обучения - как по профилям для учащихся, так и для повышения квалификации преподавательского состава.
В планах интерната - участие в предметных телекоммуникационных олимпиадах, которыми на всю страну славится Воронежский педагогический университет. Такие сетевые события хорошо мотивируют учащихся к учебной деятельности в рамках основного образования. К тому же, при этом хорошо развиваются коммуникативные навыки воспитанников интерната. Вырабатывается умение каждого «сетевого олимпийца» общаться со сверстниками, с которыми выполняются групповые занятия и с педагогами, принимающими на проверку задания по индивидуальным зачетам. Опыт участия в предметных олимпиадах весьма ценен и реализуется в случае, если олимпийцы возьмутся осуществлять Интернет-проект в межрегиональной команде.
Практика медиаобразования
Проект организации мониторинга образовательно-электронного ресурса по теме: «Формирование медиаграмотности учащихся средствами обновления содержания и технологий образования» *
А. И. Воронин, Т.Н.Беркалиев, кандидат педагогических наук,
Э.В.Ванина, кандидат педагогических наук
* На примере деятельности Государственного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 156 с углублённым изучением информатики Калининского района Санкт-Петербурга.
1. Общие вопросы
1. Цель мониторинга:
получение информации о формировании медиаграмотности учащихся в развитии, оценка и выявление результатов воздействия внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность для управления формированием
медиаграмотности учащихся средствами обновления содержания и технологий образования.
Мониторинг - методика и система наблюдений за состоянием определённого объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом [Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии. Ключевые понятия. Ростов-на-Дону. 2006].
2. Основной вопрос, на который мониторинговое исследование будет давать ответ: Какие изменения в содержании и технологиях образования являются основными (критическими) для формирования медиаграмотности и критической автономии личности учащихся ?
Медиаграмотность (media literacy) - понимание и применение/использование всех средств массовой коммуникации и форматов в которых осуществляется создание, хранение и передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио, телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений). Медиаграмотность является результатом процесса медиаобразования (media education) личности и основывается на следующих результатах изучения медиа (media studies) и медиаобразования (media education): -понимании воздействия медиа на личность и общество; -понимании процесса массовой коммуникации; -способности анализировать и обсуждать медиатексты; -понимании контекста медиа; -способности к созданию и анализу медиатекстов; -традиционных и нетрадиционных навыках грамотности; -обогащенном удовольствии, понимании и оценке содержания медиатекстов. [МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». www.ifap.ru]
Критическая автономия - способность («способен» т.е. «умеет делать», а не «предрасположенность») человека к самостоятельному аргументированному критическому суждению о медиатекстах, способность противостоять откровенным расовым, классовым, гендерным предвзятостям и манипулятивным воздействия медиа, способность к самостоятельному/автономному выражению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного/услышанного/увиденного [Masterman, 1997].
3. Необходимость получения этой информации обусловлена тем, что проблема формирования медиаграмотности и критической автономии личности учащихся, подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного взрыва и информационных технологий, возрастания роли медиа как образовательной и экономической категории, не актуализируется в контексте школьного образования: отсутствуют адаптированные методики оценки медиаграмотности и достоверные сведения как об актуальном уровне медиаграмотности выпускников школы, так и условиях её формирования.
4. Эта информация будет востребована для оценки прогресса в достижении целей и задач образовательно-электронного ресурса (ОЭР) в количественных показателях; планирования, разработки новых инициатив и принятие более прицельных и определённых управленческих решений.
2. Технология разработки
1. Способами получения информации станут: анкеты, устные опросы (интервьюирование), тестирование, методики оценки развития медиаграмотности учащихся, 1Т-грамотности и информационной культуры учащихся и педагогов, исследование продуктов деятельности учащихся, педагогическое наблюдение, систематизация и анализ статистических и иных данных.
2.Показатели, которые будут использоваться в мониторинге:
Задача ОЭР № 1. Создание медиатеки для распространения опыта и внедрения 1Т-технологий в учебный процесс для обновления содержания образования.
- Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: увеличение доли постоянных пользователей медиатеки
Медиатека - структурное подразделение
образовательного/культурного/социального учреждения с миссией формирования медиакультуры пользователей и функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения традиционной и медийной информации.
Постоянный пользователь - пользователь медиатеки, регулярно пользующийся медиаобъектами и медиатекстами, имеющимися в медиатеке, в течение нескольких лет.
