Научная статья на тему 'Пробуждение верообращенных армян свидетельства журналиста-исследователя 1980 – 2011'

Пробуждение верообращенных армян свидетельства журналиста-исследователя 1980 – 2011 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Амо Москофян

В сентябре 1980г., когда в Турции произошел военный переворот во главе с руководителем фашистской хунты Кенаном Эвреном, тысячи прогрессивных или пролевацки настроенных военных, спасаясь от массовых арестов и виселицы, бежали в Сирию и Ливан. Некоторые из них, как искусные революционеры и специалисты военного дела, перешли в ряды палестинских повстанческих организаций. В качестве журналиста мне удалось установить в те годы тесные контакты с партиями и движениями «Тевримджи Сол» («Революционные левые»), «Тевримджи Еол» («Революционный путь»), «Партизан Еол» («Партизанский путь»), Турецкой социалистической партией ленинцев, THKP Acilciler и TIKKO-Turk Isci Koyli Kommunist Partisi (Народная и рабоче-крестьянская социалистическая партия Турции), P.K.K. (Рабочая партия Курдистана) и т.д., среди членов которых было очень и очень много верообращенных, курдизированных и отуреченных армян и тех, кто потом боролся за признание Геноцида армян: Танер Акчам, Рагэп Зараоглу, Грант Динк, Мигран Урал, Абдулла Оджалан-Або, Эркин Эркинер, Арам Тигран и многие другие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пробуждение верообращенных армян свидетельства журналиста-исследователя 1980 – 2011»

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРООБРАЩЕННЫХ АРМЯН Свидетельства журналиста-исследователя 1980 - 2011

Амо Москофян

В сентябре 1980г., когда в Турции произошел военный переворот во главе с руководителем фашистской хунты Кенаном Эвреном, тысячи прогрессивных или пролевацки настроенных военных, спасаясь от массовых арестов и виселицы, бежали в Сирию и Ливан. Некоторые из них, как искусные революционеры и специалисты военного дела, перешли в ряды палестинских повстанческих организаций. В качестве журналиста мне удалось установить в те годы тесные контакты с партиями и движениями «Тевримджи Сол» («Революционные левые»), «Тевримджи Еол» («Революционный путь»), «Партизан Еол» («Партизанский путь»), Турецкой социалистической партией ленинцев, THKP Acilciler и TIKKO-Turk Isci Koyli Kommunist Partisi (Народная и рабоче-крестьянская социалистическая партия Турции), P.K.K. (Рабочая партия Курдистана) и т.д., среди членов которых было очень и очень много верообращенных, курдизированных и отуреченных армян и тех, кто потом боролся за признание Геноцида армян: Танер Акчам, Рагэп Зараоглу, Грант Динк, Мигран Урал, Абдулла Оджалан-Або, Эркин Эрки-нер, Арам Тигран и многие другие.

После начавшегося в 1982г. израильского военного вторжения в Ливан и многолетнего перерыва в моей деятельности состоялась наша следующая важная встреча, на этот раз с амшенскими армянами и курдизированными армянами-алеви в германских городах Франкфурт и Висбаден в 1999г. Это были выходцы из Ризе: тюркоязычная, верообращенная, а затем заново кре-

Журналист-международник, редактор. Бейрут, Ливан.

84

<21-й ВЕК», № 2 (22), 2012г.

А. Москофян

щенная Алие-Алис Алт, ее брат Сатек Постан - Тигран Костанян, сын Тениз Алт - родственники экс-премьера Турции Месута Йылмаза, и другие. Монография-диссертация Алис Алт «Амшенские армяне в зеркале истории» была переведена с немецкого на греческий переводчиком Ерджо Антреатисом и на турецкий - усилиями Рагэпа Зараколу. В Германии довольно активную работу среди амшенских армян проводил Нуреттин Курма. Появилась возможность издать серию статей, знакомящих Диаспору и Отчизну с некоторыми из настоящих руководителей утраченных когда-то армянских сынов, которые сумели вызвать среди сотен своих соотечественников несколько неожиданное национальное пробуждение после долгих лет молчания.

