Научная статья на тему 'ПРОБЫ ШТАНГЕ И ГЕНЧА В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА'

ПРОБЫ ШТАНГЕ И ГЕНЧА В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1346
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
юноши / шоссейные гонки / функция внешнего дыхания / boys / road racing / function of external respiration.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Али Махаммад Али, Прокопьев Н.Я., Семизоров Е.А.

Цель. Характеризовать возможности проб Штанге и Генча в оценке функции внешнего дыхания у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса. Материал и методы. На предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса обследовано 11 юношей 18 и 19 лет (18,63±0,78 лет), входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Изучение продолжительности произвольной задержки дыхания на вдохе проведено с использованием пробы Штанге, на выдохе – посредством пробы Генча. Результаты. Показано, что продолжительность произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе у юношей 19 лет достоверно дольше, чем у юношей 18 лет. Длительность II фазы произвольной задержки дыхания на вдохе у юношей 19 лет достоверно больше. Выводы. При тестировании функционального состояния дыхательной системы юношей, занимающихся шоссейными гонками, следует шире использовать простые, доступные и валидные показатели произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе, объективно оценивающих функцию внешнего дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Али Махаммад Али, Прокопьев Н.Я., Семизоров Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBS STANGE AND GENCA IN THE EVALUATION OF THE EXTERNAL RESPIRATION FUNCTION IN THE YOUTH OF THE SYRIAN NATIONAL ROAD RACING TEAM AT THE PRECOMPETITION STAGE OF THE TRAINING PROCESS

Purpose. To characterize the possibilities of Stange and Gench tests in assessing the function of external respiration in the youths of the Syrian national road racing team at the pre-competition stage of the training process. Material and methods. At the pre-competition stage of the training process, 11 boys 18 and 19 years old (18.63±0.78 years old), who are part of the Syrian national road racing team, were examined. The study of the duration of voluntary breath holding on inhalation was carried out using the Stange test, on exhalation by means of the Gench test. Outcomes. It was shown that the duration of voluntary breath holding on inhalation and exhalation in boys of 19 years is significantly longer than in boys of 18 years. The duration of the II phase of voluntary breath holding on inhalation in boys 19 years old is significantly longer. Findings. When testing the functional state of the respiratory system of young men engaged in road racing, greater use should be made of simple, accessible and valid indicators of arbitrary delay.

Текст научной работы на тему «ПРОБЫ ШТАНГЕ И ГЕНЧА В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ЮНОШЕЙ СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

Таким чином, використання кластерiв дозво-ляе формувати та розвивати так вмiння: ставити питання; видшяти головне; встановлювати причинно--наслiдковi зв'язки та робити висновки; пере-ходити ввд особливостей до загального, розумiючи проблему в цiлому; порiвнювати та аналiзувати; проводити аналоги. Формуючи вищеперелiченi на-вички та вмшня, ми тим самим спонукаемо здобу-вачiв освiти вiльно i вщкрито думати щодо будь-яко! теми, залучаючи всiх учасник1в колективу до навчального процесу, робимо !х активними, ввдкри-тими та творчими, чого i вимагае ввд нас сього-дення.

Лггература

1. Державний стандарт базово! та повно! загадьте! середньо! освiти - [Електронний ресурс]. Режим доступу: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1392-2011-%D0%BF#Text.

2. Дiчек Н.П. Джон Дью! / Н.П. Дiчек // Енци-клопедiя освгги Акад. пед. наук Укра!ни; гол. ред. В. Г. Кремень. - Ки!в: Юршком 1нтер, 2008. - с. 245 - 246.

3. Максименко С.Д. Мислення // Загальна психологiя: [пiдручник для студентiв вищ. навч. за-кладiв] / С.Д. Максименко, В.О. Зайчук, В.В. Клименко, В.О. Соловiенко; за загальною ред. акад. С.Д. Максименка. - К.: Форум, 2000. - С. 202-217. -[Електронний ресурс]. Режим доступу: -http://surl.li/bhtki.

