ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
J
Кузьменко Николай Алексеевич
учитель истории, обществознания и права ГБУ ОШИ «Губернаторская женская гимназия - интернат» e-mail: [email protected] с. Елыкаево, Кемеровская область
ПРОЕКТ «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Как можно обеспечить патриотическое воспитание обучающихся?
Л______________________________________________________________________________________________г
Аннотация. Автор актуализирует проблему патриотического воспитания, самореализации, самообразования обучающихся, предлагает способы построения образовательной среды, влияющей на развитие этих качеств, раскрывает роль и содержание деятельности организаторов патриотического воспитания, обеспечивающей профессиональный рост педагогов и личностный рост обучающихся, делится опытом проведения викторин патриотической направленности, общероссийского конкурса «Патриоты России».
Ключевые слова: патриотическое воспитание, викторина, конкурс
Пояснительная записка к проекту
Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием [7].
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [1,2, 5, 8, 9, 12].
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию обществе [3, 4, 6]. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным средством, необходимым условием для за-
щиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации [7].
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства [10,11]. По этой причине система гражданского и патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского и патриотического воспитания.
Основной целью Проекта «Патриоты России» является совершенствование системы гражданского и патриотического воспитания, формирование у гимназисток высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, повышение мотивации к изучению истории, обществознания [7].
Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в гимназии необходимо решить следующие задачи:
• продолжить создание системы гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
• повышать качество гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
• развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания гимназисток;
• необходимо внедрять инновационные форм и направления воспитательной работы;
• формирование патриотических чувств и сознания гимназисток на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
• воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.
28
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Решение поставленных задач осуществляется через реализацию подхода воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории страны, жизни и деятельности выдающихся личностей.
Мероприятия на уровне гимназии:
1. Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде тестов с выбором ответа.
2. Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде вопросов с развернутым ответом.
3. Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде вопросов с развернутым ответом в форме презентаций.
Мероприятия на уровне области и России:
Проведение викторин по истории, посвященных Дням Воинской Славы России и памятным датам России в виде тестов с выбором ответа и написания эссе на заданную тему.
Ожидаемые результаты реализации проекта
• развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания гимназисток;
• создание условий для развития духовной личности;
• поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся;
• успешная сдача ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию.
Конечным результатом реализации Проекта должны стать положительная динамика роста патриотизма, гражданственности.
Приведем примеры отдельных мероприятий в рамках реализации проекта: викторина «Что мы знаем о космонавтике?» и «Бородинское сражение».
Викторина на тему:
«Что мы знаем о космонавтике?»
Вопросы составлены на основании теста учебника, ответы выделены курсивом.
1. Кто впервые использовал термин «космонавтика»:
а) А. Штернфельд; б) Я. Перельман; в) В. Сапарин; г) Н. Кибальчич.
2. Кто выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги:
а) А. Штернфельд; б) Я. Перельман; в) В. Сапарин; г) Н. Кибальчич.
3. Кто в 1903 г. спроектировал ракету для межпланетных сообщений:
а) Н. Кибальчич; б) К. Циолковский; в) Г. Оберт; г) Р Годдард.
4. Кто руководил научно-исследовательской работой по космической тематике «Исследования по вопросу создания первого искусственного спутника Земли»:
а). С. Королев; б) К. Циолковский; в) М. Тихонравов; г) А. Нестеренко.
5. Под чьим руководством в 1957 г. была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7:
а) С. Королёв; б) А. Нестеренко; в) К. Циолковский; г) М. Тихонравов.
6. Когда советский космический аппарат «Марс-2» достиг поверхности Марса:
а) 27 ноября 1961; б) 27 ноября 1971; в) 02 декабря 1971; г) 02 декабря 1981.
7. Когда совершена первая посадка на Луне советской автоматической станции:
а) 3 февраля 1956; б) 3 февраля 1961; в) 3 февраля 1966; г) 3 февраля 1971.
