УДК 372.881.1
ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМОГО
© 2016
Пудовкина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Мечик Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)
Аннотация. В современных условиях требования к модернизации системы образования выдвигают на первый план гармоничное развитие личности обучаемого, которое невозможно без формирования ее языковой составляющей. Роль и значение языка в жизни отдельного индивида и общества в целом побуждает исследователей рассматривать человека как носителя языка, как языковую личность. Языковая личность - это человек как носитель того или иного языка, обладающий способностью к речевой деятельности, способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности и определенной целевой направленностью. В структуре языковой личности выделяют вербально-семантический, лингво-когнитивный и мотивационный уровни, которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными и проявляют себя в любом речевом акте. На формирование языковой личности оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. Ведущим внешним фактором является систематическое языковое образование, позволяющее упорядочить процесс формирования языковой личности, сделать его последовательным и результативным. Для осуществления полноценного языкового образования в современном обществе, и начальной школе в частности, недостаточно применение традиционных образовательных технологий. Важная роль в решении данной проблемы отводится инновационным образовательным технологиям, одной из которых является продуктивное обучение. Суть продуктивного обучения заключается в организации личностной и социальной деятельности обучаемых, обеспечивающей поисковый, творческий и преобразовательный характер процесса учебного познания. Продуктивное обучение направлено на получение практического результата, ценного для самообразования, самовоспитания и саморазвития личности. Применение продуктивного обучения на уроках русского языка и литературного чтения позволяет обучаемым создать личностно-значимый продукт (пересказ текста, изложение, сочинение, эссе, творческий рассказ и т.д.) и, что не менее важно, получить достойную оценку учителя, своих товарищей, родителей и даже общественности. Продуктивное обучение обеспечивает каждому обучаемому повышение общекультурного уровня, приобщение к сокровищнице родного языка, формирование способности самостоятельного поиска и «присвоения» знаний.
Ключевые слова: язык; языковая личность; носитель языка; речевая деятельность; уровни языковой личности; коммуникативное поведение; инновационные технологии обучения; продуктивное обучение; текст; пересказ текста; речевая активность; вербальная креативность; речевая рефлексия.
PRODUCTIVITY EDUCATION AS A CONDITION OF FORMATION LANGUAGE PERSON EDUCATIONAL
© 2016
Pudovkina Natalia Vladimirovna, candidat pedagogical sciences, associate professor
of the chair Preschool Education Mechik Inna Alexandrovna, candidat pedagogical sciences, associate professor of the chair Preschool Education Samara State University of Social Sciences and Pedagogy, Samara (Russia) Abstract. In modern conditions the requirements for the modernization of the education system highlights the harmonious development of the individual learner, which is impossible without the formation of its language component. The role and importance of language in the life of the individual and society as a whole encourages researchers to consider the person as a native speaker, as a linguistic identity. Linguistic identity - a person as a carrier of a language that has the ability to speech activity, the ability to create and perceive texts differ in the degree of structural and linguistic complexity, depth and accurate reflection of reality and a specific target oriented. In the structure of the language person isolated verbal-semantic, linguistic and cognitive and motivational levels, which are interrelated and interdependent, and manifest themselves in any speech act. The formation of linguistic personality is influenced by various external and internal factors. The leading external factor is the systematic linguistic education, allowing to streamline the process of formation of the language person, to make it consistent and productive. To implement fully the language of education in modern society, and a primary school in particular, inadequate use of traditional educational technologies. An important role in solving this problem is given to innovative educational technologies, one of which is a productive learning. The essence of productive training is to organize personal and social activities of students, providing search, creative and transformative nature of the educational process of cognition. Productive learning is directed to a practical result, valuable for self-education, self-education and self-development. The use of productive training at lessons of Russian and literary reading allows the learner to create a student-significant product (paraphrase of the text, presentation, writing, essays, creative story, and so on) and, last but not least, get a decent estimate of the teacher, his companions, parents and even the public. Productive training provides each student to increase the general cultural level, introduction to the treasury of the native language, the formation of the ability of independent research and the "assignment" of knowledge.
Keywords: language; linguistic identity; native speaker; speech activity; language personality levels; communicative behavior; innovative teaching technologies; productive training; text; retelling of the text; speech activity; verbal creativity; verbal reflection.
