Научная статья на тему 'Проект открытой информационной системы «История философских идей»'

Проект открытой информационной системы «История философских идей» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
410
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИДЕЙ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Никифоров О. Ю., Ястреб Н. А.

В статье описан проект информационной системы, в которой будут представлены интерактивные материалы в области истории основных идей, концепций, проблем, дискурсов, категорий в области философии. Информационная система будет использовать виртуальный механизм «машины времени», пользователь которой, рассматривая идею в конкретный момент времени, получает модель в состоянии, соответствующем заданному периоду, при этом актуализируется не только сам объект, но и его окружение, все связанные идеи, категории, концепции. Доступ к информационной системе будет производиться через интернетсайт проекта. Управление контентом будет децентрализованным. В дальнейшем разработанное программное обеспечение и методика организации материала может использоваться для создания информационных систем по другим направлениям и дисциплинам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект открытой информационной системы «История философских идей»»

циализации человека в социальных сетях интернет-среды // Сборник докладов VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии / Ред.-сост. А.С. Обухов. - М.: ООДТП «Исследователь», 2012. - С. 309-313. (Obydenkova V.K. Interpersonal perception in the context of cybersocialization of the person in the social networks of the Internet environment // Compendium of papers of the VII Interuniversity conference of young scientists on the research results in the field of pedagogics, psychology, social and cultural anthropology. / editor-compiler A.Obukhov. - M: «Researcher», 2012. - p. 309-313).

17. Плешаков В.А. Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке // Идеи и идеалы. - 2011. - № 3 (9). - Т. 2. -С. 47-62. (Pleshakov V.A. The prospect of development of the theory of cybersocialization of the person in the XXI century // Ideas and ideals. -2011. - № 3 (9). - V 2. - p. 47-62).

УДК 165.0

ПРОЕКТ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ»

Никифоров Олег Юрьевич,

начальник отдела информатизации,

Вологодский государственный педагогический университет, Вологда, Россия [email protected]

Ястреб Наталья Андреевна,

кандидат философских наук, доцент,

Вологодский государственный педагогический университет, Вологда, Россия [email protected]

Аннотация. В статье описан проект информационной системы, в которой будут представлены интерактивные материалы в области истории основных идей, концепций, проблем, дискурсов, категорий в области философии. Информационная система будет использовать виртуальный механизм «машины времени», пользователь которой, рассматривая идею в конкретный момент времени, получает модель в состоянии, соответствующем заданному периоду, при этом актуализируется не только сам объект, но и его окружение, все связанные идеи, категории, концепции. Доступ к информационной системе будет производиться через интернет-сайт проекта. Управление контентом будет децентрализованным. В дальнейшем разработанное программное обеспечение и методика организации материала может использоваться для создания информационных систем по другим направлениям и дисциплинам.

Ключевые слова: история идей; история философии; информационная система; информатизация образования.

Nikiforov Oleg Y.,

informatization department supervisor,

Vologda State Pedagogical University, Vologda, Russia [email protected]

Yastreb Natalia A.,

the candidate of philosophical sciences, associate professor, Vologda state pedagogical university, Vologda, Russia [email protected]

Abstract. This article describes the design of the information system built on the basis of the history of ideas. The system includes interactive materials on the philosophical concepts, issues, discourses and categories. Information system will use a virtual mechanism “time machine”. The user can request this system the content of idea in a specific historical period and get a model of this idea, which comprises the information about the environment, related ideas, categories, concepts. Access to the information system will be made through the web site project. Content management will be decentralized. Software and methodology of the system can be used to create information systems in other areas and disciplines.

Введение

Переход высшей, а затем и средней школы на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, базирующиеся на идеях компетентностного подхода и технологиях активного обучения, требует пересмотра ресурсной и технологической базы образовательного процесса. В связи с этим актуальной представляется разработка многофункциональной интерактивной информационной системы, поддерживающей процесс образования на различных этапах: от постановки целей и введения в проблему до выполнения и презентации сетевых проектов. Предлагается опыт апробации такой системы на примере решения задач курса философии, касающихся формирования представлений о становлении и эволюции основных философских идей.

