Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ" И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ'

ПРОЕКТ "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ" И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
170
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ло Синь

Китайская инициатива евроазиатского транспортного коридора «Экономический пояс Шелкового пути» (далее также - ЭПШП, Пояс) и международная организация региональной экономической интеграции «Евразийский экономический союз» (далее также - ЕАЭС, Союз), вдохновителем которой выступила Россия, являются проектами, ориентированными на стратегическое межрегиональное сотрудничество, причем проектами, весьма схожими по своей идеологии и миссии. Между ЭПШП и ЕАЭС есть немало общего уже потому, что территория, на которой они реализуются, одна и та же - евразийское пространство. Именно поэтому взаимодействие между указанными проектами не только возможно и реально, но и, по сути, неизбежно. Сопряжение двух таких мощных логистических и торгово-экономических контуров, очевидно, способно дать колоссальный импульс развитию стран и регионов, вовлеченных в орбиту этих проектов. В то же время механизмы функционирования ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути имеют каждый свою специфику, которая не всегда опирается на одни и те же принципы, что, по понятным причинам, ведет и к некоторым сложностям в вопросах коллаборации ЭПШП и Евразийского экономического союза. Причина этого - институциональные различия механизмов реализации проектов, особенно с точки зрения подходов к их управлению и членству в них, а также деструктивное вмешательство внешних сил и т. д. Данная статья посвящена анализу преимуществ, а также вызовов и проблем, связанных с взаимодействием проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ло Синь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SILK ROAD ECONOMIC BELT PROJECT AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION: PROSPECTS AND PROBLEMS OF INTEGRATION

The “Silk Road Economic Belt” and the “Eurasian Economic Union” are strategic cooperation plans proposed by China and Russia respectively. The “Belt” and the “Union” have natural links, and also have the feasibility, reality and necessity of collaborating. The connection of these two strategies has created huge development opportunities for countries and regions along the line, but also faces problems such as institutional differences, national security and external interference. Based on the reality of developing countries, this paper focuses on the advantages, challenges and solutions of the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ" И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ»

УДК 33

ПРОЕКТ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ» И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ

И ПРОБЛЕМЫ СОПРЯЖЕНИЯ

Ло Синь

Магистр. Чжуннаньский университет экономики и права

Китайская инициатива евроазиатского транспортного коридора «Экономический пояс Шелкового пути» (далее также - ЭПШП, Пояс) и международная организация региональной экономической интеграции «Евразийский экономический союз» (далее также - ЕАЭС, Союз), вдохновителем которой выступила Россия, являются проектами, ориентированными на стратегическое межрегиональное сотрудничество, причем проектами, весьма схожими по своей идеологии и миссии. Между ЭПШП и ЕАЭС есть немало общего уже потому, что территория, на которой они реализуются, одна и та же - евразийское пространство. Именно поэтому взаимодействие между указанными проектами не только возможно и реально, но и, по сути, неизбежно. Сопряжение двух таких мощных логистических и торгово-экономических контуров, очевидно, способно дать колоссальный импульс развитию стран и регионов, вовлеченных в орбиту этих проектов. В то же время механизмы функционирования ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути имеют каждый свою специфику, которая не всегда опирается на одни и те же принципы, что, по понятным причинам, ведет и к некоторым сложностям в вопросах коллаборации ЭПШП и Евразийского экономического союза. Причина этого - институциональные различия механизмов реализации проектов, особенно с точки зрения подходов к их управлению и членству в них, а также деструктивное вмешательство внешних сил и т. д.

Данная статья посвящена анализу преимуществ, а также вызовов и проблем, связанных с взаимодействием проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Экономический пояс Шелкового пути; Евразийский экономический союз; китайско-российские отношения; сотрудничество.

Нынешний период мировой истории отличают беспрецедентные по своему масштабу геополитические трансформации, крупнейшие за последние столетие. Общемировой центр принятия решений постепенно размывается; процесс глобализации - и это очевидно - буксует; его идеология и система ценностей нуждаются в существенной корректировке. Макроэкономический ландшафт также переживает период тектонических сдвигов. По мнению ряда политологов, мир сегодня стоит у порога нового витка цивилизационного развития, который можно назвать «азиатским периодом».

