■ ■ ■ Проект Морского Шёлкового пути: глобальный диалог
Скамкочашвили С., Кунцевич К.Д.
Российская академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация.
Аннотация. Китай является постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладает большим экономическим потенциалом, а также входит в список десяти ведущих стран мира по размерам ВВП, имеет солидное ракетно-ядерное оружие и средства его доставки, имеет большой политический вес на международной арене в системе современных международных отношений. С одной стороны, он усиливает свой военный потенциал, с другой стороны, он не жалеет усилий для формирования своего имиджа как большой ответственной державы, главным образом, с помощью дипломатии «мягкой силы». В условиях усиления глобальной конкуренции китайское руководство предлагает геостратегические проекты, направленные на интенсификацию международной торговли как по сухопутным маршрутам, так и по морским торговым артериям. В статье анализируются стратегические цели и задачи одной из таких инициатив - Проекта Морского Шёлкового пути XXI века. Особое внимание уделяется оценке экономического и транспортно-логистического потенциала данного проекта.
Основными методами исследования являлись сравнительный анализ, функциональный метод, статистический анализ и метод политического прогнозирования. Основным выводом работы является подтверждение авторами того, что развитие проекта «Морской шелковый путь» будет направлено на достижение консенсуса в политической и экономической сфере со странами вдоль линии маршрута и стремление к состыковке со стратегией развития соответствующих стран.
Ключевые слова: Морской Шёлковый путь, внешняя политика, КНР, глобальный диалог, торговля, морской маршрут, мировая экономика
Для цитирования: Скамкочашвили С., Кунцевич К.Д. Проект Морского Шёлкового пути: глобальный диалог // Коммуникология. 2019. Том 7. №3. С. 105-119. DOI 10.21453 / 2311-3065-2019-7-3-105-119.
Сведения об авторах: Скамкочашвили Серго, магистр факультета международного регионоведения и регионального управления РАНХиГС; Кунцевич Кира Дмитриевна, магистр факультета международного регионоведения и регионального управления РАНХиГС. Адрес: 119003, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского 84, к.2. Corresponding e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 28.07.2019. Принята к печати: 12.09.2019.
Развитие Морского Шелкового Пути (сокр. МШП) имеет большое значение для всего мира. МШП является главной артерией древнекитайского морского маршрута: этот морской канал между древним Китаем и торговыми странами использовался для культурного обмена и для торговли. Он был сформирован во времена династий Цзинь и Хань, развивался во времена династии Суй, процве-
тал во времена династии Тан и Сун, а превратился в самый известный морской маршрут во времена династий Мин и Цин.
В октябре 2013 г во время визита главы КНР Си Цзиньпина в Юго-Восточную Азию, он предложил стратегическую концепцию совместного строительства Морского Шелкового пути XXI века; это глобальная идея-проект запланирована на длительную историческую перспективу, своей целью она ставит связать экономические развитые страны Восточной Азии и Европы, а также подразумевается подключение китайских и островных регионов к сотрудничеству и обоюдному выигрышу, так как эта глобальная концепция несёт в себе развитие и процветание всем странам шелкового пути.
Стратегия МШП базируется на трёх основных моментах:
Во-первых, МШП - это великая концепция реализации Китаем нового века. С древних времён океан был путём мировой торговли и культурного обмена. 21-й век - это век океана. На сегодняшний день Китай является второй по величине экономикой в мире, и энергичное развития морской экономики является главным приоритетом экономического развития в этом столетии. Центральный Комитет Партии и Госсовет КНР отмечает, что Китай пересмотрел перспективы океана и поставил для себя цель - реализовать морскую мечту Китая.
Во-вторых, «Морской Шелковый Путь» - это наследство и скачок древнего Шелкового Пути. По данным китайских экономических отделов большая часть морского шелкового пути - это страны с развивающиеся экономикой и развивающиеся страны с общим населением около 4,4 млрд. человек, а общий объем производства составляет около 21 триллионов долларов США, что соответственно составляет 63% и 29% в мире. Эти страны, как правило, находится в период экономического развития, следовательно, перспектива взаимовыгодного сотрудничества является широкой. Используя весь глубинный потенциал сотрудничества, Китай и страны-партнеры, прилегающие к маршруту, безусловно повысят статус стран с развивающейся экономикой, а самому Китаю удастся подключить центральные, западные и приграничные районы, что простимулирует их к дальнейшему экономическому развитию.
В-третьих, Морской Шелковый Путь является важным «крылом» китайской инициативы «Один пояс - один путь». МШП как одно из крыльев «Пояса и пути» (Экономический Пояс Шелкового Пути и Морской Шелковый Путь XXI века) будет подключён к АСЕАН, Южной Азии, Западной Азии, Северной Африки, Европе и другим странам для развития экономического сектора рыночной цепи на территории Южно-Китайского моря, Тихого и Индийского океанов. Азию, Европу и Африку можно будет связать посредством стратегического экономического сотрудничества в сфере торговли и экономической интеграции, в целях содействия восточной прибрежной открытой экономической трансформации и модернизации, образуя, таким образом, новую координированную модель взаимной выгоды, ориентированную на глобальность.
