Научная статья на тему 'ПРОЕКТ МОДУЛЬНЫХ САДОВ «КРУГ ЖИЗНИ» ДЛЯ ГОРОДСКИХ ПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВРЕМЕНИ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИИ'

ПРОЕКТ МОДУЛЬНЫХ САДОВ «КРУГ ЖИЗНИ» ДЛЯ ГОРОДСКИХ ПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВРЕМЕНИ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ МОДУЛЬНЫХ САДОВ «КРУГ ЖИЗНИ» ДЛЯ ГОРОДСКИХ ПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВРЕМЕНИ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИИ»

ПРОЕКТ МОДУЛЬНЫХ САДОВ «КРУГ ЖИЗНИ» ДЛЯ ГОРОДСКИХ ПАРКОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВРЕМЕНИ ВЫХОДА ИЗ ПАНДЕМИИ В.П. Воробьева, Е.С. Ожегова (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»,

Институт общественных наук, Россия, г. Москва

Искусство и природа - источники вдохновения и символы жизни - главная концепция проекта.

Актуальность проекта. Сады и парки - древнее занятие людей, поэзия и философия. Города укрыли нас в каменных жилищах, но мы не перестали чувствовать связь с природой, необходимость в ней. Сейчас, когда весь мир переживает пандемию и угроза болезни загнала людей в самоизоляцию, желание оказаться среди зелени на свежем воздухе ощущается особенно остро и так же остро чувствуется хрупкость нашего мира, уязвимость жизни.

Парки всегда были местом прогулок и встреч. Прогулки в одиночестве дополняли пикники на природе, ярмарки и веселые праздники. На месяцы эти развлечения стали недоступны жителям городов, и мы с нетерпением ждём конца карантина. Но городам предстоит постепенное возвращение к нормальному образу жизни, и парки должны превратиться в пространство психологической реабилитации после пандемии. В садах и парках люди начнут общение, не нарушая правил социальной дистанции. Там возможно создание эмоционального настроя, способствующего возникновению атмосферы радости и возрождения.

Описание проекта. В проекте представлены варианты небольших модульных садов как нового формата садово-паркового искусства.

Художественные модульные сады - принципиально новое решение для оформления больших парковых пространств, входящих сегодня в черту мегаполисов. Несмотря на то, что каждый сад представляет отдельный самостоятельный арт-объект, они легко компонуются, создавая философские картины художественного осмысления мира.

Модульные сады представлены как небольшие театры, где актёрами становятся растения. Для посетителей парка предусмотрены зрительные места, откуда можно наблюдать за развитием действия. Сетка зрительного зала создана таким образом, чтобы расстояние между сиденьями садовых стульев составляло социальную дистанцию. Композицию стульев можно менять по ситуации, но с соблюдением правил.

Зрители наблюдают за красотой природы. Каждый сад - композиция из природных материалов, образующих сплетения и насыпи, стремящиеся к сферической форме (гнездо, холм, кокон или куст), и отображающая природные стихии (вода, земля, воздух, огонь).

Растительный бордюр объединяет композиции в сложные философские рассуждения о природе жизни. Неспешное наблюдение за жизнью модуля - желание разгадать мировую гармонию, музыку сфер (música mundana) [Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей. - М.: ОНИКС, Мир и Образование, 2009, ISBN: 978-5-488-02258-4].

Рисунок 1 - Схемы планов модульных садов и схема нх расположения в тематической композици.)

Модули садов, тонкие линии, шары и холмы, фракталы жизни, которые, скручиваясь и переплетаясь, образуют необыкновенные природные ритмы и узоры. Природные материалы пластичны и хрупки, как капли росы, осенние листья или весеннее цветение. Сочетания линий ветвей, узоров листьев, бусин ягод экспонируются на фоне парковых пейзажей с широкими холмами, могучими стволами деревьев и просторами лесов и полян. Это подчеркивает, как хрупка и прекрасна, а вместе с тем как сильна и величественна природа [Демпси Эмми. Стили, школы, направления, Путеводитель по современному искусству. - Искусство XXI века, 2017, ISBN: 978-5-9805-1053-4].

Расположение модульных садов в парке может варьироваться. Композиция, объединяющая все четыре сада, является центрической. Четыре времени года отражают четыре стихии и четыре возраста: детство, молодость, зрелость и старость. Всё вращается вокруг обозначенного деревом центра.

Центром композиции является дерево солитер - клен остролистый. Он ярок в любое время года и имеет округлую форму кроны, что отражает философскую концепцию садов.

Описание модульных садов.

1. Весна, вода, детство

Рисунок 2 - Дизайн-концепция модульного сада Весна

Весна - таянне льда, ручьи, первый дождь. Вода - стихия сада. Вода - зарождение жизни, начало цикла, детство.

Для сада была выбрана концепция цветущего гнезда из дубовых ветвей. Колористическое решение - свежие голубовато-сиреневые тона.

Вариант подбора растений: голубая сирень Wedge wood blue, ярко-голубой Мышиный гиацинт, крокусы (фиолетовый Reticulati и светло-сиреневый Speciosi) и нарцисс Эрличир цвета шампань. 2. Лето, земля, молодость

Рисунок 3 - Дизайн-концепция модульного сада Лето

Лето - торжество природы, силы теплого солнца и сочной зелени. Земля - стихия сада. Молодость - праздник любви, вершина жизненного цикла.

