ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
УДК 940.5 (571.1)
А. Я. АДАМ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПРОЕКТ «ИНСТРУКЦИИ СТАНИЧНЫМ ОБЩЕСТВАМ...» КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИБИРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ (1880-е гг.)
Данная статья представляет собой анализ «Инструкции станичным обществам.», созданной для внутреннего пользования Сибирского казачьего войска в 1880-е гг. Инструкция являлась своего рода обобщением всех тех законоположений и распоряжений, которые касались как станичного и поселкового уровня управления, так и общества в целом, изданных в период с 1870 по 1880 гг. Данная инструкция перечисляла права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, указывала источники их доходов и расходов, регламентировала распоряжение ими, а также рассматривала военные и земские повинности казаков.
Ключевые слова: Сибирское казачье войско, самоуправление, управление, казачья община.
Одним из важнейших документов по истории управления казачьими войсками Российской империи [1—3] (за исключением Уральского войска) стало «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», высочайше утвержденное 13/ 25 мая 1870 г. (далее — Положение 1870 г.). Само его создание преследовало три основные цели: экономический подъем казачьего сословия, сближение сословно-военизированной системы управления казачьими войсками с гражданским управлением [3, с. 69] и унификация низовой структуры управления во всех казачьих войсках.
Положение 1870 г., в отличие от Положения 5 декабря 1846 г., уже определяло станичное общество не как замкнутую казачью общину, а как «составленную из всех без различия сословий жителей станицы с принадлежащими к ней поселками и поселениями других наименований» [4]. Общественное управление в каждом станичном обществе составляли: станичный сход, станичный атаман со станичным правлением и станичный суд. Положение 1870 г. подробно регламентировало обязанности и функции каждого из этих органов станичного управления. Казачьим обществам по Положению 1870 г. было предоставлено полное самоуправления по делам «распорядительным», хозяйственным и судебным. Войсковое население должно было самостоятельно решать многие вопросы местной жизни, связанные, в основном, с хозяйственной деятельностью, определением очередности выхода на службу, сдачей земли в аренду [3, с. 69].
23 мая 1878 г. Государственным Советом было издано распоряжение «Об установлении контроля над действиями станичных обществ и должностных в сих обществах лицах». Согласно этому распоряжению, областные или губернские правления тех местностей, в которых расположены казачьи войска, должны были разработать и издать инструкции станичным обществам о порядке исполнения возло-
женных на них законом обязанностей, а уездные начальники — контролировать их соблюдение. Содержание инструкций не должно было, с одной стороны, противоречить Положению 1870 г., а с другой — затрагивать «предметы, предоставленным полному ведению и усмотрению станичных обществ» [5, с. 113—114]. Инструкции, по мнению создателей, должны были четко и подробно расписывать станичной и поселковой администрации их права и обязанности, а уездным начальникам, соответственно, порядок их соблюдения. Фактически после этого распоряжения в казачьих войсках начали издаваться инструкции.
11 декабря 1882 г. на Дворянском депутатском собрании Сибирского казачьего войска было принято решение «ныне же издать инструкции станичным обществам и должностным лицам относительно порядка исполнения возложенных на них законом обязанностей» [6, л. 59]. Это решение в январе 1883 г. поддержал Степной генерал-губернатор, привлекая к решению данной проблемы и гражданские власти [6, л. 96об]. Следствием вышеозначенных указов и распоряжений и стала рассматриваемая нами «Инструкция станичным обществам и должностным в сих обществах лицам по исполнению возложенных на них законом обязанностей». Точного года издания данной инструкции указать не представляется возможным, так как изданного варианта инструкции в фондах не обнаружено, поэтому вполне возможно, что она и не издавалась. В самой инструкции не указаны ни дата создания, ни автор. Можно предположить, что инструкция была создана в первой половине 1880-х годов. Об этом свидетельствует указанное в самой инструкции «Положение о военной службе казаков Сибирского казачьего войска», утвержденное 5 июля 1880 г. Инструкция опиралась не только на Положение 13/25 мая 1870 г., но и на ряд других указов и распоряжений, касающихся станичного и поселкового уровня управления, вы-
шедших до 1881 г., и представляла собой сборник прав и обязанностей станичных и поселковых сходов и атаманов, а также повинностей казаков. В инструкции, кроме Положения 1870 г. использовались: «Положение о военной службе казаков Сибирского казачьего войска», изданное 5 июля 1880 г., высочайше утвержденное 29 апреля 1868 г. мнение Государственного Совета «О дозволении русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность на землях казачьих войск», Устав земских повинностей изд. 1857 г. и примечания по продолжению 1876 г. и др.
При этом Инструкция не являлась простым изложением Положения 1870 г., а скорее, являлась его дополнением и, в определенной степени, продолжением. В ней, в доступной для понимания простых станичников форме, перечислялись основные права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, военные и земские повинности, станичные и поселковые капиталы, их состав и использование и т.д.