Цель и задачи проекта

Основной проблемой, на решение которой направлен проект, является практически полное отсутствие в области философии современных интерактивных информационных систем, которые представляли бы ключевые идеи системно и концептуально, но, в то же время, в доступной форме, что необходимо для обеспечения научных исследований и образовательного процесса в области философии. Данная проблема подразделяется на две исследовательские составляющие: философскую и техническую. Для создания такой системы необходимо определение спектра базовых философских идей и их описание на разных этапах развития с учетом категориального, философского и общекультурного контекста, а также доминирующих дискурсов. Техническая часть исследовательской проблемы состоит в разработке компьютерной модели, в которой каждая идея будет рассматриваться как динамический

объект, изменяющий свое состояние во времени и раскрывающийся с учетом периода развития философской мысли, лингвистического, исторического, социального, культурного контекста.

Методология исследования

Основой построения содержательной части проекта является история идей, предложенная и разработанная А. Лавджоем как метод философского и научного познания [1], который основан на понимании истории мысли как развития ряда фундаментальных концептов. Рассматривая идеи как базовые концептуальные единицы знания в их эволюции, диалектике, историческом и теоретическом развитии, исследователь может открывать уникальные аспекты, казалось бы, привычных понятий и концептов. В ходе прояснения, анализа первоначальных значений и трансформации смыслов идей в истории философии и науки можно прослеживать развитие мировоззренческих, культурных, методологических, когнитивных установок. Амбивалентность, избыточность, трансдисциплинар-ность идей обеспечивают их универсальность и применимость в самых разнообразных концепциях.

Информационная система «История философских идей» содержит интерактивные материалы в области истории основных идей, концепций, проблем, дискурсов, категорий в области философии. Каждая идея будет рассматриваться как динамический объект, который изменяет свое состояние во времени. Наглядно эволюционирующую идею можно рассматривать как прямую параллельную оси времени. На этой прямой выделяются точки, фиксирующие устойчивые состояния идеи. Эти точки будут рассматриваться как узлы дефиниции, характеризующие эти состояния. На отрезках между двумя последовательно идущими узлами дефиниции объект-идея рассматривается как неизменяющаяся. В каждом узле дефиниции объект-идея описывается в разрезе доминирующих дискурсов. Подобный подход позволяет рассматривать идею не только в соответствии с периодом развития философской мысли, но и в лингвистическом, историческом, социальном, культурологическом контексте, что делает информационную систему актуальной и востребованной для широкого круга исследователей в области гуманитарных наук.

Пользователь информационной системы «История философских идей», рассматривая объект-идею в конкретный момент времени, получает модель в состоянии, соответствующем заданному

периоду, при этом актуализируется не только сам объект, но и его окружение, связанные с ним идеи, категории, концепции. Таким образом, пользователь получает объект-идею и все связанные категории в том состоянии, которое соответствует выбранной точке (или отрезку) на прямой объекта.

Для решения проблемы наполнения информационной системы необходимо выявление совокупности фундаментальных идей философии, комплексное описание их содержания, эволюции и взаимодействия в истории философии. В качестве ключевых идей для разработки системы будет использован как материал, имеющийся в философской литературе, так и авторская реконструкция. В основную часть системы идей будут включены идеи антропоцентризма и космоцентризма, движения и развития, взаимодействия, духовного и телесного, картины мира, рациональной и иррациональной природы человека и др.

Предлагаемый подход можно продемонстрировать на примере античной идеи заботы о себе, подробно реконструированной М. Фуко в курсе «Герменевтика субъекта» [2]. Контекст для этой идеи на всех этапах истории философии составляет идея «познай себя», вместе с которой она была высечена на храме Аполлона. Кроме того, в различные исторические периоды она соотносится с идеей субъекта, соотношения духа и тела, гармонии и ряда других. В качестве «реперных точек», задающих этапы эволюции идеи, можно назвать следующие:

1. Греция времен Сократа и Платона. Будучи храмовым девизом, «забота о себе» имеет нефилософское происхождение, она была культурным концептом древнегреческой цивилизации, в форме императива утверждающим необходимость гармоничного саморазвития. В философской рефлексии она появляется впервые в учениях Сократа и Платона. Так, Платон в «Апологии Сократа» описывает заботу о себе, в первую очередь, в аспекте воспитания юношества и начала взрослой жизни молодых людей. Отвечая перед судом на предъявленные ему обвинения, Сократ объясняет свои действия тем, что он учил юношей заботе о себе. Забота о себе (ертеЫа Ьеа1ои) в наиболее общем плане выступает как некая установка, взгляд на мир, способ поведения. На мировоззренческом уровне этот принцип предстает в виде особой направленности внимания на внутреннее, глубокое, существенное и в самом себе, и в мире. Практическая ценность девиза заботы о себе связа-