«Один пояс - один путь» выступает в качестве национальной стратегии и поможет Китаю выйти на мировой уровень ретэоу]. Эта глобальная долгосрочная стра-
тегия является динамичной платформой, которая и на суше и в море представляет Китай в качестве своего центра. МШП представляет перестройку транснациональной инфраструктуры. Чтобы реализовать эту стратегическую концепцию, самая большая проблема заключается в том, чтобы позволить многонациональным правительствам и частной экономики преодолевать барьеры и взаимодействовать.
Опорные точки стратегии Морского Шелкового Пути
Стратегическая точка опоры МШП разделена на широкое и узкое понятие. В широком смысле это относится к странам, которые важны в реализации стратегии, стабильны в политических и стратегических отношениях с Китаем, а по безопасности они не относятся к «третьим странам» - такие страны называются «страны-опоры». К стандартам «стран-опор», согласно китайским ученым, относятся следующие принципы: геополитическое местоположение имеет важное значение; региональные или субрегиональные державы могут оказывать определенное влияние; стратегическая автономия не полностью следует за США; существует консенсус в отношении стратегического сотрудничества с Китаем и большой интерес.
В узком смысле это относится к стратегическому расположению между Китаем и принимающей стороной, защите интересов Китая за рубежом и портов, в которых у КНР есть определенная база деятельности.
Рис. 1. Морской Шёлковый путь XXI века1 (по материалам МЕРКАТОР - Берлинского Института исследований Китая) / 21st Century Sea Silk Road (based on Mercator Institute for China Studies (MERICS)
1 По материалам МЕРКАТОР - Берлинского Института исследований Китая [эл. ресурс]: https://www.merics.org/en (дата обращения - 05.01.2019).
Так называемая китайская стратегия «нити жемчуга», которая широко пропагандируется международным общественным мнением, в основном относится к проекту «морской жемчужной цепи» в Индийском океане через строительство портов Пакистан - Гвадар, Бирма - Кьяукпью, Шри-Ланка - Хамбантота и гавань Коломбо (см. Рис.1).
Строительство стратегического стержня в море имеет решающее значение для обеспечения безопасности, развития и процветания Морского Шелкового Пути XXI века. Через морской канал будет проходить около 90% внешней торговли Китая с преобладающим числом импортируемых энергоресурсов, таких как сырая нефть, и минеральных ресурсов, таких как железная руда, медная руда, уголь и т.д.
Важной целью Морского Шелкового Пути является создание дороги мира и процветания, которая делится, делится и делится. Это неотделимо от безопасного и беспрепятственного морского пути, а также не может быть отделено от надежной, безопасной и важной стратегической точки опоры.
Однако, официальные документы Китая прямо не упоминают стратегическую точку опоры Морского Шелкового Пути, а в место «точки опоры» выбирают термин «узлы», чтобы лучше отражать намерение подчеркнуть сотрудничество, совместное строительство, обмен, мир и процветание. В марте 2015 было выдвинуто «видение и действие, направленное на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». «Узел» в документах совпадает с «точкой опоры» в геополитике. Стратегическая точка опоры Морского Шелкового пути в основном является портами.
В 2014 году Ван Сяоцюань, научный сотрудник Института Шанхайской организации сотрудничества и общественной дипломатии (Шанхайский Университет), в своей статье «Стратегическое мышление о строительстве экономического пояса Шелкового пути» выделил следующие особенности и тренды в развитии проекта Нового Шёлкового пути:
- Впервые за несколько сотен лет происходит разворот тренда в отношениях между морской державой и сухопутной державой.
- Тенденция вторая: Китай изменил свой традиционный путь внешней торговли, вместо восточного морского пути отдав предпочтение сбалансированной двусторонней торговле: одновременно применяя восточный морской путь и на западе - сухопутный маршрут.
- Китай превратится в развитую страну, которая возьмет на себя роль локомотива для более эффективного экономического развития развивающихся стран этого региона.
- Китай усилит свое присутствие на западных рынках за счет своего геоэкономического потенциала.
- Китай сталкивается с сохраняющейся угрозой с востока (Америка и Япония). Экономический пояс Шелкового пути позволит снизить такой риск и превратит Китай в транспортную и энергетическую артерию для перемещения по
Европе, Ближнему Востоку и Африке. В Восточной Азии будут больше полагаться на Китай, тем самым снизится фактор сдерживания Китая со стороны США.
- Геополитическая роль Средней Азии возрастет. Китай, Россия, Индия, ЕС, Америка и Турция будут пытаться реализовывать свои проекты в данном регионе.
