ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
размышлению. На уроке внеклассного чтения по повести А.А.Лиханова учитель задает вопрос: почему автор не говорит читателю, в каком городе происходят события?
А когда дети сразу не могут ответить, учитель разыгрывает ситуацию:
- На вопрос ответит мальчик. А почему никто не встал и не ответил?
Дети начинают выдвигать свои версии, пока не приходят к понятию типичности. Типичный город, типичные обстоятельства в нетипичное время.
Еще один интересный проблемный вопрос с этого урока:
Перед вами иллюстрация и описание, выполненные вашим одноклассником. По ним можно без ошибки определить и место, и героев, вот и воробей такой же, как в произведении. Что непривычного или странного в описании, когда мы читаем или видим воробья на этой иллюстрации? Казалось бы, война, горе, какое отношение имеет этот воробей ко всему этому?
И, наконец, проблемные задания. Чаще всего я даю проблемные задания исследовательского характера. При изучении темы «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова» предлагаю задание: определить, какому поэту принадлежат строки стихотворений и как доказать, что вы правы?
Для его выполнения ученики читают материал учебника, дополнительный раздаточный материал. Задание сложное, но интересное. Интересно не столько то, что ребята смогли определить автора, сколько то, какие аргументы они приводят в качестве доказательств.
Еще более сложное проблемное задание я даю при повторении материала в 11 классе: перед вами 4 строфы разных поэтов, попробуйте определить, какая строфа взята из стихотворения Есенина? Что явилось подсказкой для вас? Можно ли по другим строфам узнать автора: А.С.Пушкина, И.А.Бунина, Н.С.Гумилева?
Иногда я даю проблемные домашние задания: Мы уже поняли, почему автор, к радости читателя, дает своему герою, благородному разбойнику Владимиру Дубровскому, избежать наказания. Давайте представим, что ему не удалось исчезнуть и его ждет справедливый суд. Кто будет свидетельствовать из героев против него, кто встанет на его защиту? В чем его будут обвинять, и что будет являться смягчающими обстоятельствами?
Итак, проблемное обучение - это неотъемлемая часть инновационной технологии, потому что без проблемной составляющей урока не бывает личностно ориентированного образования.
Смирнова Френа Мусаевна,
учитель информатики Самулкина Елена Владимировна,
учитель математики и экономики, гимназия № 4, г. Химки Московская область
ПРОЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «РАСЧЁТ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО БАНКОВСКОГО ПРОЦЕНТА ПО ДЕПОЗИТАМ И КРЕДИТАМ»
(информатика и экономика, 11 класс)
Почему учащиеся не умеют переносить знания из одной предметной области в другую?
Интегрированное обучение; основная функция банка; простой и сложный банковский процент; депозит
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой.
Современное развитие общества, системы образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответствен-
но принимающей решения. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся. При этом под компетенцией понимается совокупность того, чем человек располагает, а под компетентностью - совокупность того, чем он владеет.
Интегрированное обучение - это не только проведение уроков с широким использованием межпредметных связей. Но это и выход на множество разных методов обучения, одним из которых является метод проектов.
Экономика, технология, информатика, иностранные языки носят в значительной степени интегративный и прикладной характер. Они связаны с окружающей жизнью, будущей профессиональной деятельностью
62
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
старшеклассников. Эти предметы ориентированы на формирование таких компетентностей как информационная, коммуникативная, гражданская.
Идея проведения этого урока возникла в результате анализа следующей проблемы: почему учащиеся не умеют переносить знания из одной предметной области в другую? Например, формулы, изученные на математике, с трудом применяются на уроках физики; решение задач на проценты приходится вновь объяснять на уроках экономики и так далее. А ведь школа должна формировать целостную картину мира, все связи и взаимодействия. Решение задач с помощью формул простых и сложных процентов надо уметь делать и на уроке математики, и на уроке экономики, и на уроке информатики.
Тема урока: «Расчёт простого и сложного банковского процента по депозитам и кредитам»
Цель урока: сформировать у учащихся понятие -банковский процент Задачи:
1. Научить выполнять расчёт банковского процента по депозитам.