В этих условиях проблема несбалансированного, неадекватного международной повестке дня развития отдельных регионов в разных частях света становится все более значимой.

Китай и Россия - две крупнейшие страны Евразии по размеру территории. Сегодня их политические и экономические взаимоотношения переживают подлинный расцвет, небывалый в истории обоих государств. Двустороннее китайско-российское взаимодействие представляет собой образец обоюдовыгодного международного сотрудничества, построенного на исключительном уважении и доверии государств друг к другу. На этом фоне обе страны активно продвигают планы инфраструктурного развития евроазийского экономического пространства - речь идет о китайской инициативе «Экономический пояс Шелкового пути» и российской интеграционной

модели Евразийского экономического союза. Связь Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза можно рассматривать и как многообещающую возможность, и как определенный вызов политическим элитам Китая и России с точки зрения выбора дальнейшей траектории развития двусторонних отношений.

1. Интеграционные возможности

Интеграция проектов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, по мнению руководства КНР и России, имеет важнейшее значение. Так, в мае 2015 года главы обоих государств представили во время встречи в Москве совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. В этом рамочном документе региональная экономическая интеграция в Евразии была обозначена ключевой целью, а указанные выше проекты были провозглашены инструментом ее достижения.

Несмотря на различия в подходах к воплощению в жизнь обеих рассматриваемых интеграционных инициатив, а также активное противодействие стран Запада, беззастенчиво настраивающих своих граждан против любых форм китайско-российского сотрудничества в азиатском регионе, процесс стыковки китайского и российского проектов набирает обороты. По сути, между ними априори существует естественная взаимосвязь, что облегчает их инфраструктурное сопряжение.

1.1. ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути: общая история

С точки зрения времени своего появления, и инициатива Экономического пояса Шелкового пути и Евразийский экономический союз стартовали, как известно, приблизительно в один период - в начале 2000-х годов. В плане исторического контекста обе инициативы также имеют много общего, пройдя через сложный процесс становления - от разработки предварительных планов до формирования окончательной дорожной карты и ее последовательной реализации.

В сложных, постоянно меняющихся внешнеполитических условиях лидеры Китая и России не только инициировали грандиозные инфраструктурные программы, но и продемонстрировали готовность к активным контактам и сотрудничеству в рамках реализации своих инициатив.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что интеграция ЭПШП и ЕАЭС стала приоритетным направлением и важнейшим элементом внешней политики как КНР, так и Российской Федерации, для которых эти проекты выступают залогом сохранения геополитического статус кво на Евразийском континенте.

С одной стороны, Россия столкнулась с растущей напряженностью внешнеполитической обстановки в условиях развязанной западным миром санкционной войны. С другой стороны, Китай расценивает возвращение США в Азиатско-Тихоокеанский регион как угрозу своей стабильности в связи с антикитайским курсом действующей американской администрации в вопросах территориальных споров, а также вмешательством США в вопросы регулирования международного морского права. Кроме того, КНР давно и с переменным успехом борется с проблемой неравномерного экономического развития отдельных своих территорий, не имеющих выхода к морю. По этой причине западные провинции Китая существенно отстают в темпах экономического роста и крайне нуждаются в доступе к новым рынкам и инвестициям. При этом на западе КНР сосредоточено немало простаивающих производственных мощностей, что сказывается на социально-экономической ситуации в этих районах. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и многочисленные угрозы национальной безопасности, проявляющиеся как результат опрометчивого вмешательства западного истеблишмента в распределение сил в Средней и Центральной Азии.

Для России же сдерживающими ее развитие факторами являются расширение НАТО и Евросоюза на восток, а также нарастающее санкционное давление. Вследствие сложившейся ситуации экономика России восстанавливается гораздо более медленными темпами, чем могла бы.

При этом сближение Китая и России, особенно с учетом интеграционных возможностей Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, способствует размежеванию позиций США и ряда стран Западной Европы, подрывая, таким образом, основы единства проамериканского лагеря в санкционной войне и популяризируя идеологию многополярности мироустройства.

