Научная статья на тему 'ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОТЕ РОБОТОВ, ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ (МОДУЛЕЙ)»'

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОТЕ РОБОТОВ, ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ (МОДУЛЕЙ)» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЯ / АВТОНОМНЫЙ РОБОТ / ВОЕННЫЙ РОБОТ / ГАРАНТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ГРАЖДАНСКИЙ РОБОТ / ЗАКОН / ЗАКОНОПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИСТОЧНИК ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ / КАДАСТР / КЛАСС ОПАСНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ АТАКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ЛИЦЕНЗИЯ / МОДЕЛЬ / МОДУЛЬ / ОБОРОТ / ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ РОБОТ / ПРИНЦИП / РЕЕСТР / РОБОТ / РОБОТОТЕХНИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СЛУЖЕБНЫЙ РОБОТ / СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ / СТАТУС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УПРАВЛЯЕМЫЙ РОБОТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бегишев Ильдар Рустамович

Цель: разработка проекта федерального закона, направленного на регулирование отношений, возникающих в сфере использования (применения), приобретения, сбыта, разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации, учета, хранения, перевозки, транспортирования, изъятия, уничтожения роботов, их составных частей (модулей), ввоза роботов, их составных частей (модулей) в Российскую Федерацию и вывоза их из Российской Федерации.Методы: методологическую основу проекта федерального закона составили общенаучные и частнонаучные методы научного познания, в том числе анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, аналогия и сравнение. Результаты: вниманию представителей правотворче ских органов, го сударственных ведомств, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций предложен первый в Российской Федерации законопроект о робототехнике - проект федерального закона «Об обороте роботов, их составных частей (модулей)». Научная новизна: в законопроекте сформированы правовая основа и принципы правового регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), описаны виды, типы и классы опасности роботов, зафиксированы ограничения, устанавливаемые на оборот роботов, их составных частей (модулей), определены общие и специальные требования, предъявляемые к ним, установлены основы государственной регистрации и учета субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), введены критерии приобретения статуса субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), определен порядок издания и ведения государственного кадастра моделей роботов, их составных частей (модулей), установлены гарантии, предоставляемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам, осуществляющим отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), выработаны меры их государственной поддержки. Практическая значимость: законопроект основан на системном и комплексном подходе к правовому регулированию робототехники и направлен на формирование регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для развития робототехники, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с ее использованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAFT OF A FEDERAL LAW “ON CIRCULATION OF ROBOTS AND THEIR COMPONENTS (MODULES)”

Objective: to develop a draft of a federal law aimed at regulating relations arising in the field of use (application), acquisition, sale, development, production, testing, installation, maintenance, repair, disposal, accounting, storage, transportation, withdrawal, and destruction of robots and their components (modules), importing robots and their components (modules) to the Russian Federation and exporting them from the Russian Federation.Methods: the methodological basis of the draft federal law consists of general and specific scientific methods of scientific cognition, including analysis, synthesis, deduction, induction, classification, analogy and comparison. Results: the first draft law on robotics in the Russian Federation - the draft federal law “On the turnover of robots and their components (modules)” - has been proposed to the attention of representatives of law-making bodies, government agencies, scientific and business community, and public organizations.Scientific novelty: the draft law forms the legal basis and principles of legal regulation of relations in the sphere of turnover of robots and their components (modules), describes the types and classes of danger of robots, stipulates the restrictions imposed on robots and their components (modules), defines the general and special requirements for them, establishes the basis for state registration and accounting of entities engaged in the sphere of turnover of robots and their components (modules), introduces the criteria for acquiring the status of a subject, the procedure for publishing and maintaining the state cadastre of robot models and their components (modules), and the guarantees provided to legal entities and individual entrepreneurs - the subjects engaged in certain types of activities in the sphere of turnover of robots and their components (modules), and proposes the measures of their state support.Practical significance: the draft law is based on a systematic and comprehensive approach to the legal regulation of robotics and is aimed at creating a regulatory environment providing a favorable legal regime for the robotics development and for the implementation of economic activities related to its use.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОТЕ РОБОТОВ, ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ (МОДУЛЕЙ)»»

законопроекты / LAW DRAFTS

УДК 34:004.896 DOI: http://dx.doi.Org/10.21202/1993-047X.15.2021.2.379-391

Краткое сообщение

И. Р. БЕГИШЕВ1

1 Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова, г. Казань, Россия

проект федерального закона «об обороте роботов, их составных частей (модулей)»

