Научная статья на тему 'Проблемы занятости и безработицы в республике Армения в 1991-2003 гг'

Проблемы занятости и безработицы в республике Армения в 1991-2003 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
749
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ARMENIA / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / ДИНАМИКА БЕЗРАБОТИЦЫ / UNEMPLOYMENT DYNAMICS / НИЩЕТА / БЕДНОСТЬ / POVERTY / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL STRUCTURE / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ВАКАНСИИ / VACANCIES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зограбян Эдуард Лендрушович

В статье анализируется состояние занятости в Армении в переходный период от советской системы к рыночной экономике после обретения независимости. Отмечены факторы, динамика и последствия роста безработицы в Армении в 1991-2003 гг. Рассмотрена политика Армении в сфере занятости и степень ее эффективности. Проблемы безработицы и обнищания населения Армении сохраняются до сих пор, что ведет к оттоку населения из республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы занятости и безработицы в республике Армения в 1991-2003 гг»

kiye: etnosotsiologicheskiye ocherki [Russian: eth-nosociological essays]. Moscow, Nauka, 1992, pp. 191-222.

12. Arutyunov S.A. Etnograficheskoe obozrenie, 1998, no. 5, pp. 133-145.

13. Arutyunyan Yu.V. Obshchestvennye nauki i sovre-mennost', 2009, no. 4, pp. 91-97.

14. Guboglo M.N. Identifikatsiya identichnosti: Etno-sotsiologicheskie ocherki [Identification of identity: ethnosociological essays]. Moscow, Nauka, 2003, 768 p.

15. Akhiezer A.S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta (sotsiokul'turnaya dinamika Rossii): Ot proshlogo k budushchemu [Criticism of historical experience (socio-cultural dynamics of Russia). From the past to the future]. Novosibirsk, Siberian chronograph, 1998, 804 p.

16. Avksent'ev V.A., Aksyumov B.V. Naucnaá mysl' Ka-vkaza, 2013, no. 4 (76), pp. 31-37.

17. Zarinov I.Yu. Issledovanie fenomenov «etnosa» i «etnichnosti»: nekotorye itogi i soobrazheniya [Research of the phenomena of «ethnos» and «ethnicity»: some results and considerations]. In: Akademik Bromley i otechestvennaya etnologiya. 1960-1990 gody [Academician Bromley and domestic ethnology. 1960-1990]. Moscow, Nauka, 2003, P. 18-36.

18. Namrueva L.V Vestnik Kalmytskogo instituta gu-manitarnykh issledovaniy RAN, 2009, no. 1, pp. 59-64.

19. Ochirova N.G. Vestnik Kalmytskogo instituta guman-itarnykh issledovaniy RAN, 2014, no. 1, pp. 140-143.

20. Badmaeva N.V. Rol'etnicheskoy identichnosti v mi-gratsionnom protsesse // Gumanitarnaya nauka Yuga

Rossii: mezhdunarodnoe i regional'noe vzaimodeyst-vie. Materialy II Mezhdunarodnoy nauchnoy konfer-entsii, posvyashchennoy 75-letiyu Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN [Humanitarian science of the South of Russia: international and regional interaction. Proc. 2nd Int. Sci. Conf. dedicated to the 75th anniversary of the Kalmyk Humanitarian Research Institute of the Russian Academy of Sciences (Elista, September 14-15, 2016)]. Elista, KI-IGI RAS, 2016, pp. 118-119.

21. Drobizheva L. M. Rossiyskaya, etnicheskaya i re-spublikanskaya identichnost': konkurentsiya ili sovmestimost' [Russian, ethnic and republican identity: competition or compatibility]. In: Tsentr i regional'nye identichnosti v Rossii [Center and regional identities in Russia]. Ed. by V Gelman and T. Hopf. St.-Petersburg, Publishing house of Europe University in St.-Petersburg, Summer Garden, 2003, 256 p.