Структурно инструкция состояла из четырех частей: обязанности станичного общества; обязанности поселковых обществ; обязанности станичного атамана и обязанности поселкового атамана. Всего инструкция насчитывает 156 параграфов, часть из которых имела несколько подпунктов.
Очевидно, что инструкция не являлась единственным и самостоятельным документом о станичном уровне управления, она опиралась на Положение 1870 г. Первый параграф указывал, что права и обязанности станичных обществ изложены в ст. 7— 10 «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» 13/25 мая 1870 г., а также в ст. 4, 31 и 32 «Положения о военной службе казаков Сибирского казачьего войска» от 5 июля 1880 г. [7, л. 1].
В дальнейшем, инструкция также периодически ссылается на Положение 1870 г., подразумевая, что указанные в ней статьи Положения не требуют разъяснения. Более того, такие ссылки на статьи Положения 1870 г., чаще всего указывают на особые случаи. Так, например, в параграфе 5 отмечается, что предметы, подлежащие ведению станичного схода, решения по ним, а также порядок приведения их в исполнение излагаются в общественных приговорах, по общему согласию или по большинству голосов, кроме дел указанных в ст. 68 Положения, по которым требуется согласие не менее двух третей голосов станичников имеющих право голоса на сходе [7, л. 1 об-2]. К таким делам, по ст. 68 Положения 1870 г., относились: раздел общественных земель на паи и участки; дела о пределах общественной земли; об удалении вредных и порочных обывателей и т.д. [4].
Первая, самая обширная часть инструкции разъясняет порядок работы станичного схода, дела, подлежащие его ведению, «поземельные и другие довольствия», станичные доходы и расходы, военные и земские повинности, а также информацию о производстве выборов. В первых 15 параграфах разъясняются порядок функционирования и дела, подлежащие ведению станичного схода. Дела, находящиеся в ведении станичного схода, «изготовляются» как станичным правлением и предъявляются сходу станичным атаманом, так и кем-либо из обывателей станицы. Атаман не только предъявлял такие дела сходу, но и разъяснял все обстоятельства дела, объяснял существующие по этому вопросу правила, а также, в случае возникшего разногласия, выступал в роли блюстителя порядка. Кроме того, в 10-м параграфе отмечалось, что на сходе должны быть «благопристойность и тишина», нарушители же должны
были либо удалятся со схода до окончания обсуждения, либо временно лишаться права участия на сходах [7, л. 2 об]. В 14 параграфе указывалось, что атаман ответственен за составление приговоров и приведение их в исполнение. В случаях, когда приговоры постановлены станичным сходом и присутствующими на нем членами станичного правления «самопроизвольно», станичный атаман представляет такие приговоры на распоряжение уездного начальника [7, л. 3 об — 4]. Следующие три параграфа рассматривали дела подлежащие ведению станичного схода, время и порядок занятий ими.
С 19-го по 39-й параграф приводились правила распоряжения и использования поземельных и других довольствий, подлежащих ведению станичного схода. Следующие восемь параграфов рассматривали станичные доходы и расходы, их источники, порядок их использования и порядок составления смет о доходах и расходах. Параграфы с 49-го по 116-й рассматривали военные и земские повинности, порядок их исполнения и случаи, когда какие-либо лица могли быть освобождены от их исполнения. Все эти параграфы являлись «нововведением» инструкции, т.к. в самом Положении они отсутствовали. Это свидетельствует о том, что целью инструкции было не только ознакомить казаков с функционированием их станичной и поселковой администрации, но и с повинностями самих казаков, степенью распоряжения станичными землями и станичными капиталами. Инструкция, таким образом, в отличие от Положения 1870 г., охватывала более широкий круг вопросов, а не только вопросы функционирования станичного и поселкового управления.
Последние четыре параграфа первой части (117 — 120) посвящены производству выборов на должности станичных и поселковых управлений, станичного атамана, его помощников и поселковых атаманов. Выборы последних проводились на трехлетие.
Вторая часть инструкции состоит всего из трех параграфов (121 — 123) и рассматривает права и обязанности поселкового схода, а также дела, подлежащие его ведению. Параграфы эти небольшие и отсылают напрямую к ст. 56 — 58 Положения 1870 г. Дела, подлежащие ведению поселкового схода, должны были решаться на тех же основаниях, что и дела станичного схода.
Третья (параграфы 124— 151) и четвертая (параграфы 152— 156) части данной инструкции рассматривают обязанности станичного и поселкового атаманов соответственно. Так, например, в 124-м и 125-м параграфах отмечалось, что станичный атаман представляет в станице местную исполнительную власть, ему должны подчиняться как все жители станицы, так и все посторонние люди, проживающие на ее территории. Станичный атаман в отношении к лицам служащим должен был действовать с полномочиями частных военных офицеров, а к отставным и разночинцам — с правами земской полиции. Также, станичный атаман «наблюдает и ответствует за сохранение порядка, спокойствия и благочиния» в пределах станичного надела [7, л. 33]. Станичный атаман, как указано в параграфе 126, должен был объявлять по предписанию уездного начальника законы и распоряжения правительства, а также наблюдать за «нераспространением между подведомственными лицами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов» [7, л. 33 об]. Данные части, практически полностью воспроизводили аналогичные статьи Положения 1870 г., лишь с небольшими дополнениями.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
По делам общественным станичный атаман был обязан созывать и распускать станичный сход, предлагать на его рассмотрение дела, касающиеся станичного общества, приводить в исполнение приговоры станичного общества, представлять вышестоящим инстанциям те приговоры, которые подлежат утверждению начальства, наблюдать за всеми должностными лицами и т.д.
