Научная статья на тему 'Продвижение ценности социальной активности в муниципальной газете'

Продвижение ценности социальной активности в муниципальной газете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
346
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ГАЗЕТА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СУБЪЕКТЫ РЕЧИ / ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВНИМАНИЯ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ / MUNICIPAL NEWSPAPERS / CONTENT ANALYSIS / SPEECH SUBJECTS / INFORMATION OBJECTS / POINT OF VIEW / COMMUNICATION OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Назарова Татьяна Владимировна

Представлены результаты контент-анализа муниципальной газеты. Выявлены принципы формирования повестки дня, типы субъектов речи и их соотношение, объекты информационного внимания, приемы представления точки зрения граждан, коммуникативные задачи материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of content analysis of municipal newspaper presented. Principles of agenda, speech subjects types and their relationship, information objects, civil point of view representation techniques and communication objectives of matters identified.

Текст научной работы на тему «Продвижение ценности социальной активности в муниципальной газете»

www.volsu.ru

УДК 070.11 ББК 76.000.0

ПРОДВИЖЕНИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАЗЕТЕ

Назарова Татьяна Владимировна

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики

Волгоградского государственного университета

[email protected]

просп. Университетский,100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Представлены результаты контент-анализа муниципальной газеты. Выявлены принципы формирования повестки дня, типы субъектов речи и их соотношение, объекты информационного внимания, приемы представления точки зрения граждан, коммуникативные задачи материалов.

Ключевые слова: муниципальная газета, контент-анализ, субъекты речи, объекты информационного внимания, точка зрения, коммуникативные задачи.

Демократия предполагает функционирование власти при взаимопонимании и конструктивном взаимодействии с гражданским обществом. Реализация локальных муниципальных и государственных программ прямо зависит от уровня их поддержки общественно-политическими организациями, группами интересов, всем обществом. Эффективность деятельности власти измеряется не только уровнем социально-экономического развития территории, но и ростом общественной поддержки власти населением. Обеспечение этой поддержки - стратегическая коммуникативная цель органов власти.

Важнейшим компонентом стратегии управления является социальная политика, она обеспечивает материальные и культурные потребности населения, регулирует интересы разных социальных групп. Проблемы социальной справедливости и социальной защиты все© гда на первом плане в общественной повест-г ке дня, стратегия социальной политики должен' на разрабатываться и осуществляться влас-« тью во взаимодействии с обществом при по-& средничестве локальных СМИ. Именно муниципальные, контролируемые властью СМИ © могут служить целям деятельности местной

власти: выявлять нужды и интересы жителей, привлекать граждан к участию в местном самоуправлении, обеспечивать взаимодействие участников административно-территориальной общности, предотвращать социальные конфликты, способствовать мобилизации ресурсов для достижения коллективных целей, конструировать медиаповестку дня, близкую к общественной повестке. С этой точки зрения коммуникативные задачи органов власти в определенной мере близки целям социальной журналистики.

Организация совместной с локальным территориальным сообществом деятельности по построению гражданского общества является главной целью социальной журналистики. Ее называют также гражданской [10], рефлексивной [4], коммунитарной [7], гуманитарной [3], журналистикой соучастия [5]. Теория социальной журналистики развивает концепцию социальной ответственности прессы. Она возникла в результате разочарования общества в возможностях представительной демократии и мыслится как средство развития прямой демократии и гражданского общества. В работах М.А. Бережной [1], И.М. Дзялошинского [2], Т.И. Фроловой [9] социальная журналисти-

ка представлена как профессиональная идеология и общественная деятельность. Ее главное отличие от других систем журналистики в том, что она предполагает не только наблюдение, информирование и выражение общественного мнения, а непосредственное вмешательство в реальную жизнь, стремление позитивно повлиять на общественные отношения и социальные институты, управляющие различными сферами жизни общества.

