Научная статья на тему 'Продолжить сессию?'

Продолжить сессию? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продолжить сессию?»

ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА

ПРОДОЛЖИТЬ СЕССИЮ?

НАТАЛЬЯ ЮГРИНОВА

Урок начинается. На мониторе компьютера — профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего Барбара Окли рассказывает, как устроен человеческий мозг и как он принимает решения. Видеолекция бесплатного курса «Научитесь учиться» на международной образовательной платформе Coursera построена так, чтобы не дать заскучать даже самому непоседливому слушателю. Преподаватель сыплет шутками, включает в презентацию смешные слайды и интерактивные схемы, на экране то и дело всплывают проблемные вопросы и термины, на которые стоит обратить внимание. По итогам курса из коротких видео слушателю предлагают пройти тест и получить сертификат за $39.

Coursera — один из первопроходцев рынка онлайн-образования и, несомненно, один из его столпов. Менее чем за три года в ряды сервиса студентов влилось более 11 млн человек, количество курсов, разработанных совместно с 117 вузами-партнерами, выросло до тысячи, а венчурные инвесторы вложили в компанию $85 млн. Платные сертификаты ведущих мировых вузов — основа бизнес-модели компании: за доступ к большинству курсов сервис денег не берет, но за подтверждающий документ заплатить нужно. С конца 2013 года Coursera начала продвигать концепцию всеобщих бесплатных дистанционных курсов среди российских вузов: на сервисе появились курсы МФТИ, СПбГУ и Высшей школы экономики. Результаты неплохие: за год одиннадцать образовательных курсов ВШЭ собрали аудиторию почти в 300 тысяч.

Coursera пришла на подготовленную почву — западный бум дистанционного образования успел докатиться до России чуть раньше. Онлайн-обучение — один из немногих видов деятельности, который может выиграть от экономического кризиса: в такие времена, как известно, люди предпочитают инвестировать в себя.

Отечественный рынок онлайн-образования начал активно развиваться и привлекать инвестиции в 2013 году — всего годом позже запуска крупнейших мировых образовательных площадок, в числе которых Coursera, edX и Udacity. Первые образовательные стартапы у нас появились еще в 2009-2010

В России, как и в остальном мире, — бум образовательных онлайн-проектов. Однако в стране с долгой традицией всеобщего и бесплатного образования возникают естественные трудности с их монетизацией. Как на практике решают эту проблему основатели «онлайн-университетов»?

годах, однако развертывались они довольно вяло. Сказывались сравнительно низкое распространение интернета в регионах и стереотип о невысоком качестве дистанционных образовательных услуг. Сейчас картина меняется: по оценке J'son & Partners Consulting, в 2014 году в России насчитывалось более 50 крупных проектов в сфере онлайн-образования, совокупная аудитория которых достигла нескольких миллионов слушателей. Свыше 5% жителей страны хотя бы раз проходили обучение в интернете. Не исключено, что в ближайший год их число значительно возрастет, а расходы на дополнительное образование станут привычной статьей в персональных бюджетах россиян.

— Во времена экономической турбулентности возрастает потребность в более удобных и дешевых продуктах, — объясняет основатель образовательной платформы Uniweb Александр Оганов. — При этом онлайн-технологии меняют всю экономическую парадигму реализации образовательных услуг. Они позволяют экономить средства за счет устранения побочных трат, не затрагивая качество получаемых знаний. Рынок образовательных услуг в онлайне растет быстрее, чем успевает отреагировать классическая образовательная среда. Сложная процедура принятия решений не дает вузам динамично реагировать на меняющуюся на рынке ситуацию. А частные образовательные проекты отличаются мобильностью и высокой скоростью адаптации под рыночные изменения.

