Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ'

ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Conferences
Область наук
Ключевые слова
гендерные стереотипы / менторства / идентификации / мотивации / интеграция / трансформации / инициативы / gender stereotypes / mentoring / identification / motivation / integration / transformation / initiatives.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Диёра Р. Нурмухамедова

Эта статья нацелена на исследование мероприятий и инициатив, разрабатываемых в Узбекистане, с целью поддержки и стимулирования участия женщин и девочек в научном образовании и исследованиях. Анализ таких инициатив имеет стратегическое значение для определения эффективности принятых мер и выявления потенциальных областей для дальнейшего улучшения рабочей среды и возможностей, предоставляемых женщинам в научных областях Узбекистана. Внимание к этим инициативам подчеркивает не только стремление к достижению равенства полов в науке, но и важность вклада женского научного сообщества в общенациональный прогресс и инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN: MEASURES TO STRENGTHEN GENDER EQUALITY IN THE FIELD OF SCIENCE AND INNOVATION

This article aims to explore activities and initiatives being developed in Uzbekistan to support and encourage the participation of women and girls in science education and research. Analysis of such initiatives is of strategic importance to determine the effectiveness of measures taken and identify potential areas for further improvement of the working environment and opportunities provided to women in scientific fields of Uzbekistan. The focus on these initiatives highlights not only the commitment to achieving gender equality in science, but also the importance of the women's scientific community's contribution to national progress and innovation.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ»

DOI: https://doi.org/10.24412/cl-36892-2024-19-138-144

Pages: 138-144

SUSTAINABLE DEVELOPMENT: INITIATIVES OF WOMEN IN SCIENCE AND BUSINESS

4th INTERNATIONAL CONFERENCE

O'ZBEKISTONDA ILMIY-TEXNIK TARAQQIYOTNI RAG'BATLANTIRISH: FAN VA INNOVATSIYALAR SOHASIDA GENDER TENGLIGINI MUSTAHKAMLASH

CHORA-TADBIRLARI

Diyora R. Nurmuhamedova

magistratura talabasi Toshkent davlat transport universiteti

Toshkent, O'zbekiston E-mail: nurmuhamedova_di@,mail. ru

_MAQOLA HAQIDA_

Kalit

stereotiplari, identifikatsiya. integratsiya, tashabbuslar.

so'zlar: gender murabbiylik, motivatsiya, transformatsiya,

Annotatsiya: Ushbu maqola O'zbekistonda ayollar va xotin-qizlarning fan ta'limi va tadqiqotlaridagi ishtirokini qo'llab-quvvatlash va rag'batlantirish bo'yicha ishlab chiqilayotgan faoliyat va tashabbuslarni o'rganishga qaratilgan. Bunday tashabbuslarni tahlil qilish ko'rilayotgan chora-tadbirlar samaradorligini aniqlash, mehnat muhitini yanada yaxshilash bo'yicha salohiyatli yo'nalishlar va O'zbekistonda ilmiy sohalarda ayollarga berilayotgan imkoniyatlarni aniqlashda strategik ahamiyatga ega. Ushbu tashabbuslarga e'tibor nafaqat fanda gender tengligiga erishish, balki ayollar ilmiy hamjamiyatining milliy taraqqiyot va innovatsiyalarga qo'shayotgan hissasi muhimligini ham ta'kidlaydi._

PROMOTING SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN: MEASURES TO STRENGTHEN GENDER EQUALITY IN THE FIELD

OF SCIENCE AND INNOVATION

Diyora R. Nurmukhamedova

master's student Tashkent State Transport University

Tashkent, Uzbekistan E-mail: nurmuhamedova_di@mail. ru

ABOUT ATRICLE

Key words: gender stereotypes, mentoring,

identification, motivation,

integration, transformation, initiatives.