В работе «Журналистика соучастия» И.М. Дзялошинский представил обзор различных (сложившихся) концепций гражданской журналистики. Он пришел к выводу, что теоретики и практики, разделяющие идеологию гражданской журналистики, полагают, то цель СМИ - помогать населению влиять на власть, помогать политикам узнавать истинные интересы народа, что требует существенного изменения профессиональных стандартов и технологий. Смысл гражданской журналистики в том, что она развивает способности граждан самостоятельно решать проблемы местного уровня; опыт гражданской журналистики демонстрирует, что «когда вы даете читателям средства для действия, они начинают действовать, усилиями гражданской журналистики можно существенно расширить знания читателей по конкретной социальной теме; общественные группы берут на вооружение формы гражданской активности, о которых они узнали благодаря гражданской журналистике; на выборные должности в местные парламенты баллотируются люди, не стремившиеся к власти, до тех пор пока их не охватила та или иная инициатива, выработанная в совместной деятельности с гражданской журналистикой» [2, с. 30 ]. И.М. Дзялошинский выделяет три способа организации социального участия граждан усилиями журналистов: обсуждение определенных проблем с целью продуцирования идей, их оценки и анализа; вовлечение граждан в конкретные акции; создание объединений граждан с целью изучения конкретной общественной проблемы, создания и осуществления проекта [2, с. 32].

Профессиональные установки журналистов сформулированы следующим образом:

- Действия журналистов определяются не властями, а интересами населения.

- Журналисты рассматривают читателей, зрителей, слушателей не как пассивных наблюдателей происходящих процессов, а как участников решения важных вопросов, равноправных партнеров.

- Журналисты предоставляют людям информацию, которая необходима им для принятия решений в обществе самоуправления.

- Журналисты призывают граждан к активному участию в общественной жизни, убеждают их в том, что они способны повлиять на ситуацию в обществе, и информируют об уже существующих инициативах.

- Журналисты организуют встречи граждан для обсуждения волнующих их ключевых проблем, проводят регулярные опросы и готовят публикации по материалам этих обсуждений и опросов.

- Журналисты помнят о том, что они не только зеркало действительности, но и ее конструктор [2, с. 31].

Теоретики гражданской журналистики полагают, что основным субъектом деятельности должны быть локальные СМИ, в идеале - общественные, но форма собственности может быть различной. Т.И. Фролова обоснованно утверждает, что «именно муниципальные СМИ могут сыграть ключевую роль в функционировании местного сообщества, стать во главе решения проблем, связанных с организацией повседневной жизни» [8, с. 93]. Она справедливо ссылается на то, что само слово «муниципальный» в ряде языков означает «относящийся к местному самоуправлению» и является производным от слова «муниципия» -так именовались самоуправляющиеся городские общины римских граждан [8, с. 93].

В контексте нынешней реформы местного самоуправления анализ волгоградской муниципальной газеты «Городские вести» является особенно актуальным, тем более что часть сотрудников издания принимала активное участие в проводимых в ВолГУ семинарах по социальной журналистике и разделяет идеологию гражданской журналистики. Для выявления технологии продвижения ценности социальной активности в конце 2013 года было проведено контент-аналитическое исследование материалов «Городских вестей».

Методологической основой анализа являлась обоснованная в работах И.Д. Фомиче-

вой концепция информационного участия населения в СМИ. С опорой на данные социологических исследований, И.Д. Фомичевой доказано: «Участие в коммуникациях - информационный вид социальной активности, его характеристики положительно связаны с другими видами активности, в том числе политической. Участие в коммуникациях не сводится к обратной связи, то есть к откликам на контент или рейтинговым исследованиям. Оно шире, предполагает включенность непрофессионалов в планирование, производство, контроль над информацией. Наиболее доступные массовые формы участия - в качестве авторов публикаций или субъектов косвенно переданного мнения» [6, с. 110].

В исследовании ставился ряд задач: выявление доминирующих социальных тем, степени информационного участия граждан, определялись коммуникативные задачи материалов, динамика освещения актуальных проблем. Осуществлялась сплошная выборка материалов, посвященных социальным вопросам, из десяти вышедших подряд номеров.

Для выявления информационного участия граждан были использованы две единицы анализа - материал в целом и суждение. Выделялись следующие субъекты речи и действия (объекты информационного внимания): журналист, рядовой гражданин, специалист -рядовой работник отрасли, о которой идет речь, специалист - эксперт, представитель общественной организации, политической партии, представитель бизнес-структуры, чиновник (по уровням: районная власть, городская, областная, федеральная).

Проблема конструирования медиапове-стки дня обычно состоит в несовпадении вопросов, действительно волнующих жителей (общественной повестки); ранжированию и проблематизации тем в СМИ, поскольку СМИ прежде всего интересует соответствие вопросов новостному формату, необходимость информационного повода; и политической повестки дня в силу того, что у политиков есть собственные интересы. Во-первых, интересы разных социальных групп часто противоречат друг другу и социально-экономическим потребностям и перспективам развития территориальной общности в целом. Во-вторых, часто решаются проблемы, ак-

туальные не для жителей, а выгодные для политиков в плане инвестирования и преумножения ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Несовпадение этих трех повесток и доминирование тем, продиктованных властью, в конечном итоге ведет к ухудшению социально-экономической ситуации и росту общественного недовольства.