4. Савчин, М. В. Загальна психолопя: навч. поаб. для студ. вищ. навч. закл./ М. В. Савчин.- К.: Академвидав, 2011.- 464 с.

5. 1ващенко Н.В. Використання технологи критичного мислення на уроках хши // Освггаш ш-тернет-навтатор. Науково-методичний штернет-журнал, 2017. - [Електронний ресурс]. Режим доступу: - http://oin.in.ua/vykorystannya-tehnolohiji-krytychnoho-myslennya.

6. Як розвивати критичне мислення в учнiв // Нова укра!нська школа, 2017. - [Електронний ресурс]. Режим доступу: -https://nus.org.ua/articles/krytychne-myslennya-2/.

7. 1рина Хоменко. Розвиток критичного мислення: кому, для чого i як? // 1нститут Республша, 2021. - [Електронний ресурс]. Режим доступу: -https://inrespublica.org.ua/novyny/rozvytok-krytychnogo-myslennya-komu-dlya-chogo-i-yak.html.

ПРОБЫ ШТАНГЕ И ГЕНЧА В ОЦЕНКЕ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ У ЮНОШЕЙ

СБОРНОЙ КОМАНДЫ СИРИИ ПО ШОССЕЙНЫМ ГОНКАМ НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Али Махаммад Али

Тренер сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Магистрант 2 года обучения Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Прокопьев Н.Я.

доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования, академик РАЕ, заслуженный рационализатор РФ ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет».

Семизоров Е.А.

канд. пед. наук, доцент «Аграрный университет Северного Зауралья»

PROBS STANGE AND GENCA IN THE EVALUATION OF THE EXTERNAL RESPIRATION FUNCTION IN THE YOUTH OF THE SYRIAN NATIONAL ROAD RACING TEAM AT THE PRE-COMPETITION STAGE OF THE TRAINING PROCESS

Ali Mahammad Ali, Prokopyev N.,

University of Tyumen Semizorov E.

Northern Trans-Ural State Agricultural University

АННОТАЦИЯ

Цель. Характеризовать возможности проб Штанге и Генча в оценке функции внешнего дыхания у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса.

Материал и методы. На предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса обследовано 11 юношей 18 и 19 лет (18,63±0,78 лет), входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Изучение продолжительности произвольной задержки дыхания на вдохе проведено с использованием пробы Штанге, на выдохе - посредством пробы Генча.

Результаты. Показано, что продолжительность произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе у юношей 19 лет достоверно дольше, чем у юношей 18 лет. Длительность II фазы произвольной задержки дыхания на вдохе у юношей 19 лет достоверно больше.

Выводы. При тестировании функционального состояния дыхательной системы юношей, занимающихся шоссейными гонками, следует шире использовать простые, доступные и валидные показатели произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе, объективно оценивающих функцию внешнего дыхания.

ABSTRACT

Purpose. To characterize the possibilities of Stange and Gench tests in assessing the function of external respiration in the youths of the Syrian national road racing team at the pre-competition stage of the training process. Material and methods. At the pre-competition stage of the training process, 11 boys 18 and 19 years old (18.63±0.78 years old), who are part of the Syrian national road racing team, were examined. The study of the duration of voluntary breath holding on inhalation was carried out using the Stange test, on exhalation - by means of the Gench test. Outcomes. It was shown that the duration of voluntary breath holding on inhalation and exhalation in boys of 19 years is significantly longer than in boys of 18 years. The duration of the II phase of voluntary breath holding on inhalation in boys 19 years old is significantly longer. Findings. When testing the functional state of the respiratory system of young men engaged in road racing, greater use should be made of simple, accessible and valid indicators of arbitrary delay.

Ключевые слова: юноши, шоссейные гонки, функция внешнего дыхания.

Keywords: boys, road racing, function of external respiration.

