Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность в мире'

Продовольственная безопасность в мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ РЕФОРМА / РОСТ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС / FOOD SECURITY / FOOD SOVEREIGNTY OF THE STATE / FOOD MARKET / AND FOOD ISSUES / MODERN REFORM / POPULATION GROWTH / FOOD CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милосердов Кирилл Владимирович

Автор отмечает, что продовольственный вопрос в лю- бом государстве – это коренной социально-политиче- ский вопрос, и здесь должно быть исключено всякое недопонимание его принципиальной важности. За 22 года реформ в нашей стране резко сократилось про- изводство сельскохозяйственной продукции, снизи- лась его устойчивость и эффективность, резко возрос импорт. А потому проблема продовольственного обес- печения является ключевой, от нее зависит суверени- тет и национальная безопасность страны. В условиях глобального нарастания дефицита продовольствия в мире внешнеэкономическая стратегия – очень дейст- венное «оружие». Экспорт продовольствия является орудием экспансии, активно стимулирует производст- во и вывоз, что помогает решать как сложные задачи собственного хозяйствования, так и сырьевые внеш- неэкономические задачи мирового сообщества.В условиях всевозрастающего спроса на продоволь- ствие в мире и роста цен на него, властным структурам пора бы уже понять, что без собственного эффектив- ного сельского хозяйства не обеспечить ни продо- вольственную безопасность страны, ни остановить демографическую катастрофу. Нужно переходить от разговоров о приоритетности сельского хозяйства, продолжая при этом наращивать импорт продоволь- ствия, к решению конкретных задач по регулирова- нию развития отрасли и оказанию ей всемерной по- мощи. Разве мыслимо, когда такие города, как Москва, Петербург и другие снабжаются импортным мясом и некоторыми другими продуктами на 75-80 процентов. О каком регулировании цен в таких условиях можно говорить. Этому способствует и то, что Запад, под давлением развивающихся стран, входящих в ВТО, вынужден снижать объемы господдержки сельского хозяйства, сокращать экспортные субсидии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность в мире»

УДК 338.439

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МИРЕ

К.В. Милосердов,

кандидат экономических наук, г. Москва

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственная независимость государства, продовольственный рынок, проблемы питания, современная реформа, рост населения, продовольственный кризис

Keywords: food security, food sovereignty of the state, food market, and food issues, modern reform, population growth, food crisis

Судьбы наций зависят от того, как люди питаются. Недостаточный, биологически неполноценный и экологически небезопасный рацион ведет к нарушению функций организма, серьезным образом сказывается на здоровье и продолжительности жизни, генофонде нации. Поддержание здоровья, работоспособности и активного долголетия человека может быть достигнуто и сохранено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей в питательных веществах. От количества и качества потребляемых продуктов питания зависит здоровье нации, работоспособность и продолжительность жизни человека, его интеллект.

Продовольственная безопасность - это способность государства стабильно обеспечивать всех граждан собственными продуктами питания в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Обеспечение оптимального уровня продовольственной безопасности - это не только глобальная национальная проблема, она затрагивает разносторонние аспекты жизнедеятельности значительных слоев населения, а также воспроизводства будущего поколения. Потребление населением биологически полноценной продукции с рекомендуемым уровнем калорийности -важнейшая задача социального государства.

«Продовольственная безопасность» - официально принятый в мировой практике термин, используемый для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы стран.

В 1996 году в Риме состоялась Всемирная конференция по продовольствию, которая приняла декларацию о всемирной продовольственной безопасности. Проблема приобрела обязательный характер для всех стран мира и, по существу, превратилась в норму международного права. «Продовольственная безопасность уже не рассматривается как чисто внутреннее дело отдельной страны; теперь это не только и не столько обязательства правительства, сколько юридическое международное правовое установление. В этом находит отражение общий процесс гуманитарного и экономического права» [1].

