<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
АРМЯНСКИЙ ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ
Карен Ханларян
В статье обсуждается вопрос существования армянского этнического элемента в контексте мозаичной этнорелигиозной палитры Турции. Отмечаются сложные проблемы, связанные с существованием в этой стране исламизиро-ванного в разные исторические периоды армянства, с самобытностью и численностью армян.
В статье представляется типологическое деление армянства «Анатолии», его нынешнее положение и перспективы развития.
Введение
Этнорелигиозная картина современной Турции представляет сложную мозаику. Вопреки заявлениям чиновников и представленным статистическим данным, сегодня в Турции проживают 50 этнорелигиозных групп (см. Приложение).
По отношению к существующим этническим группам применялась повсеместная и варварская политика ассимиляции. Надо сказать, что по Лозаннскому договору официально признавались «нацменьшинствами» лишь константинопольские армяне, греки и евреи. О других этнорелигиозных группах даже по закону запрещено разговаривать. Однако, в суматохе процесса вступления в Евросоюз Совет по правам человека при правительстве Турции в октябре 2004г. издал бюллетень, в котором подчеркивалось существование разных наций и этнических групп. Отправленный в правительство бюллетень не был утвержден и не стал официальным, но, несмотря на это, остался важным документом, отражающим реальное положение в Турции. В нем, в частности, указывалось: «Уже прошел период государственности, основанной на приоритете турецкой самобытности и одной культуры и языка» [1]. Предлагалось под «приоритетной турецкой самобытностью» понимать и многие другие культурно-языковые самобытности.
В смысле содержания данного бюллетеня примечательны следующие строки обозревателя газеты «Радикал» Аднана Кескина: «Нынешняя конституция, одна из первых статей которой запрещает даже предлагать изменения принципа целостности и неделимости, сегодня стала анахронизмом, т.к. го-
67
К.Ханларян
21-й ВЕК», № 2, 2005г.
ворить о такой целостности - значит настаивать на «монолитности» страны, т.е. на беспроблемности и сплоченности., и отрицать существование других меньшинств» [1].
Ни одна из политических партий и сил Турции (за исключением редких леворадикальных течений и курдской парламентской партии DeHaP) не принимает факт существования какой-либо этнорелигиозной группы вне общего круга понятий Лозаннского договора. Некоторые из них, например «Серые волки», отрицают даже это. Но находятся и трезвомыслящие организации (CeHePe и ANAP), которые при выборах в мэрию Константинополя включают в свои списки нескольких армян [2].
Армянство Турции, с точки зрения внутренних общественно-бытовых отношений и степени ассимилированности, чрезвычайно разнородно и делится на разные характерные типы.
Выступая в 1980г. с докладом в Иерусалиме, армянский патриарх Турции архиепископ Шнорк Галустян заявил о «провинциальном армянстве»: «Я представлю вам четыре слоя армянства, живущего в провинциах Турции:
1. Сознательно и добровольно исламизировавшиеся армяне, оторванные от армянства и живущие среди турок. Число таковых достигает миллиона.
2. Армяне, исламизированные еще три поколения назад и живущие по канонам курдских аширетов - изолированно и не смешиваясь с другими.
3. Вольно или невольно исламизированные армяне, сохранившие осознание своего армянства, которые сразу после переезда в Константинополь через суд меняют надпись на паспорте: вместо слова «ислам» пишется «эрмени».
4. Собственно провинциальные армяне, которые, к их чести, вопреки всем явным и латентным трудностям остались армянами и на сегодня составляют подавляющее большинство стамбульского армянства» [3].
Хотя, согласно информации архиепископа Шнорка, в настоящее время ситуацию можно считать изменившейся, тем не менее, это служит достаточным основанием для типологического разделения армянства «Анатолии» на три этнорелигиозных вида.
«Официальное» армянство. - Этот вид сохранился в разных областях и населенных пунктах в форме общин, группирующихся вокруг Армянской Апостольской, Католической или Евангелической церкви. Связь «официального» армянства с организованной общиной Константинополя более или менее сохранилась, особенно это касается исторической Киликии.
