№ 11 (125)
UNIVERSUM:
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ноябрь, 2024 г.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
ПРОДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА ЗА РУБЕЖОМ
Сайфуллаев Нодирбек Бахтиёрович
профессор, ректор
Государственного института искусств и культуры Узбекистана,
Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: [email protected]
PROMOTION OF THE NATIONAL CULTURE OF UZBEKISTAN ABROAD
Nodirbek Sayfullaev
Professor,
Rector of the State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan,
Republic of Uzbekistan, Tashkent
АННОТАЦИЯ
Данная статья анализирует продвижение и масштабирование национальной культуры и культурного наследия Узбекистана за рубежом. А также рассматривается популяризация национального культурного наследия в проводимых на регулярной основе масштабных фестивалей, конкурсов, конференций искусства и культуры.
ABSTRACT
This article analyzes the promotion and scaling of the national culture and cultural heritage of Uzbekistan abroad. It also examines the popularization of the national cultural heritage in large-scale festivals, competitions, conferences of art and culture held on a regular basis.
Ключевые слова: культура, культурная память, продвижение культуры, глобализация, культурная идентичность, культурный код, масштабирование, социокультурный фон.
Keywords: culture, cultural memory, cultural promotion, globalization, cultural identity, cultural code, scaling, socio-cultural background.
Неотъемлемая составляющая развития современных глобализационных процессов в Узбекистане является межкультурное взаимодействие в обществе, вполне естественно возникают вопросы эффективной коммуникации в глобальном культурном пространстве. На уровне государства становление межкультурной коммуникации сталкивается с противоречиями выбора пути развития, которое заключается либо в целостном принятии всех достижений мирового сообщества (как положительного, так и отрицательного характера), либо в сохранении традиционной культурной идентичности без учета влияния общечеловеческого в культуре. В рамках данных противоречий проблематика межкультурной коммуникации приобретает особое значение. Исходя из этого, возникает основной вопрос - культурная память. В науке известно, что существует такое понятие, как «культурная память..., которая формирует некий социокультурный фон, объединяющий общество в одно целое» [1, с. 19-21, с. 54, с. 39-43].
Первично для осознания сложности феномена межкультурной коммуникации следует определиться в возможностях постижения проявлений сущности качественных характеристик такого общественного явления, как межкультурный диалог. Процессу становления межкультурной коммуникации существенно может способствовать понимание наполнения содержания межкультурного диалога, а это возможно, как считают специалисты, при условии проникновения в понимание так называемых культурных кодов, расшифровки этих кодов, которые, собственно, и составляют содержание понятия культуры.
Согласно принятым определениям, культурные коды - это символы и системы значений, которые свойственны членам отдельных культур (или субкультур). Эти коды могут использоваться как для того, чтобы способствовать коммуникации в «своей группе», так и для того, чтобы скрыть значение феномена для «внешней группы». В данном контексте
Библиографическое описание: Сайфуллаев Н.Б. ПРОДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА ЗА РУБЕЖОМ // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2024. 11(125). URL:
https://7universum.com/ru/philology/archive/item/18658
№ 11 (125)
UNIVERSUM:
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ноябрь, 2024 г.
следует отметить факт существования мультикуль-турализма как реальной практики и среды, которая, с одной стороны, создает условия для межкультурного диалога, а, с другой, требует этого диалога как залога бесконфликтного сосуществования различных этносов и различных культур.
В Узбекистане сосуществуют представители разных этносов, которые являются носителями различных культур, традиций и обычаев. Что касается культур, то через те или иные элементы их количество может превышать официальные статистические данные, поскольку в последнее время в Узбекистан прибывают выходцы из стран, культуры которых не были представлены в этнокультурном пространстве нашей страны ранее. Концептуальный подход в исследовании феномена межкультурного диалога является на сегодня наиболее продуктивным, поскольку он дает возможность адекватно воспроизвести сам процесс коммуникации и объективно определить значимость ее результатов. В структуре межкультурного диалога чрезвычайно важными компонентами являются межкультурные контакты и межкультурное общение, поскольку они, в силу своей природы (непосредственности), являются эффективными проводниками, и именно здесь происходит наиболее интенсивный обмен информацией.