Abstract: This article aims to explore activities and initiatives being developed in Uzbekistan to support and encourage the participation of women and girls in science education and research. Analysis of such initiatives is of strategic importance to determine the effectiveness of

measures taken and identify potential areas for further improvement of the working environment and opportunities provided to women in scientific fields of Uzbekistan. The focus on these initiatives highlights not only the commitment to achieving gender equality in science, but also the importance of the women's scientific community's contribution to national progress and innovation._

ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ: МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ОБЛАСТИ НАУКИ И

ИННОВАЦИЙ

Диёра Р. Нурмухамедова

магистрант

Ташкентского государственного транспортного университета

Ташкент, Узбекистан E-mail: nurmuhamedova_di@,mail. ru

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Аннотация: Эта статья нацелена на исследование

гендерные стереотипы, мероприятий и инициатив, разрабатываемых в

менторства, идентификации, Узбекистане, с целью поддержки и стимулирования мотивации,интеграция, участия женщин и девочек в научном образовании и

трансформации, инициативы. исследованиях. Анализ таких инициатив имеет

стратегическое значение для определения эффективности принятых мер и выявления потенциальных областей для дальнейшего улучшения рабочей среды и возможностей, предоставляемых женщинам в научных областях Узбекистана. Внимание к этим инициативам подчеркивает не только стремление к достижению равенства полов в науке, но и важность вклада женского научного сообщества в _общенациональный прогресс и инновации._

Введение

Узбекистан, стремящийся к научно-техническому прогрессу и инновациям, сталкивается с нарастающей актуальностью проблемы равенства полов в сфере науки. На протяжении последних лет страна активно развивает свои научные и исследовательские области, придавая при этом большое значение участию женщин в этих процессах. Этот вопрос становится неотъемлемой частью стратегии, направленной на достижение устойчивого научно-технического прогресса. Исходя из стратегических национальных инициатив, в том числе программы модернизации образования и стимулирования исследований, Узбекистан активно сосредотачивает внимание на создании условий, способствующих активному участию женщин и девочек в сфере науки. Рассматривая долгосрочные перспективы развития, страна осознает, что для достижения выдающихся

результатов необходимо активно включать в научные исследования талантливые умы, вне зависимости от их пола.

Основная часть

Оценка эффективности стратегий и инициатив осуществляется путем систематического анализа ряда параметров, включая, но не ограничиваясь, участие женщин в научных проектах, степень их вовлеченности в ключевые исследовательские области, а также динамику их карьерного роста. Основываясь на данных об успехах и вызовах, с которыми сталкиваются женщины в сфере науки и инноваций, исследование предпринимает попытку выявить факторы, благоприятствующие или препятствующие достижению гендерного равенства. Этот методологический подход позволяет не только получить объективную картину текущего состояния, но и оценить эффективность уже внедренных стратегий, что является ключевым элементом для разработки будущих инициатив по поддержке женщин в научной сфере Узбекистана. Развитие женщин и девушек в области науки представляет собой многогранное и сложное испытание, требующее комплексного подхода и системы долгосрочных стратегических мероприятий. Укрепление образовательной системы, как один из фундаментальных элементов этого процесса, несет в себе задачу предоставления доступных, современных и стимулирующих программ обучения, способных привлечь внимание девушек к научным дисциплинам. Это включает в себя модернизацию учебных программ, интеграцию передовых технологий и создание условий для развития критического мышления и творческих способностей. [2]

Помимо этого, предоставление менторства становится неотъемлемым инструментом развития. Опытные наставники, будь то преподаватели, профессора или успешные практикующие в научной области личности, играют решающую роль в ориентации и поддержке молодых женщин на пути к научному росту. Их участие в формировании карьерного пути, предоставление мудрых советов и обмен опытом являются ключевыми компонентами успешного внедрения принципов менторства. Стремление к постановке и достижению важных целей выступает как движущая сила для девушек в области науки. Определение собственных целей, выработка стратегий идентификации путей их достижения становятся стимулом для развития мотивации и укрепления внутренних ресурсов. Тем самым, обеспечивается целенаправленное движение вперёд и развитие лидерских качеств. Организация поддержки в научных областях, включая создание сетей общения с другими студентами и профессионалами, способствует формированию коллективного сознания и содействует обмену знаний и опытом. Этот аспект оказывает

