Научная статья на тему 'Проект «Инструкции станичным обществам. . . » как источник по изучению самоуправления в Сибирском казачьем войске (1880-е гг. )'

Проект «Инструкции станичным обществам. . . » как источник по изучению самоуправления в Сибирском казачьем войске (1880-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / САМОУПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / КАЗАЧЬЯ ОБЩИНА / THE SIBERIAN COSSACK HOST / SELF-MANAGEMENT / MANAGEMENT / THE COSSACK COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адам Александр Яковлевич

Данная статья представляет собой анализ «Инструкции станичным обществам.», созданной для внутреннего пользования Сибирского казачьего войска в 1880-е гг. Инструкция являлась своего рода обобщением всех тех законоположений и распоряжений, которые касались как станичного и поселкового уровня управления, так и общества в целом, изданных в период с 1870 по 1880 гг. Данная инструкция перечисляла права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, указывала источники их доходов и расходов, регламентировала распоряжение ими, а также рассматривала военные и земские повинности казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project «Instruction to village society...» as a source for the study of self-government in Siberian Cossack Host (1880-s)

This article presents an analysis of the «Instruction to village society... » created for internal use of the Siberian Cossack Host in the 1880-s. The instruction is a kind of generalization of all those regulations and ordinances, relating to both the village and habitation level of administration and society in general, published in the period from 1870 to 1880. This instruction listed the rights and duties of the village and habitation meetings and atamans, indicated the sources of their income and expenses, regulated the disposal of them, as well as considering a military and land duties of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Проект «Инструкции станичным обществам. . . » как источник по изучению самоуправления в Сибирском казачьем войске (1880-е гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

УДК 940.5 (571.1)

А. Я. АДАМ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОЕКТ «ИНСТРУКЦИИ СТАНИЧНЫМ ОБЩЕСТВАМ...» КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИБИРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ (1880-е гг.)

Данная статья представляет собой анализ «Инструкции станичным обществам.», созданной для внутреннего пользования Сибирского казачьего войска в 1880-е гг. Инструкция являлась своего рода обобщением всех тех законоположений и распоряжений, которые касались как станичного и поселкового уровня управления, так и общества в целом, изданных в период с 1870 по 1880 гг. Данная инструкция перечисляла права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, указывала источники их доходов и расходов, регламентировала распоряжение ими, а также рассматривала военные и земские повинности казаков.

Ключевые слова: Сибирское казачье войско, самоуправление, управление, казачья община.

Одним из важнейших документов по истории управления казачьими войсками Российской империи [1—3] (за исключением Уральского войска) стало «Положение об общественном управлении в казачьих войсках», высочайше утвержденное 13/ 25 мая 1870 г. (далее — Положение 1870 г.). Само его создание преследовало три основные цели: экономический подъем казачьего сословия, сближение сословно-военизированной системы управления казачьими войсками с гражданским управлением [3, с. 69] и унификация низовой структуры управления во всех казачьих войсках.

Положение 1870 г., в отличие от Положения 5 декабря 1846 г., уже определяло станичное общество не как замкнутую казачью общину, а как «составленную из всех без различия сословий жителей станицы с принадлежащими к ней поселками и поселениями других наименований» [4]. Общественное управление в каждом станичном обществе составляли: станичный сход, станичный атаман со станичным правлением и станичный суд. Положение 1870 г. подробно регламентировало обязанности и функции каждого из этих органов станичного управления. Казачьим обществам по Положению 1870 г. было предоставлено полное самоуправления по делам «распорядительным», хозяйственным и судебным. Войсковое население должно было самостоятельно решать многие вопросы местной жизни, связанные, в основном, с хозяйственной деятельностью, определением очередности выхода на службу, сдачей земли в аренду [3, с. 69].

23 мая 1878 г. Государственным Советом было издано распоряжение «Об установлении контроля над действиями станичных обществ и должностных в сих обществах лицах». Согласно этому распоряжению, областные или губернские правления тех местностей, в которых расположены казачьи войска, должны были разработать и издать инструкции станичным обществам о порядке исполнения возло-

женных на них законом обязанностей, а уездные начальники — контролировать их соблюдение. Содержание инструкций не должно было, с одной стороны, противоречить Положению 1870 г., а с другой — затрагивать «предметы, предоставленным полному ведению и усмотрению станичных обществ» [5, с. 113—114]. Инструкции, по мнению создателей, должны были четко и подробно расписывать станичной и поселковой администрации их права и обязанности, а уездным начальникам, соответственно, порядок их соблюдения. Фактически после этого распоряжения в казачьих войсках начали издаваться инструкции.