Как известно, литература и искусство призваны формировать личность как человека высоконравственного, одухотворенного, физически здорового. В мировой истории есть свидетельства влияния литературы и искусства на развитие просвещения и духовности социума. Вместе с тем, такая личность, воспитанная при наличии таланта и достаточного опыта может внести свой значительный вклад в развитие этого гармонично развитого общества.
Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мир-зиёев на расширенном заседании Республиканского совета духовности и просвещения, состоявшемся 22 декабря 2023 года, отмечая важность вопросов духовности и просвещения, сказал: «Сегодня духовность должна быть на десять шагов впереди других сфер, духовность должна стать новой силой, новым движением» [2].
Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества. Это и важнейший фактор поддержания идентичности и духовной жизни народа. Высокая значимость культурного наследия делает его охрану одним из основных направлений культурной политики как на национальном, так и международном уровне. Поэтому вопросы развития культуры в последнее время широко освещаются, принимаются новые меры, нацеленные на ее поддержку.
Сегодня для нашей страны имеет большое значение углубление и расширение международных отношений и сотрудничества в сфере культуры и искусства потому, что ничто так не объединяет людей, как искусство и культура. Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев: «Там, где преобладают взаимоотношения в сфере сотрудничества, торговли, творчества, науки и искусства, доминируют общечеловеческие ценности, там будет
возрастать благоденствие, народы будут жить в мире и благополучии» [2].
В подтверждение этих слов главы государства необходимо отметить, что Государственный институт искусств и культуры Узбекистана имеет соглашения о сотрудничестве и меморандумы с более чем 50 высшими учебными заведениями таких стран, как Великобритания, Франция, Россия, Китай, Турция, Республика Корея, Грузия, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В частности, в качестве примеров можно привести Российский институт театрального искусства, Казанский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения и другие.
В настоящее время в институте работают профессора и преподаватели из Республики Корея и Республики Казахстан, обучая студентов, обмениваясь опытом своих стран.
Рассматривая социально-культурные условия развития межкультурной коммуникации в молодежной среде, следует отметить, что особую роль в их формировании играет поликультурное образование. Так, в мировой педагогике выделяют такие подходы к пониманию сущности поликультурного образования подрастающего поколения (в том числе учащихся общеобразовательных и высших учебных заведений):
• аккультурационный - поликультурное образование рассматривается как полиэтническое, связанное с нормализацией отношений между этнически разными группами и индивидами;
• диалоговый - основывается на диалогичности отношений различныхкультур, на идеях открытости, толерантности, культурного плюрализма, охватывает воспитание культуры межнациональных отношений путем раскрытия культурных достижений других народов и овладение соответствующими знаниями;
• социально-психологический - рассматривает поликультурное образование как особый способ формирования определенных социальноустановоч-ных и ценностно-ориентированных склонностей, коммуникативных и эмпатических умений, которые позволяют личности осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие, понимать другие культуры, проявлять терпимость к их носителям.
Исследуя поликультурное образование молодежи в условиях образовательно-воспитательной среды, исследователи рассматривают его как: педагогический процесс в обществе, который характеризуется разнообразием культур; компонент поликультурного образования; составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов и т.д. Оно базируется на принципах гуманизма, свободы, равенства, социальной справедливости, осуществляется на основе концепций мультикультурализма, транскуль-турализма, культурного плюрализма и национальной идеи.
Также проведен ряд работ по повышению научного потенциала института, ускорению исследований в данной области. В вузе действует Специализированный ученый совет, присуждающий ученые степени в области искусствоведения.
№ 11 (125)
UNIVERSUM:
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ноябрь, 2024 г.
Хотя основное внимание института сосредоточено на творческих направлениях, в республиканских и зарубежных изданиях регулярно публикуются статьи и тезисы педагогов, отражающие актуальные вопросы и содержащие проблемы разных видов искусств.
В системе Google Scholar можно наблюдать, что уровень цитирования международных научных публикаций профессоров и преподавателей института растет из года в год.
При этом были определены задачи, которые предстоит решить в дальнейшем в целях повышения научного потенциала института. Потому что развитие любой области тесно связано с ее устойчивой научной и теоретической базой.
В целом, цель каждого сотрудника - работать в соответствии с проводимыми в нашей стране масштабными реформами, воспитывать свежие, молодые, креативные творческие кадры, поддерживающие эти реформы.
