Научная статья на тему '"ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ НЕИМОВЕРНЫХ ТРУДОВ...": ПИСЬМА МИТРОПОЛИТА ЛИТОВСКОГО И ВИЛЕНСКОГО ЕЛЕВФЕРИЯ (БОГОЯВЛЕНСКОГО) МИТРОПОЛИТУ СЕРГИЮ (СТРАГОРОДСКОМУ)'

"ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ НЕИМОВЕРНЫХ ТРУДОВ...": ПИСЬМА МИТРОПОЛИТА ЛИТОВСКОГО И ВИЛЕНСКОГО ЕЛЕВФЕРИЯ (БОГОЯВЛЕНСКОГО) МИТРОПОЛИТУ СЕРГИЮ (СТРАГОРОДСКОМУ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ / СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПАТРИАРХ ВАРНАВА (РОСИЧ) / МИТРОПОЛИТ СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) / МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) / МИТРОПОЛИТ ЕЛЕВФЕРИЙ (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) / МИТРОПОЛИТ ЕВЛОГИЙ (ГЕОРГИЕВСКИЙ) / МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН (ФЕДЧЕНКОВ) / ИЕРОМОНАХ ДИМИТРИЙ (БАЛЬФУР) / И. А. СТРАТОНОВ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кострюков Андрей Александрович

В публикации вводятся в научный оборот четыре письма митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Письма датируются 1934 годом. Автор писем не только возглавлял Литовскую епархию, но и с 1930 г. управлял немногочисленными приходами Московской Патриархии в Западной Европе. Митрополит Елевферий сообщал о важных событиях и проблемах, возникших на вверенных ему приходах. Одной из них было разделение на Трехсвятительском подворье в Париже, вызванное неверной приходской политикой архиепископа Вениамина (Федченкова). Другой проблемой было назначение на Трехсвятительское подворье в Париже нового настоятеля. В качестве такового некоторое время рассматривался апологет Московской Патриархии И. А. Стратонов. Митрополит Елевферий сообщал о ситуации в Русской Зарубежной Церкви и о покровительстве ей со стороны патриарха Сербского Варнавы. Его политику автор писем считал неправильной и неканоничной. Вместе с тем митрополит рассказал о примирении главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого) с главой Западноевропейского русского экзархата митрополитом Евлогием (Георгиевским). В письмах отражены и другие события. Среди них миссия иеромонаха Димитрия (Бальфура) среди англикан, последние дни протоиерея Сергия Соколовского - героя Первой мировой войны, примкнувшего к обновленческому расколу и перешедшего в католичество, о попытках публицистки М. А. Каллаш издать брошюру против Русской Зарубежной Церкви и др. Многие оценки митрополита Елевферия предвзяты, однако в целом письма являются важным источником по истории русского православия в эмиграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“EARTHLY LIFE CONTINUES, FULL OF INCREDIBLE LABOUR...” LETTERS FROM METROPOLITAN ELEVFERIY (BOGOYAVLENSKY) OF LITHUANIA AND VILNA TO METROPOLITAN SERGIUS (STRAGORODSKY)

This article makes public four letters from Metropolitan Elevferiy (Bogoyavlensky) of Lithuania and Vilna to the Deputy Patriarchal Locum Tenens Metropolitan Sergiy (Stragorodsky). The letters are dated 1934. The author of the letters not only headed the Diocese of Lithuania, but also, from 1930, managed the few parishes of Moscow Patriarchate in Western Europe. Metropolitan Elevferiy reported on important events and problems that arose in the parishes entrusted to him. One of them was the division at the Trekhsviatitel'skoe Podvorie in Paris, caused by the wrong parish policy of Archbishop Veniamin (Fedchenkov). Another problem was the appointment of a new rector for the Trekhsviatitel'skoe Podvorie in Paris. For some time, the supporter of Moscow Patriarchate I. A. Stratonov was being considered for this position. Metropolitan Elevefriy reported on the situation in the Russian Church Abroad and on the patronage which it received from Patriarch Varnava of Serbia. The author of the letters considered his policy to be wrong and uncanonical. At the same time, the metropolitan spoke about the reconciliation between the head of the Russian Church Abroad, Metropolitan Antoniy (Khrapovitsky) and the head of the Western European Russian Exarchate, Metropolitan Evlogiy (Georgievsky). The letters re ect other events as well. Among them are the mission of Hieromonk Dimitriy (Balfour) among the Anglicans, the last days of Archpriest Sergei Sokolovsky, the hero of the First World War who joined the Renovationist schism and converted to Catholicism, about the attempts of the publicist M. A. Kallash to publish a pamphlet against the Russian Church Abroad, etc. Many of Metropolitan Elevferiy’s assessments are biased, but, on the whole, the letters are an important source on the history of Russian Orthodoxy in exile.

Текст научной работы на тему «"ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ НЕИМОВЕРНЫХ ТРУДОВ...": ПИСЬМА МИТРОПОЛИТА ЛИТОВСКОГО И ВИЛЕНСКОГО ЕЛЕВФЕРИЯ (БОГОЯВЛЕНСКОГО) МИТРОПОЛИТУ СЕРГИЮ (СТРАГОРОДСКОМУ)»

триархии. Управлять ими и был назначен митрополит Елевферий. Архипастырь умер 31 декабря 1940 г. в Вильно (Вильнюсе) после присоединения Литвы к Советскому Союзу.

В течение 1920-1930-х гг. митрополит Елевферий находился в переписке с митрополитом Сергием, сообщал о событиях, происходивших не только в Литве, но и на приходах Западной Европы. Архипастырь передавал информацию о Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и Западноевропейском экзархате.

В публикуемых письмах, относящихся к 1934 г., архипастырь поднимал разные вопросы. Среди них преодоление конфликтной ситуации, сложившейся на Трехсвятительском подворье в Париже. До 1933 г. настоятелем подворья был архиепископ Вениамин (Федченков), однако его деятельность привела приход на грань разделения. Часть прихожан была недовольна политизированностью иерарха, а также его покровительством сомнительным личностям, среди которых можно назвать протоиерея Сергия Соколовского, в прошлом военного священника, отпавшего в обновленческий раскол и связанного с советской рези-

дентурой во Франции1. Страсти улеглись после отъезда архиепископа Вениамина, однако и впоследствии оставались проблемы, например назначение нового настоятеля. В качестве такового одно время рассматривался историк и апологет политики Московской Патриархии И. А. Стратонов, до революции занимавший должность профессора Казанского университета. В первом из публикуемых писем содержатся обширные цитаты из письма Стратонова митрополиту Елевфе-рию. Сам историк понимал, что канонические препятствия к хиротонии будут использоваться против Московской Патриархии и Русской Зарубежной Церковью, и Западноевропейским экзархатом. Именно опасение нападок и стало причиной отказа Стратонова от священнического рукоположения.

Отдельная тема писем — Русская Зарубежная Церковь. Будучи убежденным сторонником митрополита Сергия (Страгородского), митрополит Елевферий не желал слышать аргументов его критиков, в том числе и представителей Зарубежной Церкви.

Незадолго до этого, в 1933 г., митрополит Елевферий сообщил заместителю местоблюстителя, что патриарх Варнава призвал РПЦЗ к примирению с Московской Патриархией. Эта информация стала толчком к переписке между митрополитом Сергием и патриархом Варнавой. Последний предлагал временно включить РПЦЗ в состав Сербской Церкви, что соответствовало прежним установкам митрополита Сергия, допускавшего переход эмигрантского духовенства в Поместные Церкви. Однако в 1933 г. митрополит Сергий стоял на других позициях, требовал от клириков Русской Зарубежной Церкви лояльности коммунистической власти и покаяния за «раскол». Переписка ни к чему не привела, Сербский патриарх Варнава выразил поддержку Зарубежной Церкви2.

В публикуемых письмах говорится о дальнейших событиях. Автор писем считал, что покровительство патриарха Варнавы Зарубежной Церкви противоречит канонам, и настаивал, чтобы Московская Патриархия оказывала давление на Сербскую Церковь. Будучи ревностным сторонником Московской Патриархии, митрополит Елевферий убеждал митрополита Сергия прибегнуть к преще-ниям против тех, кто отказывался признать его, полагая, по-видимому, что такие меры приведут к массовому переходу эмигрантов в московскую юрисдикцию. Сам митрополит Сергий мыслил более трезво и понимал, что промосковских настроений в эмиграции нет3.

Вряд ли аргументы литовского иерарха повлияли на заместителя местоблюстителя, для которого более весомыми были указания ОГПУ4. Безусловно,

1 См.: Соловьев И., иерей. Раскольническая деятельность «обновленцев» в Русском зарубежье // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2008. Т. 1. С. 277-278.

2 Подробнее см.: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг.: Юрисдик-ционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011. С. 335-348.

3 В письме митрополиту Елевферию от 4 июля 1936 г. митрополит Сергий сообщал, что сторонник Московской Патриархии в Китае протоиерей Сергий Чань был избит эмигрантами. Такие же перспективы, по мнению митрополита Сергия, были и у приходов Московской Патриархии в Латвии (см.: Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. С. 580).