1.2. Сходная локализация проектов ЕАЭС и ЭПШП

Географическое положение государства - одна из фундаментальных составляющих его экономического потенциала и значимый фактор, влияющий на перспективы социально-экономического прогресса любой страны. Экономический пояс Шелкового пути концептуально выступает продолжателем традиции древнего Шелкового пути, а Евразийский экономический союз основан на фундаменте традиционных, устоявшихся веками экономических связей между странами-соседями в Европе и Азии.

Первоначальные экономические связи между ЭПШП и ЕАЭС формировались по принципу географического соседства. Оба проекта представляют собой транспортно-экономические каналы, связывающие Европу и Азию. Их контуры проходят с востока на запад через весь континент и пересекают его ключевые регионы - территорию России и Центральную Азию. Так, восточная ветвь Экономического пояса Шелкового пути составляет т.н. Азиатско-Тихоокеанскую экономическую зону с мощным экономическим потенциалом, которая включает в себя КНР и простирается на запад, вплоть до Европейской экономической зоны. «Пояс» разделен на три маршрута: северный, центральный и южный. Северный путь - из России в Европу через Центральную Азию. Средний маршрут - из Центральной Азии в Западную Азию и далее - до Персидского залива и Средиземноморья. Южный путь соединяет Южную Азию с Индийским океаном. Евразийский экономический союз, большую часть пространства которого составляет территория России, почти полностью лежит в зоне северного маршрута Экономического пояса Шелкового пути. Кроме того, именно на территории Средней Азии и России происходит совмещение контуров ЭПШП и ЕАЭС. Поэтому в географическом отношении территории развертывания обоих проектов примерно одинаковы. Например, три страны - Россия, Казахстан и Кыргызстан -являются одновременно ведущими странами Экономического пояса Шелкового пути и важными членами Евразийского экономического союза. А Республика Армения и Республика Беларусь, хотя и не входят в Экономический пояс Шелкового пути, граничат с его зоной экономических интересов. Это уникальное географическое положение обеспечивает благоприятные условия для сопряжения и сотрудничества между двумя выдающимися транспортно-экономическими стратегиями современности.

1.3. Взаимодополняемость как залог успешного торгово-экономического сотрудничества

Как мы указывали выше, в последние годы китайско-российские отношения достигли внушительного прогресса, поднялись на самый высокий в истории уровень доверия и согласия. Сопряжение проектов ЭПШП и ЕАЭС лишний раз свидетельствует об этом факте. Развитый, ориентированный на экспорт товаров народнохозяйственный комплекс Китая делает его крупнейшим торговым партнером Евразийского экономического союза, и эти экономические связи продолжают расширяться и углубляться. За последние пять лет под влиянием таких факторов, как турбулентность финансовых рынков, торговые войны, геополитические конфликты, замедление роста мировой экономики и ухудшение общемировой потребительской активности, интенсивность внешнеэкономических отношений снизилась, однако

объем экспортно-импортных операций между странами Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республикой в то же время постоянно растет. По данным Евразийской экономической комиссии, товарооборот ЕАЭС с Китаем по итогам 2022 года вырос по сравнению с 2021 годом на 20,12%, достигнув 200 млрд долларов. Китай занимает первое место по объему товарооборота между Союзом и третьими странами в целом. Что касается стран внутри ЕАЭС, то Китай остается крупнейшим торговым партнером для России и Казахстана, вторым по величине азиатским торговым партнером Кыргызстана и третьим по величине торговым партнером Беларуси и России. Это яркое свидетельство тесных торговых связей между КНР и Евразийским экономическим союзом.

С точки зрения обеспеченности ресурсами, Китай и страны - члены Евразийского экономического союза эффективно взаимодополняют друг друга. Так, в отношении структуры экспорта Китая в страны Евразийского экономического союза преобладает главным образом продукция с высоким уровнем трудоемкости (продукты питания, электромеханические изделия, товары легкой промышленности) и т. д. В свою очередь в структуре китайского импорта из стран ЕАЭС значительную долю составляют сырая нефть, железная и медная руда, природный газ и сельскохозяйственная продукция.