влияние на создание положительного социального контекста, способствуя интеграции и укреплению общественных связей. [4]

Участие в учебных мероприятиях и научных конференциях становится важным инструментом для формирования активного и компетентного участия девушек в научном сообществе. Это предоставляет площадку для выражения собственных исследовательских интересов, обмена знаний и опытом с коллегами, а также установления профессиональных связей. Развитие творческих навыков, в том числе в областях дизайна, информационных технологий и инноваций, придает процессу обучения дополнительное измерение. Стимулирование креативности девушек в исследовательских и научных дисциплинах содействует инновационному развитию и повышению их вовлеченности в интеллектуальные и технологические трансформации общества. [5]

Результаты и обсуждение В Европейском союзе лишь 29% докторов наук в области технических наук, конструирования и строительной науки являются женщинами. В сферах науки, инжиниринга и информационно-коммуникационных технологий лишь 25% самозанятых специалистов представляют собой представительницы женского пола. Отмечается также крайне низкая доля женщин среди авторов изобретений, где всего 10% патентных заявок подают женщины. Женщины играют значительную роль в поощрении инноваций и прогресса в сфере науки и технологий, что подтверждается их активным участием в разработке передовых мРНК-вакцин против COVID-19. Одним из ключевых вкладов в создание вакцин против COVID-19 стала работа Каталины Карико, уроженки Венгрии. Её гипотезу о возможности использования мРНК в борьбе с заболеваниями изначально считали финансово рискованной, и ей было отказано в финансировании. Однако, несмотря на трудности, она не сдалась и вместе с коллегой разработала метод синтеза мРНК. Это открытие послужило основой для создания наиболее широко применяемых вакцин против COVID-19. Первую мРНК-вакцину в 2020 году разработала известная биотехнологическая компания BioNTech, соосновательницей которой в 2008 году стала Озлем Тюречи, врач, ученая и предпринимательница из Германии. Согласно исследованию Наньянского технологического университета (НТУ), сингапурские женщины гораздо менее уверены в своих способностях к математике, чем мужчины. Это тем более поразительно, что по успеваемости в этой дисциплине девочки ничуть не уступают мальчикам. Сингапурские ученики обоих полов занимают первые места в мировых рейтингах, таких как Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). По словам представителя Министерства образования

страны, учебники и учебные материалы по математике также тщательно проверяются, чтобы избежать гендерных стереотипов. Девушки показывают даже лучшие результаты, чем юноши. По данным правительства, в период с 2005 по 2020 год на церемониях вручения дипломов число выпускниц факультетов естественных наук, физики и математики стабильно превышало число выпускников, составляя в среднем 62 %. Половина выпускниц технических факультетов работает не по специальности. Однако когда дело доходит до трудоустройства, их доля резко падает. По словам автора исследования НТУ и доцента в области биоинженерии Сиерин Лим, процент женщин, занятых в науке и технологиях, удивительно низок. Исследование показывает, что около половины выпускниц технических факультетов работают не по специальности. Согласно данным Министерства труда Сингапура, в 2020 году женщины составляли лишь треть от общего числа работников в сфере НТИМ (научно-технической и инженерно-математической сферах). Ответ на вопрос о том, почему так происходит, может дать исследование преподавателя психологии Сингапурского университета управления (SMU) Чэн Чи-Ин, которая занимается мониторингом уровня уверенности в себе у студенток младших курсов, изучающих информатику. Предварительные результаты ее исследования внушают тревогу: уже начиная с первого семестра девушки чувствуют себя менее уверенно, чем молодые люди. И по мере учебы их неуверенность в себе лишь возрастает. Чэн Чи-Ин винит в этом гендерные стереотипы. «В данной отрасли все еще бытует представление, что идеальный работник НТИМ — это мужчина, — отмечает она, — поэтому женщинам приходится прикладывать больше усилий, чтобы вписаться в коллектив». Подобное давление сказывается на женщинах по-разному, подталкивая одних к чрезмерной напористости, а других — к подавлению своих эмоций в стремлении не выглядеть слишком чувствительными. По словам профессора Чэн, «студентки пытаются совмещать свою профессиональную и гендерную идентичности, но у многих это не получается». По мнению Джорджет Тан, главы организации по защите гендерного равенства United Women Singapore, решением этой проблемы следует заниматься с подросткового возраста. «Девочки говорят нам, что родители поощряют их к карьере в области НТИМ меньше, чем их братьев. Во многих семьях продолжают считать, что эта работа не для женщин, — добавляет она. — А со стереотипами сложно бороться». В целях их преодоления United Women с 2014 года осуществляет программу, в которой уже приняли участие 26 000 девочек-подростков с 10 до 16 лет. «Мы надеемся, что родители поймут, что их дочь может отлично преуспеть в сфере НТИМ, найти хорошую работу и иметь высокую зарплату», — подчеркивает Тан. [3] Борьба со стереотипами — это