22. Magomedov G.I. Obrazovanie kak vazhneyshiy faktor formirovaniya rossiyskoy grazhdanskoy identichnosti [Education as the most important factor in the formation of Russian civil identity]. In: Yazykovaya politika v sfere obrazovaniya: instrument formirovaniya obshcherossiyskoy grazhdanskoy identichnosti. Vserossiyskiy seminar - sovesh-chanie [Language policy in education: a tool for the formation of Russian civil identity. Proc. All-Rus. Seminar - meeting. (Moscow, June 24-25, 2015)]. Moscow, NF «Mezhdunarodnykh integratsionnykh tekhnologiy», 2015, pp. 257-262.

«Исследование проведено в рамках государственной субсидии - проект «Анализ динамики природных систем на основе мегабаз данных за многолетний (19-20 века) период наблюдений для выявления и прогнозирования экстремальных природных феноменов, опасных для социально-экономического развития густонаселенных территорий юга России» (номер госрегистрации 01201450487).»

10 ноября 2017 г.

УДК 316

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ В 1991-2003 гг.

Э.Л. Зограбян

DOI 10.23683/2072-0181-2017-92-4-85-90

В постсоветский период Республике Армения, как и ряду других стран, вставших на путь самостоятельного независимого развития в условиях перехода к рынку, характерны обострения проблем труда, занятости и безработицы.

Зограбян Эдуард Лендрушович - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории сопредельных с Арменией государств Ереванского государственного университета, 0025, Республика Армения, г. Ереван, ул. Алека Манукяна, 1, e-mail: edlevzo2014@gmail.com, т. (+374 60) 71-06-07.

Проблема занятости и безработицы в Республике Армения в указанный период получила свое отражение в трудах экономистов, социологов В. Ходжабекяна [1], А. Саргсяна [2], А. Та-девосяна [3]; и др. В данной статье эта проблема рассматривается в рамках методологии и инстру-

Eduard Zogrobyan - Yerevan State University, 1, A. Manukyan Street, Yerevan, Republic of Armenia, e-mail: edlevzo2014@gmail.com, tel. (+374 60)710607.

ментария исторической науки. Цель настоящего исследования - представить проблему занятости в Республике Армении в условиях рыночных отношений со времени провозглашения независимости; выявить причинно-следственные проявления возникновения безработицы; провести анализ субъективных и объективных реалий и факторов, тормозящих процесс преодоления последней. Сформулированная цель диктует необходимость решения следующих задач: охарактеризовать экономические преобразования в республике Армения (1991-2003), их социальную значимость; определить специфику сущности политики занятости; выявить последствия наличия группы безработных в социальной структуре и влияние этой группы на тенденции развития общества.

В период рыночных реформ 90-х годов ХХ в. начал формироваться и рынок труда. Занятость населения становится решающим социальным фактором, воздействующим на динамику становления новой социальной структуры общества Армении. Как известно, занятость в Армении вплоть до рыночных преобразований 1991 г. характеризовалась относительно высоким уровнем вовлеченности трудовых ресурсов в сферу материального производства и сферу услуг, государственным регулированием заработной платы, стабильной профессиональной и географической мобильностью рабочей силы. Ее закрепляли с помощью института прописки по месту жительства, наличием развитой социальной инфраструктуры и, как результат, - фактическим отсутствием безработицы.

Сразу после провозглашения независимости республики, в условиях перехода к новому социально-политическому устройству и рыночной экономике, резко изменился механизм социального обеспечения населения республики, что породило ряд социальных противоречий.

Уже в дореформенный период большая часть населения лишилась основной работы и была вынуждена в борьбе за выживание браться за любое дело. В 1990 г., в период промышленного и энергетического кризиса, почти 500 тыс. человек были одновременно обречены на вынужденный простой и дальнейшие увольнение [4]. Для обеспечения прожиточного минимума большая часть населения начала заниматься мелкой торговлей. Как справедливо отмечает А. Тадевосян, «мелкая торговля стала основным определяющим фактором экономической занятости населения Армении, в нее было вовлечено абсолютное большинство работающего населе-