Достаточное продовольственное обеспечение является одной из приоритетных ценностей и целей государственной политики, одной из гарантий реального права на жизнь, закрепленных в конституциях многих стран, составляет первейшую потребность человека. Проблема полноценного обеспечения населения собственным продовольствием - предмет особого внимания каждого суверенного государства, стремящегося сохранить свою независимость, обеспечить устойчивость развития экономики, благополучие граждан. экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способность обеспечивать элементарные,первичные потребности своих граждан без ущерба национальной безопасности.

Понятие продовольственная безопасность вошло в обиход международного сообщества после глубокого зернового кризиса 1972-1973 гг. Уже в декабре 1974г. Генеральная ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире». В резолюции было определено понятие «продовольственная безопасность», как обеспечение гарантированного доступа всех жителей и в любое время к продовольственным ресурсам мира в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. В развитых государствах стали вводиться эффективные национальные стратегии продовольственной безопасности, призванные обеспечивать своим гражданам потребление основных продуктов питания в соответствии с принятыми стандартами и нормами. Этот аспект трактуется Римской декларацией по всемирной продовольственной безопасности как необходимость обеспечить «право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и основным правом на жизнь».

Политико-экономический аспект проблемы состоит в способности государства к мобилизации внутренних ресурсов и агроэкономического потенциала страны для организации снабжения населения продо-

вольствием преимущественно за счет собственного производства и тем самым - гарантировать экономическую самостоятельность и политический суверенитет. Социальные потрясения, связанные с нехваткой продовольствия, чреваты куда более значительными издержками, чем затраты на их предотвращение, а потому не должно быть недопонимания ее принципиальной важности. В большинстве стран мира проблема обеспечения полноценного питания населения является важнейшим направлением государственной политики, законотворческой деятельности, научных исследований.

Категория продовольственной безопасности - важнейший элемент национально-государственной безопасности. В качестве самостоятельного предмета исследования и как актуальный вопрос внутренней и внешней политики проблема продовольственной безопасности была поставлена в 1990 году. Актуальность этой проблемы для нашей страны сегодня определяется тем, что вопросы продовольственного обеспечения россиян резко обострились. Общая энергетическая ценность суточного рациона за последние 20 лет сократилась. Страна давно переступила порог продовольственной безопасности. Население России во все времена жило впроголодь, а 1998 г. впервые страна вынуждена была просить у Запада продовольственную помощь. Значительная часть населения и сегодня испытывает недостаток в пище, душевое потребление существенно отстает от норм цивилизованных стран. Сегодня мировые глобальные корпорации, контролирующие ресурсы продовольствия, испытывают соблазн использовать свое доминирующее положение на рынке продовольствия для достижения собственных политических и экономических целей.

ФАО определило в главных чертах национальную продовольственную стратегию или политику, которая позволяет стране достичь наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате мер по увеличению производства жизненно необходимых продуктов, улучшения системы снабжения и потребления. Критерием продовольственной безопасности являются: производство 75 - 80% общего объема основных видов продовольствия за счет отечественных товаропроизводителей; потребление населением биологически полноценной продукции с рекомендуемым уровнем калорийности - не ниже 3000 ккал в сутки; создание продовольственных запасов на уровне 20% от общего объема потреблении.

Не владея достаточным продовольственным фондом, государство не может называться суверенным. Без необходимого продовольственного фонда политика государства остается только пожеланием. В.И.Ленин писал: «Лишь будучи фактическим владельцем достаточного продовольственного фонда, рабочее государство в состоянии прочно стоять в экономическом отношении на собственных ногах». Национальная продовольственная политика по определению ФАО должна достигать наиболее высокой

степени самообеспеченности всех граждан. По критериям этой организации одним из важнейших показателей состояния продовольственной безопасности страны, как и мира в целом, является динамика среднедушевого производства зерна. Снижение его уровня ниже 600 кг в год считается общим предельным показателем продовольственной безопасности страны.

Стратегии развитых стран базируются на нескольких общих принципах, которые предполагают растущее участие государства в решении проблемы сельскохозяйственного призводства через полное финансовое обеспечение государственных программ: поддержку крупных специализированных производств, системный научный подход к формированию аграрной политики, взгляд на деятельность АПК как на основу социальной стабильности общества, приравнивание его продукции к стратегическим ресурсам.