В результате контент-анализа «Городских вестей» были выявлены доминирующие темы: материалов об образовательных учреждениях - 57, о городском благоустройстве -32, о деятельности общественных организаций - 30, житейские истории - 29, о мероприятиях соцподдержки - 23, о деятельности общественных организаций - 20, о благотворительности - 9, о проблемах ЖКХ - 4, о вопросах трудоустройства - 1. Субъектами речи и действия примерно в равной мере являются граждане и представители власти, но при этом совершенно очевидно, что информационным поводом к созданию материалов служили сообщения пресс-центра администрации города о деятельности власти. На первом плане -чиновники, организующие ремонт школ, детских садов, конкурсы и фестивали; чиновники, создающие общественные организации и планирующие их деятельность; чиновники, организующие благотворительные акции, соц-поддержку, озеленение улиц, защиту прав граждан. Граждане благодарят за помощь. Очевидна цель публикаций - создание позитивного имиджа власти. Преобладающий жанр -информационная корреспонденция, по сути -отчет о проделанной чиновниками работе. Информация предельно фрагментарна, в десяти обследованных номерах не обнаружено ни одного обзорного обобщающего материала по какой-либо из социальных тем. Только в четырех письмах граждан заявлены проблемы, но об их решении речь в издании не идет. Участие граждан в формировании повестки дня не организуется. Редакция не ставит целью выявление и обсуждение проблем, действительно волнующих жителей.

Но в развитии ряда тем в «Городских вестях» все же просматривается цель - помочь жителям в решении частных вопросов. В выборку попали 18 корреспонденций, интерпретирующих деятельность правоохранительных органов. В каждой рассказывается, как в

результате обращения в прокуратуру своего района гражданам удавалось отстоять или восстановить свои права. Обязательно включаются реплики районных прокуроров или сотрудников прокуратуры, гражданам настойчиво рекомендуют отстаивать свои законные интересы и гарантируют помощь. Демонстрация процесса поисков решения проблемы дает возможность транслировать позитивный опыт, создавать алгоритмы, которыми граждане могут воспользоваться при возникновении подобных ситуаций, проявив хотя бы небольшую долю активности.

В определенной мере продвижению ценности социальной активности служат сообщения о рейдах, контролирующих деятельность торговых предприятий. Проверки организуются специалистами департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда и сотрудниками правоохранительных органов, но в каждой заметке подчеркивается, что проверки идут по факту обращений самих жителей, эти обращения цитируются, иногда называются имена наиболее активных в этом отношении граждан, приводится число рейдов, называются размеры наложенных штрафов.

Большое значение имеют сообщения о совместной деятельности общественных организаций и администрации города. Так, «Городские вести» сообщают, что, поскольку Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» пока не принят, работа добровольной народной дружины Волгограда получила юридические основания благодаря подписанному администрацией города и ГУ МВД РФ по Волгоградской области соглашению о взаимодействии по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений на территории Волгограда. Рассказано об эффективности дружины, существующей более шестнадцати лет, неоднократных победах на Всероссийских конкурсах дружин.

Систематически газета сообщает о совместной работе городской власти и Советов ветеранов, организации «Дети военного Сталинграда». Воспоминания о подвигах времен Великой отечественной войны несомненно служат продвижению ценностей патриотизма, возможно, в какой-то мере и ценности труда,

но рассказы о тех, кто восстанавливал город, крайне редки.

«Городские вести» сообщают о формировании обществом групп интересов, которые стремятся публичными способами повлиять на принятие властью управленческих решений. Не умолчав о протестной акции матерей детей-инвалидов, их претензиях к условиям для медицинской реабилитации, к Фонду социального страхования, газета подробно рассказала об их встрече с руководителями профильных министерств областного правительства, принятых в ходе встречи решениях, которые послужат урегулированию ситуации. Предложения родителей систематизированы, и в качестве законодательной инициативы направлены в Государственную Думу РФ. Правительство области подготовило от имени родителей все необходимые обращения в прокуратуру по всем случаям нарушения фондом федеральных законов. Родителям разъяснено, что уже делается для создания центра восстановительного лечения при областной детской больнице, какие дополнительные средства изысканы на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан.