Формируется новый мировой порядок. Китай, безусловно, выиграет за счет реализации подобного амбициозного экономического проекта [Лукин, Лузянин, Ли Синь]. Это огромный стратегический шаг. Будущее Нового великого шелкового пути зависит от того, насколько оно может быть принято членами международного сообщества. Наиболее динамичным и ключевым вопросом по-прежнему остается вопрос взаимоотношений между Китаем и Россией. Две страны должны провести переговоры, чтобы согласовать, какие роли они будут играть в формировании нового мирового порядка. Должны быть разработаны пошаговые повестки дня для разных этапов этого длительного процесса; главное - обеспечить доверие друг к другу.
28 марта 2015 года Национальная комиссия Китая по развитию и реформам, Министерство иностранных дел КНР и Министерство торговли КНР совместно опубликовали научный доклад «Цели и задачи реализации экономического пояса Нового Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века» [Комиссина] в котором выделены стратегические задачи развития рассматриваемого нами геополитического проекта:
1) В вводной части доклада («Предисловие») китайские специалисты выступают с инициативой возрождения духа древнего великого Шелкового пути как «примера мира и сотрудничества, открытого и широкого, чтобы учиться друг у друга и получать взаимную выгоду». В работе рассматривается древний Шелковый путь как символ коммуникации и сотрудничества между Востоком и Западом и историко-культурное наследие всех наций в этом мире. В публикации подчеркивается принцип «совместного обсуждения, взаимного строительства, взаимообмена» и установления более тесных связей со странами Азии, Европы и Африки [Морозов].
2) Во втором разделе доклада («Исторический фон») эксперты Министерства торговли КНР рассуждают о глубоких и сложных переменах в этом мире и готовности Китая принять на себя большую ответственность и обязанность по адаптации к таким переменам за счет развития экономических связей с другими странами.
3) В третьей части рассматриваемого нами документа («Принцип совместного строительства») выделены пять принципов построения проекта Нового Шелкового пути - мирное сосуществование; открытость и сотрудничество; гармония и открытость; обеспечение функционирования рынка и принцип взаимной выгоды.
4) В четвертом разделе доклада («Условия и механизмы») китайские коллеги отмечают большой потенциал Центральной Азии как связующего звена между «активной Восточной Азией» и «развитой Европой».
5) В разделе «Ключевые сферы сотрудничества» подчеркивается необходимость сотрудничества КНР с международными акторами в сфере политики, подключения инфраструктуры, торговле, в сфере финансов и в гуманитарной сфере.
6) В разделе «Механизм сотрудничества» отмечается значительный потенциал существующего многостороннего механизма сотрудничества, такого как ШОС, Китай в формате АСЕАН «10+1», АТЭС и иные международные форумы. Морская торговля относится к экономической деятельности, которая создается через кооперацию между странами или регионами. Доминирующие страны в регионе будут создавать, насколько это возможно, экономическую среду, благоприятную для их собственного развития. Исторически сложилось так, что появление великих держав в международном политическом контексте часто сопровождается географической экспансией [Сыроежкин, Патоцкова].
Цель Китая по созданию стратегического морского стержня - сделать его демонстрационной базой и «каркасной» поддержкой Морского Шелкового пути в XXI веке. Идея так называемой демонстрационной базы заключается в том, что государство подталкивает крупные предприятия в КНР выходить в «свет», активно участвовать в строительстве важных коммерческих портов и портовых индустриальных парков вдоль маршрута и улучшать социальную ценность китайских инвестиций в местную область, чтобы стать демонстрационной точкой для морского сотрудничества. Поддержка так называемого каркаса заключается в содействии созданию центров международного сотрудничества и комплексных баз поддержки в сочетании с потребностями глубоководного рыболовства и торгового судоходства, с тем, чтобы стать рядом морских связей.
Стратегическое значение МШП
Китай превратился в крупнейшую в мире производственную страну, тем самым он более активно, чем когда-либо, влияет на международный поток факторов производства. Создание или улучшение торговых каналов, содействие позитивному взаимодействию между Китаем и зарубежными странами, и освобождение большего объема возможностей - является более актуальными, чем когда-либо. Создание этих торговых каналов позитивно влияет как на Китай, так и на весь мира. Во-первых, повышение коэффициента безопасности «жизненного пути» Китая, пересечение океана - является гарантией экономического роста КНР и укрепления ее внешних связей. Экономический рост и напряженность КНР перед американскими санкционными контрмерами продолжают расти. 90% внешней торговли должно пройти через морской путь; по количеству энергоресурсов, которые будут переправляться по маршруту, сырая нефть, железная руда, медная руда, уголь будут занимать лидирующее положение [Тавровский].