68
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
«Исламизированное» армянство. - Этот вид состоит в основном из мелких и крупных родовых групп понтийских и амшенских армян, которые ис-ламизировались в 17-18вв. и селятся на черноморском побережье, на территориях от исторического Джаника (Самсуна) до армяно-грузинской границы. «Исламизированный» тип в свои сравнительно широкие пределы включает также группы, называемые «кес-кес» и «ай-лаз».
«Крипто-армянство». - Этот вид принял ислам насильно и под угрозой физического уничтожения в ходе армянских погромов и, в частности, Геноцида 1915г. Представители этого вида живут в многочисленных изолированных, курдских или турецких деревнях. Этот вид отличается от вышеупомянутого «исламизированного» армянства периодом и ходом своей исламиза-ции. Иначе - общее закономерное явление и результат остаются теми же.
Нынешнее положение
Характерным поворотом для данного исторического отрезка является развал СССР со всеми своими побочными следствиями. В основном, многие политические обозреватели видят причины развала Советского Союза в экономической несостоятельности, неконкурентоспособности и слабости в военной и космической сферах. Однако, по нашим оценкам, главными и первичными причинами развала стали наличие и пробуждение национальноэтнических конфликтов с одной стороны, и стремительные развития в информационном мире - с другой. Эти два фактора, кроме того, что явились причиной развала, еще и создали революционную ситуацию для бесправных наций и этнических групп в плане определения их национальной самобытности и нерешенных проблем.
Будучи такой же многонациональной страной, как СССР, Турция избегла этой участи. Однако развал Советского Союза и как следствие независимость советских республик стали политическим и правовым прецедентом для других многонациональных стран. Таким образом, Турция находилась и до сих пор находится под угрозой развала.
Любой путь вероятного развала и краха территориальной целостности Турции, по нашему убеждению, будет проходить через Армянский вопрос. «Для Турции, - писал Рубен Тер-Минасян, - Армянский вопрос считался столь же, если не более, опасным, чем курдская проблема. Национальное самосознание, высокая культура армянского народа и международный характер Армянского вопроса делали более вероятным создание Армении, нежели Курдистана» [5]. Если к перечисленным факторам прибавить и существование сегодняшней независимой Армении, то не окажется случайным ситуационный анализ ВВС от октября 2004г., согласно которому «в Турции нет более чувствительного вопроса, чем судьба армян в последние годы Османской империи» [6].
69
К.Ханларян
21-й ВЕК», № 2, 2005г.
Представим нынешнее положение армянства в Турции:
1. «Официальное» армянство. — По сравнению с другими видами армянства сведения о нынешнем положении «официального» армянства наиболее полны. За некоторыми исключениями его положение и сегодня остается неутешительным. В 1994г. газета «Таймс» заявила, что против Турции необходимо начать новую кампанию в связи с давлением, оказываемым на христиан. Информация «Таймс» касалась, в частности, христиан восточных областей Турции [7].
Изданная в 1995г. краткая энциклопедия «Армяне в мире» оценила количество «официального» армянства примерно в 10 тысяч [8].
2. Исламизированное армянство. — Известный в лингвистических кругах Гарвардского и Колумбийского университетов специалист Берт Ваукс подразделяет амшенских армян на три основные группы [8]:
• западные амшенские армяне - рассеянные по Орду, Трапезунду и Ризе
туркоязычные и исповедующие ислам,
• восточные амшенские армяне - преимущественно населяющие Ардвин,
говорящие на амшенском диалекте армянского и исповедующие ислам,
• северные амшенские армяне - живущие в Грузии и России, говорящие
на амшенском диалекте армянского и исповедующие христианство.
Проживающие в Турции и исповедующие ислам первые две группы количественно превосходят третью группу, проживающую вне Турции.
В интернет-энциклопедии Wikipedia в статье об амшенцах или «ем-шинлинцах» это различие учитывается: западная группа называется «Баш-эмшинцы», а восточная - «Гопа-эмшинцы» [9].