11 декабря 1882 г. на Дворянском депутатском собрании Сибирского казачьего войска было принято решение «ныне же издать инструкции станичным обществам и должностным лицам относительно порядка исполнения возложенных на них законом обязанностей» [6, л. 59]. Это решение в январе 1883 г. поддержал Степной генерал-губернатор, привлекая к решению данной проблемы и гражданские власти [6, л. 96об]. Следствием вышеозначенных указов и распоряжений и стала рассматриваемая нами «Инструкция станичным обществам и должностным в сих обществах лицам по исполнению возложенных на них законом обязанностей». Точного года издания данной инструкции указать не представляется возможным, так как изданного варианта инструкции в фондах не обнаружено, поэтому вполне возможно, что она и не издавалась. В самой инструкции не указаны ни дата создания, ни автор. Можно предположить, что инструкция была создана в первой половине 1880-х годов. Об этом свидетельствует указанное в самой инструкции «Положение о военной службе казаков Сибирского казачьего войска», утвержденное 5 июля 1880 г. Инструкция опиралась не только на Положение 13/25 мая 1870 г., но и на ряд других указов и распоряжений, касающихся станичного и поселкового уровня управления, вы-

шедших до 1881 г., и представляла собой сборник прав и обязанностей станичных и поселковых сходов и атаманов, а также повинностей казаков. В инструкции, кроме Положения 1870 г. использовались: «Положение о военной службе казаков Сибирского казачьего войска», изданное 5 июля 1880 г., высочайше утвержденное 29 апреля 1868 г. мнение Государственного Совета «О дозволении русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность на землях казачьих войск», Устав земских повинностей изд. 1857 г. и примечания по продолжению 1876 г. и др.

При этом Инструкция не являлась простым изложением Положения 1870 г., а скорее, являлась его дополнением и, в определенной степени, продолжением. В ней, в доступной для понимания простых станичников форме, перечислялись основные права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, военные и земские повинности, станичные и поселковые капиталы, их состав и использование и т.д.

Структурно инструкция состояла из четырех частей: обязанности станичного общества; обязанности поселковых обществ; обязанности станичного атамана и обязанности поселкового атамана. Всего инструкция насчитывает 156 параграфов, часть из которых имела несколько подпунктов.

Очевидно, что инструкция не являлась единственным и самостоятельным документом о станичном уровне управления, она опиралась на Положение 1870 г. Первый параграф указывал, что права и обязанности станичных обществ изложены в ст. 7— 10 «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» 13/25 мая 1870 г., а также в ст. 4, 31 и 32 «Положения о военной службе казаков Сибирского казачьего войска» от 5 июля 1880 г. [7, л. 1].

В дальнейшем, инструкция также периодически ссылается на Положение 1870 г., подразумевая, что указанные в ней статьи Положения не требуют разъяснения. Более того, такие ссылки на статьи Положения 1870 г., чаще всего указывают на особые случаи. Так, например, в параграфе 5 отмечается, что предметы, подлежащие ведению станичного схода, решения по ним, а также порядок приведения их в исполнение излагаются в общественных приговорах, по общему согласию или по большинству голосов, кроме дел указанных в ст. 68 Положения, по которым требуется согласие не менее двух третей голосов станичников имеющих право голоса на сходе [7, л. 1 об-2]. К таким делам, по ст. 68 Положения 1870 г., относились: раздел общественных земель на паи и участки; дела о пределах общественной земли; об удалении вредных и порочных обывателей и т.д. [4].

