Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность России: направления обеспечения'

Продовольственная безопасность России: направления обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2761
483
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / УГРОЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ / ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ / FOOD SECURITY OF THE STATE / THREATS TO FOOD SECURITY / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE COUNTRY / PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTS / MEASURES TO IMPROVE PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шушарин Валерий Федорович, Вышенский Михаил Юрьевич

Продовольственная безопасность это одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. Цель исследования развитие научно-практического подхода к обеспечению продовольственной безопасности России. Методология исследования опирается на информационное моделирование и прикладные экономические модели. Авторы статьи раскрывают внешние и внутренние угрозы, а также риски продовольственной безопасности России, анализируют современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса, предлагают направления обеспечения продовольственной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шушарин Валерий Федорович, Вышенский Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD SECURITY IN RUSSIA: DIRECTIONS OF PROVISION

Food security is one of the most important components of the state's economic security. The purpose of the research is to develop a scientific and practical approach to ensuring food security in Russia. The research methodology is based on information modeling and applied economic models. The authors of the article reveal external and internal threats, as well as risks of food security in Russia, analyze the current state and prospects for the development of the agro-industrial complex, and suggest ways to ensure food security in the country.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность России: направления обеспечения»

В. Ф. Шушарин, М. Ю. Вышенский

115

Шушарин В. Ф., Вышенский М. Ю. Продовольственная безопасность России: направления обеспечения // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 115-122.

Shusharin V. F., Vyshenskiy M. Yu. Food security of Russia: Directions of provision. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Рр. 115-122. (In Russ.)

УДК 338.439

В. Ф. Шушарин, М. Ю. Вышенский

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Пермь, Россия

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Шушарин Валерий Федорович — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социальные и гуманитарные дисциплины».

E-mail: sh89523240322@yandex. ru

Вышенский Михаил Юрьевич — кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология питания и менеджмент».

E-mail: gektor47@yandex.ru

Продовольственная безопасность — это одна из важнейших составляющих экономической безопасности государства. Цель исследования — развитие научно-практического подхода к обеспечению продовольственной безопасности России. Методология исследования опирается на информационное моделирование и прикладные экономические модели. Авторы статьи раскрывают внешние и внутренние угрозы, а также риски продовольственной безопасности России, анализируют современное состояние и перспективы развития агропромышленного комплекса, предлагают направления обеспечения продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: продовольственная безопасность государства, угрозы продовольственной безопасности, агропромышленный комплекс страны, производство сельскохозяйственной продукции, меры по совершенствованию производства продукции.

V. F. Shusharin, M. Yu. Vyshensky

Perm Institute (branch) of The Russian Economic Universiyty named after G. V. Plekhanov,

Perm, Russia

FOOD SECURITY IN RUSSIA: DIRECTIONS OF PROVISION

Shusharin Valery F. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Social and Humanitarian Disciplines.

Vishensky Mikhail Yu. — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Food Technology and Management.

Food security is one of the most important components of the state's economic security. The purpose of the research is to develop a scientific and practical approach to ensuring food security in Russia. The research methodology is based on information modeling and applied economic models. The authors of the article reveal external and internal threats, as well as risks of food security in Russia, analyze the current state and prospects for the development of the agro-industrial complex, and suggest ways to ensure food security in the country.

Keywords: food security of the state, threats to food security, agro-industrial complex of the country, production of agricultural products, measures to improve production.

В современном мире наблюдается неблагоприятная геополитическая ситуация, существенно влияющая на Россию. Ряд ведущих государств, проводя санкционную политику по отношению к нашей стране, всячески препятствует тому, чтобы экономика России развивалась. В связи с этим нашему государству для защиты от внешних угроз необходимо укреплять свою национальную безопасность.

Национальная безопасность — это обеспечение физического выживания граждан общества и благоприятных условий для его развития, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и такие виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и другими российскими нормативными правовыми актами, как государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая и безопасность личности1.

Основой национальной безопасности любого государства является экономическая безопасность, под которой понимается способность, возможность и готовность экономической системы на основе эффективного управления обеспечивать стабильный и устойчивый экономический рост, удовлетворение потребностей общества и защиту национальных интересов в различных сферах от внешних и внутренних угроз [12, с. 12].

Одной из важнейших составляющих экономической безопасности государства выступает продовольственная (продуктовая) безопасность. Отметим, что продовольственная безопасность — это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается его продовольственная независимость, а также гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина пищевых продуктов согласно рациональным нормам потребления.