ния - около 70 %» [5, с. 33]. В рассматриваемый период существенно изменилась занятость населения по отраслям хозяйства. Это было следствием структурных изменений производства. В результате развала экономики резко сократился спрос труда в сфере производства. В 2000 г. по сравнению с 1990 г. уровень занятости в сфере производства сократился в 2,8 раза; в области строительства - в 4; в сфере транспорта и связи - в 1,8; науки - в 3,1; образования и культуры - в 1,3 раза. В результате, если удельный вес занятых, например, в промышленности от общего числа занятых в экономике в 1990 г. составлял 30,4 %, то к 2000 г. этот показатель понизился до 14,1 %. Подобные негативные тенденции наметились в сельском хозяйстве и в сфере торговли [5, с. 17]. Фактически в годы переходного периода, начиная с 1991 г., уровень занятости населения имел постоянную тенденцию к понижению, и только в 2002 г. был зафиксирован рост числа занятых на 1,3 % по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, в экономике с 1994 г. по 2001 г. преобладало понижение уровня занятости. Уровень падения занятости даже превышал в этот же период уровень снижения ВВП - 74% [6, с. 143]. Отметим также, что сокращение занятости в первые годы переходного периода значительно отставало от сокращения уровня объема производства, что порождало экономически неэффективную действительность в республике. В большинстве отраслей в упомянутые годы и без того унаследованный низкий уровень производства еще более снизился. Такая тенденция была характерна почти для всех республик бывшего СССР [7].

Значительная часть населения так и не смогла найти рабочие места, хотя бы как-то обеспечивающие прожиточный минимум и стала полностью безработной. В Республике Армения впервые сформировалась устойчивая социальная группа - безработные.

Безработица как социальное явление существовала во всех развитых странах. Она включает в себя ту часть трудоспособного населения, которая стремится работать, однако лишена такой возможности или по причине отсутствия рабочих мест, или в силу отсутствия соответствующей квалификации. Безработица свойственна рыночной экономике, которая и установилась в постсоветской Армении. Но существующая в развитых странах классическая безработица не доводит до крайней нищеты. Естественный уровень безработицы, характерный для класси-

ческих развитых стран, в основном колебался в пределах 4-6 %.

А вот как выглядела динамика безработицы в Армении в 1992 - 1999 гг. В 1992 г. статус безработного имели (в среднегодовом срезе) 56,3 тыс. чел.; в 1993 - 102,6; в 1995 - 131,7; в 1996 -147,9 тыс. чел. Даже в 1997 г., когда в республике была зарегистрирована стабилизация макроэкономики, только согласно официальным данным, число безработных выросло на 14 тыс. чел. по сравнению с предыдущим годом, достигнув 174,4 тыс. человек [8]. В процентном отношении в 1994 г. в Армении статус безработного имело 5, 8 % экономически активного населения; в 1995 - 8,2 %; в 1996 - 10,1; в 1997 - 10; в 1998 -11,1; в январе 1999 - 8,9; в апреле 1999 - 10,5 % [9]. Это означает, что экономика республики в указанный период продолжала переживать спад, сокращались рабочие места. Заметим, что приведенные цифры демонстрируют количество только зарегистрированных безработных. Чрезвычайно низкий уровень пособия по безработице способствовал тому, что безработные предпочитали не состоять на учете. Более выгодным для них был случайный нелегальный заработок. Большой процент среди безработных составляли женщины и молодежь. В 1995-1996 гг. женщины составляли 67,8 % от общего числа безработных. Среди зарегистрированных безработных 30 % составляли рабочие; 21,5 % из них не имели квалификации. Кстати, среди общего числа безработных в социально-демографической группе людей трудоспособного возраста процент 2930-летних молодых безработных был наиболее высок. Большую часть из них составляли люди со средним и средне-специальным образованием (78,8 %) [1, с. 78]. Длительные безработные составляли 73,4 % от общего числа, большая часть из них (80 %) были в возрасте до 50 лет и не работали с 1992 г. Они потеряли квалификацию, навыки и стали неконкурентоспособными на рынке труда [2, с. 39-42]. К числу длительно безработных относилось 85 % безработных женщин. Сложнее обстояло дело с трудоустройством женщин.

