Научная статья на тему 'ПРОЕКТ А. БЕБЕЛЯ "ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ"'

ПРОЕКТ А. БЕБЕЛЯ "ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
403
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ДЕФАМИЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕЕ БЛАГО / СОЦИАЛИЗМ / КЛАССОВАЯ БОРЬБА / МАРКСИЗМ / ПАТРИАРХАТ / УТОПИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Митина Н.Г.

В исследовании анализируются гендерные отношения в проекте А. Бебеля. Как и другие представители марксизма, он связывает решение женского вопроса с победой рабочего класса и уничтожением частной собственности. Для него данная проблема является частью общесоциальной, следовательно, ее преодоление возможно только при новом социалистическом строе. Труд становится главной обязанностью любого гражданина нового общества и одновременно гарантией свободы и равенства. Равенство условий для каждого с учетом наклонностей и потребностей позволит личности раскрыться в полной мере. Для философа женщина в новом обществе станет свободной во всех своих проявлениях, а взаимоотношения полов - личным делом женщины и мужчины. Женщина получит право выбора собственной судьбы - посвятить себя материнству, семье или общественному служению. Данный проект имел важное значение для развития марксистской концепции пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. BEBEL’S PROJECT “WOMAN AND SOCIALISM”

The study analyzes gender relations in A. Bebel's project. As other representatives of Marxism, he connects the solution of the women's question with the victory of the working class and the destruction of private property. For him, this issue is part of a general social one; therefore, its solution is possible only under the new socialist system. Labor becomes the main duty of every citizen of the new society and at the same time a guarantee of freedom and equality. Equality of conditions for everyone, taking into account the propensities and needs, will allow each personality to fully reveal itself. For a philosopher, a woman in a new society will become free in all her manifestations, and gender relations will become a personal matter for a woman and a man. A woman will have the right to choose her fate, whether to devote herself to motherhood, family or public ministry. This project was significant for the development of the Marxist concept of gender.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ А. БЕБЕЛЯ "ЖЕНЩИНА И СОЦИАЛИЗМ"»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 13-16. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 11. P. 13-16.

Научная статья УДК 167.5:316.346.2 https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.1

Проект А. Бебеля «Женщина и социализм» Наталья Георгиевна Митина

Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток, Россия, Millkonf@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6435-4479

Аннотация. В исследовании анализируются гендерные отношения в проекте А. Бебеля. Как и другие представители марксизма, он связывает решение женского вопроса с победой рабочего класса и уничтожением частной собственности. Для него данная проблема является частью общесоциальной, следовательно, ее преодоление возможно только при новом социалистическом строе. Труд становится главной обязанностью любого гражданина нового общества и одновременно гарантией свободы и равенства. Равенство условий для каждого с учетом наклонностей и потребностей позволит личности раскрыться в полной мере. Для философа женщина в новом обществе станет свободной во всех своих проявлениях, а взаимоотношения полов - личным делом женщины и мужчины. Женщина получит право выбора собственной судьбы - посвятить себя материнству, семье или общественному служению. Данный проект имел важное значение для развития марксистской концепции пола.

Ключевые слова: гендер, дефамилизация, общее благо, социализм, классовая борьба, марксизм, патриархат, утопический проект

Для цитирования: Митина Н.Г. Проект А. Бебеля «Женщина и социализм» // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 13-16. https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.1.

Original article

A. Bebel's project "Woman and Socialism"

Natalya G. Mitina

Far Eastern State Institute of Art, Vladivostok, Russia, Millkonf@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6435-4479

Abstract. The study analyzes gender relations in A. Bebel's project. As other representatives of Marxism, he connects the solution of the women's question with the victory of the working class and the destruction of private property. For him, this issue is part of a general social one; therefore, its solution is possible only under the new socialist system. Labor becomes the main duty of every citizen of the new society and at the same time a guarantee of freedom and equality. Equality of conditions for everyone, taking into account the propensities and needs, will allow each personality to fully reveal itself. For a philosopher, a woman in a new society will become free in all her manifestations, and gender relations will become a personal matter for a woman and a man. A woman will have the right to choose her fate, whether to devote herself to motherhood, family or public ministry. This project was significant for the development of the Marxist concept of gender.

Keywords: gender, defamilization, commonweal, socialism, class struggle, Marxism, patriarchy, utopian project

For citation: Mitina, N.G. (2021) A. Bebel's project "Woman and Socialism". Society: Philosophy, History, Culture. (11), 13-16. Available from: doi:10.24158/fik.2021.11.1 (In Russian).