Бегишев Ильдар Рустамович, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Татарстан, старший научный сотрудник, Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова

Адрес: 420111, г. Казань, ул. Московская, 42, тел.: +7 (843) 231-92-90

E-mail: begishev@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5619-4025

Web of Science Researcher ID: T-2409-2019

Scopus Author ID: 57205305394

eLIBRARY Author ID: 595003

Цель: разработка проекта федерального закона, направленного на регулирование отношений, возникающих в сфере использования (применения), приобретения, сбыта, разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации, учета, хранения, перевозки, транспортирования, изъятия, уничтожения роботов, их составных частей (модулей), ввоза роботов, их составных частей (модулей) в Российскую Федерацию и вывоза их из Российской Федерации.

Методы: методологическую основу проекта федерального закона составили общенаучные и частнонаучные методы научного познания, в том числе анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, аналогия и сравнение. Результаты: вниманию представителей правотворческих органов, государственных ведомств, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций предложен первый в Российской Федерации законопроект о робототехнике - проект федерального закона «Об обороте роботов, их составных частей (модулей)». Научная новизна: в законопроекте сформированы правовая основа и принципы правового регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), описаны виды, типы и классы опасности роботов, зафиксированы ограничения, устанавливаемые на оборот роботов, их составных частей (модулей), определены общие и специальные требования, предъявляемые к ним, установлены основы государственной регистрации и учета субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), введены критерии приобретения статуса субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), определен порядок издания и ведения государственного кадастра моделей роботов, их составных частей (модулей), установлены гарантии, предоставляемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям -субъектам, осуществляющим отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), выработаны меры их государственной поддержки.

Статья была опубликована в виде препринта «Об обороте роботов, их составных частей (модулей) (инициативный проект федерального закона)» и размещена в открытом доступе на сайте Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова до публикации в федеральном рецензируемом научном журнале «Актуальные проблемы экономики и права». URL: https://ieml. ru/podrazdeleniya-universiteta/izdatelstvo-poznanie/preprinty-kiu/

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Практическая значимость: законопроект основан на системном и комплексном подходе к правовому регулированию робототехники и направлен на формирование регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для развития робототехники, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с ее использованием.

Ключевые слова: авария; автономный робот; военный робот; гарантия; государственная поддержка; государственное учреждение; государственный орган; гражданский робот; закон; законопроект; индивидуальный предприниматель; информационная безопасность; искусственный интеллект; источник повышенной опасности; кадастр; класс опасности; компьютерная атака; компьютерная программа; лицензирование; лицензия; модель; модуль; оборот; объект гражданских прав; орган местного самоуправления; ответственность; право; правовое регулирование; правоохранительный робот; принцип; реестр; робот; робототехника; Российская Федерация; служебный робот; составная часть; статус; технологическая безопасность; управляемый робот; федеральный; цифровая экономика; цифровые технологии; юридическое лицо

Конфликт интересов: автором не заявлен.

Автор является членом редколлегии журнала «Актуальные проблемы экономики и права».

Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.

Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ Mill ММ M

Как цитировать статью: Бегишев И. Р. Проект федерального закона «Об обороте роботов, их составных частей (модулей)» // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15, № 2. С. 379-391. DOI: http://dx.doi. ог&/10.2Ш2Л993-047ХЛ5.2021.2.379-391

il 1111 iiiii 1111iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii iiiii 1111iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii1111 iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111iiiii iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii 1111 iiiii1111 iiiii 1111 iiiii iiiii 1111 iiiii1111 iiiii 1111 iiiii iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

Objective: to develop a draft of a federal law aimed at regulating relations arising in the field of use (application), acquisition, sale, development, production, testing, installation, maintenance, repair, disposal, accounting, storage, transportation, withdrawal, and destruction of robots and their components (modules), importing robots and their components (modules) to the Russian Federation and exporting them from the Russian Federation.

Methods: the methodological basis of the draft federal law consists of general and specific scientific methods of scientific cognition, including analysis, synthesis, deduction, induction, classification, analogy and comparison.