4 См.: Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах. М., 2006. С. 19-20.

именно они, а не наивные доводы митрополита Елевферия и привели к тому, что 22 июня 1934 г. митрополит Сергий запретил в священнослужении восьмерых наиболее влиятельных архиереев РПЦЗ. Прещения ситуацию не изменили и были проигнорированы Поместными Церквами и самой РПЦЗ.

Параллельно с этими событиями в русском зарубежье шел нелегкий процесс примирения РПЦЗ и Западноевропейского экзархата, которые находились в состоянии конфликта с 1926 г. 15 мая 1934 г. состоялась встреча между митрополитами Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским), после которой процесс переговоров уже нельзя было остановить. Впоследствии, в 1935 г., евхаристическое общение было восстановлено. События майской встречи двух архипастырей также нашли отражение в письмах митрополита Елевферия.

Вместе с тем митрополит Елевферий сообщал и о других интересных событиях: о проблемах, которые продолжал создавать архиепископ Вениамин (Федченков), о попытках публицистки М. А. Каллаш издать брошюру против Русской Зарубежной Церкви (изданию помешало отсутствие средств), о миссии иеромонаха Димитрия (Бальфура) среди англикан, о последних днях протоиерея Сергия Соколовского, перешедшего в католичество, о книге архиепископа Пан-телеимона (Рожновского), повторяющей учение митрополита Антония (Храповицкого) об искуплении и др.

Понимая, что отдельные взгляды и оценки митрополита Елевферия необъективны, все же отметим, что перед нами интересный источник, который поможет лучше понять ряд проблем русской церковной эмиграции.

Публикуемые письма находятся в Архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Дело «Митрополит Сергий. Переписка», папка «1934»).

Публикация, вступительная статья и комментарии

А. А. Кострюкова

1

22 марта / 4 апреля 1934 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец

Христос воскресе!

Сыновне и сердечно приветствую Вас со светлым праздником Воскресения Христова.

Да даст Вам Христос в эти пасхальные торжественные дни в Своем Воскресении ощутить сердцем неземную радость вечной жизни, к которой и все мы тщимся силою Духа Святого.

Число «станций» на земном поприще быстро сокращается.

Да поможет Вам наш Искупитель, при Своей всесильной благодати, умирая для ветхого человека, ежедневно воскресать в Воскресшем Христе в новой и новой силе, чтобы, достигнув горнего Иерусалима, там во Христе со свв. апосто-

лами и всеми святыми вкушать новую Пасху, когда она совершится в Царствии Божием (Лук. 20. 16).

А пока продолжается земная жизнь, полная неимоверных трудов, да подаст Вам наш Пастыреначальник Христос силу и мудрость нести твердо и не-преткновенно возложенное Им на Вас великое служение нашей Церкви, дабы скончав его, с апостолом в его спокойном и твердом сознании сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4, 7-8).

Почтительнейше прошу Вас засвидетельствовать мой искренний пасхальный привет: «Христос воскресе!» всем членам Священного Синода и мою к ним просьбу о свв. их молитвах за нас.

Испрашивая Ваших свв. молитв за себя и всей моей во Христе братии, с чувством совершенной преданности честь имею оставаться Вашего Высокопреосвященства, Милостивейшего Отца нижайший послушник, Елевферий, Митрополит Литовский и Виленский.

Р. 8. По вопросу о настоятельстве в Париже дело с профессором] Страто-новым5 как-то не вяжется. Я ему послал выписку из последнего Вашего ко мне письма, касающегося его, и в ответ получил от него, о чем хочу Вам сообщить6. «С первой частью (Вашего письма относительно некоторого неудобства расторжения его брака с женою для пострижения в монашество) я вполне согласен, пишет он. Что касается второй половины (посвящении его в священство без расторжения брака и назначения его настоятелем), оно меня тоже удовлетворяет не с точки зрения моих точных желаний, а с точки зрения общественно-церковной. Настоятельство в Париже сейчас сугубо или трегубо трудно. Развал прихода налицо. Наиболее крепкие в смысле церковности отпали от А[рхиепископа] Вениамина7, но масса приходящих в церковь на его стороне. Чем она связана с А[рхиепископом] Вениамином? Главным образом, богослужением. Кроме того, нельзя упускать из виду и его монашеской настроенности, которая для русского человека, поставленного в тяжелые условия жизни, очень привлекательна.

Задача будущего настоятеля чрезвычайно трудна, судя по внутреннему состоянию прихода. Она сводится к тому, чтобы вернуть отошедших и сохранить приверженцев А[рхиепископа] Вениамина. Это может сделать лицо, которое

5 Стратонов Иринарх Аркадьевич (1881-1945), профессор Казанского университета, в 1922 г. выслан за границу, проживал в Германии и Франции, выступал с критикой Русской Зарубежной Церкви. В 1942 г. арестован гестапо, умер в концлагере Бухенвальд.

6 Далее следуют цитаты из письма И. А. Стратонова с комментариями (в скобках) митрополита Елевферия.

7 Вениамин (Федченков) (1880-1961), митрополит. В эмиграции с 1920 г. Находился в ведении РПЦЗ, в 1925- 1927 гг. — в подчинении митрополита Евлогия, в 1927-1929 гг. — в РПЦЗ, в 1929-1930 г. — в ведении митрополита Евлогия, после его перехода в Константинопольскую Церковь остался в юрисдикции Московской Патриархии. Основатель и первый настоятель Трехсвятительского подворья в Париже. В 1933-1947 гг. экзарх Московского Патриархата в Северной Америке. С 1947 г. занимал ряд кафедр в СССР. С 1958 г. жил на покое в Псково-Печерском монастыре.

хотя бы до известной степени могло удовлетворить настроенности приверженцев архиепископа. Оно прежде всего должно быть монахом и сохранить тот богослужебный строй (по возможности), который установлен там. Кроме того, несомненно, что во внутренней жизни Владыки много сумбурного. Это необходимо ликвидировать и упорядочить. Если за это возьмется белый священник, то это вызовет оппозицию, которая будет ссылаться на то, что белый не понимает и гонит монашеский уклад.

Все это будет происходить при помощи наших противников, которые, конечно, зорко наблюдают за каждой трещиной и стараются превратить в пропасть. Кроме того, Евлогиане представлены самим м[итрополитом] Евлогием8, а Карловчане А[рхиепископом] Серафимом9, которые в общем держат хороший богослужебный строй.

При белом священнике богослужение сведется на общую церковную службу, какую под боком совершает о. Троицкий10. Если выбирать настоятелем белого священника, то всего проще поставить о. Цветаева11 (Стратонов не знает, что в Париже его не особенно желают), но и в этом отношении все указанные выше обстоятельства сохраняют свою полную силу. (Я согласен, что для центра церковного одно архиерейское богослужение наряду с такими же богослужениями у противников много значит, и с ним нечем сопоставить службу священническую. Но все предыдущее рассуждение мне не представляется убедительным, ибо многое зависит от такта настоятеля. Развал прихода совершен бестактностью Архиерея.)

Если бы стал я настоятелем в качестве белого священника, то (мотивов)12 для агитации против меня было бы еще больше: евлогиане и карловчане меня расценивают как самого вредного для них человека. Но, кроме того, у них был бы и крупный формальный аргумент: раздельное мое жительство с женою и гражданский развод. В № 2 ЖМП п[ункт] Д говорится о подобных моему случаях раз-

8 Евлогий (Георгиевский) (1868-1946), митрополит. В эмиграции с 1920 г. возглавлял Западноевропейскую епархию РПЦЗ, в 1926 г. отделился от РПЦЗ, в 1927 г. признал власть Московской Патриархии, в 1930 г. отказался подчиняться требованиям митрополита Сергия (Страгородского), в 1931 г. перешел в Константинопольский патриархат. В 1945 г. воссоединился с Московским Патриархатом.

9 Серафим (Лукьянов) (1879-1959), митрополит. До революции был епископом Сердо-больским, викарием Финляндской епархии, с 1917 г. управляющий Финляндской епархией. С 1924 г. на покое в Коневецком монастыре. В 1926 г. переехал в Лондон, принят в Западноевропейскую епархию РПЦЗ в качестве викария митрополита Евлогия. В том же году отказался выходить из РПЦЗ вместе с митрополитом Евлогием, остался в Русской Зарубежной Церкви, был архиепископом Западноевропейским. С 1938 г. в сане митрополита, в 1945 г. перешел в Московский Патриархат, с 1949 г. на покое, безуспешно пытался перейти в РПЦЗ. В 1954 г. переехал в СССР, проживал на покое в Гербовецком монастыре.

10 Троицкий Димитрий (1886-1939), протоиерей. В эмиграции с 1920 г., находился в юрисдикции митрополита Евлогия, служил в Германии, Бельгии, с 1926 г. во Франции.

