Научная статья на тему 'Продуктивные задания при обучении химии в 8 классе как одно из средств формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся'

Продуктивные задания при обучении химии в 8 классе как одно из средств формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клинова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продуктивные задания при обучении химии в 8 классе как одно из средств формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся»

Клинова Мария Николаевна,

Центр развития образования Пермского края,

Отдел сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов, сотрудник,

Пермский техникум промышленных и информационных технологий,

преподаватель химии

Продуктивные задания при обучении химии в 8 классе как одно из средств формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся

В 2015 году основная школа должна будет перейти на обучение в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Готовится к этому необходимо уже сейчас, учитывая существенную особенность нового образовательного стандарта, которая заключается в том, что требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы определены на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Предметное содержание перестало быть центральной частью стандарта. В связи с этим, каждый учитель несет ответственность не только за предметные знания и умения учащихся, но и за формирование качеств личности каждого школьника и, что немаловажно, его способностей к познанию, умению обучаться и развиваться на протяжении всей жизни, т.н. универсальных учебных действий.

Как показывают многолетние исследования международных программ по оценке образовательных достижений учащихся (PISA, TIMSS) [1], российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в умении работать с информацией; решать практические, социально и личностно - значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт. Именно на решение вышеперечисленных проблем направлено формирование у обучающихся универсальных учебных действий. По образному выражению М. Ступницкой, универсальные умения и способы деятельности - это педагогические «ферменты», которые необходимы для усвоения учебной «пищи»[2].

Итак, в соответствии с требованиями нового ФГОС необходим инструментарий, с помощью которого можно добиваться метапредметных результатов образования и определять степень их достижения. Проблема в том, что в настоящее время наблюдается явный дефицит такого инструментария. Возникает хорошо знакомый вопрос: что делать? Ответ на него существует: нужно не ждать, когда авторы УМК переработают содержание и методический аппарат учебников, а разрабатывать свои продуктивные учебные задания к материалу имеющихся учебников, которые будут формировать различные универсальные учебные действия, т.е. реализовывать деятельностный подход. Безусловно, это не единственный путь. Достижение метапредметных результатов может быть осуществлено через различные механизмы: использование современных педагогических технологий личностно-ориентированного и деятельностного типа, проектную и учебно -исследовательскую деятельность учащихся, использование на уроках специально разработанных жизненных задач, внеучебную деятельность.

В данной работе приводятся примеры продуктивных заданий к некоторым темам курса химии 8 класса, которые могут быть использованы и как средства достижения предметных и метапредметных результатов образования, и как средства их оценивания. Продуктивные задания - это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике или используемом тексте, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания чаще всего нацелены на предметные результаты, а продуктивные - еще и на метапредметные. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определенном

предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебные тексты, формулы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с учебными и научнопопулярными текстами, ответы на вопросы, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с таблицами, схемами и т.д.) обладает огромным потенциалом для развития познавательных способностей учащихся [3]. Продуктивные задания, целенаправленно работающие на формирование и развитие универсальных способов деятельности учащихся, творчески работающий учитель может составлять самостоятельно, используя как материалы учебника, так и дополнительные источники информации.

В приведенных ниже примерах перед каждым заданием указаны те группы и виды универсальных учебных действий, на развитие которых направлено их выполнение.

Пример 1. Достигаемые метапредметные результаты: личностные УУД -

готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; коммуникативные УУД - умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

К своей книге «Вредные советы» писатель Г.Остер написал такое юмористическое предисловие: «Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно» [4].

Пользуясь приемом «вредный совет», составьте инструкцию по технике безопасности при работе в школьной химической лаборатории.

Пример 2. Достигаемые метапредметные результаты: коммуникативные УУД -умение задавать вопросы; познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров.

Прочтите текст [5] в рамке и придумайте к нему два вопроса: один из них должен начинаться со слова «Зачем», а другой - со слова «Почему». Решите, справедливы ли следующие утверждения: термин «химия» появился намного позднее, чем люди стали заниматься химическими производствами; поиски алхимиками «философского камня» принесли пользу человечеству? Объясните, почему вы так решили?

Трудно сказать, где и когда наши далекие предки впервые стали заниматься химией. Считают, что это случилось примерно пять-шесть тысяч лет тому назад в странах с древней цивилизацией - Китае, Египте, Индии и Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата). Уже в то далекое время в этих странах добывали из руд металлы, готовили краски, обжигали глиняные сосуды, умели находить травы для лечения ран и болезней. Термин «химия» появился в IV веке н.э. в греческом языке. Возможно (и к этому склоняется большинство исследователей), это слово происходит от «аль-Кеми» - «Черная страна»; так в глубокой древности называли Египет.