The article was published as a preprint "On the turnover of robots and their components (modules) (initiative draft of a federal law)"and is available on the website of the Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov prior to the publication in the federal peer-reviewed scientific journal "Actual Problems of Economics and Law". URL: https://ieml.ru/podrazdeleniya-universiteta/ izdatelstvo-poznanie/preprinty-kiu/

Brief communication

I. R. BEGISHEV1

1 Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia

draft of a federal law "on circulation of robots and their components (modules)"

Ildar R. Begishev, PhD (Law), Honored Lawyer of the Republic of Tatarstan,

Senior Researcher, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov

Address: 42 Moskovskaya Str., 420111 Kazan, tel.: +7 (843) 231-92-90

E-mail: begishev@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5619-4025

Web of Science Researcher ID: T-2409-2019

Scopus Author ID: 57205305394

eLIBRARY Author ID: 595003

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Results: the first draft law on robotics in the Russian Federation - the draft federal law "On the turnover of robots and their components (modules)" - has been proposed to the attention of representatives of law-making bodies, government agencies, scientific and business community, and public organizations.

Scientific novelty: the draft law forms the legal basis and principles of legal regulation of relations in the sphere of turnover of robots and their components (modules), describes the types and classes of danger of robots, stipulates the restrictions imposed on robots and their components (modules), defines the general and special requirements for them, establishes the basis for state registration and accounting of entities engaged in the sphere of turnover of robots and their components (modules), introduces the criteria for acquiring the status of a subject, the procedure for publishing and maintaining the state cadastre of robot models and their components (modules), and the guarantees provided to legal entities and individual entrepreneurs - the subjects engaged in certain types of activities in the sphere of turnover of robots and their components (modules), and proposes the measures of their state support.

Practical significance: the draft law is based on a systematic and comprehensive approach to the legal regulation of robotics and is aimed at creating a regulatory environment providing a favorable legal regime for the robotics development and for the implementation of economic activities related to its use.

Keywords: Accident; Autonomous robot; Military robot; Guarantee; State support; State institution; State body; Civil robot; Law; draft law; Individual entrepreneur; Information security; Artificial intelligence; Source of increased danger; Cadastre; Hazard rating; Computer attack; Computer program; Licensing; License; Model; Module; Turnover; Object of civil rights; Local self-government agency; Responsibility; Law; Legal regulation; Law enforcement robot; Principle; Register; Robot; robotics; Russian Federation; Service robot; Component; Status; Technological security; Controlled robot; Federal; Digital economy; Digital technologies; Legal entity

Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.

The author is a member of the Editorial Board of the "Actual Problems of Economics and Law" Journal.

The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (http://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.

Ml MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill MM Mill Mill MM Mill MM IMM^

For citation: Begishev I. R. Draft of a Federal Law "On circulation of robots and their components (modules)", Actual Problems of Economics and Law, 2021, Vol. 15, No. 2, pp. 379-391 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.15.2021.2.379-391

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN

Введение Методологическую основу инициативного про-

Вниманию представителей правотворческих екта федерального закона составляет совокупность

органов, государственных ведомств, научной обще- методов научного познания, в том числе анализ, син-

ственности, бизнес-сообщества и общественных орга- тез, дедукция, индукция, классификация, аналогия

низаций предложен первый в Российской Федерации и сравнение.

законопроект о робототехнике - проект федерального В законопроекте сформированы правовая основа

закона «Об обороте роботов, их составных частей и принципы правового регулирования отношений

(модулей)» [1]. в сфере оборота роботов, их составных частей (моду-

Целью данного исследования выступает разра- лей), описаны виды, типы и классы опасности робо-

ботка инициативного проекта федерального закона, тов, зафиксированы ограничения, устанавливаемые

направленного на регулирование отношений, возни- на оборот служебных роботов, их составных частей

кающих в сфере использования (применения), приоб- (модулей), определены общие и специальные требо-

ретения, сбыта, разработки, производства, испытания, вания, предъявляемые к ним, установлены основы

установки, монтажа, технического обслуживания, государственной регистрации и учета субъектов,

ремонта, утилизации, учета, хранения, перевозки, осуществляющих деятельность в сфере оборота

транспортирования, изъятия, уничтожения роботов, роботов, их составных частей (модулей), введены

их составных частей (модулей), ввоза роботов, их со- критерии приобретения статуса субъекта, осущест-

ставных частей (модулей) в Российскую Федерацию вляющего деятельность в сфере оборота роботов, их

и вывоза их из Российской Федерации. составных частей (модулей), определен порядок из-

дания и ведения государственного кадастра моделей роботов, их составных частей (модулей), установлены гарантии, предоставляемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам, осуществляющим отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), выработаны меры их государственной поддержки.

Законопроект основан на системном и комплексном подходе к правовому регулированию робототехники и направлен на формирование регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для развития робототехники, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с ее использованием.