Негативным аспектом в данном случае можно считать то, что экономика Евразийского экономического союза в настоящее время характеризуется отсутствием развитых высокотехнологичных производств и недостаточным выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью, что ведет к снижению конкурентоспособности продукции ЕАЭС на мировом рынке. Поэтому ЕАЭС импортирует из Китая высокотехнологичные промышленные товары. Это приводит к плохой взаимодополняемости торговли внутри ЕАЭС и не способствует рациональному распределению внутренних ресурсов государств Союза и их устойчивому экономическому развитию. В связи с этим страны ЕАЭС рассчитывают на расширение числа торгово-экономических партнеров, на выход посредством трансрегионального сотрудничества на новые рынки и связанную с этими перспективами структурную перестройку своей экономики.

На наш взгляд, совмещение возможностей и потенциалов ЭПШП и ЕАЭС способно в полной мере реализовать преимущества взаимодополняемости экономик стран-участников этих проектов, укрепить их торговые взаимосвязи, содействовать экономическому росту и обеспечить сбалансированное развитие всего региона в целом.

1.4. Общность политических взглядов

Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути выступают символом твердой политической воли руководства государств - участников этих проектов. Уровень дипломатических контактов КНР с рядом стран ЕАЭС (Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстаном) можно с полной уверенностью назвать отношениями всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства. С Арменией и Кыргызстаном Китай давно поддерживает прочные, доверительные связи. С годами сотрудничество между перечисленными странами в самых разных сферах лишь укрепляется и диверсифицируется, а политическое взаимодействие становится по-настоящему дружественным.

С точки зрения механизмов сотрудничества, а также платформ, на которых возможно развертывание взаимовыгодного взаимодействия, следует отметить, что страны Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути входят в состав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС); дополнительным фактором сближения интересов выступает географическая близость и сонаправленность экономического вектора развития данных государств.

С момента своего создания в 2001 году Шанхайская организация сотрудничества отличалась исключительно действенной организационной структурой

и институциональной гибкостью. За прошедшие годы структуры ШОС накопили богатый опыт в области реализации региональных интеграционных проектов. Сегодня Шанхайская организация сотрудничества выступает дополнительным цементирующим фактором в вопросе взаимодействия проектов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза и залогом надежного партнерства посредством согласования политического курса КНР и стран Евразийского экономического союза.

2. Интеграция Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС: проблемы и решения

В настоящее время объединение экономических потенциалов и инфраструктуры Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, безусловно, имеет многообещающие перспективы, но при этом требует внимательного отношения к специфике функционирования каждого из этих проектов. На наш взгляд, особое внимание стоит обратить на три проблемных момента: институциональные различия, угрозы системе региональной безопасности в Центральной Азии и деструктивное влияние на ситуацию в Евразийском регионе внешних сил.

2.1. Институциональные различия

Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз по своей природе имеют различные институциональные механизмы реализации, и этот факт вызывает трудности в сближении и совмещении их инфраструктур. Так, Экономический пояс Шелкового пути, являясь региональной программой торгово-экономического и логистического развития, представляет собой открытую экономическую систему, которая курируется Китайской Народной Республикой. Именно от лица КНР ведется работа с правительствами различных стран по реализации ЭПШП. Государства, расположенные в зоне пролегания маршрутов «Пояса», не нуждаются в формировании дополнительных институциональных структур, взаимодействие между этими странами носит гибкий и многоплановый характер. И это понятно, поскольку целью китайской инициативы выступает продвижение многостороннего сотрудничества, преодоление т. н. узких мест в сфере регионального развития и стабилизация политической и экономической ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Евразийский экономический союз, напротив, является межгосударственной организацией с жесткой структурой и мощным интеграционным началом. ЕАЭС во многом аналогичен Европейскому союзу (ЕС), и точно так же, как ЕС отличается определенной степенью эксклюзивности и закрытости в вопросах членства. Исполнительный орган ЕАЭС - Евразийская экономическая комиссия - является наднациональным механизмом сотрудничества, и государства - члены ЕАЭС облечены соответствующими обязанностями в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе. Целью Союза является обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках единого экономического пространства.