Кандидат политических наук университета Южной Каролины Ован Симонян оценивает количество проживающих в Ризе западных амшенцев (или баш-амшенцев) в 15-23 тысяч. По утверждению того же источника, количество восточных амшенцев, проживающих в исторической Хопе, составляет 25 тысяч [10].
Это значит, что на сегодня амшенские армяне в лице населения Хопы составляют там абсолютное большинство. Это важное обстоятельство подтверждается также авторами интернет-энциклопедии Armeniapedia [11].
Свидетельства о количестве амшенцев в Турции достаточно разноречивы. По оценке доктора Тесы Хофман, «там есть 20 тысяч мусульман-амшен-цев, родина которых находится между Трапезундом и Эрзерумом» [12, с. 11].
Трудно уточнить, в чем причина недооценки количества амшенцев. В условиях отсутствия точных статистических данных мы считаем, что в пра-
70
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
вящих кругах Турции существует тенденция представлять понтийских армян в качестве понтийских греков, баш-амшенцев - в качестве лазов, а часть восточных амшенцев - в качестве грузин. Основу этой тенденции, безусловно, составляет арменофобия.
На сайте Института секуляризации исламского общества один «исла-мизированный» армянин в своем электронном письме от 16 сентября 2002г. пишет: «Существуют деревни, населенные армяноязычными мусульманами. Некоторые источники оценивают их население в 2 млн» [13].
По данным Григора Авагяна, «в Турции, а частично и в других странах, проживают около 4 млн амшенских армян» [14].
Согласно исконной амшенке, научной сотруднице университета «Гете», родственнице экс-премьера Турции Месута Йылмаза Алие-Алис Алты (Костанян), «на сегодня более миллиона ее соотечественников находятся в процессе пробуждения национального самосознания» [15].
Сын Алие Алты, живущий в Германии Дениз Алты, в одном интервью описывает положение амшенских армян и прямо говорит о полуторамиллионном амшенском армянстве Турции [16].
Хотя вероотступничество - нежеланная реальность для амшенцев, однако, согласно некоторым сведениям, их вера в ислам далека от присущей суннитам истовости. «Амшенцы не очень религиозны, - разъясняет Ован Си-монян в одной из своих лекций. - У них чрезвычайно мало мечетей, и очень немногие обращают внимание на них. Амшенцы также употребляют алкогольные напитки» [17].
Амшенцы Турции в последние годы проявляют значительную активность в процессе пробуждения их национального самосознания. В этом смысле знаменательны их выступления и статьи о самопровозглашении в ряде электронных форумов и сайтов [18]. 3
3. «Крипто-армянство». - Населяющее нынешнюю «Анатолию» армян-ство со своими трансформировавшимися этническими типами продолжает оставаться таинственным и практически не узнанным. При этом по сравнению с остальными типами «крипто-армян» нужно считать самыми трудными для изучения.
Из фактов и доказательств явствует, что на сегодня «крипто-армянство» проживает в многочисленных областях центральной и восточной Турции, особенно в Западной и Юго-Западной Армении.
Начиная с правления военного правительства Кенана Эврена и особенно в 90-е годы, турецкая армия разрушила или сожгла многочисленные деревни и села в восточных провинциях Турции и выселила население, достигающее трех миллионов.
71
К.Ханларян
21-й ВЕК», № 2, 2005г.
Этот массовый вандализм не мог не отразиться на армянстве. Нам пока неизвестна точная оценка человеческих и материальных потерь армянских деревень. На одном из сайтов по защите прав человека говорится: «729 деревень (и курдские, и христианские) были опустошены силами безопасности» [19].
У нас слишком мало данных для определения общего количества «крипто-армян».
Теса Хофман оценивает количество «crypto-armenians», или «криптоармян», в 30-40 тысяч [12, с. 11-12]. Мы убеждены, что это количество чрезвычайно занижено.
В документах парламента Курдистана в изгнании есть свои данные по количеству армян. Согласно этим сведениям, общее число проживающих на территории так называемого «Великого Курдистана» армян и ассирийцев оценивается в 10% от общего населения [20].