Наши встречи, интервью и съемки с восточным, армяноязычным сегментом амшенских армян в находящемся в 1250 км на юго-востоке от Москвы селе Федорцово, были довольно примечательны. Дети и внуки сосланных Сталиным и Берией в Киргизию и Казахстан, Акпуюковов (Чермакяны), Караибрагибовых, Шапаноглы и других жили в этой части России в тяжелых бытовых условиях и даже умудрялись организовывать веселые свадьбы, зачастую не подозревая, что они не только амшенцы, но и армяне, а язык, на котором они так бегло говорят, - амшено-армянский. Некоторые из них, как глава амшенских армян Киргизии Руслан Карападжаков, посетив Армению и Арцах, захотели вернуться на освобожденные земли отчизны после многолетней ссылки. В этом вопросе усилия, прилагаемые молодыми членами московского союза «Амшен» Геворком Мхитаряном, Гариком Караняном, Ашотом Тутукджяном, будут продолжены.

Когда я вернулся в Германию, источником неоценимых сведений, фильмов и фотографий стали выходцы из области Муш-Кюнтемира Западной Армении Симон (Сетет) Кюнтен, его брат Арман и родственник Орхан, прошедший путь страдальца Варто-Асаке-Виспатен седой, но неизменно храбрый Даниэл и его сын Акоп - все они приняли христианство и поддерживали тесные связи с тысячами эмигрантов из Армении. Отец Симона, Хусейн Кюнтен, в 2007г. посетив Ереван, привез из сасунской деревни Кнар священную землю Тарона на могилу покойного премьер-министра Андраника Маргаряна, имеющего мушские корни. Другой мушец, Армен (Мартиросян), постоянный гид для посещающих Западную Армению мно-

85

А .Москофян

<21-й ВЕК», № 2 (22), 2012г.

гочисленных армян из Диаспоры. А вот давнишний боец Курдской рабочей партии Самвел Пелекян (Али Ихсан) вернулся в Армению по освобождении из десятилетий тюремного заключения в Турции и сегодня играет роль своеобразного моста между верообращенными армянами Турции и Германии и Отечеством.

Недавно в немецком городе Висбаден я, вместе с 1500 другими гостями, был на свадьбе Алена Кюнтена с алевийкой из рода Вартонц, армянского происхождения, которая была также правнучкой погибшего в ходе восстания 1938г. героя-жертвы Сеида Риза. Крестным отцом на свадьбе был выходец из Эрзерума, курдизированный суннит, принявший потом христианское крещение армянин Тигран Четинкая (Шахин Ментерес), который, выдвинув в 2000г. судебный иск против правительства Турции, смог вписать в турецкий паспорт информацию о своей армяно-христианской идентичности.

Наша встреча и укрепившаяся дружба со знаменитыми певцами и музыкантами заза Микаэлом Асланом и Джемилем Кочкири, состоявшаяся при помощи кызылпашца (тоже армянского происхождения) Зафера Кючука, пролила свет на ту неизвестную и скрытую трагедию, которая произошла со спасшим во время Геноцида тысячи армянских сирот руководителем заза, героем-жертвой Сеидом Риза, который именно из-за этого в 1938г. был повешен как повстанец при диктатуре Кемаля Ататюрка-Исмета Иненю. По свидетельству историка заза Монгуза Джема (кровная сестра которого - армянка), из дома Сеида Риза были конфискованы и уничтожены многочисленные древние армянские пергаментные рукописи и Евангелия. Наличие армянской лексики, традиций, праздников в среде дерсимских заза (Тер Симон по имени армянского священника, в культуре «армянский след» наиболее явствен у Месута Кескина (франкфуртский университет «Гете»), Натирэ Гёкташи (Анкарский университет), Анниты Тернэ (Бохум, Германия) и особенно в знаменитом альбоме «Петак» («Улей») Микаэла Аслана, где представлены древние армянские песни Дерсима, которые поются также на языке заза и по-турецки (с использованием архивов ученика великого Комитаса Миграна Тумаджяна и при помощи ансамбля «Акунк» («Исток»)).

Опираясь на все эти сведения и обобщая данные, добытые нами, мы можем подразделить верообращенных армян на следующие группы:

86

<21-й ВЕК», № 2 (22), 2012г.

