Научная статья на тему 'К вопросу о дидактогенном неврозе'

К вопросу о дидактогенном неврозе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
988
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактогенный невроз / дидактогения / кризис / школьная тревожность / дидактогений невроз / дидактогенія / криза / шкільна тривожність

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева А. А.

В статье рассматривается сущность и причины дидактогенного невроза. Проблематики в том, что распространенность и выраженность «школьных стрессов» в последние годы только усилилась. Целью предлагаемой статьи является сбор материала для подготовки анкетного опроса учащихся в связи с дидактогенным неврозом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

До питання про дидактогений невроз

В статті розглядається сутність і причина дидактогенного неврозу. Проблематики в тім, що поширеність і виразність «шкільних стресів» в останні роки тільки підсилилася. Метою пропонованої статті є збір матеріалу для підготовки анкетного опитування учнів у зв'язку з дидактогенным неврозом.

Текст научной работы на тему «К вопросу о дидактогенном неврозе»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. №1. С. 167-171.

УДК 183

К ВОПРОСУ О ДИДАКТОГЕННОМ НЕВРОЗЕ Медведева А.А.

В статье рассматривается сущность и причины дидактогенного невроза. Проблематики в том, что распространенность и выраженность «школьных стрессов» в последние годы только усилилась. Целью предлагаемой статьи является сбор материала для подготовки анкетного опроса учащихся в связи с дидактогенным неврозом

Ключевые слова: дидактогенный невроз, дидактогения, кризис, школьная тревожность.

В сентябре - декабре 2008 года на базе Крымского республиканского института последипломного педагогического образования проводились исследования с целью выяснения отношения педагогов к проблеме кризиса традиционной парадигмы образования. Проблема кризиса в образовании неизбежно влечет за собой обсуждение вопросов дидактогении, дидактогенных неврозов. Большинство слушателей (77%) не знакомы с таким понятием как «дидактогенный невроз»: это отметили 399 человек из 518 анкетируемых. Только 119 чел. (23%) подтвердили, что им известно это явление. Это является доказательством неосведомленности непосредственных участников учебного процесса и, вероятно, некоторой неразработанности данной проблемы.

Актуальность данной проблематики в том, что распространенность и выраженность «школьных стрессов» в последние годы только усилилась. Целью предлагаемой статьи является сбор материала для подготовки анкетного опроса учащихся в связи с дидактогенным неврозом.

Первоначально необходимо определиться, что мы будем понимать под «дидактогенным неврозом». Поисковая система Google дает всего 485 ссылок по запросу «дидактогенный невроз». Подавляющее число источников рассматривает понятия «дидактогенный невроз», «дидактогения», «негативное обучение» как синонимичные. Словари определяют интересующее нас понятие как « негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Термин происходит от греческих слов: «didaktikos» - поучительный и «genos» - происхождение и означает негативное психическое состояние учащегося, вызванное педагогом, тренером. Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз [1, 2, 3, 4, 5].

Понятие «дидактогения» было введено К.И. Платоновым. Близким по значению является понятие «дидаскогения», введенное Е.С. Катковым. Может проявиться в особенностях личностного контакта (неуважительное отношение к ученику, студенту, подавление его инициативы) и в том, как преподносятся знания (подчеркивание отрицательных моментов того или иного явления, с которым может

Медведева А.А.

столкнуться в своей жизни ученик, утверждение о недоступности для него изучаемого материала и т.д.). К дидактогении относится также нервно психическое расстройство, возникшее в связи с прослушанной лекцией или вслед за объяснением преподавателя, где шла речь о каком-либо заболевании, после прочтения статьи на медицинскую тему, просмотра научно-популярного фильма и т. д. [6] .

Ряд исследователей считает дидактогению явлением историческим и трактуют ее как пережиток авторитарной педагогики, как черствое и бездушное отношение к детям, сводя проблему дидактогенных неврозов к проблеме педагогического общения [7, с. 298]. Классик советской педагогики В.А. Сухомлинский указывал, что дидактогении - детище несправедливости [8]. Некоторыми из исследователей школьные (дидактогенные) неврозы рассматриваются как нарушение педагогического такта со стороны педагога. Невроз понимается здесь не в медицинском плане, а скорее как неадекватный способ реагирования на те, или иные сложности в школьной жизни.

Многие исследователи все же рассматривают дидактогенный невроз в широком и узком смыслах. В узком, собственно психиатрическом смысле, школьные неврозы понимаются как особый случай невроза страха, связанного либо с ощущением чуждости и враждебности школьного окружения (фобия школы), либо с опасением трудностей в учебе (школьный страх). В более широком - психолого-педагогическом аспекте школьные неврозы понимают как особые, вызываемые самим процессом обучения психические нарушения - дидактогении и связанные с неправильным отношением педагога психогенные расстройства - дидаскалогении. Сведение проявлений школьной дезадаптации к школьному неврозу неправомерно, т.е. понятие «школьный невроз» не охватывает всей проблемы [10].

«Школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз» являются близкими терминами к понятию «школьная дезадаптация». Школьная дезадаптация заключается в отставании ребенка от его собственных возможностей. В качестве критериев отнесения детей к дезадаптированным обычно используется два показателя: неуспеваемость и недисциплинированность. В целом нужно отметить, что в этом направлении нет пока крупных теоретических и конкретно-экспериментальных исследований, а в имеющихся работах раскрываются лишь отдельные аспекты школьной дезадаптации. Также в научной литературе нет до сих пор четкого и однозначного определения понятия «школьная дезадаптация», которое бы учитывало всю противоречивость и сложность этого процесса и было бы раскрыто и исследовано с различных позиций [10]. Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Термин «школьный невроз» употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне, проявляясь в виде соматических симптомов (рвота, головная боль, повышение температуры и т.п.) перед посещением школы.

Самый неопределенный термин - «школьная фобия». Он используется для обозначения различных форм страха, вызываемого посещением школы. Термины «дидактогения», «дидактогенные неврозы», «дидактоскалогения» используются для того, чтобы указать, что тревога, страх ребенка вызваны непосредственно системой обучения (или более узко - отношением к ребенку педагога, несправедливым,

К вопросу о дидактогенном неврозе

нетактичным поведением учителя). Дидактогенный невроз можно рассматривать как частный случай социофобии [11].

Говоря о дидактогениях, дидактогенных неврозах, обычно подчеркивают, что психотравмирующей является в первую очередь сама система обучения. По данным болгарского исследователя И. Божанова, во взаимоотношениях между учебно-образовательным процессом и развитием невроза обнаруживаются три аспекта. Первый аспект - невротизирующее влияние учебно-образовательного процесса на обучающегося. Второй аспект - невротизирующее влияние учебной работы на преподавателя. И третий аспект - невротизирующее действие возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса коммуникации ученик-учитель. Неврозогенное воздействие учителя на ученика обозначается, как мы уже говорили, термином дидактогения, ученика на учителя - именуется как матетогения [12].

Наши исследования на базе КРИППО показали, что мониторинг состояния здоровья учащихся проводится нерегулярно. Проведение мониторинга в той школе, где учится ребенок респондента, подтвердили 251 человек (48%). Несколько человек отметили, что проводится он формально. Ничего не знают о мониторинге -62 респондента (12%). То, что такая процедура не проводится, знают 205 человек (40%). По меньшей мере, две группы жалоб, в соответствии с предложенной нами классификацией, могут быть индикаторами дидактогении: жалобы психологического и дидактического плана. Жалобы психологического порядка (обиды на учителя, несправедливую оценку, на школу и жизнь, на физическое насилие; плохое настроение, не хочется делать уроки, и др.) отметили 50 чел. (13% ответов). И - 74 человека (19,6% респондентов) сообщили о жалобах дидактического плана (много уроков, много заданий, трудные домашние задания, перегрузка, не интересно, шум в классе, нет желания, не спрашивают домашние задания, мало творчества, много информации, загруженность и др.). Таким образом, порядка 33% педагогов фактически признают наличие у детей признаков дидактогенного невроза. Ко всему этому добавляется перегрузка от пребывания в школе: шесть и более часов в школе проводит подавляющее большинство детей -414 анкет (82%). От 3 до 5 часов - 68 человек (13%) и 78 человек (15%) признали, что дети проводят в школе восемь(!) и более часов. Полученные нами данные соотносимы с официальной статистикой по Российской Федерации.

Доктор педагогических наук Л.Б. Соколова указывает, что на дидактогенные неврозы приходится 35-40% всех детских неврозов [13]. На эту же цифру указывают исследования С.С. Хапаевой [14]. А.М. Прихожан, доктор психологических наук, профессор РГГУ, старший научный сотрудник Института психологии РАО отмечает, что случаи дидактогении плохо фиксируются. Только в крайнем случае, когда ребенок уже попал в больницу с настоящим неврозом, факт налицо. Это 1-2% детей. Обычно взрослые не придают должного значения состоянию ребенка. Родители могут не узнать о решении ребенка не ходить в школу. Есть международная статистика по всем видам школьных страхов: 10-15% детей. В России этот процент намного выше - до 40%, по последним данным, причем сбор данных проводился только по Москве и крупным городам [8].

Исследования в школах показывают, что около 30% детей обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи [4]. Известный детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин - синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними учителей. Таковы дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов.

Медведева A.A.

«Хотелось ли тебе сегодня идти в школу?» - с таким вопросом обратилась социологическая служба агентства ЮН-ПРЕСС в 10 городах России. Оказалось, что лишь 30% подростков хотели идти в школу, а 2/3 заявили о своем нежелании посещать ее [15]. Ситуация с нервно-психической заболеваемостью и болезненностью ещё тяжелее. При сплошном обследовании учащихся городских и сельских школ, ПТУ невропсихическая патология устанавливается в 70-80% случаев. Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными нервно-психическими расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во всё более раннем возрасте со среднегодовым приростом заболеваемости в 8-11%. Отклонения в психическом здоровье отмечаются у 55 % детей, находящихся в дошкольных учреждениях [12]. Кроме того возникает порочный круг: мальчишка, у которого потребность в разрядке больше, чем у девочек, на уроке вертится. На него прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают за то, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает. Вот и порочный круг, когда дидактогения переходит в школьный невроз. У ребенка возникает отвращение к школе. Обращаем внимание, чаще всего - в 90% случаев! - школьный невроз наблюдается у мальчиков. При раздельном обучении этого можно было бы избежать [5].

