Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность в системе национальной конкурентоспособности: критерии оценки и риски'

Продовольственная безопасность в системе национальной конкурентоспособности: критерии оценки и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МАКРОСТАБИЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / КРИТЕРИИ / РИСКИ / FOOD SECURITY / COMPETITIVENESS / MACRO STABILITY / PRINCIPLES / CPITERIA / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Арсений Эдуардович

В статье рассмотрены подходы к дефиниции и значимости продовольственной безопасности страны в системе мирохозяйственных связей, сформулированы принципы формирования национальной продовольственной безопасности, обобщены и предложены дополнительные критерии ее оценки, определены возможные риски возникновения продовольственной зависимости и дана последовательность проведения их оценки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлов Арсений Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITYIN THENATIONAL COMPETITIVENESS: CRITERIAAND RISKS

The article considers the approaches to the definition and importance of food security in the world economic system; it formulates the principles of formation of national food security. We have also compiled and offered additional criteria for its evaluation, the possible risks of food dependency, and a sequence of evaluation

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность в системе национальной конкурентоспособности: критерии оценки и риски»

УДК 338.43. 02

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И РИСКИ

Михайлов Арсений Эдуардович аспирант

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье рассмотрены подходы к дефиниции и значимости продовольственной безопасности страны в системе мирохозяйственных связей, сформулированы принципы формирования национальной продовольственной безопасности, обобщены и предложены дополнительные критерии ее оценки, определены возможные риски возникновения продовольственной зависимости и дана последовательность проведения их оценки

Ключевые слова: ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ, МАКРОСТАБИЛЬНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ, РИСКИ

UDC 338.43.02

FOOD SECURITYIN THENATIONAL COMPETITIVENESS: CRITERIAAND RISKS

Mikhailov Arseniy Eduardovich postgraduate student

Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

The article considers the approaches to the definition and importance of food security in the world economic system; it formulates the principles of formation of national food security. We have also compiled and offered additional criteria for its evaluation, the possible risks of food dependency, and a sequence of evaluation

Keywords: FOOD SECURITY, COMPETITIVENESS, MACRO STABILITY, PRINCIPLES, CPITERIA, RISKS

Обеспечение продовольственной безопасности является наиболее актуальным направлением межгосударственного взаимодействия, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. Продовольственная безопасность - это мощный геополитический фактор и главный инструмент обеспечения устойчивости социально-экономических процессов любой страны.

Следовательно, понятие «продовольственная безопасность» имеет два аспекта: социально-экономический (способность обеспечивать потребности) и политико-экономический (способность мобилизовать внутренние ресурсы и агропромышленный потенциал страны для обеспечения этих потребностей).

В экономической литературе чаще всего встречаются три подхода к определению продовольственной безопасности. Представители первого подхода в качестве критерия продовольственной безопасности используют уровень потребления продовольствия без учета того, за счет каких источников -собственных или привлеченных - он формируется. Второй подход базируется на

устранении зависимости страны от массово-бесконтрольного импорта продовольствия. В основе третьего подхода лежит самообеспечение страны продовольствием и защита отечественного производителя путем создания необходимых условий для производства широкого ассортимента конкурентоспособной продукции [1, с. 49].

В современных условиях категорию «продовольственная безопасность», придерживаясь мнения ведущих ученых по данной проблематике,следует рассматривать как совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу обеспечения населения продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству на основе инновационного развития воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве и обеспечения экономической безопасности агропродовольственной сферы [6, с. 30].

Однако, следует учитывать, что обеспечение продовольственной безопасности, состоит не только в регулировании и контроле снабжения населения продовольственными товарами, но и включает оптимизацию соотношения продукции собственного производства и импортной; совершенствование внешнеэкономической деятельности, протекционистскую защиту интересов страны, создание благоприятных конкурентных условий для развития конкурентоспособного отечественного агробизнеса.

Поскольку продовольственные ресурсы формируются в сфере агропромышленного производства, то АПК, в той степени, насколько он обеспечивает население продовольствием, выступает гарантом социально-экономической стабильности общества, внешнеэкономической безопасности и политической независимости государства.

