И.В. Кончакова,
Главное управление внутренних дел по Воронежской области
ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ СВЕДЕНИЙ О ЛИЦАХ, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЕНЫ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ХОДЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ PROBLEMS OF PROTECTION OF DATA ON PERSONS TO WHICH SECURITY MEASURES ARE APPLIED DURING PRELIMINARY INVESTIGATION
В статье представлены некоторые авторские суждения по проблемным вопросам защиты сведений о лицах, к которым применены меры безопасности в ходе предварительного расследования. Проведен анализ статистических данных о применении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства.
In given article some author’s judgements on problem questions ofprotection of data on persons to which security measures are applied during preliminary investigation are presented. The analysis of the statistical data about application of the security measures which have been taken out concerning participants of criminal legal proceedings is carried out.
Защита сведений о лицах, к которым применены меры безопасности в ходе предварительно -го расследования, является неотъемлемой частью уголовно-процессуального института защиты информации на стадии предварительного расследования. Необходимость сохранения в тайне сведений о мерах безопасности и данных о ли -цах, к которым они применены в ходе предва-рительного расследования, является своеобразной, характерной чертой расследования и важной гарантией раскрытия и эффективного расследования преступлений в современных усло -виях, а также одной из гарантий соблюдения законных прав и интересов граждан, которые могут пострадать от огласки данных о них и их родственниках, близких лицах.
Уголовно-правовая защита сведений о лицах, к которым применены меры безопасности в ходе предварительного расследования, обеспечивается статьями 311 и 320 УК РФ. Однако следует констатировать, что практика регистрации и расследования преступлений, предусмотренных указанными статьями, остается практически на нулевом уровне. Статистические данные по Во -ронежской области свидетельствуют об отсутствии подобных преступлений в период с 2002 го -да по настоящее время [1]. По Центральному федеральному округу, куда входят 18 субъектов РФ (17 областей и г. Москва), за этот же период только в 2005 году в Ярославской области было зарегистрировано 1 преступление, предусмотренное статьей 320 УК РФ.
На основании изложенного и из текста спе -циального доклада Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации В. Лукина следует заключить, что на практике Федераль-ный закон от 20.08.04 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» фактически не работает. «Целый ряд положений правительственных постановлений не соответствует требованиям практики и не способствует повышению эффективности государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Достаточно сказать, что по данным МВД России, в 2005 г. меры обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, подозреваемых и иных участников уголовного судопроизводства применялись лишь в 350 случаях В 2006 г. таких случаев набралось уже более 1000, что все равно ничтожно мало в отношении к количеству зарегистрированных преступлений» [2]. Чаще всего речь шла о физи -ческой защите [3].
По данным МВД РФ, за 12 месяцев 2008 г. в целом по России в органы внутренних дел по -ступило на исполнение более 556 постановлений о применении мер безопасности, вынесенных в отношении участников уголовного судопроизводства, из них вынесенных судами — 24; следо -вателями СК при прокуратуре Российской Феде -рации — 184; следователями следственных подразделений при ОВД — 273; дознавателями ОВД
— 75. Государственная защита осуществлялась в отношении почти 600 граждан, в том числе 187 потерпевших, 345 свидетелей и 64 иных участников уголовного судопроизводства, а также родных и близких защищаемых лиц.
«Основные средства Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006—2008 годы», были истребованы и расходовались на аренду жилья для помещения в безопасное место защищаемых лиц, приобретение проездных документов для них, установку охранной сигнализации и для создания материально-технической базы, необходимой для обеспечения осуществляемых мер безопасности.
В то же время неприменение всего комплекса предусмотренных законодательством мер государственной защиты и недостаточно активная позиция по рассматриваемому направлению оперативно-служебной деятельности подтверждается невостребованностью денег, выделяемых на их финансирование по Государственной программе» [4].