Реализация этих целей позволит повысить рейтинг института не только в нашей стране, но и в среде престижных высших учебных заведений мирового уровня.
В частности, планируется обеспечить 10-15 % профессорско-преподавательского состава стажировкой за рубежом и повысить свою квалификацию за счет развития отношений сотрудничества с ведущими зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями в данной области.
В дальнейшем в целях углубления интеграции науки и производства, повышения и поощрения интереса молодежи к научной деятельности защита диссертаций будет проводиться на основе бинарной системы.
Кроме того, его целью является поиск и поощрение талантливой молодежи, а также дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства, проведение каждые два года среди студентов международных конкурсов театрального, музыкального, танцевального и фольклорного искусства с тем, чтобы вывести их на мировой уровень.
Это очень важно для студентов, чтобы они могли получить мотивацию и стремление своего собственного пути в будущем.
Буквально в любой стране, которая заботится о личностном росте и стремится построить справедливое общество, на культуру возлагают большие надежды. Это объясняется развитием науки, возрождением общественной жизни, утверждением принципов справедливости в периоды Первого и Второго Ренессанса и, конечно, особым местом, уделяемым культуре и искусству в обществе.
Институт принимает активное участие в таких мероприятиях, как Международный фестиваль искусства маком, Международный фестиваль искусства бахши, Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари», Международный танцевальный фестиваль «Лазги» и эти значимые события искусства получают все больше внимания и признания всего мира. Кроме того, эти праздники искусства служат
взаимодействию и взаимовлиянию всех видов искусств народов. Студенты института также принимают участие в этих мероприятиях.
Международная организация тюркской культуры ТЮРКСОЙ, объединяет тюркские страны и регионы. Основной целью позиционируется «сотрудничество между тюркскими народами для сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов. В рамках этой организации проводится Международных студенческий театральный фестиваль «Мир тюрков» [2], где студенты ГИИКУз принимают участие, демонстрируя свое исполнительское мастерство. Один из фестивалей был проведен в стенах института.
В 2023 году в Узбекистане впервые прошел фестиваль «Международный фестиваль студенческих театров тюркского мира». Государственный институт искусства и культуры Узбекистана принял около 100 гостей и театральных коллективов из Турции, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана. В ходе фестиваля спектакли на различные темы были представлены приезжими театральными коллективами из каждой страны. Кроме того, мастер-классы проводили квалифицированные театроведы. Также вниманию гостей была представлена выставка народных промыслов, столярных и национальных текстильных изделий. Для участников фестиваля были организованы поездки по достопримечательностям столицы Ташкента.
Были организованы экскурсии в Государственный музей истории Узбекистана и истории Тимуридов. Кроме того, ректоры вузов культуры и искусства из стран-побратимов ознакомились с деятельностью всех высших учебных заведений, специализирующихся в области культуры и искусства в нашей стране. Участвующие в фестивале театроведы и студенты были награждены в различных номинациях. Сувениры и награды победителям и призёрам торжественно вручили Министр культуры Республики Узбекистан Озодбек Назарбеков и руководитель организации ТЮРКСОЙ Султан Раев. Не будет преувеличением сказать, что этот фестиваль стал важным шагом в ознакомлении мира с узбекской культурой и искусством, а также в укреплении дружбы и братства среди молодежи тюркского мира.
Таким образом, резюмируя можно сказать, что в стране происходит значимые события в узбекском искусстве и культуре. В корне меняется направление их развития. Глава государства выдвигает все новые инициативы и новые большие возможности для всей культуры страны, что позволит для формирования новой культуры и искусства Нового Узбекистана, которые будут сочетать общечеловеческие и национальные традиции на благо нашего народа.
Каждое изменение и обновление осуществляется по пожеланиям, по потребностям и запросам нашего народа.
Словом, искусство и культура сегодня становятся все более популярными, развиваются в гармонии с реформами, реализуемыми в Новом Узбекистане, и становятся важным звеном, которое служит сути этих реформ.
№ 11 (125)
UNIVERSUM:
ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ноябрь, 2024 г.
Список литературы:
1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память и политическая идентичность в высоких культурах древности. -М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.uz/ru/lists/view/6941(дата обращения: 11.10.2023).