Особо следует подчеркнуть и обратную связь продовольственной безопасности и конкурентоспособности, поскольку основным условием достижения продовольственной независимости является эффективная деятельность товаропроизводителей и улучшение общего состояния экономики. То есть конкурентоспособность бизнеса формирует выполнение продовольственной

политики страны. В то же время эффективная работа сельского хозяйства и перерабатывающих производств способствует развитию рынков сырья и продуктов питания, созданию новых рабочих мест, поддерживает занятость населения страны и создает условия для поддержания их доходов, увеличивает пополнение бюджета за счет роста налоговых отчислений [2].

Место и роль продовольственной безопасности проявляются во взаимосвязи с другими компонентами всей системы национальной безопасности. Так, продовольственная безопасность является важным условием обеспечения обороноспособности государства, т.к. в значительной степени связана с обеспечением вооруженных сил продовольствием, а также с размером и качеством продовольственного резерва. В то же время военно-стратегическая безопасность способствует сохранению физического состояния сельского хозяйства, агропромышленного комплекса в целом, позволяя им функционировать без влияния разрушительных военных ущербов [1, с. 50].

Немаловажную роль играет взаимозависимость между макростабильностью и продовольственной стабильностью.

Решение продовольственной проблемы в стране определяет внешнеполитическую безопасность государства. Зависимость государства от поставок продовольственного сырья, продуктов питания, средств производства для агропромышленного комплекса приводит к полной или частичной потере геополитического статуса, суверенитета страны. В то же время от политического решения зависит, будет ли приоритетным развитие агропромышленного комплекса, каким образом население страны будет обеспечиваться продуктами питания: за счет собственного производства или за счет импорта.

Продовольственная безопасность является важным фактором международной политики. Некоторые экономически развитые страны нередко используют продовольственную зависимость развивающихся стран в целях эскалации напряженности в отдельных регионах мира, или же, наоборот, при разрешении региональных конфликтов, исходя из своих национальных интересов. Примером

являются Соединенные Штаты Америки, которые часто используют оказываемую ими продовольственную помощь в качестве инструмента влияния на развитие региональных конфликтов. Это было наглядно продемонстрировано в Афганистане, Югославии, на Ближнем Востоке и т.п.

Экономически развитые страны действуют по отлаженной схеме. Сначала -оказание развивающимся странам гуманитарной помощи продовольствием. Затем -коммерческие поставки в эти страны продовольствия по демпинговым ценам, приводящие к развалу национального сельского хозяйства. Результатом такой политики является установление прямого диктата со стороны страны-экспортера.

В связи с этим наряду с понятием «продовольственная безопасность» в экономической литературе встречается понятие «продовольственная агрессия», то есть подавление импортом развитие отечественного сельскохозяйственного производства.

Обеспечение продовольственной безопасности приоритетное направление повышения международной конкурентоспособности продовольственного сектора российской экономики.

Если продовольствия недостаточно и треть населения не может приобрести его, то страна или регион объявляются зоной бедствия.

Обеспечение населения страны продовольствием в достаточном количестве и ассортименте представляет сложную проблему, включающую комплекс вопросов производства продовольственной продукции, конъюнктуры национального и мирового продовольственных рынков, конкурентоспособности и платежеспособности страны, уровня доходов и структуры питания населения, социальной политики государства и т.д.

Проблема обеспечения населения продовольствием не является чем-то особенным, присущим только Российской Федерации. Она существовала всегда, сохраняется в настоящее время и носит общемировой характер. Однако впервые мировая практика и экономическая наука обратилась к продовольственной проблематике с позиций мировой и национальной экономической безопасности

относительно недавно, в середине 70-х годов XX века. Поводом послужил спад объемов производства зерна в ведущих зернопроизводящих странах мира. Уменьшение совокупного предложения на мировом зерновом рынке и последовавший за этим рост цен на другие виды продовольствия дестабилизировал ситуацию на других продовольственных рынках. Отказ стран-экспортеров зерна от выполнения своих договорных обязательств поставил ряд стран перед угрозой острой нехватки важнейших продуктов питания, потери экономической и политической независимости. Мировой зерновой кризис 1972-1973 гг. способствовал тому, что проблема продовольственного обеспечения превратилась в важный фактор национальной безопасности всех стран [5].

Попытка анализа причин продовольственного кризиса и выработки путей выхода из него была предпринята в материалах Всемирной продовольственной конференции (Рим, 1974 г.). В эти годы Продовольственной и

сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) был образован Комитет международной продовольственной безопасности, призванный отслеживать процессы с продовольственной обеспеченностью стран мира и вырабатывать рекомендации по решению возникающих проблем.