Тенденции незначительного применения мер безопасности сохранились и в настоящее время. Так, исходя их отчетов о результатах деятельно -сти соответствующих подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, ГУВД по Воронежской области и подразделения собственной безопасности ГУВД по Воронежской области [5], следует, что за 2009 год в указанные подразделения на исполнение поступило 9, а за 9 месяцев 2010 года 15 постановлений (определений) о применении государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголов-ного судопроизводства (5 — в отношении потерпевших, 3 — свидетелей, 1 — иной категории, а за 9 месяцев 2010 года 5 — в отношении потерпевших, 7 — свидетелей, 3 — иной категории). Необходимые документы поступили из суда (1 определение в отношении потерпевшего, а за 9 месяцев 2010 года ни одного), следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (4 постановления, из них
2 в отношении потерпевших, 1 — свидетеля, 1 — иной категории, а за 9 месяцев 2010 года 6 по -становлений, из них 2 в отношении потерпевших, 3 — свидетелей, 1 — иной категории), следственных подразделений органов внутрен-них дел (3 постановления, из них 2 в отношении потерпевших и 1 — свидетеля, а за 9 месяцев 2010 года 6 постановлений, из них 2 в отноше -нии потерпевших, 2 — свидетелей, 2 — иной категории), иных следственных органов (1 по -становление в отношении свидетеля, а за 9 месяцев 2010 года 2 таких постановления) и ни одно -го постановления не было вынесено в органах дознания (за 9 месяцев 2010 года органами доз -нания было вынесено 1 постановление в отноше -нии потерпевшего). За рассматриваемые периоды в органы внутренних дел не поступило ни одного заявления о применении государственной защиты до возбуждения уголовного дела. Исходя
из имевшихся на рассмотрении материалов, за отчетный период было вынесено 14 постановле -ний об отмене мер безопасности, из них 3 в отношении потерпевших, 10 — свидетелей, 1 — иных категорий (за 9 месяцев 2010 года было вынесено 8 постановлений об отмене мер безопасности, из них 5 в отношении потерпевших, 2
— свидетелей, 1 — иных категорий).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 20.08.2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [6] в 2009 году на территории Воронежской области меры безопасности применялись в отно -шении 7 потерпевших (за 9 месяцев 2010 года — в отношении 8), 12 свидетелей (за 9 месяцев 2010 года в отношении 9) и 1 лица, относящегося к категории иных участников (экспертов, специа-листов, переводчиков, понятых, а также участвующих в уголовном судопроизводстве педаго -гов и психологов), а за 9 месяцев 2010 года в отношении 4 близких родственников, родственни -ков и близких лиц, на которых оказывалось противоправное посягательство в целях воздействия на указанных ранее лиц. Все меры безопасности применялись в отношении участников уголовно -го судопроизводства по уголовным делам, воз -бужденным по тяжким или особо тяжким преступлениям, часть из которых были совершены группой лиц по предварительному сговору, в связи с чем меры безопасности были применены в отношении 5 потерпевших (за 9 месяцев 2010 года в отношении 5) и 4 свидетелей (за 9 месяцев 2010 года в отношении 1). За 9 месяцев 2010 года выявлено 1 преступление про тив личности, связанное с угрозой защищаемому лицу, а в 2009 году таких преступлений выявлено не было.
Всего в течение 2009 года было осуществле -но 33 меры безопасности (за 9 месяцев 2010 года
— 45). Исходя из всей совокупности мер безопасности, указанных в статье 6 Федерального закона «О государственной защите потерпевших ...», были применены только 5 (столько же и за 9 месяцев 2010 года), из них личная охрана 19 раз (за 9 месяцев 2010 года — 20), охрана жилища и имущества 3 (за 9 месяцев 2010 года — 7), выда -ча специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности 8 (за 9 месяцев 2010 года — 13), временное помещение в безопасное место 2 (за 9 месяцев 2010 года — 4) и только 1 раз применялось обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице (столько же и за 9 месяцев 2010 года). Всего на применение мер безопасности было выделено 111 тысяч рублей (на 2010 год — 5168 тысяч рублей), на указанные меры безопасности оказа -лось израсходовано 75 тысяч рублей (за 9 месяцев 2010 года — 2890 тысяч рублей), при этом обеспечение конфиденциальности сведений о
защищаемом лице не потребовало расходования материальных средств.
В соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 20.04.1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга-нов» [7] на территории Воронежской области в
2009 году и за 9 месяцев 2010 года силами подразделений государственной защиты органов внутренних дел применялись меры безопасности только в отношении судей. Всего за 2009 год поступило 4 заявления (за 9 месяцев 2010 года — одно), требующих принятия решения о применении государственной защиты. В 2009 году было вынесено 7 постановлений (только 1 за 9 месяцев
2010 года), из них 4 о применении мер государственной защиты и 3 об отмене мер безопасности. Из всех мер безопасности применялась только одна — это личная охрана, охрана жили -ща и имущества. На ее применение было израсходовано 23 тысячи рублей.
К сожалению, как в 2009 году, так и за 9 месяцев 2010 года обеспечение конфиденциально -сти сведений о защищаемом лице путем закры -тия данных не применялось, хотя данная мера предусматривает закрытие любых баз данных, в том числе: в адресном бюро, номеров телефонов на АТС, на автотранспортные средства в карто -теках ГИБДД, в паспортно-визовой службе, в картотеках кадровых аппаратов, медицинских учреждениях, в других местах.