В саду присутствует тема корней и нор. Помимо лета сад ассоциируется со временем, когда мы пытаемся встать на ноги, укрепиться и построить свою жизнь. Формой выбран земляной холм и камни-крепости.

Тона преобладают светлые: зеленые и желтые, бежевые и розоватые. Для сада рекомендованы такие растения, как два вида Аллилума (розовый Pink Planet и кремовый White Cloud), желтый Седум едкий, камнеломка, светло-зеленая Белая Сныть.

3. Осень, воздух, зрелость

Рисунок 4 - Дизайн-концепция модульного сада Осень Осень - плоды и сбор урожая, ветер, срывающий жёлтые листья. Стихия осеннего модуля -воздух. Зрелость - пора жизни.

Форма модуля - корзина, вместилище урожая, или кокон, подготовка к холодам. Это отражено в выборе растений. Отдано предпочтение плетистым формам: Роза Хендель, тройчатый Девичий виноград, Кортодерия Пумила. Другой декоративной составляющей является символ урожая. Плетень обвивает декоративная тыква Лесной орех и перец кустарниковый Аладдин. Колористическую гамму составляют теплые оранжевые, красные, бордовые, пепельно-розовые и бежевые тона. Они символизируют время урожая, запасов, ритм размеренной и спокойной жизни зрелых лет.

4. Зима, огонь, старость

Проектное решение: зима

Рисунок 5 - Дизайн-концепция модульного сада Зима

Зима - холод, снег и желание яркого праздника. Стихия зимы - огонь очага. Старость -воспоминания, раскрашивающие красками холод потерь.

Цвет сада привлекает насыщенными желтыми, оранжевыми и красными красками коры обнажённых ветвей растений. Такой сад смотрится ярким пятном на фоне холодного зимнего пейзажа.

Форма - красный куст - спящая энергия.

Для сада рекомендованы молодые, невысокие растения: липа мелколистная Winter Orange с ярко-оранжевыми побегами, огненный дерен CornusalbaSibirica и свидина кроваво-красная. Линия бордюра состоит из насыщенно-бордового барбариса Тунберга atropurpúrea nana.

Практическая значимость проекта.

Проект предлагает решения для нового средового наполнения парковых пространств. Художественные парковые модули будут формировать образы территории благодаря разным сочетаниям и смыслам. Такие инсталляции из природных форм и растений станут живыми театрами, где цветение, игра солнца и тень привлекут танцующих бабочек и стрекоз, а шелест травы и пение кузнечиков будут им оркестром. Такие сады будут способствовать реабилитации после самоизоляции, а соблюдение правил их посещения сделает их доступными для жителей городов в ближайшие сроки после исчезновения угрозы заражения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Кэтрин Ди. Форма и материя в ландшафтной архитектуре: пособие/ Кэтрин Ди - Москва: РОО «МОЛА». - 2013. - 224 с.

2. Демпси Эми. Стили, школы, направления, Путеводитель по современному искусству: энциклопедия/ Демпси Эми - Москва: Искусство XXI века. - 2017. - 312с

3. Ожегова Е.С. История ландшафтной архитектуры: учебник/ Ожегова Е.С., Ожегов С. С. — Москва: Мир и Образование. - 2011. - 256 с.

4. Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей: монография/ Ожегова Е.С. -Москва: ОНИКС, Мир и Образование. - 2009. - 560 с.

5. Cooper Paul. The New tech garden: монография/ Cooper Paul — London: Mitchell Beazley. -2007. - 192 c.

6. Max Andrews. Land, Art: A Cultural Ecology Handbook: монография/ Max Andrews, Lucy R. Lippard, Wangari Maathai. — London. - 2006. - 207 c.

7. Hubert Besacier. Nils-Udo. Art In Nature: альбом/ Hubert Besacier - Франция, groupe Flammarion. - 2002. - 160 c.

ЭКОТЕХНОЛОГИЯ УМЯГЧЕНИЯ МАХРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ С СОХРАНЕНИЕМ ЭФФЕКТА

ПОСЛЕ МНОГОКРАТНЫХ СТИРОК К. А. Котко, к.т.н., доц. Н. Н. Ясинская (научный руководитель), к.т.н. Н. В. Скобова (научный руководитель)

УО «Витебский государственный технологический университет», Республика Беларусь, г. Витебск

В настоящее время существуют различные химические способы умягчающей отделки махровых тканей, которые обеспечивают достижение эффекта за счет нанесения аппретов-мягчителей. Существенным их недостатком является кратковременность достигаемого результата и его неустойчивость к бытовым обработкам: в процессе стирок мягчитель вымывается из волокна и достигнутый при отделке эффект заметно снижается при последующей эксплуатации изделий. Актуальной является разработка технологии умягчения махровых полотен и готовых изделий, положительный эффект от которой сохранится после многократных стирок.

На кафедре «Экология и химические технологии» УО «Витебский государственный технологический университет» авторами ранее проведены исследования по созданию технологии биоумягчения хлопчатобумажных махровых полотен с применением ферментного препарата целлюлолитического действия «Энзитекс ЦКП» производства ООО «Фермент» (Республика Беларусь), а также слабо катионного аппрета-мягчителя «Полисилоксан» по двум схемам, представленным в таблице 1. Ферментативная модификация целлюлозных волокон является инновационным и экологически чистым подходом к решению проблемы умягчения махровых тканей и изделий [1].

Обеспечение экологической чистоты производства и готовой продукции, а также экологической безопасности производственного процесса происходит благодаря применению в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.