Ключевой международной организацией, занимающейся вопросами продовольственной безопасности в мире, является Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), которая образована в 1945 году. Продовольственная безопасность считается достаточной, если доля отечественных продуктов питания в общем объеме потребления населением страны составляет примерно 70 %, что позволяет насытить внутренний продовольственный рынок за счет собственного производства продукции. Для достижения продовольственной безопасности необходимо обеспечить безопасность производства, распределения и потребления продовольствия в стране. С этой целью, а именно для предотвращения необоснованной потери (уничтожения) годного продовольствия и экономии продовольственных ресурсов, необходимо, в частности, активизировать рациональный подход к распределению и сохранности продуктов питания, оптимизации их запасов (особенно — скоропортящихся).

К внешним угрозам продовольственной безопасности России можно отнести:

- экономические санкции со стороны ряда ведущих государств и торговые войны между крупными странами;

- относительно низкую конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции на внешнем рынке;

- существенные колебания курса национальной валюты;

- изменения цен на энергоресурсы на мировом рынке.

К внутренним угрозам продовольственной безопасности России можно отнести:

- высокий уровень закредитованности населения страны и низкие доходы основной части населения;

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

В. Ф. Шушарин, М. Ю. Вышенский

117

- сосредоточение производства сельскохозяйственной продукции в рамках крупных компаний и сокращение количества малых форм хозяйствования;

- повышение требований к качеству продукции и изменения в структуре потребления продовольственных товаров;

- неразвитость инфраструктуры агропродовольственного рынка страны и зависимость его от цен на энергоресурсы.

Обеспечение продовольственной безопасности государства включает в себя принятие программы защиты внутреннего рынка продуктов питания, оказание финансовой поддержки крупным товаропроизводителям, фермерам и личным подсобным хозяйствам. По сравнению с основными странами — производителями аграрной продукции и продовольствия Россия по критерию обеспеченности собственными ресурсами аграрного производства находится на уровне таких стран, как Китай и Индонезия [12, с. 22].

В связи с существенным ограничением импорта продовольствия, введенным Правительством России в ответ на объявление западных санкций, появились реальные возможности для роста производства отечественных продуктов питания. Если агропромышленный комплекс (далее — АПК) нашей страны в целом способен обеспечить продовольственную безопасность, то отдельные регионы России не в полной мере снабжаются основными продуктами питания.

Приоритеты модели развития экономики нашего государства нашли отражение в Стратегии научно-технологического развития России, утвержденной в 2016 году1. В связи с этим В. Доржиевой отмечается, что «...главной проблемой научно-технологического развития страны остается отсутствие видения будущего облика национальной экономики, как в структурно-секторальном, так и технологическом аспектах» [7, с. 56]. Один из сформулированных в вышеназванной стратегии приоритетов посвящен созданию безопасных и качественных продуктов питания. В настоящее время, например, ухудшилось качество молочной продукции, недостаточным для удовлетворения потребностей населения является объем производства молока.

Молоко и молочные продукты занимают одно из ведущих мест в пищевом рационе граждан нашей страны и необходимы для сбалансированного питания человека. В связи с этим перед молочной отраслью стоят две ключевые задачи. Во-первых, необходимо снизить зависимость от импорта молочной продукции и, во-вторых, обеспечить повышение потребления молочной продукции населением со 184-233 кг на одного человека в год в настоящее время до рекомендуемой нормы рационального потребления продукции — 325 кг на одного человека в год. Доктриной продовольственной безопасности России, принятой в 2010 году, определен минимальный порог доли отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов на уровне 90 %. Для достижения указанной цели необходимо увеличить производство товарного молока на 6-7 млн т [12, с. 127].

Рост производства молока сдерживается отсутствием современных технологий, устаревшей материально-технической базой молочного животноводства, низким уровнем квалификации работников ферм, а комплексная механизация производственных процессов осуществляется преимущественно в крупных хозяйствах [6, с. 47]. Между тем с увеличением объемов экспорта зерна Россия может интегрироваться в мировую экономику и в качестве экспортера молочных продуктов. Для этого необходимо учитывать интересы российских переработчиков молока, которые нуждаются в создании высокотехнологичных перерабатывающих производств, что требует значительных финансовых вложений, рассчитанных на длительный период. К тому же региональные переработчики фактически

1 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

финансируют поставщиков молока, поставленных в невыгодные условия кредитования из-за «ножниц» в ценах на молоко и на необходимые для производства ресурсы. В то же время на федеральном и региональном уровнях отсутствуют финансовые инструменты поддержки переработчиков молока, в том числе льготное долгосрочное кредитование.