Если учесть, что общее количество курдского населения Турции достигает 15 млн [21], то армянское и ассирийское население, согласно вышеупомянутым доводам, нужно будет оценить в 1,5 млн. Декабрьский номер курдской электронной газеты «Ozgurpolitik> за 1997г. также свидетельствует о подобном количестве, заявляя, что на «курдских территориях» проживают почти 2 млн «курдов» армянского и сирийского происхождения [22].
Хотя цифра в 1,5 млн для оценки ассирийского и армянского населения пока что не обоснована и не поддается проверке, однако она заслуживает серьезного внимания. Тем не менее, учитывая естественный прирост оставшегося в Турции армянского населения, количество «крипто-армянства» должно достигать хотя бы нескольких сотен тысяч.
Прогрессивный турецкий интеллектуал Кемаль Ялчин в одном из своих интервью так характеризует сегодняшних «крипто-армян»: «Такие семьи живут как курдские или турецкие мусульмане, и их дети не учат родного языка. Большинству «крипто-армян», с которыми я встречался, 15-17 лет, и их родители предупреждали, чтобы они не говорили о своем происхождении» [23].
Для составления полного представления о политическом образе и направленности «крипто-армян» стоит также коснуться сведений, касающихся армянского происхождения некоторых членов курдских организаций.
В своем номере от 11 июля 1993г. «Джумхуриет» писала о созданной под председательством премьера Тансу Чиллер комиссии для инициирования «психологического движения» против РКК и обеспечения регулярной информацией о ней политических кругов Турции. По данным газеты, комиссия, с помощью фотографий и иных сведений, стремилась определить рядовых РКК и задать им вопрос: знают ли они, что стали орудием в руках армян и т.д. «Для рядовых РКК, - пишет «Джумхуриет», - станет ясно армянское происхождение террористов, действующих в организации» [24].
72
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
Авторы исследования «Серые волки» С.Брам и М.Ульгер говорят, что в Турции PKK часто представляется как структура, состоящая из «армянских рабов». Бывший некогда лидером «MeHePe» Алпарслан Тюркеш даже как-то заявил, что Абдула Оджалан - не курд, а армянин, и его настоящее имя Акоп Артинян» [25].
Правая газета «Мейдан» не погнушалась даже опубликовать окончательные выводы по этому поводу. «В Турции, - заявляла «Мейдан», - нет курдского вопроса. Есть вопрос Армянский» [26].
Об армянском происхождении Оджалана впервые высказалось МВД Турции еще в 1990-х гг. Об этом намекалось в отдельной докладной ООН [27].
Ряд турецких СМИ, представляя известного в торговых кругах Бехчета Джантурка в качестве ответственного за финансовые операции PKK и за связь с армянскими террористическими группировками, подчеркивает, что «он родился в 1950г. в Диарбекире от отца-курда и матери-армянки» [28].
Другой факт касается впервые выявленного в ноябре 2002г. газетой «Туркие» армянского происхождения члена правления PKK Нурие Геспири и членов центрального комитета PKKПекира Пакрчяна и Мусы Хачеви [29].
Во влиятельной газете «Миллиет» управляющий чрезвычайным военным положением в Турции Ивнил Эркан заявил: «В наших компьютерах мы зафиксировали 800 членов PKK, имеющих армянское происхождение» [12, с. 35].
Командующий танковым подразделением Битлиса, генерал Тагман в своем заявлении для прессы утверждал, что «каждый седьмой член PKK -армянин. Эти члены PKK - потомки тех армян, которые ударили в спину Османской империи в ходе Первой мировой войны» [12, с. 36].
Тот же генерал Тагман в 1995г. по другому поводу сообщает, что в произошедших тогда же тяжелых сражениях «курдов не было. Отступившие в результате атак наших подразделений в горы были армянами» [31].
Из интервью с некоторыми «крипто-армянами», в настоящее время обосновавшимися в Европе, выясняется, как некоторые из них работали и боролись в рядах PKK, но, разочаровавшись после захвата Оджалана, решили репатриировать или уехать в Голландию, Германию и т.д. [32].
