ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
13.00.00 - Педагогические науки
ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА РУССКОГО МИРА
Нина Александровна КОЗЛОВЦЕВА,
аспирантка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье исследуется роль продвижения образования на русском языке в контексте формирования адекватного образа Русского мира на мировой арене. Образование на русском языке, являясь одной из важных составляющих Русского мира, несёт в себе не только уникальные знания и методики, но и особые ценности и систему взглядов, отражающие сущность Русского мира. В связи с этим образование на русском языке становится важнейшим инструментом «мягкой силы» Российской Федерации и вносит существенный вклад в формирование адекватного образа Русского мира за границами России. В статье рассматривается актуальная государственная политика по продвижению образования на русском языке, её основные направления и принципы, делаются выводы о её полноте и возможных путях развития.
Ключевые слова: Русский мир, образование на русском языке, государственная политика, формирование образа Русского мира, внешняя политика России.
PROMOTION OF EDUCATION IN RUSSIAN AS A HUMANITARIAN PRACTICE OF FORMING THE IMAGE OF THE RUSSIAN WORLD
N. A. Kozlovtseva, doctoral student of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article explores the role of promoting education in Russian in the context of the formation of an adequate image of the Russian world on the world stage. Education in Russian, being one of the important components of the Russian world, bears in itself not only special knowledge and techniques, but also special values and a system of views which shows the essence of the Russian world. In this connection, education in
Russian becomes an important instrument of the soft power of the Russian Federation and makes a significant element of the formation of an adequate image of the Russian world. The article considers the actual state policy on promoting education in Russian, its principles, characteristics and conclusions about its completeness and possible ways of it's development.
Key words: Russian world, education in Russian, state policy, formation of the image of the Russian world, foreign policy of Russia.
В современных условиях нестабильного и противоречивого развития всего мирового сообщества, в условиях идеологического, политического и экономического кризиса приоритетом во внешней политике России становится политика «мягкой силы» (soft power), отличительной чертой которой является способность достигать желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от подразумевающей принуждение «жёсткой силы» (hard power) [8].
Источником такой «мягкой силой» считается Русский мир, трактуемый как трансконтинентальная надэтническая социокультурная общность, характеризующаяся пластичностью и динамичностью адаптации к мировым изменениям, объединяющая на основе добровольного участия всех людей, интересующихся и разделяющих ценности русской культуры и небезразличных к судьбе России, вне зависимости от страны их происхождения и проживания, вероисповедания или родного языка, - с целью сохранения и трансляции ценностей русской культуры посредством формирования адекватного образа России на мировой арене.
Исходя из такой трактовки Русского мира, можно выделить ряд ключевых его составляющих, как с точки зрения жителей России, так и с точки зрения людей, проживающих за границей. По данным проведённого нами опроса1, ключевыми, с точки зрения представителей названных групп, являются: культура (по мнению 86% россиян и 82% проживающих за рубежом); русский язык (78% и 88% соответственно); история (72% и 33% соответственно); наука (39% и 71% соответственно); современная жизнь (47% и 45% соответственно) и менталитет русских (4% и 2% соответственно) [1, с. 294].
В связи с этим современная политика по формированию образа Русского мира включает в себя несколько ключевых компонентов:
- продвижение и поддержка русской культуры;
- продвижение и поддержка русского языка;
- продвижение образования на русском языке.
Представляется, что образование на русском языке может рассматриваться в качестве комплексного инструмента формирования образа Русского мира, так как оно отражает историю, культуру, современную жизнь
1 Опрос был проведён в 2016 году в социальных сетях «Фейсбук» и «ВКонтакте». В опросе приняли участие 454 человека из 56 стран мира (России, ближнего и дальнего зарубежья).
и менталитет русских, предоставляется на русском языке и основано на ведущих достижениях российской науки.
На сегодняшний день в государственной политике Российской Федерации продвижение образования на русском языке реализуется по трём основным направлениям:
1) создание, развитие и поддержка русских школ за рубежом;
2) привлечение иностранных граждан и соотечественников за рубежом к получению среднего профессионального и высшего образования в России;
3) популяризация открытого образования на русском языке, подразумевающая разработку и внедрение дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ, реализуемых в дистанционной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений, отметим основные мероприятия, реализуемые по каждому из них.
Как отмечается в государственных документах, поддержка и продвижение в иностранных государствах общего образования на русском языке являются важным компонентом гуманитарного и политического влияния Российской Федерации в мире, способствуют повышению эффективности распространения русского языка и культуры. Помимо этого, поддержка русских школ за рубежом содействует интенсификации мировых процессов интеграции, обусловленных глобализацией и интернационализацией, а также расширению возможностей международного гуманитарного сотрудничества [3].
При этом под «русской школой за рубежом» понимаются организации, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы. Всего их четыре типа:
1) заграничные образовательные учреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации;
2) российские общеобразовательные организации, а также их филиалы за границами Российской Федерации;
3) созданные в соответствии с международными договорами России образовательные организации;
4) зарубежные организации (государственные и частные), реализующие обучение на русском языке в соответствии с федеральными образовательными стандартами [3].
