Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ВУЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ: ДИДАКТОГЕННЫЙ НЕВРОЗ'

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ВУЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ: ДИДАКТОГЕННЫЙ НЕВРОЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровьесбережение / дидактогения / индивидуальный подход / проблема системы образования / школьный период / невроз / health conservation / didactogeny / individual approach / problem of the education system / school period / neurosis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Александровна, Хаустов Сергей Леонидович, Шамсутдинов Шамиль Абдуллович

В статье рассматривается проблема здоровьесбережения в высших учебных заведениях, а в частности дидактогенический невроз, понятие которого ввел Константин Иванович Платонов. Он возникает в случаях халатного отношения преподавателя к личности студента и семейных проблем. Источник данного невроза школьное образование, имеющее уравнительный принцип. Именно в это время он развивается, приобретает невыраженные черты. Во время обучения в высшей школе мы имеем дело лишь со следствием вышеуказанной проблемы, поэтому если и говорить о методах решения, то, безусловно, необходимо начинать со школьной скамьи. В рамках профилактики дидактогении нами предложена идея введения такой программы, при которой бы соблюдались демократические принципы обучения. Речь идет об интеграции индивидуального подхода в процесс обучения. Были выработаны основные положения, соблюдение которых поможет улучшить ситуацию. Важно понимать, что здоровьесбережение тема масштабная и не ограничивается лишь хорошим физическим состоянием. Важно также исследовать и другие составляющие, например, психологические. При это решение задачи по устранению проблемы дидактогении является важно и требует более детального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of health conservation in higher educational institutions, and in particular didactogenic neurosis, the concept of which was introduced by Konstantin Ivanovich Platonov. It arises in cases of a teacher’s negligence towards the student’s personality and family problems. The source of this neurosis is school education, which has an equalizing principle. It is at this time that it develops and acquires unexpressed features. While studying in higher school, we deal only with the consequence of the above problem, so if we talk about methods of solution, then, of course, it is necessary to start from school. As part of the prevention of didactogeny, we proposed the idea of introducing a program that would respect the democratic principles of education. We are talking about integrating an individual approach into the learning process. Basic provisions have been developed, the observance of which will help improve the situation. It is important to understand that health preservation is a largescale topic and is not limited only to good physical condition. It is also important to explore other components, for example, psychological ones. At the same time, solving the problem of eliminating the problem of didactogeny is important and requires more detailed research.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ВУЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ: ДИДАКТОГЕННЫЙ НЕВРОЗ»

• Увеличение вознаграждения при достижениях в соревнованиях по видам спорта.

• Улучшение спортивных залов и оснащение их новым инвентарем.

Однако предложенные идеи имеют экономическую необоснованность, поскольку их реализация приводит к ущемлению определенных социальных групп и дополнительным дотациям от государства. Данная проблема, определенно, будет рассматриваться в других научных исследованиях. Пути решения следует рассматривать с нескольких сторон, для того чтобы сохранить баланс. Однако если главной целью является повышение уровня заинтересованности в спорте, то ни пропаганда алкоголя, курения и дополнительные денежные стимуляции не должны препятствовать этому. Исследуя работы Пузановой Ж.В, мы приходим к выводу, что здоровьесбережение является первостепенной задачей, которую государством необходимо прорабатывать дальше, ведь от этого зависит не просто здоровье, а демографические показатели, являющиеся основным показателем социально-экономического и политического благополучия [9, 10].

Выводы. На основе полученных результатов мы сделали следующие заключения:

1. Демотивация студентов является острой проблемой. В трудах современных ученых отражены основные демотивирующие факторы. Проведенное нами анкетирование показало, что недопонимание необходимости предмета «физическая культура», употребление алкоголя, курение снижают заинтересованность в спорте.

2. Пути решения, с одной стороны очевидны, а с другой - отсутствует финансовая возможность для их реализации.

3. Результаты исследований свидетельствуют о снижении показателей здоровья студентов согласно их самооценке. К четвертому курсе данный показатель снижается до 73%, что говорит о необходимости реформирования существующей системы преподавания.

4. Опыт зарубежных стран показывает, что если учитывать индивидуальный подход в рамках самостоятельного выбора, то уровень заинтересованности повышается. Данная идея частично реализуется и РФ, поэтому и не имеет особого результата.

