Научная статья на тему 'Продуктивность и проблематизация заданий на словообразование при обучении английскому языку'

Продуктивность и проблематизация заданий на словообразование при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / WORD FORMATION / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА / LEXICAL UNIT / ЗАДАЧИ КОММУНИКАЦИИ / PROBLEM OF COMMUNICATION / СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ / VOCABULARY / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / WORD-FORMATION ELEMENT / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LANGUAGE EDUCATION / ПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ / PRODUCTIVITY OF WORD FORMATION / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / PROBLEMATIZATION / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / PLAYING EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллин М. Б., Хайруллина А. М.

В статье акцентируется рассмотрение единиц словообразования при обучении английскому языку и позиционируется возможность проблематизации заданий на словообразование, что соответствует основным требованиям в решении задач современного лингвистического образования. Подчеркивается продуктивность применения данного языкового материала исходя из содержания методики обучения иностранному языку и на примере занятий британских преподавателей. Обращение к проблемам словообразования в ходе изучения английского языка соответствует основным подходам в современном языковом образовании: деятельностному, проблемному, личностному, информационному. В свете современных тенденций языкового образования большую актуальность приобретает проблемное образование, в том числе проблематизация заданий на словообразование, что способствует развитию познавательной активности, мыслительной и речемыслительной деятельности, обеспечивает творческое участие обучаемых в решении учебных задач в процессе применения различных методов (поискового, исследовательского, дискуссионного, ролевых игр, метода проектов и пр.). Задания, связанные со словообразованием, относятся к заданиям по материалам учебного модуля и дополняют различные тесты, задания по тексту и т. п. Кроме того, в аспекте словообразования предлагаются упражнения, направленные на проблематизацию заданий, что способствуют лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию умения самостоятельно анализировать сложные слова и формированию языковой догадки в ходе самостоятельного чтения. В статье акцентируется ценность словообразования, рассматриваемого на стыке грамматики и лексики языка, не только для лингвистики в целом, но и для методики обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency and problems of word formation tasks for English language teaching

This article focuses on considering of word formation units for English language teaching and provides possibility of tasks’ problems for word formation; that corresponds to all the main demands in problems’ solving of modern linguistic word formation. This work also underlines the efficiency of this material’s application by foreign language teaching methodology and example of British lecturers’ lessons. Appealing to the word formation problems correspond to basic approaches in modern linguistic education: action, problem, personal and information. In the light of modern tendencies of language education the most urgency is a problem education, especially word formation tasks; this activity promotes cognitive process, thinking and verbal activity, supports creative participation of students for educative tasks solving during the process of different methods’ application (searching, researching, discussion, role games, project method and etc.). The tasks connected with word formation are belonged to the educative module materials and supplement different tests, text’s tasks and etc. Besides word formation exercises suggest the tasks aimed at tasks’ problem; that favors better strengthening of material and its systematization, formation of analyzing skill and quick thinking during reading. This article analyzes the value of word formation considered at the joint of grammar and vocabulary, and it is not only for linguistics in general but also for English language teaching in general.

Текст научной работы на тему «Продуктивность и проблематизация заданий на словообразование при обучении английскому языку»

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

М.Б. Хайруллин, доктор филол. наук, профессор,

А.М. Хайруллина, канд. филол. наук, доцент,

кафедра языкознания и иностранных языков,

Казанский филиал Российской академии

правосудия,

г. Казань, Россия,

[email protected]

ПРОДУКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ЗАДАНИЙ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье акцентируется рассмотрение единиц словообразования при обучении английскому языку и позиционируется возможность проблематизации заданий на словообразование, что соответствует основным требованиям в решении задач современного лингвистического образования. Подчеркивается продуктивность применения данного языкового материала исходя из содержания методики обучения иностранному языку и на примере занятий британских преподавателей. Обращение к проблемам словообразования в ходе изучения английского языка соответствует основным подходам в современном языковом образовании: деятельностному, проблемному, личностному, информационному. В свете современных тенденций языкового образования большую актуальность приобретает проблемное образование, в том числе пробле-матизация заданий на словообразование, что способствует развитию познавательной активности, мыслительной и речемыслительной деятельности, обеспечивает творческое участие обучаемых в решении учебных задач в процессе применения различных методов (поискового, исследовательского, дискуссионного, ролевых игр, метода проектов и пр.). Задания, связанные со словообразованием, относятся к заданиям по материалам учебного модуля и дополняют различные тесты, задания по тексту и т. п. Кроме того, в аспекте словообразования предлагаются упражнения, направленные на проблематизацию заданий, что способствуют лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию умения самостоятельно анализировать сложные слова и формированию языковой догадки в ходе самостоятельного чтения. В статье акцентируется ценность словообразования, рассматриваемого на стыке грамматики и лексики языка, не только для лингвистики в целом, но и для методики обучения английскому языку.

