Научная статья на тему 'Проект «Патриоты России»'

Проект «Патриоты России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1385
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВИКТОРИНА / КОНКУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Николай Алексеевич

Автор актуализирует проблему патриотического воспитания, самореализации, самообразования обучающихся, предлагает способы построения образовательной среды, влияющей на развитие этих качеств, раскрывает роль и содержание деятельности организаторов патриотического воспитания, обеспечивающей профессиональный рост педагогов и личностный рост обучающихся, делится опытом проведения викторин патриотической направленности, общероссийского конкурса «Патриоты России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект «Патриоты России»»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

J

Кузьменко Николай Алексеевич

учитель истории, обществознания и права ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия - интернат» e-mail: [email protected] с. Елыкаево, Кемеровская область

ПРОЕКТ «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Как можно обеспечить патриотическое воспитание обучающихся?

Л______________________________________________________________________________________________г

Аннотация. Автор актуализирует проблему патриотического воспитания, самореализации, самообразования обучающихся, предлагает способы построения образовательной среды, влияющей на развитие этих качеств, раскрывает роль и содержание деятельности организаторов патриотического воспитания, обеспечивающей профессиональный рост педагогов и личностный рост обучающихся, делится опытом проведения викторин патриотической направленности, общероссийского конкурса «Патриоты России».

Ключевые слова: патриотическое воспитание, викторина, конкурс

Пояснительная записка к проекту

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием [7].

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [1,2, 5, 8, 9, 12].

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию обществе [3, 4, 6]. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным средством, необходимым условием для за-

щиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации [7].

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства [10,11]. По этой причине система гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского и патриотического воспитания.

Основной целью Проекта «Патриоты России» является совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания, формирование у гимназисток высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, повышение мотивации к изучению истории, обществознания [7].

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в гимназии необходимо решить следующие задачи:

• продолжить создание системы гражданского и патриотического воспитания обучающихся;

• повышать качество гражданского и патриотического воспитания обучающихся;

• развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания гимназисток;

• необходимо внедрять инновационные форм и направления воспитательной работы;

• формирование патриотических чувств и сознания гимназисток на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

• воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Решение поставленных задач осуществляется через реализацию подхода воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории страны, жизни и деятельности выдающихся личностей.

Мероприятия на уровне гимназии:

1. Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде тестов с выбором ответа.

2. Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде вопросов с развернутым ответом.

3. Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде вопросов с развернутым ответом в форме презентаций.

Мероприятия на уровне области и России:

Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде тестов с выбором ответа и написания эссе на заданную тему.

Ожидаемые результаты реализации проекта

• развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания гимназисток;

• создание условий для развития духовной личности;

• поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;

• успешная сдача ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию.

Конечным результатом реализации Проекта должны стать положительная динамика роста патриотизма, гражданственности.

Приведем примеры отдельных мероприятий в рамках реализации проекта: викторина «Что мы знаем о космонавтике?» и «Бородинское сражение».

Викторина на тему:

«Что мы знаем о космонавтике?»

Вопросы составлены на основании теста учебника, ответы выделены курсивом.

1. Кто впервые использовал термин «космонавтика»:

а) А. Штернфельд; б) Я. Перельман; в) В. Сапарин; г) Н. Кибальчич.

2. Кто выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги:

а) А. Штернфельд; б) Я. Перельман; в) В. Сапарин; г) Н. Кибальчич.

3. Кто в 1903 г. спроектировал ракету для межпланетных сообщений:

а) Н. Кибальчич; б) К. Циолковский; в) Г. Оберт; г) Р Годдард.

4. Кто руководил научно-исследовательской работой по космической тематике «Исследования по вопросу создания первого искусственного спутника Земли»:

а). С. Королев; б) К. Циолковский; в) М. Тихонравов; г) А. Нестеренко.

5. Под чьим руководством в 1957 г. была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7:

а) С. Королёв; б) А. Нестеренко; в) К. Циолковский; г) М. Тихонравов.