Современный этап модернизации системы образо- осознание человеком общей картины окружающего вания, характеризующийся, с одной стороны, активным мира, социально-культурного опыта, собственной инди-поиском инноваций, с другой - переосмыслением опыта видуальности. Именно язык помогает человеку войти в и обновлением ценностей и целей педагогической пара- социум, стать субъектом активной деятельности, обще-дигмы, выдвигает на первый план личность обучаемого. ния, конструктивного взаимодействия с другими людь-
Гармоничное развитие личности на любом этапе обра- ми, социализации своих личностных черт и качеств. зования (дошкольного, школьного, вузовского и т.д.) не- Роль и значение языка в жизни отдельного индивида возможно без формирования ее языковой составляющей. и общества в целом побуждает лингвистов, психологов, Язык является той формой, в которой происходит педагогов рассматривать человека в качестве носителя 96 АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)
языка, воспринимать его как языковую личность.
Понятие языковой личности многоуровневое и многогранное, в нем находят отражение философские, социально-психологические, лингвистические взгляды на духовные качества человека, его мировоззрение, жизненные приоритеты, индивидуальные проявления вербального и невербального поведения и т.д.
Следствием сложности и многоаспектности рассматриваемой проблемы является то, что само понятие «языковая личность» до настоящего времени не является точно определенным.
В современной лингвистике под языковой личностью понимается человек - носитель того или иного языка, рассматриваемый с точки зрения его способности к речевой деятельности, то есть комплекс психофизиологических свойств индивида, позволяющий ему производить и воспринимать речевые произведения (Г.И. Богин [1], Ю.Н. Караулов [2]). Это закрепленный преимущественно в лексической и синтаксический системах базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, языковых способов освоения мира, культурно-языковых и коммуникативно-деятель-ностных знаний, ценностей и установок.
По определению Ю.Н. Караулова, языковой личностью является человек, обладающий способностью создавать и воспринимать тексты, различающиеся степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности и определенной целевой направленностью [2]. Согласно концепции «трехуровневого представления модели языковой личности» автор в данном понятии выделяет три уровня:
1. Вербально-семантический (структурно-системный) уровень - отражает степень владения человеком обыденным языком, проявляется в умениях точно и правильно лексически и грамматически осуществлять текстовую деятельность.
В качестве основных единиц на этом уровне используются слова, отношения между которыми проявляются в различных грамматических, парадигматических и синтаксических связях. Так как в процессе общения с другими людьми человек часто использует шаблонные взаимодействия, то в его речи образуются стандартные фразы и предложения как своеобразные клише, прикрепленные к шаблонным темам взаимодействия. Человек, произнося одно слово, уже берет на себя определенное «обязательство» по высказыванию других слов. Используемые фразы-шаблоны представляют собой своеобразное отражение данного уровня языковой личности, где отношения между единицами актуализируются в стереотипизированных актах речи.
Вербально-семантический уровень начинает формироваться в раннем детстве, в основном структурируется к периоду младшего школьного возраста, затем продолжает совершенствоваться.
2. Лингво-когнитивный (тезаурусный) уровень - в нем находит отражение «языковая картина мира» человека, иерархия его понятий и ценностей, имеющая значение в национальном, социально-групповом и индивидуальном плане личности.
Тезаурус заключает в себе все интеллектуальное и эмоциональное богатство личности. Он, с одной стороны, является способом организации словаря (лексикона) личности, с другой стороны - способом организации ее знаний о мире. В качестве единиц применяются обобщенные (теоретические или житейские) понятия, идеи, выражающиеся в структурированных высказываниях, используемых афоризмах, крылатых выражениях, пословицах и поговорках. Для языковой личности возможен индивидуальный выбор, предпочтение одного понятия другому, тому, которое определяет и отражает ее жизненные приоритеты.
Тезаурусный уровень языковой личности формируется в целом к юношескому возрасту и продолжает совершенствоваться в течение всей жизни человека.
Процесс этого формирования основывается на речевой и языковой рефлексии.
3. Мотивационный уровень - связан с коммуникативным поведением и включает в себя сферы общения, коммуникативные ситуации и роли личности.
В качестве единиц используются устойчивые ком-муникативно-деятельностные потребности и черты личности, порождаемые ее целями и мотивами. На данном уровне языковая личность тождественна социально-психологическому пониманию личности.
