Bibliograficheskij spisok
1. Methodology ensure efficiency of transport and technological machines and complexes of technical means of operation / Repin S. V., Rulis K. V. Zazykin, A. V., Krupin S. A. - a Monograph. -SPb.: Spbgasu. - 2012. - 218 S.
2. Osanic, I. G., Lisnyak I. p., a problem of placing of the enterprises of sphere of services// Vestnik of KDPU, vol. 6/2009(59), part 1. - Kremenchug. - 2009.- S. 15-19.
3. Udora district of the Komi Republic. Wikipedia //Electronic resource. Mode of access: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Udora.
РепинСергей Васильевич - д-р техн. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт- Петербург, Email: [email protected]
Repin Sergej - Doctor of Technical Sciences, Professor of Saint - Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: [email protected]
Головко Владимир Александрович - аспирант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, E-mail: [email protected]
Golovko Vladimir - post graduate student of Saint-Petersburg State University of Economics, E-mail: [email protected]
Монгуш Сылдыс Чамбааевич - кандидат технических наук, декан инженерно-технического факультета, доцент кафедры «Транспортно-технологические средства» Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: [email protected]
Mongush Syldys - Ph.D., Dean of the Engineering and Technical Faculty, associate professor, Department of "Technical Transport Equipment" of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК
ПРОБЛЕМЫ ЗИМНЕГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР
В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Сандан Н.Т.
Тувинскийгосударственныйуниверситет, Кызыл
PROBLEMS OF WINTER STARTING THE ENGINE IN COLD CONDITIONS IN THE REPUBLIC OF TYVA Sandan N.T.
TuvanStateUniversity, Kyzyl
Современный автомобиль в Республике Тыва предоставил его владельцу и пассажирам невиданные ранее комфорт и свободу передвижения, если бы не зимняя стужа и заснеженные дороги. Редкий отказ двигателя в теплую погоду не воспринимается водителем столь драматически, как в зимнюю пору. А самым банальным отказом зимой исправного двигателя является отказ его запуска (или пуска). Да нередки и трагические исходы отказа автотранспортной техники, от которой порой зависит жизнь многих людей. Поэтому опытный
водитель не пропустит подготовку автомобиля к зимней эксплуатации. Обеспечить зимой легкий и безотказный запуск двигателя помогут рассмотренные в данной статье устройства.
Ключевые слова: пуск, запуск, двигатель, подогреватель, эксплуатация.
Modern car provides its owner and passengers unprecedented comfort and freedom of movement, if not winter cold and snow-covered roads. A rare engine failure in warm weather is not perceived by the driver as dramatically as in winter. But the most commonplace winter serviceable engine failure is a failure of its launch. Tragic outcomes of failure of motor vehicles are also frequent, when sometimes lives of many people depend on it. Therefore, an experienced driver will not miss training vehicle for winter use. The devices presented in this article can provide easy and trouble-free engine start
Key words: start, start the engine, heater operation.
Но прежде чем, знакомиться с ними, позвольте напомнить причины, почему затруднен зимний запуск автомобильного двигателя. Полагается,что знание этих причин поможет вам успешнее справиться с проблемой зимнего пуска и выбрать наиболее подходящие необходимые устройства [1]
Итак, к главным причинам затруднений зимнего запуска относятся:
• рост крутящего момента сопротивления вращению коленчатого вала двигателя;
• уменьшение мощности стартера из-за снижения емкости аккумуляторной батареи;
• меньшая испаряемость топлива и ухудшение смесеобразования;
• увеличение требуемой пусковой частоты вращения коленчатого вала.
Действие всех этих причин при отрицательной наружной температуре
проявляется одновременно, усугубляя и затрудняя весь процесс запуска. Многолетний опыт эксплуатации показывает, что при температуре -18 °C емкость аккумуляторной батареи (АКБ) составляет от первоначальной 40 %, а сопротивление крутящему моменту возрастает на 210 % (при использовании всесезонного масла).