на с его деятельностным смыслом, который состоит в необходимости активного воздействия на себя самого, личностного преобразования. Воплощением этого аспекта являются различного рода практики, с помощью которых люди берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются. Идея заботы о себе выступает как фундаментальный принцип, следование которому помогает человеку сохранять здоровье, разум, самосовершенствоваться, формировать ответственно-деятельностное отношение к миру, своему телу и сознанию. При этом ни в античности, ни в начале нашей эры идея заботы о себе не имела негативного, эгоистического оттенка.

2. Рим времен Сенеки. Он рассматривает личность не как душу, изолированную от тела, и не как разум, очищенный от чувств, а как единство духовного и телесного. Для Сенеки забота о себе - высшая форма долга, тяжелейшая работа над собой, рефлексия жизненного пути.

3. Средневековье. В средневековье идея заботы о себе трактуется неоднозначно. С одной стороны, христианский аскетизм, проповедующий подчеркнуто пренебрежительное отношение к материальному миру, формирует негативное восприятие принципа заботы о себе, потому как он уделяет большое внимание телесному, физическому. С другой стороны, аспект epimeleia heatou, связанный с самосовершенствованием, особенно духовным поиском, нравственным ростом, оказался востребованным в христианской традиции. В конечном итоге идея заботы о себе подвергается забвению, а на первый план выходит другой дельфийский девиз -«познай самого себя!».

4. «Картезианский момент» Нового времени. Под «картезианским моментом» М. Фуко понимает познавательную, философскую, мировоззренческую трансформацию, которая происходит в XVII в. и выражается в повороте европейской цивилизации к рационализму, науке, субъекту как идеальному мыслящему существу, освобожденному от всего физического, эмоционального, абстрагированному от мира. Декартовское cogito ergo sum, превращавшее «познай самого себя» в главное условие доступности истины, способствовало умалению роли принципа заботы о себе и вытеснению его из горизонта современной философской мысли. Истина принадлежит исключительно мышлению и методу, она не зависит от духовности. Культура, мораль, нравственность, безус-

ловно, влияют на индивида, но субъект от них освобожден, обезличен и сведен к очищенному разуму. Такая установка составляет суть классической рациональности и восходит к идее «познай самого себя» в том смысловом наполнении, которое она приобретает в Средневековье и, особенно, в Новое время. Вытеснение идеи заботы о себе привело к разрыву между познанием как стремлением к истине, доступной только чистому разуму, и познанием как работой над собой, саморазвитием, культурным и духовным становлением личности.

5. XIX в. (Ф. Ницше, марксизм). Новая эпоха в диалектике субъекта и истины начинается тогда, когда происходит осознание того, что субъект не может быть сведен к чистому разуму, cogito. В философии XIX в. начинаются попытки вернуть структуры духовности в философию. Познавательный акт начинает связываться с изменениями в самой сущности субъекта, возвращаются установки, заданные в античности идеей заботы о себе.

6. XX в., современный контекст. К концу XX в., в эпоху техногенной цивилизации, вопрос о субъекте ставится уже не столько в аспекте создания нового, идеального человека, сколько с точки зрения выработки когнитивных, культурных, нравственных ориентиров, которые позволили бы современному человеку сохранить себя в условиях размывания границ естественного и искусственного, нравственного и безнравственного, достоверного и недостоверного. Гонка за техническим прогрессом поставила цивилизацию в сложное положение. Не желая отказываться от благ и комфорта, предоставляемого техносферой, современный человек вынужден искать способы существования, которые позволили бы сохранить самого себя.

Информационная система будет иметь открытый характер. Комплекс системы включает в себя: настольное приложение, базу данных и «облачный» сервис. Доступ к основным функциям системы будет возможен из настольного приложения и через web-сервис. Интернет-ресурс также позволит скачивать обновляемый контент информационной системы и загружать пользовательские обновления базы. Обновлять базу сможет любой авторизованный пользователь. Изменения фиксируются в основной базе и становятся доступными для скачивания другими пользователями после утверждения группой редакторов ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.