками с барочными ушками и замковыми камнями, входными лестницами с балюстрадами офицерские дома призваны были стать основным украшением поселка, завершая торцы кварталов и оформляя своими фасадами

главную улицу (рис. 4). Солдатские казармы занимали второстепенную архитектурно-художественную роль, создавая фронт застройки на поперечных улицах и уступая место в разнообразии декоративного убранства фасадов офицерским домам. Простой карниз, слуховые окна и прямоугольные наличники на окнах, декоративная балюстрада на входах - вот, пожалуй, и весь декор, которым наделили зодчие фасады солдатских казарм (рис. 5). В целом, застройка получалась однообразная и монотонная. Единый силуэт одноэтажных домов нарушала лишь полковая церковь, показанная на «Плане И.Ф. Трускота на центральном проспекте гвардейской слободы, в одной линии с жилой застройкой.

Рис. 2. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Перспективный вид.

Реконструкция Гладких А.А.

Рис. 3. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Вид на офицерский дом.

Реконструкция Гладких А.А.

Перечисленные выше градостроительные и архи- вых слобод Лейб-Гвардии полков. Разработанные в пер-тектурно-художественные особенности военных жилых вой половине XVIII века «образцовые» проекты полковых поселений прослеживаются и в прочих проектах полко- слобод, располагавшиеся на окраинах города и занимавшие значительную часть его территории, легли в основу

166

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | АРХИТЕКТУРА

градостроительной ткани Санкт-Петербурга, сформировав большое количество современных улиц, проспектов, кварталов и площадей Северной столицы. Заложенные еще в 1740-е годы пространственно-планировочные идеи по принципам «регулярности» и «правильности», а также

сдержанность и простота архитектурно-декоративных решений фасадов, свойственные военным поселениям, можно наблюдать и сегодня, прогуливаясь по многочисленным кварталам и частям города на Неве.

Рис. 4. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Фасад офицерского дома со служебными

флигелями. Рисунок Гладких А. А.

Рис. 5. Проект полковой слободы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Фасад солдатского дома.

Рисунок Г ладких А.А.

Список литературы

1. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. М., 1987.

2. Малиновский К.В. Санкт-Петербург XVIII века. СПб., 2008.

3. Семенцов С.В. Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века. СПб., 2004.

4. Гладких А.А. Проект сада «Променад» в Санкт-Петербурге как образец русского идеального парка середины XVIII века. // Вестник гражданских инженеров. N 6(47). СПб., 2014. С. 6.

5. Богданов А.И. Описание Санктпетербурга 17491751. СПб., 1997. С. 222-223.

6. Гладких А.А. «Идеальная» жилая застройка в проектах Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. // Сборник статей по материалам XXX Международной заочной научно-практической конференции «Научная дискуссия: Вопросы технических наук» Секция 6. Строительство и архитектура. М., 2015. С. 41.

7. Базарова Т.А. До Таврического дворца: история застройки Московской стороны в первой половине XVIII века. // Создание «Парадиза» Санкт-Петербург и Ингерманландия в эпоху Петра Великого. Очерки. СПб., 2014. С. 206-207.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ЭПИГЕНЕТИКА

Истомина Светлана Анатольевна

канд. архитектуры, доцент, Институт архитектуры и дизайна, СФУ, г. Красноярск

АННОТАЦИЯ

Архитектура является эпигенетическим фактором в эволюции гео-формационного селекционизма периода голоцена. Эволюционная архитектурная эпигенетика влияет на развитие генетического разнообразия населения земли. Этому периоду свойственны координатно-пространственные изогенные герметизации энергообменных культиваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.