Выражаясь иными словами, принятие законопроекта позволит Российской Федерации стать привлекательной в качестве территории опережающего развития и инноваций в сфере робототехники и обеспечить технологический суверенитет нашей страны. Кроме того, закон создаст условия для оборота роботов, их составных частей (модулей) на основе отечественных разработок и придаст новый импульс развития цифровой экономики.

Это важнейшие и ключевые цели законопроекта. Если хотите, это вопрос национальной безопасности и устойчивости социально-экономического развития России.

Структура проекта федерального закона «Об обороте роботов, их составных частей (модулей)»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего федерального закона.

Статья 2. Цели настоящего федерального закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе.

Статья 4. Правовая основа регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 5. Принципы правового регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 6. Виды роботов.

Статья 7. Гражданские роботы.

Статья 8. Служебные роботы.

Статья 9. Правоохранительные роботы.

Статья 10. Военные роботы.

Статья 11. Типы роботов.

Статья 12. Управляемые роботы.

Статья 13. Автономные роботы.

Статья 14. Классы опасности роботов.

Статья 15. Ограничения, устанавливаемые на оборот роботов, их составных частей (модулей).

Статья 16. Общие требования к роботам, их составным частям (модулям).

Статья 17. Специальные требования по обеспечению информационной безопасности роботов, их составных частей (модулей).

Статья 18. Специальные требования по обеспечению технологической безопасности роботов, их составных частей (модулей).

Статья 19. Государственный кадастр моделей роботов, их составных частей (модулей).

Статья 20. Лицензирование деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 21. Государственный реестр субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 22. Приобретение статуса субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 23. Гарантии, предоставляемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам, осуществляющим отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 24. Государственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - субъектов, осуществляющих отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 25. Ответственность за правонарушения в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Федеральный закон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Об обороте роботов, их составных частей (модулей)»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего федерального закона

1. Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

2. Положения настоящего федерального закона не регулируют отношения, возникающие при обороте роботов, их составных частей (модулей) в отдельных сферах деятельности, на которые распространяется отраслевое законодательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Статья 2. Цели настоящего федерального закона

Целями настоящего федерального закона являются:

1) формирование регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для развития робототехники, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с ее использованием;

2) создание условий для оборота роботов, их составных частей (модулей) на основе отечественных разработок;

3) содействие внедрению российских робототех-нических технологий;

4) защита интересов субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей);

5) обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации;

6) реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;

7) формирование условий, образующих привлекательность Российской Федерации в качестве территории опережающего развития и инноваций в сфере робототехники.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе

Для целей настоящего федерального закона используются следующие основные понятия:

1) робототехника - наука и практика разработки, производства и применения роботов, их составных частей (модулей);

2) робот - продукт достижений цифровых технологий (робототехническое устройство, комплекс, система), состоящий из двух или более составных частей (модулей), управляемый средствами заложенной в него компьютерной программы и способный как к выполнению заранее запрограммированных

человеком действий, так и к автономному решению задач;

3) гражданский робот - робот, деятельность которого направлена на реализацию частных интересов, оборот которого регулируется гражданским законодательством;

4) служебный робот - робот, деятельность которого направлена на реализацию интересов государства и общества, вовлеченный в сферу деятельности институтов публичной власти;

5) оборот роботов, их составных частей (модулей) - использование (применение), приобретение, сбыт, разработка, производство, испытания, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация, учет, хранение, перевозка, транспортирование, изъятие, уничтожение роботов, их составных частей (модулей), ввоз роботов, их составных частей (модулей) в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации;

6) компьютерная программа - совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования роботов, их составных частей (модулей) и управления ими;

7) информационная безопасность роботов -состояние защищенности компьютерных программ роботов, их составных частей (модулей), обеспечивающее их устойчивое функционирование при проведении в отношении них компьютерных атак;

8) технологическая безопасность роботов -состояние защищенности механической части (модуля) и (или) части (модуля) энергопитания роботов от аварий и последствий указанных аварий, обеспечивающее их устойчивое функционирование;

9) компьютерная атака - целенаправленное воздействие на компьютерную программу робота, его составную часть (модуль) в целях нарушения и (или) прекращения его функционирования;

10) авария - разрушение механической части (модуля) и (или) части (модуля) энергопитания робота, в результате которых нарушается и (или) прекращается его функционирование;

11) субъект, осуществляющий деятельность в сфере оборота гражданских роботов, их составных частей (модулей), - государственные органы, государственные учреждения, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и (или) физические лица, которым

на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат гражданские роботы, их составные части (модули);

12) субъект, осуществляющий деятельность в сфере оборота служебных роботов, их составных частей (модулей), - государственные военизированные организации, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат служебные роботы, их составные части (модули);

13) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей);

14) государственные военизированные организации - организации и подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.