8. Какая станция и когда совершила первый в мире перелет на другую планету:
а) 1 марта 1971, «Мир»; б) 1 марта 1966, «Марс-1»; в) 1 марта 1956, «Луна-2»; г) 1 марта 1966, «Венера-3».
9. Когда и какая первая советская автоматическая межпланетная станция была выведена на орбиту:
а) 12 февраля 1961, «Венера»; б) 12 февраля 1956, «Луна»; в) 12 февраля 1966, «Марс»; г) 12 февраля 1971, «Мир».
10. Когда и какого советского пилотируемого комплекса был выведен на орбиту базовый блок (первой международной научной лаборатории в космосе):
а) 20 февраля 1956, «Венера»; б) 20 февраля 1966, «Луна»; в) 20 февраля 1976, «Марс»; г) 20 февраля 1986, «Мир».
11. Кто первый космический полет совершил 18-19 марта 1965 года в качестве второго пилота космического корабля Восход-2:
а) Л. С. Дёмин; б) К. П. Феоктистов; в) А. А. Леонов; г) А. А. Губарев.
12. Кто первой из женщин - космонавтов совершила выход в открытый космос:
а) В. В. Терешкова; б) Е. В. Кондакова; в) С. Е. Савицкая; г) Д. А. Резник.
13. Какая женщина-космонавт имела наименьший возраст на момент орбитального полета (26 лет):
а) В. В. Терешкова; б) Е. В. Кондакова; в) С. Е. Савицкая; г) Д. А. Резник.
14. Какая женщина была первой женщиной-космонавтом России:
а) В. В. Терешкова; б) Е. В. Кондакова; в) С. Е. Савицкая; г) Д. А. Резник.
15. Кто является вторым космонавтом планеты:
а) В. Г. Титов; б) А. Г Николаев; в) Г. С. Титов; г) П. Р Попович.
16. Когда был первый международный космический полет:
а) 2-8 дек. 1974; б) 11 янв.- 9 февр. 1975; в) 24 мая -26 июля 1975;
г) 15-25 июля 1975.
17. Когда была первая основная экспедиция на станцию «Мир»:
а) 13 марта - 16 июля 1986; б) 5 февраля - 30 июля 1987; в) 22 июля - 29 декабря 1987; г) 21 дек. 1987-17 июня 1988.
18. С какого космодрома был запущен первый в мире ИСЗ:
а) Капустин Яр; б) Байконур; в) Плесецк; г) Свободный.
19. Какой ракетный полигон 16 марта 1962 года превратился в космодром:
а) Плесецк; б) Байконур; в) Капустин Яр; г) Свободный.
20. Причиной создания какого космодрома послужило то, что в результате распада СССР космодром Байконур оказался вне территории России?
а) Плесецк; б) Байконур; в) Капустин Яр; г) Свободный.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
29
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Викторина на тему:
«Бородинское сражение»
Источник: Учебник: В. И. Буганов и др., История России. Конец 17-19 век, 2 часть, профильный уровень, Москва.: Просвещение, 2007.
Вопросы составлены на основании теста учебника, ответы приведены на странице учебника.
1. Кто командовал русской армией в начале войны?
Ответ: М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион, А. П. Тор-
масов. Стр.142.
2. Что заявил Александр 1 в начале Отечественной войны?
Ответ: «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем». Стр.142.
3. Какой необычный шаг сделал Александр I в июле 1812 года впервые почти за 200 лет?
Ответ: 6 июля издал манифест с призывом создавать народное ополчение. Стр.142.
4. Каким документом Александр I убеждал крестьян наносить врагам «великий вред и ужас»?
Ответ: рескрипт смоленскому епископу Иринею. Стр.142.
5. О ком говорили, что он «ведет гостя в Москву»?
Ответ: М. Б. Барклай де Толли. Стр.143.
6. О чем сказано «Ключ к Москве взят»?
Ответ: о сдаче Смоленска в ночь на 6 августа. Стр.144.