11 Цветаев Николай (1872 — до 1949), протоиерей. Во время Первой мировой войны служил в русском корпусе во Франции, затем служил в Западноевропейском экзархате, в 1925— 1933 гг. находился в Советском Союзе, после чего снова выехал во Францию к детям, находился в юрисдикции Московской Патриархии.

12 Слово взято в скобки. Сверху над ним надписано «моментов».

водов, как "фиктивных", которые смущают прихожан, что вполне естественно. Поэтому Патриархия постановила: "Гражданский развод будет считаться Церковной властью поводом к удалению священника из прихода и даже запрещение в священнослужении"13. Вот основная точка зрения Патриархии по этому поводу. В ЖМП есть случай конкретного применения этого правила (см. № 13, руб Х11). В постановлении Патриархии здесь прямо сказано: "3-х если он живет в гражданском разводе, он может подлежать Патриархией правилам, установленным Патриархией касательно фиктивных разводов и 4-х, что в настоящем своем неопределенном семейном положении диакон (во пресвитера) рукоположен быть не может" (п. 3 и 4)14.

Правда, в моем случае, сам м[итрополит] Сергий подсказывает другое решение. Несомненно теперь, что нежелание м[итрополита] Сергия подавать повод для того, чтобы со стороны не указывали на «не совсем чистый развод, имеет все основания за себя. Но не меньшее основание представляет для агитации "со стороны" и назначение меня белым священником. ЖМП покупается за границей не менее, чем в 10-ти экземплярах] и за всеми действиями и распоряжениями м[итрополита] Сергия следят. Т[аким] о[бразом] выход, указанный м[итрополитом] Сергием, подал бы более очевидный материал для агитации и против меня, рукоположенного неправильно, против Вас и м[итрополита] Сергия, а в общем против Патриаршей Церкви».

Последнее обоснование рассуждения Стратонова — серьезно и нуждается в надлежащем разъяснении Вашего Высокопреосвященства, тем более, что Стра-тонов далее пишет: «Я уже почти примирился с мыслью ехать в Париж, но новые обстоятельства совершенно меняют дело». Буду ждать разъяснения.

А[рхиепископ] Вениамин, как я узнал из газет и письма о[тца] прот[оиерея] Н. Цветаева, выехал в Америку 29/111 нов[ого] ст[иля], не сообщив мне о том ни слова, хотя я ему в письме предлагал не торопиться с отъездом, а располагать временем по своему усмотрению, ввиду близкой Пасхи, думая, что он проведет в Париже Страстную и Пасхальную Седмицы. Прот[оиерей] о. Н. Цветаев пока задержался в Париже. С А[рхиепископом] Вениамином уехал и Поляков15.

М[итрополит] Елевферий

Прилагаю брошюру Стратонова для Вашего Высокопреосвященства.

Архив ОВЦС. Дело «Митрополит Сергий. Переписка». Папка «1934 г.». Л. 170-171 об. Автограф

13 Журнал Московской Патриархии. 1931. № 3. С. 3.

14 Журнал Московской Патриархии. 1933. № 13. С. 3.

15 Поляков Георгий — секретарь архиепископа Вениамина (Федченкова) во Франции и в Америке.

2

31 марта /13 апреля 1934 г.

Ваше Высокопреосвященство,

Высокопреосвященнейший Владыко,

Милостивый Архипастырь и Отец

Христос воскресе!

Препровождаю Вам свой доклад о Парижской типографии, иером[онахе] Стефане (Светозарове)16 и об утверждении Вами оо. настоятелей парижского прихода.

Извините, что запоздал с присылкою его. Он был готов недели или две тому; но я не хотел посылать Вам не столь приятное дело ввиду Страстной и Пасхальной Седмиц. Да и по содержанию своему с отбытием А[рхиепископа] Вениамина в Америку потерял свою экстренность.

Думается, что отъезд А[рхиепископа] Вениамина затянет приходские нелады. Его отбытие, пишут мне, никого особенно не обрадовало и не огорчило. Взаимных трений групп, слава Богу, не замечается. Вероятно, всем надоело, все утомились от той взвинченности, которую создал и поддерживал на приходе А[рхиепископ] Вениамин. Службы, возглавляемые прот[оиереем] Н. Цветаевым в сослужении игум[ена] о. Афанасия17 все время совершались торжественно при множестве богомольцев. Я хочу предложить о. Цветаеву не торопиться с отъездом в Америку, чтобы узнать, как к нему будут относиться прихожане. А потом, с Вашего позволения и если А[рхиепископ] Вениамин согласится уволить его из своей епархии, назначить настоятелем.

Представительствовать идейно Патриаршую Церковь в Париже, думаю, он едва ли может: для этого нужно не только понимать, но и отдаваться Истине, жить ею; это дар Божий, подаваемый Христом в подвиге; но, будучи, по-видимому, спокойным, без излишней суетливости, он может сглаживать жизненные шероховатости. Не знаю, как он говорит проповеди. Но это пока pro sua domo18.

А[рхиепископ] Вениамин выехал в Америку, как Вам, вероятно, известно, в сопровождении Георгия Полякова. Написал он мне краткое письмо с уведомлением, что имущество сдал по описи, которой, как мне пишут, и не было; незаконно многое из церковного имущества взяв в Америку: два антиминса, архиерейские облачения, два дьяконских стихаря, кадило, много икон. Взял это,

16 Стефан (Светозаров) (1890—1969), архимандрит. В эмиграции с 1927 г., выпускник Свято-Сергиевского богословского института, находился в подчинении митрополита Евлогия, служил в Праге. С 1931 г. в юрисдикции Московской Патриархии, служил на приходах во Франции, вернулся в Советский Союз в 1947 г. В марте 1953 г. был арестован, получил 25 лет лагерей, освобожден в 1957 г. Жил в Троице-Сергиевой лавре и Виленском Свято-Духовском монастыре.

17 Афанасий (Нечаев) (1886—1943), архимандрит. В эмиграции с 1923 г., находился в клире Западноевропейского экзархата. В 1930 г. после отказа митрополита Евлогия подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому) вышел из Западноевропейского экзархата, находился в юрисдикции Московской Патриархии, в 1933—1943 гг. был настоятелем храма Трехсвятитель-ского подворья и благочинным приходов Московского Патриархата во Франции.

18 О своих делах (лат.)

собственно говоря, из нищего храма. Правда, все это приобреталось при нем и, быть может, его старанием. Но раз оно дано в храм, то с того времени оно и является храмовым имуществом, которым не должно распоряжаться произвольно, по крайней мере без разрешения правящего архиерея. Везде и здесь у него не закон, а личное усмотрение. Алеутский архиепископ везет из епархии митр[ополита] Литовского и Виленского, без его спроса, церковное имущество! Без моего ведома освятил антиминсы вместо взятых себе, освятив по просьбе священника, спешно приготовившего клише, м[ожет] б[ыть], и подписал их, не знаю, но это было бы уже слишком. И это допустимо при его воззрениях на церковно-канонический порядок. Взял значительную часть типографского шрифта. Обо всем этом он мне не написал ни слова. Только упомянул, что над типографией учреждена особая комиссия — с чьего разрешения и из каких лиц не знаю, очевидно, по его представлениям о том ненужно знать, хотя типография остается в приходском недоступном помещении. Вследствие такого странного такта, мне придется спрашивать обо всем вр[еменного] настоятеля. Все это не к пользе церковной жизни, ибо она зиждется на канонической норме. «Противники» его, сообщив мне обо всем этом, говорят, что хотя им неприятно, что А[рхиепископ] Вениамин так распорядился церковным имуществом, но рады, что он уехал. Так что милостью Б[ожи]ей все уладится.

Вероятно, Вам уже из Америки написал А[рхиепископ] Вениамин, что м[итрополит] Платон19 очень болен и находится в госпитале. «М[итрополит]» Кедровский20 умер. Теперь там будет вестись борьба за обладание церковным имуществом. Попадет ли что-либо на долю Патриаршей Церкви?

Карловчане, по-видимому, безнадежны в смысле оставления своего упорства. В последнем № их журнала «Церковная жизнь»21 сообщается, что медицинская комиссия из русских докторов недавно рентгеновскими лучами осматривала состояние организма м[итрополита] Антония22 и нашла его совершенно здоровым, только несколько поврежден вследствие раны от того падения один нерв, что препятствует свободному движению.

В Палестине английское правительство склонно поддерживать кандидата в Иерусалимские Патриархи грека, а не араба23.

19 Платон (Рождественский) (1866-1934), митрополит. В эмиграции с 1920 г. Возглавлял Североамериканскую епархию РПЦЗ, в 1926 г. отделился от нее. В дальнейшем возглавлял Североамериканскую митрополию.

20 Иоанн Кедровский (1879-1934), обновленческий «митрополит». С 1902 г. служил священником в Североамериканской епархии. В 1922 г. примкнул к обновленческому расколу, где получил «архиерейский сан».

21 См.: Церковная жизнь. 1934. № 3. С. 48-49.

22 Антоний (Храповицкий) (1863-1936), митрополит. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви в 1920-1936 гг.