Распространение марксизма в XIX в. повлияло на ценностные ориентиры в социальной философии и стало причиной появления новых утопических проектов светлого будущего. Изменяется и отношение к положению женщины, взаимоотношению полов. Нужно отметить, что в марксистской концепции пола женские и общеклассовые интересы совпадают, следовательно, решение женского вопроса, по мнению марксистов, возможно только при новом социалистическом строе, где в соответствии с классовыми интересами будет уничтожена частная собственность на средства производства. Например, Н.И. Бухарин и Е.А. Преображенский в «Азбуке коммунизма» подчеркивают, что помощь женского пролетариата необходима для победы, поэтому решение проблемы равенства полов важно для совместной классовой борьбы (1920: 139). И. Арманд также считала, что в социалистическом обществе решить женский вопрос возможно вместе с рабочим вопросом (1975: 77). Данная позиция присутствует и в утопических проектах, создан-

© Митина Н.Г., 2021

ных на основе идей марксизма. Анализ проектов раскрывает причину неослабевающего интереса к теории марксизма, привлекательность его концепций в современном обществе и показывает актуальность данной проблемы.

Остановимся на проекте А. Бебеля, изложенном в работе «Женщина и социализм», рассматриваемом нами как пример марксистской утопии рубежа Х1Х-ХХ вв. Философ выделяет проблемы, преодолеть которые, по его мнению, может новый общественный строй - социализм, восстанавливающий существовавшие на заре человечества принципы свободы и равенства.

Анализируя положение женщины в прошлые исторические эпохи, он подчеркивает, что в целом женский вопрос - это только одна из сторон «общего социального вопроса», решение которого возможно «лишь с уничтожением общественных противоположностей и с устранением вытекающего из них зла» (Бебель, 1959: 39). По мнению А. Бебеля, отношение между полами должно быть естественным, однако современное общество строится на искусственно воспитанном антагонизме полов, в чем вина христианства, разделяющего мужчин и женщин и мешающего свободному общению и взаимопониманию (Бебель, 1959: 362).

Следовательно, необходимо изменить существующий социальный строй, товарное производство должно стать социалистическим, осуществляться «обществом для общества». В результате производство и возрастающая производительность общественного труда станет основой «благосостояния и гармонического развития всех». Общественная собственность, считает А. Бебель, создаст «новые основы общества». Это, в свою очередь, приведет к изменению во всех сферах жизни общества - условий жизни и труда, системы воспитания, института брака - и исчезновению государства, которое «как бы само себя упразднит». По мере того как будут устранены отношения господства, государство исчезнет, как и религия, вместе с верой в сверхъестественное. Правовой базой нового общества является «общее благо», поскольку источником права выступает общество. По мнению философа, общество, «взяв снова в свои руки созданную им собственность», спасет само себя, обеспечив достойное существование для каждого (Бебель, 1959: 435-438). Более того, он полагает, что, поскольку борьба нового против старого идет в разных странах, новый социум может возникнуть в международных масштабах. Страны, заключив братский союз, будут стремиться распространить социализм на все человечество (Бебель, 1959: 555-556).

А. Бебель останавливается на различных сторонах жизни нового общества, в первую очередь на главном законе - обязанности каждого трудоспособного гражданина трудиться, оговаривая условия, продолжительность и производительность труда. Устройство системы общественного управления начинается с общины как целесообразного основания, она формируется на «самых широких демократических принципах» (Бебель, 1959: 440-442). Руководство производством также осуществляется «на началах полной свободы и демократического равенства», где функции выполняются поочередно всеми «без различия пола». А. Бебель указывает на зависимость производства от потребностей общества, а поскольку все отношения в социалистическом обществе структурированы и само оно объединено солидарной связью, определение объема потребностей не вызовет затруднений. Это позволит решить вопрос о «средней продолжительности ежедневного общественного необходимого труда», количестве предприятий. Будет существовать возможность выбора труда для членов социума. Как отмечает философ, «чем согласованнее работают все эти силы, тем ровнее работает механизм». Благодаря полной солидарности труд станет источником творческого наслаждения, соревнования, увеличения производительности труда, что позволит удовлетворять более важные потребности. Произойдет устранение противоположности интересов, их гармоничное соединение (Бебель, 1959: 443-447). Таким образом, социалистическое общество достигнет высокого уровня развития.