В 332-331 гг. до н.э. в Египте Александром Македонским был основан город Александрия, ставший международным торговым и культурным центром Востока. Здесь существовала академия наук, Александрийский Мусейон, где «священному искусству химии» было отведено особое здание, храм Сераписа - храм жизни, смерти и исцеления. Этот храм был разрушен фанатиками-христианами в 391 г. н.э., а кочевники-арабы, завоевав Александрию в 640 г. н.э., завершили его уничтожение. Они следовали простому правилу: все представления, которых нет в Коране, ошибочны и вредны, и поэтому их надо искоренить. Притом сочинения, которые находятся в согласии с Кораном, тоже следует уничтожить - уже как совершенно излишние.

Арабы-химики ввели в обиход понятие «алхимия». Алхимию считали искусством превращения неблагородных металлов (железе, свинца, меди) в благородные (золото и серебро) с помощью особого вещества - «философского камня». Алхимики несколько веков упорно искали способы получения чудодейственного вещества. Даже английский физик и математик Исаак Ньютон значительную часть своей жизни посвятил попыткам получить «философский камень».

Как и современные химики, алхимики пытались превратить одно вещество в другое. Однако, в отличие от современных ученых, они не ставили научных опытов, целью которых было понять, как и почему эти превращения происходят. Долгие века алхимики встряхивали и нагревали свои загадочные смеси, произнося заклинания. Им так и не удалось превратить железо в золото, но они описали свойства известных веществ и открыли много новых, например серную, азотную и соляную кислоты, а также разработали способы приготовления растворов, ввели в обиход много полезных приборов, например печей для длительного нагревания, перегонных кубов, а также научились разделять смеси путем перегонки и фильтрования.___________________

Пример 3. Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Установите общий признак для данных объектов:

A) нейтроны, протоны, электроны.

Б) нейтроны, протоны.

B) протоны, электроны.

Пример 4. Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД -осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; коммуникативные УУД - умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Д.И.Менделееву принадлежат такие слова: «Периодическому Закону время не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает». Постарайтесь передать смысл этого высказывания другими словами, учитывая следующее требование: ни одно слово из данного предложения не должно повториться в том, которое составите вы (можно использовать однокоренные слова), но смысл высказывания надо сохранить.

Пример 5. Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД -выделение качественных и количественных характеристик объектов; умение заменять термины определениями; построение логических рассуждений; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; коммуникативные УУД -адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме.

Сложные вещества в зависимости от их состава и свойств принято разделять на различные классы, главными из которых являются оксиды, основания, кислоты и соли. Приведенные далее формулы отражают особенности состава оксидов и степени окисления

элементов в них: Ca 2 О 2, N +1 О 2, Al +3 О —2, H +1 O 2, S 6 O —2. Пользуясь этими

формулами, выведите определение оксидов и аргументированно объясните, почему не

_ т/. + ^ _2 тт +1 /-V —1 /-V +2 , —1

являются оксидами следующие вещества: К N ^ О F2

Пример 6. Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД -извлечение необходимой информации из графических источников; выделение качественных и количественных характеристик объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; регулятивные УУД - обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание результата; коммуникативные

УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Существует множество классификаций кислот по различным признакам.

Верно ли на приведенном рисунке распределены кислоты, если на верхнюю полку нужно было поставить колбы с бескислородными кислотами, а на нижнюю - с кислородсодержащими? Объясните, почему вы так решили?

Как вы думаете, по какому признаку кислоты делят на одноосновные, двухосновные, трехосновные?

Подберите к приведенным названиям формулы кислот (пользуясь рисунком):

к * _

1п

/■ \zHNOV НВг 3 НС

и

* «. *

114 С, ....

\* 4 н2я н3а5о4н"

нс|(У н,ро4’

Фосфорная кислота - Сероводородная кислота -

Азотная кислота - Хлороводородная кислота -

Бромоводородная кислота - Мышьяковая кислота -

Селеновая кислота - Хлорная кислота -

Серная кислота -

Пример 7. Достигаемые метапредметные результаты: познавательные УУД -структурирование знаний; выражение ситуации через схемы; составление целого из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов.

Соберите «рассыпавшиеся» ниже слова и словосочетания, составив из них схемы классификаций химических реакций по разным признакам (не забудьте соединительные стрелки в схемах).

Пример 8. Достигаемые метапредметные результаты: коммуникативные УУД -адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

В средствах массовой информации все чаще можно слышать высказывания, суть которых сводится к такой мысли: «Все беды от химии». Согласны ли вы с этим? Свои соображения и аргументы запишите в таблицу:

Суждение «Все беды от химии»

Почему «да» Почему «нет»

Литература

1. http://www.centeroko.ru/index.html

2. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [Текст] / М. Ступницкая //Педагогическая диагностика. - М.: [б.и.], 2008, № 2.

3. ismo.ioso.ru>dis/avtoref-marshanova.doc

4. Остер Г. Вредные советы. М.: АСТ, 2007. 332 с.

5. http ://www. alhimik. ru/teleclass/pril/slovo. shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.