Газета справедливо подчеркивает, что наиболее важным итогом встречи стало решение подобный диалог данной группы интересов и руководителей профильных министерств проводить регулярно, чтобы родители вовремя могли обозначить вопросы, требующие системных решений на уровне областных министерств и ведомств. Это решение означало снятие социального напряжения в локальном вопросе и переход от протестных акций к конструктивному диалогу.

Эффективны сообщения газеты об акциях, проводимых администрацией города совместно с жителями. В выборку попало шестнадцать сообщений об организации субботников по уборке территорий. После девятой публикации в газете появились письма читателей с предложениями жителей.

Цели преодоления жителями гражданской инертности служат сообщения о создании городским и областным правительством центров по развитию общественного контроля в сфере ЖКХ, в чьи функции входит бесплатное юридическое консультирование граждан, предоставление необходимой информации,

обучение, помощь в подготовке обращений и жалоб, в координировании усилий собственников жилья и общественных организаций. Этой же цели служит информирование о деятельности советов собственников жилья многоквартирных домов, об организации Ассоциации советов домов в одном из районов города. Разумеется, в первых строках упоминается о том, что Ассоциация создана при участии районной власти, но следом рассказывается, какие именно жилищные проблемы она решает.

Полный перечень направлений совместной деятельности власти и жителей города мог бы быть длинным, но важнее то, что «Городские вести» наглядно демонстрируют патернализм во взаимоотношениях власти с народом. За редким исключением горожане на страницах газеты предстают не как дееспособное сообщество, способное формулировать ценности своего существования, предложения и требования к власти, а как аморфная масса, ожидающая указаний и заботы от городского и федерального правительства. Областная власть, судя по существующей в формате онлайн «Прямой линии», где находятся десятки тысяч обращений граждан, причем отчеты чиновников по каждому запросу отслеживает контрольное управление губернатора, заинтересована в обратной связи. Жители города, судя по количеству обращений, имеют что сказать власти. Чтобы состоялся диалог власти и общества, необходимо публичное пространство для обсуждения, в ходе которого могут сложиться и группы интересов и контуры общественных организаций, станет возможным участие общественности в планировании развития города. Формирование гражданского общества предполагает не конфронтацию жителей с властью, а конструктивный диалог. В муниципальной газете могут отрабатываться методики общения журналистов с населением, в медиаповестку дня должны попадать вопросы, волнующие большинство жителей, социально ответственный модератор

способен обеспечить продуктивные общественные контакты, если осознает свою профессиональную деятельность как служение обществу.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бережная, М. А. Проблемы социальной сферы / М. А.Бережная. - СПб. : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - 330 с.

2. Дзялошинский, И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям / И. М. Дзялошинский. - М. : Изд-во «Престиж», 2006. - 104 с.

3. Прохоров, Е. П. СМИ и аудитория: концепция партнерства / Е. П. Прохоров // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. - М. : Изд-во Ин-та гуманит. коммуникаций, 1999. - С. 48-61.

4. Согомонов, А. Ю. Рефлексивная журналистика / А. Ю. Согомонов // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. - М.: Изд-во Ин-та гуманит. коммуникаций, 1999.- С. 61-67.

5. Фомичева, И. Д. СМИ как партици-парные коммуникации / И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002. - 84 с.

6. Фомичева, И. Д. Социология СМИ / И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во «Аспект Пресс», 2007. - 335 с.

7. Friedland L. Community Impact, Journalism Shifts Cited in New Civic Journalism Study // http://www.pewcenter.org/doingcj/ speeches/index.html. [30.10.02].

8. Фролова, Т. И. Муниципальная пресса Москвы / Т. И. Фролова // Вестник Московского университета. - 2003. - № 2. - С. 92-101.

9. Фролова, Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике / Т. И. Фролова. -М. : Изд-во АСИ, 2009. - 288 с.

10. Schaffer J. Civic Journalism: A Decade of Civic Innovation // http://www.pewcenter.org/ doingcj/civiccat/index.php. [15.10.02].

PROMOTION OF THE VALUE OF SOCIAL ACTIVITY IN THE MUNICIPAL NEWSPAPER

Nazarova Tatiana Vladimirovna

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Journalism

Volgograd State University

[email protected]

Prosp. University, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. Results of content analysis of municipal newspaper presented. Principles of agenda, speech subjects types and their relationship, information objects, civil point of view representation techniques and communication objectives of matters identified.

Key words: municipal newspapers, content analysis, speech subjects, information objects, point of view, communication objectives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.