23 После Первой мировой войны Великобритания получила мандат на управление Палестиной и сохраняла контроль над регионом до 1947 г. В период 1920-1930-х гг. на территории Палестины имела место напряженность между греческим клиром и арабской паствой, недовольной гегемонией греков в делах управления Иерусалимской Церковью. После смерти патриарха Дамиана (Касиотиса) в 1931 г. противостояние обострилось, следующий патриарх Тимофей (Фемелис) (грек) был избран на кафедру в 1935 г., а утвержден правительством Великобритании в 1939 г.

Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство засвидетельствовать мой сердечный братский привет всем членам Синода и просьбу им о молитвах за нас грешных.

Испрашивая Ваших свв. молитв за себя и паству, с глубоким почтением и совершенной преданностью Вам имею честь пребывать Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник

Елевферий, Митрополит Литовский и Виленский

Архив ОВЦС. Дело «Митрополит Сергий. Переписка». Папка «1934 г.». Л. 159—160. Автограф

3

25 апреля / 8 мая 1934 г.

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец

Письмо Ваше с приложением удостоверения я получил. Сердечно благодарю Вас и всех почтивших меня пасхальным приветствием «воистину воскресе» с добрыми пожеланиями.

Да, я вполне понимаю душевную затруднительность Вашего неверия в отношении Карловчан, особенно когда приходит время решать этот больной вопрос. Затрудняется последний еще и тем, что П[атриарх] Варнава24 в отношении их, по-видимому, в двойственном, нерешительном положении, в недоумении, как поступить лучше, не желая, с одной стороны, огорчить нашу Патриархию, а с другой — применять к ним какие-либо меры, напр[имер] запретить Карловацкие учреждения с их нахальными претензиями, но что он как будто считает себя пока канонически неполномочным до формального акта о вр[еменном] исключении Карловчан нашей Патриархией и вручении их его Сербской Церкви. При последнем случае П[атриарх] Варнава как будто обязуется охранять материнские интересы Патриаршей Церкви в заграничной области, которую он мог бы потом вручить Карловацким учреждениям как получившим от него санкцию на существование.

Но права ли Сербская Патриархия, которая, приютив у себя часть русской эмигрантской иерархии и не только дав живущей на ее территории церковную автономию, но и позволив ей ведать всею Заграничною Русскою Церковью, не спросив у Священноначалия последней на то согласия, даже не известила ее об этом. Правда, было время, когда всякое взаимоотношение Церквей было невозможным, но со времени получения нашей Патриархией права на законное существование прошло уже шесть лет (до первого письменного взаимообмена), в течение которых взаимоотношения сделались возможными, но сербская Патриархия не исполнила этого братского долга, и тем более volens nolens25 содействовала укреплению захваченных Карловчанами незаконных позиций.

24 Варнава (Росич) (1880-1937), патриарх Сербский в 1930-1937 гг.

25 Волей-неволей (лат.)

М[ожет] б[ыть] из временной переписки ничего и не вышло бы; скорее всего, наша Патриархия не согласилась бы на неканоничное подчинение всей заграничной русской Церкви Сербской Патриархии: имея возможность создать какое-либо заграничное управление из своих заграничных иерархов, она чрез то удерживала бы заграничную Церковь в лоне Матери, ибо Московский Всер[оссийский] Собор, предоставляя на великий трагический случай большие полномочия Патриарху и его заместителям, имел в виду не распыление родной Церкви, а всемерное охранение ее единства; но все-таки эти взаимные сношения свидетельствуют о признании Сербской Церковью должных канонических прав Русской Патриархии над Карловацкими учреждениями и всей Зарубежной Русской Церковью.

Справедливость требует сказать, что и наша Патриархия, собирательница Русской Церкви, до последнего времени не сделала запроса ни Сербской Патриархии, ни Священноначалию других Поместных Церквей — есть ли в области их какие-то церковные организации и каково их каноническое положение. Но если этот канонический пробел нельзя совсем оправдать, то всячески должно извинить, ибо наша Патриаршая Церковь почти все время жила в таких исключительно тяжелых условиях внутренней смуты, при которых она была вынуждена все свое внимание и силы сосредоточивать на отстаивании подчас своего бытия; и в это-то тяжелое для нее время сношение с нею Сербской Патриархии и всякой другой Поместной Церкви о правах ее на юрисдикции русской диаспоры было бы братской канонической поддержкой и свидетельством церковного единения. Но этого не было, и наша Церковь не нашла у них братской поддержки, но обрела ее у Христа. Мне кажется, что Ваше Высокопреосвященство сделали немалое церковное дело своим письменным обращением в Сербскую Патриархию, дав повод Сербской Церкви осмыслить канонический вопрос.

Хотя Вашей декларацией 27 июля26 1927 было объявлено, что если Карло-вацкие иерархи к 2-15 сентября того же года не дадут подписки о лояльности, то исключаются из состава Московской Патриархии, и они, не дав ее, считают себя фактически уже исключенными, тем не менее прося через П[атриарха] Варнаву Вас исключить все зарубежное духовенство и народ из состава Московской Патриархии, тем самым сами признают себя юридически еще принадлежащими ей. И Свят[ейший] П[атриарх] Варнава не считает переход Карловацких иерархов в юрисдикцию Сербской Церкви (всех управляющих Карловацких иерархов) канонически законченным, почему и выражает желание о формальном исключении их из состава Московской Патриархии. Но просьба Карловчан и желания Патриарха теперь являются запоздалыми. Если прежде еще возможно было бы вести о том по крайней мере мирные переговоры, то теперь, когда глава Карловчан м[итрополит] Антоний публично оклеветал Вас как возглавителя Патриаршей Церкви, а следовательно] и всех верных Вам иерархов в богоотступничестве, когда они не только сами порвали с Вами молитвенное общение и потому стараются увлечь других, когда налицо уже церковный раскол (я бы сказал, небывалый в церковной истории, если последователи м[итрополита] Антония единомысленны с его церковным максимализмом, но думаю, до этого еще

26 На самом деле 29 июля.

не дошло), то полагаю, что речи о каком-либо с ними церковном размежевании быть не может, а можно лишь заканчивать свое соборное решение о их расколе, ибо покаяния, о котором Вы изволили говорить в письме П[атриарху] Варнаве как единственном пути к последующему переговору о размежевании ожидать от них по человеческим соображениям едва ли возможно.

Ах, как все это тяжело! Но что же делать? Разве легко было св[ятому] ап[остолу] Павлу отлучать от Церкви Коринф[ского] блудника во измождение плоти, «да дух спасется»?27 Он слезами обмыл свое решение о нем. Еще тяжелее становится от того, что иерархи-раскольники могут принять и, думаю, примут решение из нашей Патриархии не как церковную епитимию за церковный раскол, а как наказание за невыполнение политического требования (лояльности) — так мыслит и П[атриарх] Варнава, — и, воспламенясь душевным негодованием, будут со всею греховною энергией и всемерно ударять по сознанию политиканствующей, хотя и ограниченного круга, эмиграции и тем закреплять созданный ими раскол. Быть может, теперь уже и не следовало бы в подобных случаях в качестве требования, а также в судебных актах Патриархии в качестве мотива упоминать о «лояльности». Если это было бы благовременным в 1927 г., то теперь при условии жизни — нет. Ни м[итрополит] Евлогий, ни Карловчане, кажется, не выступают под церковным прикрытием с политическими речами. Они уже выдохлись, да и старо это само по себе. А если бы даже когда-либо и вздумали бы возобновить такое выступление, то едва ли это имело бы какое-либо влияние в широких кругах эмиграции, а главное, в политическом смысле прошло бы совершенно бесследным. А между тем вырвало бы у бесчинников главные обвинения [против] Патриархии во мнимом услужении советской власти. Теперь, полагаю, нашей Патриархии, собирательнице Русской Церкви, бла-говременно сосредоточить все свое внимание в подобных своих деяниях не на выполнении бесчинниками требования о лояльности, а на учинении ими церковного раскола, на разрушении ими церковного единства28, что есть главнейшая цель церковного устроения. Это буде воспитывать читателей актов нашей Патриархии в церковно-каноническом сознании.

Но возвращусь к Карловацкому делу.

П[атриарх] Варнава, видимо, не желает, чтобы Вы выносили запрещение Карловацкой иерархии во избежание новых осложнений и затруднений в Православной Церкви, которых и так достаточно в Ней. А разве безнаказанные неканонические действия Карловчан как-либо ослабляют или могут задержать церковные нестроения в Православной Церкви, содействуют в какой-либо мере утвержденного в ней мира? Не наоборот ли? Не углубляют ли они церковную болезнь и долго неврачуемую, не делают ли они ее почти неисцельною, и потому вредною для Церкви? Не человеческая ли это точка зрения на дело? Если мы веруем, что свв. каноны, имеющие целью охранять единство Церкви, даны Духом Святым для врачевания бесчинно нарушающих его, то нужно не бояться применять их для пользы Церкви.

27 Ср.: 1 Кор 5. 5.

28 Подчеркивания документа.