Все вышеперечисленные уровни взаимодействуют друг с другом и проявляют себя в любом речевом акте.
В исследованиях Н.Б. Муратовой определены личностные свойства языковой личности как субъективные показатели, проявляющиеся в создании и восприятии речевых произведений. К этим свойствам относятся речевая активность, вербальная креативность и речевая рефлексия [3].
Речевая активность порождается в результате возникновения у языковой личности потребности самовыражения в речи и готовности к коммуникативному взаимодействию. Внешне речевая активность выражается как положительная эмоциональная окрашенность речевой деятельности, стремление личности к ее устойчивому и интенсивному осуществлению и продолжению.
Вербальная креативность предполагает проявление творческих возможностей и способностей личности при использовании языковых средств. Это проявляется в гибкости и оригинальности мышления, в умении «играть» с языковыми формами, учитывать предполагаемую реакцию собеседника и «встать» на его речевую позицию.
Речевая рефлексия - это способность личности осознавать свое речевое поведение. Способность к речевой рефлексии формируется в новой для личности коммуникативной ситуации (с точки зрения коммуникативного намерения, предмета речи, состава участников и т.д.), предполагающей осмысленного отбора языковых средств.
На формирование языковой личности оказывают существенное влияние различные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся социально-психологическая и речевая ситуация в обществе, язык средств массовой информации, непосредственное речевое окружение личности, включающее семью, круг близких людей и сверстников, массовая культура, систематическое языковое образование и т.д. В качестве внутренних факторов выступают пол, возраст, темперамент и другие социально-психологические характеристики и свойства личности.
Ведущим внешним фактором, определяющим формирование языковой личности, является систематическое языковое образование, которое позволяет упорядочить данный процесс, сделать его организованным, последовательным и результативным.
Основы всех структурных компонентов языковой личности закладываются в системе дошкольного образования, а процесс ее активного формирования приходится на период младшего школьного возраста.
В исследованиях Н.Д. Десяевой определены некоторые факторы формирования языковой личности младшего школьника [4].
1. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, а основной обязанностью - приобретение знаний, способов действий, накопление опыта творческой работы в процессе обучения. Ребенок осваивает новые образцы речевого поведения, в частности речи учителя, и, подражая им, он овладевает научно-учебной лексикой, концептами «знание», «учение», «русский язык» и др., а также жанрами устного ответа и учебной дискуссии.
2. Учебно-познавательная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий, а также наглядно-образного вида памяти. Дети осваивают новые формы текстов и включаются в особую познавательную коммуникацию, в процессе которой они получают информацию и передают ее другим
участникам этого процесса. В связи с этим в лексиконе младших школьников активизируются слова с конкретным значением, и значительное место в их текстовой деятельности занимает пересказ как особый речевой жанр.
3. Восприятие младших школьников характеризуется слабой дифференциацией сходных объектов, что требует специального обучения их высказываниям сопоставительного характера.
4. В период младшего школьного возраста в процессе обучения у детей развивается словесно-логическое и смысловое запоминание, появляется возможность управлять своей памятью и регулировать ее проявления. В процессе мыслительной деятельности обучаемые выделяют существенные свойства и признаки предметов и явлений, в результате чего делают первые обобщения и выводы, проводят аналогии, строят элементарные умозаключения. На этой основе у младших школьников начинают постепенно формироваться научные понятия, они овладевают первоначальными терминологическими системами и образцами учебно-научных высказываний.
5. В процессе построения взаимоотношений с взрослыми и сверстниками у младших школьников активизируется формирование социализирующих качеств личности, дети включаются в систему коллективных связей, у них развивается потребность во взаимной оценке и требовательность друг к другу. Как следствие становится актуальным обучение младших школьников речевому этикету и оценочным жанрам.
Для осуществления полноценного языкового образования в современном обществе, и в начальной школе в частности, применение традиционных образовательных технологий является недостаточным. Важное значение в решении данной проблемы приобретает использование инновационных технологий, ориентированных на развитие ценностно-мотивационного отношения личности к языку и речи, на удовлетворение потребности языковой личности в речевом самовыражении и познании другого человека через его речь, на стремление к творческой самореализации в речевых произведениях и т.д.
Одним из направлений, реализующих инновационные технологии, является продуктивное обучение.