Например, импорт сырой нефти в 2012 году привел к тому, что он составил $220,40 млрд, из которых $199,17 млрд. было импортировано через морские перевозки, что составляет 90,37% от общего объема, из которых около 80% через Малаккский пролив. По оценкам, в 2020 году импорт нефти в Китай будет составлять более 66% от общего спроса и достигнет 72% в 2040 году. Помимо Малаккского пролива пролив Драконьего глаза и Макассарский пролив напрямую связаны с расширением Морского Шелкового пути в южной части Тихого
океана. Большинство гигантских танкеров, которые не могут проехать через Ма-лаккский пролив, могут проходить только через эти два пролива [Lu Hui]. Хотя строительство двух нефтепроводов через Бирму и Пакистан может уменьшить зависимость от Малаккского пролива, пролива Драконьего глаза и Макассар-ского пролива, но не сможет полностью заменить морские линии энергоснабжения. Чтобы решить «Малаккскую проблему» Китай может только стремиться к расширению морского сотрудничества с другими странами, чтобы обеспечить избирательность канала.
Во-вторых, дальнейшее более тесное экономическое взаимодействие между Китаем и зарубежными странами в условиях нового пространственно-временного фона может обеспечить более позитивную энергию для экономического развития стран вдоль этой линии. В настоящее время китайская экономика проводит крупную трансформацию от внедрения к выходу на международные рынки и уделяет этому одинаковое внимание. Появились три новые положения глубокой интеграции рынка, ресурсов, энергетики и инвестиций.
Возьмем АСЕАН в качестве примера. После финансового кризиса 1997 года Китайское экономическое сотрудничество АСЕАН вошло в быстрое русло. Китай является крупнейшим торговым партнером АСЕАН в течение пяти лет подряд с 2009 года. Согласно статистическим данным китайской стороны, объем двусторонней торговли между Китаем и АСЕАН достиг в 2012 году $400,1 млрд, что в 7,3 раза больше, чем в 2002 году и увеличилось до $443,6 млрд в 2013 году. По итогам 2017 года товарооборот между Китаем и АСЕАН составил $436,8 млрд., а совокупный объём китайских инвестиций в страны АСЕАН приблизился к показателю $ 11 млрд.
Обе стороны в настоящее время начинают переговоры по обновленной версии зоны свободной торговли и стремятся наладить двусторонние отношения в рамках «бриллиантового десятилетия» [Daljit Singh]. Кроме того, страны-участники Морского Шелкового пути являются в основном странами с развивающейся экономикой. Превосходство Китая в производственных мощностях также соответствует интересам стран по этому маршруту. Например, многие страны и региональные организации, прилегающие к Морскому Шелковому пути (Индия, АСЕАН и т. д.) разработали планы по экономическому развитию, но они сталкиваются с такими проблемами, как неадекватная инфраструктура и недостаток средств для развития1; у Китая есть сильные валютные резервы, и он обладает передовыми технологиями и богатым опытом в области инфраструктуры, чем и может оказывать мощную поддержку странам по маршруту МШП. Важной целью концепции Морского Шелкового пути является усиление положительного влияния Китая на внешнюю экономику. В то же время он должен решить проблему не-
1 Цели и задачи реализации экономического пояса Нового Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века // Национальная комиссия Китая по развитию и реформам, Министерство иностранных дел КНР и Министерство торговли КНР. Пресс-канцелярия Госсвета КНР, 2015.
равномерного распределения ресурсов в процессе взаимодействия и оказать помощь развивающимся странам в областях капитала, основных технологиях и других областях, с тем чтобы способствовать эффективному распределению производственных мощностей по региону и в Китае в целом [Blanchard, Flint].
В-третьих, это способствует преодолению двух проблем в распространении факторов производства в экономике, ориентированной на экспорт. Прибрежная экономика усилила высокую зависимость Китая от зарубежных рынков и иностранных ресурсов. Это приводит к двум основным дисбалансам: 1) прибрежные районы могут более эффективно использовать внешние ресурсы, что приводит к дисбалансу между внутренней и экономической планировкой побережья и материка, 2) уровень развития в прибрежных районах значительно выше, чем на материке [Kleven].
Эти два восприимчивых и уязвимых дисбаланса вызваны внешней зависимостью, особенно от морской транзитной дороги, которая сталкивается со многими рисками и проблемами. Строительство Морского Шелкового пути помогает устранить или смягчить эти два основных дисбаланса.
Конечно, Морской Шелковый Путь не ограничивается морем, но дополняет Шелковый путь на суше. Он является экономическим коридором Бангладеша, Китая, Индии и Бирмы и экономического коридора Китая и Пакистана.
МШП выступает за сотрудничество, совместное строительство и совместное пользование. Он выступает за укрепление морской связи со всеми странами вдоль маршрута и за создание благоприятных условий для безопасности морского пути, путем создания сообщества с общими интересами и судьбой.
Риски и вызовы, с которыми сталкивается проект МШП
Морской Шелковый путь XXI века - это путь мира и процветания для совместного обсуждения, строительства и совместного использования. Для Китая, стран и регионов, прилегающих вдоль маршрута это огромный благотворительный поступок. Но объективно говоря, строительство Морского Шелкового пути и его безопасность сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Такие, как рискованные действия в области морских порядков великих держав, споры о морских правах и интересах, трудности управления, угрозы морской нетрадиционной безопасности и т. д.