5. Возникает необходимость в трансформации методов и организации занятий в университетах.

Литература:

1. Воронин, Д.М. Стратегия развития образования в сфере физической культуры и спорта / Д.М. Воронин // Современные здоровьесберегающие технологии. - Орехово-Зуево: ГГТУ. - №4. - 2017.

2. Воронин, Д.М. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / Д.М. Воронин // Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте: Материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Под ред. А.Ю. Фролова. - Тула: Тул. Производственное полиграф, предприятие, 2016.

3. Лопатин, H.A. Роль кафедры ВУЗа в формировании здорового образа жизни студентов / H.A. Лопатин // Медицина в Кузбассе. - Серия: Педагогика, Т. 16. - №2,2017.

4. Нечаев, A.B. Применение инновационных технологий во время проведения занятий по физической культуре в контексте улучшения общего состояния здоровья студенчества / A.B. Нечаев // Современные здоровье сберегающие технологии. - Орехово-Зуево: ГГТУ. -№4. -2017.

5. Воронин, Д.М. Методика оптимизации системы физического воспитания / Д.М. Воронин // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2016. -Вып. 52-5.

6. Лопатин, М.В. Формирование культуры физического развития и занятия спортом студенческой молодежи в СПБГПУ / М.В. Лопатин, В.П. Сущенко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7.

7. Тростинская, И.Р. Стратегия развития физической культуры студентов в условиях кросскультурной интеграции вузов / И.Р. Тростинская, В.И. Григорьев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7

8. Половников, П.В. Отношение студентов к физической культуре / П.В. Половников, В.В. Ввсеев, Л.М. Волкова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2016.

9. Пузанова, Ж.В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) / Ж.В. Пузанова, И.В. Чеховский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2014.

10. Пузанова, Ж.В. Управление здоровьем: научные подходы к исследованию здоровья и здоровьесберегающего поведения у студентов / Ж.В. Пузанова, И.С. Вялов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2013.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Волкова Елена Александровна

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак); доцент, кандидат педагогических наук Хаустов Сергей Леонидович Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак); доцент, кандидат педагогических наук Шамсутдинов Шамиль Абдуллович

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак)

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНПЯ В ВУЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РЕШЕНИЯ: ДИДАКТОГЕННЫЙ НЕВРОЗ

Аннотация. В статье рассматривается проблема здоровьесбережения в высших учебных заведениях, а в частности дидактогенический невроз, понятие которого ввел Константин Иванович Платонов. Он возникает в случаях халатного отношения преподавателя к личности студента и семейных проблем. Источник данного невроза - школьное образование, имеющее уравнительный принцип. Именно в это время он развивается, приобретает невыраженные черты. Во время обучения в высшей школе мы имеем дело лишь со следствием вышеуказанной проблемы, поэтому если и говорить о методах решения, то, безусловно, необходимо начинать со школьной скамьи. В рамках профилактики дидактогении нами предложена идея введения такой программы, при которой бы соблюдались демократические принципы обучения. Речь идет об интеграции индивидуального подхода в процесс обучения. Были выработаны основные положения, соблюдение которых поможет улучшить ситуацию. Важно понимать, что здоровьесбережение тема масштабная и не ограничивается лишь хорошим физическим состоянием. Важно также исследовать и другие составляющие, например, психологические. При это решение задачи по устранению проблемы дидактогении является важно и требует более детального исследования.

Ключевые слова: здоровьесбережение, дидактогения, индивидуальный подход, проблема системы образования, школьный период, невроз.

Annotation. The article examines the problem of health conservation in higher educational institutions, and in particular didactogenic neurosis, the concept of which was introduced by Konstantin Ivanovich Platonov. It arises in cases of a teacher's negligence towards the student's personality and family problems. The source of this neurosis is school education, which has an equalizing principle. It is at this time that it develops and acquires unexpressed features. While studying in higher school, we deal only with the consequence of the above problem, so if we talk about methods of solution, then, of course, it is necessary to start from school. As part of the prevention of didactogeny, we proposed the idea of introducing a program that would respect the democratic principles of education. We are talking about integrating an individual approach into the learning process. Basic provisions have been developed, the observance of which will help improve the situation. It is important to understand that health preservation is a large-scale topic and is not limited only to good physical condition. It is also important to explore other components, for example, psychological ones. At the same time, solving the problem of eliminating the problem of didactogeny is important and requires more detailed research.

