УДК 303.01 Вакуленко Андрей Святославович
аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
ПРОБЛЕСКИ
СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Vakulenko Andrey Svyatoslavovich
PhD student,
Krasnodar State University of Arts and Humanities
GLIMPSES OF SYNERGETIC PARADIGM IN CLASSIC SOCIOLOGY
Аннотация:
В статье на основе фактического материала и конкретных примеров доказывается, что в трудах классической социологии можно проследить одну из важнейших синергетических категорий -идею самоорганизации общества как открытой сложной системы, что позволяет считать классическую социологию одной из предпосылок становления социальной синергетики.
Ключевые слова:
синергетическая парадигма, общество, классическая социология, социальная синергетика, самоорганизация.
Summary:
Basing upon factual evidence and specific case study the author evinces that in classic social science works there can be deduced a significant synergetic category that is an idea of society self-organization as an open complex system, which allows to declare classic sociology as one of a premises of the social synergy.
Keywords:
synergetic paradigm, society, classic sociology, social synergy, self-organization.
Современное общество характеризуется высоким темпом происходящих в нем изменений, а также существенным уровнем нестабильности в различных сферах общественной жизни. В условиях изменений политической и социальной обстановки трансформируется состояние восприятия людьми окружающих общественных процессов. Сориентироваться в изменяющихся социальных ситуациях и правильно оценить множество экологических, политических, социальных и научных сдвигов в мире весьма непросто.
В результате наблюдается рост хаотических элементов в общественном сознании и культуре. Современная социология как наука, изучающая социальную жизнь людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, отмечает динамичность и нелинейность развития социальных процессов. Поэтому одной из основных задач социологии является выработка методологического аппарата для исследования сложных общественных процессов с целью избежания кризисных состояний.
В условиях динамичного функционирования социальных процессов, происходящих в обществе, синергетика как общая теория самоорганизации играет роль нового мировоззренческого ориентира. В контексте современного научного знания она рассматривается как новая междисциплинарная наука, знаменующая собой становление нового взгляда человека на мир и на процессы, происходящие в нем.
Теоретико-методологические предпосылки становления социальной синергетики можно проследить в различных областях научного знания, однако одними из важнейших истоков рассматриваемой концепции, как ни парадоксально, являются труды классиков социологии: О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Рассмотрим их более подробно.
Возникновение целостной единицы - общества - О. Конт выводил из принципа всеобщего консенсуса. «Согласно принципу консенсуса, - писал он, - все без исключения «элементы» общества сопряжены друг с другом, образуя органически-единое целое» [1, с. 58]. Другими словами, изменение, затронувшее одну из социальных единиц, должно неизбежно распространиться и на все общество. В итоге Конт пришел к заключению, что возрастающая солидарность между элементами социальной системы, как бы они ни были сложны сами по себе, приводит к образованию некого «коллективного организма», элементы которого значимы лишь как части целого. За основу самоорганизации устойчивого целого О. Конт берет солидарность индивидов, заключающуюся, в свою очередь, в наличии «непрерывного и преимущественного влияния некоторой предварительной системы общих воззрений, которая в состоянии достаточное время держать в узде бурное естественное развитие индивидуальных различий в мнениях» [2, с. 86]. Таким образом, в своих трудах Конт оперирует одной из важнейших синергетических категорий - понятием самоорганизации сложных открытых систем.
Идею самоорганизации общества можно обнаружить и в социологии Г. Спенсера. Спенсеровская концепция эволюции, близкая к понятию самоорганизации, включала все без исключения явления органической и неорганической природы и мыслилась как результат «всеобщего закона равновесия сил» [3, с. 29]. Следует также отметить идею Спенсера о развитии общества как живого организма. «В общественных организмах, как и в личных, строение до известного предела бывает необходимо для роста - это очевидно. Что как в том, так и в другом случаях дальнейшее продолжение роста делает необходимым разрушение и перестройку строения, которое, стало быть, в этих пределах становится препятствием» [4, с. 47]. Строением общественного организма, по Спенсеру, является социальный порядок, изменение или перестройка которого необходима для дальнейшего роста общественного организма. Данная идея согласуется с синергетическими представлениями образования порядка через хаос.