Ключевые слова: словообразование, лексическая единица, задачи коммуникации, словарный состав, словообразовательный элемент, языковое образование, продуктивность словообразования, проблематизация, игровые упражнения.

Словообразование как раздел лексикологии напрямую связано с окружающей нас действительностью — изменения, происходящие в связи с развитием общества, отражаются в части номинативной системы языка, которая состоит из разнообразных отношений внутри множества лексических групп (сочетаемость слов, антонимы, синонимы, словообразовательные пары и гнезда и пр.). При этом словообразование является областью обозначения смыслов, представляющей особый интерес, поскольку изучае-

мые единицы имеют лексические и грамматические значения, а также могут представлять собой элементы смыслов в связи с тем, что содержание слова включает его общее смысловое значение, а также — на уровне словообразовательных элементов — категориальные значения (действующее лицо, предмет, действие, качество, место действия и пр.).

Значимость словообразования в процессе усвоения английского языка не только подчеркивается выполнением одной

№ 7 (48)АВГУСТ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

за-

,1

из стратегических задач в связи с коммуникативной направленностью учебного курса, но и объясняется возможностью систематизации знаний в процессе обучения. В рамках словообразования рассматриваются проблемы номинации, смыслов, многозначности то есть проблемы, связанные напрямую с дачами коммуникации

Задания на словообразование актуальны также в связи с требованиями ЕГЭ по дис- = циплине «Английский язык», где раздел «Словообразование» является наиболее сложным для успешного прохождения экзамена2. Однако в учебных комплексах на словообразование отводится недостаточно времени, а в задания ЕГЭ или олим-пиадные задания любого уровня словообразование включается в обязательном порядке. Приставки, суффиксы путаются в голове обучаемого, если он систематически не выполняет упражнения по образованию слов английского языка3.

Британские преподаватели, представляющие классическую школу в обучении английскому языку и подготовке к сдаче таких международных экзаменов, как IELTS, TOEFL, SAT, также подчеркивают необходимость включения в курс изучения иностранного языка заданий на словообразова-ние4. Согласно их мнению, важно не только больше читать, писать, воспринимать речь на слух, но и изучать образование слов в словообразовательных парах (производящее — производное), цепочках (корень — производные), словообразовательных элементах (суффиксы, префиксы и пр.), то есть позиционируется один из главных принципов: Don't limit yourself to one word! (Не ограничивайся одним словом!).

Обращение к проблемам словообразования на занятиях ан- = глийского языка соответствует основным подходам в решении задач современного языкового образования: деятельностному, проблемному, личностному, информаци-

Значимость словообразования в процессе усвоения английского языка не только подчеркивается выполнением одной из стратегических задач в связи с коммуникативной направленностью учебного курса,

но и объясняется возможностью систематизации знаний в процессе обучения.

При работе со словарем также неоспорима значимость проблемати-зации заданий на усвоение значений словообразовательных элементов, необходимых для понимания и заучивания смыслов слов.

онному и способствует развитию и совершенствованию у студентов навыков лингвистического анализа языковых явлений и умения самостоятельно перерабатывать полученную научную информацию5.

В свете современных тенденций языкового образования большую актуальность приобретает проблемное образование, которое способствует развитию познавательной активности, мыслительной и рече-мыслительной деятельности, обеспечивает творческое участие обучаемых в решении учебных задач в процессе применения различных методов (поискового, исследовательского, дискуссионного, ролевых игр, метода проектов и пр.). Задания, связанные со словообразованием, относятся к заданиям по материалам учебного модуля и дополняют различные тесты, задания по тексту и т. п.

Будучи межаспектной областью знаний, словообразование представляет собой сложность для изучения, и это актуализирует необходимость не простого включения ряда заданий в план занятия, а их пробле-матизацию, то есть постановку проблем в мышлении, создание нестандарной языковой ситуации, применение творческого подхода к представлению словообразовательных элементов, что способствует побуждению интереса обучаемых к преодолению трудностей.

