Научная статья на тему 'ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гендерное равенство / гендерное образование / законодательная и нормативно-правовая база / гендерная экспертиза / высшее образование / постсоветские страны. / gender equality / gender education / legislative and regulatory framework / gender expertise / higher education / post-Soviet countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришак С. Н.

Введение. Актуализируется целесообразность изучения и всестороннего анализа опыта продвижения идеи гендерного равенства и распространения гендерных знаний в системе высшего образования постсоветских стран посредством национального законодательства. При этом гендерное равенство подразумевает равные права, обязанности и возможности обоих полов, а усилия по его продвижению способствуют осознанию, что права, ответственность и возможности любого человека не должны ограничиваться рамками пола. Цель статьи. Проанализировать законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы высшего образования постсоветских стран как основы для решения проблемы гендерного неравенства в высшей школе и расширения знаний о гендерных проблемах и выявить положительные практики, способствующие продвижению гендерного равенства в образовательной сфере, а также содействующие развитию гендерного образования. Методы исследования. Использованные в статье методы обусловлены сравнительным характером исследования, поэтому основными являются метод контент-анализа, направленный на обработку нормативно-правовой базы с позиции гендерной перспективы, и метод сравнительного анализа, позволивший выявить лучшие практики постсоветских стран в продвижении идеи гендерного равенства в системе высшего образования. Использование общенаучных теоретических методов позволило систематизировать и обобщить полученные результаты и сформулировать выводы к статье. Результаты исследования. Установлено, что внедрению гендерной составляющей в образовательный процесс высшей школы постсоветских стран способствовало усовершенствование регулятивной законодательной и нормативно-правовой базы в соответствии с принципами гендерного равенства, разработка специальной законодательной и нормативно-правовой базы по гендерному равенству, проведение гендерной экспертизы законодательства непосредственно в сфере образования. Заключение. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования постсоветских стран по каждому из этих направлений позволило выявить ряд положительных практик, способствующих обеспечению гендерного равенства в образовании, развитию гендерного образования, которые могут служить примером для любой страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTING OF GENDER EQUALITY IDEA IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Introduction. The expediency of studying and comprehensive analysis of the experience of promoting the gender equality idea and disseminating gender knowledge in the higher education system of post-Soviet countries through national legislation is actualized. Gender equality implies equal rights, responsibilities and opportunities for women and men as well, and efforts of its promotion contribute to the awareness that the rights, responsibilities and opportunities of any person should not be limited to gender. Purpose of the article. To analyze the legislative and regulatory framework of the higher education system in the post-Soviet countries as a basic basis for solving the problem of gender inequality in higher education and expanding knowledge about gender issues and to establish best practices that promote gender equality in the educational sphere, as well as facilitate the development of gender education. Research methods. The research methods used in the article are determined by the comparative nature of the study, therefore the main ones are the method of content analysis, aimed at processing the regulatory framework from a gender perspective and the method of comparative analysis, which made it possible to identify the best practices of the post-Soviet countries in promoting gender equality idea in the higher education system. … The use of general scientific theoretical methods helped to systematize and generalize the results obtained and to formulate conclusions for the article. Results. It was established that the implementation of the gender component in the educational process of higher education system was supported by the improvement of the legislative and regulatory framework in accordance to the principles of gender equality, the creation of a target legislative and regulatory framework for gender equality, and the conduct of gender expertise of legislation directly in the field of education. Conclusion. The analysis of the legislative and regulatory framework of the post-Soviet countries higher education system in each of these areas allowed us to identify a number of positive practices that contribute to promoting gender equality in education and the development of gender education as well. In turn this experience can serve an example for any country of post-Soviet region.

Текст научной работы на тему «ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 378.014.53-055.1-055.2-023.723

С. Н. Гришак

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры английской и восточной филологии, Луганский государственный педагогический университет, г. Луганск E-mail: svetlanagrishak@ mail.ru

Svetlana Grishak

Dr. Sc. (Education), Associate Professor, Professor of the Chair of English and Oriental Philology, Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia

ПРОДВИЖЕНИЕ ИДЕИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение. Актуализируется целесообразность изучения и всестороннего анализа опыта продвижения идеи гендерного равенства и распространения гендерных знаний в системе высшего образования постсоветских стран посредством национального законодательства. При этом гендерноеравенство подразумевает равные права, обязанности и возможности обоих полов, а усилия по его продвижению способствуют осознанию, что права, ответственность и возможности любого человека не должны ограничиваться рамками пола.