В одном из электронных бюллетеней PKK читаем об армянском юноше, родившемся в 1970г. в армянонаселенном историческом селе Сайлаккая (Джбин), Хусейне Саричиеке, который погиб в боях против турецкой армии в 1988г. [33]
На интернет-сайте одной из радикальных левых организаций Турции TIKKO можно увидеть имя родившегося в 1946г. в Амасии Карписа Алтиног-лы, ознакомиться с его биографией и теоретическими политическими статьями, причем часто упоминается его армянское происхождение [34].
73
К.Ханларян
21-й ВЕК», № 2, 2005г.
В списке погибших членов организации TIKKO, которая действует преимущественно среди заза-алевийцев и сражается в Дерсимских горах, приводятся биографии трех армянских юношей [35]:
Арменак Бакрчян, родился в Тигранакерте в 1953г., погиб в Харберде -в 1980г.; Нубар Ялим, родился в Мардине в 1957г., погиб в Амстердаме - в 1982г.; Мануел Демир, родился в кесарийском городе Буниан в 1963г., погиб в Стамбуле - в 1988г. Любопытно, что во славу подвигов и героического образа Мануела Демира сочинена песня на турецком языке, которую исполняют в курдских кругах.
Выводы
Таким образом, многочисленные статьи, сообщения и путевые заметки служат достаточным основанием для вывода о том, что в настоящее время минимум в 80-90 анатолийских городах, деревнях и селах сохранились следы разных типов армян.
Наряду с типологической характеристикой непросто дать окончательное заключение о предмете нашего исследования - количестве армянского населения. Тем не менее, приведем несколько свидетельств.
Исламская электронная газета «Jihadwatch> в своем номере от 17 февраля 2005г. пишет: «До сих пор в Турции живет около миллиона армян» [36].
«По осторожным оценкам, - говорится в заявлении комиссии Ай Дата в США от 31 мая 2003г., - около миллиона армян еще проживают в Западной Армении» [37].
«В Турции сейчас насчитывается около 2 млн армян, - пишет Армен Меликян, - которые приняли ислам в прошлом, выжили физически и выросли численно. Они не отуречились. Многие знают о своем армянстве, но боятся говорить об этом. Эти 2 млн человек считаются армянами...» [38]
В своей аналитической статье сотрудник еженедельника «Еркир» Арам Ананян, между прочим, сообщает: «По разным оценкам в Турции проживают 2-3 млн исламизированных армян» [39].
По утверждению научной сотрудницы университета «Гете», «существует около 3 млн тюркизированных армян, пытающихся узнать о своем происхождении после десятилетий молчания...» [40].
В докладе Организации по поддержке нуждающихся церквей за 1998г. Турции можно прочесть следующее: «К 20 тыс. баптистов в действительности нужно прибавить еще 4,5 млн христиан, которые проживают тут, скрывая свою веру» [41].
Очень интересные данные, подтверждающие эту численность, приведены в газете «Planet of Diaspora», где численность армянства Турции представляется в 4,5 млн человек [42].
74
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
Если обобщить все свидетельства о численности современного армянст-ва в Турции, то усредненная цифра получится в 3 млн, которую, учитывая наличие множества неопределенностей и неточностей, можно снизить до 2 млн.
Таким образом, можно заключить, что «официальное» армянство «Анатолии» в исследуемом нами географическом ареале составляет незначительное число - менее 5 тыс., количество «исламизированных» армян, превышая миллионную отметку, составляет 1,3 млн человек, а «тайные» армяне составляют более 700 тыс. человек.
В любом случае реальность такова, что в восточной части Турции, в Западной и Юго-Западной Армении, в исторической Киликии, а также Малом Айке и прилегающих территориях существуют многочисленные армянские этнические группы: преобразованный этнический элемент, который борется за самопознание и сохранение своей национальной самобытности. «Не забывайте нас, - призывает исконный сасунец, ныне живущий в Муше Армен Мартиросян. - В Вардо и других районах есть много армян. Армян, которые до последнего времени боялись говорить о своем происхождении, но теперь мужественно заявляют об этом и борются за то, чтобы остаться армянами» [43].