Для корректности влияние температуры на АКБ надо определять по изменению тока холодной прокрутки. Эта величина, в соответствии со стандартами, нормируется каждым изготовителем АКБ только для температуры -18 °C. Для полностью заряженной и новой АКБ емкостью 50-60 А/ч ток холодной прокрутки находится в пределах 300-500 А. Если стартерный ток типовой АКБ 6СТ-55 при температуре 25 °C может достигать 400 А при напряжении 9 В, то при температуре -30 °C он снизится до 200 А. И с каждой новой попыткой неуспешного запуска его величина будет все меньше и меньше. Хотя технологии производства аккумуляторных батарей и улучшаются, но эти изменения почти не повлияли на степень снижения их стартерного тока при отрицательной температуре. При сравнении стартерных токов АКБ разных изготовителей надо обращать внимание на вид стандарта, для которого указан ток холодной прокрутки. При слабой АКБ, поэтому еще нередки случаи, когда для запуска холодного двигателя ее снимают и помещают на несколько часов в теплое помещение для восстановления емкости. Опытные водители рекомендуют для некоторого «разогрева» АКБ перед пуском двигателя включить на десяток секунд ближний свет. Но эти действия по облегчению зимнего запуска даже отнести к
полумерам нельзя. Требования к параметрам и состоянию АКБ для зимнего запуска двигателя существенно снижаются только при его подогреве [2].
Увеличение требуемого для запуска крутящего момента при отрицательных температурах можно существенно уменьшить, применяя синтетические и полусинтетические масла. Но все же избежать увеличения требуемого крутящего момента таким образом не удается. Поэтому в российском климате прогрев двигателя и салона автомобиля перед пуском, а иногда и во время движения - необходимое условие его нормальной эксплуатации.
Образование нормальной горючей смеси в двигателе оказывает большое влияние на успешность его запуска. Качество воздушно-топливной смеси зависит от испаряемости топлива, т. е от способности топлива переходить из жидкого состояния в газообразное. Испарение бензинового топлива происходит в основном в интервале от 35 °С до 200 °С. Причем испаряются так называемые легкие фракции бензина, которые именно и нужны в период пуска холодного двигателя. Но в качественном бензине их содержание должно быть ограничено, поскольку большее их количество в горячем двигателе приведет к образованию в топливной системе паровых пробок, вызывающих перебои в работе двигателя. В связи с этим предусмотрен «зимний» бензин, у которого испаряемость почти в три раза выше «летнего», что должно обеспечивать надежный запуск при температуре от -15 до -20 °С. Но применять «зимний» бензин при +5 °С и выше не следует из-за возможности образования паровых пробок. С «летним» сортом бензина запуск двигателя уже затруднен при -5 °С. Поступающая в двигатель топливная смесь в рабочем режиме, когда двигатель уже прогрет, дополнительно еще подогревается во впускном коллекторе горячей охлаждающей жидкостью. Но при пуске впускной коллектор так же холоден, как и сам двигатель. В холодном двигателе при запуске топливо конденсируется на стенках цилиндров, смывая масляную пленку и увеличивая износ деталей цилиндропоршневой группы. Каждый холодный старт двигателя (т. е. запуск при температуре ниже +5 °С) сокращает его ресурс на 400-600 км показано на рис. 1.
а) б)
Рис. 1. Износ при пуске деталей двигателя, прогретого с помощью подогревателя DEFA: а) гильзы блока цилиндров (железо); б) легированные поршневые кольца (кобальт) (от компании DEFA).
Изготовители предпусковых отопителей и подогревателей рекомендуют подогревать двигатель всегда, когда наружная температура стала ниже +5 °С. Несложно подсчитать экономию моторесурса при использовании предпускового подогревателя, если учесть, что в средней полосе в Республике Тыва наблюдается не менее 100 дней с температурой от 0 до -50 °С. При применении подогрева двигателя дважды в день можно ежегодно сэкономить расход моторесурса до 80 000 км.
