Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубятникова Я.Ф.

В статье рассматривается проблема негативного влияния учебного процесса на все его участников. Анализируется уровень культуры здоровья участников образовательного процесса, причины ухудшения состояния здоровья учащихся в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

- очень высокий уровень преступности, низкий прирост населения, множество предприятий-банкротов, узкая специализация экономики;

- доходы населения гораздо больше расходов, так как местная торговая сеть слаба;

- доля приватизированных предприятий невысока, государство играет решающую роль;

- по уровню развития институтов гражданского общества эти регионы находятся на последних местах в России;

- почти в каждом из этих регионов есть природный ресурс, иногда уникального свойства.

Среднероссийские регионы, основными чертами которых являются:

- Привычная для русских природная среда, хорошие агротехнические условия, высокая плотность населения, добротная освоенность, в том числе инфраструктурная, отличное географическое положение относительно главных центров страны;

- невысокий уровень доходов, в которых к тому же резко повышена доля пенсий, мало эффективное сельское хозяйство, нехватка крупных городов, обширные депрессивные районы на стыках областей, вдали от областных столиц;

- невысокая репутация этих регионов у бизнеса, поэтому сюда почти не идут новые инвестиции.

В настоящее время значимость разработки и последовательного осуществления региональной политики становится одним из решающих моментов сохранения целостности, экономической и политической независимости государства.

Использованные источники:

1. Гарипова, В.В., Коба, А.В. Противоречия реализации отношений собственности и пути их разрешения/Финансы и кредит. - Москва. - 2012. -№11 (491). - С.36-46.

2. Муртазина, Г.Ф. Повышение уровня конкурентоспособности предприятий в современных условиях: автореферат дис. канд. эконом. наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2004.

Голубятникова Я. Ф. воспитатель

Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста № 698 «Пансион»

Россия, г. Санкт-Петербург ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается проблема негативного влияния учебного процесса на все его участников. Анализируется уровень культуры здоровья

участников образовательного процесса, причины ухудшения состояния здоровья учащихся в процессе обучения.

Ключевые слова: здоровье, дети, отношение к здоровью, культура здоровья, здоровьесбережение.

Состояние здоровья человека зависит от многих факторов, среди которых одним из значимых является не только образ жизни, но и его стиль [7, 10].

В педагогической практике в настоящее время не удается успешно решить социально-педагогическую задачу, связанную с состоянием здоровья подрастающего поколения, о чем свидетельствует факт возрастания числа детей с ослабленным здоровьем [ ].

Ухудшение здоровья обучающихся в условиях современных социальных, экономических, экологических и других проблем доказывает недоработку в системе воспитания, ориентирующего их в основном на физическое развитие и мало учитывающего все остальные факторы здоровья [19].

На одном из первых мест в перечне причин детской и подростковой заболеваемости стоят заболевания нервной системы и психические расстройства, в развитие которых свой вклад вносит образовательная система. Неблагополучие наглядно демонстрируют и статистические данные, представленные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН. Так, за последнее время суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний среди учеников начальной школы увеличилась на 54,5%. При этом частота встречаемости хронических болезней возросла в среднем на 30% [2. 3].

Несоблюдение норм санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, таких как: неполноценное питание, гиподинамия школьников; несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, пребывания на воздухе, высокий объем суммарных нагрузок, интенсификацию учебного процесса, выражающуюся в увеличении объема изучаемого учебного материала, количества уроков в день при сокращении продолжительности урока и учебной недели, являются основными агрессивными факторами риска для здоровья школьников, оказывающими негативное воздействие на растущий детский организм [8, 11,14, 17].

Немаловажным является и то, что все болезни «родом из детства». Период дошкольного детства является основополагающим в становлении здоровья. Это накладывает ряд обязательств перед дошкольными образовательными учреждениями. Для реализации аксеологического подхода к формированию ценностного отношения воспитанников к здоровью необходимо организовать оздоровительную деятельность таким

образом, чтобы они ощутили себя главным действующим лицом в творческом процессе становления своего здоровья [18].

