Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность: исторический, экономический и социальные аспекты'

Продовольственная безопасность: исторический, экономический и социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Продовольственная безопасность / продовольствие / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / нормы потребления продовольствия / Food safety / the foodstuffs / Import / export / norms of consumption of the foodstuffs

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савицкая Е. А.

В статье отражены результаты ретроспективного анализа эволюции решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности различных стран мира. На основании установленных международных норм потребления продуктов питания оценивается уровень независимости развитых стран мира и России от импорта продовольствия и сырья для его производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article results of the retrospective analysis of evolution of the decision of a problem of maintenance of food safety of the various countries of the world are reflected. On the basis of the established international norms of consumption of a foodstuff level of independence of the developed countries of the world and Russia from import of the foodstuffs and raw materials for its manufacture is estimated.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность: исторический, экономический и социальные аспекты»

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Е.А. САВИЦКАЯ,

кандидат социологических наук, доцент, Тюменская ГСХА

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольствие, импорт, экспорт, нормы потребления продовольствия.

Понятие “продовольственная безопасность” получило рас-пространение в первые годы после Второй мировой войны. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию “Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире”, фактически определившей смысл продовольственной безопасности как “обеспечение гарантированного доступа всех жителей и в любое время к продовольственным ресурсам мира в количестве, необходимом для активной здоровой жизни”. И для того временного периода характерна концепция, в соответствии с которой наиболее раци-ональный и прогрессивный путь решения продовольственной проблемы для большинства стран - импорт как “помощь” более развитых стран. И уже к концу 70-х годов большинство стран перешли к концепции “преимущественной опоры на собственные силы”, поскольку они столкнулись с достаточно жестким, монополизированным рынком продовольствия.

В 90-х годах вопросы международной и национальной про-довольственной безопасности, которые включают в себя, в част-ности, гарантирование стабильного и достаточного продовольственного обеспечения населения, начинают занимать центральное место в политике многих государств мира. Дальнейшее развитие продовольственной проблематики концептуально нашло отра-жение в “Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности”, при-

625003 г. Тюмень, ул. Республики, 7; тел. 8 (3452) 62-56-09

нятой главами государств и правительств.

13 ноября 1996 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия, организованной Продовольст-венной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в Риме. В данном документе было вновь подтверждено “право каждого на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания, в соответствие с правом на адекватное питание и основным правом каждого на жизнь” [1, с. 3]. О том, что вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного положения в мире заняли в последние десять лет одно из приоритетных по своему значению для между-народного сообщества мест, свидетельствует их постоянное обсуждение на таких высокоавторитетных форумах, как ежегодные совещания политических руководителей промышленно развитых стран, встречи министров стран ОЭСР ГАТТ. Проблемы сельского хозяйства и торговли продовольствием в последние годы оставались на повестке дня в двусто-ронних отношениях между США и ЕС, США и Японией, США и Россией.

С другой стороны, Япония, страны ЕС и некоторые другие западноевропейские государства (Швейцария, Швеция, Фин-ляндия и др.) придерживаются иной концепции национальной продовольственной безопасности, предусматривающей поддер-жание определенного

уровня продовольственной самообеспеченности с использованием государственных программ субсидирования фермеров и мер импортного контроля для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. При этом поддержание цен в сельском хозяйстве на определенном уровне ложится достаточно тяжелым бременем и на государство, и на налогоплательщиков. Но именно стабильность цен является для этих стран средством обеспечения продовольственной безопасности. В качестве примера следует назвать Японию и Швейцарию, где цены на продовольствие выше мировых (например, в Японии государство покупает и продает рис внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6-8 раз; оптовая цена на сахар во Франции в 1997 г. составила 10001200 долл. США, а мировая - 350 долл.; мировая цена за 1 ц сливочного масла -110 экю, внутренняя - 270 экю). При этом население понимает все негативные последствия снижения цен для сельского хозяйства и для национальной экономики, а потому “смири-лось” с подобным положение дел. Позиция Европейского Сообщества в этом вопросе, по мнению экспертов Комиссии европейских сообществ (КЕС), заключается в том, что “продовольственная безопасность любой страны почти так же важна, как ее воен-

Food safety, the foodstuffs, import, export, norms of consumption of the foodstuffs.