Если бы Констан[тинопольский] Патриарх в наше смутное церковное время поступал канонически и даже строго в отношении ищущих у него поддержки своему каноническому бесчинию, то кто бы не восхвалил его как церковного миротворца? А теперь, когда следящие за церковною жизнию видят, как, нарушая основные каноны, он стремится незаконно расширить свою власть, то полезно ли для Церкви в смысле укрепления в ней мира, в борьбе с этими претензиями становиться на путь ограничения силы свв. канонов, данных именно для воссоздания нарушенного бесчинниками церковного мира?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По-человечески как будто болезнь: запрещение вызовет взрыв негодования, даже, быть может, до озлобления, возможно, что нецерковные круги заволнуются, усилятся нестроения. Так и св[ятой] ап[остол] Павел думал, посылая послание с отлучением Коринф[ского] блудника, даже пожалел о том, что так поступил, видимо, боясь недовольных в Церкви. Но это человеческое чувство. А послание-то с актом отлучения — от Святого Духа. Плоды же этого акта известны: отношение коринфян к нему вызвало у ап[остола] Павла только духовный восторг и благодарение Богу. Так и в деле Карловчан. Ведь здесь не может быть и речи о каком-либо греховном мщении (даже за клевету), наказании со стороны Патриархии; все будет идти именно от одной «туги сердечной», быть может, даже не без слез, будет делом нуждения канонического долга священно-начальника. Да, нужно ожидать, с человеческой точки зрения, негодования со стороны запрещенных, быть может, даже длительного, которое для некоторых может показаться результатом ненужного отношения Патриархии; может быть, действующему священноначалию не придется увидеть добрых плодов применения благодатных мер к уврачеванию церковных немощей; все это возможно. Но ведь и пахарь, подымая плугом весною землю, какую он причиняет ей боль, разрыхляя ее песчинки? Пожалуй, если бы кто-либо подслушал болезненные ощущения оперируемой земли, то сказал бы: какая жестокость? Зачем он ее мучит? Да и сам пахарь умалил бы свою энергию в обработке земли; но эта боль скрыта от нас; она есть, ибо все живет; но подобное познается только подобным, и пахарь делает то, что должен делать: во вспаханную землю бросать семена, а потом ее разрыхляет, чтобы каждая песчинка легко дышала воздухом, согревалась солнцем и напоялась влагою. Будет ли урожай, увидит ли он его, вкусит ли он своего труда — это уже не в его воле, а в Божией.

Церковь Христова — благодатная нива. Оставим ее верным Истине, иерархи — пахари на ней, каждый в свою меру. А Вашему Высокопреосвященству Господь судил быть главным и пахарем, и сеятелем, делающим распоряжения по всей нашей ниве. Вас Господь поставил подымать каноническим плугом ниву Русской Церкви, двести лет без соборного плуга и здоровых канонических семян, изрядно заросшей политическими плевелами. Нам, людям, доступны ощущения недовольства, раздражения тех, на которых простирается епитимийная сила свв. канонов. Но кто может непосредственно видеть действия чрез свв. каноны Духа Святого в глубинах жизни спасающей нас Церкви и плодоносящего в ней, и чрез нее действующего и во всем человечестве? Поэтому вполне понимаю и разделяю всю трудность Вашего положения и душевного состояния, когда приходится решаться на такие меры, как запрещение наших иерархов, особенно друзей, каким

был для Вас (а м[ожет] б[ыть], и остается) м[итрополит] Антоний. Но что же? Истина и спасение дороже. Пахать и сеять-то нужно (1 Кор 9. 16—18).

Едва ли многие понимают смысл Вашего, б[ыть] м[ожет], замедлительного действования в таких случаях. Это понятно только законной власти, стоящей пред Богом в готовности дать Ему отчет и потому поступающей с осторожностью, как бы с плевелами не вырвать и пшеницы, и жалостною любовию к со-братии во Христе, помня всегда, что власть дается не для разорения, а на созидание (2 Кор 10. 8). Только восхититель власти спешит использовать свое незаконное право ударами по непокорным себе, ибо самое восхищение ее уже есть не созидание, а разорение.

Мне вполне понятно Ваше как бы отдаление грустного, тяжелого финала с Карловацкими иерархами: уже давно прошло 9-е мая 1933 г. — первый срок для покаяния им29, и истекший уже год до того. Лучше щадить, миловать, чем наказывать, если милость имеет для себя какую-либо надежду на исправление. Но когда этой надежды нет, то уже приходится думать не только о том, чтобы своим беспочвенным замедлением в решении не быть причастным греху, но, б[ыть] м[ожет], больше и о том, чтобы не принести большего вреда Церкви. Житейские бури против законных действий власти, равно что на море вздымающиеся волны; они грозны, но жизнь-то моря не в них, а в глубинных течениях, подчиненных законам жизни моря; в конечном счете грозные волны и море освежают и сами подчиняются закону его жизни.

Так и жизнь наша церковная теперь в волнении. Но свв. каноны даны Духом Святым не столько для успокоения этих внешних волнений, сколько для направления и развития спасительной жизни Церкви в незримых для нас таинственных ее глубинах. Законная власть в Церкви, действуя канонически, волнуя иногда этим поверхность церковной жизни, в конечном результате исповедует волю Духа Святого и направляет и внешнюю деятельность Церкви к течению по каноническому руслу. Но все же церковные деятели в таких случаях [действуют] не без внутренних, иногда сильных волнений, ибо подобное познается подобным.

М[ожет] б[ыть], я ошибаюсь, но мне кажется, что я чувствую Ваше душевное состояние. В копии своего письма — ответа П[атриарху] Варнаве, Вы выразили желание, чтобы он познакомил с содержанием его кого-либо из тех, кто может оказать влияние на представителей Карловацкой группы, ибо Вы продолжаете думать, что и среди Карловацкого духовенства есть люди с чутким церковно-каноническим сознанием, что не все они загипнотизированы желанием сыграть политическую роль, которой увлечены вожди группы.

Кажется, я ничего здесь не сделал, не сделав, с одной стороны, со сравнительно длительною неприятною, причинившею мне немало горечи парижской историей, которая, хотя будучи «бурею в стакане», тем не менее, когда приходится со своим долгом становиться в центр ее, все же заставляет воспринимать свои бурные действия; а с другой — по внутреннему убеждению, основанному

29 В Послании митрополита Сергия (Страгородского) Сербскому патриарху Варнаве (23 марта 1933 г.) для Русской Зарубежной Церкви указывался срок для принесения покаяния — 9 мая 1933 г. (см.: Журнал Московской Патриархии. 1933. № 14—15. С. 4).

на личном опыте письменного обращения к некоторым видным и рядовым иерархам этой группы, оставался без ответа, что едва ли там заняты раскрытием и обогащением своего церковно-канонического сознания. Не говоря о мнимых столпах — м[итрополите] Антонии, А[рхи епископах] Анастасии30, Серафиме [Лукьянове] (быв[шем] Финляндском), А[рхиепископе] Феофане (б[ывшем] Полтавском)31, который в известной среде пользуется авторитетом, на которого можно было бы надеяться, что он в церковно-каноническом сознании и возвратится к Истине, но и он, отгородившись от раскольничьих течений и нашей Патриаршей Церкви, вошел в самого себя, и, по человеческим соображениям, едва ли кто сдвинет его с этой самоуверенности, разве только Христос благотворно воздействует на него.

А остальные иерархи, по-видимому, просто не хотят ступить на подвиг познания Истины, а идут, как это обычно, с вождями группы. Впрочем, в последнем письме и Вы думаете так же. И вот, когда Вы пишете: «Приближается срок решить Карловацкое дело; давно уже пора... исполним точно свой долг и то хорошо», то я чувствую, как Вам тяжело приступить к окончанию этого душевного трудного дела, и, б[ыть] м[ожет], для Вас нелишним будет знать и мое мнение как заграничного иерарха, Божиею благодатию остающегося верным Истинной Матери Церкви. Пусть за меня скажет Божественное откровение: «Время Господу (свв. каноны) действовать: закон Твой разорили» (Пс 118. 126). Но только когда кончать его?

А. Н. Невзоров из Кишинева в пасхальном письме писал мне, что Ваше предпоследнее послание к П[атриарху] Варнаве, по сведениям местных газет, было прочтено на Серб[ском] Соборе в прошлом 1933 г., и члены его, согласившись с Вашими доводами, решили было ликвидировать Карловацкие учреждения, но, вероятно по просьбе м[итрополита] Антония, оставили еще на год до Собора этого года, который будет в июле 1934 г. Как видно из письма к Вам П[атриарха] Варнавы, постановления того Собора у Вас есть. Дело, разумеется, не в различии хронологической даты Собора наступающего, который, по указанию П[атриарха] Варнавы, будет в мае, а в том, что если предыдущий Собор отрицательно высказался о Карловацком учреждении и оставил их только на год (если это верно), то не лучше ли Вам обождать со своим решением о запрещении до вынесения своего постановления о них Сербского Собора этого года.