Во-первых, строительство Морского Шелкового пути может вызвать проблемы и сомнения в отношении существующей морской мощи [Tiezzi]. Морской Шелковый путь XXI века выступает за более справедливый морской порядок и мирный, совместный и гармоничный взгляд на морское пространство [Chaturvedy]. Однако, чтобы защитить свою глобальную морскую гегемонию, Соединенные Штаты не могут не участвовать в строительстве китайского МШП. Кроме того, Морской Шелковый путь также включает в себя регион Индийского океана. Индия сомневается в истинных намерениях Морского Шелкового пути. Это стратегическая задача для строительства МШП.
Соединенные Штаты рассматривают гегемонию на морском пространстве как важный элемент своей глобальной гегемонистской системы и долгое время сдерживали Китай посредством «стратегии островной дуги». Усилия Китая по созданию морской мощи и продвижению Морского Шелкового пути неизбежно будут сталкиваться с неприятием и контрмерами со стороны США. Стратегия США по перебалансировке в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и «видение Индии в Азиатско-Тихоокеанском регионе» объективно усилили стратегическое расширение МШП [Ы Тэеуа].
Китайско-американские разногласия касаются границ территориальных вод Китая. Пекин настаивает на том, что 80% акватории Южно-Китайского моря являются внутренними водами КНР в соответствии с Законом о территориальном море и прилежащей зоне, принятым Всекитайским собранием народных прбед-ствителей в феврале 1992 г. Ратифицируя Конвенцию ООН по международному праву, КНР сделал оговорку, в соответствии с которой ничто содержащееся в Конвенции не должно противоречить положениям закона 1992 г. По мнению Вашингтона, территориальное море и исключительная экономическая зона Китая ограничены соответственно двенадцатью и двумястами морскими милями от материка и острова Хайнань. Остальная акватория Южно-Китайского моря - это международные воды, где допустимо проведение деятельности военного характера силами США и их азиатско-тихоокеанских союзников.
Хотя Соединенные Штаты и не являются прилегающей к Морскому Шелковому пути территорией, они оказывают огромное влияние на региональные структуры, идущие вдоль Шелкового пути и внутренние дела некоторых стран через систему альянса и военную мощь, США обладают множеством ресурсов, которые могут быть использованы для вмешательства. Между Китаем и Индией по-прежнему отсутствует безопасность и взаимное доверие. Многие люди в Индии беспокоятся о том, что Китай «построит цепочку жемчуга», которая окружит Индию. Некоторые политики считают, что «китайско-индийская морская конфронтация неизбежна» и, что Китай является крупнейшим соперником Индии в Индийском океане1.
В частности, поскольку Шри-Ланка, Мальдивы, Пакистан и другие страны выразили готовность участвовать в Морском Шелковом пути, Индия беспокоится о своих проблемах. По сообщениям индийских политиков, под администрацией Наредра Моди намерены запустить проект под названием «муссоны» и конкурировать с Морским Шелковым путем Китая.
Во-вторых, недобросовестная модернизация сторон, участвующих в конфликте Южно-Китайского моря, препятствует прагматическому сотрудничеству КНР в АСЕАН. АСЕАН является первой и самой важной основой для строительства Морского Шелкового пути. Поддержка и участие стран АСЕАН имеет решающее значение для беспрепятственного продвижения МШП.
1 Zhang Hui (2017). (Vision for Maritime Cooperation under
the Belt and Road Initiative) / State Council of the People's Republic of China [el. source]: http://www.gov.cn/xinwen/2017-06/20/content_5203985.htm (In Ch.).
В настоящее время отношения между Китаем и АСЕАН и его государствами-членами в целом хороши. Стороны также обсуждают подписание Договора о добрососедской, дружбе и сотрудничестве. Однако Вьетнам и Филиппины продолжают волноваться относительно споров в Южно-Китайском море. Меры защиты прав Китая также представляются как «морские угрозы» и становятся вызывают громкий ропотом в отношениях восточного альянса Китая.
Споры Южно-Китайского моря являются лишь противоречием между Китаем и некоторыми странами-членами АСЕАН, так как это только внешние отношения между Китаем и странами спора. Как только это свяжется с «Китайской теорией угроз» и «Китайской морской угрозой», негативное воздействие может перерасти в натянутые отношения Китая с АСЕАН и мешать строительству Морского Шелкового пути. Во-первых, можно понимать концепцию Морского Шелкового пути как «стратегическое оружие» для усиления экономического воздействия на АСЕАН. Во-вторых, Китай может пойти на дилемму «защиты прав» и «поддержания стабильности». Мы не должны игнорировать провокационные действия Вьетнама, Филиппин и других стран, но также должны избегать неправильного толкования политической защиты прав. В-третьих, Соединенные Штаты и Япония, под знаменем «защиты региональной безопасности, свободы судоходства на море и безопасности на канале», присоединились к спору Южно-Китайского моря и оказали стратегическое давление на Китай [Zhang Yansheng].