Статья 4. Правовая основа регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

Правовую основу регулирования отношений в сфере оборота роботов составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий федеральный закон, а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые

акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере оборота роботов.

Статья 5. Принципы правового регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

Правовое регулирование отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) основывается на следующих принципах:

1) благополучие человека и гражданина;

2) безопасность личности, общества и государства;

3) разумность государственного регулирования и контроля;

4) безопасность робототехнических технологий;

5) открытость информации о технологиях робототехники;

6) приоритетность защиты прав и законных интересов субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 6. Виды роботов

Роботы, в зависимости от целей их использования соответствующими субъектами, подразделяются на:

1) гражданские;

2) служебные.

Статья 7. Гражданские роботы

К гражданским роботам относятся роботы, находящиеся в гражданском обороте и являющиеся объектами гражданских прав.

Гражданские роботы подразделяются на:

1) промышленные;

2) сервисные;

3) медицинские;

4) образовательные;

5) научные;

6) иные.

Статья 8. Служебные роботы

К служебным относятся роботы, принадлежащие на праве собственности, аренды или на ином законном основании государственным военизированным организациям.

Служебные роботы подразделяются на:

1) правоохранительные;

2) военные.

Статья 9. Правоохранительные роботы

К правоохранительным относятся роботы, предназначенные для целей охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и иной правоохранительной деятельности.

Статья 10. Военные роботы

К военным относятся роботы, предназначенные для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 11. Типы роботов

Роботы, в зависимости от характера и степени участия человека в их функционировании, подразделяются на:

1) управляемые;

2) автономные.

Статья 12. Управляемые роботы

К управляемым относятся роботы, предназначенные для выполнения необходимых операций под управлением человека.

Статья 13. Автономные роботы

К автономным относятся роботы, обладающие возможностью самостоятельного принятия решений и способные действовать на основании самостоятельно сформулированного поведенческого алгоритма.

Статья 14. Классы опасности роботов

1. Роботы, их составные части (модули), в зависимости от степени опасности причинения вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства, подразделяются на четыре класса опасности:

I класс - высокой опасности;

II класс - средней опасности;

III класс - низкой опасности;

IV класс - неопасные.

2. Критерии отнесения роботов, их составных частей (модулей) к I-IV классам опасности по способности причинения вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

3. Роботы, их составные части (модули) I, II и III классов опасности являются источниками повышенной опасности.

К таким роботам, если законом и иными нормативными правовыми актами не установлено иное, применяются общие положения гражданского законодательства об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

Статья 15. Ограничения, устанавливаемые на оборот роботов, их составных частей (модулей)

На территории Российской Федерации запрещается:

1) оборот роботов, которым намеренно приданы свойства, обеспечивающие их применение с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо иного вооружения, иной военной техники, химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения;

2) оборот роботов, обладающих возможностью самостоятельного принятия решений и способных действовать на основании самостоятельно сформулированного поведенческого алгоритма, которым намеренно приданы свойства для обеспечения их применения с использованием оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо иного вооружения;

3) оборот роботов, созданных для целей совершения преступлений.

Статья 16. Общие требования к роботам, их составным частям (модулям)

1. Общие требования к роботам, их составным частям (модулям), формы оценки соответствия таким требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

2. Обязательному подтверждению соответствия роботов, их составных частей (модулей) требованиям технических регламентов и документам по стандартизации подлежат все виды и типы роботов.

3. Роботы, их составные части (модули), относящиеся к I, II и III классам опасности, в ходе процедуры сертификации проверяются на соответствие специальным требованиям по обеспечению информационной и технологической безопасности.

4. Роботы, их составные части (модули), не прошедшие процедуру сертификации, к обороту на территории Российской Федерации не допускаются.

Статья 17. Специальные требования по обеспечению информационной безопасности роботов, их составных частей (модулей)

1. В отношении роботов, их составных частей (модулей), относящихся к I, II и III классам опасности, устанавливаются специальные требования по обеспечению информационной безопасности.

2. Специальные требования по обеспечению информационной безопасности направлены на минимизацию рисков и предотвращение возникновения компьютерных атак, а также на обеспечение готовности субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) к обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак.