Упомянем последнюю причину затруднения зимнего пуска - необходимость увеличения пусковой частоты вращения коленчатого вала двигателя. Этот фактор есть следствие ухудшения смесеобразования при низких температурах, он объясняет трудность запуска, но отнюдь его не облегчает [2].
Что дает подогрев двигателя? Главное преимущество предпускового подогрева двигателя - гарантированный запуск двигателя зимой, не зависящий от температуры окружающей среды. Он снимет у вас, чувство неуверенности в успешности запуска, вы перестанете нервничать и опаздывать на работу. Также надо отметить, что подогрев двигателя и салона - это основа вашего личного комфорта и безопасности, экономичности и долговечности, а также и экологической чистоты автомобиля.
Вот какие преимущества дает предпусковой подогрев еще до начала поездки:
• двигатель прогрет и легко заводится - а это не только экономит время и силы, но и позволяет заметно снизить потребление топлива, общую нагрузку на аккумулятор, износ двигателя и объем вредных выбросов;
• в салоне тепло, что повышает удобство вождения, улучшает реакцию и дает возможность спокойно пристегнуть ремень (не нужно сидеть в машине в громоздкой верхней одежде);
• стекла свободны ото льда и снега, не запотевают, не примерзают «дворники», отсюда хороший обзор с самого начала поездки и повышение ее безопасности в целом.
Особо подчеркнем повышение безопасности поездки. Психологи отмечают поразительное воздействие холода на человека. Действия замерзшего человека порой такие же, как у полусонного, реакции замедленные и заторможенные. Внимание ослаблено. Этими факторами объясняется аварийная статистика, согласно которой 15 % всех ДТП происходит в первые 15 минут поездки. При комфортных условиях, обеспечиваемых предпусковым подогревом, все отрицательные моменты полностью исключаются.
С технической точки зрения предпусковой подогрев обеспечивает:
• легкий и надежный пуск холодного двигателя с 1-2 попыток и сокращение времени прокрутки стартера в несколько раз;
• сокращение времени прогрева двигателя до 40 °С более чем в 4 раза;
• снижение пускового тока стартера почти до стандартного летнего значения;
• повышение частоты вращения коленвала;
• снижение расхода топлива на пуск от 1 л/10 км до 0,3 л/10 км;
• снижение вредных выбросов автомобиля.
Многочисленные эксперименты показали, что применение предпускового подогрева приводит к 30 %-ному уменьшению расхода топлива при пуске. После
прохождения расстояния в 3-4 км двигатель полностью прогревается, и расход топлива практически уже не зависит от того, был ли произведен предпусковой подогрев. Таким образом, наиболее заметная экономия топлива при подогреве двигателя происходит в процессе самого запуска и при пробеге первых 2-3 км пути.
Все современные автомобили проектируются и изготавливаются с учетом жестких требований по уровню токсичных выбросов. Несмотря на актуальность общей задачи снижения выбросов, рядовой автовладелец интересуется величиной выброса своего автомобиля только при прохождении техосмотра. Хотя многие радикальные сегодняшние конструкторские решения в автомобиле связаны с этой проблемой. Только новые требования стандарта Евро III установили жесткую норму выброса при пуске двигателя. Рассмотрим ситуацию с выбросами в российском автопарке и определим, насколько предпусковой подогрев двигателя может помочь снизить их уровень.