А. Бебель отмечает, что новое общество будет способно удовлетворить не только материальные запросы на самом высоком уровне, но и потребности в образовании, творчестве, отдыхе. Техническое развитие во многом будет содействовать развитию социализма, условий жизни и труда, полному удовлетворению потребностей. Станет в полной мере возможна свобода выбора всего разнообразия занятий для каждого члена общества, будет уничтожена противоположность между физическим и умственным трудом (Бебель, 1959: 450-468).

В новом обществе для каждого обеспечиваются равные условия воспитания, жизни, развития способностей. По мнению А. Бебеля, общинная собственность на землю, существовавшая в первобытные времена, станет основой нового общества. Земля, как и средства производства, сообщения, принадлежит социуму. В результате децентрализации населения исчезнет противоположность между населением города и деревни. Наивысшего развития достигнут средства сообщения, что будет способствовать более равномерному расселению людей по всей территории (Бебель, 1959: 472-509).

Философ считает, что ни о каком «шаблонном равенстве» не может быть речи, для всех будут одинаковые условия, но наклонности и потребности будут соответствовать природе каждого. Он уделяет внимание проблеме воспитания подрастающего поколения, начиная с заботы о роженицах (жилище, уход) и детях. Произойдет изменение системы воспитания - она будет зависеть от родителей. Воспитание будет общим и одинаковым для обоих полов, урегулированным и поставленным под разумный контроль в целях формирования всесторонне развитых личностей. А. Бебель указывает: «Воспитание, начинаясь развитием физической силы, заботой о телесной красоте, станет чисто художественным уже в силу одной беззаботной любви к ребенку и радостного стремления к развитию его красоты». Дурные наклонности исчезнут в следствии деятельности общественных учреждений и существующей в обществе духовной атмосферы. С достижением совершеннолетия молодежь обоих полов получает права и начинает выполнять свои обязанности. Изменится и сама жизнь, она примет публичный характер, люди будут больше времени проводить вне дома, в общественных пространствах. Расширятся возможности общения, и для этого будут созданы все условия (залы, читальни, библиотеки, галереи, парки, сады, театры, спортивные площадки, образовательные и научные учреждения и т. д.), откроются перспективы для путешествий и международных контактов. Все будет направлено на разностороннее развитие личности, удовлетворение «потребности в разнообразии». Общество не только заботится о подрастающем поколении, но и создает условия для ухода за больными, инвалидами, стариками (Бебель, 1959: 517-535), которые уже выполнили свой социальный долг и теперь нуждаются в опеке общества.

А. Бебель дает свое представление положению женщины в новом обществе: свободная, равная в правах, развивает свои физические и духовные силы, выбирает вид деятельности согласно наклонностям, выполняет много разных функций. Она независима и свободна в выборе партнера, как и мужчина, а заключенный союз является частным договором. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной выступают «личным делом каждого человека», каждый пол «должен сам распоряжаться собою», никто не может в это вмешиваться и требовать отчета, что касается в том числе удовлетворения половой потребности. «Самовоспитание и знание собственного существа» уничтожат страх говорить о взаимоотношениях полов и сделают «общение полов гораздо естественнее», даст возможность разорвать уже существующий союз, если он невыносим, решить свою судьбу, согласно собственным стремлениям и желаниям (Бебель, 1959: 546-551). Так будет в новом обществе, где нет частной собственности и права наследования, исключающих свободу выбора для женщины.

Вопрос о количестве детей тоже будет решать сама женщина, в зависимости от предпочтений. Как подчеркивает А. Бебель, «нежелание иметь много детей» даже при всей заботе, проявляемой социалистическим обществом «по отношению к беременным и матерям», может усилиться. Новые возможности предоставят женщине право выбора своей судьбы. Все процессы в новом обществе - производства, распределения, роста населения - будут осуществляться «планомерно и сознательно, зная законы своего собственного развития», поскольку социализм выступает не просто общественным строем, а наукой, которую философ применяет «ко всем областям человеческой деятельности» (Бебель, 1959: 578-581).

Новое общество, как отмечает А. Бебель, возвращается к истокам, «туда, откуда оно вышло: к коммунистической собственности и полному равенству и братству - на этот раз не только товарищей по роду, но всех людей». Общество дает возможность «вести жизнь на высшей культурной ступени», и женщина возвращает себе ту активную роль, которую она имела в первобытном обществе, но «не как госпожа, а как равноправная». Это общество равенства и братства, где в управлении будет демократия, достигнуты «полная эмансипация женщины и ее равенство с мужчиной», но выйти на этот высший этап социум сможет только после переворота, когда будет устранено господство человека над человеком (Бебель, 1959: 551-553).