Цель статьи. Проанализировать законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы высшего образования постсоветских стран как основы для решения проблемы гендерного неравенства в высшей школе и расширения знаний о гендерных проблемах и выявить положительные практики, способствующие продвижению гендерного равенства в образовательной сфере, а также содействующие развитию гендерного образования.

Методы исследования. Использованные в статье методы обусловлены сравнительным характером исследования, поэтому основными являются метод контент-анализа, направленный на обработку нормативно-правовой базы с позиции гендерной перспективы, и метод сравнительного

Как цитировать статью: Гришак С. Н. Продвижение идеи гендерного равенства в системе высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, № 4 (77). С. 74-85. БО! 10.24412/2224-0772-2021-77-74-85

анализа, позволивший выявить лучшие практики постсоветских стран в продвижении идеи гендерного равенства в системе высшего образования. Использование общенаучных теоретических методов позволило систематизировать и обобщить полученные результаты и сформулировать выводы к статье.

Результаты исследования. Установлено, что внедрению гендерной составляющей в образовательный процесс высшей школы постсоветских стран способствовало усовершенствование регулятивной законодательной и нормативно-правовой базы в соответствии с принципами гендерного равенства, разработка специальной законодательной и нормативно-правовой базы по гендерному равенству, проведение гендерной экспертизы законодательства непосредственно в сфере образования.

Заключение. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования постсоветских стран по каждому из этих направлений позволило выявить ряд положительных практик, способствующих обеспечению гендерного равенства в образовании, развитию гендерного образования, которые могут служить примером для любой страны.

Ключевые слова: гендерноеравенство, гендерное образование, законодательная и нормативно-правовая база, гендерная экспертиза, высшее образование, постсоветские страны.

Введение. Проблема продвижения идеи гендерного равенства в сфере высшего образования постсоветских стран со времен создания независимых государств и по сей день остается чрезвычайно актуальной, так как образование выступает, как справедливо утверждают исследователи, «ключевой целью для гендерного равенства, поскольку оно влияет на средства трансформации общественных норм, знаний и умений» [1, с. 115]. В этом контексте трудно переоценить роль высшей школы, в круг задач которой входит не только подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности, но и формирование их личности как активных граждан общества (Н. Борытко, В. Березина, Н. Кузьмина, Н. Щуркова и др.). Имея возможности и необходимые инструменты для повышения сознания студентов о том, что для современного общества характерны несбалансированные властные отношения между мужчинами и женщинами, юношами и девушками, приводящие к гендерному неравенству в публичной и приватной сферах их жизни и ограничивающие самореализацию личности рамками пола, высшее образование выступает важной платформой для

продвижения гендерной идеологии и развития гендерного образования и является безусловным агентом социальных изменений и обеспечению гендерного равенства. При этом, как утверждают ученые-гендерологи, «гендерное образование молодого поколения рассматривается как исследователями, так и педагогами-практиками в качестве основного средства преодоления дискриминации и неравенства, стратегии изменения тендерных представлений и идеалов населения» [20, с. 242].

Отметим, что содержательный анализ идеи гендерного равенства в качестве теоретической основы профессиональной подготовки будущих специалистов выявил существование разногласий в трактовках и осмыслении понятия в соответствии с различными идеологическими доктринами и политическими течениями [5]. В данной статье мы склонны придерживаться определения понятия, предложенного Европейским институтом гендерного равенства (The European Institute for Gender Equality, EIGE), в глоссарии которого гендерное равенство означает «Равные права, обязанности и возможности женщин и мужчин, девочек и мальчиков» [22]. Нужно отметить, что синонимами этого понятия, как отмечено на сайте EIGE, выступают равенство между женщинами и мужчинами (equality between women and men), равенство женщин и мужчин (equality of women and men) [22].

В дополнение к определению утверждается, что равенство не означает, что мужчины и женщины должны быть одинаковыми [22], в то время как их права, обязанности и возможности не должны зависеть от их пола. Гендерное равенство подразумевает «учет интересов, потребностей и приоритетов как женщин, так и мужчин», признавая разнообразие и в самих группах, будь то женская либо мужская. Более того, как утверждается в глоссарии EIGE, равенство между женщинами и мужчинами признано проблемой прав человека, а также предпосылкой и показателем устойчивого развития, ориентированного на интересы людей [22].