№ Содержание Количественные и качественные характеристики Предполагаем ый способ сбора информации
2OO6/ Ol 2OOl/ OS 2OO8/ O9
Задача 1. Создание медиатеки для распространения опыта и внедрения 1Т-технологий в учебный процесс для обновления содержания образования.
1 Всего пользователей медиатеки - педагогов
2 Всего пользователей медиатеки - учащихся
3 % охвата педагогов
4 % охвата учащихся
5 Количество посещений медиатеки (в учебный год)
б Медиафонд (на начало учебного года)
l Новые медиапоступления
S Медиафонд (на конец учебного года)
9 Выдача медиатекстов
lO Доля постоянных пользователей (педагогов) медиатеки от общего количества пользователей медиатеки - педагогов
ll Доля постоянных пользователей (учащихся) медиатеки от общего количества пользователей медиатеки - учащихся
Задача ОЭР № 2. Отбор, адаптация к школьным условиям и внедрение успешного опыта обновления содержания образования для формирования медиаграмотности учащихся
- Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: рост уровня медиаграмотности учащихся.
Мониторинговые показатели:
Задача 2. Отбор, адаптация к школьным условиям и внедрение успешного опыта обновления содержания образования для формирования медиаграмотности учащихся
l2 Уровень медиаграмотности учащихся, окончивших курс по программе дополнительного образования «Медиа»: 5-е классы
13 6-е классы
14 7-е классы
l5 Уровень медиаграмотности учащихся, не обучавшихся по программе дополнительного образования «Медиа» 5-е классы
16 6-е классы
1l 7-е классы
1l А Разрыв в уровне медиаграмотности между учащимися(обучавшиеся/не обучавшиеся)
Задача ОЭР № 3. Отбор, апробация и внедрения технологий образования для формирования медиаграмотности учащихся
Обновлённая учебная программа - учебная программа, в которой требования к уровню подготовки учащихся: круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, обновлён с учётом требований к минимально необходимому уровню подготовки, представленных в стандарте медиаобразования и необходимости формирования медиаграмотности и критической автономии.
- Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: увеличение
доли обновленных учебных программ в их общем объеме
Примечание: каждая группа или класс считается как отдельная программа
Мониторинговые показатели:
Задача 3. Отбор, апробация и внедрения технологий образования для формирования медиаграмотности учащихся
18 Доля ( % ) обновлённых базовых общеобразовательных учебных программ
19 Доля ( % ) обновлённых учебных программ углубленного изучения
20 Доля ( % ) обновлённых учебных программ факультативного изучения
21 Доля ( % ) обновлённых учебных программ индивидуального (домашнего) обучения
22 Доля ( % ) обновлённых учебных кружковых (клубных ) программ
23 Доля ( % ) обновлённых учебных программ дополнительного образования на хозрасчетной основе для дошкольников
24 Доля ( % ) обновлённых учебных программ дополнительного образования на хозрасчетной основе для учащихся школы.
25 Доля ( % ) обновлённых образовательных программ ( % от общего количества образовательных программ )
Задача ОЭР № 4. Разработка, апробация и внедрение учебной программы дополнительного образования по формированию медиаграмотности учащихся
- Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: увеличение доли учащихся, окончивших курс, по программе дополнительного образования.
Задача 4. Разработка, апробация и внедрение учебной программы дополнительного образования по формированию медиаграмотности учащихся
26 Доля учащихся, окончивших курс по программе дополнительного образования «Медиа»
27 Доля учащихся обучающихся на «отлично»
28 Доля учащихся обучающихся на «4» и «5»
29 Доля учащихся обучающихся с одной тройкой
30 Доля учащихся не удовлетворительно окончивших курс по программе дополнительного образования «Медиа»
31 Количество участников медиаобразовательных фестивалей, конкурсов
32 Доля ( % ) учащихся удовлетворённых программой дополнительного образования
Задача ОЭР № 5. Проведение повышения квалификации учителей по использованию 1Т-технологий в учебном процессе
Использование 1Т-технологий в учебной деятельности - использование и ссылки на Интернет-ресурсы, использование информации в виде мультимедиа-объектов, создание и использование собственных медиатек, баз данных, личного и коллективного общения с использованием современных программных средств коммуникации.
Информационная грамотность - комплекс умений. Информационная грамотность связана с другими видами грамотности, но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности [Ва,№ёеп, 2001].
- Интегральные показатели успешности решения задачи ОЭР:
- Увеличение количества учителей использующих мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности,
- уровень 1Т-грамотности педагогов.