Key words: health conservation, didactogeny, individual approach, problem of the education system, school period, neurosis.

Введение. Проблема здоровьесбережения в рамках обучения не только в начальной, средней, но и высшей школах на данный момент является очень актуальной, поскольку затрагивает вопрос целостного и здорового развития личности. Развитие личности подразумевает под собой интегрированный социальный процесс, в ходе которого происходит трансформация взглядов, убеждений, миропредставлений. Здоровьесбережение является важной частью становления личности. На его формирование и поддержание в период обучения студентов оказывают влияние две группы факторов: внешние, или субъективные, и внутренние, или объективные. Вторая группа факторов связана с отношением к здоровью как одной из важнейших ценностей в жизни и к самой идеи здоровьесбережения [1, 2]. На сегодняшний день проведенные исследования показывают отрицательную динамику состояния здоровья студентов в высших учебных заведениях (ВУЗ). За последнее время ухудшение здоровья наблюдается у 20-25% обучающихся второго курса по сравнению с первым; на четвертом курсе показатель достигает 40-45%, что говорит о проблемах внутри самой образовательной системы, а именно о неэффективности существующих здоровьесберегательных технологий.

Изложение основного материала статьи. Здоровье есть уникальный социально-психологический критерий, позволяющий определить уровень развития личности и нормального её функционирования. Вместе с тем это показатель современного образования, позволяющий определить отношение обучающихся к производному процессу. Анализируя сложившуюся ситуацию, приходим к тому, что на данный момент ни государство, ни социум не признаёт тех очевидных проблем, связанных с неэффективностью существующих методов и программ по стабилизации и повышению здоровья физического, социального и психического. Игнорирование факта, что здоровье - это благополучие человека, зависящее от функции воспитания и обучения, приводит к решению совершенно других задач, то есть обращается внимание на следствие, а не причину, проявляющееся в фиксации внимания на лечении граждан в случае каких-либо отклонений [3, 4].

Ресурсное представление о здоровье, как залоге успеха и благополучия, приобретает потребительские черты и уничтожает эту ценность в жизни, поскольку здоровьем можно пожертвовать ради карьерных, учебных, индивидуальных целей. Необходимо помнить, что подобное отношение ведет к деградации личности, а после распространяется на общество и государство. Именно поэтому необходимо создавать особую культуру по охране здоровья как своего, так и чужого. Здесь для оценки необходимо учитывать не только негативные показатели, как заболеваемость, но и тенденции, способные повысить качество и уровень здоровья. К ним можно отнести профилактические мероприятия и специализированные программы, помогающие изменить отношение к проблеме здоровьесбережения [5]. Однако современные тенденции затормаживают процесс стабилизации. Особо место занимает культивирование употребления алкоголя и курение. В последнее время курение претерпело негативные качественные изменения после распространения электронных сигарет, или вейпов, которые более агрессивно разрушают здоровье человека. При курении электронных сигарет в выдыхаемом паре содержится более 30 опасных веществ. Бесконтрольная «никотинизация» организма в течении нескольких лет приводит к тем же последствиям, что и курение обычных табачных сигарет на протяжении десятков лет. В связи с этим и наблюдается рост заболеваемости среди молодого поколения, к которому относятся и студенты.

На сегодняшний день важность проблемы здоровьесбережения отражена в нормативно-правовых документах, принятых и дополняющихся в течение последних лет. К ним можно отнести Концепцию демографического развития Российской Федерации и Национальную доктрину образования Российской Федерации. Особое внимание уделяется тем социальным группам, которые наиболее подвержены риску саморазрушения, то есть к школьникам и студентам, поэтому ключевая роль по воспитанию культуры сбережения здоровья среди выше обозначенных групп отдается учебным заведениям.