3. Специальные требования по обеспечению информационной безопасности роботов, их составных частей (модулей) определяются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

4. Оценка информационной безопасности роботов, их составных частей (модулей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в целях прогнозирования возникновения возможных угроз информационной безопасности роботов, их составных частей (модулей) и выработки мер по повышению устойчивости их функционирования при проведении в отношении них компьютерных атак.

Статья 18. Специальные требования по обеспечению технологической безопасности роботов, их составных частей (модулей)

1. В отношении роботов, их составных частей (модулей), относящихся к I, II и III классам опасности, устанавливаются специальные требования по обеспечению технологической безопасности.

2. Специальные требования по обеспечению технологической безопасности направлены на минимизацию рисков и предотвращение возникновения аварий, а также на обеспечение готовности субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) к обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий указанных аварий.

3. Специальные требования по обеспечению технологической безопасности роботов, их составных частей (модулей) определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере технологического и атомного надзора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оценка технологической безопасности роботов, их составных частей (модулей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере технологического и атомного надзора, в целях прогнозирования возникновения

возможных угроз технологической безопасности роботов, их составных частей (модулей) и выработки мер по повышению устойчивости их функционирования при авариях и последствиях указанных аварий.

Статья 19. Государственный кадастр моделей роботов, их составных частей (модулей)

1. Государственный кадастр моделей роботов, их составных частей (модулей) (далее - Кадастр) является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о моделях роботов, их составных частях (модулях), разрешенных к обороту на территории Российской Федерации.

2. Обязательному внесению в Кадастр подлежат сведения о моделях роботов, их составных частях (модулях), относящихся к I, II и III классам опасности.

Сведения о моделях роботов, их составных частях (модулях), относящихся к IV классу опасности, внесению в Кадастр не подлежат.

3. Оборот моделей роботов, их составных частей (модулей), сведения о которых не внесены в Кадастр, в случаях, когда это является обязательным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, запрещается.

4. Кадастр состоит из двух частей, в первую из которых вносятся сведения о моделях служебных роботов, их составных частях (модулях), во вторую -сведения о моделях гражданских роботов, их составных частях (модулях).

5. Ведение и издание Кадастра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

6. Порядок ведения Кадастра устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 20. Лицензирование деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

1. Положения настоящей статьи не распространяются на отношения, связанные с предоставлением и оформлением лицензии субъектам, осуществляющим деятельность по обороту служебных роботов, а также государственным органам и учреждениям, осуществляющим деятельность по обороту гражданских роботов.

2. Лицензирование деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) осуществляется в целях предоставления права на разработку, производство, испытание, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию, сбыт, учет, хранение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз и вывоз из Российской Федерации роботов, их составных частей (модулей), относящихся к I, II и III классам опасности.

3. Лицензированию не подлежит:

1) использование (применение) и (или) приобретение роботов, их составных частей (модулей) в хозяйственно-бытовых и иных личных целях;

2) осуществление деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), относящихся к IV классу опасности.

4. Осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации, сбыту, учету, хранению, перевозке, транспортированию, изъятию, уничтожению, ввозу и вывозу из Российской Федерации роботов, их составных частей (модулей), относящихся к I, II и III классам опасности, без соответствующей лицензии запрещается.

5. Лицензия не может быть выдана:

1) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим функции иностранного агента;

2) хозяйственным обществам, контролируемым иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор;

3) индивидуальным предпринимателям, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления;

4) юридическим лицам, в случае если функции их единоличного исполнительного органа выполняет лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие преступления, а также в иных случаях, когда такое лицо занимает в юридическом лице должность, позволяющую принимать решения, определяющие деятельность юридического лица;

5) органам местного самоуправления, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,

признанным не соответствующими иным требованиям, предъявляемым к соискателям лицензии.

6. Осуществление деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) без соответствующей лицензии в случаях, когда в соответствии с настоящим федеральным законом наличие такой лицензии обязательно, запрещается.

7. Основания, порядок и условия выдачи лицензии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 21. Государственный реестр субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

1. Государственный реестр субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) (далее - Реестр) создан в целях государственной регистрации и учета государственных военизированных организаций, государственных органов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, производство, испытания, установку, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию, сбыт, учет, хранение, перевозку, транспортирование, изъятие, уничтожение, ввоз и вывоз из Российской Федерации роботов, их составных частей (модулей), относящихся к I, II и III классам опасности.

2. Не подлежат внесению в реестр:

1) сведения о субъектах, осуществляющих использование (применение) и (или) приобретение роботов, их составных частей (модулей) в хозяйственно-бытовых и иных личных целях;

2) сведения о субъектах, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), относящихся к IV классу опасности.