В целом динамика безработица в 1992 -2001 гг. росла особо быстрыми темпами. Среднегодовой показатель числа безработных увеличился с 1,8 % до 10, 3 % , т. е. в 5 раз [10 с.101]. На рубеже 2000-х гг. уровень безработицы в Армении намного превышал естественный уровень. В стратегической программе по преодолению нищеты в республике отмечалось, что в 2001 г. уровень безработицы в Армении составлял 32,8 %

активного населения, превышая фиксированный уровень безработицы приблизительно в 5,5 раза. Анализ показывал, что наличие одного безработного члена домашнего хозяйства повышал уровень нищеты семьи на 12,6 %. Риск крайней нищеты в домашнем хозяйстве безработного в 2001 г. составил 70 %, что было самым высоким показателем для всех возрастных и социальных групп [6, с. 12 - 13]. Безработный в Армении получал ничтожно малое пособие (около 6 долл. в месяц), которое абсолютно не обеспечивало его прожиточный минимум. Согласно методологическому подходу Международной организации труда, статус скрытого безработного имеют все те занятые, которые не могут обеспечить минимальный жизненный уровень себе и членам своих семей из-за крайне низкой заработной платы. Фактически безработица являлась одной из главных причин нищеты.

Возникновение массовой безработицы в основном объясняется быстрым разрушением экономической жизни, которое произошло в Армении после перехода к рынку: производство было практически полностью остановлено, заводы и фабрики не работали. Спад экономики носил всеобщий характер: внутренний валовый продукт (ВВП) республики в 1993 г. снизился на 56 % по сравнению с 1989 г., а уровень промышленного производства понизился на 60 % [11]. Резкий спад был зарегистрирован также в многоотраслевом сельском хозяйстве. Нищета и безработица способствовали упадку в социальной жизни населения республики, они же привели к повышению уровня эмиграции. Согласно официальным данным, в 1992-1998 гг. республику покинули более 600 тыс. человек [12]. В 1990-2000 гг. из Армении эмигрировало около 900 тыс. человек: % из этого числа находятся в странах постсоветского пространства, причем, 80-85 % в Российской Федерации, остальная % -в США и в странах Европы [10, с. 105]. Казалось бы, что в условиях массовой эмиграции число безработных должно сократиться. Однако с увеличением числа эмигрантов увеличивалось и число безработных, продлился также и срок нахождения трудоспособного населения в безработном состоянии. Примечательно, что, в отличие от других стран с экономикой переходного периода, в Армении среди длительно безработных было много людей с более высоким уровнем образования, меньшую часть из них составляла молодежь [13].

Группа безработных, возникшая после провозглашения независимости республики в

условиях формирования рыночной экономики, оказалась с наиболее уязвимым социальным слоем общества. В ноябре 2000 г. экономически активными были 453,6 тыс. чел. - 88,2 %, или 282 тыс., из которых были заняты в экономике, а 11,8 %, или 170,8 тыс., не имели постоянной работы, были зарегистрированы в республиканской службе по трудоустройству и имели статус безработных. Основная группа безработных -95 % была сконцентрирована в городах; 29,6 -в Ереване; 17,2 - в Гюмри; 8,1 - в Ванадзоре [14]. Особенно высок уровень безработицы зафиксирован в зоне бедствия и в приграничных районах [5, с 22].

Тем не менее, несмотря на большое число безработных, в республике оставались свободные рабочие места, которые требовали соответствующих высококвалифицированных работников. Некоторые авторы считают эти вакансии «лучшими», приносящими высокие доходы, а те рабочие места, которые не входят в число лучших, по их мнению, не могут даже обеспечить физическое существование людей [15].