PROBS STANGE jGENCA J ¡»±Й2 ^¿йЯ ^.jliJ! ^а JJJÜI ^ibjJl ^jj^Jt ^täL^J jjLJt ^a äSAJ^ U Jji Я^аИдЛ ¿л jjUfr ^jjjjJi

^Ь Лдьд ^fci ^JJJJSJJJ J. Li ^jjjjjALuj ^j.

' .^a i in. ^ j' . i 1 i j1j""^l g "I"'. - ^*

^i ^jjäj' Aij^j ^ijjll ^^jl^Jl ^л! ^IIJU ^jj^Jl

üb^J jj^Jl ^i AJ^J. l. Jjä j. 4jUr. ^jj^l. ^Ij^Jl

^jJl.yij. ^ij aJ^J. Jjä 4juc ^jj^jjlt ^j' 11

Ln. Cjljjj ^jUci jjj 18 j19 1—c (18.63±0.78 l-lc)' fAj

^JA. j— ^jj^Jl ^'^jJl ^jj^Jl ÜL^J jj^Jl. ^ijj^i '¿л. jj^. jüH ^cjW л^ jbVm.yi ^1лУ"щЬ jljj^l Stange ' Jc jjäjJl - jc ¿jjL jljiil Gench. gl""". ujjj'j ji ¿л- jüH ^cjül ¿jc jl ni'n.Vl jjäjJlj ¿LusJl jj^Jl ^jljjj' jn'i» jjj 19 Aj. Jj^i jj^j ^A ^jJc ^i ^yjyi jjUl ^jljS ^{'i. jjj 18 Aj.. '¿л-j AJ^J^JI AjjljJl j. jj^- jA'Jl ^cj^Jl л1с ji Л'г". ,<yi ^¿J ¿LuäJl jJpJl ¿Jjj' ^AjUsci 19 Ai. Jj^i jjj^j. gjl^^l. ¿ic jlj""^l AJUJl AjajkjJ| jb^" ^¿I"J| jljniH jjSjl^all ^i Ülj. jj^ll ' jjSi j. illjjj. AUj^j AJ{.J JU^Jl

3juijijJl: ^yjyi' jlj. jj^Jl' Aäjbj j..»'"" ^^jl^Jl.

Актуальность. Впервые велосипедные шоссейные гонки были проведены в 1869 году во Франции при розыгрыша Большого приза Амьена. С первых лет существования велосипедные гонки завоевали достойное и почётное место среди других спортивных дисциплин и были включены в программу Олимпийских игр 1896 года в Афинах, наряду с другими восемью видами спорта. Уже в 1912 году в Стокгольме в программу соревнований Олимпийских игр была включена групповая шоссейная гонка.

Следует отметить, что в специальной педагогической литературе хорошо отражена система планирования спортивной подготовки в многолетнем тренировочном процессе, предусматривающей ряд этапов: начальной подготовки; предварительной базовой подготовки; специализированной базовой подготовки; максимальной реализации индивидуальных возможностей; сохранения спортивных результатов и достижений. Вполне естественно, что каждый из указанных выше этапов имеет и ре-

шает свои конкретные задачи, динамику и специфику физических нагрузок, структуру и соотношение общей, вспомогательной и специальной подготовки.

Изучение научных основ построения спортивной тренировки у спортсменов высокой квалификации во многих видах спорта, включая шоссейные гонки, показала, что между указанными выше этапами многолетней подготовки нет строго очерченных границ. Их продолжительность и интенсивность может варьировать в широких пределах, которые, как мы полагаем, зависят не только от индивидуальных возможностей спортсмена, но и от содержания и структуры построения тренировочного процесса. Развитие общей и специальных видов выносливости является важнейшей частью подготовки велосипедистов-шоссейников. Физическая выносливость характеризует способность велосипедиста продолжительное время выполнять работу заданной мощности без снижения ее эффективности. Именно выносливость определяет возможность достижения высоких спортивных результатов в шоссейных гонках.