Всемирный Совет по продовольствию при ООН определил национальную продовольственную стратегию как политику, позволяющую стране достичь наиболее высокой степени самообеспеченности продовольствием в результате интегрированных усилий по увеличению производства необходимых продуктов, улучшения систем снабжения, потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода.

Глобализация экономики с неизбежностью вывела проблему продовольственной безопасности в разряд наиболее актуальных и неотложных проблем всего человечества. В последние два десятилетия начали формироваться институциональные основы международной системы продовольственной безопасности человечества.

Мировой банк выделяет хроническую и временную продовольственную

небезопасность. Хроническая продовольственная небезопасность возникает, когда из-за нехватки денежных доходов или невозможности произвести необходимое количество продовольствия потребление пищевых продуктов постоянно в течение года оказывается недоступным для отдельно взятого субъекта (страны, района, группы населения, семьи, человека).

Временная продовольственная небезопасность имеетпериодический характер и проявляется при росте цен на продукты питания, неурожае или снижении уровня доходов, приводящие к нарушению стабильности доступа продовольствия.

На уровне страны имеет местопотенциальная продовольственная небезопасность, вероятность ее возникновения связана с международными экономическими кризисами, ухудшением конъюнктуры сельскохозяйственных рынков, торговой борьбой мировых конкурентов и др.

Продовольственная безопасность является гарантом обеспечения доступа всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни.

Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей. Если на начальном этапе это были среднедушевые доходы населения, переходящие остатки продовольственного зерна (сначала на уровне 20, а затем 16% от общего годового потребления), то теперь критерии расширились и стали более сложными.

Продовольственная безопасность может измеряться количеством дней, в течение которых потребление будет обеспечено за счет существующих запасов всех стран. Минимальным уровнем для надежного обеспечения продовольственными товарами Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) считает мировые запасы продовольствия от прошлого урожая, равные 17% от мирового потребления или достаточные для удовлетворения потребностей в течение примерно двух месяцев [4, с. 125.].

В мировой теории выделяют следующие составляющие продовольственной безопасности: продовольственная независимость, экономическая доступность

продовольствия для населения, доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, физическая доступность, качество и безопасность питания, уровень переходящих запасов основных продовольственных ресурсов.

С авторской позиции на основе обобщения теории и практики развития продовольственных рынков и сельского хозяйства предлагаем расширить критерии продовольственной безопасности страны, обеспечивающие деятельностью государства, в частности:

- устойчивость развития агропромышленного комплекса (АПК), рыбного и лесного хозяйства, что позволяет наращивать производство продовольствия для увеличения запасов и на случай оказания продовольственной помощи другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны;

- высокий уровень научных достижений, повышающий техническую и технологическую оснащенность, улучшающий генофонд животноводства и растениеводства;

- природоохранная и природовосстановительная политика и практика, обеспечивающие сохранение и улучшение плодородия почвы, урожайности и т.п.

Следовательно, продовольственная безопасность характеризуется двумя укрупненными блоками показателей: количественно-качественными и

социально-экономическими. Следует заметить, что изложенные критерии характерны как для регионального уровня, так и для государственного. Однако уровень продовольственной безопасности будет дифференцироваться в зависимости от природно-климатических условий, национально-этнических обычаев и традиций, территориальных различий в финансово-экономическом состоянии предприятий отрасли (регионов) и уровне доходов населения, от пространственного распределения зон с высоким уровнем антропо- и техногенного загрязнения экосистемы и др. факторов.

Национальная продовольственная безопасность представляет собой совокупность институтов и механизмов на уровне государства и регионов, включающих рациональную организацию собственного производства,

транспортировки, хранения и переработки безопасной продукции сельскохозяйственного происхождения; налаживание и регулирование оптовой и розничной торговли продуктами питания высокого качества, стабильно обеспечивающей отечественной продукцией все категории населения страны в объемах потребления, отвечающих научно-обоснованным медицинским нормам на основе экономической доступности; предотвращение и нейтрализацию внутренних и внешних угроз для развития национального сельскохозяйственного производства; создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности продукции и успешного эффективного ведения агробизнеса на научно-инновационной основе(авторская трактовка дефиниции).