Первая, самая обширная часть инструкции разъясняет порядок работы станичного схода, дела, подлежащие его ведению, «поземельные и другие довольствия», станичные доходы и расходы, военные и земские повинности, а также информацию о производстве выборов. В первых 15 параграфах разъясняются порядок функционирования и дела, подлежащие ведению станичного схода. Дела, находящиеся в ведении станичного схода, «изготовляются» как станичным правлением и предъявляются сходу станичным атаманом, так и кем-либо из обывателей станицы. Атаман не только предъявлял такие дела сходу, но и разъяснял все обстоятельства дела, объяснял существующие по этому вопросу правила, а также, в случае возникшего разногласия, выступал в роли блюстителя порядка. Кроме того, в 10-м параграфе отмечалось, что на сходе должны быть «благопристойность и тишина», нарушители же должны

были либо удалятся со схода до окончания обсуждения, либо временно лишаться права участия на сходах [7, л. 2 об]. В 14 параграфе указывалось, что атаман ответственен за составление приговоров и приведение их в исполнение. В случаях, когда приговоры постановлены станичным сходом и присутствующими на нем членами станичного правления «самопроизвольно», станичный атаман представляет такие приговоры на распоряжение уездного начальника [7, л. 3 об — 4]. Следующие три параграфа рассматривали дела подлежащие ведению станичного схода, время и порядок занятий ими.

С 19-го по 39-й параграф приводились правила распоряжения и использования поземельных и других довольствий, подлежащих ведению станичного схода. Следующие восемь параграфов рассматривали станичные доходы и расходы, их источники, порядок их использования и порядок составления смет о доходах и расходах. Параграфы с 49-го по 116-й рассматривали военные и земские повинности, порядок их исполнения и случаи, когда какие-либо лица могли быть освобождены от их исполнения. Все эти параграфы являлись «нововведением» инструкции, т.к. в самом Положении они отсутствовали. Это свидетельствует о том, что целью инструкции было не только ознакомить казаков с функционированием их станичной и поселковой администрации, но и с повинностями самих казаков, степенью распоряжения станичными землями и станичными капиталами. Инструкция, таким образом, в отличие от Положения 1870 г., охватывала более широкий круг вопросов, а не только вопросы функционирования станичного и поселкового управления.

Последние четыре параграфа первой части (117 — 120) посвящены производству выборов на должности станичных и поселковых управлений, станичного атамана, его помощников и поселковых атаманов. Выборы последних проводились на трехлетие.

Вторая часть инструкции состоит всего из трех параграфов (121 — 123) и рассматривает права и обязанности поселкового схода, а также дела, подлежащие его ведению. Параграфы эти небольшие и отсылают напрямую к ст. 56 — 58 Положения 1870 г. Дела, подлежащие ведению поселкового схода, должны были решаться на тех же основаниях, что и дела станичного схода.

Третья (параграфы 124— 151) и четвертая (параграфы 152— 156) части данной инструкции рассматривают обязанности станичного и поселкового атаманов соответственно. Так, например, в 124-м и 125-м параграфах отмечалось, что станичный атаман представляет в станице местную исполнительную власть, ему должны подчиняться как все жители станицы, так и все посторонние люди, проживающие на ее территории. Станичный атаман в отношении к лицам служащим должен был действовать с полномочиями частных военных офицеров, а к отставным и разночинцам — с правами земской полиции. Также, станичный атаман «наблюдает и ответствует за сохранение порядка, спокойствия и благочиния» в пределах станичного надела [7, л. 33]. Станичный атаман, как указано в параграфе 126, должен был объявлять по предписанию уездного начальника законы и распоряжения правительства, а также наблюдать за «нераспространением между подведомственными лицами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов» [7, л. 33 об]. Данные части, практически полностью воспроизводили аналогичные статьи Положения 1870 г., лишь с небольшими дополнениями.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

По делам общественным станичный атаман был обязан созывать и распускать станичный сход, предлагать на его рассмотрение дела, касающиеся станичного общества, приводить в исполнение приговоры станичного общества, представлять вышестоящим инстанциям те приговоры, которые подлежат утверждению начальства, наблюдать за всеми должностными лицами и т.д.

Поселковый атаман, в целом, исполнял те же обязанности, что и станичный атаман, но на уровне поселка. Кроме того, он был обязан исполнять все законные требования станичного атамана по делам полицейского ведомства, по делам же общественным в его обязанности входили созыв и роспуск поселкового схода, предложение на рассмотрение схода дел, касающихся нужд и польз поселкового общества, приведение в исполнение приговоров станичного и поселкового общества.