Рассмотрим одну из основных проблем здоровьесбережения, влияние которой начинается ещё в школе и имеет продолжение в студенческие годы. Прежде всего она связана с кризисом системы образования, поэтому дидактогенный невроз, рассматриваемый далее, есть его следствие. На базе Уфимского университета науки и технологий Стерлитамакского филиала (УУНиТ) было проведено анкетирование выпускников четвертого курса различных направлений подготовки. Всего в анкетировании приняли участие 400 человек. Результаты показали, что 81% респондентов, или 324 человека, никогда не слышали о таком понятии, а 19%, или 76 человек, имели смутные представления или имели влияние данного понятия на свою жизнь. Показательная неосведомленность говорит о недостаточном информировании проблемы, при чем её следствие ощущали на себе 63% опрошенных. Актуальность данного явления заключается в том, что в последние годы уровень стрессоустойчивости снижается, что ведет к низкой производительности в период обучения. В связи с этим был проведен анализ дидактогенного невроза.

В линейке вузовских болезней он занимает особенное место. Если обратимся к определению, то дидактогенный невроз - это повышенное нервно-психическое напряжение, беспричинный страх, подавленное настроение, отсутствие мотивации и, утрируя, некорректное реагирование на трудности в процессе обучения. Подобное деструктивное психическое состояние вызывается, например, несправедливым отношением преподавателя к студентам, проявляющееся в блокировании индивидуальности, противоречивостью установленных нормативно-правовых актов и др. Подобные неврозы негативно сказываются на деятельности учащихся, не только на учебной, но и на смежной и личной.

Понятие «дидактогения» было введено психологом и психиатором Константином Ивановичем Платоновым, учеником В.М. Бехтерева [6]. в дальнейшем идею развил советский педагог В.А. Сухомлинский, считавший, что происхождение невроза связано с той авторитарной моделью преподавания, которая практиковалась ранее. Действительно, несправедливость по отношению к обучающемуся приводит к развитию психоэмоциональной неустойчивости, а следовательно, к проблеме здоровьесбережения, поскольку нежелание вовлекаться в учебный процесс ведет к абстрагированию от него по средством, например, потери мотивации в лучшем случае или к употреблению алкоголя в худшем. Ниже (на рисунке 1) представлена взаимосвязь зависимости психического состояния и обучения.

► ДИДАКТОГЕНИЯ

. ОТСУТСВИЕ ^^ ^ МОТИВАЦИИ

► ПРОБЛЕМЫ С ^ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Рисунок 1. Влияние психоэмоционального состояния на учебный процесс

Здесь важно отметить, что здоровьесбережение складывается из определенных составляющих, одна из которых дидактогения. Помимо неё существуют и другие факторы, однако в данной научной статье, являющейся частью масштабного исследования по здоровьесбережению, особое внимание уделяется вышеназванной проблемы.

Изучая научное наследие К.И. Платонова, мы приходим к тому, что дидактогения на самом деле встречается в педагогике чаще, чем можно представить. Иногда она носит скрытый характер, что особенно усложняет процесс ее выявления, поэтому у них развиваются [7]:

• Деформация самомнения, что приводит к занижению собственных возможностей.

• Социальная апатия, проявляющаяся в уменьшении контакта со сверстниками.

• Агрессивность, проявляющаяся в увеличении числа конфликтов между сверстниками, родителями и преподавателями.

• Зависимости, помогающие абстрагироваться от реальности (описано выше).

• Внушаемость, проявляющаяся в желании абстрагироваться от реальности посредством вовлечения в деструктивные элементы социума.

Однако зарождение дидактогении происходит в период обучения в школе, а не в ВУЗ, при этом в последнем она приобретает явный и завершающий характер. В целях психического здоровьесбережения в ВУЗ мы должны учитывать, что пытаемся исправить следствие, но не первопричину. В связи с этим выделим два основных подхода для решения задач по устранению дидактогении [8]:

1. Устранение деформаций на ранних стадиях, то есть в школьный период обучения.

2. Профилактическая работа в ВУЗ по ликвидации тех деформаций, которые не были полностью устранены при реализации первого подхода.

Здесь важно отметить, что в нынешних условиях система образования проходит через ряд реформ, способствующих ее развитию и соответствию международным и внутренним стандартам, однако они не затрагивают сам принцип преподавания, который и является сдерживающим фактором доя повышения качества системы образования.

В связи с этим нами выработана модель, позволяющая улучшить методику преподавания в ВУЗ. Она основывается на расширение индивидуального подхода к студентам в процессе образования. Было проведено минианкетирование 400 студентов 1-1У курсов УУНиТ. Респондентам задавались следующие вопросы:

1. Можете ли Вы утверждать, что на данный момент принцип индивидуальности учитывается в процессе обучения?

