Научная статья на тему 'Продовольственный рынок в современных российских условиях'

Продовольственный рынок в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
826
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДУКТОВАЯ КОРЗИНА / ПРОДУКТОВОЕ ЭМБАРГО / FOOD MARKET / COMPETITIVENESS / PURCHASING POWER OF THE POPULATION / FOOD BASKET / GROCERY EMBARGO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прусова В.И., Безновская В.В., Малинин А.Ю.

В данной статье проведен анализ российского продовольственного рынка, даны прогнозы его развития. Показано влияние экономических санкций, введенных США и странами Западной Европы в отношении России, на развитие данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD MARKET IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

This article analyzes the Russian food market, gives forecasts of its development. The article shows the effect of the economic sanctions imposed by the United States and Western Europe with regard to Russia, on the development of this market.

Текст научной работы на тему «Продовольственный рынок в современных российских условиях»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ

УСЛОВИЯХ

В.И. Прусова, канд. экон. наук, доцент В.В. Безновская, доцент А. Ю. Малинин, студент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

Аннотация. В данной статье проведен анализ российского продовольственного рынка, даны прогнозы его развития. Показано влияние экономических санкций, введенных США и странами Западной Европы в отношении России, на развитие данного рынка.

Ключевые слова: продовольственный рынок, конкурентоспособность, покупательная способность населения, продуктовая корзина, продуктовое эмбарго.

На сегодняшний день об экономическом кризисе РФ говорит и думает почти каждый. Геополитическая обстановка, санкции и ответное продуктовое эмбарго России стимулируют к переориентации нашей экономики - с экспортера природных ресурсов на производителя реальной продукции.

Особенностью продовольственного рынка любой страны является его неоспоримая важность для населения (обеспечение продуктами питания, укрепление здоровья, поддержание жизнедеятельности). Выделяют несколько уровней, на которых можно рассматривать рынок продовольственной продукции: государственный, предпринимательский и потребительский.

В структуре валового внутреннего продукта доля пищевой промышленности -3,01 %, доля сельского хозяйства - 4,2 %. По итогам 2015 г. экспорт сельхозпродукции превысил доход от экспорта вооружений. Рентабельность пищевой промышленности составила 10,2 % [1].

Количество организаций, занятых в пищевой промышленности России, превышает 43 000. В 2014 г. на предприятиях пищепрома работало 1,2 млн человек, но этот показатель снижается, в основном из-за внедрения в производство новейшего оборудования и автоматизации рабочего процесса [1].

Для потребителя же важны достаточное количество и качество продовольственных товаров, наличие ассортимента и его дос-

тупность. Существенный разброс цен на продукты питания обусловлен социальной неоднородностью населения и необходимостью предложить товары «на любой кошелек».

Для понимания сегодняшних процессов на продовольственном рынке целесообразно рассмотреть его динамику с начала 90-х годов. Сложно представить, но сразу после распада СССР среднедушевой месячный доход составлял 10-20 долл., что позволяло большинству россиян приобретать лишь продукты первой необходимости (прожиточный или, как тогда говорили, биологический минимум). Низкая покупательная способность населения не способствовала развитию данного рыночного сегмента. По мнению специалистов, бурное развитие продовольственного рынка возможно при среднедушевом доходе от 100-120 долл. в месяц. В России этот показатель был достигнут лишь к 1996 г. Рынок моментально откликнулся увеличением продаж продуктов питания на 4060 %, а по некоторым товарным группам -на 80 %. Следующий этап развития рынка наступил при пересечении среднедушевого дохода отметки в 200-240 долл. У производителей появилась возможность расширения ассортимента выпускаемых товаров на средний ценовой сегмент (ранее выпускались преимущественно дешевые продукты).

Существенно увеличивать потребление продуктов питания (в количественном вы-

ражении) люди начинают при росте ежемесячных доходов до 400-480 долл. Активное развитие рынка и его расширение на сегмент «премиум» происходит, когда на душу населения приходится в среднем 800 долл. (статистические данные не подтверждают, что в России пройден этот уровень, однако продажи элитных продовольственных товаров в Москве превысили аналогичные продажи, например, в Нью-Йорке).

В денежном выражении объем отечественного рынка продовольствия в 1990 г. составил 5 млрд долл., в 1997 г. - 120 млрд долл., а к 2005 г. вырос до 180-200 млрд долл. При сохранении таких темпов роста прогнозировалось, что к 2011 г. объем продовольственного рынка РФ достигнет 400-500 млрд долл. В 2011 г. Россия впервые за последние десятилетия возглавила рейтинг европейских государств по объему рынка продовольственных товаров, но с гораздо более скромным показателем по сравнению с прогнозами - около 237 млрд долл. (на втором месте - Франция с 224 млрд долл.). Прирост по сравнению с предыдущим годом составил (в денежном выражении) 13,9 %, и эксперты объясняют его тем, что в структуре потребления увеличилась доля дорогих продуктов питания. Прирост в натуральном выражении - около 7 %. При этом Россия сильно уступала европейским странам по показателю потребления продуктов питания на душу населения - чуть больше 140 долл. в месяц (во Франции - в два раза больше) [2].