Состав вредных выбросов. Снижения общего объема токсичных выхлопов автомобилей в ближайшие годы не приходится ожидать из-за плохого качественного состава нашего автопарка, автомобили которого в большинстве своем стары физически и морально. Они находятся на «нулевом экологическом уровне». Обновление автопарка, конечно, будет происходить, но в целом недостаточными темпами. Некоторая часть автомашин исчезнет естественной смертью. Другая же, большая часть из-за низкого общего уровня жизни превратится в «долгожителей», продолжая отравлять воздух. Ожидается, что ситуация несколько улучшится после 2004-2005 г., когда все (95 %) новые российские автомобили должны будут соответствовать требованиям Евро II. Таким образом, проблема снижения вредных выбросов существующим старым парком автомобилей будет являться актуальной, по нашим оценкам, еще десяток лет.
В составе выхлопа автомобиля содержатся следующие токсичные вещества:
• окись углерода (монооксид) СОесть результат неполного сгорания топлива, основной продукт выброса;
• оксиды азота NO и NO2 (обозначаемые для краткости NOX ) образуются при высокой температуре сгорания. Составляют меньшую часть;
• углеводород СН есть результат разложения углеводородов топлива;
• частицы топлива.
Величина выброса измеряется в граммах на 1 км пробега и в процентных долях общего выброса. Ранее измерялось количество выбросов за цикл испытаний, имитирующих езду в городе и за городом. Принципиальным вопросом в требованиях и измерениях является то, что первыми правилами ЕЭК не предъявлялись (и следовательно, они не измерялись) требования к величине выбросов в период пуска двигателя. А ведь они и составляют большинство объема выброса, доходящего до 70-80 %, в абсолютных единицах: СО - 180 г/км, СО2 - 320 г/км. Особенно значительна величина выброса в течение времени прогрева двигателя при отрицательных температурах окружающей среды.
Даже в автомобилях 90-х гг. с катализаторами по Евро I, которых сегодня насчитывается в России всего лишь примерно 22 %, она остается в период прогрева двигателя практически неизменно большой. Что объясняется принципом работы
катализатора. Выхлопы двигателя нагревают катализатор, для нормальной работы которого требуется высокая температура. При холодном катализаторе эффективность очистки выхлопных газов невелика. В зависимости от температуры окружающей среды автомобиль должен проехать несколько километров, прежде чем катализатор разогреется и начнет эффективно очищать выхлопы. Кроме этого, для пуска двигателя в холодное время года используется более обогащенная топливная смесь. Это, в свою очередь, увеличивает выброс монооксида углерода СО и углеводорода СН. Но эти вредные выбросы могут быть значительно уменьшены, если двигатель предварительно прогрет показано на рис. 2.
Рис. 2. Выбросы в выхлопе автомобиля: а) уровень СОпри пуске холодного и прогретого двигателя подогревателем DEFA; б) относительное уменьшение выбросов прогретого двигателя при температуре -20 °C
(от компании DEFA).
В зависимости от числа холодных пусков в течение года каждый отдельно взятый автомобилист, применив подогрев, может уменьшить свою долю вредных выбросов на 60-80 %. Последние исследования показали, что зимой после запуска холодного двигателя 90 % всех вредных выбросов СО и СН происходит именно во время первых километров движения. При запуске предварительно прогретого двигателя содержание вредных газов в выхлопе значительно уменьшается (в 5 раз),
поэтому использование подогревателя мотора в холодное время года имеет огромный экологический эффект.
Нормы выбросов. До введения Евро I выбросы автомобиля, согласно Правилу R83, не должны были превышать 25 г/км (без учета пуска). Если принять, что среднестатистический автомобиль в год пробегает 10 000 км, то за год их величина не должна превысить 250 кг. Выбросы автомобиля, по Евро I, уже не должны превышать 3,7 г/км (без учета выбросов при пуске). При пробеге в 10 000 км их объем составит 37 кг на один автомобиль. Норвежская автомобильная ассоциация считает, что для автомашин, по Евро I и Евро II, обьем выбросов при одиночном пуске эквивалентен 100 км пробега, т. е. составляет 100-300 г. Если же допустить, что в течение года производится 500 холодных пусков (по 2 в день), то годовой средний выброс одного автомобиля с учетом пусковой эмиссии составит 69 кг. При этом суммарный годовой выброс всеми автомобилями, например, Республики Тыва достигнет огромной величины в 90 000 тонн. Нормы токсичности выбросов автомобилей сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Нормы токсичности выбросов автомобилей
Вредные вещества Стандарты ЕЭК ООН
R83-02A Евро I Евро II Евро III
Введены в России 1999 2002
Оксид углеводорода (СО), г/км 20 2,72 2,2 2,3 1,5*
Оксид углеводорода (СН) + оксиды азота (NOx), г/км 5 0,97 0,5 0,35
Суммарный выброс, г/км 25 3,7 2,7 2,5 15*
* Для пускового режима при -7 °C.