2. Сказывается ли на Ваше психоэмоциональное состояние отсутствие индивидуального подхода, если такое имеется?

3. Как изменилось бы Ваше отношение к учебному процессу, если бы в течении обучения учитывалась индивидуальность вашей личности?

После проведенного опроса мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме (Рисунок 2). Большинство опрошенных - 73% - заявили об отсутствии индивидуального подхода, а 61% отметил, что это сказывается на это психоэмоциональном состоянии, а как было отмечено выше, одной из причин является дидактогения. В связи с этим мы предлагаем следующую модель преподавания, которая носит демократический характер. Нечто подобное практикуется в ведущих университетах таких развитых стран как США, Англия, Франция, Германия, Япония, Швеция, Финляндия и многие другие.

Рисунок 2. Результаты анкетирования вопроса об индивидуальном подходе

Индивидуальная траектория обучения направлена на воспитание и развитие тех качеств человека, которые необходимы ему на данный момент или в перспективе с учетом интересов государства и социума. Воспитание «универсального человека» невозможно, поскольку он не будет профессионал ни в одной области. Необходимо сфокусировать внимание на тех качествах, где человек наиболее успешен. Учитывая природные особенности можно воспитать настоящих профессионалов своего дела.

При внедрении индивидуального подхода мы основываемся на демократических и гуманно-личностных подходах, среди которых выделим:

1. Взгляд на личность через призму субъект-субъектных отношений.

2. Демократизация обучающего процесса. Согласно идеи преподаватель - наставник, помогающий студенту развить свои способности, обратить внимание на преимущества и недостатки, стимулирует его желание познавать мир и учиться новому.

3. Добровольная учебная деятельность. Данная концепция реализуется по средством введения большего числа факультативных занятий, например, не связанных с профессиональными предметами; интересное и увлекающее представление накопленного опыта с помощью современных информационных технологий. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы направлять, организовывать и контролировать студента.

4. Создание индивидуальной траектории. Подразумевает тесное сотрудничество преподавателя и студента для нахождения оптимального курса личностного роста.

5. Формирование объективного «Я». В симбиозе с преподавателем студент выявляет свои сильные и слабые стороны, а после фокусируется на развитии тех компетенций, которые необходимы в профессиональной и социальной жизни [9, 10].

Однако существует ряд причин, которые противоречат реализации изложенной концепции, поскольку имеют сильную степень зависимости от существующей модели образования. Хотя на данный момент в российском образовании и прослеживаются идеи гуманного подхода, де-факто они остаются такими только в нормативно-правовых документах. На практике реализация происходит труднее.

Выводы. При изучении темы «здоровьесбережение» необходимо понимать, что под этим подразумевается не только совершенство физического состояния, но и психологического, социального. В данной научной статье мы уделили внимание дидактогении - причине, из-за которой наблюдается повышенный уровень нервозности у школьников и студентов. Это проблема, на которую стоит обратить внимание, поскольку она отвлекает человека от нормальной жизни и функционирования, мешает полностью погрузиться в профессиональную сферу. Дидактогению необходимо искоренять на ранних стадиях, в ВУЗ можно лишь «исправлять» следствие методом профилактики и введения новых концепций.

Литература:

1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - К.: Port-Royal, 1997.

2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.

3. Бодалев, A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. - М.: МПА, 1995.

4. Буянов, М.И Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики) / М.И. Буянов. -М.: Медицина, 2003.

5. Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах / Э.В. Ильенков. - М: Политиздат, 1968.

6. Платонов, К.И Слово, как физиологический и лечебный фактор / К.И. Платонов // Психотерапия. Труды Государственного психоневрологического института НКЗО УССР / Под ред. К.И. Платонова. - Харьков: ГИ Украины, 1961.-381с.

7. Медведева, A.A. К вопросу о дидактогенном неврозе / A.A. Медведева // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - Т. 23 (62). -2010. -№1.

8. Долецкий, С.Я. Критические ситуации в здоровье и воспитании детей: Лекции / С.Я. Долецкий. - М.: ЦОЛИУВ, 1986.

9. Селигмен, А. Проблема доверия / А. Селигмен. - М.: Идея-Пресс, 2002.

10. Петровская, Л.А. Компетентность в общении: социально психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: МГУ, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.