Отметим, что опыт проведения более эффективной аграрной политики последних лет по усилению адресной финансовой поддержки предприятий агропромышленного комплекса и по реализации целевых комплексных программ в регионах свидетельствует о том, что АПК России, преодолевая значительные трудности, развивается поступательно. Так, прогнозные показатели Доктрины продовольственной безопасности страны1 (далее — Доктрина) превышены по зерну, растительному маслу, картофелю и сахару. Согласно Доктрине, Правительство Российской Федерации организует мониторинг состояния продовольственной безопасности в стране в целом, а органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают его ведение в регионах.

В Доктрине были определены риски для стабильного функционирования агропромышленного комплекса, а именно:

- низкая инвестиционная привлекательность предприятий;

- технологическое отставание АПК от аналогичных комплексов ведущих стран мира;

- недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности сельскохозяйственного производства.

Так, природные риски, например, остаются для России постоянно действующим фактором, который необходимо учитывать при прогнозировании развития предприятий комплекса. По итогам наблюдений за продолжительный период крайне неблагоприятные погодные условия в стране отмечаются в среднем каждые 7-8 лет [12, с. 17].

В связи с отмеченным государством был сформирован пакет таких мер в области совершенствования производства в аграрной сфере экономики, как:

- интенсивное использование ресурсного потенциала территории;

- развитие системы инвестиционного кредитования сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;

- реализация программ технологической модернизации оборудования и освоения новейших технологий производства.

В то же время проводимая государством аграрная политика, как отмечает А. Алтухов, не позволяет решить системные проблемы, касающиеся обеспечения продовольственной независимости страны, а именно роста доходности предприятий сельского хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках и устойчивого развития сельских территорий [1, с. 28].

Обеспечение продовольственной безопасности государства является необходимым условием повышения уровня и качества жизни населения страны путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, включая экономическую доступность продуктов питания. Решение проблемы продовольственной безопасности страны в значительной степени зависит от состояния товаропроводящей инфраструктуры, под которой понимается совокупность организаций, участвующих в продвижении товарно-материальных потоков, начиная с производства продукции и заканчивая ее конечным потреблением [5, с. 16]. В то время как число предприятий оптовой и розничной торговли возрастает, создание и развитие объектов торгово-сбытовой инфраструктуры во многих регионах ведется хаотично.

1 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20. Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

Базовой отраслью АПК является сельское хозяйство, призванное обеспечить население страны качественным продовольствием, а промышленность — сырьем. По мнению О. И. Катлишина, для укрепления позиций отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на мировом рынках необходимо усилить конкурентные преимущества нашей страны за счет увеличения инвестиций и инноваций, что положительно скажется в том числе на экономическом росте государства [9, с. 10].

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в последние годы, как считает Д. Эпштейн, связано, в частности, с усилением процесса агропромышленной интеграции и, соответственно, притоком инвестиций в АПК [14, с. 12]. В сельском хозяйстве для регулирования рынка зерна образован интервенционный фонд объемом 7-8 % валового сбора и около 10 % его внутреннего потребления на пищевые и производственные цели (корма, семена). Создание фонда позволило стабилизировать ситуацию на рынке зерна, включая поддержку цен его реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями в форме проведения интервенций. Регулярно осуществляется контроль качества пищевых продуктов, поступивших на потребительский рынок. Вместе с тем, по данным Росстата, доля выявленной фальсифицированной, то есть не соответствующей регламентирующим требованиям, продукции снижается медленно [12, с. 16].

Отметим, что введение санкций со стороны ряда экономически развитых стран послужило мощным стимулом для развития предприятий отечественного агропромышленного комплекса, прежде всего благодаря более значительной финансовой поддержке государства как на федеральном, так и региональном уровнях. В результате увеличивается производство сельскохозяйственной продукции и ее конкурентоспособность; возрастает объем экспорта продукции; по таким видам продукции, как зерно, мясо птицы, свинина, яйца, обеспечивается продовольственная безопасность населения страны. Вместе с тем состояние материально-технической базы сельского хозяйства не соответствует современным требованиям, а именно из-за недостатка оборотных средств на предприятиях слабо внедряются прогрессивные технологии; своевременно не обновляется сельскохозяйственная техника; существенны потери продукции; высоки издержки производства и логистики — всё это отрицательно сказывается на рентабельности предприятий сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве значителен износ основных фондов, нередко используются устаревшие ресурсоемкие технологии для производства продукции, по-прежнему имеет место нарушение паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. По оценке ученых РАН, серьезную опасность представляет эрозия почв сельскохозяйственных земель: доля эрозийно опасных сельскохозяйственных угодий составляет более половины их общей площади, в том числе пахотных — более 40 % [12, с. 17]. Наше сельское хозяйство в пять раз более энергоемкое и в четыре раза более металлоемкое по сравнению с аграрным сектором США, Канады и стран Евросоюза [4, с. 24].