Целесообразность изучения опыта продвижения идеи гендерного равенства в высшем образовании постсоветских стран, несмотря на определенные различия их современного политического, социально-экономического и культурно-идеологического развития, обосновывается наличием у них общей истории в составе единого государства (Российская империя, СССР), вследствие чего страны имеют ряд общих функциональных черт систем образования, включая и высшее, и практически идентичные гендерные проблемы в этой сфере; для всех стран характерны сходные теоретические предпосылки появления гендерных

исследований и проблемы их легитимации в высшей школе. Кроме того, их объединяют общие требования и стандарты, установленные как международными (ООН, ЮНЕСКО и др.), так и региональными (Совет Европы и др.) организациями в направлении признания приоритета гендерного равенства и распространения гендерной идеологии в национальных государствах — членах этих организаций.

Одновременно необходимо признать, что каждая из постсоветских стран приобрела определенный опыт становления и развития гендерного образования, который обусловлен различным уровнем проведения гендерных исследований, разными возможностями реализации национальных гендерных программ и разной степенью внедрения гендерного компонента в педагогический процесс, что, на наш взгляд, и обосновывает необходимость изучения и всестороннего анализа как позитивных, так и негативных практик каждой из стран в направлении интеграции идеи гендерного равенства в высшей школе.

Изучение опыта развития гендерного образования в каждой отдельно взятой стране постсоветского пространства [6] позволило выделить те сферы, преобразования в которых в направлении продвижения идеи гендерного равенства в наибольшей степени способствовали внедрению гендерной составляющей в образовательный процесс. Одной из таких сфер мы считаем сферу нормативно-правового обеспечения функционирования системы высшего образования.

Цель статьи. Проанализировать законодательное и нормативно-правовое обеспечение системы высшего образования постсоветских стран как основы для решения проблемы гендерного неравенства в высшей школе и расширения знаний о гендерных проблемах и выявить положительные практики, способствующие продвижению гендерного равенства в образовательной сфере и содействующие развитию гендерного образования.

Результаты исследования. Стоит отметить, что сфера нормативно-правового обеспечения системы высшего образования всех постсоветских стран с самого начала обретения ими независимости подверглась изменениям в целом, в контексте же продвижения идеи гендерного равенства хотелось бы выделить ряд направлений:

1) усовершенствование регулятивной законодательной и нормативно-правовой базы с учетом принципов гендерного равенства, то есть включение в законодательство высшей школы положений о равенстве женщин и мужчин;

2) создание специальной законодательной и нормативно-правовой базы по гендерному равенству, непосредственно нацеливающей страны на реализацию принципа равенства мужчин и женщин в разных сферах жизнедеятельности, включая и систему высшего образования, ориентируя последнюю на расширение знаний о гендерных проблемах и развитие гендерного образования;

3) проведение гендерной экспертизы законодательства, обусловленное ратификацией созданными государствами международных соглашений по обеспечению равенства между полами.

В направлении усовершенствования регулятивной законодательной и нормативно-правовой базы с учетом принципов гендерного равенства в сфере высшего образования характерной чертой всех без исключения стран стало:

- конституционное закрепление принципа равенства полов в доступе к высшему образованию;

- обеспечение в нормативно-правовой базе, регулирующей отношения в системе образования, равных прав на получение высшего образования независимо от половой принадлежности.

Что же касается отличительных черт, то отдельно в этом направлении следует отметить опыт Республики Беларусь, в законодательство об образовании которой непосредственно имплементирован гендерный компонент. Так, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, который является общим законом для всей сферы образования, включая высшее, гендерное воспитание определено составной частью воспитания учащейся и студенческой молодежи (ч. 5.7 статьи 18) [8]. Кроме Кодекса, содержание воспитания и методологические подходы к воспитанию, в том числе и гендерному, определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи [10] и в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. [15]

Однако анализ указанных выше документов [8; 10; 15] показал, что представленное в них определение гендерного воспитания является тождественным понятию поло-ролевого воспитания, потому что оно, как следует из Концепции, направлено на «воспроизводство соответствующего социального опыта», «закрепление гендерных ролей», «формирование понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли» [10, с. 33-34]. Несмотря на это, опыт закрепления гендерных стандартов в законодательстве об образовании может слу-

жить показательным примером другим странам постсоветского региона для внедрения в правовую регулятивную базу их систем образования.