В течение 2009 года подразделением собственной безопасности ГУВД по Воронежской области в целях реализации положений Федерального закона РФ «О государственной защите судей ...» было рассмотрено 42 (за 9 месяцев 2010 года — 32) заявления, сообщения и другой информации, требующей принятия решения о применении государственной защиты в отноше -нии сотрудников органов внутренних дел (27) и их близких (15). Всего было вынесено 82 (за 9 месяцев 2010 года — 54) постановления (55 в отношении сотрудников органов внутренних дел (за 9 месяцев 2010 года — 45) и 27 (за 9 месяцев 2010 года — 9) — их близких), из них 30 (за 9 месяцев 2010 года — 16) постановлений о при -менении мер государственной защиты (16 в отношении сотрудников органов внутренних дел (столько же и за 9 месяцев 2010 года) и 14 — их близких), 12 (за 9 месяцев 2010 года — 16) об отказе в применении мер государственной защи -ты (11 в отношении сотрудников органов внутренних дел и 1 — их близких) и 40 (за 9 месяцев 2010 года — 22) об отмене мер безопасности (28 (за 9 месяцев 2010 года — 13) в отношении сотрудников органов внутренних дел и 12 (за 9 месяцев 2010 года — 9) — их близких). При этом в 7 (за 9 месяцев 2010 года — 13) случаях (6 в отношении сотру дников органов внутренних (за 9 месяцев 2010 года — 13) дел и 1 — их близких)
было отказано в применении мер государственной защиты за отсутствием реальной угрозы, а 5 (за 9 месяцев 2010 года — 3) сотрудникам органов внутренних дел отказали из -за угрозы, не связанной с исполнением служебных обязанно-стей. Из числа мер безопасности применялись только две (столько же и за 9 месяцев 2010 года), из них в отношении 17 (за 9 месяцев 2010 года — 18) сотрудников органов внутренних дел применялась выдача оружия, специальных средств ин -дивидуальной защиты и оповещения об опасности, а обеспечение конфиденциальности сведе-ний о защищаемом лице путем закрытия баз данных применялась в отношении 32 (за 9 месяцев 2010 года — 19) сотрудников органов внутренних дел и 21 (за 9 месяцев 2010 года — 9) их близких. При этом были закрыты базы данных в 53 (за 9 месяцев 2010 года — 28) случаях в адресном бюро (32 (за 9 месяцев 2010 года — 19) в отношении сотрудников органов внутренних дел и 21 (за 9 месяцев 2010 года — 9) — их близких),
3 факта (за 9 месяцев 2010 года — 1) ограничения на доступ к информации на автотранспортные средства (2 (за 9 месяцев 2010 года — 1) в отношении сотрудников органов внутренних дел и 1 — их близких) и 31 факт (за 9 месяцев 2010 года — 19) ограничения на доступ к информации в картотеках кадровых аппаратов и медицинских учреждений ГУВД по ВО в отношении 31 (за 9 месяцев 2010 года — 19) сотрудника органов внутренних дел. Однако нет ни одного случая на ограничение доступа к номерам телефонов на АТС, к сведениям, содержащимся на сотрудни-ков органов внутренних дел и их близких, в пас -портно-визовой службе и других местах, требующих обеспечения конфиденциальности све-дений защищаемых лиц. Всего в течение 2009 года в отношении 53 (за 9 месяцев 2010 года — 29) лиц применялись меры безопасности (32 (за 9 месяцев 2010 года — 20) в отношении сотрудни -ков органов внутренних дел и 21 (за 9 месяцев
2010 года — 9) — их близких).
На основе приведенных данных статистической отчетности можно заключить, что динамика развития применения мер безопасности как по стране, так и в Воронежской области практиче -ски стоит на месте. Несмотря на увеличение количества материальных средств, выделяемых на их обеспечение, они расходуются только на те же меры безопасности, что и применялись ранее, и фактически только на 2/3 от общей суммы. Непонятно, почему очень редко либо вообще не применяется такая мера безопасности, как обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, которая к тому же, как показывают результаты отчетности, не требует расходования материальных средств. В связи с этим очевидно, что поскольку меры государственной защиты применяются относительно редко, то и разгла-шать нечего либо очень сложно обеспечить ре-
альную конфиденциальность сведений о защи-щаемом лице.
ЛИТЕРАТУРА
1. ИЦ ГУВД по Воронежской области. Форма отчета — 1 ЕГС.
2. Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Феде -рации В. Лукина // Российская газета. — 2008. —
4 июня.
3. Обзор брифинга по вопросам государст-
венной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства . — Режим доступа:
http ://sart raccc.sgap.ru/Press/brif_svid_prot.htm.
4. Информационно-аналитические материалы по вопросу «О результатах оперативно -служебной деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, за 2008 год». Подготовлены УОГЗ МВД России.
5. ИЦ ГУВД по Воронежской области. Форма отчета — «Госзащита-ФЛ» за 2009 год и 9 месяцев 2010 года.
6. Собрание законодательства РФ. — 2004.
— № 34. — Ст. 3534.
7. Собрание законодательства РФ. — 1995.
— № 17. — Ст. 1455.