УДК 623.746.-519
ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ ЛОПАТКИ И ДЕТАЛЕЙ РОТОРА ЦВКД ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛ
С.Д. Шелопугин*, И.А. Андреев Научный руководитель - Г. Д. Коваленко
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*E-mail: shelopugin.sd@gmail.com
В данной статье рассматривается прочностной расчет лопатки и деталей ротора беспилотного летательного аппарата с цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем под действием центробежных сил.
Ключевые слова: крыльчато-вихревой движитель, центробежные силы, опоры ротора.
STRENGTH CALCULATION OF THE BLADE AND ROTOR PARTS OF THE CIVM UNDER THE ACTION OF CENTRIFUGAL FORCES
S. D. Shelopugin*, I. A. Andreev Scientific Supervisor - G. D. Kovalenko
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: shelopugin.sd@gmail.com
This article discusses the strength calculation of the blade and rotor parts of an unmanned aerial vehicle with a cylindrical wing-vortex propulsion under the action of centrifugal forces.
Keywords: vane-vortex propulsion, centrifugal forces, rotor supports.
Гражданский рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) России в настоящее время характеризуется начальным ростом и развитием спроса и может стать прорывом в современном мире коммерции, когда ведущие технологические предприятия страны создадут условия для внедрения соответствующих технологий.
Быстрое развитие технологий БПЛА в мире, а также возрастающий спрос их технологий в гражданской и коммерческих сферах мира и России требуют дополнительных исследований по возможностям их двойного применения с освоением гражданского рынка. На котором проводятся исследования по расширению диапазона выполняемых работ, которые могут быть востребованы определенной группой потребителей рынка и его сегментами [1].
В нашей ранней работе был дан обзор применения БПЛА, в том числе для использования в сельском хозяйстве [2]. В данной работе рассматривается вопрос использования БПЛА с цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем (ЦКВД) [3].
Внешний вид лопатки представлен на рисунке 1.
Секция «Эксплуатация и надежность) авиационной техники»
Рис. 1. Внешний вид лопатки
Исходные данные для расчета закрепления лопатки под действием центробежных сил сведены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные для расчетов ^_
Число оборотов ротора п 1000 об/мин
Масса лопатки т 0,07758 кг
Радиус главного вихря (по центру давления лопаток) Я 0,1 м
Коэффициент подъемной силы лопатки Су 1.2
Плотность воздуха на высоте 100 м Р 1,2 кг/м3
Рцб = -;т- = ---= 85,04 Н
1. Расчёт ЦБ силы:
Для расчета центробежной силы необходимо найти линейную скорость V: п^Ъ^п 3,14 • 2 -0,1-1000
У = —77— =-77-=-77-= 10,47м/с
60 60 60 '
Далее по формуле рассчитываем центробежную силу Fцб:
т^У2 _ 0.07758 • 10,472
Поскольку на лопатку помимо центробежной силы действует подъемная сила Ya, необходимо рассчитать и её:
р•У2 У =С ---5
1 а У 2
где Б - проекция площади лопатки на плоскость
5 = 150 • 51 = 7650мм2 = 0,00765м2
12 • 10 472 Уа = 1,2--^--0,00765 = 0,6 Н
Поскольку помимо вращения ротора для создания достаточной подъемной силы используется набегающий воздушный поток, рассчитать окончательное значение подъемной силы не получиться. При испытаниях на стенде набегающий поток создается путем вращения установки с противовесом вокруг центральной оси (Рис.2) N=66 об/мин.
Скорость обтекания лопатки при одновременном вращении ротора ЦКВД и стенда V2 равна:
У2 = 10,47 + 10,36 = 20,83 м/с Следовательно, подъемная сила в этом случае Ya2:
1,2 • 20,832 Уа2 = 1,2-2-- 0,00765 = 2,4 Я
Сумма сил, действующих на лопатку Б:
¥ = ¥цб + Уа2 = 85,04 + 2,4 = 87,24 Я
Крепления лопатки к барабану ротора должны выдерживать нагрузку в 87,24 Н. Поскольку носовая часть лопатки крепиться к барабану мотоциклетной спицей диаметром 2 мм, которая точно выдержит заданные нагрузки, то рассчитать необходимо только крепления задней кромки лопатки. Одно крепление задней кромки должно выдерживать нагрузку в 21,8 Н. Для заданных условий подобрали заклепку ГОСТ 10299-80 диаметром 2 мм и длинной стержня 5 мм. Она изготовлена из алюминия и имеет разрушающую нагрузку на срез не менее 300Н.
2. Расчет толщины алюминиевой рамы, в которую впрессован стальной шип, являющийся одной из двух опор ротора ЦКВД проведен в программе 3Б моделирования «SolidWorks 2020». Результаты расчета представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Расчеты в программе «SolidWorks 2020»: а) Деформация; б) Напряжение
Моделирование показало, что достаточная толщина стенки 5мм., для работы рамы без деформаций.
В работе произведен расчет на прочность крепления лопатки, в частности расчет крепления задней части лопаток. По результатам расчета, нами была выбрана заклепка: ГОСТ 10299-80 диаметром 2 мм и длинной стержня 5 мм. Так же был произведен расчет, достаточной для безопасной работы, толщины рамы ЦКВД. Толщина рамы равна 5мм.
Библиографические ссылки
1. Афанасьев П. П., Голубев И. С., Новиков В. Н. и др. Беспилотные летательные аппараты. Основы устрой-ства и функционирования / под ред. И. С. Голубева, И. К. Туркина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 656 с.
2. М. А. Андреев, И. А. Андреев, С. Д. Шелопугин, С.И. Меркулов. Компоновочная схема циклолета / Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. статей, том 2 -Красноярск, 2021. - с. 595-597.
3. Принцип действия и конструкция крыльчатого движителя [Электронный ресурс]. URL: https://sudoremont.blogspot.com/2014/08/krilchatie-dvijitely.html (дата обращения: 30.03.2022).
© Шелопугин С. Д., Андреев И. А., 2022