Несмотря на масштабное внимание к проведению тренировочного процесса в шоссейных гонках, до настоящего времени многие вопросы оценки деятельность функциональных систем мужского организма, включая функцию внешнего дыхания, остаются не только спорными, но и не решенными.

В клинической практике и в спортивной физиологии широко изучаются функция внешнего дыхания и устойчивость организма физкультурника и спортсмена к гипоксии [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Что касается функции внешнего дыхания и устойчивости к гипоксии юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам, то в доступной нам литературе таких работ мало, что явилось побудительным мотивом проведения исследования. Мы убеждены в том, что для оперативной оценки функции внешнего у каждого тренера должен быть самый простой в использовании и макси-

мально безопасный для спортсмена способ, позволяющий оценить возможности дыхательной системы.

Материал и методы.

На предсоревновательном этапе проведения тренировочного процесса проведено обследование 11 юношей в возрасте 18 и 19 лет (18,63±0,78 лет), входящих в состав сборной команды Сирии по шоссейным гонкам. Продолжительность занятий велосипедным спортом у них составила 5,4±0,5 лет. Во время проведения исследования мы просили юношей соблюдать продолжительность ночного сна 89 часов; во время отдыха стараться находиться в помещении при температуре воздуха в пределах 18220 по Цельсию; не использовать лекарственные средства; питаться не реже 4 раз в день и употреблять не менее двух литров питьевой воды; ограничивать в пище использование поваренной соли; проводить тренировочные занятия в строгом соответствии с указаниями тренера.

Проба Штанге с произвольной задержкой дыхания на вдохе (в секундах) выбрана нами в связи с двумя совокупными факторами. Во-первых, в связи с тем, что позволяет быстро и безопасно для спортсмена определить общее функциональное состояние дыхательной системы, устойчивость организма к гипоксии и гиперкапнии. Во-вторых, проба обладает методической простотой и доступностью, не требует специальной аппаратуры, что немаловажно в условиях массовых обследований.

Таблица 2.

Возрастные значения продолжительности произвольной задержки дыхания по пробам Штанге и Генча в состоянии физического покоя у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревно-

Считает особым обратить внимание на то, что правильность выполнения пробы контролировалась путем пальпаторного определения начала рефлекторных сокращений диафрагмы перед окончанием произвольного апноэ.

Проба Генчи с произвольной задержкой дыхания на выдохе (в секундах) выполнена по классической методике.

Результаты исследования обработаны статистически [3] с применением программного обеспечения Microsoft Excel, при этом достоверность полученных результатов была оценена по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни для сравнения малых выборок и с помощью парного t -критерия Стьюдента для зависимых совокупностей, считая различия достоверными при р<0,05.

Исследование проводилось с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинкской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС) и информированного устного согласия спортсменов.

Результаты и их обсуждение. Анализируя результаты исследования использования пробы Штанге с задержкой дыхания на вдохе у юношей 18 и 19 лет (табл. 1) можно, во-первых, заключить, что продолжительность произвольной задержки дыхания у них соответствовала нормативным значениям для данного периода онтогенеза.

Возраст I фаза задержки дыхания II фаза задержки дыхания Общее время задержки дыхания

Проба Штанге

18 лет (n=5) 51,02 + 1,39 29,41 ± 0,83 80,43 + 1,76

19 лет (n=6) 53,84 ± 1,36 31,57 ± 0,79 85,41 ± 1,68

Возрастное различие (сек) 2,81 2,16 4,98

Проба Генча

18 лет 19 лет 36,1 ± 1,13 39,3 ± 1,18

Возрастное различие (сек) 3,2

Примечание: * и ** - различие статистически достоверно при p < 0,05.

Во-вторых, у юношей 19 лет длительность лет на 4,98 сек (рис. 1), что статистически досто-произвольной задержки дыхания на вдохе в абсо- верно ф < 0,05). лютных значениях была больше, чем у юношей 18

86 84 82 80 78 76

.........................................................................................