С момента создания Таможенного союза в 2010 году и до 2015 года, когда Евразийский экономический союз официально начал функционировать, страны -члены этой организации (в которой доминирующую роль играет, как отмечалось выше, Россия) прошли путь эволюционирования, который ЕС преодолел за более чем 30-летний период. В связи с этим приходится признать, что фактор стремительности развития ЕАЭС привел и к некоторым перекосам в экономических взаимоотношениях между его участниками - так, торговые барьеры в рамках Евразийского экономического союза по-прежнему существуют и в немалой степени влияют на уровень доверия между странами - членами этой организации.

Таким образом, по нашему мнению, эффективность сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза во

многом зависит от способности стран внутри ЕАЭС достичь согласия по ключевым политическим и внешнеэкономическим вопросам.

Несмотря на то, что обе структуры - и ЭПШП, и ЕАЭС - в чем-то схожи, отличия в механизме их функционирования очевидны, и предстоит ещё много работы для того, чтобы постараться достичь реальной интеграции этих проектов на стратегическом уровне, обеспечить равноправный диалог в рамках такой объединенной структуры, пресечь рассогласованность и непоследовательность принимаемых решений как в политической, так и в экономической областях.

2.2. Угрозы системе региональной безопасности в Центральной Азии

Центральная Азия - регион, богатый природными ресурсами, но

отличающийся крайне засушливым климатом и дефицитом водных ресурсов. При этом для проекта Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС Центральная Азия имеет исключительно важное значение. Причем этот поистине ключевой регион при определенных условиях может выполнять и связующую функцию (в первую очередь для ЕАЭС), и деструктивную.

Центральноазиатский регион - исконное место столкновения и противостояния различных центров силы. Здесь традиционно, в течение столетий, остаются обостренными территориальные споры и продолжается нескончаемая борьба за ресурсы. Нестабильное политическое состояние Центральной Азии определяется рядом исторических предпосылок, из которых одной из наиболее важных считается неоднозначность (а, по словам части научного сообщества, даже искусственность) административного членения региона. Здесь за прошедшие годы вызрело немало поводов для межгосударственной конфронтации: спор в Ферганском бассейне между Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном; Самаркандский и Убухарский споры между Таджикистаном и Узбекистаном; трения между Кыргызстаном и Узбекистаном по поводу Ошской области и др. Территориальные споры угрожают суверенитету и территориальной целостности государств, негативно сказываются на стабильности региона в целом.

Борьба за водные ресурсы в Центральной Азии носит особо ожесточенный характер. В регионе выпадает мало осадков, слабость экономики многих центральноазиатских государств препятствует созданию современных гидротехнических сооружений. Две крупнейшие и самые протяженные речные артерии региона - Амударья и Сырдарья - являются трансграничными реками. Кыргызстан и Таджикистан расположены выше по течению рек и имеют больше доступных водных ресурсов; Узбекистан и Казахстан, расположенные ниже по течению, весьма уязвимы в плане водоснабжения - их агропромышленный комплекс (особенно животноводство) страдают от данной ситуации, которую усугубляет периодические водные «блокады» соседей, использующих это оружие в противоборстве за водные ресурсы.

2.3. Деструктивное влияние на ситуациюв Евразийском регионе внешних сил

Укрепление отношений между Китаем и Россией вызывает недовольство стран

Запада, использующих политику сдерживания по отношению к обоим этим государствам. Именно поэтому США и их сателлиты стараются подорвать реализацию трансконтинентальных экономических проектов, реализуемых КНР и Российской Федерацией и разрушить намечающееся взаимодействие между Экономическим поясом Шелкового пути и Евразийским экономическим союзом.

Быстро крепнущие китайско-российские отношения, рост экономики Китая и его научно-технические достижения воспринимаются западными государствами как вызов их доминированию на мировом рынке и в международной политике. Кроме того, после распада Советского Союза Центральная Азия, по мнению ряда «западных демократий», должна была полностью перейти под их экономический контроль.

Для усиления своих позиций в Азии после событий 11 сентября 2001 года США и их союзники, ссылаясь на необходимость противостояния терроризму, направили в

Центральную Азию военных «для оказания помощи местным правительствам в восстановлении экономики». Так Соединенные Штаты стали доминирующей внешней силой в регионе Центральной Азии на два десятилетия.