3. Основанием для внесения в Реестр сведений о субъектах, осуществляющих деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), является наличие лицензии, полученной в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом.

4. Реестр состоит из двух частей, в первую из которых вносятся сведения о субъектах, осуществляющих деятельность в сфере оборота служебных роботов, во вторую - сведения о субъектах, осуществляющих деятельность в сфере оборота гражданских роботов.

В первую часть Реестра вносятся сведения о государственных военизированных организациях, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат служебные роботы, их составные части (модули).

Во вторую часть Реестра вносятся сведения о государственных органах, государственных учреждениях, органах местного самоуправления, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат гражданские роботы, их составные части (модули).

5. Осуществление субъектами деятельности по обороту роботов, их составных частей (модулей) без включения в Реестр в случаях, когда это является обязательным в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, запрещается.

6. Ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

7. Порядок ведения Реестра устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

Статья 22. Приобретение статуса субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

1. Государственные военизированные организации, государственные органы, государственные учреждения приобретают статус субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), с момента образования.

2. Права и обязанности органа местного самоуправления, юридического лица и индивидуального предпринимателя, выступающих в качестве субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), формируются и удостоверяются выдачей лицензии, а также регистрируются и учитываются в Реестре.

3. Орган местного самоуправления, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель приобретают статус субъекта, осуществляющего деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), с момента внесения в Реестр сведений о нем.

Статья 23. Гарантии, предоставляемые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам, осуществляющим отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

1. Имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя - субъекта, осуществляющего деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации роботов, их составных частей (модулей), не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом.

2. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции предоставляют юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю - субъекту, осуществляющему деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации роботов, их составных частей (модулей) льготы и гарантии, осуществляют финансирование и оказывают иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 24. Государственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - субъектов, осуществляющих отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

1. Государственная поддержка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - субъектов, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и утилизации (далее - Государственная поддержка) роботов, их составных частей (модулей) устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о науке и государственной научно-технической политике.

2. Государственная поддержка осуществляется в следующих формах:

1) предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

2) предоставления образовательных услуг;

3) предоставления информационной поддержки;

4) предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;

5) формирования спроса на роботов, их составные части (модули);

6) финансового обеспечения (в том числе бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);

7) реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;

8) поддержки экспорта;

9) обеспечения инфраструктуры.

3. Условия и порядок государственной поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 25. Ответственность за правонарушения в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей)

1. Нарушение требований настоящего федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пояснительная записка к проекту федерального закона

«Об обороте роботов, их составных частей (модулей)»

Проект федерального закона «Об обороте роботов, их составных частей (модулей)» разработан во исполнение целей Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 года № 2129-р.

Законопроект направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере использования (применения), приобретения, сбыта, разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации, учета, хранения, перевозки, транспортирования, изъятия, уничтожения роботов, их составных частей (модулей), ввоза роботов, их составных частей (модулей) в Российскую Федерацию и вывоза их из Российской Федерации, и подготовлен в целях создания регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим

для развития робототехники, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с ее использованием.

В целях реализации положений настоящего законопроекта, осуществления функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей) сформулирована необходимость образования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей).

В законопроекте приводятся дефиниции используемых в нем основных понятий, которые в дальнейшем будут положены в основу установления правовых механизмов, регулирующих соответствующую область общественных отношений.

Законопроект закладывает принципы правового регулирования отношений в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), описывает виды и типы роботов, классы опасности роботов, подразделяя виды роботов в зависимости от целей их использования субъектами, которым они принадлежат на праве собственности, аренды и на ином законном основании, дифференцируя типы роботов в зависимости от типа управления и степени автономности, а также разграничивая опасность роботов, устанавливая в качестве критерия разграничения объем потенциальной причиняющей способности, характер и степень возможного вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства, выделяя четыре класса опасности.

Законопроект определяет, что роботы, находящиеся в гражданском обороте и являющиеся объектами гражданских прав, не имеют ограничений по обороту, за исключением случаев, установленных настоящим законопроектом. В свою очередь свободный оборот роботов, принадлежащих на праве собственности, аренды или на ином законном основании государственным военизированным организациям, запрещен.

