Чулок А. А.
Государственный университет - Высшая Школа Экономики, факультет экономики
Продуктовый бум технического прогресса
продуктовые инновации в нефтеперерабатывающей отрасли России
В данной статье предпринята попытка анализа продуктовых инноваций на российском рынке нефтепродуктов. При этом объектами исследования выбраны не все нефтепродукты, а лишь автомобильные масла и смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), которые представляют рыночный интерес именно с этих позиций. Автомобильные масла, обеспечивая надежную работу двигателей внутреннего сгорания, являются товаром массового спроса, влияющим на общий уровень развития и научно-технического прогресс отрасли. СОЖ также являются обязательным элементом технологических процессов, но в других отраслях, связанных с механической обработкой (обработка металлов резанием) и в металлургии на прокатных станах (обработка металлов давлением).
Несмотря на то, что доля рассматриваемых товаров в общем объеме производства сравнительно мала, именно они обладают инновационным потенциалом, обусловленным спецификой производства и потребления и нашедшим выражение в установлении связей между потребительскими свойствами и техническими характеристиками масел и СОЖ.
Часть 1. Инновационный продукт: приоритетные области применения
Можно сказать, что масла и СОЖ являются товарами-комплементами к товарам, играющим ведущую роль в формировании экономики страны и ее структурообразующих отраслях: автомобилестроительной и металлообрабатывающей. При этом заводам-производителям рассматриваемых товаров необходимо уметь гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, определяющей нефтепродуктовые инновации, используемые технологии и способы их продвижения.
Спрос на масла и СОЖ опосредован продуктово-технологической парадигмой, преобладающей на данный момент. Соответственно, основной потенциал для продуктовых инноваций заключается в изменении рецептурного состава, определяющего звенья технологической цепи. Еще одним направлением инновационного развития, рассмотренным в данной статье, является система сбыта. Для масел и СОЖ большое значение имеет четко налаженная система сбыта, позволяющая фирме контролировать всю дилерскую сеть.
Таким образом, можно определить главную задачу настоящей статьи - выявление ключевых факторов, влияющих на эффективность продуктовых инноваций в отрасли и организации отраслей, формирующих инновационный потенциал автомобильных масел и СОЖ. При этом важным элементом анализа инновационного потенциала является соотношение затрат и выигрышей нефтяной компании, выводящей на рынок новую марку СОЖ или масла.
Для решения этой задачи в первой части статьи использованы дескриптивные характеристики рассматриваемых продуктов (свойственные только этим отраслям) и показатели концентрации, позволяющие оценить структуру данной подотрасли. Во второй части будут показаны основные направления ее инновационного развития.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что на эффективность продуктовых инноваций значительное влияние оказывает организация отрасли и положение компании в этой отрасли [2-4]. Среди характеристик организации функционирования
отрасли, влияющих на эффективность продуктовых инноваций, решающую роль играет система сбыта. Нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ" для осуществления продуктовых инноваций фактически потребовалась реорганизация каналов всей системы сбыта.
Номенклатура производства.
Все нефтеперерабатывающие заводы (табл.1) производят широкий спектр товаров, что обусловлено технологическими особенностями производства.
Таблица 1
Нефтеперерабатывающие компании России: региональное размещение производ-
ства и сбыта 1]
Компания Завод Район
ОАО НК "ЛУКойл" ЛУКойл-Волгоград Приволжский экономический Район
ЛУКойл-Пермь Уральский экономический район
ЛУКойл-Адыгея
ЛУКойл-Нижний Новгород
Тюменская НК Рязанский НПЗ Центральный экономический район
Юкос Новокуйбышевский НМЗ Приволжский экономический Район
Куйбышевский НПЗ
Самарский НПЗ
Сызранский НПЗ
Ачинский НПЗ Востиочно-сибирский
Сиданко Ангарская НК Востиочно-сибирский
Саратовский НПЗ Поволжский экономический район
Хабаровский НПЗ Дальневосточный экономический район
Сибнефть Омский НПЗ Западно-Сибирский
Башнефтехим Ново-уфимский НПЗ Уральский экономический район
Уфанефтехим
Уфимский НПЗ Северо-Кавказский район
ОНАКО Орскнефтеоргсинтез Уральский экономический район
Оренбурский НМС
Славнефть Ярославнефтеоргсинтез Центральный экономический район
Ярославск НМС
ЦТК Московский НПЗ
Норси-Ойл Норси Волговятский экономический район
В результате переработки нефти образуются легкие и тяжелые фракции. Из них путем перегонки, каталитического риформинга, крекинга получают широкий ассортимент товаров: бензин, дизельное топливо, смазочные (в т.ч. автомобильные) масла, керосин, мазут, присадки. Все указанные товарные группы включают в себя несколько подгрупп, различающихся как эксплуатационными свойствами, так и технологическими особенностями.