Что касается создания специальной законодательной и нормативно-правовой базы по гендерному равенству, то в этом направлении в большинстве постсоветских стран приняты специальные гендерно-ориентированные законы и стратегические документы, где определены принципы государственной политики в отношении равенства женщин и мужчин в разных сферах жизнедеятельности, включая и высшее образование, и определены направления на внедрение гендерных знаний в систему образования и просвещения общества. Исключение составляют такие страны, как Беларусь, Россия, Узбекистан, в которых специальные законы в области обеспечения равенства женщин и мужчин, несмотря на наличие их проектов, не приняты, и Латвия, где нормы гендерного равенства включены во все имеющиеся законодательные акты.

Изучение, анализ и обобщение опыта постсоветских стран в направлении создания специальной законодательной и нормативно-правовой базы по гендерному равенству, ориентированной на обеспечение равенства женщин и мужчин в образовании, а также функционирование гендерного образования, позволило выявить ряд положений, закрепленных в нормативно-правовых актах и законах, обязывающих проводить специальные мероприятия, направленные на сбалансированное представительство женщин и мужчин в специфических профессиях, где выявлено явное превышение одного из полов, путем использования действующих механизмов в образовании:

- перепрофилирование — профессиональная переподготовка специалистов, способствующая устранению дисбаланса и гендерной сегрегации в профессиональной сфере [9];

- принятие временных специальных мер для выравнивания баланса представительства юношей и девушек на определенных специальностях [13; 14];

- поощрение учащейся и студенческой молодежи выбирать нестандартные для женщин и мужчин сферы обучения, профессии путем предоставления информации относительно гендерного равенства при планировании и поиске работы (профессии) [11; 21]; поощрение мужчин к продолжению образования в высшей школе и т.п. [11]

Следует отметить в этом направлении и опыт Республики Таджикистан, в которой для решения проблемы обеспечения равных возможностей

в получении высшего образования и снижения гендерного неравенства в стране с 1997 года рядом правительственных постановлений введен механизм квотирования приема девушек в учреждения высшего образования Таджикистана.

Особого внимания в направлении создания специальной законодательной и нормативно-правовой базы по гендерному равенству, направленной на обеспечение равенства женщин и мужчин в образовании, а также развитие гендерного образования, заслуживают специально разработанные программные документы, непосредственно направленные на продвижение гендерного равенства в образовании и науке. Так, в Литовской Республике в 2008 году принята Стратегия по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин в науке (лит. "Мо1ег^ п ууг^ 1у§!Щ даНтуЬщ игйклшто токзк 81га1едуа"), где сформулирован ряд задач и мер, которые необходимо решить в литовской системе высшего образования для продвижения гендерного равенства [4]. Несмотря на то, что Стратегия «в первую очередь направлена на установление равенства в научном сообществе страны», исследователи полагают, что в будущем результаты ее практической реализации окажут «положительное воздействие не только на достижение гендерного баланса в различных направлениях высшего образования, но и на создание гендерно нейтральной обстановки для занятий и юношей, и девушек» [4, с. 113].

Обратим внимание, что попытки принять программные документы, нацеленные на продвижение гендерного равенства непосредственно в сфере образования, имеют место и в других странах постсоветского пространства. Например, в 2015 г. в Украине инициативной группой, созданной на базе Министерства образования, была разработана (вначале до 2020 года), а затем переработана Стратегия внедрения гендерного равенства и недискриминации в сфере образования «Образование: гендерное измерение — 2021» (Гендерная стратегия), которая, несмотря на одобрение правительственным комитетом в 2019 г., не была принята в установленном законом порядке и так и осталась на стадии проекта. Тем не менее, как положительное нужно отметить, что в проекте Тендерной стратегии определяются базовые принципы, цели, стратегические цели, задачи, целевые группы, сферы внедрения и реализации государственной политики гендерного равенства и недискриминации в образовании [18].