ООН создал антикризисный центр, который возглавил Генеральный секретарь Пан Ги Мун. В него вошли руководители основных подразделений ООН, а также директор Всемирного банка. «Нам необходимо срочно принять совместные меры, - заявил Пан Ги Мун в Берне, - чтобы обсудить мировой продовольственный кризис». Экспертами этой организации подготовлен список беспрецедентных мер, направленных на оказание помощи бедным странам, не способным обеспечить свое население продуктами питания. В отдельных странах парламенты проводят слушания по наиболее острым вопросам этой проблемы, мобилизуют научные и экспертные силы и финансовые ресурсы. Например, в Никарагуа состоялось чрезвычайное заседание министров сельского хозяйства стран Центральной Америки и Карибского бассейна, на котором отмечалось, что большинство государств региона не могут обеспечить себя продуктами питания. С проблемой решили справиться сообща: на реализацию программы по увеличению производства зерна страны региона выделили 700 млн долл. США.

На продовольственную безопаснсть серьезное влияние оказывает мировой продовольственный кризис. Избежать его, отсидеться в тихой гавани не удастся даже богатым странам. В последние годы на продовольственных рынках мира появились признаки всеобщей паники. Голодные бунты становятся все более распространенным явлением. Они прокатились по многим странам мира. Если в 2005 году голодали примерно 850 млн человек, то сегодня - уже около миллиарда. По данным госдепа США, за последние три года их произошло в мире более 60: Гаити, Афганистан, Пакистан, Йемен, Боливия, Мозамбик, Сенегал, Индонезия, Египт, Камерун и др. Некоторые производители продовольствия вводят ограничения на экспорт, а крупные торговые центры ряда стран - ограничения на продажу тех или иных продуктов в одни руки. Кризис стал одной из главных тем на саммитах «большой восьмерки». Руководство МВФ настаивает на принятии срочных мер, чтобы сдержать инфляцию

8

У

и предупредить крупные конфликты, а президент Всемирного банка подчеркивает, что проблема снижения уровня жизни может коснуться не только нынешнего, но и будущих поколений.

Миру грозит голод, который обрел новое лицо. Раньше причиной продовольственного кризиса была нехватка продовольствия по причине засухи и других природных катаклизмов, когда из-за нехватки продуктов людям нечего было есть. Нынешняя проблема состоит в том, что пища стала настолько дорога, что многие жители планеты не могут ее купить. Физическая доступность продовольствия, то есть наполняемость ими магазинов, не есть экономическая доступность продуктов питания для основной массы населения, не означает возможность приобретения продовольствия всеми слоями населения. Несмотря на то, что в России сегодня прилавки магазинов ломятся от продуктов питания, душевое потребление населением сократилось по сравнению с дореформенным периодом.

Эксперты ООН признали грозящий миру голод невиданной проблемой и уверены, что нынешняя ситуация - лишь первый звонок надвигающего всемирного голода, что мир движется к длительному периоду конфликтов, связанных с повышением цен на продукты питания. Отмечается, что через два-три десятилетия может наступить колоссальный дефицит продуктов питания, и, как следствие, еда будет стремительно дорожать, что может обернуться подлинным бедствием для населения планеты. Ценовая нестабильность отражается, в первую очередь, на бедных странах, где ухудшающие условия жизни людей могут стать причиной межгосударственных войн за еду. Доклад ФАО свидетельствует о том, что в 2010 г цены мирового рынка достигли исторического максимума и будут повышаться дальше. В докладе делается вывод: преодолеть продовольственный кризис в ближайшие годы не удастся. Резкий (примерно на 40%) скачок продовольственных цен начался еще в 2007 г. В настоящее время он распространился практически по всей планете и является одним из важнейших факторов, препятствующих выходу мировой экономики из глобального кризиса. В 2008-2010 гг. средняя стоимость продовольствия на мировом рынке выросла более чем на 100%, а по ряду позиций, например, по зерну - примерно на 170%. Этой проблеме на протяжении последних лет были посвящены совещания ведущих международных и межправительственных организаций.