Повседневная лечебная практика, а также сведения из литературы позволяют считать, что учительская профессия - это труд, который нередко создаёт ситуацию хронического стресса. Очень часто приходится видеть учителей с различными формами неврозов. По данным доктора педагогических наук В.И. Петрушина до 70% учителей страдают невротическими расстройствами [16, с. 111].

Вывод. Распространенность дидакто генных неврозов деформирует саму систему школьного образования. Однако четкая симптоматика данного явления не определена. Дальнейшие исследования связаны с необходимостью составления проекта-анкеты для учащихся. Вероятнее всего, она должна содержать следующие вопросы:

• Ходишь ли ты в школу с удовольствием?

• Хотелось ли тебе сегодня идти в школу?

• Как ты учишься?

• Как часто ты получаешь замечания от учителей?

• Как часто ты прогуливаешь занятия?

Четкое определение детей-невротиков и их статуса в системе образования даст возможность описать кризис объемной модели системы образования.

Список литературы

1. Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psvchologos.ru/.

2. Дидактогения. Электронный словарь тренера и консультанта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msk.treko.ru/show_dict_407.

3. Дидактогения. Педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www, otrok.ru/teach/enc/index. php?n= 5 &f= 5 3.

4. Кодохмаева Ф.А.Дидактогения [Электронный ресурс] / Ф.А. Кодохмаева. - Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/314022/.

К вопросу о дидактогенном неврозе

5. Женщина и мужчина - по-разному устроенные организмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orthomama.ru/cat39text189.htm.

6. Дидактогения. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дидактогения.

7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений / И. П. Подласый. - M.: Владос, 2002. - 332 с.

8. Прихожан А. Но самое страшное место - у доски [Электронный ресурс] / А. Прихожан. -Режим доступа: / http://www.ombudsman.perm.ru/ res/fs/file457.doc.

9. Педагогика. (Коррекционная педагогика с основами специальной психологии): методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / Составитель Е.Н. Михайлова. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. - 16 с.

10. Тагирова Г.С. К проблеме социально-психологической дезадаптации школьников [Электронный ресурс] / Г.С. Тагирова. - Режим доступа: http://www.iourclub.ru/6/217.

11. Навигатор. В гостях у психолога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.navigato.ru/years/2004/2004-04-30/psiholog/.

12. Шевелева В.С. Школьные, дидактогенные неврозы и другие психические реакции [Электронный ресурс] / В.С. Шевелева. - Режим доступа: http : //www. openclass.ru/ stories/50347.

13. Соколова Л.Б. Духовность как интегративная сила образования [Электронный ресурс] / Л.Б. Соколова. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/250/26/.

14. Ольшанский В.Б., Волжская Н.Ю. Игры, в которые мы играем, или почему возникают и как проходят школьные конфликты [Электронный ресурс] / В.Б. Ольшанский, Н.Ю. Волжская. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/direktor/msg/177657.html.

15. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка и нравственно-правовая защищенность школьника (лекция) [Электронный ресурс] / З.К. Шнекендорф. - Режим доступа: http://schoolsector.relarn.ru/prava/school/seminars/s1/p6.htm.

16. Петрушин В.И. Психология крика / В.И. Петрушин // Завуч. - 2002. - №»2. - С.109-119.

Медведева Г. О. До питання про дидактогений невроз // Вчеш записки Тавршського национального уншерситету iм. В.1. Вернадського. Серш: Фшософш. Культуролопя. Полптолопя. Соцюлопя. - 2010.- Т.23 (62).- №1.- С. 167-171.

В статп розглядасться суттсть i причина дидактогенного неврозу. Проблематики в там, що поширешсть i виразшсть «шюльних стремв» в останш роки тшьки тдсилилася. Метою пропонованоï статп е збiр матерiалу для тдготовки анкетного опитування учшв у зв'язку з дидактогенным неврозом.

Ключовi слова: дидактогений невроз, дидактогешя, криза, шюльна тривожшсть

Medvedeva A. About the question of didaktogenom neurosis // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2010. - Vol.23 (62).- №1.- P. 167-171.

The article deals with the nature and causes of didaktogenom neurosis. Problematics in that prevalence and expressiveness of «school stresses» last years only has amplified. The purpose of offered article is gathering of a material for preparation of questionnaire of pupils in connection with a neurosis.

Keywords: didaktogenny neurosis, didaktogeniya, crisis, school inadequacy

Поступило в редакцию 13.10.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.