Литература
1. Шумаков В.А. Эвристическая интуиция в свете общих методологических идей синергетики: автореф. дис. канд. филос. наук. Челябинск. 2007. С.15
2. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации.//Психологический журнал. - 2002. - том. 23. - №1. - С.12
3. Росс Л, Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. Пер. с англ. В.В. Румынского, под ред. Е.П. Емельянова, В.С. Магуна. - М.: Аспект пресс, 2000 - 429 с.
4. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал. -1993. - №2. - С.3-16
5. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. С.6
Шагова Г.В. \ Майер А. А.2
'Старший преподаватель кафедры психологии Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова; 2Студентка 5 курса педагогического факультета специальности «Педагогика и психология» Ишимского государсвенного педагогического
института им. П.П. Ершова
ПРОЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ СНИЖЕНИЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ-
ПЕРВОКУРСНИКОВ
Аннотация
В статье представлен поэтапный проект изучения эффективных способов снижения учебного стресса у студентов-первокурсников. Цель проекта: экспериментально проверить способы снижения учебного стресса у студентов-первокурсников.
Ключевые слова: стресс, учебный стресс, тренинг, дыхательная гимнастика, студенты-первокурсники.
Shagova GV1, Meyer AA2
'Senior lecturer in psychology Ishim; 2 Student 5th-year of Pedagogical Faculty «Pedagogy and Psychology» Ishim State Pedagogical
Institut named afater Ershov PP
PROJECT TO STUDY EFFECTIVE WAYS TO REDUCE SCHOOL STRESS FRESHMAN
Abstract
The paper presents a phased project to study effective ways to reduce academic stress in first-year students. Project goal: to experimentally verify ways to reduce academic stress in first-year students.
Keywords: stress, academic stress, training, breathing exercises, first-year students.
Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. На начальном этапе обучения в вузе неизбежно возникают проблемы, обусловленные содержанием и особенностями процесса профессионально-личностного самоопределения студента. Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности [6].
В современной научной литературе термин «стресс» как правило, используется в трех значениях. Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение. В настоящие время в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; это состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (coping processes), происходящие в самом человеке. Такие процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а также вызывать психическое напряжение. Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Именно в этом смысле и В. Кеннон и Г. Селье употребляли этот термин. Функцией этих физических (физиологических) реакций, вероятно, является поддержка поведенческих действий и психических процессов по преодолению этого состояния [2, 3].
Период обучения является сложным процессом, требующим огромных затрат физических усилий, эмоциональной устойчивости, психологической уравновешенности. Этот период взросления также обусловлен активным становлением духовнонравственного самосознания [5]. Исследователи Э.А. Алексеева, Л.Н. Шантанова все чаще отмечают, что современные студенты имеют неудовлетворительные показатели физического здоровья и высокий уровень тревоги. Развитие стресса у них является реакцией на скопившиеся проблемы и бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями [1].
Учебный стресс - это разновидность стресса, который включает в себя все физиологический, эмоциональный и поведенческий компоненты и проявляется в результате учебной деятельности [4].
Изучением стресса занимались такие видные ученые, как Г. Селье, У. Кеннон, Р.Лазарус, Р.Ланьер и др. В отечественной науке свой вклад в изучении этого вопроса внесли Л.А. Орбели, П.В. Симонов. В.В. Суворова, П.Д. Горизонтов, К.В. Судаков, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов и другие.
Несмотря на обилие, высокий теоретический и методический уровень проанализированных нами исследований, посвященных стрессу, факторам стресса и оказанию психологической помощи личности, следует констатировать, что основное внимание в них уделяется общим вопросам стресса. При этом недостаточно полно представлены исследования направленные на поиски эффективных способов борьбы со стрессом.
Таким образом, в процессе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлено противоречие между необходимостью снижения учебного стресса у студентов-первокурсников и недостаточной разработкой эффективных способов снижения учебного стресса у студентов-первокурсников в образовательном учреждении.
Проблема исследования заключается в выявлении эффективных способов снижения учебного стресса у студентов-первокурсников .
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить способы снижения учебного стресса у студентов-первокурсников.
Гипотеза исследования: заключается в том, что применение группового тренинга, с элементами дыхательной гимнастики приведет к снижению уровня учебного стресса у студентов-первокурсников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования: изучить состояние проблемы стресса в психолого-педагогической литературе; рассмотреть особенности учебного стресса у студентов-первокурсников; разработать и
101
реализовать тренинг с элементами дыхательной гимнастики, который будет способствовать снижению учебного стресса у студентов-первокурсников.