Этот период, особенно начиная с 2005 года, ознаменован чередой т. н. «цветных революций», целью которых было привести в ряде стран к власти «прозападные» силы и оказать тем самым давление на Российскую Федерацию. По большей части усилия США в деле перепрограммирования политической повестки дня в Азиатско-Тихоокеанском регионе оказались тщетными. В 2006 году США выделили центральноазиатские страны из сферы компетенции регионального бюро Госдепартамента по делам Европы и включили их в область т. н. Южной Азии, наряду с Афганистаном. Такая перемена акцентов позволила изменить политику и характер действий США по отношению к государствам Центральной Азии. После прихода к власти президента Обамы отношения между США и Россией, США и Китаем несколько улучшились. Обама старался укрепить мир в Азии для успешного разрешения афганской проблемы. В 2011 году госсекретарь США Хиллари Клинтон впервые озвучила американский взгляд на стратегию «нового Шелкового пути». Но затем президентом США стал Дональд Трамп, и план Клинтон остался лишь на бумаге. В 2015 году новый госсекретарь США предложил формат «С5+1» с намерением расширить американское доминирование в Центральной Азии с помощью экономических методов (инвестиций) и дипломатических усилий.

В настоящее время США рассматривают страны Центральной Азии и их ресурсы как важное направление своей внешней политики, поэтому появление таких мощных конкурирующих с США проектов регионального сотрудничества, как Экономический пояс Шелкового пути и Евразийский экономический союз воспринимается американской стороной крайне враждебно. В этой связи - для противодействия американскому влиянию и преодоления других внешних сил, разрушающих экономическое и политическое взаимодействие стран региона, -потребуется длительная и скоординированная работа как китайской, так и российской дипломатии.

3. Перспективы интеграции

С момента подписания Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, Россия и Китай активно сотрудничают в таких областях, как строительство, торговля энергоресурсами, развитие финансовых рынков, разработка и внедрение научно-технических инноваций. Всё это не только способствует региональному экономическому развитию и общей стабильности, но и повышает благосостояние стран и народов обеих стран. При этом перспективы дальнейшего развития инфраструктуры ЭПШП и ЕАЭС сулят огромный потенциал в плане сотрудничества и взаимной инвестиционной активности, которые, как мы указывали, из-за некоторых институциональных несоответствий проектов пока что далеки от своих внушительных и вполне достижимых возможностей. Однако работа в этом смысле ведется всеми сторонами, и рано или поздно необходимые точки соприкосновения для сближения позиций будут найдены.

3.1. Взаимовыгодное сотрудничество на основе равноправного диалога и партнерства

Уверенность в успешной реализации процедуры сопряжения ЭПШП и ЕАЭС вселяет то, с какой энергией руководители КНР и РФ идут к общей цели: здесь и чествование друг друга на государственном уровне, и теплые личные отношения, и готовность идти на компромисс в значимых вопросах. Все эти проявления дружеского отношения китайского и российского лидеров заметны всем и каждому в мире.

Такая прямая дипломатия, выражающаяся в полном взаимопонимании между главами государств, несомненно, является важной частью государственной политики

Китая и России, служит катализатором углубления сотрудничества между государствами-соседями и залогом региональной стабильности.

Не менее активную позицию занимают правительства обеих стран. Без динамичного развития и взаимодействия рынков России и Китая, без создания руководством двух стран условий для плодотворного сотрудничества своих бизнес-сообществ, без нормативно-правовой поддержки, организационного участия и энергичного управления со стороны министерств и ведомств Китая и России эффективное сопряжение Экономического пояса Шелкового пути и инфраструктуры Евразийского экономического союза невозможно.

Именно на правительствах стран лежит ответственность за своевременное предоставление финансового, технического и кадрового обеспечения для реализации рассматриваемых проектов.

Важной компонентой целевой установки как китайской инициативы, так и российской интеграционной модели является взаимодействие, общение и сотрудничество между народами государств. Велика в этой связи и роль гражданского общества, которое призвано более широко взаимодействовать в рамках трансграничного сотрудничества, научного, образовательного и культурного обмена с обществом соседней державы. Роль народной дипломатии невозможно переоценить.