6. Когда советский космический аппарат «Марс-2» достиг поверхности Марса:

а) 27 ноября 1961; б) 27 ноября 1971; в) 02 декабря 1971; г) 02 декабря 1981.

7. Когда совершена первая посадка на Луне советской автоматической станции:

а) 3 февраля 1956; б) 3 февраля 1961; в) 3 февраля 1966; г) 3 февраля 1971.

8. Какая станция и когда совершила первый в мире перелет на другую планету:

а) 1 марта 1971, «Мир»; б) 1 марта 1966, «Марс-1»; в) 1 марта 1956, «Луна-2»; г) 1 марта 1966, «Венера-3».

9. Когда и какая первая советская автоматическая межпланетная станция была выведена на орбиту:

а) 12 февраля 1961, «Венера»; б) 12 февраля 1956, «Луна»; в) 12 февраля 1966, «Марс»; г) 12 февраля 1971, «Мир».

10. Когда и какого советского пилотируемого комплекса был выведен на орбиту базовый блок (первой международной научной лаборатории в космосе):

а) 20 февраля 1956, «Венера»; б) 20 февраля 1966, «Луна»; в) 20 февраля 1976, «Марс»; г) 20 февраля 1986, «Мир».

11. Кто первый космический полет совершил 18-19 марта 1965 года в качестве второго пилота космического корабля Восход-2:

а) Л. С. Дёмин; б) К. П. Феоктистов; в) А. А. Леонов; г) А. А. Губарев.

12. Кто первой из женщин - космонавтов совершила выход в открытый космос:

а) В. В. Терешкова; б) Е. В. Кондакова; в) С. Е. Савицкая; г) Д. А. Резник.

13. Какая женщина-космонавт имела наименьший возраст на момент орбитального полета (26 лет):

а) В. В. Терешкова; б) Е. В. Кондакова; в) С. Е. Савицкая; г) Д. А. Резник.

14. Какая женщина была первой женщиной-космонавтом России:

а) В. В. Терешкова; б) Е. В. Кондакова; в) С. Е. Савицкая; г) Д. А. Резник.

15. Кто является вторым космонавтом планеты:

а) В. Г. Титов; б) А. Г Николаев; в) Г. С. Титов; г) П. Р Попович.

16. Когда был первый международный космический полет:

а) 2-8 дек. 1974; б) 11 янв.- 9 февр. 1975; в) 24 мая -26 июля 1975;

г) 15-25 июля 1975.

17. Когда была первая основная экспедиция на станцию «Мир»:

а) 13 марта - 16 июля 1986; б) 5 февраля - 30 июля 1987; в) 22 июля - 29 декабря 1987; г) 21 дек. 1987-17 июня 1988.

18. С какого космодрома был запущен первый в мире ИСЗ:

а) Капустин Яр; б) Байконур; в) Плесецк; г) Свободный.

19. Какой ракетный полигон 16 марта 1962 года превратился в космодром:

а) Плесецк; б) Байконур; в) Капустин Яр; г) Свободный.

20. Причиной создания какого космодрома послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России?

а) Плесецк; б) Байконур; в) Капустин Яр; г) Свободный.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

29

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Викторина на тему:

«Бородинское сражение»

Источник: Учебник: В. И. Буганов и др., История России. Конец 17-19 век, 2 часть, профильный уровень, Москва.: Просвещение, 2007.

Вопросы составлены на основании теста учебника, ответы приведены на странице учебника.

1. Кто командовал русской армией в начале войны?

Ответ: М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, А. П. Тор-

масов. Стр.142.

2. Что заявил Александр 1 в начале Отечественной войны?

Ответ: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем». Стр.142.

3. Какой необычный шаг сделал Александр I в июле 1812 года впервые почти за 200 лет?

Ответ: 6 июля издал манифест с призывом создавать народное ополчение. Стр.142.

4. Каким документом Александр I убеждал крестьян наносить врагам «великий вред и ужас»?