Конечно, соглашения между П[атриархом] Варнавой и Вами по этому различно мотивированному делу нельзя ожидать. Но как посмотрит на Ваше последнее письмо к П[атриарху] Варнаве Собор при его отрицательном суждении в прошлом Собрании — это вопрос. Не осложнит ли и не затруднит ли решение Собора по этому делу, если Вы к сессии его вынесите свое постановление о запрещении? Времени-то во всяком случае до окончательного решения осталось

30 Анастасий (Грибановский) (1873-1965), митрополит. В эмиграции с 1919 г., управляющий приходами РПЦЗ в Константинополе, наблюдающий за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1936 г. первоиерарх РПЦЗ.

31 Феофан (Быстров) (1874-1940), архиепископ. В эмиграции с 1920 г., проживал в Сербии, Болгарии, в 1931 г. на почве конфликта вокруг учения митрополита Антония об искуплении фактически вышел из РПЦЗ, жил во Франции.

немного. А м[ожет] б[ыть], Вы сочтете нужным или полезным написать что-либо еще П[атриарху] Варнаве. Да умудрит Вас Господь, что сделать!

О Парижских делах. Действительно, слава Богу, что А[рхиепископ] Вениамин уехал. Постепенно раны приходской жизни заживают, она налаживается. Постоянным вздыманием волн приходской жизни при А[рхиепископе] Вениамине иером[онах] Феодор32 так расстроил свои нервы, ослабев здоровьем, что я его отпустил на три месяца в Ниццу, а на месте его остается игумен Афанасий, приехавший в Париж к Страстной неделе и внесший спокойным своим настроением немалое умиротворение в жизни двух групп. О[тец] Афанасий от себя сообщает, что 6-го мая там предполагалось приходское собрание, на котором, между прочим, будет поднят вопрос об избрании настоятеля.

Если бы это и произошло, то акт об этом ни к чему меня не будет обязывать, раз вопрос был поднят без моего разрешения. Но все же этот вопрос не первой очереди, ибо о[тец] Феодор, как и никто из других наличных клириков, при тамошних особых условиях, не вполне соответствует положению.

Стратонов как-то сам не решается окончить своего дела. В течение года и при прежних обстоятельствах ему действительно трудно изменить почти радикально образ жизни, особенно если он раньше об этом не думал: еще в бытность его в России Свят[ейший] Патриарх и м[итрополит] Кирилл33 предлагали ему настоятельство кафедрального собора в Казани, и он отказался. Нужно, чтобы кто-то его подтолкнул. И боится ответственного положения. Он скорее согласится быть священником в Литве, чем в Париже, вероятно, боясь того, что не выполнит возлагаемых на него надежд. Это уже человеческая немощь, самонадеянность от противного.

А[рхиепископ] Вениамин устроил в Парижском приходе какой-то комитет по сбору денег (300 ф[ранков] в месяц) для уплаты долга за типографию (9000 фр[анков]), все так же считая ее своею. С чем же это сообразно? Хорошо ли это? Обирать и теперь чужой для себя приход, обремененный изрядным долгом, в котором, по-видимому, сам отчасти виноват. Брать в м[есяц] 300 фр[анков] с прихожан — не значит ли уменьшать платежность их по содержанию храма и причта? Еще-еще если бы типография по ликвидации долга осталась приходскою. Распорядился приходом, мне не сказал об этом ни слова определенного. Действительно, на то он и Вениамин. Что-то Господь даст ему в Америке теперь после смерти м[итрополита] Платона. Согрешил он пред смертию, но все же о нем молиться нужно.

С точки зрения человеческой, едва ли чего особенного возможно ожидать там. Уж слишком большое там засилье наших политиканов, имеющих в своих руках русскую печать и чрез нее влияющих на стояние иерархов на важных позициях. А что Господь усматривает, пока неизвестно.

32 Феодор (Текучев) (1908—1985), епископ Русской Православной Церкви. В эмиграции с 1919 г. Был пострижен в монашество и рукоположен в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского), с 1930 г. в Московском Патриархате. С 1936 г. жил в США, в 1943 г. рукоположен во епископа Аргентинского, в 1952— 1956 гг. епископ Сан-Францисский, после увольнения на покой жил в Гербовецком и Псково-Печерском монастырях.

33 Кирилл (Смирнов) (1863—1937), священномученик, митрополит Казанский и Свияж-ский.

В лице умершего м[итрополита] Платона м[итрополит] Евлогий потерял для себя моральную поддержку в бесчинстве. О нем как-то мне ничего не слышно, мало говорят и пишут. Мне приходит на мысль, не начать ли с ним осторожную переписку (если только он пожелает вступить в нее ответом на мою инициативу) о примирении с Патриархией? Сам он, конечно, не начнет этого по человеческой немощи, ведь я у него, правящего епископа, был иером[онахом] инспектором (семинарии), и мне сделать это легче. Как Вы, Владыко, посмотрите на это? Ведь и свв. отцы в разгар ересей часто вступали не только на этот путь, но и личных переговоров. У меня пока по милости Божией все обстоит благополучно.

Почтительнейше прошу Ваше Высокопреосвященство свидетельствовать мой братский привет и просьбу о свв. молитвах за нас всем членам Святейшего Синода.

Испрашивая Ваших свв. молитв за себя и мою паству, честь имею с глубоким чувством преданности оставаться Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Елевферий, Митрополит Литовский и Виленский.

P.S. Живы ли а[рхиепископ] Зиновий34, а[рхиепископ] Фаддей35, еп[ископ] (м[итрополит]) Феодосий (Соколов)36, бесчинные Иерофей37 и Алексий (Баженов)38?

1934, 25/IV — 8/V День св[ятого] ап[остола] и Ев[ангелиста] Марка

Архив ОВЦС. Дело «Митрополит Сергий. Переписка». Папка «1934 г.». Л. 154—158 об. Автограф

4

3/15 мая 1934 г.39

Ваше Блаженство,

Блаженнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец

Месяц тому в Белграде состоялось свидание м[итрополитов] Антония и Ев-логия. По газетным сведениям, м[итрополит] Антоний троекратно письменно просил м[итрополита] Евлогия приехать в Белград к нему. Когда м[итрополит]

34 Зиновий (Дроздов) (1875-1942), архиепископ. Не принял компромиссный курс митрополита Сергия (Страгородского), неоднократно арестовывался. Умер в лагере.

35 Фаддей (Успенский) (1872-1937), священномученик, архиепископ. Неоднократно арестовывался, последний раз в 1937 г. Расстрелян, по другой версии утоплен в нечистотах.

36 Архиерея с таким именем в Русской Церкви не было.

37 По-видимому, имеется в виду епископ Иерофей (Померанцев) (1880-1942). В 1922 г. примкнул к обновленческому расколу, где получил сан «митрополита». Скончался в заключении.

38 Алексий (Баженов) (1872-1938), епископ. С 1922 г. в обновленческом расколе, где получил сан «митрополита». Расстрелян.

39 Дата, поставленная автором, не соответствует 13-дневной разнице между старым и новым стилем.

Евлогий был в Берлине (пред Вознесением), он получил от м[итрополита] Антония о том же телеграмму и вскоре выехал в Белград. Встреча была трогательная. На слезах иерархи облобызали друг друга. «Из-за чего же шесть лет мы были с Вами в молитвенном разобщении?» — сказал м[итрополит] Антоний. Потом прочли друг над другом какую-то разрешительную молитву и на праздник Вознесения м[итрополит] Евлогий присутствовал на Литургии в Карловацком храме, на которой возносилось его имя. Патриарх Варнава, по просьбе монахинь Хоповского монастыря, населенного инокинями одного женского монастыря из Холмской епархии, теперь находящегося в юрисдикции Сербской Церкви, разрешил м[итрополиту] Евлогию служить Литургию, а потом принял его и с ним долго беседовал. Русские газеты во всем этом усматривают первые и твердые шаги к примирению Карловчан и Евлогиан, приветствуя это как давно жданное радостное событие. Весть об этом скоро нашла себе отклик в Америке и там предположено избрать преемником м[итрополита] Платона такого иерарха, который бы мог содействовать примирению, войти в состав заграничного Кар-ловацкого Синода. Промелькнула газетная весть о том, что будто осенью будет всезаграничный церковный объединенный собор. Такова фактическая сторона нового дела. Во все это внесено так много путаницы, что и не знаешь, как можно из нее выйти творцам встречи, если только они сами верят в возможность примирения. М[итрополит] Антоний двум членам Карловацкого Синода предложил под своим возглавлением снять с м[итрополита] Евлогия запрещение и прочие кары, которых м[итрополит] Евлогий не признавал, возвратившись в Патриаршую нашу Церковь. Те, не отказываясь войти лично с ним в молитвенное общение, воздержались от дальнейших действий, ссылаясь на то, что запрещение было наложено «Собором», который и должен снять его. Спрашивается, сопри-сутствование на Литургии м[итрополита] Евлогия и возношение его имени, разве это личное молитвенное общение, а не церковное? Тогда, следовательно], запрещение снято; кем? М[итрополитом] Антонием. Каким действием? Взаимным прочтением разрешительной молитвы. Право «Собора» предвосхищено лично м[итрополитом] Антонием. А если так, то верил ли м[итрополит] Антоний в силу Соборного запрещения? Отчего же разрешал м[итрополита] Антония м[итрополит] Евлогий, не придавший силы запрещения над собою? Если не от состояния в расколе, то не иначе, как от неканонических греховных действий, совершенных над ним в лице «Собора» м[итрополитом] Антонием. Но это не его право, а нашего Патриаршего Синода, который объявил как Высшая судебная церковная инстанция действия Карловчан ничтожными. Конечно, взаимно разрешая, иерархи едва ли вдумывались в то, что они делают; все это произошло порывом чувства свидания двух иерархов, друживших между собою. Порыв прошел. Время обсудить самый факт в его существе и последствии.