Среди эффективных мер, способствующих не только продвижению идеи гендерного равенства в образовании, но и развитию гендерного

образования в целом, считаем внесение в Закон Республики Казахстан «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» положения (статья 12), которым государство гарантирует получение гендерного образования «в соответствии с реализацией государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин» [12]. Более того, в Концепции гендерной и семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года для авторов и преподавателей элективных курсов профильной подготовки как необходимая закрепляется норма разработки единого теста гендерной компетентности (ЕТГК) [9].

Отдельного внимания заслуживает опыт Киргизской Республики, которая на сегодняшний момент является единственной страной, где в 2015 году был разработан государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению «Педагогическое образование» (бакалавриат и магистратура), в котором в профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник, получивший академическую степень «бакалавр», включен гендерный компонент. Так, в документе одним из принципов личностно-ориен-тированного образования и образования для устойчивого развития, в соответствии с которыми молодой специалист должен формировать оптимальные условия для образовательного процесса, определен гендер. Кроме того, проектируемым результатом изучения базовой части цикла гуманитарных, социально-экономических дисциплин являются умения выпускника руководствоваться в своей профессиональной деятельности принципами гендерного равенства [3].

Продвижение гендерного равенства и гендерной идеологии в системе образования любого государства постсоветского пространства невозможно без соответствующего обновления и усовершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, которая, в свою очередь, нуждается в систематической гендерной экспертизе. Осуществление этой процедуры закреплено в законах о гендерном равенстве ряда постсоветских стран (Армения, Грузия, Киргизия, Молдова, Украина), практический же опыт по проведению гендерной экспертизы законодательства и других нормативных правовых актов в сфере образования, в том числе и высшего, имеют лишь некоторые государства: Республика Беларусь, 2015 [16]; Республика Казахстан, 2009 [17]; Киргизская Республика, 2015 [2]; Российская Федерация, 2006 [19]; Украина, 2012 [7].

Итак, все вышеизложенное позволяет отметить позитивный опыт некоторых постсоветских стран в продвижении гендерного равенства и распространении гендерных знаний в системе высшего образования посредством усовершенствования и разработки национальной законодательной и нормативно-правовой базы, который может быть использован в качестве примера для любой другой постсоветской страны:

- включение в нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в системе образования, гендерного воспитания как составляющей общей системы воспитания (Беларусь);

- внесение гендерного компонента в ГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (Кыргызстан);

- законодательное гарантирование гендерного образования; на уровне программных документов закрепление как нормы разработку единого теста гендерной компетентности для преподавателей гендерных курсов (Казахстан);

- правовое закрепление механизма квотирования (Таджикистан) и временных мер (Эстония, Литва, Молдова) для обеспечения сбалансированного представительства женщин и мужчин в высшем образовании и в специфических профессиях, где наблюдается количественное превышение одного из полов;

- разработка долгосрочных стратегий продвижения гендерного равенства в научно-исследовательской сфере (Литва), в образовании (на стадии проекта) (Украина);

- проведение гендерной экспертизы нормативно-правового обеспечения сферы образования в целом и высшей школы в частности (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Украина).

Литература

1. Гендерная интеграция. Возможности и пределы социальных инноваций / ред.-сост. О. Б. Савинская, Е. В. Кочкина, Л. Н. Федорова. СПб.: Алетейя, 2004. 298 с.

2. Гендерный анализ Национального законодательства Кыргызской Республики в сфере образования // Информационный бюллетень экологического движения «БИОМ». 2015. № 8. С. 7081 [Электронный ресурс]. URL: http://www.biom.kg/informatory/publications/5812cb34a6016dcc8ae 57a6f (дата обращения: 14.04.2021).

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» — бакалавриат и магистратура. Бишкек, 2015. 350 с. [Электронный ресурс]. URL: https://soros.kg/srs/wp-content/uploads/2019/08/ Gosstandary-_ VPO_bakalavriat-i-magistratura.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

4. Грибанова Г. И., Насонкин В. В. Гендерные аспекты государственной политики в образовании (на примере стран Европейского союза): монография. М.: Белый ветер, 2014. 149 с.

5. Гришак С. М. Пвдготовка майбутшх спещалюпв сощально! сфери до реалiзацii вде! ген-

дерно'1 piBHOCTi в професiйнiй дiяльностi (Подготовка будущих специалистов социальной сферы к реализации идеи гендерного равенства в профессиональной деятельности): дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.05. Луганськ, 2007. 269 с.