На сегодняшний день насчитывается более 10 000 таких школ в различных странах мира.
Можно констатировать, что русским школам за рубежом оказывается информационная поддержка нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского и культурно-эстетического характера, а также учебно-методическая поддержка, в частности заключающаяся
в обеспечении школ учебно-методической, научной и художественной литературой. Например, готовятся специализированные учебные пособия, учитывающие особенности страны нахождения школы, специфику контингента учащихся (являются ли они детьми российских соотечественников или же иностранцами), уровень владения русским языком и т.д. Так, в последние годы активно разрабатываются методики, учебно-методические пособия по работе с детьми-билингвами, причём не только по обучению их русскому языку, но и по освоению ими иных предметов общеобразовательного цикла на русском языке.
Предполагается, что реализация названных мероприятий будет способствовать: а) повышению качества общего образования на русском языке за границами России; б) обеспечению востребованности российского общего образования; в) основанному на российских традициях и культуре воспитанию обучающихся; г) социализации обучающихся [3].
Ещё одним значимым направлением продвижения образования на русском языке является работа по привлечению соотечественников за рубежом и иностранных граждан к получению среднего специального и высшего образования в России.
Для осуществления данной цели запущен такой специальный портал, как StudyInRussia.ru, позволяющий больше узнать о специфике образования в России, о передовых вузах, возможных формах получения образования, а также об имеющихся стипендиях на обучение в России. Посредством данного портала Россотрудничеством и зарубежными представительствами МИД РФ производится отбор иностранных граждан и соотечественников за рубежом на обучение в России за счёт квот Правительства России (например, в 2016 году было выделено 15 000 бюджетных мест). Всего же, по данным на 2015-2016 учебный год, в 798 вузах России обучалось 221 400 иностранных студентов [4].
Безусловно, привлечение иностранных студентов для обучения в России возможно только посредством повышения престижа российского образования в международных рейтингах. На сегодняшний день в зарубежных странах ценятся только два направления российского образования: медицинское и частично 1Т-образование.
Для повышения престижности российского образования за рубежом с 2013 года реализуется государственный проект «5-100», целью которого является повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов на мировом рынке образовательных услуг. По результатам конкурсного отбора для участия в программе был выбран 21 российский вуз.
Итогом данного проекта должно стать формирование в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и высокой мировой академической репутацией, соответствующих глобальным тенденциям развития и оперативно реагирующих на
изменения. Целевыми показателями эффективности проекта является наличие:
- не менее пяти университетов России в первой сотне в глобальных образовательных рейтингах, таких как рейтинг университетов мира "Times Higher Education", всемирный рейтинг университетов QS и академический рейтинг университетов мира ARWU;
- более 15% иностранных студентов в каждом вузе;
- от 10% иностранных научно-педагогических кадров в каждом вузе [6].
Ещё одним значимым вопросом при продвижении российского образования является повышение уровня владения русским языком, без чего невозможно полноценное освоение образовательной программы.
Основным способом подготовки к поступлению в российские вузы является обучение на подготовительных факультетах образовательных организаций [7]. Согласно действующему законодательству, обучение на подготовительном факультете подразумевает не только обучение русскому языку, но и ряду специальных предметов в зависимости от будущего профиля обучения. Но здесь существует ряд проблем:
- недостаточное количество учебных часов на изучение русского языка (согласно требованиям, это количество не должно быть менее 612 учебных часов);
- трудность при освоении иностранцем специальных предметов на русском языке при отсутствии достаточного владения самим языком (изучение специальных предметов начинается через месяц после начала обучения русскому языку);
- наличие возможности после обучения на подготовительном факультете одного профиля и недостаточном освоении образовательных программ поступать на программы высшего образования иного профиля в рамках одного вуза, что сводит на нет предпрофессиональную подготовку студентов;
- отсутствие единых требований к выпускным испытаниям на подготовительных факультетах, а также к документам, которые выдаются по результатам такого обучения (особенно в вузах, не обучающих студентов по квотам Правительства России).
На сегодняшний день проводится активная оптимизация работы подготовительных факультетов. Для этого при Министерстве образования и науки Российской Федерации создана и действует рабочая группа по координации работ подготовительных отделений и факультетов федеральных государственных образовательных организаций, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.
Думается, что координация и унификация деятельности подготовительных факультетов (а не только в рамках федеральных государственных
образовательных организаций) со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации будет способствовать повышению качества предоставления данных образовательных услуг.
Ещё одним перспективным направлением продвижения образования на русском языке является развитие открытого образования. Повышение интереса к открытому образованию обусловлено двумя ведущими тенденциями XXI века: возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий в жизни современного общества, а также популярности концепции получения непрерывного образования в течение всей жизни (lifelong learning).