Уровень продовольственной безопасности нашего государства существенно зависит от объемов инвестирования в основной капитал сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, значительного наращивания объемов производства продовольствия, усиления конкурентных преимуществ отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, совершенствования политики в области повышения доходов и качества жизни населения страны.

Как мы полагаем, проблему продовольственной безопасности страны можно решить, рационально сочетая способы рыночного саморегулирования с государственной поддержкой предприятий агропромышленного комплекса всех форм хозяйствования.

Основой устойчивого роста АПК России является формирование кластеров производств нового технологического уклада. Аграрный кластер — это территориально локализованная, интегрированная структура, основанная на соглашении о сотрудничестве независимых субъектов хозяйствования. Цель ее состоит в формировании стратегической платформы для развития агропромышленного производства. Ядро аграрного кластера образуют фирмы, способные в результате партнерского взаимодействия обеспечить экономический успех. Предполагается, что управление межотраслевыми связями АПК с использованием кластерного подхода будет способствовать развитию других участников кластерной структуры [3, с. 79].

Чтобы полнее учесть место и роль каждого региона в функционировании агропромышленного комплекса, А. И. Алтухов предлагает разработать общероссийскую схему развития и размещения агропромышленного производства, на базе которой можно сформировать крупномасштабные специализированные зоны производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, осуществить рациональное региональное размещение соответствующих предприятий с учетом возможного развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, создания региональных, межрегиональных и межгосударственных кластеров [2, с. 2]. Что касается пищевой промышленности, то в связи с неполной загруженностью в этой отрасли производственных мощностей имеет место проблема, связанная с внедрением современных технологий и необходимого оборудования для производства экспортно ориентированных продуктов, решение которой затруднено из-за низкого уровня инвестиционной привлекательности отрасли.

Вместе с тем в России ведется активная работа по восстановлению и перевооружению мясоперерабатывающих предприятий с целью увеличения выпуска готовой продукции, в том числе созданы возможности для сооружения крупных мясопромышленных комплексов, которые сочетают в себе полный цикл работ — от выращивания зерна и заготовки комбикормов до убоя скота и конечной переработки мяса в готовую к употреблению продукцию, что позволяет контролировать весь процесс производства и гарантировать успешный результат их деятельности [12, с. 105].

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, как отмечается в едином плане по их достижению, является «создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и АПК, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами» [8, с. 3]. Достижение этой цели в агропромышленном комплексе страны возможно с помощью реализации национального проекта «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Создание и развитие высокотехнологичных перерабатывающих производств в АПК, как полагает С. Черникова, проблема комплексная и ее решение в определенной степени должно осуществляться на уровне федеральных и региональных отраслевых структур, для перерабатывающих секторов которых характерно укрепление кооперационных связей [13, с. 35].

Одна из самых авторитетных в мире организаций в области сельского хозяйства — FAS USDA спрогнозировала общемировой урожай пшеницы в 2019 году в объеме 777,489 млн т, при этом урожай пшеницы в России ожидался на уровне 77 млн т (в 2018 году, согласно данным этой же структуры, 71 млн т), а переходящие запасы к концу июня 2020 года должны увеличиться на 1 млн т и достигнуть 7,728 млн т. По прогнозам российского аналитического центра «СовЭкон», урожай пшеницы в России будет выше — 83,4 млн т. Минсельхоз России ориентируется на консервативный прогноз — 77-78 млн т. Поставки российской пшеницы на экспорт, по данным FAS USDA, сократятся на 1 млн т (с 37 до 36 млн т), однако наша страна

останется лидером мирового рынка: так, государства Европейского союза продадут на рынке не более 27 млн т, США — 26,3 млн т, Канада — 24 млн т [12, с. 32-33].

За последние годы место и роль России на мировом рынке аграрной продукции изменились в лучшую сторону, чему способствовали проводимая аграрная политика и благоприятные погодные условия. Министр сельского хозяйства России Д. Патрушев отметил, что в его ведомстве рассчитывают поставить на экспорт в 2019 календарном году 42 млн т зерновых, в том числе пшеницы — 40 млн т (это практически половина урожая). При этом не будет проблем с удовлетворением внутреннего спроса на эту культуру (по итогам 2018 года — 72 млн т пшеницы, или 490 кг на душу населения) [12, с. 34]. Критерии, заложенные в Доктрине продовольственной безопасности России по стратегически важным культурам, к 2019 году выполнены. Отметим, что Президентом России В. В. Путиным дана высокая оценка деятельности предприятий АПК в 2019 году.