Методологическую основу исследования составят концептуальные положения в исследовании психологической проблематики стресса (Л. М. Аболин, В. А. Бодров, А. В. Вальдман, Е. П. Ильин, Л. А. Китаев-Смык, Н. И. Наенко, Т. А. Немчин и др.), труды, посвященные исследованию проблемы стрессового состояния (В. И. Кабрин, В. А. Лабунская, Э. Л. Носенко, Н. В. Самоукина, В. М. Снетков, Л. Б. Филонов, Ю. Л. Ханин и др.), работы, посвященные исследованию проблемы стрессового состояния у студентов (Г. В. Акопов, Н. А. Зимняя, Н. П. Фетискин, А. Я. Чебыкин, В.А. Якунин и др.).
Методы и методики исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, метод наблюдения, психологопедагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование планируется провести на базе ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» со студентами первого курса педагогического факультета. Количество студентов 67 человек.
Исследование планируется провести в три этапа: на констатирующем этапе эксперимента мы будем решать задачу по выявлению студентов первокурсников, которые испытывают учебный стресс с помощью следующих методик: тест на учебный стресс (Ю.В. Щербатых), анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость), комплексная оценка проявлений стресса (Ю.В. Щербатых).
На формирующем этапе нами планируется провести групповой тренинг с элементами дыхательной гимнастики, который будет направлен на снижение уровня учебного стресса у студентов-первокурсников.
Контрольный срез планируется осуществлять с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента. Предполагаем, что после проведения группового тренинга, с элементами дыхательной гимнастики снизится уровень учебного стресса у студентов первокурсников.
Литература
1. Алексеева, Э. А. Оценка функционального состояния организма студентов в период экзаменационного стресса / Э.А. Алексеева, Л.Н. Шантанова, А.Н. Петунова, И.К. Иванова // Вестник бурятского госуниверситета. - №12. - 2010. - С. 108-113.
2. Бодров, В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
3. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - 528 с.
4. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
5. Бохан, Т.Г. Особенности духовного самосознания у лиц юношеского возраста с разным уровнем выраженности «пивной» аддикции // Международный научно-исследовательский журнал / Т.Г. Бохан, Н.В. Карпова. - Екатеринбург: Литера. - №6 (6). - Ч.2. -2012. - С. 79-83.
6. Карякина, С. Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - № 2. - 2010. - С. 210 - 215.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGICAL SCIENCE
Котоманова О.В.
Кандидат философских наук, доцент, кафедра теории социальной работы,ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный
университет»
ГЕНДЕРНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается гендерное исключение на рынке труда, через призму гендерной идентичности и профессиональной деятельности женщин. Выделены барьеры самореализации женщин, охарактеризована гендерная сегрегация на рынке труда, определены причины социальной дискриминации женщин.
Ключевые слова: гендерное исключение, гендерная идентичность, профессиональная деятельность, самореализация женщин, гендерные стереотипы.
Kotomanova OV
PhD in Philosoph, Associate professor, Department of Social Work, FGBOU VPO "Buryat State University"
GENDER EXCEPTION IN MODERN SOCIETY
Abstract
In article is considered gender-based exclusion on the labour market, through the prism of gender identity and professional activity of women. Identified barriers of self-realization of women, describing the gender segregation of the labour market, identified the causes of social discrimination of women.
Key words: gender exclusion, gender identity, professional activity and self-realization of women, gender stereotypes.
Гендерная идентичность наряду с другими условиями создает как препятствия, так и особые возможности для доступа к материальным ресурсам. Отчеты Всемирного Банка по России свидетельствуют о преобладании женщин среди нуждающихся. В настоящее время отмечается сокращение возможностей перехода в благополучные слои и формирование реальной устойчивой группы постоянно бедных, или класса, характеризуемой очень низкой материальной обеспеченностью и последовательным исключением из рынка труда и системы социальной защиты.
В литературе гендерное исключение трактуется довольно широко и понимается как, сложившаяся сегментация рынка труда, а также советские стереотипы женской работы и собственно предпочтения женщин. Так, С.В. Ярошенко рассматривает гендерное исключение как механизм, узловыми моментами которой выступают взаимосвязь работы (трудовой мобильности) и бедности (социального исключения) в гендерной перспективе, уходящей корнями в советское время [7, С. 142].
Основу материального и гражданского благополучия тогда составляла позиция в иерархии рабочих мест, через которые распределялись привилегии. Любая, даже малоквалифицированная работа позволяла обеспечить социальный минимум; единственную угрозу «достойному» и состоятельному образу жизни представлял рост числа иждивенцев в семье. По этой причине именно семьи с повышенной долей иждивенцев: многодетные, неполные, содержащие инвалидов - признавались официально бедными
(малообеспеченными), и ответственность за их содержание брало на себя государство.
102