Обобщив теоретические основы формирования продовольственной безопасности страны, можно выделить следующие принципы, на основе которых она обеспечивается:

экономического обоснования федеральных государственных нужд, связанных с обеспечением страны продовольствием;

- доступности продовольствия для всех граждан государства в количестве, необходимом для активной полноценной здоровой жизни;

- экологической безопасности обеспечения населения продуктами питания;

- федерального, целевого, программного регулирования продовольственного рынка страны;

- государственной поддержки и протекционной защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- устойчивого, интенсивного развития сельскохозяйственного производства и

АПК;

- достижения национальной безопасности.

В современных условиях многие государства переходят к стратегии самообеспечения продовольствием. Главными причинами такой политики являются нестабильность динамики цен на мировых сельскохозяйственных рынках и ухудшение ситуации, связанной с глобальной продовольственной безопасностью.

Аграрная политика многих стран ориентирована на стимулирование развития национальных АПК с целью достижения продовольственной независимости. Например, в Японии продовольственная безопасность считается важнейшей составляющей экономической безопасности и неизменно присутствует в планах социально-экономического развития. Повышение продовольственной безопасности осуществляется путем снижения импортной зависимости по товарам, в отношении которых это возможно.

Угроза потери продовольственной независимости во многих странах эпизодически возрастает в связи с нестабильностью социально-экономической и политической ситуаций, неблагоприятными климатическими изменениями, слабой государственной протекционистической защитой товаропроизводителей и др. Углубленное изучение факторов обеспечения продовольственной безопасности страны позволило определить возможные риски ее снижения в системе мирохозяйственных связей, негативно отражающиеся на национальной безопасности:

1. Макроэкономические риски, обусловленные мировым

финансово-экономическим кризисом и повышением цен на импортное продовольствие, что усиливает зависимость развития сельского хозяйства от государственных инвестиций, приводит к сокращению реальных доходов сельского населения.

2. Производственные и управленческие риски, вызванные неэффективной аграрной политикой государства.

3. Природно-климатические риски, которые в сочетании с техническими чрезвычайными ситуациями снижают инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.

4. Социальные риски, обусловленные социальной непривлекательностью сельской местности и увеличением разрыва между уровнем жизни на селе и в городе.

5. Международные торговые риски, связанные с существенным возрастанием конкуренции в результате глобализации мировой экономики и применением в экономически развитых зарубежных странах более существенных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

6. Экологические риски, связанные с сокращением пахотных земель, урожайности и здоровья населения.

7. Законодательные риски, выражающиеся в несовершенстве законодательной базы по защите интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

8. Криминальные риски, связанные с проникновением преступности в сферу финансово-кредитных и земельных отношений, материально-технического обеспечения, реализации продовольственных товаров. В особенности в российской практике.

9. Политические риски, вызванные возможными изменениями в курсе правительства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности.

10.Рыночные риски из-за изменения конъюнктуры мирового рынка для экспорта и импорта продовольственной продукции.

Оценить степень вероятности проявления каждого риска предлагаем на основе разработанного и апробированного Институтом аграрных проблем РАН, Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. A.A. Никонова бального метода оценки агропродовольственных рисков [3, с. 29], с результатами которого можно ознакомиться на сайте http://www.viapi.ru/publication/full.

Была использована десятибалльная шкала оценки каждого риска: 1-3 балла -относительно слабое воздействие, средняя сила воздействия - 4-7 баллов, сильное воздействие - 8-10 баллов. Дополнительно для адекватности расчетов применяются индексы (коэффициенты): наивысшая вероятность - «1,0»; отсутствие вероятности

- «0»; средний уровень - «0,5» с повышением до 0,9, снижением до

0,1.Коэффициент вероятности риска умножается на соответствующий ему балл в результате определяется интегральная оценка того или иного риска.

Последовательность проведения оценки степени вероятности риска можно оставить без изменений, т.к. она вполне традиционна и адекватно сложившимся современным условиям.

Первый этап. Обработка всей совокупности индивидуальных оценок рисков, определение средних показателей по каждому из рисков. Научными сотрудниками ВИАПИ было предложено 5 групп агропродовольственных рисков (экономические, производственные, управленческие; рыночные; инновационные; социальные; природно-климатические, погодные), три из которых вошли в предлагаемую нами группировку рисков, но с точки зрения влияния еще и на национальную безопасность.

Второй этап. Расчет суммарных показателей рисков по каждому из выше представленному блоку и по всему массиву.