В статье, опубликованной 31 июля 2004г. в «Милли газэтэ» за подписью Мехмета Эйки, автор утверждает, что «в пограничном районе Карса, наряду с иностранцами, армяне тоже начали закупать широкие угодья>.
Сообщая, что, уже по достоверным источникам, «земельные угодья пограничного района «Агеака» почти целиком и «неофициально» принадлежат армянам», автор пытается создать своеобразную политическую теорию по поводу открытия армяно-турецкой границы. После долгого анализа он, наконец, разъясняет: «Уже говорится, что в нашей стране проживает большое количество «крипто-армян», которые, по видимости являются турками и мусульманами, но сохраняют армянскую самобытность и сознание, что в данных обстоятельствах говорит о наличии неестественной ситуации» [44].
Из этих примечательных строк можно сделать вывод, что с точки зрения государственного мышления Турции вопрос армянства «Анатолии» - во-первых, реальность, бесспорный и, конечно, нежелательный факт, а далее -и серьезная озабоченность, связанная с государственной безопасностью и целостностью страны, и будущая головная боль.
Возможно, этой озабоченностью аргументирован циркуляр МВД Турции, в котором дается указание 81 губернской администрации подготовить и направить в центр статистику об армянском, греческом, ассирийском и других меньшинствах [45].
Уже долгие годы в политическом поле Турции стала обычным явлением обоюдная клевета в адрес госдеятелей и разных персон. Самым внушительным «аргументом» в этой веренице остается выявление этнического про-
75
К.Ханларян
21-й ВЕК», № 2, 2005г.
исхождения указанных лиц.
Кроме армянского происхождения бывшего премьера Месута Йылмаза и первой женщины-пилота Турции Сабихи Гёкчен, «разоблачениям» подверглись также действующий президент Ахмед Недждет Сезер - как адия-манский армянин, и нынешний руководитель «Серых волков» Девлет Бахче-ли - как сисский или козанский армянин [46].
Здесь мы не намерены проверять правдивость подобной «клеветы», но нас очень даже интересуют обстоятельства и причины восприимчивости и уверования в неё в Турции.
Во множестве позиций по поводу табу на Геноцид армян, наряду с подробностями о Геноциде, подчеркивается наличие в Турции преобразованного армянского элемента. Так, Кемал Ялчин, представляя следы Геноцида на самой что ни на есть деполитизированной почве, широко обсуждает положение «крипто-армянства». Орхан Памук, храбро отмечая факт истребления одного миллиона армян, в своей повести «Снег» рассказывает и об «армянских сёлах», которые он посетил в Карсе. Напоминая президенту Франции о 90-летии Геноцида, архиепископ Месроп Мутафян между прочим намекает об армянстве, проживающем рядом с турками в «Анатолии». Выражая свою боль по поводу содеянного (Геноцида) посредством курдов, феминистка Хедие Селман не упускает случая напомнить об армянском происхождении своей битлисской семьи. Тот же подход у отуреченной Фетхие Четин, и т.д., и т.п.
Действительно, что заставляет разных армянских и неармянских деятелей Турции, высказываясь по Армянскому вопросу, затрагивать интересующую нас проблему, если не осознание той простой истины, что данный вопрос напрямую связан с сегодняшними реалиями пережившего Геноцид и преобразовавшегося армянства на армянских и соседних территориях.
В этом контексте кажется реальным царящий в правительственных кругах Турции страх, который был обозначен в вышеуказанном бюллетене Совета по правам человека при правительстве Турции: «Если правильно применить Лозаннский договор, страна будет спасена от Севрского «синдрома»» [47].
В контексте этнорелигиозных групп Турции вопрос об оставшихся в Турции армянах, или преобразовавшемся армянстве, нуждается в глубоком анализе. Этот огромный потенциал может либо, развиваясь стихийным путем, стать предметом спекуляций тех или иных мировых и региональных политических сил и, в конце концов, угаснуть, либо возродиться и перерасти в национальное движение.
Ноябрь, 2005г.