Приоритетные области производства.
Одним из наиболее перспективных направлений развития нефтеперерабатывающей отрасли является выпуск масел и смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ). Несмотря на малотоннажный характер производства (всего 3-5% общего объема), указанные продукты являются жизненно важными в отраслях, определяющих научно-технический
прогресс (НТП). Например, это касается таких стратегически важных отраслей, как автомобилестроение (автомобильные масла), производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции в машиностроении. Различные марки СОЖ широко используются в аэрокосмической, атомной, механообрабатывающей, металлургической и других отраслях [1, 7-9].
В данной статье рассматриваются общие и специальные свойства моторных масел и СОЖ, совершенствование которых является основным источником инновационного потенциала повышения конкурентоспособности отраслей.
Связь технических характеристик масел и СОЖ с их потребительскими свойствами.
Говоря о потребительских свойствах рассматриваемых товаров, необходимо отметить следующие специфические особенности. Масла и СОЖ являются товарами массового спроса, хотя и ориентированны на определенные потребительские группы. Кроме того, их потребительские свойства базируются на физико-химических характеристиках. Таким образом, инновационные изменения потребительских свойств возможны путем оптимизации физико-химических показателей. При этом для конечного потребителя сигналами о качестве товара являются именно физико-химические характеристики, некоторые из которых приведены ниже (табл. 2).
Таблица 2
Связь физико-химических характеристик с потребительскими свойствами
Показатели эксплуатационных свойств Потребительские свойства
Назначение: Моюще-диспергирующие, антиокислительные, антикоррозионные, вязкостно-температурные, смазывающие, охлаждающие Включают основные характеристики, отражающие уровень качества масел и СОЖ с точки зрения их основного назначения, полезный эффект от применения
Сохраняемость: термическая и физико-химическая стабильность, стойкость к биопоражению Характеризует срок годности: возможность непрерывно сохранять заданные показатели качества в установленных временных пределах
Технологичность: противоизносные, антифрикционные, долговечность узлов трения и стойкость инструмента Характеризует экономию труда, материалов, времени, денежных средств при производстве и применении
Транспортабельность Определяет структуру транспортных затрат
Экологичность: безопасность, влияние на окружающую среду, возможность регенерации и утилизации Определяет уровень экологических платежей за возможный ущерб окружающей среде
Одной из предпосылок данного анализа является наличие у покупателя определенных специфических знаний о продукте, позволяющих ему оценить качество товара по его техническим характеристикам. Например, автомобилисты и станочники оценивают качество масла и СОЖ в соответствии с техническим паспортом.
В целом, с математической точки зрения объекты, аналогичные маслам и СОЖ, представляют собой сложные системы, характеризующиеся множеством свойств (частных критериев качества). Поэтому проблема оценки качества масел и СОЖ является про-
блемой комплексного оценивания многокритериальных объектов, суть которого заключается в нахождении оптимального метода свертки частных критериев в единый безразмерный обобщенный показатель качества [5-7, 11].
Примером одного из вариантов классификации некоторых частных критериев качества (свойств) масел и СОЖ с соответствующими им весовыми коэффициентами1 и объединения их в единый обобщенный показатель является следующая схема, приведенная на рис.1.
Рис.1. Система комплексного оценивания качества масел и СОЖ
Для удобства анализа, исследуемые в статье продукты, разбиты на две группы: моторные масла и смазывающе-охлаждающие жидкости. Начнем с моторных масел.
Моторные масла Критерии оценки видов и эффективности моторных масел.
Существует несколько критериев, по которым оценивают виды и эффективность масел. Основным критерием, по которому классифицируют типы масел, служит область применения. Так, например, выделяют моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, авиационные, гидравлические, индустриальные, трансмиссионные масла и т.д. Кроме этого, можно различать масла по температурным пределам работоспособности, зависящим от вязкости. При этом выделяют летние, зимние и всесезонные масла. По базовому составу масла подразделяют на синтетические, минеральные и полусинтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).
1 Приведенные в схеме весовые коэффициенты отобраны с помощью метода экспертных оценок [6]
Основные потребительские свойства моторных масел.