Мониторинговые показатели:
Задача 5. Проведение повышения квалификации учителей по использованию 1Т-технологий в учебном процессе
33 Количество педагогов, использующих мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности, всего
34 Количество педагогов, использующих мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности, основная и средняя школа
35 Количество педагогов, использующих мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности, начальная школа
36 Доля ( % ) педагогов, использующих
мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности, всего
37 Доля ( % ) педагогов, использующих мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности, основная и средняя школа
38 Доля ( % ) педагогов, использующих мультимедийные и 1Т-технологии в учебной деятельности, начальная школа
39 9. Доля ( % ) педагогов, показавших высокий уровень 1Т-грамотности
40 10. Доля ( % ) педагогов, показавших средний уровень 1Т-грамотности
41 11. Доля ( % ) педагогов, показавших низкий уровень 1Т-грамотности
42 Количество учителей, повысивших квалификацию в текущем учебном году в области ИКТ
43 Доля ( % ) учителей, повысивших квалификацию в текущем учебном году в области ИКТ от общего количества учителей
44 Доля ( % ) учителей, повысивших квалификацию в области ИКТ, всего ( за последние 3 года)
Задача ОЭР № 6. Включение педагогов и учащихся в телекоммуникационные образовательные проекты.
Телекоммуникационные образовательные проекты - образовательные проекты, в которых все или большая часть процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщённости участников проекта. - Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: увеличение доли педагогов и учащихся, участвующих в телекоммуникационных образовательных проектах.
Мониторинговые показатели:
Задача 6. Включение педагогов и учащихся в телекоммуникационные образовательные проекты.
45 Количество педагогов, участвующих в телекоммуникационных образовательных проектах, всего
46 Доля (% охвата ) педагогов участвующих в телекоммуникационных образовательных проектах
47 Количество учащихся, участвующих в телекоммуникационных образовательных проектах, всего
48 Доля (% охвата ) учащихся, участвующих в телекоммуникационных образовательных проектах
49 Количество педагогов и учащихся, участвующих в современных телекоммуникационных проектах, всего
50 Количество телекоммуникационных образовательных проектов, в которых участвуют педагоги и учащиеся, всего
Задача ОЭР № 7. Отбор, апробация и внедрение комплекса методик (диагностических материалов) для оценки развития информационной культуры и медиаграмотности учащихся.
- Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: комплекс методик оценки развития медиаграмотности учащихся.
Информационная культура - достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения и переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.
Комплекс методик оценки - совокупность методов и приёмов оценки развития медиаграмотности учащихся, составляющих одно целое.
Мониторинговые показатели:
Задача 7. Отбор, апробация и внедрение комплекса методик (диагностических материалов) для оценки развития информационной культуры и медиаграмотности учащихся
51 Количество методик (Медиафонд) на начало учебного года
52 Количество вновь полученных методик (новые поступления)
53 Количество методик (Медиафонд) на конец учебного года
54 Количество апробированных методик (диагностических материалов) для оценки развития медиаграмотности учащихся на конец учебного года
Задача ОЭР № 8. Развитие использования информационных технологий в проектной и проектно-исследовательской деятельность учащихся - Интегральный показатель успешности решения задачи ОЭР: увеличение доли проектов, выполненных с использованием 1Т-технологий среди всех проектов.
Проект, выполненный с использованием 1Т-технологий - проект, выполненный с использованием информации в Интернете, представлением информации в виде мультимедиа-объектов, использованием собственной медиатеки и баз данных, личного и коллективного общения с использованием современных программных средств коммуникации.
Задача 8. Развитие использования информационных технологий в проектной и проектно-исследовательской деятельность учащихся
55 Количество учащихся, владеющих навыками исследовательской, проектной, социальной общественно-полезной деятельности
56 Доля ( % ) учащихся, владеющих навыками исследовательской, проектной, социальной общественно-полезной деятельности среди всех учащихся
57 Количество проектов, выполненных учащимися, всего
58 Количество проектов, выполненных учащимися, начальная школа
59 Количество проектов, выполненных учащимися, основная школа
60 Количество проектов, выполненных учащимися, старшие классы
61 Доля ( % ) проектов, выполненных с использованием 1Т-технологий среди всех проектов, выполненных учащимися
62 Доля ( % ) проектов, выполненных с использованием 1Т-технологий, начальная школа
63 Доля ( % ) проектов, выполненных с использованием 1Т-технологий, основная школа
64 Доля ( % ) проектов, выполненных с использованием 1Т-технологий, старшие классы
65 Количество проектов, выполненных педагогами, всего
66 Доля проектов, выполненных с использованием 1Т-технологий среди всех проектов, выполненных педагогами
- Дополнительные показатели успешности решения задач ОЭР (из Программы развития на 2006-2009 годы):
1.Количество автоматизированных рабочих мест, всего
Автоматизированное рабочее место - индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск и выдачу на экран и печать необходимых ему документов и данных. Автоматизированное рабочее место обеспечивает оператора всеми средствами, необходимыми для выполнения определенных функций. АРМ может быть реализовано в виде автономной автоматизированной системы, на ПК или являться терминалом автоматизированной системы.