Примером удачных решений в контексте актуализации международного сотрудничества в гуманитарной сфере могут послужить такие акции, как Год научно-технического и инновационного сотрудничества, Год туризма, Год средств массовой информации, Год молодежи и пр., которые активно вовлекают в информационное пространство, связанное с межгосударственным партнерством, широкие слои населения. Таким образом, инициатива, прозвучавшая с высоких трибун, получает поддержку у народных масс, заражая миллионы граждан энтузиазмом и стремлением приблизить светлое будущее.

Не стоит также упускать из виду тот факт, что рассматриваемые в данной статье проекты, хотя и реализуются в пределах Евразийского континента, но оказывают огромное воздействие, в том числе, на международную повестку дня.

3.2. Шанхайская организация сотрудничества как гарант региональной безопасности

Концепция Шанхайской организации сотрудничества имеет некоторые общие черты с проектом «Экономический пояс Шелкового пути» и интеграционной моделью Евразийского экономического союза. Это связано с зоной ответственности, целевыми установками и форматом принятия решений. Имея собственную, насыщенную событиями историю, ШОС вполне способна поделиться опытом построения успешных партнерских взаимоотношений между государствами.

Кроме того, Шанхайская организация сотрудничества - постоянно действующая межправительственная структура, в ведении которой находится множество вопросов многостороннего сотрудничества. ШОС объединяет страны с различными политическими системами и национально-культурной спецификой. С момента своего создания ШОС была и остается ориентированной на поддержание мира и стабильности в регионе, укрепление торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества, - всё это практически тождественно целям и задачам как Экономического пояса Шелкового пути, так и Евразийского экономического союза. При этом и ЭПШП, и ЕАЭС, и ШОС в своей работе неизменно учитывают позиции всех стран-участников на основе равноправного и открытого диалога и с учетом интересов каждой стороны.

Стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на которую ориентированы ЭПШП и ЕАЭС, невозможна без эффективного обеспечения безопасности на территории континента, и в этом отношении у ШОС имеется колоссальный опыт. В 2004 году в Ташкенте была официально учреждена Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества; 20 лет ее

деятельности дали богатые плоды - наработана практика взаимодействия между странами в вопросах борьбы с террористической угрозой, накоплен бесценный опыт противодействия международному терроризму. Эти возможности можно и нужно применять в сфере реализации сопрягаемых ЕАЭС и ЭПШП. Так, структуры Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза могут задействовать потенциал Шанхайской организации сотрудничества для борьбы с трансграничной преступностью для создания безопасной среды ускоренного экономического развития региона.

3.3. Совместное противостояние давлению стран Запада

В глобальном отношении стремление некоторых государств к мировому господству (гегемонии), а также к реализации своих амбиций с помощью силы, беспрецедентного давления, прямой агрессии по-прежнему распространены. При этом в контексте внешнеторговых отношений ширится применение односторонних внеэкономических средств захвата рынков, наряду с использованием откровенно протекционистских методов нерыночного характера.

Западные страны во главе с США активно сдерживают и в то же время провоцируют Китай и Россию на конфронтацию. С точки зрения комплекса трехсторонних отношений «КНР - США - Россия» китайско-российское стратегическое партнерство и координация действий на мировом рынке представляют экзистенциальную угрозу для США. Но и стратегия национальной безопасности, проводимая Соединенными Штатами в различных уголках мира, открыто угрожает национальным интересам Китая и России. В Азии США пытаются вернуть себе позиции ключевого игрока в Азиатско-Тихоокеанском регионе, укрепить военный альянс с соседями КНР, распространить среди своих сателлитов выдумки о «китайской угрозе», любыми способами сдерживать Китай в плане экономического роста. Россия же на фоне продвижения НАТО к своим границам столкнулась с практикой «цветных революций» в Центральной Азии, втягивании Украину в открытую конфронтацию с Россией и т. д.

Для того чтобы нивелировать обозначившиеся угрозы, Китаю и России необходимо углублять двустороннее сотрудничество, содействовать преодолению западных ограничений, поддерживать региональный стратегический баланс сил. При этом не стоит забывать и о различиях (в том числе разногласиях) в проводимых обоими государствами политических курсах, изучение которых (в целях сближения китайской и российской концепций устойчивого развития) выступает залогом взаимовыгодного партнерства на долгие годы.