По мнению философа, женщина должна осознать свое положение и место в борьбе за будущее, а мужчины должны «поддержать ее в освобождении от всех предрассудков и в самой борьбе». В этом заключается задача женщины - участие в борьбе наравне со всеми. А. Бебель подводит итог: «Будущее принадлежит социализму, т. е. прежде всего рабочему и женщине».

Как отмечают исследователи, принципы данного проекта получили реализацию в советской гендерной политике на заре советской власти - в 1918 - начале 30-х гг. XX в. По мнению О. Авраменко, она была достаточно последовательной (2021: 28-29). Е. Здравомыслова и А. Темкина характеризуют ее следующим образом: «гендерная политика решения женского вопроса посредством дефамилизации и политической мобилизации женщин» (Российский тендерный порядок..., 2007: 101). В целом необходимо отметить, что проект соответствовал основным задачам марксистской теории и повторял утопии, появившиеся в рамках марксистской теории.

Однако работа А. Бебеля представляет интерес, поскольку судьба женщины в ней не связывается напрямую с материнством. Таким образом, ей предоставляется выбор - стать активной участницей общественной жизни или посвятить себя семье, стать матерью.

Н.Л. Пушкарева указывает, что концепция А. Бебеля оказала влияние на взгляды А.М. Кол-лонтай, которая отвергла идею «сознательного материнства» (Пушкарева и др., 2021: 338). Для А.М. Коллонтай новая женщина - это «не самка и тень мужчины, перед нами - личность, "Человек - Женщина"» (1919: 29). Она видит причины подчиненности женщины мужчине в разделении труда по признаку пола, что также связывает ее теорию с проектом А. Бебеля. Следовательно, проект философа оказал значительное влияние на реализацию марксистской концепции пола в первые годы существования Советской республики. Таким образом, концепция А. Бебеля является одним из ярких примеров марксистской утопии и представляет интерес для раскрытия сущности гендерных аспектов марксизма.

Список источников:

Авраменко О. Гендер в советском неофициальном искусстве. М., 2021. 308 с.

Арманд И.Ф. Борьба работниц за последние годы (Справка к напечатанным материалам) // Статьи, речи, письма. М., 1975. С. 74-81.

Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959. 592 с.

Бухарин Н.И., Преображенский Е.А. Азбука коммунизма. Петербург, 1920. 340 с.

Коллонтай А. Новая женщина // Новая мораль и рабочий класс. М., 1919. С. 3-35.

Пушкарева Н.Л., Белова А., Мицюк Н. Сметая запреты: очерки русской сексуальной культуры XI-XX вв. : коллективная монография. М., 2021. 504 с.

Российский гендерный порядок: социологический подход : коллективная монография / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2007. 306 с.

References:

Armand, I.F. (1975) The struggle of female workers in recent years (Reference to printed materials). In: Articles, Speeches, Letters. Moscow, Izdatel'stvo Politicheskoi Literatury, 74-81. (In Russian)

Avramenko, O. (2021) Gender in Soviet Unofficial Art. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Bebel', A. (1959) Wom^n and socialism. Moscow, Gospolitizdat. (In Russian)

Bukharin, N.I. & Preobrazhenskii, E.A. (1920) The ABC of Communism. Peterburg, Gosudarstvennoe izdatel'stvo. (In Russian)

Kollontai, A. (1919) New Woman. In: New Morality and the Working Class. Moscow, Izdatel'stvo Vserossiiskogo Tsen-tral'nogo Ispolnitel'nogo Komiteta Sovetov R., K. i K. Deputatov, 3-35. (In Russian)

Pushkareva, N., Belova, A. & Mitsyuk, N. (2021) Sweeping away the prohibitions: sketches of Russian sexual culture of the XI-XX centuries. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. (In Russian)

Zdravomyslova, E. & Temkina, A. (eds.) (2007) Russian Gender Order: Sociological Approach. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge. (In Russian)

Информация об авторе Н.Г. Митина - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин Дальневосточного государственного института искусств, Владивосток, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=385181.

Information about the author N.G. Mitina - D.Phil., Associate Professor, Professor, Department of Humanities, Far Eastern State Institute of Art, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=385181.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 11.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.10.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 11.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.