Главное изменение в том, что Евро III уже частично регламентирует величину выбросов при пуске двигателя. Величина выбросов регламентирована для пуска двигателя при температуре -7 °C, что, конечно, не соответствует средней зимней температуре в России. Ну а по сравнению с суммарной нормой в прогретом двигателе в 2,5 г/км норма на пусковые выбросы больше их в 6 раз и составляет 15 г/км.
На основании этих данных можно подсчитать средний годовой объем выбросов при условии пробега в 10 000 км и 500 холодных пусков c эквивалентным пробегом 4 км. Как видно из таблиц 2 и 3, применяя предпусковой подогрев для автомашин с катализатором, можно добиться снижения годовых выбросов до величины 13,7 кг, т. е. в пять раз. Но таких «хороших» машин в сегодняшней России всего 22 %, поэтому для среднестатистического российского автомобиля уменьшение суммарного выброса будет всего в 1,7 раза, что тоже существенно. Применение предпускового подогрева позволяет среднестатистическому автомобилю иметь выбросы намного меньшие, чем это допускают нормы Евро III. Годовой выброс автомобилейи снижение годовых выбросов при предпусковом подогреве двигателя сведены в таблицу 2 и 3.
Таблица 2
Годовой выброс автомобиля___
Параметр выброса Стандарты ЕЭК ООН РТ* Россия**
Р83-02Д Евро I Евро II Евро III
Выброс при 500 холодных пусках (пробег в 4 км), кг 100-200 50 50 30 50 118
Выброс при пробеге 10 тыс. км, кг 200 37 27 25 13,7 164
Суммарный выброс за год, кг 300-400 87 77 55 69 274
* Данные Республики Тыва, для автомобиля с катализатором по нормам Евро I и II. ** Выбросы для среднего российского автомобиля.
Таблица 3
Снижение годовых выбросов при предпусковом подогреве двигателя автомобиля с
катализатором по нормам Евро I и I
Уровень выбросов Без предпускового подогрева С предпусковым подогревом
Оксид углерода (СО), кг 63 12,6
Оксид углеводорода (СН) + 6 1,25
оксиды азота (1\Юх), кг
Суммарный выброс, кг 69 13,8
Рассмотрим свойства дизельного топлива, затрудняющие запуск дизельных двигателей при отрицательных температурах. При постепенном охлаждении дизельного топлива оно вначале мутнеет из-за образования в нем отдельных парафиновых кристаллов и затем в конце концов загустевает. Температура начального формирования кристаллов называется точкой помутнения или начала кристаллизации. Температура полной потери подвижности носит название температуры застывания или точки текучести. Для летних сортов дизельного топлива температура помутнения должна быть не выше минус 5 °С, а для зимних не выше минус 25-30 °С. Если в топливе содержится вода, что отнюдь не редкость, то оно помутнеет уже при 0 °С. Это вызывает необходимость применения отстойников и систем обнаружения воды (акваконтроль). Именно после помутнения дизельного топлива возросшая концентрация кристаллов нефтяного парафина забивает и закупоривает топливный фильтр. Из-за чего запуск дизельного двигателя становится невозможным. В связи с тем что пусковые качества дизельного топлива сильно варьируются и сама температура окружающей среды преподносит сюрпризы, даже применяя качественные зимние сорта топлива, порой не удается избежать промерзания топливных фильтров и топливо-проводов. В этом случае запуск двигателя без предварительного подогрева топливных элементов будет невозможен
даже при хорошо прогретом самом двигателе. Для облегчения запуска дизельного двигателя в холодное время года помимо подогревателя двигателя необходимо применять специальные устройства для подогрева топлива, фильтров и элементов трубопроводов. Эти подогреватели элементов топливной системы, к счастью для пользователей, намного проще подогревателей двигателей. Поскольку масса подогреваемых топливных элементов невелика, то для их подогрева затрачивается совсем немного энергии аккумуляторной батареи, расходуемой в течение короткого промежутка времени [2].