Ответ: рескрипт смоленскому епископу Иринею. Стр.142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О ком говорили, что он «ведет гостя в Москву»?

Ответ: М. Б. Барклай де Толли. Стр.143.

6. О чем сказано «Ключ к Москве взят»?

Ответ: о сдаче Смоленска в ночь на 6 августа. Стр.144.

7. Какую поговорку сложили солдаты, узнав о назначении нового главнокомандующего 17 августа ?

Ответ: «Пришел Кутузов бить французов». Стр.144.

8. Кто, где и когда первым встретил французов в преддверии битвы?

Ответ: генерал А. И. Горчаков, Шевардинский редут, 24 августа (ст. стиль). Стр.145.

9. Как стала называться батарея из 18 орудий на Курганной высоте?

Ответ: батарея генерала Н. Н. Раевского. Стр.145.

10. Как стали называться земляные укрепления у села Семеновского, где было 36 орудий?

Ответ: Багратионовы флеши. Стр.145.

11. Кто принял командование левым флангом после ранения первого командующего?

Ответ: генерал П. П. Коновницын. Стр.145.

12. Какие части и во главе с кем оказались в тылу французов в день битвы?

Ответ: русская кавалерия во главе с казачьим атаманом М. И. Платовым и генералом Ф. П. Уваровым. Стр.146.

13. Кто командовал русской артиллерией во время битвы?

Ответ: А. И. Кутайсов. Стр.146.

14. Какие войска Наполеон не ввел в бой, его личный резерв?

Ответ: Старая гвардия. Стр.147.

15. Где и когда состоялся военный совет по вопросу: «Битва или отступление»?

Ответ: 1 сентября, в деревне Фили. Стр.147.

16. Кто на совете настаивал на сражении у стен Москвы?

Ответ: Беннигсен, Дохтуров, Уваров, Коновницын, Ермолов. Стр.147.

17. Закончите фразу: «останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии?..

Ответ: ... не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна». Стр.147.

18. Кому принадлежит фраза: «..., я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

Ответ: М. И. Кутузов.

19. В чем заключается знаменитый фланговый марш -маневр Кутузова, при отступлении из Москвы?

Ответ: Уйдя с Рязанской дороги, армия через Подольск перешла на Калужскую. Стр.147.

20. На кого возлагал ответственность за пожар в Москве Наполеон?

Ответ: на московского генерал-губернатора графа

Ф. В. Ростопчина. Стр.147.

21. Кого обвиняли в поджоге Москвы представители официального Петербурга?

Ответ: мародеров из французской армии. Стр.147.

22. Кому принадлежат слова: Пожар в Москве - это очистительная жертва за спасение целого народа».

Ответ: В. Г Белинский. Стр.148.

23. Какой российский ученый подтвердил догадку Л. Н. Толстого о причинах пожара в Москве?

Ответ: А. Г Тартаковский. Стр.148.

24. С чьим именем связана 1-я попытка Наполеона начать мирные переговоры и кем он приходится одному из русских писателей и публицистов середины 19 века и кому?

Ответ: И. А. Яковлев, отец А. И. Герцена. Стр.150.

25. Чего ждал в Москве Наполеон?

Ответ: ждал предложений о мире. Стр.151.

Литература

1. Афанасьев Д. А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2011.- № 6.

2. Борщеговский Г М. Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся МОУ.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 2.

3. Закон РФ от 10 июля 1992 г № 2 3266-1 «Об образовании», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

4. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991

5. Матросова Н. Н. Программа - приключение «Казачья станица «Беркут» как фактор патриотического воспита-ния.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент- 2012.- № 1.

6. План мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 гг. » в г. Кемерово.

7. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20102015 годы»

8. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколе-ния//Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 1.

9. Скрынников О. И. Программа военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп//Муници-пальное образование: инновации и эксперимент- 2010.-№ 2.

10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

11. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996)

12. Интернет-ресурсы: http://patriot42.ucoz.ru

30

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.