2. Научить рассчитывать банковский процент на различные суммы кредитования при постоянных ставке процента и сроке выплат в среде Excel'2007
Ожидаемые результаты Учащиеся должны знать:
> как работают банки;
> определения и формулы простого и сложного банковского процента;
и уметь:
> применять любую нужную формулу в расчётах Программно-дидактическое обеспечение: Презентация «Банк», программа MS Excel'2007,
раздаточный материал на печатной основе в помощь работы с окном Excel'2007, раздаточные информационные буклеты коммерческих банков Ход урока:
I. Знакомство с услугами банка
II. Повторение задач на вычисление простых и сложных процентов по вкладам
III. Знакомство с определениями банковских единиц расчёта процента на современных примерах кредитования в банке
IV. Изложение алгоритма вычисления
V. Набор данных на персональных машинах (образец проецируется на доску)
VI. Форматирование созданных табличек
V. Выбор вариантов решения поставленных задач Домашнее задание:
На домашних ПК создать подобный проект с применением формул на различных примерах вкладов и кредитов Итог урока:
Проверка выполненных заданий на компьютере и выставление оценок
Краткое письменное анкетирование учащихся по вопросу:
«Что тебе запомнилось на этом уроке?»
ХОД УРОКА
I. Знакомство с услугами банка
Учитель экономики: сегодня трудно представить жизнь без банков. Через банк мы оплачиваем коммунальные услуги, получаем заработную плату, обращаемся в
банк за кредитом, обмениваем валюту, покупаем ценные бумаги, делаем срочные и текущие вклады. Банк - это сложный мир со своими законами и правилами.
Основная функция банка состоит в получении денежных средств от одних людей и предоставлении их другим. Значит банк - это финансовый посредник, который занимается операциями с деньгами. Вести эти операции надо грамотно по определенным правилам. Расчеты с деньгами требуют точности. И здесь не обойтись без современных компьютерных программ.
Учащимся предлагается презентация разных функций современного банка, поясняются разные формулы подсчета стоимости вкладов и кредитов.
Здесь можно познакомиться с презентацией:
http://leg4.ru/index.php?str dop=17
II. Повторение задач на вычисление простых и сложных процентов по вкладам
Учащимся предлагается познакомиться с рекламными проспектами различных коммерческих банков: «ВТБ», «Возрождение», «Импексбанк».
Услуга 1 - «Денежные переводы» по России и странам СНГ. Скорость 1 мин. Комиссия от 1,25%
Вопрос. По какой формуле рассчитаем стоимость нашего перевода 10000 рублей?
Ответ. По формуле простого процента. P= S*(1 + i) P = 10000*(1 + 0.125) =11250 рублей.
Услуга 2 - Праздничный вклад «Положи на Новый год! Увеличенная ставка по вкладам»
Вклад «Классик - новогодний» на 366 дней, в рублях от 30000 и более под 11,7%
Вклад не предусматривает капитализации процентов.
Выплата процентов в конце основного срока.
Вопрос. По какой формуле рассчитаем, сколько мы получим, если вклад составит 30000 рублей? Положим на срок 2 года.
Ответ. По формуле простого процента. P= S*(1 +2 i) P = 300000*(1 +2* 0.117) = 370200 рублей.
Вклад «Де-люкс - новогодний» на 366 дней, в рублях от 300000 до 1500000 под 11%
Капитализация процентов ежемесячно.
Выплата процентов ежемесячно по желанию вкладчиков.
Вопрос. По какой формуле рассчитаем, сколько мы получим, если вклад составит 300000 рублей? Положим на срок 2 года.
Ответ. По формуле сложного процента. P= S*(1 + i/12)24
P = 300000*(1 + 0.11/12)24 =? рублей.
Без компьютерных технологий эту задачу придется решать очень долго.
III. Знакомство с определениями банковских единиц расчёта процента на современных примерах кредитования в банке
Учитель экономики. В Химкинском отделении банка можно взять кредит на покупку автомобиля сроком: 5 лет, 3 года, 2 года.
Задача. Во что обойдется такой кредит? Какой кредит дешевле? От чего это зависит? В каких случаях вам надо соглашаться на тот или иной вариант?
Банковский процент - 12% годовых, сумма кредита 803400. Проценты назначаются ежемесячно.
1) 2 года - 24 месяца 803400*( 1 + 0.12/12)24 = ?