80,43

18 лет

19 лет

Рис. 1. Длительность произвольной задержки дыхания на вдохе у юношей сборной команды Сирии по шоссейным гонкам в состоянии физического покоя на предсоревновательном этапе тренировочного

процесса.

Что касается первой фазы произвольной за- фаза - на 2,16 сек, а общее время задержки дыхания держки дыхания на вдохе, то у юношей 19 лет в аб- у юношей этой группы дольше на 4,98 сек (рис. 2). солютных значениях она дольше на 2,81 сек, вторая

Рис. 2. Различия в продолжительности первой фазы произвольной задержки дыхания на вдохе у юношей 18 и 19 лет сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе проведения

тренировочного процесса.

Длительность II фазы произвольной задержки дыхания на вдохе была достоверно ф < 0,05) меньше I фазы, причём у всех юношей (рис. 3).

32 31 30 29 28

31,57

29,41

1 1 18 лет 19 лет

Рис. 3. Различия в продолжительности второй фазы произвольной задержки дыхания на вдохе у юношей 18 и 19 лет сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе проведения

тренировочного процесса.

Заслуживают внимания результаты оценки продолжительности произвольной задержки дыхания на выдохе, которые свидетельствовали о том, что, во-первых, длительность задержки дыхания на

Штанге (рис.4). Во вторых, у юношей 19 лет длительность задержки дыхания на выдохе достоверно ф<0,05) больше, чем у юношей 18 лет. В абсолютных значениях возрастное различие равно 3,2 сек.

вдохе достоверно (p>0,05) меньше, чем при пробе

18 лет 19 лет

Рис. 4. Различия в продолжительности произвольной задержки дыхания на выдохе у юношей 18 и 19 лет сборной команды Сирии по шоссейным гонкам на предсоревновательном этапе проведения

тренировочного процесса.

Выводы:

1. Учитывая то, что пробы Штанге и Генча, обладая методической простотой выполнения и ва-лидностью, позволяют быстро и объективно оценивать устойчивость организма человека к гипоксии, должны найти широкое применение в спортивной практике для оценки функции внешнего дыхания.

2. Продолжительность произвольной задержки дыхания на вдохе и волевого усилия при пробе Штанге у юношей 19 лет сборной команды Сирии по шоссейным гонкам статистически более значимы, чем у юношей 18 лет, что свидетельствует о хорошем уровне неспецифических адаптационных возможностей их организма. Динамика изучения возрастных значений пробы Генча свидетельствовала о том, что у юношей 19 лет, она статистически достоверно дольше, чем у юношей 18 лет. Данное положение должно обязательно учитываться при построении, как тренировочного процесса, так и перспектив участия в престижных соревнованиях.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.

Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Все авторы принимали участие в разработке темы, дизайна исследования и написании рукописи. Окончательная версия рукописи была согласована и одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.

Литература

1. Андреева А.Д. Применение проб Штанге и Серкина для оценки адаптации организма человека

к физическим нагрузкам / А.Д. Андреева // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - Стерлита-мак, 29 ноября 2017 г. - С. 10-13.

2. Воронин Р.М. Адаптационные возможности лиц молодого возраста по результатам пробы Штанге / Р.М. Воронин //Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация, 2011. - Т. 14. - № 10. - С. 173-176.

3. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц - М: Практика, 1999. - 459 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Конюшенко И.С. Определение устойчивости организма к недостатку кислорода с использованием проб Штанге, Генче / И.С. Конюшенко, А.В. Конюшенко, А.А. Малявко // Проблемы и перспективы развития современной медицины: Сборник научных статей VIII Республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. - Гомель, 28 апреля-28 августа 2016 г. - С. 370-372.