Взаимоотношения с Тайванем, Сянганом и оффшорными зонами Макао дают возможности для экономического сотрудничества в рамках МШП и диалога сторон, в частности между Тайванем и Китаем: проект МШП и совместное участие в проекте МШП нивелирует политические разногласия сторон, а во многом может привести к новому раунду переговоров, которые предоставят возможности для новых совместных проектов и потепления в отношениях между руководством КПК и президентом Тайваня.
Сетевой проект - единая портовая структура: интермодальные перевозки, подключение к Морскому Шелковому пути интермодального транспорта, создание единой системы морской торговли, морских грузоперевозок и модернизация портово-торговой инфраструктуры, расширение каналов сбыта продукции как китайского производства, так и его зарубежных партнеров.
Проект МШП даст стимул для развития не только самого Китая и партнеров, но и экономической ассоциации АСЕАН, реанимирует эту организацию в плане совместной деятельности - АСЕАН перестанет быть просто формальной платформой для взаимодействия, она получит больший стимул и вдохновение для реализации конкретных экономических проектов. Не только экономических проектов, а культурно-цивилизационных, поскольку Морской Шелковый путь - это попытка воссоздания исторического Шелкового пути, но только на морской акватории (перенос сухопутного маршрута на параллельный морской маршрут).
В-третьих, Морской Шелковый путь, проходящий через многочисленные регионы и обширные морские зоны, сталкивается с различными региональными традиционными и нетрадиционными проблемами безопасности.
Во-первых, трудно охладить некоторые региональные «горячие точки». Ситуация в Юго-Восточной Азии лучше, и строительство сообщества АСЕАН неуклонно развивается. Основной особенностью геополитической модели в Южной Азии является конфронтация между Индией и Пакистаном, которая уже давно тормозит региональную интеграцию, а также оказывает комплексное влияние на отношения между Китаем и Индией в отношениях трех стран. Направление индийских отношений Пакистана включает строительство Морского Шелкового пути и «двух коридоров», то есть экономического коридора Бангладеш - Китай - Индия - Бирма и экономического коридора между Китаем и Пакистаном.
МШП ставит перед собой еще одну цель - урегулировать индо-пакистанские отношения, то есть вывести эти отношения из сферы военного противостояния в сферу здоровой экономической конкуренции. Подключение Пакистана и Индии к МШП в формате участников интермодальных международных перевозок также создает дополнительные рабочие места. Это решение проблем в рамках отдельного региона, так и в целом на общем морском экономическом пространстве. (это дополнительные рабочие места, дополнительные мощности и дополнительный стимул к экономическому росту).
Геополитическая игра, этнические и религиозные противоречия в Западной Азии и Северной Африке также очень сложны.
Во-вторых, в некоторых странах существуют «трудности в управлении» или «трудности трансформации». Многие страны Южной Азии сталкиваются с проблемой политической нестабильности, в то время как Западная Азия и Северная Африка страдают от перестройки геополитической структуры и усиления противоречий между исламскими сектами. Три из них заключаются в том, что различные противоречия между странами вдоль границы или между странами переплетены, что приводит к возникновению всех видов насильственных преступлений, таких как терроризм, незаконный оборот наркотиков и контрабанда оружия, которые представляют собой угрозу безопасности морских перевозок и навигации [Shi Yan].
Наконец, строительство Морского Шелкового пути сталкивается со стратегической проблемой состыковки со странами вдоль маршрута (проблемы логистических связей или создание логистической сети стран). Взаимосвязь и кооперация, пропагандируемые МШП не являются узконаправленным проектом по строительству пути, а являются всеобъемлющим и трехмерным способом обеспечения политической коммуникации, взаимосвязи объектов, беспрепятственной торговли, финансирования и просто культурному обмену между людьми.
Стратегия развития стран вдоль Морского Шелкового пути отличается, поэтому сложно реализовать состыковку. Иногда одной стране нужна одна стратегия.
Кроме того, некоторые страны до сих пор мало знают о концепции МШП, и нам необходимо и далее укреплять политическое общение, чтобы эффективно проводить стратегическое соглашение между странами, прилегающими к маршруту и китайским Морским Шелковым путем.
На основе проведенного нами анализа целесообразно выделить три базовых принципа строительства Нового Морского Шелкового пути:
Прежде всего, Китай должен придавать большое значение связи с береговым экономическим поясом Шелкового пути, в частности, он должен построить экономическую зону Бангладеш - Китай - Индия - Бирма, а также экономический коридор в Бразилии. Морской Шелковый Путь имеет свою специфику. По сравнению с его сухопутной параллелью (дороги, железные дороги) маршрут в акватории не нуждается в наземных базах. Проект МШП нуждается в строительстве портов, мостов, соответствующих объектов, развитии морской науки и техники, морской экономики и защите морской среды. Исторически сложилось так, что Португалия, Испания, Голландия и другие морские державы были ограничены земельными ресурсами и недолговечны. Америка, опираясь на богатые земельные ресурсы, чтобы стать могущественной страной-землевладельцем, добилась больших успехов в освоении морского пространства и до сих пор доминирует. Если Китай хочет стать морской державой, он должен принять во внимание развитие транспортной инфраструктуры в материковом Китае.