38

Аграрный вестник Урала

№ 3 (69), 2010 г.

ная национальная безопасность” [2, с.9.].

Указанные страны были вынуждены принять меры по наращиванию собственного производства продовольствия и по уменьшению импортной зависимости от одного поставщика (в данном случае от США). Так, странам ЕЭС за счет государ-ствен-ного субсидирования производства удалось в 80-е годы до-биться самообеспеченности зерновыми в целом и уменьшить зависимость от импорта американской сои за счет поощрения вы-ра-щивания рапса, сои и подсолнечника в странах Сообщества. Япония переключила часть импортных закупок сои на Бразилию и сохраняет жесткие количественные ограничения на импорт большинства видов сельскохозяйственной продукции (например, импорт мяса не может превышать 5% от внутреннего спроса, а импорт риса до 1994 г. был запрещен полностью) [3, с.93-104].

Обеспечение России продовольствием до последнего времени во многом достигалось за счет массированного импорта базовых продуктов питания и кормов (зерна, мяса, молочных продуктов, сахара, растительного масла). В период “холодной войны” такая зависимость имела очевидное стратегическое зна-чение, поскольку Запад мог использовать продовольственные поставки как фактор политического давления. Тем не менее, высокая и во многом необоснованная импортная зависимость России по продовольствию и кормам продолжает подрывать внешнеэкономические позиции страны, поскольку импортные закупки усиливают давление на валютные резервы страны, что особенно нежелательно в условиях нерешенности проблемы внешней задолженности (а это - около 160 млрд долларов США). В то же время сегодня появляется возможность довести импорт продовольствия до действительно оптимальных раз-меров, исходя из требований макроэкономической эффектив-ности и финансовой стабильности. Согласно расчетам, прове-денным в Центре экономической конъюнктуры при Правительстве России, для импортных продуктов питания предел сос-тавляет 30%, а в реальности страна к середине 90-х годов “пере-шагнула” уже 50-процентный порог [4, с. 3]. По последним статистическим данным на 2001-2002 гг., из-за рубежа завозят до 40% продовольствия. Это статистические данные, а фактически бывает и больше. То есть это показатель того, что страна на грани потери продовольственной безопасности [5, с. 34].

Проблема продовольственного импорта России в последние годы приобрела важное значение и для обеспечения интересов государства, и для поддержания жизненного уровня населения. В недалеком прошлом Россия занимала 7-е место в мире по потреблению продуктов питания, а к концу 90-х годов она опустилась на 42-е место. Усилился процесс вытеснения отечественных товаропро-

изводителей со стороны западноевропейских стран с собственного рынка. Уже к 2000 г. (как прозвучало на известном Всероссийском совещании по проблемам агропромышленного комплекса в г. Краснодар, в феврале 2000 г.), имея 10% общемировых запасов плодородной пашни, уступая по объемам производства минеральных удобрений только США и Канаде, страна скатилась на 67-е место в мире по уровню потребления продовольствия надушу населения [6, с. 3].

Уровень продовольственной самообеспеченности сам по себе, как показывает зарубежный опыт, еще не говорит о степени продовольственной безопасности государства. Так, в одних странах экспорт продовольствия соседствует с голодом населения (Индия, Пакистан), в других - крупный размер продовольственного импорта содействует высокому уровню потребления и социальной стабильности (ФРГ, Великобритания, Япония). В обоих случаях нельзя говорить о “продовольственной зависимости” страны: в первом - отсутствует сама основа (импорт) для такой зависимости от внешних поставщиков, а во втором - национальная экономическая мощь и, прежде всего, экспортные доходы страны позволяют безболезненно закупать за рубежом требуемые объемы продовольствия.

Продовольственная зависимость страны возникает тогда, когда она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых государств (в виде даров продовольствия, кредитов для его закупки и других льгот). В категорию этих стран могут попадать как экономически слабые государства с голодающим населением (Эфиопия, Мозамбик, Гватемала, Бангладеш), так и сравнительно экономически развитые и даже крупные державы, где голод в строгом смысле не принял широких масштабов (Россия, Китай, Бразилия). Причем импортная зависимость по зерну государств второй категории (т.е. более развитых экономически) часто относительно выше, чем в наиме-

Экономика

нее раз-витых странах, где средний уровень потребления продовольст-вия гораздо ниже. По уровню потребления основных продуктов питания на душу населения Россия, как уже указывалось ранее, опустилась с 7-го места в мире на 42-е. Доля импортных продуктов питания на начало нового десятилетия XXI века составила 39%, а критический уровень в оценке ООН - 30%.

