Научная статья на тему 'ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ ЛОПАТКИ И ДЕТАЛЕЙ РОТОРА ЦВКД ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛ'

ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ ЛОПАТКИ И ДЕТАЛЕЙ РОТОРА ЦВКД ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
крыльчато-вихревой движитель / центробежные силы / опоры ротора / vane-vortex propulsion / centrifugal forces / rotor supports

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — С.Д. Шелопугин, И.А. Андреев, Г.Д. Коваленко

В данной статье рассматривается прочностной расчет лопатки и деталей ротора беспилотного летательного аппарата с цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем под действием центробежных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — С.Д. Шелопугин, И.А. Андреев, Г.Д. Коваленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTH CALCULATION OF THE BLADE AND ROTOR PARTS OF THE CIVM UNDER THE ACTION OF CENTRIFUGAL FORCES

This article discusses the strength calculation of the blade and rotor parts of an unmanned aerial vehicle with a cylindrical wing-vortex propulsion under the action of centrifugal forces.

Текст научной работы на тему «ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ ЛОПАТКИ И ДЕТАЛЕЙ РОТОРА ЦВКД ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛ»

УДК 623.746.-519

ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ ЛОПАТКИ И ДЕТАЛЕЙ РОТОРА ЦВКД ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЦЕНТРОБЕЖНЫХ СИЛ

С.Д. Шелопугин*, И.А. Андреев Научный руководитель - Г. Д. Коваленко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: shelopugin.sd@gmail.com

В данной статье рассматривается прочностной расчет лопатки и деталей ротора беспилотного летательного аппарата с цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем под действием центробежных сил.

Ключевые слова: крыльчато-вихревой движитель, центробежные силы, опоры ротора.

STRENGTH CALCULATION OF THE BLADE AND ROTOR PARTS OF THE CIVM UNDER THE ACTION OF CENTRIFUGAL FORCES

S. D. Shelopugin*, I. A. Andreev Scientific Supervisor - G. D. Kovalenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: shelopugin.sd@gmail.com

This article discusses the strength calculation of the blade and rotor parts of an unmanned aerial vehicle with a cylindrical wing-vortex propulsion under the action of centrifugal forces.

Keywords: vane-vortex propulsion, centrifugal forces, rotor supports.

Гражданский рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) России в настоящее время характеризуется начальным ростом и развитием спроса и может стать прорывом в современном мире коммерции, когда ведущие технологические предприятия страны создадут условия для внедрения соответствующих технологий.

Быстрое развитие технологий БПЛА в мире, а также возрастающий спрос их технологий в гражданской и коммерческих сферах мира и России требуют дополнительных исследований по возможностям их двойного применения с освоением гражданского рынка. На котором проводятся исследования по расширению диапазона выполняемых работ, которые могут быть востребованы определенной группой потребителей рынка и его сегментами [1].

В нашей ранней работе был дан обзор применения БПЛА, в том числе для использования в сельском хозяйстве [2]. В данной работе рассматривается вопрос использования БПЛА с цилиндрическим крыльчато-вихревым движителем (ЦКВД) [3].

Внешний вид лопатки представлен на рисунке 1.

Секция «Эксплуатация и надежность) авиационной техники»

Рис. 1. Внешний вид лопатки

Исходные данные для расчета закрепления лопатки под действием центробежных сил сведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные для расчетов ^_

Число оборотов ротора п 1000 об/мин

Масса лопатки т 0,07758 кг

Радиус главного вихря (по центру давления лопаток) Я 0,1 м

Коэффициент подъемной силы лопатки Су 1.2

Плотность воздуха на высоте 100 м Р 1,2 кг/м3

Рцб = -;т- = ---= 85,04 Н

1. Расчёт ЦБ силы:

Для расчета центробежной силы необходимо найти линейную скорость V: п^Ъ^п 3,14 • 2 -0,1-1000

У = —77— =-77-=-77-= 10,47м/с

60 60 60 '

Далее по формуле рассчитываем центробежную силу Fцб:

т^У2 _ 0.07758 • 10,472

Поскольку на лопатку помимо центробежной силы действует подъемная сила Ya, необходимо рассчитать и её:

р•У2 У =С ---5

1 а У 2

где Б - проекция площади лопатки на плоскость

5 = 150 • 51 = 7650мм2 = 0,00765м2

12 • 10 472 Уа = 1,2--^--0,00765 = 0,6 Н

Поскольку помимо вращения ротора для создания достаточной подъемной силы используется набегающий воздушный поток, рассчитать окончательное значение подъемной силы не получиться. При испытаниях на стенде набегающий поток создается путем вращения установки с противовесом вокруг центральной оси (Рис.2) N=66 об/мин.

Скорость обтекания лопатки при одновременном вращении ротора ЦКВД и стенда V2 равна:

У2 = 10,47 + 10,36 = 20,83 м/с Следовательно, подъемная сила в этом случае Ya2:

1,2 • 20,832 Уа2 = 1,2-2-- 0,00765 = 2,4 Я

Сумма сил, действующих на лопатку Б:

¥ = ¥цб + Уа2 = 85,04 + 2,4 = 87,24 Я

Крепления лопатки к барабану ротора должны выдерживать нагрузку в 87,24 Н. Поскольку носовая часть лопатки крепиться к барабану мотоциклетной спицей диаметром 2 мм, которая точно выдержит заданные нагрузки, то рассчитать необходимо только крепления задней кромки лопатки. Одно крепление задней кромки должно выдерживать нагрузку в 21,8 Н. Для заданных условий подобрали заклепку ГОСТ 10299-80 диаметром 2 мм и длинной стержня 5 мм. Она изготовлена из алюминия и имеет разрушающую нагрузку на срез не менее 300Н.

2. Расчет толщины алюминиевой рамы, в которую впрессован стальной шип, являющийся одной из двух опор ротора ЦКВД проведен в программе 3Б моделирования «SolidWorks 2020». Результаты расчета представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Расчеты в программе «SolidWorks 2020»: а) Деформация; б) Напряжение

Моделирование показало, что достаточная толщина стенки 5мм., для работы рамы без деформаций.

В работе произведен расчет на прочность крепления лопатки, в частности расчет крепления задней части лопаток. По результатам расчета, нами была выбрана заклепка: ГОСТ 10299-80 диаметром 2 мм и длинной стержня 5 мм. Так же был произведен расчет, достаточной для безопасной работы, толщины рамы ЦКВД. Толщина рамы равна 5мм.

Библиографические ссылки

1. Афанасьев П. П., Голубев И. С., Новиков В. Н. и др. Беспилотные летательные аппараты. Основы устрой-ства и функционирования / под ред. И. С. Голубева, И. К. Туркина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. 656 с.

2. М. А. Андреев, И. А. Андреев, С. Д. Шелопугин, С.И. Меркулов. Компоновочная схема циклолета / Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сб. статей, том 2 -Красноярск, 2021. - с. 595-597.

3. Принцип действия и конструкция крыльчатого движителя [Электронный ресурс]. URL: https://sudoremont.blogspot.com/2014/08/krilchatie-dvijitely.html (дата обращения: 30.03.2022).

© Шелопугин С. Д., Андреев И. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.