В силу специфики познавательных процессов, к примеру, ассоциативности памяти, в основе оптимального подхода к изучению английских слов лежит системность, деление словарного состава на группы. Проблема-тизация заданий, направленных на систематизацию знаний и их лучшее закрепление, может быть достигнута = также путем следующих упражнений: после заполнения пропусков необходимыми словами составить таблицу с использованными словоформами, дополнить таблицу недостающими словоформами

г дискуссия

^ журнал научных публикаций

с помощью работы со словарем; систематизировать слова по теме, по словообразовательным элементам и т. д.; вспомнить комбинации с другими словами; составить ситуацию с данными словами и рассказать «соседу» и т. д.

Для лучшего закрепления слов с различной словообразовательной структурой возможно применение упражнений с целью самостоятельного выделения, запоминания, актуализации в речи словообразовательных гнезд, множеств однокоренных слов (beauty — beaytify — beautiful — beautician / красота — украшать — красивый — косметолог) или слов с одним и тем же словообразовательным элементом (eject — reject — object — извергать/изгонять, отклонять/ отвергать, возражать; reword — remake — retake — restock — =

restate — revive — повторить, но другими словами; переделать, переснять, пополнить запасы, снова заявить, приходить в себя.

При работе со словарем также неоспорима значимость проблематизации заданий на усвоение значений словообразовательных элементов, необходимых для понимания и заучивания смыслов слов, поскольку

Готовый перевод слов с иностранного

языка на родной язык малоэффективен, более успешным методом изучения новых слов является их объяснение посредством употребления уже знакомых, в том числе однокоренных.

подразумевается существование различных типов словарей, в которых даются переводы слов или их дефиниции и объяснения. В Великобритании считается, что готовый перевод слов с иностранного языка на родной язык малоэффективен, более успешным методом изучения новых слов является их объяснение посредством употребления уже знакомых, в том числе однокоренных. При усвоении словарного состава выделяют различные приемы, при этом необходимым считается не только построение предложений из изучаемых слов, но изучение слов в словаре в совокупности с предыдущими и последующими словами.

В результате экспериментального обучения М.Н. Ахмедова подтверждает эффективность активного изучения способов словопроизводства в условиях поли-лингвизма, поскольку формирование умений словообразовательного анализа и синтеза производных слов служит прочной языковой базой для пополнения активного и пассивного словаря на английской языке6. Если М.Н. Ахмед ова делает акцент на работе со словарем и текстами, нами также предлагаются упражнения

№ 7 (48)АВГУСТ 2014

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

для отработки словообразования в устной форме.

В сфере проблематизации заданий на словообразование возможно интегрирование в учебный процесс значительного ряда относительно несложных игровых упражнений, которые, как правило, положительно воспринимаются студентами и содействуют реализации учебных задач. В конце занятия преподаватели английского языка могут использовать в образовательном процессе следующие игровые упражнения:

1) перевод ряда словообразовательных единиц различных морфологических категорий сначала с английского на русский, затем с русского на английский язык. Кроме того, студентам предлагается воспроизведение переведенных слов согласно частям речи, что способствует формированию лексических и грамматических навыков. К примеру, возможна отработка согласно идентификации формы или принадлежности слова к определенной части речи следующего ряда единиц словообразования: helpful — helpfully (полезный — услужливо), helpless — helplessness (бесполезный — что-то бесполезное), unhelpful — helping — helped — helper (бесполезный — помогающий — тот, кому помогают — помощник);

2) выполнение различных игровых упражнений с элементом самоконтроля или взаимоконтроля. К примеру, преподавателем зачитывается ряд словообразовательных цепочек, которые должны быть переведены обучаемыми, затем студенты обмениваются письменными работами, преподаватель переводит слова совместно со студентами. Обучаемые проверяют сделанные переводы и самостоятельно оценивают их согласно предложенным критериям;

3) некоторые упражнения выполняются по очереди с целью формирования умения переключаться с одной словоформы на другую в ходе развития речевых навыков. Студенты могут воспроизводить возможные производные предложенных производящих слов, по окончании этой формы работы некоторым

студентам дается задание воспроизвести все производные или все производящие слова;

4) многие игровые упражнения про-делываются в командах, что имеет значение для создания мотивации к обучению, для формирования коллектива и т. д. Преподаватели предлагают группам русские эквиваленты производящих слов, которые переводятся на английский и употребляются при составлении предложений. Затем одни группы составляют вопросы к данным предложениям, на которые отвечают студенты из других групп.