Предпусковые жидкостные подогреватели (ПЖД) представлены в таблице предназначены для кратковременного разогрева перед пуском холодного двигателя с жидкостной системой охлаждения. А подогреватели-отопителипредназначены для предпускового разогрева холодного двигателя с жидкостной системой охлаждения, автоматического поддержания теплового режима двигателя, а также для отопления салона (кабины) автотранспортного средства (АТС) и устранения обледенения стекол, независимо от работы двигателя. Тепловая мощность разных моделей подогревателей находится в диапазоне от 7 до 63 кВт, т. е. они достаточно мощные и потому применяются в основном на грузовых автомобилях УАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, МАЗ, Урал, КАВЗ, БелАЗ, НефАЗ, на тракторах и другой спецтехнике сведены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4
Характеристики предпусковых подогревателей _
Типы подогревателя 452/469 3308 ПЖД30 ПЖД600Н ПЖД600
Тепловая мощность, кВт 7,5 13,0 30 58 не менее 58,1-69,7
Топливо Бензин Бензин Дизельное Дизельное Дизельное
Напряжение, В 12 12 24 24 24
Расход топлива, л/ч 1,15 2 5 11,3 10,7-11,3
Потребление электроэнергии, Вт 75 75 340 490 504
Размеры, мм 287х150х185 372х210х208 210х520х266 505х970х300 505х970х300
Вес, кг 4 5 17 36 36
Применяемость УАЗ ГАЗ-3308 и его модиф. КамАЗ, МАЗ, УРАЛ, спецтехника МАЗ, БелАЗ, КЗКТ МАЗ, КЗКТ, спецтехника
Предпусковые дизельные подогреватели ПЖД30 и ПЖД600И комплектуются горелками форсуночного типа, имеют искровой розжиг (в предпусковых подогревателях ПЖД600А,Б,Е,Ж для воспламенения топлива применяется свеча накаливания). Система управления подогревателями ручная, осуществляется со щитка управления, входящего в комплект подогревателя. Самым распространенным подогревателем данной серии является ПЖД30. Он установлен на 80 % всей техники, эксплуатируемой на Севере. Это «Уралы», КамАЗы, МАЗы, «Кировцы» и другая
техника, где в качестве силового агрегата стоят дизельные двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 и их модификации [3].
Для облегчения пуска подогревателей в холодное время года предусмотрен электроподогрев топлива в электромагнитном клапане и конвективный нагреватель топлива. Ресурс подогревателей составляет 500 часов. Температура выхлопных газов находится в пределах 350-500 °С.
Подогреватели типа ПЖД600 представляют собой модификацию ПЖД30 повышенной мощности, отличие состоит в том, что насосный агрегат крепится на кронштейне к подогревателю. Различными их модификациями оснащались тягачи МЗКТ, КЗКТ, БАЗ и автомобили БелАЗ, МАЗ. Они поставляются только на автосборочные предприятия, поэтому не укомплектованы монтажным комплектом. Подогреватели ПЖД30 поставляются как на автосборочные предприятия, так и на рынок запчастей. Монтажный комплект разработан для установки на автомобили семейства КамАЗ и поставляется по требованию потребителя.