Вместе с тем в последние годы, наряду с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, реальные располагаемые доходы граждан страны фактически не растут, поэтому жизненно необходимые потребности в продовольствии значительной части населения удовлетворяются за счет приобретения более дешевых, но менее качественных продуктов питания. Кроме того, в нашей стране наблюдается глубокая дифференциация потребления продуктов питания по группам населения, различающимся по уровню среднедушевых доходов.

В 2017 году принята Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы1, призванная стимулировать инновационное развитие отрасли и уменьшить ее зависимость от импорта иностранных технологий [11, с. 4]. В. Маслова и М. Авдеев предлагают активнее внедрять в АПК современные цифровые технологии, которые позволят увеличить производительность труда, ускорить технико-экономическое обновление отрасли, повысить конкурентоспособность предприятий агропромышленного комплекса. Развитие цифровизации в сельском хозяйстве, по их мнению, снизит производственные и транзакционные издержки, сократит потери продукции, увеличит эффективность и устойчивость производства [10, с. 4].

С целью дальнейшего повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции важно последовательное снижение издержек производства и логистических издержек, сокращение потерь по всей продуктовой цепочке и увеличение инвестиций на основе внедрения инновационных технологий. Отметим, что если в мире около трети агропродовольствен-ной продукции теряется по цепочке товародвижения, то в России — еще больше.

Итак, по мнению авторов, государственная политика в области продовольственной безопасности должна осуществляться по следующим направлениям:

- по экономической доступности продовольствия для населения страны;

- по физической доступности продовольствия путем обеспечения бесперебойной его доставки в места потребления;

- по обеспечению высокого качества продовольствия и его экологической безопасности;

- по обеспечению финансовой поддержки производства на основе освоения инноваций при производстве сельскохозяйственной продукции;

- по стимулированию интеграционных процессов в сфере производства сырья, переработки и сбыта продукции, развития инфраструктуры агропродовольственного рынка и рационального распределения, хранения продовольствия;

1 Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 (ред. от 11.10.2019). Доступ через справ.-правовую систему «Кон-сультантПлюс».

- по замещению импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, по поддержке экспортеров отдельных видов продукции.

Для этого необходимо:

- согласовать программы национальных проектов развития экономики России;

- оптимизировать логистические системы отечественных производителей продовольствия;

- стимулировать разработку научно обоснованных норм и правил здорового питания;

- стимулировать научно-техническое развитие производства и переработки продуктов питания.

Таким образом, по мнению авторов статьи, возможно дальнейшее развитие основных путей обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Библиографический список

1. Алтухов А. России необходима новая аграрная политика // Экономист. 2014. № 8. С. 28-39.

2. Алтухов А. Территориально-отраслевое разделение труда в агропромышленном производстве // АПК: экономика, управление. 2015. № 7. С. 8-21.

3. Анохина М. Агрокластеры и экономический рост отечественного АПК // АПК: экономика, управление. 2014.№ 5. С. 77-84.

4. Боговиз А. Особенности формирования и направления аграрной политики России // АПК: экономика, управление. 2014. № 5. С. 21-28.

5. Ворожейкина Т. М. Роль институциональной среды в обеспечении продовольственной безопасности страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2014. № 6. С. 15-17.

6. Гончаров В. Молочный подкомплекс: проблемы развития // Экономист. 2019. № 4. С. 44-51.

7. Доржиева В. Подходы к формированию стратегических научно-технологических приоритетов новой промышленной политики // Экономист. 2019. № 4. С. 52-56.

8. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. // Экономист. 2019. № 5. С. 3-19.

9. Катлишин О. И. Экспорт и импорт Российской Федерации в современных внешнеэкономических условиях // Сфера обращения: проблемы и перспективы развития: коллективная монография / Перм. ин-т (филиал) ФГБОУ ВО «Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова». Пермь, 2016. С. 4-13.

10. Маслова В., Авдеев М. Повышение конкурентоспособности отечественной агропродо-вольственной продукции и развитие цифровой экономики в АПК // АПК: экономика, управление. 2018. № 8. С. 4-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Петриков А. Использование инновационных технологий различными категориями хозяйств и совершенствование научно-технологической политики в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление. 2018. № 9. С. 4-11.

12. Продовольственная безопасность, самообеспеченность России по критериям товаров из продовольственной потребительской корзины на ближайшие годы: информ. изд. / Росинформагро-тех. М.: Росинформагротех, 2019. 256 с.

13. Черникова С. О необходимости финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли // АПК: экономика, управление. 2019. № 9. С. 35-45.

14. Эпштейн Д. Почему производство в сельском хозяйстве растет быстрее промышленности и экономики в целом? // АПК: экономика, управление. 2019. № 8. С. 4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.