Определено, что роботы, их составные части (модули) первых трех классов опасности являются источниками повышенной опасности. К таким роботам, если законом и иными нормативными правовыми актами не установлено иное, применяются общие положения гражданского законодательства

об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности законопроектом зафиксированы ограничения, устанавливаемые на оборот роботов, которым намеренно приданы свойства, обеспечивающие их применение с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо иного вооружения, роботов, обладающих возможностью самостоятельного принятия решений и способных действовать на основании самостоятельно сформулированного поведенческого алгоритма, которым намеренно приданы свойства, обеспечивающие их применение с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств либо иного вооружения, а также роботов, созданных для целей совершения преступлений.

Устанавливая механизмы государственного контроля и надзора за исполнением принципа безопасности робототехники и соответственно защиты личности, общества и государства от компьютерных атак и аварий роботов, а также иного причинения вреда, вызванного неправомерным либо небезопасным использованием роботов, законопроектом предусмотрены общие требования о техническом регулировании и специальные требования по обеспечению информационной и технологической безопасности.

Для целей контроля за соблюдением субъектами, осуществляющими деятельность в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), вышеуказанных требований и соответствия особым условиям оборота роботов, предопределяемым характером данной деятельности и ее особой значимости для обеспечения устойчивого, опережающего развития нашего Отечества, законопроектом устанавливаются обязательные случаи получения соответствующей лицензии и внесения информации о субъектах в специально создаваемый реестр.

Кроме этого, в целях обеспечения возможности государственного контроля за моделями роботов, их составными частями (модулями), обеспечения без-

опасности находящихся в обороте вышеуказанных моделей настоящий законопроект устанавливает общие положения о кадастре моделей роботов, их составных частей (модулей), а также случаи, в которых внесение в него сведений является обязательным условием допуска вышеуказанных моделей к обороту.

Принимая во внимание необходимость создания благоприятных условий для развития в России технологий робототехники, их опережающего развития и своевременного внедрения в гражданский оборот указанных прорывных технологий, настоящим законопроектом устанавливаются экономические гарантии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - субъектам, осуществляющим отдельные виды деятельности в сфере оборота роботов, их составных частей (модулей), прошедшим процедуру лицензирования и внесенным в реестр, в случаях, когда это является обязательным в соответствии с настоящим законопроектом.

В дополнение к изложенному, в целях создания условий, образующих привлекательность Российской Федерации в качестве территории опережающего развития и инноваций, и, соответственно, благоприятствования деятельности по обороту роботов, настоящим законопроектом установлены обязательные случаи оказания мер государственной поддержки, исчерпывающий перечень которых приведен в тексте законопроекта.

Учитывая необходимость создания комфортных и безопасных условий как базиса для конструктивной и продуктивной деятельности по обороту роботов, законопроектом особо отмечается, что нарушение требований, изложенных в нем, влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принятие законопроекта приведет к положительным последствиям в виде прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

Список литературы

1. Бегишев И. Р. Об обороте роботов, их составных частей (модулей) (инициативный проект федерального закона) // Препринты Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова. 2021. № 1. 28 с. URL: https://ieml.ru/ podrazdelemya-universiteta/izdatelstvo-pozname/preprinty-kiu/ (дата обращения: 11.03.2021).

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii^

References

1. Begishev I. R. On the turnover of robots and their component parts (modules) (initiative draft of a federal law) // Preprints of the Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, 2021, No. 1, 28 p., available at: https://ieml.ru/podrazdeleniya-universiteta/izdatelstvo-poznanie/preprinty-kiu/ (access date: 11.03.2021).

Бегишев, И. Р.

Преступления в сфере обращения цифровой информации / И. Р. Бегишев, И. И. Бикеев. Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020. 300 с. (Серия: Цифровая безопасность).

Монография представляет собой первое в России комплексное исследование феномена преступлений в сфере обращения цифровой информации. В ней рассмотрены вопросы уголовно-правовой природы преступлений в сфере компьютерной информации, предложены решения выявленных проблем ответственности за их совершение, внесены рекомендации по противодействию исследуемой категории преступлений, а также варианты устранения пробелов нормативного регулирования.

Будет полезна научным и педагогическим работникам, обучающимся разных уровней профессионального и дополнительного образования, слушателям специализированных учебных заведений, сотрудникам правоохранительных и судебных органов, разным категориям пользователей цифровой информации, а также всем интересующимся вопросами обеспечения цифровой безопасности.

Дата поступления / Received 11.03.2021 Дата принятия в печать / Accepted 15.04.2021 Дата онлайн-размещения /Available online 25.06.2021

© Бегишев И. Р., 2021 © Begishev I. R., 2021

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.