76
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
Этнорелигиозные группы Турции
Приложение
Этническая группа Религия Вероисповедание Подгруппа
1 абдал ислам суннит
2 азербайджанец ислам шиит
3 араб ислам суннит
4 араб ислам шиит алеви
5 араб христианство православ. мелчит
6 ассириец христианство православ. келдани
7 ассириец христианство православ. джело
8 ассириец христианство православ. сириак
9 бошнак ислам суннит ханефи
10 цыган ислам - -
11 дагестанец ислам суннит ханефи
12 дагестанец ислам суннит шафейи
13 газа ислам суннит шафейи
14 газа ислам шиит алеви
15 тахтаджи ислам суннит -
16 татарин- узбек ислам суннит ханефи
17 татарин-крымский ислам суннит ханефи
18 татарин-ноганский ислам суннит ханефи
20 турок ислам суннит -
21 турок ислам суннит -
22 турок ислам суннит юрук
23 туркмен ислам суннит -
24 туркмен ислам шиит алеви
25 лаз ислам суннит ханефи
26 карапапах ислам суннит -
27 карачай ислам суннит ханефи
28 киргиз ислам суннит ханефи
29 армянин христианство православ. -
30 армянин христианство католичество -
31 армянин христианство протестант. -
32 амшенец ислам суннит -
33 еврей иудаизм - -
34 казах ислам суннит ханефи
35 грек христианство православ. -
36 грек христианство католичество -
37 грек христианство протестант. -
38 грек (понтийский) ислам суннит -
39 узбек ислам суннит ханефи
40 черкез ислам суннит ханефи
41 серб христианство православ. -
42 суданец ислам шиит алеви
43 грузин ислам суннит ханефи
44 грузин христианство суннит -
45 югурс ислам суннит ханефи
46 курд ислам суннит ханефи
47 курд ислам суннит шафейи
48 курд ислам шиит алеви
49 курд езид - -
50 ос ислам суннит -
77
К.Ханларян
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
Источники и литература
1. Ъпр ишрЬшрш, 2004, hn^mttfptp^ 18:
2. Ъпр ишрЬшрш, итшЬрпгр 2004, шщр^^ 2:
3. Щ^р, Ф^ршЬ, 1980, pb^mbdpbp^ 18:
4. Ubipnlijmli U., 2ш] рЬш^упгр]ши ЬрЬп^рпЬш^ши р^Ьш^ЬрЬшЬ рпрЬрЬршд-Ubph Uphdm^U 2ш]шитшЬпгЬ XVI-XVIII ршрш2Р2шЬпШ, q^mшdnрn^ h^d-ишррпцрЬЬр, ЪрЬшЬ, 2004, t2 44:
5. Трп2ш^, tfhh, h^j^u 1925, t2 11:
6. U^p, 2004, pb^mbdpbp^ 14:
7. U^p, 1994, 4ш]^и^ 19:
8. 2ш]Ьр1 ш2fcшphпtd, ЪрЬшЬ, 1995, t2 45:
9. http ://en .wikipedia.org/wiki/Hamshenis
10. Simonian H.H., History and Identity among the Hemshin, ISIM Newsletter 14, June 2004, p. 24,25.
11. http://www.armeniapedia.org/index.php?title=Hamshen
12. Hofmann T. Armenians in Turkey today, October 2002, p. 11.
13. http://www.secularislam.org/testimonies/More Testimonies Why I Left Islam.htm.
14. Ui/iuqjiuh 9., 2ш]шишшЬр h hш]hpu ш2^шphпtd, ЪрЬшЬ, 1990, t2 21:
15. Т^тш^, Pbjpmp, 2002, Ьшрт-шщр^р t2 26:
16. Т^тш^, 2004, шщр^рЬш^и, t2 58:
17. http://www.lazebura.net/english - Lazebura.net
18. -http://www.yaylayolu.info/forum/
-http://hyeforum.com/index.php?showtopic=3459
-http://www.devrimcidemokrasi.org/arsiv/2001/Sayi-13/arastirma2.htm
-http://karalahana.com/
-http://f20.parsimony.net/forum36933/
19. http://www.jubileecampaign.co.uk/world/tur2.htm.
