Научная статья на тему 'ПРОДОЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ КРЫЛЬЧАТО-ВИХРЕВЫМ ДВИЖЕТЕЛЕМ'

ПРОДОЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ КРЫЛЬЧАТО-ВИХРЕВЫМ ДВИЖЕТЕЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крыльчатый движитель / продольная устойчивость / БПЛА / лопатка / ротор / vane mover / longitudinal stability / UAV / blade / rotor

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Б.В. Споткай, М.А. Андреев, М.Г. Елизарева, Г.Д. Коваленко

В данной статье рассматривается продольный расчёт устойчивости беспилотного летательного аппарата с цилиндрическим крыльчато-вихревым движетелем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Б.В. Споткай, М.А. Андреев, М.Г. Елизарева, Г.Д. Коваленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LONGITUDINAL STABILITY OF AN UNMANNED AERIAL VEHICLE WITH A CYLINDRICAL IMPELLER-VORTEX PROPULSION

In this article, the longitudinal calculation of the stability of an unmanned aerial vehicle with a cylindrical wing-vortex mover is considered.

Текст научной работы на тему «ПРОДОЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ КРЫЛЬЧАТО-ВИХРЕВЫМ ДВИЖЕТЕЛЕМ»

УДК 621.548

ПРОДОЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ КРЫЛЬЧАТО-ВИХРЕВЫМ ДВИЖЕТЕЛЕМ

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: bogdan.spotkav@mail.ru

В данной статье рассматривается продольный расчёт устойчивости беспилотного летательного аппарата с цилиндрическим крыльчато-вихревым движетелем

Ключевые слова: крыльчатый движитель, продольная устойчивость, БПЛА, лопатка, ротор.

In this article, the longitudinal calculation of the stability of an unmanned aerial vehicle with a cylindrical wing-vortex mover is considered.

Key words: vane mover, longitudinal stability, UAV, blade, rotor.

Введение. В настоящее время появились большие перспективы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для гражданских целей и многие страны мира стали активно заниматься разработкой и совершенствованием беспилотного транспорта. БПЛА - это беспилотный летательный аппарат, управляемый дистанционно. В нашей ранней работе был дан обзор применения БПЛА, в том числе для использования в сельском хозяйстве[1]. В данной работе рассматривается вопрос использования БПЛА с цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем (ЦКВД).

Разработкой цилиндрических крыльчатых движителей занимались ещё в начале XX века, но данное направление не получило массового развития.[2]. Свое новое развитие летательные аппараты с цилиндрическим вихревым движителем получили в начале 2000г. [3]. На рис.1 представлены примеры прототипов летательных аппаратов с ЦКВД.

Б. В. Споткай*, М. А. Андреев, М.Г. Елизарева Научный руководитель - Г. Д. Коваленко

LONGITUDINAL STABILITY OF AN UNMANNED AERIAL VEHICLE WITH A CYLINDRICAL IMPELLER-VORTEX PROPULSION

B. V. Spotkay*, M. A. Andreev, M. G. Elizareva Scientific Supervisor - G. D. Kovalenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: bogdan.spotkay@mail.ru

Рис. 1. Примеры прототипов ЛА с ЦКВД

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

1. В данной работе предлагается расчёт продольной устойчивости БПЛА с

цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем массой 9,1 кг, разрабатываемый в

учебно-исследовательском центре «АИСТ» на базе института гражданской авиации и таможенного дела. На рис.2 представлена компоновочная схема БПЛА с ЦКВД.

Рис. 2. Компоновочная схема БПЛА с ЦКВД. 1 - рама, 2 - бак, 3 - система управления, 4 - ротор

Аэродинамические исследования движителя с ЦКВД предполагают обтекание потоком со скоростью 10 м/с, которое создаются на испытательном стенде карусельного типа. Схема стенда представлена на рис.3.