первый шаг. Но также необходимо предложить студенткам реальные образцы для подражания. «Девушкам нужны примеры, которые бы их вдохновляли», — говорит Тан. В прошлом году ее организация добавила в свою программу такой компонент, как наставничество. Ее команда также организует стажировки и готовит женщин к работе в корпоративной среде, обучая их таким навыкам, как, например, подготовка совещаний. «При выходе на рынок труда от них сразу же требуется полная готовность к работе, — поясняет она. — И потому чрезвычайно важно хорошо подготовить их к началу трудовой деятельности». Целый ряд новых инициатив призван помочь женщинам построить карьеру в сфере НТИМ В целях «повышения жизнестойкости» женщин НТУ также планирует познакомить студенток НТИМ с наставниками из данной индустрии и провести мастер-классы для тренировки таких надпрофессиональных навыков, как умение общаться с людьми и самоменеджмент. В свою очередь, в 2023 году Министерство образования Сингапура собирается запустить стипендиальную программу по инженерно-техническим специальностям, которая предоставит ученикам выпускных классов с прочными знаниями по естественным наукам и математике возможность получить профессиональный опыт еще до окончания школы.[1]

Заключение

Исследование предполагает тщательный анализ обширных данных, извлеченных из официальных отчетов, посвященных научным исследованиям в Узбекистане. Эти отчеты являются ценным источником информации, содержащей детальную статистику и аналитические выводы о состоянии научной деятельности в стране. Представленные выше инициативы не только являются средством для личностного развития индивида, но также оказывают значительное положительное воздействие на формирование научного сообщества в целом. Они способствуют обогащению научной сферы новыми идеями, перспективами и талантливыми умами, привнося в нее разнообразие и инновационный потенциал.

Эти инициативы выступают важным инструментом в создании более инклюзивной и сбалансированной научной обстановки. Поддержка и развитие женского потенциала в области науки не только содействует достижению гендерной равноправности, но и подчеркивает неотъемлемую роль женщин в прогрессе и инновациях. Демонстрируется необходимость и целесообразность внедрения сбалансированных подходов к развитию женского потенциала в научной сфере. Эти мероприятия являются инвестицией в будущее научного сообщества, способствуя его эволюции и обеспечивая более полное и

всестороннее представление о талантах и компетенциях, которые способны приносить женщины в мир науки.

Литература

1. Closing the STEM gender gap in Singapore Aguinis, H., Ji, Y. H., & Joo, H. (2018). Gender productivity gap among star performers in STEM and other scientific fields. Journal of Applied Psychology, 103(12), 1283-1306.

2. https://strategy.uz

3. https ://courier.une sco.org/

4. https://mathcenter.kpfu.ru/tpost/sc5jiaovr1-mezhdunarodnii-den-zhenschin-v-nauke

5. Goux and E. Maurin (2019), Forty Years of Change in Labour Supply and Demand by Skill Level - Technical Progress, Labour Costs and Social Change,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.