Вывод.

Ландшафт международного сообщества постепенно меняется - на арене мирового рынка появляются новые центры силы, весомые геополитические игроки. В этих условиях перспективы Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, как по отдельности, так и с учетом их сопряжения выглядят весьма многообещающими. Однако в связи с многочисленными угрозами и дестабилизирующими вызовами извне для последовательной и успешной реализации заложенного в ЕАЭС и ЭПШП потенциала, для установления надежных взаимовыгодных связей между этими двумя созидательными макроэкономическими программами необходимо деятельное и заинтересованное партнерство - прежде всего, руководства России и КНР, а также народов двух государств, их бизнес-сообществ и политических элит.

При условии сохранения доверительных отношений между Китаем и Россией в будущем Экономический пояс Шелкового пути в Евразийский экономический союз смогут явить собой эталон плодотворного регионального сотрудничества. Только совместными усилиями обоих государств можно справиться с препятствиями, которые неизменно будут возникать на пути внедрения масштабных инфраструктурных проектов (ЭПШП и ЕАЭС) в жизнь.

Сонаправленность векторов развития ЕАЭС и Нового Шелкового пути, на наш взгляд, способна на многие десятилетия обеспечить благополучие всем странам, вовлеченным в реализацию указанных выше проектов; кроме того, такая сопряжение усилий послужит основой сбалансированного развития всего Евразийского региона (ключевого с точки зрения его политического и экономического значения для всего мира), а значит, гарантирует стабильность мирового порядка в долгосрочной перспективе.

Список использованных источников

1. Hu Jing. Economic thinking on the docking and cooperation between the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union [J] // Academic Exchange. - 2016. - №3. P. 104-109.

2. Li Xinggeng. Russia's New Eurasian Thought and Eurasian Party [J] // Russian Studies. - 2003.

- №2. - P. 22-28.

3. Li Rong. The docking and cooperation between the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union has broad prospects [J] // Central Asia Information. - 2016. - №7. - P. 34-35.

4. Liu Tiancai. Eurasianism and Russia's diplomatic orientation [J] // Journal of Huaibei Coal Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). - 2008. - №5. - P. 31-35.

5. Ni Wangshu. Analysis of the connection between the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union [D] // Shandong University. - 2018.

6. Ou Yi The. «Belt and One Alliance» initiated a new pattern of economic integration in Eurasia [N] // Economic Daily. - 2015. - №12-29 (014).

7. Qu Xing. The value foundation of a community with a shared future for mankind [J] // Qiushi.

- 2013. - №4. - P. 53-55.

8. Wang Xiaoquan. The role of SCO as a platform in the docking and cooperation of the "Belt and Association" [J] // Eurasian Economic. - 2016. - №5. - P. 44-48.

9. Xiang Jie, He Lunzhi, Yan Hailong. Regional economic integration: discussion on the basis, dilemma, mode and path of the «Belt and One Alliance» docking [J] // Russia, Eastern Europe and Central Asia Research. - 2017. - №2. - P. 96-111.

10. Xu Hongfeng Background and future development of the Eurasian Economic Union [J] // Russian Journal. - 2016 (3 issues). - P. 27-33.

11. The head of state diplomacy promotes the high-level development of the sincere friendship between the two heads of state in China-Russia relations, and plays an irreplaceable strategic leading role in the cooperation between the two countries in various fields [J] // China Report. - 2019. - №6. - P. 21-24.

THE SILK ROAD ECONOMIC BELT PROJECT AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION: PROSPECTS AND PROBLEMS OF INTEGRATION

Luo Xin

The "Silk Road Economic Belt" and the "Eurasian Economic Union" are strategic cooperation plans proposed by China and Russia respectively. The "Belt" and the "Union" have natural links, and also have the feasibility, reality and necessity of collaborating. The connection of these two strategies has created huge development opportunities for countries and regions along the line, but also faces problems such as institutional differences, national security and external interference. Based on the reality of developing countries, this paper focuses on the advantages, challenges and solutions of the Silk Road Economic Belt and the Eurasian Economic Union.

Keywords: Silk Road Economic Belt; Eurasian Economic Union; Sino-Russian relations; cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.