Политики и ученые предупреждают, что если Запад не примет срочных мер, то очаги напряженности будут разрастаться и создадут угрозу демократии и стабильности во всем мире. Словом, человечество вступило в новую эпоху - эпоху дорогих и все более дорожающих продуктов питания, которые становятся стратегическим сырьевым ресурсом и предметом глобальной конкуренции. По заявлению ряда видных политиков, проблема нехватки и удорожания продо-

вольствия уже в ближайшие десятилетия станет одной из основных глобальных проблем.

В Британии обнародован сенсационный политический доклад «Будущее продуктов питания и сельского хозяйства». В нем утверждается, что никогда еще за всю историю человечества наша еда не была в относительном исчислении такой дешевой, как в последние три десятилетия. Авторы доклада выработали для политиков стратегию противостояния грозящей катастрофе. Доклад представлен в Вашингтон, его обсудят на С-8 и С-20. Для решения проблемы предлагаются экстренные и радикальные меры. Это, в первую очередь, касается нашей страны, где доля импорта в потреблении мяса и мясных продуктов достигла 40% и почти вдвое превысила пороговый уровень продовольственной безопасности. Высокая степень зависимости нашей страны от импорта делает ее уязвимой в условиях роста мировых цен на продукты питания.

За последние четверть века в развитых государствах введены эффективные национальные стратегии продовольственной безопасности. «Национальная продовольственная безопасность» базируется на концепции самообеспечения основными видами продовольствия, как одной из составляющих экономической безопасности в целом т.е. способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий (угроз) удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания, питьевой водой и другими пищевыми продуктами в объемах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения». Мировой рынок продовольствия и мировой продовольственный бизнес - это отнюдь не благотворительные организации, а центры силы, которые, естественно, руководствуются своими интересами. А потому проблема продовольственной безопасности России не может не включать в себя и систему безопасности от их влияния.

Мировой продовольственный кризис - это застарелая болезнь, которая серьезно заявила о себе в последнее время. Глава продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Жак Диуф говорит, что нынешний кризис вызревал десятилетиями. Наиболее значимыми причинами кризиса являются:

1). Численность населения планеты возрастает все быстрее. Сочетание относительной безграничности человеческих потребностей и роста числа жителей в большинстве стран мира заставляет правительства постоянно наращивать масштабы производства. Этот процесс получил название экономического роста. Об экономическом росте можно говорить только тогда, когда производство растет стабильно, в ходе обычной, нормальной хозяйственной деятельности. Важнейшими показателями экономического роста являются

ВВП (или ВНП) в реальном, т.е. очищенном от инфляции выражении. Эксперты ООН считают, что к 2050 году численность населения планеты возрастет до 9,5 - 10 млрд человек, то есть число едоков увеличится примерно на треть. Причем рост происходит в основном в беднейших странах. Например, в Африке, где люди почти поголовно голодают, население растет угрожающими темпами.

2). В странах, с быстро развивающейся экономикой (Китай, Индия, Бразилия и др., где проживает примерно 40% жителей планеты), быстро повышается жизненный уровень населения, растет душевое потребление продуктов питания. Например, жители Поднебесной уже не довольствуются миской риса, как это было прежде. Все это приводит к тому, что спрос существенно обгоняет предложение, в результате чего растут цены на продукты питания.

3). Нарастает кризис питьевой воды, быстро дорожают природные ресурсы (топливо, электроэнергия, минеральные удобрения), услуги, оказываемые сельскому хозяйству, что приводит к росту затрат на производство продовольствия. Под давлением развивающихся стран, входящих в ВТО, Запад вынужден постепенно снижать объемы господдержки аграрному сектору. Все это ведет к росту себестоимости сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, и росту цен. Продукты питания стали недоступны для многих граждан планеты.