Рис. 3. Схема стенда карусельного типа: 1 - макет БПЛА, 2 - каретка, 3 - балка с тензометрическим

датчиком, 4 - стойка, 5 - противовес

Исходные данные для расчета продольной устойчивости сведены в таб.1.

Таблица 1

Исходные данные для расчета центробежной силы на стенде _

диаметр стенда Б 3 м масса стабилизатора т5 0,4 кг

радиус стенда Я 1,5 м масса бака т6 4 кг

масса макета БПЛА т1 9,1 кг число оборотов п 1,1 об/сек

масса системы управления т2 2 кг скорость обтекания V 10,362 м\сек

масса рамы т3 0,6 кг угловая скорость вращения стенда ю 6,9 рад\сек

масса ротора т4 2,5 кг масса лопаток т7 0,6 кг

радиус центра масс лопаток г 0,14 м площадь лопаток 8 0,045 м2м

мд = 1—;

2. Расчёт ЦБ силы.

F = mRoo2 = 9,1 х 1,5 х 6,92 = 64,9H

Расчёт осуществляется для определения продольной устойчивости на стенде.

Рассчитываем статический момент[4].

Строим координатную плоскость. Рассчитываем моменты относительно ротора.

M = mX,

где m- масса объекта, X - координата относительно оси ротора до объекта.

Мбак = m6*x = 40x0,22 = 8,8 Нм,

Мсу= m2*x = 20x0,18=3,6 Нм;

М стаб= m5*x = 4x0,22=0,88 Нм

Рассчитываем сумму моментов:

М бака+Мсу+Мстаб+М ротора=8,8+3,6+0,88+0=13,28 Н*М

Найдём координату центра масс относительно оси ротора из формулы:

2 M (всех моментов) = £ т*Хцм

Хцм=М^

Хцм=13,28\(40+20+4+25) = 0,149

Реактивный момент вращения Мд - действует только при движении и направлен всегда против движения.

dw dt

т /- л dw i1\

где J - момент инерции (м), — — угловое ускорение I —).

J = m7r2 = 0,012 кг*м2- момент инерции всех вращающихся масс (m7 - масса лопаток ротора, r - радиус центра масс лопаток).

Реактивный момент вращения Мд= 1,3Н/м

Для расчета аэродинамического момента Ма воспользуемся следующей формулой:

pv^

Ма = — CxSr = 0,11 Н/м; где, v - скорость вращения ротора, S - площадь лопатки, r -

центр масс лопаток.

Рассчитываем сумму моментов: Мд + Ма = 1,41 Н/м

Вывод: Динамический момент меньше, чем статический. Во время расчётов продольной устойчивости было установлено, что статический момент больше, чем динамический более чем в 10 раз. Решение данной проблемы - подгонка стабилизатора для уравновешивания моментов в процессе экспериментальных испытаний.

Библиографические ссылки

1. Гарцева Е. П., Елизарьева М. Г., Споткай Б. В. Анализ эксплуатационных параметров циклолета, применительно в сельском хозяйстве// Актуальные проблемы авиации и космонавтики [Электронный ресурс] : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню космонавтики (12-16) апреля 2021 г., Красноярск): в 3 т. Т. 2.

2. https://sudoremont.blogspot.com/2014/08/krilchatie-dviiitely.html (дата обращения: 27.03.2022).

3. https://building-tech.org/Транспорт/cyclotech-pokazal-perviy-polet-svoego-prototypa-uny-kalnogo-letatelnogo-apparata-vertykalnogo-vzletposadka-evtol (дата обращения: 01.04.2022).

4. Межецкий Г.Д. Сопротивление материалов: Учебник / Г.Д. Межецкий, Г.Г. Загребин, Н.Н. Решетник; под общ. Ред. Г. Д. Межецкого, Г.Г. Загребина.- 5-е изд., - М. 2016.- 432с.

© Споткай Б. В., Андреев М. А., М.Г. Елизарева., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.