Саму эволюцию Спенсер понимал как «переход от бессвязной однородности к связной разнородности, сопутствующий рассеянию движения и интеграции материи» [4, с. 25]. «Местные дифференциации всегда сопровождаются местными интеграциями, так как дифференцированные части имеют тенденцию к разграничению и выделению путем связывания и объединения в одну группу подобных элементов. Естественным пределом всех этих эволюционных процессов оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения, которая проявляется в нейтрализации возмущений и в приспособлении к новым условиям. Дифференциация в сочетании с интеграцией ведет к усложнению структуры системы и ее связей с окружающей средой» [5, с. 158]. Собственно, в ряде дифференциаций, сопровождающихся интеграциями и объединением отдельных частей в общее целое, и состоит, по Спенсеру, развитие, эволюционное повышение организации, совершающиеся естественным путем, то есть самоорганизационно.
Синергетические идеи можно обнаружить и в социально-философской концепции Э. Дюрк-гейма, который рассматривал общество как коллективное существо, обладающее коллективным сознанием, совокупностью коллективных представлений и верований. «Чтобы существовал социальный факт, нужно, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов соединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез имеет место вне каждого из нас, так как он образуется из множества сознаний, то он непременно имеет следствием закрепление, установление вне нас определенных способов действий и суждений, которые не зависят от каждой отдельно взятой воли» [6, с. 21]. По мнению социолога, в основе процесса самоорганизации лежит некий синтез совместных действий людей и явлений, которые взаимодействуют между собой, обеспечивая взаимосвязь общества с самим собой и с внешним миром, и образуют новую реальность, наделенную своими особыми свойствами.
И действительно - примеров самоорганизации общества существует огромное множество. «Криминализируясь, самоорганизуется социальная жизнь при недостатке регулирующих механизмов. Коррумпируясь, самоорганизуется политическая жизнь в условиях дефектов традиционных ценностей. При недостатке жизненных ресурсов или при неумении их открывать самоорганизуются в замкнутые, агрессивные анклавы и сообщества этносы. По синергетическим законам, постоянно изменяясь, строятся языки, организуется процесс творчества. В настоящее время, демонстрируя весь набор синергетических принципов, самостоятельно создается всемирная информационная сеть - 1^ете^ над которой или рядом с которой невозможно встать, можно только войти в нее, стать ее частью и действовать по ее принципам» [7, с. 15].
На основе вышеизложенного становится возможным выделить общие идеи самоорганизации или, другими словами, проблески синергетической парадигмы в социологической мысли 18-19-го вв. В целом, по мнению классиков социологии, самоорганизация возникает, когда в открытых системах нелинейного типа, далеких от равновесия, возникают эффекты согласования, когда элементы системы коррелируют свое поведение на макроскопических расстояниях через макроскопические интервалы времени. В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем выше согласованность процессов, даже протекающих в отдаленных областях и, казалось бы, не связанных друг с другом. Сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему.
Таким образом, синергетика как масштабная научная парадигма позволяет в сфере социологии свести воедино множество имеющихся теоретических наработок, пребывающих в разрозненном состоянии. Множество традиционных социологических проблем обретают в результате синергетической транскрипции новые оттенки. В идеях синергетики нашли свое продолжение давние поиски, имевшие место в сферах общесоциологической методологии. На протяжении всей истории социологической мысли велись изыскания относительно того, как в соци-
альной сфере органично соединить порядок и развитие, устойчивость и изменчивость, стабильность и динамику, правопорядок и свободу. Принципы эволюционизма явились результатом этих исканий, позволив соединить то, что многим казалось несоединимым. Синергетика, двигаясь собственным путем, вышла к этим же идеям эволюционизма, придав им принципиально новое методологическое обоснование.
Ссылки:
1. История теоретической социологии : в 5 т. Т. 2. Социология XIX века: Профессионализация социально-научного знания. М., 1997.
2. Зомбарт В. Социология. СПб., 2004.
3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997.
4. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
5. История теоретической социологии...
6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
7. Капустин В.С. Введение в теорию социальной самоорганизации. М., 2001.
References (transliterated):
1. Istoriya teoreticheskoy sotsiologii : in 5 vols. Vol. 2. Sotsiologiya XIX veka: Professionalizatsiya sotsial'no-nauchnogo znaniya. M., 1997.
2. Zombart V. Sotsiologiya. SPb., 2004.
3. Gromov I.A., Matskevich A.Y., Semenov V.A. Zapadnaya sotsiologiya. SPb., 1997.
4. Spenser G. Sinteticheskaya filosofiya. Kiev, 1997.
5. Istoriya teoreticheskoy sotsiologii.
6. Dyurkgeym E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. M., 1995.
7. Kapustin V.S. Vvedenie v teoriyu sotsial'noy samoorganizatsii. M., 2001.