Как следует из табл.1, потребительские свойства моторных масел базируются на следующих физико-химических показателях:
1. Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии. Чем выше моюще-диспергирующие свойства, тем больше нерастворимых веществ-продуктов старения может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя).
2. Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению. Условия работы моторных масел таковы, что полностью предотвратить окисление невозможно. Соответствующей очисткой базовых масел от нежелательных соединений, присутствующих в сырье, использованием синтетических базовых компонентов, а также введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно затормозить процесс окисления масла. Наилучший антиокислительный эффект достигается при введении в масло присадок, обладающих различными механизмами действия.
3. Противоизносные свойства моторного масла зависят от химического состава базового масла, состава композиции присадок и вязкостно-температурной характеристики масла с присадками, которые в основном предопределяют температурные пределы его применимости. Множественность факторов, влияющих на износ деталей двигателя, принципиальные различия режимов трения и изнашивания узлов затрудняют оптимизацию противоизносных свойств.
4. Антикоррозионные свойства моторных масел зависят от состава базовых компонентов, концентрации и эффективности антикоррозионных и антиокислительных присадок и деактиваторов металлов.
5. Вязкостно-температурные свойства являются наиболее важной характеристикой моторного масла. От этих свойств зависит диапазон температуры окружающей среды, в которой данной масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.
Классификация моторных масел.
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплутационных свойств. Под эксплу-тационными свойствами подразумевается тип двигателя, в котором будет использовано масло и условия работы. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости, одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплутационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам. Приведем примеры. Так, марка М-63/10 В указывает на то, что это моторное масло, всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей; М-43/8- В2Г1 - моторное масло, всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и высокофорсированных бензиновых двигателей (табл.3).
Таблица 3
Классификация моторных масел по ГОСТу17479.1-85
Группа масла по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные бензиновые двигатели и дезели
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 Малофорсированные дизели
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и отложений всех видов
В2 Среднефорсированне дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным надувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 Высокофорсированные безиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1
Д2 Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противомзносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами.
Е2
а
Нередко наши заводы выпускают масла, ориентированные на западных производителей или призванные с ними конкурировать. Тогда они используют западную систему классификации. Общепринятой в международном масштабе считается классификация моторных масел по вязкости Американского общества инженеров-автомобилестроителей
SAE J300. Уровень эксплутационных свойств и область применения указывается по классификации API (American Petroleum Institute). Выделяют две категории: "S" (Service) - масла для бензиновых двигателей и "C" (Commercial) - масла для дизелей [9]. В следующем номере журнала мы расскажем о критериях оценки смазывающе-охлаждающих жидкостей, их классификации и основных потребительских свойствах, а также приступим к рассмотрению особенностей современной структуры нефтеперерабатывающей отрасли.
& важным элементом анализа инновационного потенциала является соотношение затрат и выигрышей нефтяной компании, выводящей на рынок новую марку СОЖ или масла
& среди характеристик организации функционирования отрасли, влияющих на эффективность продуктовых инноваций, решающую роль играет система сбыта
& объекты, аналогичные маслам и СОЖ, представляют собой сложные системы, характеризующиеся множеством свойств (частных критериев качества)
& инновационные изменения потребительских свойств возможны путем оптимизации физико-химических показателей
Литература
1. Нефтеперерабатывающая промышленность России и ведущих стран мира с 1990 по 2000гг/ Аналитико-конъюнктурный справочник. ОАО ЦНИИТЭнефтехим. М., 2000г.
2. Авдашева С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности. ГУ-ВШЭ, 2001 г.
3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России. М.: ТЕИС, 1998г.
4. Авдашева С.Б., Розанова. Анализ структуры рынков в российской экономике (на примере рынков автомобильного бензина и сахара). Научный доклад РПЭИ № 99/01
5. Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В.. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. Изд-во "Наука", 1976г.
6. Азгальдов Г.Т., Райхман Э.П. Экспертные методы в оценке качества товаров. -М.: Экономика, 1974.
7. Бронштейн Л.А., Школьников В.М., Калинина Э.В. и др. Оценка качества и прогнозирования свойств рабоче-консервационных масел. М.,1987г.
8. Смазочно-охлаждающие технологические средства для обработки металлов резанием. Справочник/Под общей ред. С.Г. Энтелиса, Э.М. Берлинера- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1995г.
9. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости: ассортимент и области применения/ Под ред. В.М. Школьникова. М.: ВНИИ НП, 1999г.
10. Селиванов С.Н. Теория принятия решений. М. Изд-во УРАО, 1998г.