В подогревателе ПЖД600 циркуляционный насос с электрическим приводом прокачивает подогретую жидкость через рубашку охлаждения двигателя, и затем она снова возвращается в подогреватель. Камера сгорания подогревателя состоит из наружного и внутреннего цилиндров. Между крышкой и внутренним цилиндром установлен завихритель первичного воздуха. Для стабильного горения внутренний цилиндр горелки имеет три ряда отверстий, через которые в камеру сгорания подается вторичный воздух. Насосный агрегат подогревателя приводится от электродвигателя, подключенного к аккумулятору автомобиля. Нагнетатель и циркуляционный насос крепятся к электродвигателю со стороны выходного вала, а шестеренный топливный насос - со стороны коллектора. Электромагнитный клапан служит для включения подачи топлива к форсунке при пуске подогревателя. Форсунка подогревателя - центробежного типа с наборным пластинчатым фильтром. При пуске подогревателя топливо подается насосом через открытый электромагнитный клапан к форсунке. Распыленное форсункой топливо в камере сгорания смешивается с воздухом, подаваемым нагнетателем, и воспламеняется от свечи накаливания [3].
Таблица 5
Характеристики подогревателей-отопителей
Тип подогревателя-отопителя ПЖД7Л / ПДБ7Л ПЖД8 ПЖДВ ПЖД12А ПЖД12Б ПЖД12М ПЖД24 ПЖД24Б
Тепловая мощность мах/мин, кВт 7/3 9/4 9/4 12/5,8 12/5 12/5 24 24
Топливо диз./бензин дизельное дизельное
Напряжение, В 12 12 24 12 24 24 24 12 / 24
Расход топлива, л/ч 1,19/0,54 -д 1,22/0,59 -6 1.3/ 0,5 1,2/ 0,5 1,2/ 0,6 1,5/ 0,7 1.6/0,7 3,2 не более 3,2 не более
Потребление электроэнергии, Вт 60/38 60/36 70/50 70/45 70/50 70/50 170 170
Размеры, мм 320 х 150 х х 230 373 х 201 х х 280 445 х 140 х х 290 410 х 250 х X 280 390 х 205 х х 230 465 х165 х х 260 560 х 265 х 325 590 х 360 х х 375
Вес, кг 5.0 11.2 не более 9 не более 12 9 не более 11 17 17
Применяемость УАЗ. ГАЗ ЗИЛ-5301 и моднф. МА8-4370 и модиф. ЗИЛ-5301 и модиф. КамАЗ МАЗ КМЗ НЕФАЗ КавЗ
Для того чтобы лучше оценить достоинства автоматической системы управления подогревателей-отопителей ПЖД7/8/12/24, рассмотрим кратко содержание ручного управления. Ручная система управления ПЖД30 имеет пульт (щиток) с четырьмя выключателями:
• насосного агрегата;
• электронагревателя топлива;
• электроискровой свечи;
• электромагнитного клапана.
Ручной запуск отопителя состоит из следующих этапов, в которых приходится последовательно манипулировать указанными выше выключателями для:
• продувки газохода включением насосного агрегата на 15-20 с;
• подогрева топлива включением электронагревателя от 20 до 60 с;
• установки переключателя электромагнитного клапана в рабочее положение;
• включения электроискровой свечи на 20 с.
Этих действий должно быть достаточно, чтобы подогреватель запустился, если же запуск не состоялся, то следует повторить описанную выше процедуру. Заметим, что для успешного запуска надо не только произвести в правильной последовательности эти действия, но и выдержать определенные интервалы времени. Все это делает лучшим образом автоматическая система управления.
Подогреватели-отопители можно использовать для одновременного нагрева салона автомобиля и разогрева двигателя. Подогреватели-отопители ПЖД7/ПДБ7А, ПЖД9, 12А, 12Б, 12М комплектуются горелками испарительного типа, имеют розжиг от свечи накаливания.