Во-вторых, на базе проекта МШП КНР должна в полной мере играть роль субинвестиционного банка-фонда. Макет проекта можно рассмотреть по-разному, и конкретные меры должны простираться на всю длину Морского Шелкового пути, чтобы координировать строительство коротких, средних и длинных линий, что постепенно сгладит путь распространения международных производственных факторов. Одним из факторов является то, что дорога должна преодолеть узкое место, которое ограничивает распространение ресурсов, технологий и рабочей силы. Китай может оказать финансовую помощь для строительства инфраструктуры вдоль маршрута посредством Азиатского инвестиционного банка и Фонда «Шелковый путь». Благодаря этим механизмам китайским предприятиям предлагается участвовать в строительстве инфраструктуры вдоль границы, чтобы добиться беспроигрышного положения и стабильности.
В-третьих, строительство МШП связано со стратегическим направлением морской экономики Китая. КНР должен придерживаться принципа сотрудничества и развития со всеми участвующими странами, для совместного и устойчивого развития. В частности, Китай должен приложить все силы к работе в команде, чтобы работа ни одного из участников не была меньше по сравнению другими. Принцип общего и долгосрочного развития должен быть отражен в поиске политического и экономического консенсуса со странами вдоль линии маршрута и стремлении к состыковке с стратегией развития соответствующих стран, насколько это возможно, а также в стремление к пониманию и признанию доминирующих держав в существующих регионах и даже в мире, эффективно увязанных с существующими региональными соглашениями. Чтобы контролировать надлежащее урегулирование споров с отдельными странами, следует расширить стратегию, чтобы избежать слепого развития пути.
В эпоху глобализации Китай, придерживающийся концепции сотрудничества, стратегического взаимодействия, общего развития в строительстве МШП, способствует сотрудничеству со странами-участниками. Взаимодействие между ведущими державами помогает связывать глобальные и региональные ме-
ханизмы для того, чтобы сделать международный морской порядок совершенным, рациональным и упорядоченным.
Источники
Денисов И. (2015). Путешествие на Запад: Пекин выйдет из тени по Шелковому пути // Россия в глобальной политике [эл. ресурс]: http://globalaffairs.ru/number/puteshestvie-na-zapad-17315.
Комиссина И.Н. (2017). Морской Шелковый путь XXI века - глобальный геополитический проект Китая // Проблемы национальной стратегии. № 1. С. 60-81.
Лукин А. В., Лузянин С. Г., Ли Синь (2016). Китайский глобальный проект для Евразии: постановка проблемы: аналитический отчет. М.: научный эксперт.
Морозов Ю.В. (2016). Стратегические проекты Китая, России и США для Евразии. // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: Институт дальневосточных исследований РАН. С. 62-77.
Сыроежкин К.Л., Патоцкова А.С. (2015). Китайский глобальный проект для Евразии: постановка проблемы: аналитический отчет. М.: научный эксперт.
Тавровский Ю.В. (2017). Новый Шелковый путь. Москва: Эксмо.
Blanchard J.-M., Flint. С. (2017). The Geopolitics of China's Maritime Silk Road Initiative // Geopolitics. № 22. P. 223-245 [эл. ресурс]: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_ Perspective_2017_22.pdf.
Chaturvedy R.R. (2014). New Maritime Silk Road: Convergent Interests and Regional Responses // ISAS Working Paper. № 197, 8 October 2014. Institute of South Asian Studies, National University of Singapore. P. 10-13.
Daljit Singh (2017). China's White Paper on Security Cooperation in the Asia-Pacific Region and Chinese Grand Strategy // ISEAS Perspective, № 22 [эл. ресурс]: https://www.iseas.edu.sg/images/ pdf/ISEAS_Perspective_2017_22.pdf.
Kleven A. (2015). Is China's Maritime Silk Road A Military Strategy? // The Diplomat [эл. ресурс]: https://thediplomat.com/2015/12/is-chinas-maritime-silk-road-a-military-strategy/.
Lu Hui (2017). China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation // Xinhua [эл. ресурс]: http://news.xinhuanet.com/english/china/2017-01/11/c_135973695.htm/.
Lu Tseya (2015). t(The Maritime Silk Road: a longer
history compared to the land Silk road) [эл. ресурс]: http://www.cssn.cn/kgx/kgsb/201507/ t20150716_2080889.shtml.
Shi Yan (2014). (Building a "Belt and Road" to create a
prosperous "destiny community") // Laonian jiaoyu. № 9.
Tiezzi Sh. (2014). The Maritime Silk Road Vs. The String of Pearls // The Diplomat [эл. ресурс]: http://thediplomat.com/2014/02/the_maritime_silk_road_vs_the_string_of_pearls/
Zhang Yansheng (2016). The Belt and Road Development Strategy and the Road of Rejuvenation. Learn to implement General Secretary Xi Jinping series speech topic.