В связи с этим формат открытого образования видится в государственных документах в качестве способа создания новых условий для изучения русского языка и получения образования на русском языке. Обеспечение доступа иностранных граждан к открытому образованию на русском языке реализуется посредством расширения партнёрской сети «Институт Пушкина», а также развития системы центров коллективного доступа к российским образовательным, информационным, просветительским социокультурным материалам, которые создаются при российских центрах науки и культуры или образовательных учреждениях [6].
Для развития открытого образования на русском языке планируется:
- обеспечить участников партнёрской сети «Институт Пушкина» материально-техническими и учебно-методическими ресурсами;
- разработать и внедрить единое электронное образовательное пространство, включающее в себя значительное количество ресурсов для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки, а также повышения квалификации преподавателей;
- запустить онлайн-школу на русском языке для увеличения контингента и проведения аттестации обучающихся;
- в рамках программы курсов открытого образования на русском языке обеспечить обучающихся комплексной поддержкой (технической, консультационной и тьюторской);
- внедрить в глобальных интернет-сообществах игровые приложения с русским образовательным содержанием;
- проводить активную информационную политику и продвижение ресурсов образования на русском языке в электронных и печатных средствах массовой информации [6].
На сегодняшний день партнёрская сеть «Институт Пушкина» объединяет организации из 17 стран мира. Подобные центры создаются на базе зарубежных образовательных организаций, заинтересованных в предоставлении дистанционного образования на русском языке, в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» (ФЦПРЯ), реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации. Развитие
партнёрской сети «Институт Пушкина» называется важнейшим инфраструктурным проектом ФЦПРЯ.
Одним из ресурсов, к которым должен быть обеспечен доступ в сети «Институт Пушкина», значимой платформой по продвижению образования на русском языке является портал «Образование на Русском», запущенный в сентябре 2014 года. Портал разрабатывался Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина совместно с 20 российскими вузами из 9 регионов России. Портал включает в себя курсы по обучения русскому языку как иностранному, школу профессиональной подготовки преподавателей русского языка, общеобразовательные курсы на русском языке (различной тематической направленности), раздел по обучению русскому языку детей-билингвов, мультимедийный лингвостра-новедческий словарь «Россия» и т.д.
На данный момент на портале зарегистрировано 1 131 474 человек, однако разработчики проекта планируют, что к концу 2020 года количество пользователей составит уже 10 миллионов человек.
Отметим, что за время существования портала его структура и содержание несколько раз подвергались существенной переработке. Это было связано с отсутствием на момент его запуска чёткого понимания принципов создания дистанционных образовательных ресурсов; интересов и потребностей целевой аудитории.
Об этих недостатках свидетельствует и то, что в первые два года существования портала количество его зарегистрированных пользователей составляло чуть более 300 000 человек при заявленных 1,5 миллиона. При этом, по статистике, каждый из пользователей портала проводил на нём около 5 минут. Значительный рост пользователей в последний год свидетельствует о существенных изменениях в содержании портала. Так, на нём стали проводиться вебинары и онлайн-лекции, олимпиады по русскому языку и т.д., что позволило привлечь большое количество людей. Однако для достижения 10 миллионов постоянных пользователей порталу необходимо продолжать работу над совершенствованием контента, который позволил бы охватить более широкий круг пользователей.
Ещё одним возможным направлением продвижения образования на русском языке видится создание филиалов ведущих российских вузов в зарубежных странах. На сегодняшний день такая деятельность ведётся, но является в основном инициативой самих вузов. Так, например, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова имеет 6 филиалов (5 из них в странах СНГ). В этом году планируется открытие филиала МГУ в Словении.
Создание филиалов ведущих российских вузов на территории иностранных государств будет способствовать повышению доступности и престижности образования на русском языке, наравне с реализуемыми
направлениями государственной политики в сфере продвижения российского образования.
Итак, исходя из сказанного выше, можно констатировать, что продвижение образования на русском языке сегодня входит в перечень государственных приоритетов, реализуется посредством ряда значимых мероприятий. Думается, что скоординированная, планомерная работа по достижению поставленных целей позволит добиться заметных результатов.
Литература
1. Козловцева Н. А. Русский мир как коллективная идентичность: 50 оттенков русскости // Культурная память и культурная идентичность : материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции молодых учёных (XI Колосницынские чтения) / науч. ред. Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 292-296.
2. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом : утверждена Президентом РФ 3 ноября 2015 г. [Электронный ресурс] . - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71145978/
3. Концепция «Русская школа за рубежом» : утверждена Президентом РФ 4 ноября 2015 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71145980/
4. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации : статистический сборник. Выпуск 12. - Москва : Центр социологических исследований, 2015. - 196 с.
5. Постановление Правительства № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://5top100.ru/ documents/regulations/673/
6. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. N 481 «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71032818/
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. N 1304 «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» [Электронный ресурс]. - URL: httpY/минобрнауки.рф/доку-менты/4853/файл/3745/т1304.pdf
8. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The means to success in world politics. N.Y. : Public Affairs, 2004. - 193 р.