КРУГЛЫЙ СТОЛ:
«ПРОДВИЖЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ: НЕЛЬЗЯ, НО МОЖНО» Ведущая:
Татьяна Рьщарева, кандидат психологических наук, системный семейный психотерапевт, сертифицированный ICEEFT ЭФТ-терэдтевт, член правления сообщества эмоционально-фокусированных терапевтов (СЭФТ), член Общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКиП), преподаватель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» в НИУ ВШЭ, программы переподготовки по супружеской терапии в Московском институте психоанализа, эксперт «Меты» - сервиса подбора психотерапевтов.
Участники:
Евгений Зингер, психолог, психодраматерапевт, групповой терапевт, тренер ассоциации психодрамы РФ, ведущий тренер ИПКиРТ, главный эксперт по психологии в сервисе Профи.ру.
Валерия Федоряк, психолог, психотерапевт, супервизор, соосновательница Коллегии по этике психологов и психотерапевтов, преподавательница этики в психологической работе в НИУ ВШЭ, Психодемии, Вебинариуме.
Ольга Китаина, практикующий психолог, CEO&Founder психологической платформы Alter. КБТ и схема-терадевт, член АКБТ, MA candidate at UPenn (University of Pennsylvania, Ivy league), TED fellow, номинантка Forbes 30 до 30, финалистка Cartier Women's Initiative, победительница Seedstars Women Entrepreneur Prize. Владимир Дашевский, кандидат психологических наук, психотерапевт, системный семейный терапевт, схематерапевт, телеведущий.
Актуальные знания в области психологической этики и умение применять их на практике — одна из неотъемлемых частей профессионализма психотерапевта.
Поиск решений в ситуациях этической дилеммы, неизбежно возникающих в процессе работы, — сложная задача, зачастую не имеющая очевидного ответа. Особенно трудно принимать этически верные решения в ситуации высокого уровня неопределенности и меняющихся условиях жизни. Данная статья выражает мнение и размышления двух авторов, принимавших участие в круглом столе в качестве спикеров.
Up-to-date knowledge in the field of psychological ethics and the ability to apply it in practice is one of the integral parts of the professionalism of a psychotherapist.
Finding solutions to ethical dilemmas that inevitably arise in the course of work is a difficult task, often without an obvious answer. It is especially difficult to make ethically correct decisions in a situation of high uncertainty and changing living conditions. This article represents the opinion and reflections of two authors who took part in the round table as speakers
DOI 10.24412/2587-6783-2022-3-91-95
ПРОДВИЖЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ: НЕЛЬЗЯ, НО МОЖНО
Федоряк Валерия Валерьевна магистр психологии, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, факультет социальных наук, департамент психологии
Москва, Россия
[email protected] valerya.fedoryak@gmail. com
Рьщарева Татьяна Васильевна кандидат психологических наук приглашенный преподаватель магистерской программы «Системная семейная
психотерапия» НИУ ВШЭ, тренер МИП ООО Мета — сервис подбора психотерапевта
Москва, Россия t.rytsareva@gmail. com
Ключевые слова: продвижение в психотерапии, профессиональная этика, этические риски.
PROMOTION IN PSYCHOTHERAPY: IT'S NOT ALLOWED, BUT YOU CAN
Fedoryak Valeria master of psychology, guest lecturer Higher School of Economics, Faculty of Social Sciences, School of Psychology
Moscow, Russia [email protected] valerya.fedoryak@gmail. com
Rytsareva Tatiana Phd, guest lecturer, senior expert Meta — psychotherapist selection service
Moscow, Russia t.rytsareva@gmail. com
Keywords: promotion in psychotherapy, professional ethics, ethical risks.
Сейчас все мы оказались в ситуации, которую невозможно никак соотнести с прежним опытом. Происходят глобальные события общемирового значения, затрагивающие, хоть и в разной степени, но каждого. К основным факторам, влияющим и на психологов, и на клиентов, можно отнести очень высокий уровень неопределенности, связанная с этим невозможность среднесрочного и долгосрочного планирования, тревога, причем не только относительно экономического благополучия, но и здоровья, безопасности и даже жизни, недостаток объективной и переизбыток аффективно заряженной информации, а также продолжительность воздействия всех этих и множества других факторов на всех нас.
Совершенно естественно при этом, что и в психологической практике вообще и в вопросах продвижения и рекламы в частности возникает множество новых острых вопросов, ответов на которые еще никому не приходилось искать.
Даже в более предсказуемые времена тема этики редко предполагает однозначные и универсальные решения, а в сочетании с особенностями текущей ситуации разговор о доступных нам инструментах для поисков этичных ответов на возникающие вопросы становится особенно актуальным. Наш круглый стол стал одной из площадок для этой важной дискуссии (круглый стол «Продвижение в психотерапии: нельзя, но можно» состоялся 29 мая 2022 на 3 научно-пржтической конференции «Семья в ситуации социального кризиса и неопределенности»).