■ ■ ■ The Project of the Maritime Silk Route: global dialogue
Skamkochashvili S., Kuntsevich K.D.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia.
Abstract. People's Republic of China is a permanent member of the UN Security Council and has great economic potential, and is also included in the list of ten leading countries of the world in terms of GDP, has solid nuclear missile weapons and their delivery vehicles, and a great political weight in the international arena in the system of modern international relations. On the one hand, it strengthens its military potential, on the other hand, it spares no effort to build its image as a major responsible power, mainly through diplomacy of Soft Power. In the context of increasing global competition the Chinese government offers geostrategic projects aimed at intensifying international trade both on land routes and sea trade arteries. The article analyzes the strategic goals and objectives of one of these initiatives - the Project of the Maritime Silk Route of the XXI century. Special attention is paid to the assessment of the economic, transport and logistics potential of the project.
The research methods: comparative analysis, functional method, statistical analysis and political forecasting method. The main conclusion of the work consists in the authors' confirmation that the development of the Maritime Silk Route project will be aimed at reaching consensus in the political and economic sphere with countries along the route line and striving to align with the development strategy of the respective countries.
Key words: Maritime Silk Route, foreign policy, global dialogue, trade, sea route, world economy, China, trade, world economy
For citation: Skamkochashvili S., Kuntsevich K.D. The Project of the Maritime Silk Route: global dialogue. Communicology (Russia). 2019. Vol. 7. No.3. P. 105-119. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-3-105-119.
Inf. about the authors: Skamkochashvili Sergo, graduate student of the faculty of foreign area studies, RANEPA; Kuntsevich Kira Dmitrievna, graduate student of the faculty of foreign area studies, RANEPA. Address: 119003, Russia, Moscow, Vernadsky av., 84/2. Corresponding e-mail: [email protected].
Received: 28.07.2019. Accepted: 12.09.2019.
References
Blanchard J.-M., Flint. C. (2017). The Geopolitics of China's Maritime Silk Road Initiative. Geopolitics. No. 22. P. 223-245 [access mode]: https://www.iseas.edu.sg/images/pdf/ISEAS_ Perspective_2017_22.pdf.
Chaturvedy R.R. (2014). New Maritime Silk Road: Convergent Interests and Regional Responses. ISAS Working Paper. No. 197, 8 October 2014. Institute of South Asian Studies, National University of Singapore. P. 10-13.
Daljit Singh (2017). China's White Paper on Security Cooperation in the Asia-Pacific Region and Chinese Grand Strategy. ISEAS Perspective. No. 22 [access mode]: https://www.iseas.edu.sg/ images/pdf/ISEAS_Perspective_2017_22.pdf.
Denisov I. (2015). Journey to the West: Beijing will come out of the shadows along the Silk Road // Russia in global politics [el. source]: http://globalaffairs.ru/number/puteshestvie-na-zapad-17315 (In Rus.).
Kleven A. (2015). Is China's Maritime Silk Road A Military Strategy? The Diplomat [access mode]: https://thediplomat.com/2015/12/is-chinas-maritime-silk-road-a-military-strategy/.
Komissina I.N. (2017). The 21st Century Sea Silk Road - China's Global Geopolitical Project. Problems of National Strategy. No. 1. P. 60-81 (In Rus.).
Lu Hui (2017). China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation. Xinhua [access mode]: http://news.xinhuanet.com/english/china/2017-01/11/c_135973695.htm/.
Lu Tseya (2015). (The Maritime Silk Road: a longer
history compared to the land Silk road) [access mode]: http://www.cssn.cn/kgx/kgsb/201507/ t20150716_2080889.shtml (In Ch.).
Lukin A.V., Luzyanin S.G., Li Xin (2016). China Global Project for Eurasia: Problem Statement: analytical report. Moscow (In Rus.).
Morozov Yu.V. (2016). Strategic projects of China, Russia and the USA for Eurasia. In: China in world and regional politics. History and modernity. Moscow: Institute for Far Eastern Studies, RAS. P. 62-77 (In Rus.).
Shi Yan (2014). (Building a "Belt and Road" to create a
prosperous "destiny community"). Laonianjiaoyu. No. 9 (In Ch.).
Syroezhkin K.L., Patotskova A.S. (2015). China Global Project for Eurasia: Problem Statement: analytical Report. Moscow (In Rus.).
Tavrovsky Yu.V. (2017). The New Silk Road. Moscow: Eksmo (In Rus.).
Tiezzi Sh. (2014). The Maritime Silk Road Vs. The String of Pearls. The Diplomat [access mode]: http://thediplomat.com/2014/02/the_maritime_silk_road_vs_the_string_of_ pearls/.
Zhang Yansheng (2016). The Belt and Road Development Strategy and the Road of Rejuvenation. Learn to implement General Secretary Xi Jinping series speech topic.