Показатели сохранения здоровья педагогов также выглядят не должным образом. Ученые отмечают, что педагоги, как участники образовательного процесса, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья, которые снижаются с увеличения их рабочего стажа [6, 15, 19]. Анализ педагогической практики выявил низкий уровень валеологической подготовки современного педагога, что выражается в отсутствии общей культуры здоровья, неумении работать с различными категориями детей в режиме здоровьесберегающих образовательных технологий.

Педагоги не готовы создавать благоприятные педагогические условия для сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. В их работе проявляется незнание типологии детских проблем (детства в целом), психологии и физиологии детей и т.д. [4].

Из вышесказанного видно, что одной из основных причин ухудшения состояния здоровья всех субъектов образовательного процесса является несознательное отношение к здоровью как в сфере образовании так и в обществе. Заниженное самосознание педагогов и родителей в отношении ценности здоровья и самоответственности человека за состояние собственного здоровья приносит негативные результаты. Мало людей, в том числе и среди педагогов, которые ведут здоровый образ жизни и могут личным примером убедить детей и подростков в его необходимости,

Передать опыт ценностного отношения к здоровью, доказать необходимость ведения здорового образа жизни, своим примером может только тот педагог, который сам ответственно относится к своему здоровью и здоровью окружающих, знает законы его сохранения и укрепления, является сторонником здорового образа жизни, умеет и создает условия для формирования здоровьесбергающего самоотношения и ценностных ориентаций на здоровьесбережение у своих воспитанников, имеет достаточно знаний по культуре здоровья, психологии, физиологии человека [1, 9, 12].

Негативные тенденции в сфере образования, относительно здоровьесбережения и здоровьеформирования, позволяют говорить о необходимости подготовки современных педагогов по проблемам здоровьесбережения, что обусловливает выделение среди прочих профессионально-педагогических компетентностей такого понятия как компетентность здоровьесбережения [5, 16].

Современные требования к системе общего образования, выражающиеся в приоритете гуманистических целей; обращенности к «внутренним сферам» личности; переходе на системнодеятельностный и компетентностный подходы; учете в оценке качества образования совокупности личностных, предметных и метапредметных результатов

освоения учащимися основной образовательной программы; актуализации задач социализации, воспитания и развития обучающихся с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных различий; необходимости формирования универсальных учебных действий, оказания психолого-педагогической и валеологической помощи и поддержки ребенка в процессе его развития и саморазвития, содействия духовно-нравственному становлению личности, формирования культуры безопасного и здорового образа жизни, привлечения в образовательный процесс современных образовательных технологий, использующих психологические по форме и содержанию методы педагогического воздействия, демонстрации в профессиональном поведении учителя компетентных педагогических реакций в процессе взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами, усиливают потребность в «валеологизации» педагогического сознания [13]. Факт низкой культуры здоровья современных педагогов свидетельствует о необходимости повышения уровня культуры здоровья и компетентности здоровьесбережения всех участников образовательного процесса и, соответственно, о необходимости совершенствования учебного процесса педагогического вуза, создания программ профессиональной

переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в части повышения уровня культуры здоровья и формирования у них компетентности здоровьесбережения.

Использованные источники:

1. Михайлов Л.А., Корчагина Г.А., Сопко Г.И., Скворцова Н.Н., Шатровой О.В. Первичная профилактика зависимого поведения детей и подростков -путь к сохранению здоровья / В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры/ Материалы Х Международной конференции. Главный редактор: К.В. Султанов. 2003. С. 277-279.

2. Михайлов Л.А., Корчагина Г.А., Сопко Г.И., Шатровой О.В., Скворцова Н.Н. Роль образовательного процесса в формировании здорового образа жизни/ В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры. Материалы Х Международной конференции. Главный редактор: К.В. Султанов. 2003. С. 274-277.

3. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. /Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога // Школа будущего. - 2013. № 2. С. 138-142.