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008
63
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
2) 3 года - 36 месяцев 803400*( 1 + 0.12/12)36 = ?
3) 5 лет - 60 месяцев 803400*( 1 + 0.12/12)60 = ?
Построить гистограмму (столбчатую диаграмму)
наращенной банком суммы в конце периода.
Самостоятельная работа
(выполняется при помощи табличного процессора Excel)
Задача. Клиент положил в банк денежную сумму в 100 тысяч рублей под 15% годовых на один год. Определите:
1. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года?
2. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года, если он будет перезакладывать всю сумму, имеющуюся на счете, каждый квартал?
3. Какая сумма окажется на счете клиента в конце года, если через полгода ставка процента уменьшилась до 12%?
4. Какая сумма окажется на счете клиента через 2 года и 3 месяца при неизменной 15% ставке?
Постройте гистограмму и столбчатую диаграмму (для всех 4-х случаев) начисленной банком суммы в конце периода.
IV. Изложение алгоритма вычисления
Учитель информатики дает указания о последовательности выполнения работы непосредственно на компьютере.
Методические указания по выполнению работы
1. Решить задачу, применив технологию расчетных формул.
2. Графическое решение осуществить с помощью Мастера диаграмм.
3. Завершить работу анализом результата, выводами, сделанными самостоятельно.
V. Ввод данных в компьютер (образец проецируется на доску)
VI. Форматирование созданных табличек
VII. Выбор вариантов решения поставленных задач
Учитель информатики проверяет работы учащихся
и подводит итоги.
Отзывы учащихся об уроке:
1. Очень полезный и познавательный урок. Мне было интересно.
2. Я получил удовольствие от урока.
3. Интересно работать с двумя учителями на одном уроке.
4. На интегрированном уроке легче усваивается материал. Его объясняют дважды.
Литература
1. Панкевич Л.К., Назаров Р.Л. и др. Дистанционные уроки по экономике для всех. - М.: Солон-Пресс, 2006.
2. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента. - М.: Вита-Пресс, 2006.
Сорокина Марина
ученица 6 «А» класса, руководитель проекта Смугалова Людмила Александровна,
г. Железнодорожный МОУ гимназия № 11
СЛОВО «ОСТРОВ» В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ и художественной литературе Слова «остров» и «острый»- являются ли однокоренными?
Основные понятия: лексическое значение слова, происхождение слова «остров», цепочка происхождения слова, устаревшее значение слова, контекстуальные синонимы
Слово - величайшее достижение человека. Словом можно сделать всё: обрадовать, обидеть, поднять или испортить настроение, даже убить. Без слов не существовало бы цивилизации, не было бы никаких технических изобретений. Поэтому слово - главное открытие, изобретённое человеком.
В состав каждого языка входят много тысяч слов. И каждый язык имеет свои особенности. Немецкий отрывистый, резкий, английский - чёткий, звонкий. Какие же особенности у русского языка?
Русский язык плавный и певучий. Наш родной язык могуч и богат. Произведения русских писателей читают зарубежём, снимают по ним фильмы. Например, роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Русскими словами можно описать всё. Но главная положительная особенность русского языка: он ясен и понятен. Мы можем применять правила, заучивать исключения и писать грамотно. Если нам в первый раз встретилось непонятное слово, можно догадаться о его происхождении,
64
если следовать известной пословице «Зри в корень». Мы можем «рисовать» словами картины, лучше, чем художник на холсте.
Иногда встречаются слова, которые вызывают трудности. Например, в написании, выделении морфем или подборе однокоренных слов. С одной из таких проблем сталкиваются многие школьники. Это слова «остров» и «острый». Учащиеся ошибаются в выделении корня слова «остров». Найдя знакомую часть «остр» в слове «острый», они выделяют в начальном слове корень [остр]. Если обратиться к словообразовательному словарю, то можно увидеть, что слова эти не являются однокоренными. И совсем бессмысленно утверждение, что остров должен быть обязательно острым (постановка проблемы).
В нашем языке совпадения не могут быть случайными. Возможно, что эти слова как-то связаны или были связаны раньше. Это и предстоит узнать, чтобы предупредить распространённую ошибку учеников (гипотеза).
«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 6, 2008