7. Какую поговорку сложили солдаты, узнав о назначении нового главнокомандующего 17 августа ?
Ответ: «Пришел Кутузов бить французов». Стр.144.
8. Кто, где и когда первым встретил французов в преддверии битвы?
Ответ: генерал А. И. Горчаков, Шевардинский редут, 24 августа (ст. стиль). Стр.145.
9. Как стала называться батарея из 18 орудий на Курганной высоте?
Ответ: батарея генерала Н. Н. Раевского. Стр.145.
10. Как стали называться земляные укрепления у села Семеновского, где было 36 орудий?
Ответ: Багратионовы флеши. Стр.145.
11. Кто принял командование левым флангом после ранения первого командующего?
Ответ: генерал П. П. Коновницын. Стр.145.
12. Какие части и во главе с кем оказались в тылу французов в день битвы?
Ответ: русская кавалерия во главе с казачьим атаманом М. И. Платовым и генералом Ф. П. Уваровым. Стр.146.
13. Кто командовал русской артиллерией во время битвы?
Ответ: А. И. Кутайсов. Стр.146.
14. Какие войска Наполеон не ввел в бой, его личный резерв?
Ответ: Старая гвардия. Стр.147.
15. Где и когда состоялся военный совет по вопросу: «Битва или отступление»?
Ответ: 1 сентября, в деревне Фили. Стр.147.
16. Кто на совете настаивал на сражении у стен Москвы?
Ответ: Беннигсен, Дохтуров, Уваров, Коновницын, Ермолов. Стр.147.
17. Закончите фразу: «останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии?..
Ответ: ... не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна». Стр.147.
18. Кому принадлежит фраза: «..., я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».
Ответ: М. И. Кутузов.
19. В чем заключается знаменитый фланговый марш -маневр Кутузова, при отступлении из Москвы?
Ответ: Уйдя с Рязанской дороги, армия через Подольск перешла на Калужскую. Стр.147.
20. На кого возлагал ответственность за пожар в Москве Наполеон?
Ответ: на московского генерал-губернатора графа
Ф. В. Ростопчина. Стр.147.
21. Кого обвиняли в поджоге Москвы представители официального Петербурга?
Ответ: мародеров из французской армии. Стр.147.
22. Кому принадлежат слова: Пожар в Москве - это очистительная жертва за спасение целого народа».
Ответ: В. Г Белинский. Стр.148.
23. Какой российский ученый подтвердил догадку Л. Н. Толстого о причинах пожара в Москве?
Ответ: А. Г Тартаковский. Стр.148.
24. С чьим именем связана 1-я попытка Наполеона начать мирные переговоры и кем он приходится одному из русских писателей и публицистов середины 19 века и кому?
Ответ: И. А. Яковлев, отец А. И. Герцена. Стр.150.
25. Чего ждал в Москве Наполеон?
Ответ: ждал предложений о мире. Стр.151.
Литература
1. Афанасьев Д. А. Школьная научно-исследовательская экспедиция: историко-патриотический палаточный лагерь «Возрождение.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2011.- № 6.
2. Борщеговский Г М. Кадетская школа как эффективное условие гражданско-патриотического образования и воспитания учащихся МОУ.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 2.
3. Закон РФ от 10 июля 1992 г № 2 3266-1 «Об образовании», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
4. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991
5. Матросова Н. Н. Программа - приключение «Казачья станица «Беркут» как фактор патриотического воспита-ния.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент- 2012.- № 1.
6. План мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2015 гг. » в г. Кемерово.
7. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20102015 годы»
8. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколе-ния//Эксперимент и инновации в школе.- 2010.- № 1.
9. Скрынников О. И. Программа военно-патриотического воспитания учащихся разных возрастных групп//Муници-пальное образование: инновации и эксперимент- 2010.-№ 2.
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
11. Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (Российская газета № 127 от 27.12.1996)
12. Интернет-ресурсы: http://patriot42.ucoz.ru
30
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012