6. Гришак С. М. Розвиток гендерно'1 осв™ у вищш школi пострадянських краш: моно-графiя (Развитие гендерного образования в высшей школе постсоветских стран: монография). Старобшьськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ iменi Тараса Шевченка», 2018. 512 с.

7. Доротна Т. О. Теорiя i практика гендерно'1 освiти i виховання учшвсько'1 молодi в на-вчальних закладах Украши (II половина ХХ — початок ХХ1 столтя) (Теория и практика гендерного образования и воспитания учащейся молодежи в учебных заведениях Украины (II половина ХХ — начало XXI века)): дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. 3апорiжжя, 2012. 524 с.

8. Кодекс Республики Беларусь об образовании № 243-3 от 13 января 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (дата обращения: 14.04.2021).

9. Концепция гендерной и семейной политики в Республике Казахстан до 2030 года: Указ Президента РК от 6 декабря 2016 г. № 384 [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=37778759 (дата обращения: 14.04.2021).

10. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15 июля 2015 г. Минск, 2015. 39 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mogileviro.by/wp-content/uploads/mat_otdelov/vospit/ concepc_NeprVosp.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

11. О гендерном равноправии: Закон Эстонской Республики от 7 апреля 2004 года (с изм. и дополн. по сост. на 20.01.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://infosila.ee/main/1398-zakonodatelstvo-estonii-na-russkom-yazyke.html (дата обращения: 14.04.2021).

12. О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2009 г. № 223-IV [Электронный ресурс]. URL: http://www. gender.cawater-info.net/publications/ pdf/gender_kaz6_rus.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

13. О Национальной стратегии КР по достижению гендерного равенства до 2020 года и Национальном плане действий по достижению гендерного равенства в КР: Постановление правительства КР № 443 от 27 июня 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kg.undp.org/con-tent/dam/kyrgyzstan/Publications/gender/ NAP_GE_RUS.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

14. Об обеспечении равных возможностей для женщин и мужчин: Закон Республики Молдова № 5-XVI от 9 февраля 2006 г. (с изм. и дополн. по сост. на 24.05.2018) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30622825 (дата обращения: 14.04.2021).

15. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг.: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 г. № 312 [Электронный ресурс]. URL: https://adu.by/images/ 2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf (дата обращения: 14.04.2021).

16. Саскевич В. С. Отчет о результатах анализа законодательства Республики Беларусь, регулирующего отношения в сфере высшего образования, на предмет гендерного равенства. Минск: Юнипак, 2015. 24 с.

17. Соловьева Г. Г., Юнусова М. С., Тайшикова К. Ж. Гендерный анализ закона «Об образовании» Республики Казахстан // Бтм беру ЖYЙесiндегi этнопедагогика. 2009. № 5/6. С. 55-59.

18. Стратепя упровадження гендерно'1 рiвностi та недискримшацп у сферi осв™ «Осв^а: гендерний вимiр — 2020» (Проект) (Стратегия внедрения гендерного равенства и недискриминации в сфере образования «Образование: гендерное измерение — 2020») // Гендерна парадигма освпнього простору / за заг. ред. Дороншо'1 Т. О. Кривий Рт ВЦ КДПУ. 2016. № 3-4. С. 7-21.

19. Штылева Л. В. Гендерные аспекты политики Российской Федерации в области образования (конец ХХ — начало ХХ! в.) // Женщина в российском обществе. 2006. № 3. С. 61-71.

20. Штылева Л. В., Ключко О. И. Гендерные трансформации в ментальности современных российских школьниц // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 240-255. D0I:10.32744/pse.2019.2.18.

21. National Programme on Equal Opportunities for Women and Men 2015-2021 (Lithuania) // GenPORT [Электронный ресурс]. URL: https://www.genderportal.eu/resources/national-programme-equal-opportunities-women-and-men-2015-2021-lithuania (дата обращения: 14.04.2021).

22. The glossary and thesaurus // European Institute for Gender Equality [Электронный ресурс]. URL: https://eige.europa.eu/thesaurus/terms/1168 (дата обращения: 14.04.2021).