4). Многие страны расширяют производство альтернативного углеводородного топлива, увеличивают посевные площади, используемые для выращивания сырья для него, в частности, кукурузы, ржи, сахарной свеклы, масличных культур. В 2007 году в мире было произведено 55 млн т биоэтанола. Когда цена на нефть превысила 100 долларов за баррель, производство биотоплива стало конкурентоспособным. США и ряд других стран, испытывающих дефицит энергоресурсов, разработали гигантские программы расширения его производства. Программы искусственно стимулируются и субсидируются, им обеспечивается режим наибольшего благоприятствования. По данным ООН, за последние годы 100 млн т зерна расходуются на производство топлива. Быстро растут субсидии на эти цели.

5). Природные катастрофы становятся все более частыми и разрушительными, что сказывается как на объемах производства, так и на росте затрат. Прогноз Министерства сельского хозяйства США свидетельствует о сокращении производства зерновых: пшеницы на 30 млн т, кукурузы - на 12,6 млн т, запасы зерновых уменьшатся до самого низкого уровня за последние 35 лет.

ООН и парламенты многих стран вынуждены принимать меры по смягчению продовольственного кризиса. Для обсуждения этой проблемы в Риме состоялась организованная ФАО конференция, в работе которой участвовали десятки глав правительств. Чтобы сбить цены на продовольствие, участники конференции

поставили вопрос об отмене экспортных ограничений, введенных рядом стран. Предложено в долгосрочном плане увеличивать инвестиции в сельское хозяйство, заняться ирригацией,транспортировкой, переработкой и хранением продукции. Следует заметить, что призыв ООН к правительствам увеличивать инвестиции в развитие сельского хозяйства противоречит условиям ВТО, заключающимся в сокращении государственной поддержки отрасли.

Продовольственный вопрос в любом государстве -это коренной социально-политический вопрос, и здесь должно быть исключено всякое недопонимание его принципиальной важности. За 22 года реформ в стране резко сократилось производство сельскохозяйственной продукции, снизилась его устойчивость и эффективность, резко возрос импорт. А потому проблема продовольственного обеспечения является ключевой, от нее зависит суверенитет и национальная безопасность страны. В условиях глобального нарастания дефицита продовольствия в мире внешнеэкономическая стратегия - очень действенное «оружие». Экспорт продовольствия является орудием экспансии, активно стимулирует производство и вывоз, что помогает решать как сложные задачи собственного хозяйствования, так и сырьевые внешнеэкономические задачи мирового сообщества.

В большинстве государств мира обеспечение продовольственной безопасности давно стало приоритетной политикой. Там введены эффективные национальные стратегии продовольственной безопасности, приняты законы (в США в 1985 году). Более чем в 70 странах приняты законы о государственном регулировании сельского хозяйства, в которых особое внимание обращается на проблему обеспечения безопасности питания человека. Проблема продовольственной безопасности в США возведена в ранг важнейших стратегических задач экономической политики страны. В соответствии с законом и дополнительными нормативными актами были увеличены субсидии фермерам, определены защитные меры собственных товаропроизводителей от интервенции продовольствия, предложена программа стимулирования экспорта, предусмотрена высокая степень самообеспеченности в продовольствии, сохранения земель.

В Германии, например, продовольственная безопасность официально объявлена важнейшей составной частью государственной политики и ее цели рассматриваются как приоритетные. Еще в 1955 году здесь был принят закон «О сельском хозяйстве», согласно которому «государство обязано рассматривать проблему снабжения населения продовольствием как стратегическую, формировать при необходимости продовольственные фонды, использовать весь комплекс экономического стимулирования и поддержки и не ставить продовольственную проблему в зависимость от третьих государств».