4. Пазыркина М.В., Сопко Г.И. /Формирование здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогического вуза/Педагогика и современность. 2014. №1. С. 107-111.

5. Пазыркина М.В., Сопко Г.И., Журина Т.Г./ Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога //Молодой ученый. 2012. № 3. С. 380-382.

6. Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Шатровой О.В. Здоровье как системный индикатор самоидентификации ребенка/ В сборнике: Ребенок в современном

мире. Процессы модернизации и ценности культуры. Материалы ХУШ Международной конференции. СПб., 2011. С. 600-604.

7. Соломин В.П., Корчагина Г.А., Бахтин Ю.К., Михайлов Л.А., Сопко Г.И. Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете/В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 31-33.

8. Соломин В.П., Корчагина Г.А., Бахтин Ю.К., Михайлов Л.А., Сопко Г.И. Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза / В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 51.

9. Сопко Г.И. Образ жизни и здоровье. //Основы валеологии: уч. пособие. -СПб:. Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. 1999. С. 51-56.

10. Сопко Г.И. Пазыркина М.В. /О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении. // Молодой ученый. 2012. № 11. С 484-486.

11. Сопко Г.И., Скворцова Н.Н., Платонов Д.В./ «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры//Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16-18 апреля 2003. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена. С. 313-315.

12. Сопко Г.И., Бахтин Ю.К., Пазыркина М.В. Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете/Приволжский научный вестник. 2014. № 1 (29). С. 99-102.

13. Сопко Г.И., Михайлов Л.А., Варшамов Ю.Л. Экологическая безопасность как интерактивная дисциплина/ В сборнике: Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология Соломин В.П. сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2000. С. 156-157.

14. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Здоровье педагога и педагогический процесс. Учитель: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции (24-25 июня 2010 г.). Ч.1. Псков. ПГПУ. 2010. С.237-238.

15. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. / Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений// Молодой ученый. 2012. № 6. С. 417-420.

16. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. / Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья//Начальная школа плюс до и после. 2012. № 7. C. 912.

17. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ прогимназия № 698 «Пансион»). Духовные горизонты детства: материалы ХУП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства».(21-23 апреля 2010) -СПб.: Изд-во Политех. ун-та. 2010. C.504-508.

18. Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании//«Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». 2014. № 2.

19. Марецкая Н. И., Сопко Г.И., Пазыркина М. В. Компетентный подход к проектированию информационно-развивающего пространства в детском саду // Концепт. - 2013. - № 03 (март). - ART 13060. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13060.htm. - Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Гончарова Е.Н. аспирант

НИУ «Белгородский государственный университет»

Россия, г. Белгород ГЕНДЕРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРАВОСЛАВИИ И БУДДИЗМЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Не смотря на огромную разницу культурных традиций в православии и буддизме в рамках сравнительного подхода можно обозначить проблематику тендерных стереотипов в данных религиях. Но следует отметить, что результаты исследований будут во многом зависеть от самого исследователя и от того к какой культурной традиции он принадлежит.

В православии и мужчина, и женщина «сотворены по образу и подобию Бога», но между ними существует большая разница. Женщина имеет свое определенное предназначение. Определение места женщины в православии двойственно. При посредничестве женщины грех вошел в человеческую природу, но через женщину (Деву Марию) Спаситель явился миру. С одной стороны, женщина поддалась соблазну и совратила мужа (Ева). Через нее теперь страдает все человечество. А с другой стороны в православии женское начало (Богородица) высоко почитается. Дева Мария является началом творения; благодаря ей человек может участвовать в божественном творении.

Но несмотря на предназначение мужчин и женщин, все духовные служители утверждают, что Бог един для всех, что нет никаких различий, ни для мужчин, ни для женщин в обращении к православной вере [3, 38].

Говоря о буддизме, следует отметить, что буддизм не дискриминирует женскую природу относительно высшей религиозной перспективы. Светское положение женщины в буддизме качественно отличается от положения в христианстве или иудаизме. Т.к. буддизм основан на индивидуальном духовном совершенствовании, то брак, развод, политические предпочтении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.