5. Левшин И.В. Дополнительные диагностические возможности пробы с задержкой дыхания на вдохе (Штанге) / И.В. Левшин, И.Л. Мызников // Сборник статей Итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2019 год, посвященной Дню российской науки. Материалы конференции. Под редакцией В.Л. Пашута. - Санкт-Петербург, 03-04 марта 2020 года. - С. 235-238.

6. Левшин И.В. Коррекция функциональных состояний в спорте. / И.В. Левшин, Е.Н. Курьяно-вич, С.А. Трапезников //Теория и практика физической культуры. - 2019 - №8. - С. 48-51.

7. Младинская Н.К. Оценка уровня здоровья студентов с помощью дыхательных проб / Н.К. Младинская, Э.В. Мануйленко // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. -Омск, 13-14 апреля 2017 г. - С. 164-169.

8. Функция внешнего дыхания у студентов-юношей вузов г. Тюмени при занятиях пешим туризмом / Н.Я. Прокопьев, В.Н. Ананьев, В.Н. Про-копьев, Е.С. Гуртовой, Е.А. Семизоров // Научно-

спортивный вестник Урала и Сибири. - 2021. -№ 4 (32). - С. 3-11.

9. Проба Штанге и Генчи - забытые рутинные показатели устойчивости нейронных сетей к гиперкапнии при адаптации к спортивным тренировкам / Ф.М Шветский, В.И. Потиевская, А.С. Полонская, В.А. Черенкова // Эколого-физиологиче-ские проблемы адаптации: Материалы XVII Всероссийского симпозиума. - Рязань, 23-26 мая 2017 г. - С. 246-247.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Шадиева Ш. С.

Преподаватель английского языка Ташкентский государственный транспортный университет

Узбекистан, Ташкент

FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE THROUGH THE SOCIO-CULTURAL

ACTIVITY OF STUDENTS

Shadieva Sh.

English teacher Tashkent State Transport University Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

Новые тенденции в реформировании системы образования Республики Узбекистан, процессе модернизации произошел за счет присоединения к Болонской конвенции о высшем образовании. Этот факт дает возможность проверить свои знания, чтобы получить образование в любом университете мира и в то же время это вызывает необходимость получения новых форм образования, т.е. формирование профессиональной компетенции в межкультурной коммуникации.

ABSTRACT

New trends in reforming the education system of the Republic of Uzbekistan, the process of modernization occurred due to accession to the Bologna Convention on Higher Education. This fact makes it possible to test your knowledge in order to get an education at any university in the world, and at the same time it causes the need to obtain new forms of education, i.e. formation of professional competence in intercultural communication.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, реформирования системы образования, модернизация.

Keywords: intercultural competence, education system reforms, modernization.

Несмотря на то, что эта проблема была изучена в течение длительного времени, она остается одной из актуальных и нерешенных с позиции существующих научных парадигм в этой области. Этнический и культурный анализ языка становится и рассматривается на сегодняшний день гораздо шире, поскольку он отошел от анализа и сравнения только речи презентация исследования дискурса, например, культурное коммуникативное поведение лица в качестве участника определенного общества. Психологи, изучающие проблемы межкультурной коммуникации обращают особое внимание на познавательные или когнитивные ресурсы дискурса и описать особенности познания. Философия, культурология и этнология полагают, что ценности, нормы, и история знание различных культур и религии ведут к успешной межкультурной коммуникации.

Все эти исследования оказывают перманентное влияние на методы и методологию развития межкультурной компетентность как неотъемлемое условие в решении проблемы межкультурных и коммуникативных контактов. Как известно, межкультурная компетенция является фоновым знанием образованного человека определенного линг-вокультурного общества. Лингвистический толковый словарь дает следующее определение: "фоновые знания - это информация, которая имеет важное значение для понимания ситуации или проблемы в процессе коммуникации" [6, с. 134].

Отечественные и зарубежные авторы стараются описать фоновые знания типичного представителя лингвокультурного общества. Идея культурной грамотности была предложена Э. Хиршом, которая состоит в грамотность использования куль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.