Конгресс США периодически принимает сельскохо-

зяйственные законы. Закон 1996 г. должен был, как предполагали политики, ознаменовать начало эры «свободного рынка», провозгласив прекращение вмешательства в дела фермеров. Перед фермерами была поставлена задача быть эффективными и конкурентоспособными на мировом рынке. Правительство отказывалось от регулирования процессов ценообразования и ограничения посевных площадей отдельных культур. По ранее действующим законам фермеру гарантировалось получение дохода от реализации продукции путем установления «целевых цен». В случае падения рыночной цены ниже их уровня фермер получал компенсационные выплаты в размере разницы между целевой и средней ценой реализации. Новый закон вводил государственные выплаты независимо от уровня производства сельскохозяйственной продукции, не делал ограничений по посевным площадям и структуре посевов, но ставились условия для участия фермеров в госпрограммах.

Такой подход создавал производителям минимальный уровень их экономической безопасности. Сокращались объемы экспортных субсидий. Если в 19911994 гг. страна тратила на продвижение продовольствия в страны ЕС более 1 млрд долл. в год, то в 2000 г. планировалось - 579 млн По поводу намеченных перемен тогдашний министр сельского хозяйства США Д. Гликман заявил: «Для меня совершенно очевидно, что фермеры не смогут выжить без государственной поддержки» [2]. В конечном итоге вместо сокращения субсидий произошло их увеличение по сравнению с 1995 г. на 26 млрд долл., или на 17%. Но и этой суммой министр был не удовлетворен, сказав что такая помощь «была скорее латанием дыр, нежели настоящим решением проблемы. Мы просто наложили очень дорогой жгут, тогда как ситуация требовала фактически переливания крови»[3]. Сегодня почти половина прибыли фермерских хозяйств обеспечивается за счет прямой государственной поддержки. Фермеру гарантируется получение дохода от реализации продукции путем установления «целевых цен».

Для сравнения наше сельское хозяйство довольствуются общей суммой господдержки в 2,5 - 3 млрд долл. Каждый последующий сельскохозяйственный закон США утверждает новые регулирующие инструменты в аграрной политике, согласно которым уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей существенно возрастает, увеличиваются субсидии фермерам, определяются защитные меры собственных товаропроизводителей от интервенции продовольствия, разрабатывается программа стимулирования экспорта, предусмотива-ется высокая степень самообеспеченности в продовольствии, сохранения земель. В случае падения рыночной цены ниже установленного уровня фермер получает компенсационные выплаты в размере разницы между целевой и средней ценой реализации.

В 2005 г. фермеры получили прямых государствен-

ных субсидий на 70% больше, чем по закону 1996 г, сохранилась система дотаций, введены новые программы. Для фермеров была создана эффективная система экономической безопасности: повышена средняя залоговая цена, предоставляются кредиты под залог урожая, прямые фиксированные платежи, не связанные с уровнем производства. Субсидирование осуществляется по таким продуктам как: пшеница, ячмень, овес, кукуруза, сорго, соя, маслосемена, хлопок, арахис, молоко, шерсть, мед. Задача Министерства сельского хозяйства США состоит в организации и контроле за выполнением программ, финансирование которых осуществляется в соответствии с законом о сельском хозяйстве.

Словом, развитые страны бережно относятся к аграрному сектору экономики. Там продовольственное обеспечение, как первейшая потребность человека, является одной из гарантий реального права на жизнь, закрепленных в их конституциях, периодически принимаются сельскохозяйственные законы, в которых утверждаются новые регулирующие инструменты аграрной политики, согласно которым уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей существенно увеличивается.

Иная картина наблюдается в нашей стране. Слабая поддержка отрасли, отсутствие государственного регулирования привели к большой закредитованности сельского хозяйства. Сокращается занятость сельского населения,крупные хозяйства - банкроты продолжают выбрасывать на рынок труда своих работников. Господдержка сельскохозяйственного производства продолжает сокращаться. Подавляющая часть валютной экспортной выручки, вместо того, чтобы участвовать в наращивании инвестиционного потенциала аграрной отрасли, направляется на импорт потребительских товаров. Усиливается зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка, деградирует аграрная сфера экономики.