Третий этап. Приведение полученных средних и суммарных оценок к процентному соотношению к максимально возможному уровню, принятому за 100%: по каждому конкретному риску - 10 баллов, по блоку - 50 баллов, по всему массиву - 250 баллов. «Допустимым» можно считать уровень, не превышающий 45-50% от максимально возможного.

Четвертый этап. Ранжирование и выявление наиболее опасных рисков и обоснование предложений по их снижению в прогнозном периоде.

На наш взгляд, наиболее опасными являются производственные, управленческие риски и риски, связанные с состоянием продовольственных рынков, неустойчивостью их конъюнктуры, особенно при отсутствии регулирующего воздействия государства, а также рыночные и политические риски. Например, относительно обеспечения продовольственной безопасности России для национальных интересов высокий риск ее снижения из-за отсутствие четкой стратегии инновационного развития и модернизации агропродовольственной системы, нарастающее отставание рыночной инфраструктуры, снижение уровня

финансовой поддержки аграрного сектора, монополизация отдельных сегментов продовольственного рынка России в связи с усилением присутствия ТНК, увеличение отставания в производительности труда сельского хозяйства РФ от развитых стран.

Вероятность проявления рисков состоит и в отсутствии упреждающих мер регулирования внутренней и внешней торговли. Особенно запаздывают меры ценового регулирования, проведения товарных и закупочных интервенций, а также изменения таможенных пошлин и квотирования агропродовольственной продукции во внешней торговле России.

В результате наносится финансовый ущерб государству, растут потери отраслей и предприятий, происходит неоправданный рост цен на внутреннем рынке, повышается уровень инфляции.

Снижение рисков продовольственной безопасности требует признания концепции многофункциональности аграрной сферы, которая выполняет не только функцию продовольственного обеспечения населения страны, но и сложнейшую функцию социального устройства жизни сельского населения, развития сельских территорий. К этому добавляется жизненно важная экологическая функция сохранения и умножения плодородия сельскохозяйственных угодий, агроландшафтов, проведения мелиорации, поддержания разнообразия растительного и животного мира.

Таким образом, проблема обеспечения национальной экономической безопасности страны на основе достижения продовольственной не только и не сколько аграрная, сколько комплексная, непосредственно связанная с конкурентоспособностью экономики государства, развитием мирового продовольственного рынка и внешнеэкономических связей.

Мировому сообществу необходимо серьёзно вмешиваться и воздействовать на производство, потребление и распределение продовольствия.

Для обеспечения продовольственной безопасности России при формировании внешней и внутренней политики рекомендуется использовать предложенные

системы критерии и методику оценки рисков, изложенные в статье, которые должны периодически пересматриваться и могут быть использованы при определении таможенных пошлин и квот.

Литература

1. Казембаев М.Е. Как обеспечить продовольственную безопасность? //Экономика Казахстана. - 1997. - № 11-12. - С. 49-54.

2. Климова Н.В. Продовольственная безопасность в обеспечении конкурентоспособности страны. 2011. ([Электронный ресурс]. Режим доступа в Интернет: URL : http J/econf . rae. ru/sci епсе/6)

3. Крылатых Э.Н Обеспечение продовольственной безопасности России и мира: возможности, риски, угрозы. М.: ГНУ ВИАПИ. 2011. - 45 с.

4. Ломакин В.И. Мировая и национальная продовольственная безопасность, М.: Экономика, 2011. - 324 с.

5. О продовольственной безопасности России. [Электронный ресурс].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сафин У.З. Вопросы обеспечения продовольственной безопасности России //Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. №2. - С. 29-34.

References

1. Kazembaev М.Е. Kak obespechit' prodovol'stvennuju bezopasnost'? //Jekonomika Kazahstana. - 1997. - № 11-12. - S. 49-54.

2. Klimova N.V. Prodovol'stvennaja bezopasnost' v obespechenii konkurento-sposobnosti strany. 2011. ([Jelektronnyj resurs], Rezhim dostupa v Internet: URL : http://econf. rae. ru/sci ence/6)

3. Krylatyh Je.N. Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii i mira: vozmozhnosti, riski, ugrozy. M.: GNU VIAPI. 2011. - 45 s.

4. Lomakin V.l. Mirovaja i nacional'naja prodovol'stvennaj a bezopasnost', M.: Jekonomika, 2011.-324 s.

5. О prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii. [Jelektronnyj resurs],

6. Safin U.Z. Voprosy obespechenija prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii //Vestnik Akademii jekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii. 2008. №2. - S. 29-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.