Сперва в газетах сообщали, что м[итрополит] Антоний, будучи тяжело больным, захотел пред смертью примириться с м[итрополитом] Евлогием. А потом, чтобы придать взаимному примирению характер церковный, а не личный, было опубликовано от лица м[итрополита] Антония секретарем Синода г[осподином] Граббе разъяснение, что м[итрополит] Антоний не болел, вполне здравствует и что приглашение им м[итрополита] Евлогия было великим актом смирения Бла-

женнейшего — восстановить нарушенный за границею церковный мир. Вопрос о снятии запрещения будет поднят на Карловацком «Соборе» осенью этого года. М[итрополит] Антоний и Собор считали и считают переход Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха незаконным.

Между тем м[итрополит] Евлогий в напечатанной беседе с кем-то заявил, что он запрещение над собою считает недействительным и в деле примирения не сделает ни шага без благословения Константинопольского Патриарха. А последний при таких взглядах Карловчан на его действия в отношении м[итрополита] Евлогия едва ли согласится отпустить от себя русского «экзарха». Как изволите видеть, на пути к примирению стоит несколько серьезных препятствий, и с точки зрения чисто человеческой едва ли оно состоится. А если бы оно и состоялось, то было бы не церковным делом, а только углублением раскола, так как церковные массы, ни в чем не разбираясь, однако теперь, чувствуя неспокойствие совести, тогда успокоятся и будут думать, что они — во Христовом мире. Не знаю, что имеет в виду П[атриарх] Варнава, по-видимому, не противящийся этому примирению, если не предполагать в этом деле какой-либо степени его активного участия.

Наши Парижские Патриархисты желают, конечно, моего разрешения заявить в печати свой голос по этому делу. Они предлагают издать однодневную газету, в которой бы было послание от меня ко всем пастырям и мирянам с призывом искать примирения с Матерью Церковью, критика Стратонова с канонической точки зрения затеваемого «конкордата», обращение мирян патриархистов к мирянам откольникам с указанием на то, что церковная жизнь их в единении с Русскою Патриаршею Церковью за три года не только ни в чем церковно-благодатном не урезана, но и обогащена. На выпуск газеты я дал свое согласие, но от своего послания отказался, считая это несвоевременным.

Каллаш40 написала брошюру (1 И — 2 печ[атных] листа), в которой по поводу поднятого вопроса о примирении представлен в общих чертах обстоятельный исторический обзор заграничного Высшего Церковного Управления, которое с появлением его на юге России, отделенной военным фронтом от центрального Церковного Управления было законным, а с удалением его из России сделалось неканоничным; борьба м[итрополита] Антония с м[итрополитом] Евлогием, отношение последнего к Московской Патриархии и переход в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, отношение Константинопольских Патриархов к Русской Церкви и призыв всех отошедших от нашей Патриаршей Церкви эмигрантов возвратиться к Матери.

Брошюра для нашего общего дела полезная. Я разрешил напечатать ее. Но беда со средствами. Находящаяся в Подворье типография считается принадлежащею А[рхиепископу] Вениамину, хотя пользуется бесплатным помещением, работы выполняются платными рабочими, проживающими на подворье и пользующимися причтовым столом. А[рхиепископом] Вениамином создан без моего ведома какой-то комитет для выплаты типографского долга. Денег для напеча-

40 Каллаш Мария Александровна (1885-1954), публицист, литературовед. В эмиграции с 1920 г. Активно участвовала в жизни Трехсвятительского подворья. Часть работ подписывала псевдонимом «М. Курдюмов».

тания в типографии газеты и брошюры нет. Меня просят распорядиться, чтобы они были напечатаны бесплатно. Но я не знаю, в каком отношении ко мне находится типография. Если она приходская, то, разумеется, я мог бы в известной мере это сделать; но если она А[рхиепископа] Вениамина, то она для прихода является ненужным и убыточным «государством в государстве».

Я полагаю, что А[рхиепископ] Вениамин в некотором смысле распорядился типографией с Вашего разрешения и, м[ожет] б[ыть], в чем-либо переборщил. Мне он ничего не написал о том. Посему почтительнейше прошу Вас уведомить меня по этому делу.

2). В бытность мою в последний раз в Париже группа (40 чел[овек]) православных г. Лондона, перешедших из католичества, обратились ко мне с просьбою назначить им иеромонаха Димитрия (Бальфура)41 для организации прихода и настоятельствования в нем. Принципиально приветствуя пастырскую деятельность о[тца] Димитрия на родине в Лондоне, я, однако, до получения от него согласия на это, не дал ответа лондонцам. Теперь с моего согласия о[тец] Димитрий возвратился в Лондон и оттуда прислал мне неофициальную просьбу дать ему свое разрешение на предварительную организационную работу для канонического открытия прихода. Это разрешение я ему дал.

Я не предполагал, чтобы деятельность о[тца] Димитрия могла встретить какое-либо препятствие со стороны. Прилагаемая при сем копия письма некоего П. Ф. Андерсона42 (американца, руководителя печатным издательством УМ.К.А.) говорит о такой возможности. Поэтому было бы желательным, чтобы Ваше Блаженство дало свое полномочие на миссионерскую деятельность Патриаршей Церкви в Лондоне (или Англии) с подчинением моей юрисдикции всех имеющих образоваться там православных приходов. Это даст каноническую твердость не только мне, отсюда и о[тцу] Димитрию, но и самим прихожанам, желающим быть в юрисдикции именно Русской Патриаршей Церкви, как проявившей последнее время твердость веры и могущей быть независимой от всякого воздействия на нее Англикан.

3). Партия казаков из Парижа отправляется в Парагвай для оседлой земледельческой жизни. По предложению их едет с ними с моего благословения свящ[енник] о[тец] Димитрий Соболев43, который произведет там исследования возможности организовать приход и потом уже обратится ко мне с просьбою о

41 Димитрий (Дэвид Бальфур) (1903—1989), бывший католический священник. Под влиянием афонских монахов заинтересовался православием. В 1932 г. принят в Православную Церковь митрополитом Елевферием (Богоявленским), пострижен в монашество архиепископом Вениамином (Федченковым), миссионерствовал среди католиков и протестантов. Впоследствии снял сан, женился и отошел от Церкви. В конце жизни вернулся в православие.

42 Андерсон Пол (1894—1982), сотрудник Young Men's Christian Association («Ассоциации молодых христиан»), международный секретарь YMCA для русской эмиграции. Член исполнительного комитета издательства YMCA-PRESS. Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД) с 1926 по 1977 г.

43 Соболев Димитрий (1890—1961), протоиерей. В эмиграции с 1921 г., служил в Сербии, затем во Франции, находился в юрисдикции митрополита Евлогия, в 1932 г. перешел в Московский Патриархат.

каноническом открытии его. Теперь там действуют Карловчане, ближайше подчиненные протоиерею Изразцову44.

4). Известный Вашему Блаженству по Финляндии протоиерей Сергий Соколовский45, незадолго пред отъездом в Америку напутствованный Архиепископом] Вениамином, пред своею смертию перешел в униатство. Вызванный женою покойного для совершения над ним панихиды иером[онах] Феодор застал у гроба совершающим ее католического священника. Узнав о переходе в униатство, иером[онах] Феодор возвратился тотчас обратно, оставив напрестольный крест и малое Евангелие, будто бы ему принадлежащее, для положения их во гроб. Жена его и дочь, вышедшая замуж за католика, еще раньше приняли католичество. Вероятно, переход протоиерея Соколовского в униатство совершился не без воздействия их. Семейная жизнь его была в общем очень тяжелая.

5). Из Евлогиан после пасхи воссоединился с Патриаршею нашею Церковью свящ[енник] о[тец] Василий Захоневич46, слабого здоровья; живет он на Подворье.