На наш взгляд, категории «хорошие» или «плохие» вакансии для измерения дохода вряд ли справедливы. Лучшими рабочими местами являются те из них, которые требуют высокой квалификации, а не приносящие большую прибыль. Естественно, что высококачественная работа хорошо оплачивается. Дело в том, что большая часть безработных такой квалификацией не обладает и не может занять соответствующие вакансии, поэтому для обеспечения безработных занятостью необходимо повышать их квалификацию. Первый закон Республики Армения «О занятости населения» был принят 27 декабря 1991 г. К сожалению, он не включал в себя положения, способствующие активной политике занятости, поэтому действовал всего четыре года. Потом, взамен устаревшего, Министерство социального обеспечения выступило с новым законопроектом в новой редакции [16]. Еще 21 декабря 1993 г. Республика Армения присоединилась к международным конвенциям «О дискриминации в сфере труда и занятости» и «О политике в сфере занятости» [17, с. 45, 49]. Однако многие положения этих документов не могли быть воплощены в жизнь на территории Армении, поскольку не вписывались в рамки старого законодательства и старого Трудового кодекса. Применению указанных конвенций также мешало отсутствие нового рынка труда и законодательства, регулирующего отношения между работодателем и наемным работником.

3 декабря 1996 г. был принят и вступил в силу 1 января 1997 г. закон РА «О занятости населения» [17, с. 267]. В семи главах и 28 статьях Закона были сформулированы основы регулирования занятости населения РА, гарантии осуществления права на свободный выбор работы, а также социальной защиты, предоставляемой государством безработным. Действующий закон полностью обеспечивал осуществление активной политики в области занятости. Закон был созвучен законодательству в сфере занятости европейских государств [18]. Таким образом, начиная со второй половины 1990-х гг., в Армении начался новый этап в сфере регулирования занятости и рынка труда, которое стало более адресными, а шаги, направленные на ее обеспечение, более активными.

В 1992 г. была создана специальная служба по трудоустройству, включая 51 территориальный центр в районах республики. С целью улучшения обслуживания населения в области трудоустройства и занятости решением Правительства РА № 379 от 15 сентября 1997 г. «О государственной службе труда и занятости» соответствующей службе передавались государственные функции регулирования труда. Министерству социального обеспечения Республики Армения было поручено создать республиканскую службу труда и занятости при министерстве, реорганизовать центр занятости Еревана в участковые центры труда и занятости Еревана по районам, а территориальные центры занятости -в территориальные центры труда и занятости [19]. В течение 10 лет существования этой организации к ней обратились 600 тыс. граждан, лишь малую часть которых удалось трудоустроить. Число устроившихся на работу по направлениям центров занятости составило около 35 % от общего числа устроившихся на работу по республике в 1996-1998 гг. Важным фактором регулирования занятости является участие работодателей в осуществлении государственной политики занятости. Однако не все работодатели в республике выполняют свои обязательства, предусмотренные законом о труде и занятости населения. Более того, работодатели повсеместно нарушают законодательство в вопросах порядка принятия на работу, увольнения и оплаты труда [20, с. 179].

В 2001 г. в Армении было создано около 38 тыс. новых рабочих мест [21]. Однако рабочие места открывались медленно и в недостаточном количестве, а число безработных продолжало расти. Фактически сокращалось чис-

ло зарегистрированных безработных, а число незарегистрированных продолжало расти. По некоторым оценкам (отчет правительства РА об исполнении государственного бюджета за 2001 г.), в стране имелось, по крайней мере, 300 тыс. безработных. Количественный рост последних оказал решающее влияние на чреватые своими опасными проявлениями тенденции формирования, как социальной структуры, так и демографической картины.

По данным независимых экспертов, 4050 % рабочей силы в рассматриваемый нами период были перегружены. Кроме того, значительная часть занятого населения работала не по своей специальности. В результате существенного несоответствия между спросом и предложением, возникшего на рынке труда республики, резко возросла конкуренция в борьбе за одно рабочее место. Расчеты, сделанные по архивным данным, показывают, что в 2003 г. на одно рабочее место претендовало 200 безработных. Центры занятости обычно на одну вакансию присылали на усмотрение работодателя 10 человек. Для ликвидации несоответствия между спросом и предложением, кроме создания новых рабочих мест, республиканским центром занятости были организованы соответствующие курсы обучения безработных. К концу 1990-х гг. каждый год переподготовку проходили 500 безработных, 80 % из которых устроились на работу. Вместе с тем в работе государственного фонда социального обеспечения РА отмечены недочеты и злоупотребления, которые замедляли осуществление государственной программы занятости. Для осуществления указанной программы предусматривалось 990 млн драм. Однако фондом были выделены лишь 766,6 млн драм. Вместо предусмотренных для выплаты пособий по безработице и оказания денежной помощи 869, 7 тыс. драм были выделены 702, 8 тыс. драм; вместо предусмотренных для профессионального обучения безработных 30 млн драм были выделены 22,4 млн драм; вместо предназначенных для создания новых рабочих мест у работодателей и помощи безработным в предпринимательской деятельности 54 млн драм было выделено 24,1 млн драм и т.д. [22].