А. Москофян

1. Амшенские армяне мусульманского и христианского вероисповедания, которые живут как в Турции (Западной Армении), в построенной князем Амамом Аматуни исторической крепости Амамашен, в окрестностях Трапезунда, Хоторджура, Каджкара, Ризе, а также верообращенные амшен-цы, которые живут в городах и селах Грузии, России, Киргизии и Казахстана - Воронеже, Ростове, Федорцово, Оше, Чиркино и т.д. А амшенские армяне христианского вероисповедания живут также в Москве, Сочи, Гаграх, Краснодаре и их окрестностях, а также в Абхазии как потомки депортированных из Западной Армении и бежавших от турецких преследований амшенских армян. Сегодня также много амшенских армян в Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Канаде и США, и они не прерывают связей со своими соотечественниками. В Интернете есть множество сайтов, средства ежедневного общения через Facebook, которые способствуют пробуждению амшенских армян. В связи с этим можно вспомнить амшеноведа С.Варданяна, А.Алврцяна, поэта Е.Вайечи, осуществляемую на академическом уровне деятельность Р.Сафрастяна, Р.Мелконяна в этой области. Большую работу проводят члены Союза и молодежной организации амшенских армян христианского вероисповедания в Москве - в лице Сергея Галинчяна, Ашота Тутукчяна и издаваемого ими цветного журнала «Амшен».

2. Принадлежа к суннитам или алеви, заза или кызылпашам, курдизиро-ванные или примкнувшие к зороастризму армяне, которые преимущественно проживают в областях Муша, Сасуна, Варто, Кюнатмиры, Дерсима, Патмана, Эрзерума. Еще несколько тысяч таких армян есть в в разных городах и селениях Германии, Голландии, Бельгии, Швеции. Их численность возрастает день ото дня благодаря процессу самоидентификации, усиленному обмену информацией через интернет-сайты, Facebook, благодаря конгрессам и новым исследованиям. Местоблюститель Константинопольской Патриархии Арам Атешян и духовный лидер армян Германии архиепископ Гарегин Пекчян, среди родственников которых также есть верообращенные армяне, неоднократно заявляли через турецкую печать о существовании сотен тысяч «тайных» армян. После выяснения своей идентичности многие из них крестились в Стамбуле, Кельне, Висбадене, Франкфурте и т.д.

Довольно велика численность армян среди заза и носителей зороаст-рийского верования кызылпаш как в Дериме, так и в Западной Европе. Это

87

А .Москофян

<21-й ВЕК», № 2 (22), 2012г.

довольно мощная сила, с развитой системой руководства. В Дерсиме их усилия по признанию геноцида и борьбе за независимость поддерживаются их братьями курдами и заза. У них есть свои союзы и сайты, они организуют культурные и музыкальные мероприятия в Дерсиме и Западной Армении с широким участием известных деятелей армянского или неармянского происхождения.

3) Арабизированные и ассиризированные верообращенные и оставшиеся христианами армяне, которые задолго до Геноцида, еще в период Киликийского царства сыграли важную роль в ассасинском религиознореволюционном движении, и даже высшее руководство империи Мамелюков - например, Мелик-ал-Афтал, Сачарат Ал-Тур, Лулу и другие.

Однако наше основное внимание направлено на спасение в период Геноцида армян тысяч армянских сирот арабскими племенами Сирии и Междуречья, большинство из которых были потом переданы армянам или в армянские сиротские приюты Ливана или Сирии, а также в детдома обретшей независимость Армении, где стали сливками нового армянского общества. Но многие остались у спасших их племен и арабизировались, иные - ассиризиро-вались, сохраняя, однако, память о своей армянской идентичности. О них есть множество статей, фотографий и фильмов. Несколько лет назад, когда несколько главных «шейхов» арабских племен Сирии посетили Ереван, они рассказали о многочисленных армянах и армянках, которые, сменив веру, сохранили свою идентичность, часто встречаясь с приехавшими из дальних стран, вновь обретенными родными в очень волнительных условиях.

Борьба за возвращение к армянству продолжается.

Декабрь, 2011г.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.