Таким образом, задания на словообразование в полной мере подлежат проблематизации, что соответствует современным требованиям в образовании. К тому же такие задания способствуют лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию языковой догадки в ходе самостоятельного чтения и умения анализировать сложные слова, а продуктивность обращения на занятиях к проблемам словообразования исходит из специфики языкового материала и соответствует основным подходам в решении задач современного языкового образования. ¡'ф)

Литература

1. Никитевич М.В. Основы номинативной деривации. Минск: Высшая школа, 1985. С. 153—156.

2. Леонова Е.В. Английский язык для подготовки и сдачи ЕГЭ в школах и поступления в вузы. [Электронный ресурс]. URL: http: http://www.englishege.ru/ (дата обращения 02.07.2014).

3. Троянская Е.В. Словообразование на уроках английского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://festival.1september.ru/articles/575870/ (дата обращения 16.07.2014).

4. Бесплатные видеоуроки английского языка. [Электронный ресурс]. URL: http: // www. engvid. com/english-lessons (дата обращения 02.07.2014).

5. Ильина А.Н. Словообразование в современном английском языке. Учебное пособие для студентов экономических специальностей. СПб., 2012. 90 с.

6. Ахмедова М.Н. Обучение словообразованию английского языка учащихся лакских школ : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала: ДГПУ, 2005. С. 170-176.

Задания на словообразование в полной мере подлежат проблематизации, что соответствует современным требованиям в образовании. К тому же такие задания способствуют лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию языковой догадки в ходе самостоятельного чтения и умения анализировать сложные слова.

4 ДИСКУССИЯ

Щ журнал научных публикаций

EFFICIENCY AND PROBLEMS OF WORD FORMATION TASKS FOR ENGLISH LANGUAGE TEACHING

M. B. Hayrullin, Doctor of Philology, Professor, A. M. Hayrullina, Candidate of Philology, Docent, the department of linguistics and foreign languages, Kazan branch of Russian Academy of Justice,

Kazan, Russia, [email protected]

This article focuses on considering of word formation units for English language teaching and provides possibility of tasks' problems for word formation; that corresponds to all the main demands in problems' solving of modern linguistic word formation. This work also underlines the efficiency of this material's application by foreign language teaching methodology and example of British lecturers' lessons. Appealing to the word formation problems correspond to basic approaches in modern linguistic education: action, problem, personal and information. In the light of modern tendencies of language education the most urgency is a problem education, especially word formation tasks; this activity promotes cognitive process, thinking and verbal activity, supports creative participation of students for educative tasks solving during the process of different methods' application (searching, researching, discussion, role games, project method and etc.). The tasks connected with word formation are belonged to the educative module materials and supplement different tests, text's tasks and etc. Besides word formation exercises suggest the tasks aimed at tasks' problem; that favors better strengthening of material and its systematization, formation of analyzing skill and quick thinking during reading. This article analyzes the value of word formation considered at the joint of grammar and vocabulary, and it is not only for linguistics in general but also for English language teaching in general.

Key words: word formation, lexical unit, the problem of communication, vocabulary, word-formation element, language education, productivity of word formation, problematization, playing exercises.

References

1. Nikitevich M.V. Osnovy nominativnoi derivatsii [Fundamentals of nominative derivation]. Minsk, Vysshaia shkola Publ., 1985. 157 p.

2. Leonova E.V. Angliiskii iazyk dlia podgotovki i sdachi EGE v shkolakh i postupleniia v vuzy [English to prepare for and pass the exam in schools and in higher education enrolment]. Available at: http: http://www.englishege.ru/ (accessed 02.07.2014).

3. Troianskaia E.V. Slovoobrazovanie na urokakh angliiskogo iazyka. [Word building on the lessons of the English language]. Available at: https:// festival.1september.ru/articles/575870/ (accessed 16.07.2014).

4. Besplatnye videouroki angliiskogo iazyka [Free video tutorials English]. Available at: http: // www. engvid. com/english-lessons (accessed 02.07.2014).

5. Il'ina A.N. Slovoobrazovanie v sovremennom angliiskom iazyke. Uchebnoe posobie dlia studentov ekonomicheskikh spetsial'nostei [The word-formation in modern English. The manual for students of economic specialties]. St. Petersburg, 2012. 90 p.

6. Akhmedova M.N. Obuchenie slovoobrazovaniiu angliiskogo iazyka uchashchikhsia lakskikh shkol. Diss. kand. ped. nauk [The teaching vocabulary of English language learners lakh schools. Cand. of pedagogical sci. diss.]. Makhachkala, DGPU Publ., 2005. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.