Вступление России в ВТО и Таможенный союз привело к существенному увеличению количества импортных товаров, особенно молока, замороженного мяса, масла и сыра. При этом ожидания, что членство в организациях позволит отечественным компаниям стать более конкурентоспособными на мировом продовольственном рынке, не оправдались. С рынка ушли многие отечественные компании, чьи объемы производства не позволили им устоять в условиях жесткой конкуренции с зарубежными производителями [3; 4].

Как ни странно, взлет отечественного агропромышленного комплекса произошел на фоне общего экономического кризиса последних двух лет. Совокупное производство сельскохозяйственной продукции увеличилось примерно на 3,7 % (для сравнения: прирост совокупного промышленного производства - всего 1,7 %). Прибыль по сельскохозяйственной отрасли за 2015 г. составила 272 млрд руб. (прирост -5,3 %). Собран близкий к рекордному урожай основных сельхоз культур - зерновых, маслиничных, сахарной свеклы, овощей, фруктов и др. Урожай зерновых в 103 млн т - второй в современной истории России [1].

Введение с августа 2014 г. запрета на импорт продовольствия из ряда стран создало условия для роста отечественного сельхозпроизводства. Плюсом продуктовых санкций для отечественных продовольственных компаний стало снижение конкуренции и упрощенный доступ в крупные торговые сети.

Девальвация рубля привела к повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке и снизила импорт (36 млрд долл. против 43,2 млрд долл. годом ранее). Ранее в структуре продовольственного рынка РФ импорт из стран ЕС составлял:

- готовые мясные и рыбные продукты -39 %;

- свежее мясо - 37 %;

- яйца, молоко, мед - 33 %;

- овощи - 30 %;

- напитки - 25 %;

- фрукты - 24 %;

- морепродукты - 13 %.

Общий экономический кризис привел к резкому снижению покупательной способности населения. Реальные доходы россиян сократились в 2015 г. на 8,5 %. При этом указанные выше изменения в структуре рынка продовольствия не привели к снижению цен на продукты питания. Российская экономика оказалась не в состоянии быстро на практике поддержать провозглашенный курс на импортозаме-щение. Как следствие, начался процесс роста цен на продукты, попавшие под за-

прет ввоза, а также исчезновения ряда дешевых продуктов. По прогнозам аналитиков отрасли, до 30 % семей будут не в состоянии обеспечить себя даже минимумом необходимого питания. После введения Россией продовольственных санкций, цены на некоторые продукты в среднем выросли на 10-15 %, порой и на 60 %. За первую половину 2015 г. стоимость минимальной продуктовой корзины в среднем по России подорожала на 14,3 %. Производители объясняют это тем, что две трети их затрат по-прежнему завязаны на курс доллара и евро (многие виды сырья; технологическое оборудование по производству сельхозпродукции; специальные добавки для комбикормов - белковые, минеральные, витаминные, соевые компоненты, импортные бактериальные концентраты и ферменты). Кроме того, крупные оптовики стремятся минимизировать возможные риски и с этой целью увеличивают торговую наценку. Иногда разница между отпускной и конечной ценой отечественной продукции составляет 200 % (минимальная наценка - 50 %).

Правительство РФ предпринимает меры

«санкционного списка». Речь идет и о поддержке отечественных производителей продовольствия (например, субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпредприятий), и о привлечении новых поставщиков товаров, попавших под эмбарго: Аргентины и Бразилии (мясная продукция), Уругвая и Чили (фрукты и вина). На отдельные группы продукции, которые признаны социально значимыми, заморожены цены, и список такой продукции расширяется (изначально он включал в себя 56 позиций: несколько видов мяса, хлеба и круп, масло, соль и т. п.). Многие региональные правительства принимают постановления, ограничивающие торговые наценки до 10-15 %.

Таким образом, производство и переработка продовольственной продукции - одни из немногих секторов экономики, которые все же могут выиграть от нынешних санкций. Появляется дополнительный стимул развивать выпуск отечественных аналогов зарубежных товаров, открывать перерабатывающие предприятия, осваивать инновационные технологии и т. п. Просто на это потребуется время и серьезные финансовые вложения.

по снижению цен на продукты питания из

Библиографический список

1. URL: http://www.gks.ru/

2. URL: http://top100.retailer.ru/

3. Безновская В.В. Конкурентоспособность и развитие российских предприятий в условиях глобальной экономики / В.В. Безновская, В.И. Прусова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 05 (64). Часть 1. - С. 123-128.

4. Безновская В.В. Оценка в баллах - не только для студентов: новый подход к ценообразованию / В.В. Безновская, В.И. Прусова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. - №1(12). - С. 114-117.

FOOD MARKET IN MODERN RUSSIAN CONDITIONS

V.I. Prusova, candidate of economic sciences, associate professor V.V. Beznovskaya, associate professor A.Y. Malinin, student

Moscow automobile and road construction state technical university (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. This article analyzes the Russian food market, gives forecasts of its development. The article shows the effect of the economic sanctions imposed by the United States and Western Europe with regard to Russia, on the development of this market.

Keywords: food market, competitiveness, the purchasing power of the population, food basket, grocery embargo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.