67 Количество автоматизированных рабочих мест, всего
2.Внедрение и использование персонифицированных форм оценки деятельности учащихся (Портфолио).
Портфолио - система учёта достижений учащихся, ориентированная на индивидуальные нормы и обеспечивающая переход от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и междисциплинарной оценке -компетентность интегральна по своей сути [Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. СПб., 2006].
Мониторинговые показатели:
68 Доля (%) учащихся, использующих персонифицированные формы учёта достижений (Портфолио) от общего количества учащихся
69 Доля (%) учащихся, использующих персонифицированные формы учёта достижений (Портфолио) от общего количества учащихся, начальная школа
70 Доля (%) учащихся, использующих персонифицированные формы учёта достижений (Портфолио) от общего количества учащихся, основная и средняя школа
71 Доля (%) педагогов, использующих персонифицированные формы оценки, всего от общего количества педагогов
72 Доля (%) педагогов, использующих персонифицированные формы оценки, начальная школа
73 Доля (%) педагогов, использующих персонифицированные формы оценки, основная и средняя школа
(таблицы мониторинговых показателей ОЭР по теме: «Формирование медиаграмотности учащихся средствами обновления содержания и технологий образования» разработаны с учётом рекомендаций доцента АППО Н.Ю.Конасовой)
3. Собранная информация позволит сделать выводы об успешности решения задачи ОЭР по формированию медиаграмотности и критического мышления учащихся, эффективных средствах обновления содержания и технологиях образования и необходимых корректировках; позволит отобрать методики и показатели для оценки медиаграмотности учащихся в развитии.
4. На основе собранной информации можно обоснованно принять решения о средствах обновления содержания образования и технологиях, которые могут быть рекомендованы к распространению для формирования медиаграмотности учащихся, и методиках её оценки.
Категория потребителей Описание способа презентации
Учителя ■ Семинары, выступления и доклады по проблеме медиаграмотности для учителей и специалистов. ■ Индивидуальные и групповые консультации. Библиотека печатных и электронных материалов по проблеме формирования медиаграмотности. ■ Комплект рекомендаций для распространения результатов ОЭР. ■ Пособия по согласованным учебным материалам и современным методам обучения, направленные на формирование медиаграмотности, для учебных курсов составленных на базе согласованных программ общего и дополнительного образования. ■ Портфолио педагога-исследователя
Родители ■ Размещение материалов на сайте школы ■ Оформление стенда с материалами ОЭР ■ Презентация материалов на Совете школы ■ Оформление рекомендаций родителям по проблеме «Дети и СМИ» ■ Организация Круглого стола с участием родительской общественности по проблеме «Дети и СМИ» ■ Тематические родительские собрания
Администрация ■ Ежегодные аналитические отчёты с данными оценки динамики медиаграмотности учащихся. ■ Рабочие совещания по ОЭР ■ Школьное электронное портфолио по ОЭР
Иные потребители ■ Размещение материалов на сайте школы ■ Статьи, выступления и доклады по проблеме медиаграмотности на районном / региональном/федеральном уровне.
6. Возможные риски и барьеры
Увеличение фактического объёма ОЭР за счёт дополнительной счётно-канцелярской работы в условиях отсутствия эффективной системы стимулирования.
Способ сбора информации Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Анкеты* + +
Интервьюирование и собеседования* + + + + + + + +
Тестирование* + +
Исследование продуктов деятельности учащихся + + + + + + + + +
Систематизация и анализ статистических и иных данных, подведение итогов и внесение корректив + +
* Используются экспериментальные, не адаптированные анкеты, интервью и тесты: апробация и адаптация анкет, интервью, тестов, других методик оценки является частью ОЭР
Приложение 1. Организационная схема мониторинга ОЭР
Директор
Методист
Социальный педагог
Творческая
лаборатория педагогов исследователей начальных классов
Творческая
лаборатория педагогов исследователей основной школы
Творческая
лаборатория педагогов исследователей учителей информатики