6). Недавно из Вильны я получил брошюру А[рхиепископа] Пантелеимо-на47 «Крест Христов в православном понимании», в которой он повторяет ересь м[итрополита] Антония о том, что искупление мира совершено Христом не смертью, не крестом, а гефсиманскими слезами, сострадающей любовию. Эта брошюра, напечатанная Варшавскою Синодальною типографией, высоким титулом автора, несомненно, доставляет радость католическому клиру, который, ссылаясь на нее, также и на м[итрополита] Антония, вправе будет говорить своим католикам, что Церковь Православная — еретическая, тем несомненнее будут утверждать это, что А[рхиепископ] Пантелеимон без надлежащей критики касается некоторых заблуждений католичества. Так как А[рхиепископ] Пантелеимон, желая придать выдуманному м[итрополитом] Антонием еретическому взгляду на Искупление незыблемую Истину, позволяет себе утверждать, что так учит Божественное откровение, Православная Церковь, свв. Отцы, а также кро-

44 Изразцов Константин (1865-1953), протопресвитер. До революции был настоятелем русского храма в Буэнос-Айресе. Развил активную миссионерскую деятельность в Южной Америке. До 1948 г. находился в юрисдикции РПЦЗ, затем перешел в подчинение Североамериканской митрополии.

45 Соколовский Сергий (1877-1934), протоиерей. Жил во Франции, примкнул к обновленческому расколу, был запрещен в священнослужении митрополитом Евлогием (Георгиевским) и Архиерейским Синодом РПЦЗ. Был принят в Московский Патриархат архиепископом Вениамином (Федченковым).

46 Захневич Владимир (1899-1939), священник. Участник Белого движения, в эмиграции принял священный сан, служил в Болгарии, с 1930 г. жил во Франции, находился в юрисдикции Западноевропейского экзархата, с 1934 г. в клире Московской Патриархии, помощник настоятеля Трехсвятительского подворья.

47 Пантелеимон (Рожновский) (1867-1950), митрополит. Рукоположен во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии в 1913 г., с 1921 г. — епископ Пинский и Новогруд-ский. За выступления против автокефалии Польской Церкви был лишен кафедры, жил на покое в Жировицком монастыре. В 1942 г. учредил Белорусскую митрополию, преследовался германскими оккупационными войсками за отказ провозгласить Белорусскую автокефалию. С 1944 г. жил в Германии. С 1946 г. в клире РПЦЗ.

ме м[итрополита] Антония А[рхиепископ] Иларион48 (который этого вопроса не касался) и Ваше Блаженство, то я просил бы Вас как-либо ответить на эту клевету на Вас, открытым письмом что ли (или как-либо иначе), а мы бы отпечатали его в «Голосе» и в каком-либо другом органе. Иначе молчание будет признано за согласие с ложным взглядом.

А[рхиепископ] Пантелеимон сам по себе человек очень хороший, добрый, приветливо-простой, но артиллерист по образованию, оставаясь бедным в познании богословия и свв. Канонов, он действует по горячности своего характера в убеждении, что чем бы ни начинить брошюру, стреляй по врагам и они будут поражены.

7). По просьбе журналиста Д. А. Ишевского49 прилагаю сборник его газетных статей о Валааме, где он пробыл четыре месяца и делится своими впечатлениями.

8). Вчера я получил из Берлина от о. Прот[оиерея] Гр[игория] Прозорова50 прилагаемые при сем письма к нему некоего Спиридона-Евгения (переведенные на русский яз[ык] русскими, хорошо знающими немецкий яз[ык]), именующего себя Митрополитом-викарием немецкой Православной Церкви, который, по отзыву о. Прозорова, льнет к Патриаршей Церкви. Я в первый раз слышу об этой Церкви и не могу ничего сказать от себя по этому делу. О. Прозоров ожидает указания, что ему ответить на просьбу Спиридона-Евгения.

9). Если будет от патриархии поручение мне разослать копии ее постановлений Предстоятелям Автокефальных Церквей, то я бы просил, чтобы Канцелярия Свящ[енного] Синода указала, в отношении каких предстоятелей я должен исполнить распоряжение последнего, чтобы один и тот же предстоятель не получил одного и того же уведомления от двух лиц с возможно двумя редакциями его.

Почтительнейше прошу Ваше Блаженство принять маленький денежный сбор от маленькой епархии в пользу Патриархии, в Ваше распоряжение, посланный в Московский торгсин.

Покорнейше прошу засвидетельствовать мое братское приветствие Преосвященным, членам Священного Синода и просьбу о их молитвах за нас грешных.

Испрашивая Ваших Свв. молитв, честь имею пребывать с глубокою преданностью Вам, Вашего Блаженства нижайший послушник,

Елевферий, Митрополит Литовский и Виленский

Архив ОВЦС. Дело «Митрополит Сергий. Переписка». Папка «1934 г.». Листы б/№ Подлинник, машинопись, подпись автограф

48 Иларион (Троицкий) (1886—1929), священномученик, архиепископ, ближайший сподвижник св. патриарха Тихона, богослов.

49 Ишевский Дмитрий Александрович (1894 — 28.06.1941), журналист, в эмиграции с 1919 г. Жил в Германии и Латвии, преподавал русский язык, занимался журналистской работой. После присоединения Латвии к СССР посетил Москву, затем жил в Риге. Арестован НКВД в первые дни войны и расстрелян в рижской тюрьме.

50 Прозоров Григорий (1864—1942), протоиерей, в эмиграции с 1919 г. Был настоятелем посольской церкви в Берлине, находился в подчинении митрополита Евлогия, в 1931 г. признал власть Московского Патриархата.

Список литературы

Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг.: Юрисдикционные конфликты и отношения с Московской церковной властью. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

Мазырин А., иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-1930-х годах. М., 2006.

Соловьев И., иерей. Раскольническая деятельность «обновленцев» в Русском зарубежье // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы: в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 273-281.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 111. P. 164-187 DOI: 10.15382/sturII2023111.164-187

Andrey Kostryukov, Doctor of Sciences in History, Professor, Chief Researcher, Department of History of the Russian Orthodox

Church,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0003-4334-1035

"Earthly Life Continues, Full of Incredible Labour..." Letters from Metropolitan Elevferiy (Bogoyavlensky)

of Lithuania and Vilna to Metropolitan Sergius (Stragorodsky)*

A. Kostryukov

Abstract: This article makes public four letters from Metropolitan Elevferiy (Bogoyavlensky) of Lithuania and Vilna to the Deputy Patriarchal Locum Tenens Metropolitan Sergiy (Stragorodsky). The letters are dated 1934. The author of the letters not only headed the Diocese of Lithuania, but also, from 1930, managed the few parishes of Moscow Patriarchate in Western Europe. Metropolitan Elevferiy reported on important events and problems that arose in the parishes entrusted to him. One of them was the division at the Trekhsviatitel'skoe Podvorie in Paris, caused by the wrong parish policy of Archbishop Veniamin (Fedchenkov). Another problem was the appointment of a new rector for the Trekhsviatitel'skoe Podvorie in Paris. For some time, the supporter of Moscow Patriarchate I. A. Stratonov was being considered for this position. Metropolitan Elevefriy reported on the situation in the Russian Church Abroad and on the patronage which it received from Patriarch Varnava of Serbia. The author of the letters considered his policy to be wrong and uncanonical. At the same

* This article was written as part of the project "Development of Relations of the Russian Orthodox Church with Other Local Churches in 1917—1945 in the Light of the Change in the Political Situation and in the Ecclesiological Views of Leading Church Figures of that Period", funded by St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities and the Foundation "Living Tradition".

186

time, the metropolitan spoke about the reconciliation between the head of the Russian Church Abroad, Metropolitan Antoniy (Khrapovitsky) and the head of the Western European Russian Exarchate, Metropolitan Evlogiy (Georgievsky). The letters reflect other events as well. Among them are the mission of Hieromonk Dimitriy (Balfour) among the Anglicans, the last days ofArchpriest Sergei Sokolovsky, the hero of the First World War who joined the Renovationist schism and converted to Catholicism, about the attempts of the publicist M. A. Kallash to publish a pamphlet against the Russian Church Abroad, etc. Many of Metropolitan Elevferiy's assessments are biased, but, on the whole, the letters are an important source on the history of Russian Orthodoxy in exile.

Keywords: Moscow Patriarchate, Serbian Orthodox Church, Russian Orthodox Church Outside of Russia, Diocese of Lithuania, Patriarch Varnava (Rosich), Metropolitan Sergiy (Stragorodsky), Metropolitan Antoniy (Khrapovitsky), Metropolitan Elevferiy (Bogoyavlensky), Metropolitan Evlogiy (Georgievsky), Metropolitan Veniamin (Fedchenkov), Hieromonk Dimitriy (Balfour), I. A. Stratonov.

References

Kostryukov A. (2011) Russkaia Zarubezhnaia Tserkov'v 1925—1938gg. Iurisdiktsionnye konflikty i otnosheniia s moskovskoi tserkovnoi vlast'iu. Moscow (in Russian).

Mazyrin A., priest (2006) Vysshie ierarkhi o preemstve vlasti v Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v 1920—1930godakh. Moscow (in Russian).

Solov'ev I., priest (2008) "Raskol'nicheskaia deiatel'nost' "obnovlentsev" v Russkom zarubezh'e", in XVIIIEzhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumani-tarnogo universiteta. Materialy, vol. 1, pp. 273—281. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 30.08.22

The article was submitted 30.08.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.