Поселковый атаман, в целом, исполнял те же обязанности, что и станичный атаман, но на уровне поселка. Кроме того, он был обязан исполнять все законные требования станичного атамана по делам полицейского ведомства, по делам же общественным в его обязанности входили созыв и роспуск поселкового схода, предложение на рассмотрение схода дел, касающихся нужд и польз поселкового общества, приведение в исполнение приговоров станичного и поселкового общества.
В инструкции полностью отсутствовали параграфы о станичном суде, которому в Положении 1870 г. отводилось много внимания. Это, возможно, свидетельствует о том, что порядок функционирования суда не изменился и не было необходимости его разъяснять станичникам.
Анализ «Инструкции станичным обществам и должностным в сих обществах лицам по исполнению возложенных на них законом обязанностей» свидетельствует о том, что инструкция представляет собой упрощенный вариант «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» 13/25 мая 1870 г. с дополнениями из других распоряжений и указов, изданных до 1880 г. Инструкция является своего рода обобщением всех тех законоположений и распоряжений, которые касались как станичного и поселкового уровня управления, так и общества в целом. Данная инструкция перечисляет права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, указывает источники доходов и расходов станичного и поселкового обществ, регламентирует распоряжение ими, а также рассматривает военные и земские повинности казаков.
С изданием 3 июня 1891 г. «Положения об общественном управлении станиц казачьих войск» ситуации в низовом управлении коренным образом изменилась. По этому положению «ближайшее заве-дывание станичным и хуторским управлением и местный надзор за ходом сего управления возла-
гался на атаманов отделов, а высший надзор — на Областные, Войсковые, Войсковые Хозяйственные правления и на Войсковых Наказных и Наказных атаманов по принадлежности» [8]. Таким образом, станичное и хуторское правления ставились под прямой надзор атаманов отделов, что фактически ограничивало самоуправление, вводимое положением 1870 г.
В период между 1870 — 1891 г. инструкция является одним из важнейших источников по изучению самоуправления в Сибирском казачьем войске. Данный источник ранее в опубликованных работах по изучению истории Сибирского казачьего войска не использовался, однако его использование при изучении самоуправления в Сибирском казачьем войске является необходимым. Инструкция сама по себе являлась внутренним делопроизводственным документом, и ценность ее заключается в том, что она показывает определенные изменения в функционировании станичных и поселковых обществ, в ряде их прав и обязанностей, в военной службе казаков, произошедшие с момента создания Положения 1870 г.
Библиографический список
1. Куценко, И. Я. Кубанское казачество / И. Я. Куценко. — Краснодар : Кн. Изд-во, 1990. — 383 с.
2. Смирнов, Н. Н. Забайкальское казачество / Н. Н. Смирнов. — М. : Вече, 2008. — 544 с.
3. Чемякин, Е. А. Исторические традиции казачьего самоуправления в России: историко-правовой аспект / Е. А. Чемякин. — Волгоград : Издатель, 2008. — 128 с.
4. ПСЗ 2. В. Т. XIV. - СПб., 1874. - Ст. 48354.
5. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. XIV. Часть 1. - СПб., 1878. - Ст. 65.
6. ГУ ИсА Ф. 67. Оп. 1. Д. 1381.
7. ГУ ИсА. Ф. 67. Оп. 1. Д. 1320.
8. ПСЗ 3. Т. XI. - СПб., 1894 . - Ст. 7782.
АДАМ Александр Яковлевич, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории и доку-ментоведения.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2011 г.
© А. Я. Адам
Книжная полка
Монтер, У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени / У. Монтер ; пер. с англ. -М. : Изд. дом «Искусство», 2012. - 288 с. - ISBN 5-85200-412-Х.
В книге исследуются проявления религиозной терпимости и нетерпимости в Европе XVI - начала XVIII века. Автор анализирует отношение властей к еретикам (христианам-диссидентам), иудеям и обвиненным в ведовстве; он демонстрирует общие тенденции, проявлявшиеся в истории западного христианства в позднее Средневековье, а также особенности динамики терпимости и нетерпимости, свойственные различным конфессиональным и национальным традициям: англиканской, лютеранской (Скандинавия, Германия), кальвинистской (Швейцария, Голландия) и католической (Франция, Испания, Италия). Рассматриваются и ситуации сосуществования конфессий (в государствах Центральной Европы) и культур (в Америке). Автор уделяет внимание и интеллектуальному аспекту проблемы — развитию идей терпимости и борьбе с суевериями, анализируя сочинения ученых-скептиков XVII — начала XVIII века.