По оценкам игроков, рынок онлайн-образования в России растет на 30-40% в год. Существенную его долю занимает корпоративный сегмент. На дистанционное обучение переходят

28 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАЙ #5 2015

компании, которым необходимо регулярно проводить тренинги по новым продуктам или услугам для больших аудиторий, а также имеющие широкую сеть филиалов. Сегмент образовательных услуг для индивидуальных пользователей скромнее в 15-20 раз (400 млн рублей, по оценкам J'son & Partners), да и платят такие клиенты с меньшим энтузиазмом. Однако именно в нем, отчасти из-за слабой конкуренции, запускается большинство стартапов. Они обкатывают на массовой аудитории схемы взаимодействия со слушателями, тестируют интерфейсы и контент, стараются заработать имя на рынке — и лишь потом адаптируют курсы для b2b-сегмента.

В отличие от Запада, провозгласившего уход от дорогостоящего обучения в колледжах и вузах к дистанционным курсам с открытым всем и каждому доступом, в России превалирует платное образование. По мнению Айнура Абдулнасырова, основателя компании LinguaLeo, российские пользователи в целом уже согласились с идеей, что образование в онлайне должно быть доступным, но не бесплатным. «Это не означает, что доступ к продукту клиент должен обязательно купить за деньги, — уточняет эксперт. — В интернете возможна модель, когда пользователь расплачивается тем, что приглашает попробовать сервис своих друзей и знакомых».

Ниш для успешной монетизации достаточно. Школьники хотят получить высокие баллы по ЕГЭ, чтобы поступить в престижный вуз. Студенты выбирают и пробуют разные профессии. Специалисты хотят лучше разбираться в своей профессии. Руководители и предприниматели стремятся быть эффективными. «Человек мечтает построить близкие отношения, быть хорошим мужем или женой, — даже этому можно обучать, если понимать, как это делать», — говорит Абдулнасыров. При этом эффективных способов монетизации на рынке, по сути, всего два: это либо подписка на сервис, в том числе по модели ограниченного бесплатного доступа, либо прямая продажа учебных курсов по фиксированной стоимости.

Один из самых перспективных сегментов онлайн-обучения — языковые курсы: по данным J'son & Partners, в России 78% всех слушателей курсов в интернете занимаются изучени-

9,3 МЛРД Р

ОБЪЕМ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В 2014 ГОДУ

400 МЛН Р

СЕГМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

>50 ПРОЕКТОВ

В СФЕРЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРУЮТ В РОССИИ

ем английского. Монетизировать языковые сервисы при этом проще, чем остальные. Благодаря популярным офлайновым лингвистическим школам и частным репетиторам у пользователей уже сложилась многолетняя привычка платить за обучение. Курсы в онлайне обходятся дешевле (прежде всего из-за экономии на аренде помещений), а потому привлекают довольно широкую аудиторию. К тому же уроки английского выбирают люди с высокой мотивацией: как правило, знание иностранного языка является необходимым условием для получения более высоко оплачиваемой должности.

Между тем онлайн-образованием заинтересовались государство и традиционные университеты. В школах этой осенью обещают показать электронные учебники, вузы планируют создать аналог Coursera в России. Пока этот сегмент осваивается довольно бессистемно, утверждает Максим Спиридонов из «Нетологии-групп». «С одной стороны, есть государственные инициативы и четко заявленная стратегия на «цифровизацию» образования, выделяются значительные бюджеты на внедрение дистанционного образования в школах и вузах. С другой —учреждения часто не знают, как освоить эти бюджеты. Деньги лежат мертвым грузом на счетах учебных заведений или создаются громоздкие программные комплексы для «нужд образования», функциональность которых под большим вопросом», — считает эксперт.

Без понимания планов регулятора по развитию рынка прогнозировать будущее онлайн-образования в России сложно. Даже успешные проекты могут увязнуть в многочисленных административно-бюрократических вопросах, связанных с нормативным регулированием отрасли. Вторая сложность — попасть в яблочко потребительского спроса и создать продукт высокого качества. Для этого мало снимать красивые видеолекции: нужно понимать, что собой представляет процесс обучения и запоминания информации, как сделать обучение интересным и вовлекающим, как мотивировать слушателя. В конце концов, только эффективные образовательные методики, генерирующие реальные знания, убедят щв пользователей открыть кошелек. НЙ1

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ МАЙ #5 2015 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.