ТРИ МИШБНИ
Несмотря на то, что профессия психолога относится к помогающим практикам, важно помнить, что основные мишени профессиональной этики, помимо клиентов — это
также сами психологи и профессиональное сообщество. То есть этичное решение учитывает интересы и обеспечивает безопасность клиента, психолога и профессионального сообщества. Это важное напоминание, особенно для начинающих специалистов, которые стремятся позаботиться о своих клиентах и действовать всегда в их интересах, но могут забывать о собственных потребностях и влиянии каких-то наших действий и слов на сообщество и доверие к специалистам вообще. Поэтому, когда мы публично высказываемся, например, в интервью или каких-то просветительских проектах, нам важно оценивать потенциальное воздействие наших слов на общество и образ профессии. К печальным примерам можно отнести случаи, когда психологи в публичном пространстве (на ТВ или в интернете) выступают в роли третейских судей и экспертов по жизненным ситуациям героев передач, автор писем и обращений.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ сейчас активно используются для рекламы и продвижения своих услуг разными специалистами, в том числе психологами. В связи с этим возникает почва для множественных отношений, которые, как мы понимаем, крайне нежелательны для этичного специалиста и значительно вредят терапевтическому процессу. Многие этические кодексы дают на этот счет ясные рекомендации — разделение личного и
профессионального аккаунта в социальных сетях, недопустимость публикации личной, а особенно интимной информации в открытом доступе, крайняя нежелательность общения психолога с текущими и бывшими клиентами в пространстве соцсетей (ACA Code Of Ethics, 2014; Этический кодекс КЭПП, 2019, раздел 6). Однако звучат и другие голоса, высказывающиеся в пользу более неформального проявления психолога онлайн. В качестве аргументов приводятся как маркетинговые соображения (такие публикации привлекают больше новых клиентов), так и возможная потенциальная польза для развития доверительных отношений и более крепкого рабочего альянса между психологом и клиентом. К сожалению, мы не можем согласиться, что в данном случае потенциальная польза превышает потенциальные риски для клиентов. А для развития своей практики и отношений с имеющимися клиентами мы предлагаем пользоваться другими инструментами. Например, когда мы говорим о работе с актуальными клиентами, то важно создавать хороший альянс непосредственно на встречах, находясь при этом в реальных, живых отношениях с человеком, что, собственно, и позволит клиенту в дальнейшем использовать этот опыт в своей жизни с другими людьми. А относительно маркетинговой выгоды мы подходим к другому важному тезису.
ВЫСОКИЙ ПОРОГ ВХОДА В ПРОФЕССИЮ — это то, с чем приходится сталкиваться всем психологам, особенно начинающим частную практику. Действительно, не так просто сразу создать большую частную практику, оставаясь в профессиональном, а значит, и этичном поле. Но эти сложности не связаны с тем, что специалисты неверно действуют, а лишь демонстрируют определенные ограничения нашей профессии. Размышляя над стратегиями своего продвижения и развития карьеры, важно это учитывать как естественные ограничения, которые так или иначе существуют в любой профессии. Решением может быть начать карьеру с работы в какой-то организации, объединение с несколькими коллегами, постепенный переход в практику с сохранением на какое-то время прежней или просто другой профессии. Особенно важно подчеркнуть, что пренебрежение этим ограничением легко ставит под угрозу как конкретных клиентов и клиенток, так и самого специалиста, создавая почву для пересечений и множественных отношений, а также влияет на доверие к профессиональному сообществу в целом, то есть потенциально страдают все три мишени, о которых мы говорили выше.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КОЛЛЕГАМИ — это еще одна тема, которая постоянно возникает, когда мы говорим о социальных сетях и неэтичных способах продвижения. Что делать и как себя вести, если вы наблюдаете нечто странное или даже, на ваш взгляд,
небезопасное со стороны коллег? Мы помним, во-первых, что большинство этических нарушений совершаются не по злому умыслу, а из-за недостатка информации или опыта. А во-вторых, и это относится, безусловно, далеко не только к этической тематике, что ошибаться — это нормально. Никто не только не застрахован от ошибок, но больше — никто из тех, кто реально работает, не сможет делать это всегда безошибочно. То есть сами по себе ошибки неизбежны и нормальны, вопрос в том, как мы с этими ошибками обходимся и поступаем дальше. Часто страх столкнуться с осуждением коллег приводит к крайностям — либо человек ощущает себя на страже добра и пытается быть безупречным, либо, наоборот, нивелирует ценность существующих норм и мнений окружающих. Решение, которое мы могли бы предложить в описанной выше ситуации, — это, с одной стороны, быть максимально уважительным по отношению к коллеге, который, как нам кажется, ведет себя не вполне правильно, и говорить с ним об этом не с позиции оценки и осуждения, а делиться своим восприятием и опасениями, а также спрашивать о его взгляде. С другой стороны, мы призываем коллег быть всегда готовыми к тому, что и какие-то ваши действия могут оказаться неоднозначными, и воспринимать подобные слова в свой адрес максимально конструктивно. Безусловно, это может быть очень непросто, но становится по-настоящему важным вкладом в развитие как своего профессионализма, так и сообщества вообще.
ПУБЛИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Согласно мнению маркетологов, публикация реальных кейсов клиентов — один из самых эффективных способов рекламы (Дементий, 2015), однако сбор отзывов требует соблюдения этики. Психотерапевт должен избегать эксплуатации клиента, а значит — написание отзыва возможно только по инициативе клиента. Публикации кейсов профессиональным психотерапевтом в рекламных целях — это нарушение этики (Этический кодекс КЭПП, 2019, раздел 1.5.2). Публикации кейсов возможны с изменением данных клиента для обучающих целей. При этом можно использовать собирательный образ клиента.
ПОСЫЛ КОНТЕНТА
Компании и проекты, которые заинтересованы в качественном продукте, связанном с психотерапией (агрегаторы поиска психотерапевтов, подкасты, телепередачи, фильмы и т. д.), нанимают экспертов в области психотерапии для решения задач на стыке психотерапии и маркетинга. Роль специалистов, как правило, заключается в экспертизе выпускаемого материала и принимаемых решений. Создание и выпуск контента является мощным рекламным средством, приглашенные эксперты по сути занимают роль научного редактора.
В такой работе, с одной стороны, важно фокусироваться на качестве материала, его научности и реалистичности, с другой, — на посыле, который этот материал может нести.
Приведем пример заголовка поста для социальной сети «Как справиться со стрессом во времена социального кризиса». В чем авторы статьи видят риски? Посыл данной фразы может быть прочитан как «со стрессом справиться можно», в то время как, находясь в ситуации острого кризиса, испытывать стресс — нормально. Более безопасной формулировкой могло бы быть «Как справляться со стрессом во времена социального кризиса?»
Еще один пример — императив «Внутреннего ребенка нужно любить»: емко и красиво, но создает представления о том, что есть некоторые правильные действия и чувства, которые нужно делать и испытывать, помимо этого, совершенно неясно, как это сделать. У читателя может складываться впечатление, что он делает что-то не так или чувствует что-то не так. Стоит сказать, что мы не можем быть ответственны за восприятие написанной информации, однако специалисту важно взвешивать возможные негативные последствия.
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ
Продвижение услуг психотерапии имеет не только коммерческую функцию, но и просветительскую, что, на взгляд авторов, актуально в настоящее время, когда психотерапия все еще окутана мифами и не регулируется на государственном уровне достаточно. Стоит признать, что сделать публикуемый контент абсолютно безопасным, как и принимаемые решения — невозможно. Этическая дилемма тем и особенна, что не имеет идеального решения. Однако, психотерапевт должен фокусироваться на снижении рисков, руководствуясь ценностью благополучия клиента, себя как специалиста и образа профессии в целом. Это является этической обязанностью специалиста.
Например, соглашаясь участвовать в качестве эксперта в фильме/подкасте о психотерапии, основанных на реальных случаях, психотерапевт должен убедиться, что истории собраны с соблюдением этических принципов, что у участников и у него самого будет возможность вносить правки и даже отказаться от участия и иметь право не дать согласие на использование отснятого материала, когда фильм/подкаст будет готов. Все это не является идеальным решением, однако снижает риски.
Тут же стоит сказать, что невозможно избежать ошибок, однако важно не нарушать этику преднамеренно и в личных интересах. Важным критерием принятия решений может являться интуиция психотерапевта, однако надежным этот критерий считать нельзя.
О чем бы мы хотели сказать в заключении, подводя итоги круглого стола и находя в этом определенные ориентиры для поиска будущих решений в разных ситуациях нашего меняющегося мира, — это о МЕТАФОРЕ СВЕТОФОРА. Говоря об этических вопросах в психологической практике, мы можем рассматривать наши решения с точки зрения светофора. Есть «зеленый свет» — безупречные решения, когда мы качественно выполняем свою работу и это не несет никаких угроз. Есть «красный свет», к которому, кстати, относится не так много действий, но они однозначно неприемлемы вне зависимости от контекста, подхода, общемировых событий и так далее. Например, недопустимо насилие в отношении клиентов, недопустимы сексуальные отношения с клиентами, недопустима эксплуатация. И есть «желтый свет», куда попадает множество ситуаций, выбор в каждой из которых зависит от контекста. Продолжая метафору светофора, в каких-то случаях может быть правильнее и безопаснее продолжить маневр, а в каких-то важно прекратить движение, и это будет самым безопасным. Но каждый раз, когда вы видите на светофоре желтый, вам нужно оценить ситуацию как потенциально опасную и принять уникальное решение.
Литература
Дементий, Д. (2015). Кейс кейсов: зачем исполъзоватъ в интернет-маркетинге case studies. URL: https://texterra.ru/blog/keys-keysov-zachem-ispolzovat-v-internet-marketinge-case-
studies.html (дата обращения 01.06.2022).
Этический кодекс КЭПП (2019). Метод доступа: https://psyethics.ru/code/ACA Code Of Ethics, 2014, p. 17. URL: https://www.counseling.org/resources/aca-code-of-ethics.pdf (дата обращения 01.06.2022).