В современной психолого-педагогической науке продуктивное обучение определяется как организация личностной и социальной деятельности обучаемых, которая обеспечивает поисковый, творческий, преобразовательный характер процесса учебного познания. Эта личностно-ориентированная деятельность должна быть направлена на получение практического результата, ценного для самообразования, самовоспитания и саморазвития личности.
Основные положения концепции продуктивного обучения применительно к процессу формирования языковой личности обучаемого предусматривают:
- расширение спектра стилей познавательной деятельности каждого обучаемого (персональный познавательный стиль);
- технологическое обеспечение учебной работы по индивидуальным траекториям;
- повышение самостоятельности и ответственности обучаемого за результаты учебной деятельности, направленность на конечный результат, на овладение широким спектром активных познавательных умений;
- изменение роли учителя и вообще отношений между учеником и учителем (учитель становится не «источником мудрости», передаваемой обучаемым, а их партнером);
- расширение образовательного пространства и информационной среды обучения.
Формированию языковой личности обучаемых на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе способствует применение следующих форм работы: пересказ художественного текста, развитие речевой рефлексии, поликультурное коммуникативное сотрудничество.
Пересказ текста является вторичным речевым жанром, продуцируемым ребенком в процессе воспроизведения структурно-смысловых компонентов определенного речевого произведения. Цель пересказа за-
ключается в передаче содержания исходного текста. Исследователи-лингвисты относят пересказ к особому стилистически неоднородному жанру, совмещающему признаки научного и разговорного стиля, в также признаки стиля исходного текста. Данный факт объясняется тем, что в пересказ включаются элементы толкования текста, описание коммуникативной ситуации (указание на автора текста, определение цели создания исходного текста и темы речевого произведения). В то же время в пересказе находит отражение ход текущего речевого события, допускаются элементы импровизации.
Обучение младших школьников пересказу текста способствует формированию всех трех уровней их языковой личности.
Формированию вербально-семантического уровня способствует предварительная работа над значением, условиями употребления тех или иных слов, анализ синтаксических конструкций исходного текста, подбор лексических и синтаксических синонимов к единицам исходного текста.
В процессе формирования тезаурусного уровня языковой личности учитель вместе с детьми проводит анализ ключевых слов пересказываемого художественного произведения, устанавливает их контекстное значение, обращает внимание на лексические, фразеологические единицы и синтаксические отношения в тексте.
Формирование мотивационного уровня языковой личности обучаемых предполагает овладение ими различными речевыми жанрами, умениями создавать тексты различных жанров и пользоваться ими в определенных речевых ситуациях. Дети также учатся использовать синтаксические средства, организующие структуру текста того или иного жанра.
Не менее важным моментом формирования языковой личности является закрепление в сознании ребенка структуры пересказа, которая включает введение в пересказ (описание коммуникативной ситуации создания текста автором, определение темы произведения, формулирование намерения пересказать его), собственно пересказ, заключение пересказа, содержащее оценку произведения (младшими школьниками осуществляется в форме выражения собственного отношения к пересказываемому тексту). Следует отметить, что необходимо учить детей пересказывать как прозаические, так и поэтические тексты с элементами монологической и диалогической речи.
Развитие речевой рефлексии позволяет обучаемым сопоставить свою цель с достигнутыми результатами, подготовить новое поле для продуктивной деятельности.
Применение продуктивного обучения на уроках русского языка и литературного чтения позволяет обучаемым создать личностно-значимый продукт (пересказ текста, изложение, сочинение, эссе, творческий рассказ и т.д.) и, что не менее важно, получить достойную оценку учителя, своих товарищей, родителей и даже общественности. Для этого организуются и проводятся выставки работ, защиты проектов, игровые конкурсы, тематические тестирования и т.д.
В силу своей всеобщности и доступности продуктивное обучение должно обеспечить каждому обучаемому повышение общекультурного уровня, приобщение к сокровищнице родного языка, формирование способности самостоятельного поиска и «присвоения» знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис... докт. филол. наук. - Ленинград, 1984. - 31 с.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - Л,: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
3. Муратова Н.Б. Развитие языковой личности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Москва, 2009. - 20 с.
4. Десяева Н.Д. Языковая личность ребенка и пути ее формирования в начальной школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yspu.Org/images/5/53/ DesyaevaND.pdf