Заложенные в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков с.х. продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. 12 основных индикаторов выполнены лишь два. За годы реализации Госпрограммы по сравнению с предыдущим пятилетием импорт продовольственных товаров удвоился и составил в 2012 г 40,2 млрд долл. Ухудшались макроэкономические показатели его деятельности, в частности, сократилась доля отрасли в валовой добавленной стоимости,в инвестициях в основной капитал, в структуре расходов консолидированного бюджета.

Реализация Программы на 2013-2020 г.г. будет происходить в более сложных социально-экономических условиях. На развитии отрасли отрицательно сказывается вступление в ВТО. К тому же, государство не хочет финансировать отрасль даже в объемах, разрешенных соглашением с ВТО, т.е. 9 млрд долл. Серьезным тормозом остается продолжающийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную про-

дукцию, который ведет к крайне низкой доходности сельского хозяйства, а без этого невозможно ни повышать зарплату, ни модернизировать отрасль, делать ее конкурентоспособной. Академик А. Алтухов пишет: «...когда продолжается существенный рост цен на основные виды материально-технических ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, будет происходить дальнейшее падение его доходности. Уже с 2016 г. сельскохозяйственная продукция (без учета субсидий) станет убыточной» (см.: Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №5.2013г.).

Необходимы срочные меры по устранению диспаритета цен, который продолжает неумолимо возрастать. Если в 2000 г. за тонну топлива крестьяне платили 3 т зерна, то в 2006 г. - уже 6 т. Быстро ползут вверх цены на железнодорожные тарифы, газ, электроэнергию, услуги. Особое внимание следует уделить защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции западных стран, от дискриминационных условий, навязанных в переговорном процессе о вступлении России в ВТО. При создании этой организации многие страны надеялись, что на мировой арене появится большое количество «равных торговых партнеров». Но, как оказалось, для одних ВТО -это свободный выбор, для других - жесткий удар судьбы.

Сегодня многие страны, в том числе и страны СНГ, оказывают селу всемерную помощь. В Европе, например, господдержка составляют около 40% от себестоимости продукции фермеров. В таких условиях российский товаропроизводитель не может конкурировать с западным фермером. Но, похоже, наши чиновники в правительстве, присвоившие себе право формировать аграрную политику страны, не думают выводить сельское хозяйство из тупика, оказывать ему государственную поддержку. Так, бывший вице-премьер правительства, министр финансов А. Кудрин, заявлял: «Поддержка сельского хозяйства не способствует развитию конкуренции внутри страны и делает беспомощными наших производителей на внешнем рынке». Это невероятная некомпетентность, если не сказать глупость.

В условиях все возрастающего спроса на продовольствие в мире и роста цен на него, правительству пора бы уже понять, что без собственного эффективного сельского хозяйства не обеспечить ни продовольственную безопасность страны, ни остановить демографическую катастрофу. Нужно переходить от разговоров о приоритетности сельского хозяйства, продолжая при этом наращивать импорт продовольствия, к решению конкретных задач по регулированию развития отрасли и оказанию ей всемерной помощи. Разве мыслимо, когда такие города, как Москва, Петербург и другие снабжаются импортным мясом и некоторыми другими продуктами на 75-80 процентов. О каком регулировании цен в таких условиях можно говорить. Эта функция за пределами нашей компетенции. Сегодня Западу достаточно чихнуть, как у россиян начинается насморк. Власть должна понять, что дешевый импорт на российский рынок закончился. Запад очистил свои авгиевы конюшни - двадцатилетние запасы продовольствия и сплавил залежалый товар по демпинговым ценам. Теперь продукция будет нам продаваться существенно дороже. Этому способствует и то, что Запад, под давлением развивающихся стран, входящих в ВТО, вынужден снижать объемы господдержки сельского хозяйства, сокращать экспертные субсидии.

Литература

1. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность. М.: Памятники исторической мысли, 2011. С.21.

2. Выступление Д. Гликмана на конгрессе USACC. Вашингтон, 2000. 24.07.

3. USDA. News Release / Agricultural Outlook Forum. 2000. 24 Feb.

^^^ Контактная информация:

Милосердов Кирилл Владимирович, e-mail: milvlad@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.