Для снижения энергопотребления за счет исключения необходимости многократных запусков в работе подогревателя предусмотрен частичный режим. Переход с полного режима на частичный и обратно зависит от температуры охлаждающей жидкости и происходит за счет изменения числа оборотов нагнетателя воздуха и количества подаваемого топлива. Температура охлаждающей жидкости при этом колеблется в интервале от 48 °С до 80 °С.
В отопителях применена автоматическая система управления (блок управления, таймер-терморегулятор), используется постоянная диагностика работы с указанием неисправности на дисплее. Имеют две независимые предварительные программы времени включения подогревателя: с автоматическим включением подогревателя в первое программируемое время, а также поддержание заданной температуры в кабине автомобиля и регулировку в интервале от 10 °С до 30 °С. Самым массовым является подогреватель ПЖД12Б, которыми укомплектовывались автомобили КамАЗ [3].
Автоматический запуск, работу на полном и частичном режимах, а также диагностику и аварийное отключение подогревателя обеспечивает электронный блок управления. Автоматический контроль за работой подогревателя осуществляется при помощи следующих приборов:
• индикатор пламени - контролирует процесс горения;
• датчик температуры - осуществляет контроль температуры охлаждающей жидкости на выходе из теплообменника, необходимый для регулирования режимов работы подогревателя;
• термопредохранитель - осуществляет аварийное отключение подогревателя при предельном повышении температуры (перегреве) в теплообменнике.
Подогреватель ПЖД8 поставляется без таймера-регулятора, поэтому функции предварительного программирования и климат-контроля отсутствуют. Указание неисправности производится с помощью светодиода.
Подогреватели ПЖД24/24Б комплектуются горелками форсуночного типа, имеют искровой розжиг. Применена автоматическая система управления и диагностики неисправностей. Поставляются без таймера-регулятора, поэтому функции предварительного программирования, климат-контроля отсутствуют. Указание неисправности производится с помощью светодиода и зуммера.
Библиографический список
1. Чооду, О.А. СДМ в климатических условиях Республики Тыва. / О.А. Чооду // Автомобильные дороги, транспорт и экология: Сборник научно-практических трудов группы предприятий «ДОРСЕРВИС», СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2006. - С. 181-183.
2. Сырбаков А.П. Обеспечение пуска дизельных двигателей в условиях отрицательных температур // Инновационные технологии и экономика в машиностроении: сборник трудов II Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых, Юрга, 19-20 мая 2011. - Томск: Изд-во ТПУ, 2011. - С. 590-592.
3. Корчуганова М.А., Сырбаков А.П. ПРЕДПУСКОВОЙ ЖИДКОСТНЫЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА БАЗЕ ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПД-10У // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №
Bibliograficheskiy spisok
1. Choodu, OA SDM in the climatic conditions of the Republic of Tyva. / OA Choodu // Highways, Transportation and Environment: Collection of scientific-practical works of the "Dorservice" enterprises, St. Petersburg .: LLC "Publishing DNA", 2006. - P. 181-183.
2. Syrbakov AP Providing start diesel engines in conditions of negative temperatures // Innovative technologies and economics in engineering: Proceedings of the II International scientific-practical conference with members of the scientific school for young scientists, Yurga, 19-20 May 2011. - Tomsk: Publishing house TPU, 2011 . - S. 590-592.
3. Korchuganova MA, Syrbakov AP PRE-OPERATION fluid heater DIESEL ENGINE BASED starting engines PD-10U // Modern problems of science and education. - 2013. - №
Сандан Нелли Тимуровна - ассистент кафедры «Транспортно-технологических средств», Тувинского государственного университета, Кызыл. [email protected]
Sandаn Nelli - assistant of the Department transport- technological means, Tuvan state university, Kyzyl, [email protected]