20. http://www.kurdish.com/media/article/kwr-article-15.htm.
21. http://www.khrp.org/news/pr2004/26-11-04.htm, Ъпр ишрЬшрш, 2005,
фЬтр^шр^ 15:
22. www.ozgurpolitika.org/1997/aralik/1226kyb.htm.
23. Kemal Yalcin, Armenians In Turkey: The silence broken through?, 22.1.2002, http:/ www.nadir.org/nadir/initiativ/kurdi-almani-kassel/aktuuell/2002/jan2002/ ar-menier_tr.htm.
24. Трп2ш^, Upbhp, 1993, hm^u^ 29 - орпитпи^ 25, t2 78:
25. Ppmd U, Hiiqbp U, 9пр2 ршр^Ьр. hkmшqпmпtp]пtU рпгрр bш]pшhbр ш2ш^пр-Ь]шЬиЬр^ Ьши^Ь, ршррЬ. Upubh Ъшршр]шЬ, ЪphшU, 2003, t2 152:
26. U^p, 1994, Upjbdpbp^ 13:
27. Situation in Turkey, Interim report of the Special Rapporteur of the Commission on Human Rights on the elimination of all forms of intolerance and of discrimination based on religion or belief, Addendum 1, General Assembly, 11 August 2000, p. 14.
28. http://www.biyografo.net.
29. Ъпр ишрЬшрш, 2002, Ьп]ЬЬрЬр^ 11:
78
<21-й ВЕК», № 2, 2005г.
К.Ханларян
30. Official general report on Turkey, Directorate for Movements of Person, Migration and Consular Affairs Asylum and Migration Division, May 2001, p 31.
31. Europian Court Of Human Rights, Former Seconds Section, Case Of Tepe V.,Turkey, (Applicatoin no.27244/95), http:// www.vahitbicak com/ tepetr.htmhttp.
32. Uqq, ЪрЬшЬ, 2005, hnth^p^ 18:
33. http:// www pkk.org/2002/03.
34. http://arsiv.aksiyon.com.tr/arsiv/ 140/pages/dosyalar/dos1.html.
35. http :// babaerdogan.org/partisan.
36. http://www.jihadwatch.org/archives/2005/02/005091print.html.
37. http://www.anca.org/ancadesk.php.
38. http://www.armeniadiaspora.com/population/note_turkey_pop.html, Armen Melikian, Armenian Watch Monitors Human Rights Violations Against Armenian Worldwide.
39. Ър^р 2шршршрЬрр, ЪрЬшЬ, 2004, hn^mtdptp^ 22:
40. Н^тш^, 2004, шщр^рЬш^и, ^ 58:
41. Religious Freedom in the Majority Islamic Countries- 1998 Report, A.C.N Italian Office, 1998.
42. http://www.iatp.am/economics/migr/hayga-e95.htm, Planeta of Diaspura, #25, 1999.
43. Н^тш^, 2004, шщр^рЬш^и, рЭД_ 24, t2 60:
44. Ъпр ЦшрЬшрш, 2004, oqnumnu^ 1:
45. 2ш]рЬи^р ^pi^, 2003, qh^mtdptp^ 12:
46. Uqq ^UqihptU ршО^Ь), 2004, # 146, oqnumnu^ 25:
47. Ъпр НшрЬшрш, 2004, hn^mtdptp^ 18:
ARMENIAN ETHNO-RELIGIOUS ELEMENT IN EASTERN ARMENIA (1991-2005)
Karen Khanlaryan
Resume
In the article is discussed the question of existence of Armenian ethnic element in the context of Turkey’s ethnic and religious complicated features. It is pointed out that in different historical periods there were different problems concerning to the existence of dense muslimized Armenian population in that country, their identity and number.
The Armenians in Turkey are quite diverse from the standpoint of household-social inner relations and in the sense of getting assimilated. An attempt is made in the article to represent the typological division of “Anatolian” Armenians into ethno-religious types, their present situation and the prospective to develop.
79