PROMOTING OF GENDER EQUALITY IDEA IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

Introduction. The expediency of studying and comprehensive analysis of the experience of promoting the gender equality idea and disseminating gender knowledge in the higher education system of post-Soviet countries through national legislation is actualized. Gender equality implies equal rights, responsibilities and opportunities for women and men as well, and efforts of its promotion contribute to the awareness that the rights, responsibilities and opportunities of any person should not be limited to gender.

Purpose of the article. To analyze the legislative and regulatory framework of the higher education system in the post-Soviet countries as a basic basis for solving the problem of gender inequality in higher education and expanding knowledge about gender issues and to establish best practices that promote gender equality in the educational sphere, as well as facilitate the development of gender education.

Research methods. The research methods used in the article are determined by the comparative nature of the study, therefore the main ones are the method of content analysis, aimed at processing the regulatory framework from a gender perspective and the method of comparative analysis, which made it possible to identify the best practices of the post-Soviet countries in promoting gender equality idea in the higher education system. ... The use of general scientific theoretical methods helped to systematize and generalize the results obtained and to formulate conclusions for the article.

Results. It was established that the implementation of the gender component in the educational process of higher education system was supported by the improvement of the legislative and regulatory framework in accordance to the principles of gender equality, the creation of a target legislative and regulatory framework for gender equality, and the conduct of gender expertise of legislation directly in the field of education.

Conclusion. The analysis of the legislative and regulatory framework of the post-Soviet countries higher education system in each of these areas allowed us to identify a number of positive practices that contribute to promoting gender equality in education and the development of gender education as well. In turn this experience can serve an example for any country of post-Soviet region.

Keywords: gender equality, gender education, legislative and regulatory framework, gender expertise, higher education, post-Soviet countries.

References

• Doronina T. O. Teoriia i praktyka hendernoi osvity i vykhovannia uchnivskoi molodi v navchalnykh zakladakh Ukrainy (II polovyna XX — pochatok XXI stolittia) (Teoriya i praktika gendernogo obra-zovaniya i vospitaniya uchashchejsya molodezhi v uchebnyh zavedeniyah Ukrainy (II polovina XX — nachalo XXI veka)): dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.01. Zaporizhzhya, 2012. 524 s.

• Gendernaya integraciya. Vozmozhnosti i predely social'nyh innovacij / red.-sost. O. B. Savinskaya, E. V. Kochkina, L. N. Fedorova. SPb.: Aletejya, 2004. 298 s. [In Rus].

• Gendernyj analiz Nacional'nogo zakonodatel'stva Kyrgyzskoj Respubliki v sfere obrazovaniya // Informacionnyj byulleten' ekologicheskogo dvizheniya «BIOM». 2015. № 8. S. 70-81 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.biom.kg/informatory/publications/5812cb34a6016dcc8ae57a6f (data obrash-cheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• The glossary and thesaurus // European Institute for Gender Equality [Elektronnyj resurs]. URL: htt-ps://eige.europa.eu/thesaurus/terms/1168 (data obrashcheniya: 14.04.2021).

• Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» — bakalavriat i magistratura. Bishkek, 2015. 350 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://soros.kg/srs/wp-content/uploads/2019/08/Gosstandary-_VP0_bakalavriat-i-ma-

I C. Н. fpwmaK

gistratura.pdf (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• Gribanova G. I., Nasonkin V. V. Gendernye aspekty gosudarstvennoj politiki v obrazovanii (na primere stran Evropejskogo soyuza): monografiya. M.: Belyj veter, 2014. 149 s. [In Rus].

• Gryshak S. M. Pidhotovka maibutnikh spetsialistiv sotsialnoi sfery do realizatsii idei hendernoi riv-nosti v profesiinii diialnosti (Podgotovka budushchih specialistov social'noj sfery k realizacii idei gen-dernogo ravenstva v professional'noj deyatel'nosti): dis. ... kand. ped. nauk: spec. 13.00.05. Lugans'k, 2007. 269 s.

• Gryshak S. M. Rozvytok hendernoi osvity u vyshchii shkoli postradianskykh krain: monohrafiia (Razvitie gendernogo obrazovaniya v vysshej shkole postsovetskih stran: monografiya). Starobil's'k: Vid-vo DZ «LNU imeni Tarasa Shevchenka», 2018. 512 s.

• Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii № 243-Z ot 13 yanvarya 2011 g. [Elektronnyj resurs]. URL: htt-ps://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243 (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• Koncepciya gendernoj i semejnoj politiki v Respublike Kazahstan do 2030 goda: Ukaz Prezidenta RK ot 6 dekabrya 2016 g. № 384 [Elektronnyj resurs]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=37778759 (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• Koncepciya nepreryvnogo vospitaniya detej i uchashchejsya molodezhi: Postanovlenie Ministerstva obrazovaniya Respubliki Belarus' № 82 ot 15 iyulya 2015 g. Minsk, 2015. 39 s. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mogileviro.by/wp-content/uploads/mat_otdelov/vospit/ concepc_NeprVosp.pdf (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• National Programme on Equal Opportunities for Women and Men 2015-2021 (Lithuania) // GenPORT [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.genderportal.eu/resources/national-programme-equal-op-portunities-women-and-men-2015-2021-lithuania (data obrashcheniya: 14.04.2021).

• O gendernom ravnopravii: Zakon Estonskoj Respubliki ot 7 aprelya 2004 goda (s izm. i dopoln. po sost. na 20.01.2019) [Elektronnyj resurs]. URL: https://infosila.ee/main/1398-zakonodatelstvo-esto-nii-na-russkom-yazyke.html (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• O gosudarstvennyh garantiyah ravnyh prav i ravnyh vozmozhnostej muzhchin i zhenshchin: Zakon Respubliki Kazahstan ot 8 dekabrya 2009 g. № 223-IV [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gender. cawater-info.net/publications/ pdf/gender_kaz6_rus.pdf (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• O Nacional'noj strategii KR po dostizheniju gendernogo ravenstva do 2020 goda i Nacional'nom plane dejstvij po dostizheniju gendernogo ravenstva v KR: Postanovlenie pravitel'stva KR № 443 ot 27 ijun-ja 2012 g. [Elektronnyj resurs] URL: http://www.kg.undp.org/content/dam/kyrgyzstan/Publications/ gender/ NAP_GE_RUS.pdf (data obrashhenija: 14.04.2021). [In Rus].

• Ob obespechenii ravnyh vozmozhnostej dlya zhenshchin i muzhchin: Zakon Respubliki Moldova № 5-XVI ot 9 fevralya 2006 g. (s izm. i dopoln. po sost. na 24.05.2018) [Elektronnyj resurs]. URL: https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=30622825 (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• Programma nepreryvnogo vospitaniya detej i uchashchejsya molodezhi na 2021-2025 gg.: Postanovlenie Ministerstva obrazovaniya Respubliki Belarus' ot 31.12.2020 g. № 312 [Elektronnyj resurs]. URL: https://adu.by/images/ 2021/03/programma-vospitaniya-2021-2025.pdf (data obrashcheniya: 14.04.2021). [In Rus].

• Saskevich V. S. Otchet o rezul'tatah analiza zakonodatel'stva Respubliki Belarus', reguliruyushchego ot-nosheniya v sfere vysshego obrazovaniya, na predmet gendernogo ravenstva. Minsk: Yunipak, 2015. 24 s. [In Rus].

• Shtyleva L. V. Gendernye aspekty politiki Rossijskoj Federacii v oblasti obrazovaniya (konec XX — nachalo XXI v.) // Zhenshchina v rossijskom obshchestve. 2006. № 3. S. 61-71. [In Rus].

• Shtyleva L. V., Klyuchko O. I. Gendernye transformacii v mental'nosti sovremennyh rossijskih shkol'nic // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 2 (38). S. 240-255. D0I:10.32744/pse.2019.2.18. [In Rus].

• Soloveva G. G., YunusovaM. S., Tajshikova K Zh. Gendernyj analiz zakona «Ob obrazovanii» Respubliki Kazahstan // Bilim beru zhYjesindegi etnopedagogika. 2009. № 5/6. S. 55-59. [In Rus].

• Stratehiia uprovadzhennia hendernoi rivnosti ta nedyskryminatsii u sferi osvity «Osvita: hendernyi vymir — 2020» (Proekt) (Strategiya vnedreniya gendernogo ravenstva i nediskriminacii v sfere obra-zovaniya «Obrazovanie: gendernoe izmerenie — 2020») // Genderna paradigma osvitn'ogo prostoru / za zag. red. Doroninoï T. O. Krivij Rig: VC KDPU. 2016. № 3-4. S. 7-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.