В настоящее время в России (по данным статистических и информационных источников) потребление продуктов питания в энергетическом эквиваленте, не говоря о сбалансированности по белкам, углеводам, микроэлементам, на одного средне-статистического россиянина составляет чуть больше 2300 кило-калорий [7, с.38]. По другим данным, среднее энергетическое содержание потребляемых продуктов питания уменьшилось с 3420 килокалорий в сутки уже в 1990 г. до 2306 - в 1997 году [8, с.4]. Приведенные показатели значительно ниже, чем в развитых странах. Так, американцы получают 3730 ккал, французы - 3630, немцы - 3340, канадцы - 3090 ежедневных килокалорий [9, с.37].

Из потребляемых в нашей стране 2300 ежедневных ккал, 1000-1100 ккал приходится на импортные продукты питания. Таким образом, количество жизненной энергии, обеспеченное собственными источниками, составляет 1200-1300 ккал. Физи-ологическая граница голода - это 1500-1600 ккал в день [9, с. 38]. Отсюда напрашивается вывод, который концентрирует в себе понятие “безопасности”, в обычном понимании, и “продовольственной безопасности”, в частности: роль силового давле-ния без применения оружия может сыграть продовольственный фактор, достаточно лишь прекратить поставки продовольствия. Многие политики не без основания считают, что сегодня в России создаются условия для политики продовольственного шантажа. Следовательно, продовольственный фактор имеет огромное значение при формировании внешней и внутренней политики государства, первосте-

Таблица 1

Потребление основных продуктов питания населением ряда стран мира (в среднем на душу населения в год, кг)

Продукты США Германия Франция Польша Украина

Хлебные продукты 113 79 81 119 124

Картофель 59 73 84 132 135

Овощи и бахчевые 121 87 134 120 101

Фрукты и ягоды 106 136 91 51 29

Мясо и мясопродукты 120 88 93 61 33

Молоко и молоко- продукты 269 430 430 294 198

Яйца, шт. 255 225 270 185 164

Рыба и рыбопродукты 10,5 14,0 20,0 8,3

Сахар 31 33 35 41 37

№ 3 (69), 2010 г.

Аграрный вестник Урала

39

Экономика. Управление

пенной задачей для которого в этом плане является обеспечение продовольственной безопас-ности. Но обеспечить гарантированный доступ населения к продуктам питания (физичес-

зопасного потребления продовольствия, поскольку здоровье и жизненная активность челове-ка зависит не только от количества потребленного продовольствия, но и от его качества.

кая и экономическая доступность) - это один из аспектов продовольственной безопасности. Не менее важной является задача предоставления населению России государственных гарантий бе-Литература

1. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. 1997. №1. С. 3-6.

2. Руцкой А., Радугин Н. Продовольственная безопасность: зарубежный опыт // АПК: экономика, управление. 1997. №1. С. 7-14.

3. Хромов Ю. С. Проблемы продовольственной безопасности России / Международные и внутренние аспекты. - М.: РИСИ, 1995. - 252 с.

4. Илюхин В. «Россия под контролем иностранцев» // Думская панорама. Пресс-служба Государственной Думы Феде-ральн ого Собрания Российской Федерации. Специальный выпуск. 1998. №118. С. 2-9.

5. Данкверт С. Нас обвиняют в лоббировании интересов сельского хозяйства // Наша власть: дела и лица. 2002. №7-8 (21). С. 34.

6. Журавлев В. Как вернуть доверие крестьян? // Тюменская правда. 15 февраля (№28). 2000. С. 3.

7. Бурдуков П. Мы создаем условия для политики продовольственного шантажа // Наша власть: дела и лица. 2002. №7-8 (21). С. 38.

8. Гордеев А. Обеспечение продовольственной безопасности России - задача стратегическая // АПК: экономика, управление. 1998. №3. С. 3-12.

9. Руссо Ж. Ж. Избр. соч., т.1. М. : Просвещение, 1961. 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.