В инструкции полностью отсутствовали параграфы о станичном суде, которому в Положении 1870 г. отводилось много внимания. Это, возможно, свидетельствует о том, что порядок функционирования суда не изменился и не было необходимости его разъяснять станичникам.

Анализ «Инструкции станичным обществам и должностным в сих обществах лицам по исполнению возложенных на них законом обязанностей» свидетельствует о том, что инструкция представляет собой упрощенный вариант «Положения об общественном управлении в казачьих войсках» 13/25 мая 1870 г. с дополнениями из других распоряжений и указов, изданных до 1880 г. Инструкция является своего рода обобщением всех тех законоположений и распоряжений, которые касались как станичного и поселкового уровня управления, так и общества в целом. Данная инструкция перечисляет права и обязанности станичного и поселкового сходов и атаманов, указывает источники доходов и расходов станичного и поселкового обществ, регламентирует распоряжение ими, а также рассматривает военные и земские повинности казаков.

С изданием 3 июня 1891 г. «Положения об общественном управлении станиц казачьих войск» ситуации в низовом управлении коренным образом изменилась. По этому положению «ближайшее заве-дывание станичным и хуторским управлением и местный надзор за ходом сего управления возла-

гался на атаманов отделов, а высший надзор — на Областные, Войсковые, Войсковые Хозяйственные правления и на Войсковых Наказных и Наказных атаманов по принадлежности» [8]. Таким образом, станичное и хуторское правления ставились под прямой надзор атаманов отделов, что фактически ограничивало самоуправление, вводимое положением 1870 г.

В период между 1870 — 1891 г. инструкция является одним из важнейших источников по изучению самоуправления в Сибирском казачьем войске. Данный источник ранее в опубликованных работах по изучению истории Сибирского казачьего войска не использовался, однако его использование при изучении самоуправления в Сибирском казачьем войске является необходимым. Инструкция сама по себе являлась внутренним делопроизводственным документом, и ценность ее заключается в том, что она показывает определенные изменения в функционировании станичных и поселковых обществ, в ряде их прав и обязанностей, в военной службе казаков, произошедшие с момента создания Положения 1870 г.

Библиографический список

1. Куценко, И. Я. Кубанское казачество / И. Я. Куценко. — Краснодар : Кн. Изд-во, 1990. — 383 с.

2. Смирнов, Н. Н. Забайкальское казачество / Н. Н. Смирнов. — М. : Вече, 2008. — 544 с.

3. Чемякин, Е. А. Исторические традиции казачьего самоуправления в России: историко-правовой аспект / Е. А. Чемякин. — Волгоград : Издатель, 2008. — 128 с.

4. ПСЗ 2. В. Т. XIV. - СПб., 1874. - Ст. 48354.

5. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. Т. XIV. Часть 1. - СПб., 1878. - Ст. 65.

6. ГУ ИсА Ф. 67. Оп. 1. Д. 1381.

7. ГУ ИсА. Ф. 67. Оп. 1. Д. 1320.

8. ПСЗ 3. Т. XI. - СПб., 1894 . - Ст. 7782.

АДАМ Александр Яковлевич, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории и доку-ментоведения.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.12.2011 г.

© А. Я. Адам

Книжная полка

Монтер, У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени / У. Монтер ; пер. с англ. -М. : Изд. дом «Искусство», 2012. - 288 с. - ISBN 5-85200-412-Х.

В книге исследуются проявления религиозной терпимости и нетерпимости в Европе XVI - начала XVIII века. Автор анализирует отношение властей к еретикам (христианам-диссидентам), иудеям и обвиненным в ведовстве; он демонстрирует общие тенденции, проявлявшиеся в истории западного христианства в позднее Средневековье, а также особенности динамики терпимости и нетерпимости, свойственные различным конфессиональным и национальным традициям: англиканской, лютеранской (Скандинавия, Германия), кальвинистской (Швейцария, Голландия) и католической (Франция, Испания, Италия). Рассматриваются и ситуации сосуществования конфессий (в государствах Центральной Европы) и культур (в Америке). Автор уделяет внимание и интеллектуальному аспекту проблемы — развитию идей терпимости и борьбе с суевериями, анализируя сочинения ученых-скептиков XVII — начала XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.