Ситуация усугублялась отсутствием правового поля, направленного на решение данной проблемы.

Точную картину занятости представить невозможно, так как большое число тех, кто занимался незарегистрированной деятельностью, в основном в теневой экономике, составляет

около 100-120 тыс. человек. И именно эта часть работников была наиболее уязвима. Она полностью зависели от прихоти работодателя, поскольку в республике отсутствовала система обязательного личного социального страхования. Исследования показывают, что незарегистрированная деятельность была развернута более чем в 60 % сельского хозяйства и 24 % торговли [5, с. 21]. Многие безработные не регистрировались в службах занятости, прежде всего, по причине крайне низкого пособия по безработице. Кроме того, безработным предлагалась низкооплачиваемая работа, которая не соответствовала их профессиональным способностям. Переподготовка зарегистрированных безработных не соответствовала предъявляемым требованиям. Таким образом, их трудоустройство и вывод из теневого сектора были достаточно сложными задачами.

Последствия проведенной приватизации привели к тому, что подавляющая часть предприятий была обречена на бездействие. Такой же участи подверглись пять крупных предприятий, отданных РФ в рамках договоренности «Имущество вместо долга». Еще одна часть предприятий республики была просто уничтожена и до сих пор не подлежит восстановлению.

Эти негативные обстоятельства и продолжительность их существования способствуют достигшей угрожающих размеров эмиграции, со всеми ее последствиями. В таких условиях проблема создания стабильных и длительных рабочих мест становится особенно острой и требует от социально-экономических и политических структур республики выработки четкой стратегии развития промышленности и программы возобновления работы промышленных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ходжабекян В. Проблемы занятости в Армении в переходный период. Ереван: Гитутюн, 2001. 239 с.

2. Саргсян А. Рынок труда в Республике Армения. Ереван: б.и, 2001. 222 с.

3. Тадевосян А. Проблемы занятости и стратегии преодоления нищеты в Армении, АЦСНИ,/Арм. Центр Стратег. и Нац. Исследований. Ереван: б.и, 2001. 56 с.

4. Харатян Г. Эмиграция из Армении. Ереван: Авт. Изд-во, 2003. С. 21.

5. МелкумянА. Проблемы формирования рынка труда и занятости. Ереван: Занган, 200. 230 с.

6. Стратегическая программа преодоления нищеты (8 августа 2003 г.), Ереван: Гаспринт, 2003. 190 с.

7. Статистический справочник Армении 19931994 гг. Ереван: Ер. Министерство Статистики, Гос. Регистра и Анализа РА, 137 с. С. 125

8. Республика Армения, 18 марта 1997 г.

9. Национальный Архив Армении (НАА) Ф.1682. Оп.1. Д. 7. Л. 1.

10. Национальный доклад о человеческом развитии. 10 лет независимости и переходного периода в Армении. Армения 2001 Ереван: Айастан, 2001. 171 с.

11. Доклад о человеческом развитии. Армения 1995 Армения 1995 Ереван: Айастан, 1995. С. 16-17.

12. Республика Армения, 29 декабря 1999 г.

13. Социальная картина Армении и нищета. Статистический аналитический доклад Ереван: Бланк-грант, 2006. С. 79.

14. Социально-экономическая ситуация в Республике Армения, статист. Управление. Ереван: Луса-бац, 2001. С. 42-43.

15. Моя/наша концепция преодоления нищеты в Ереване: Притинфо, 2001. С. 110.

16. НАА. Ф.1682. Оп.1. Д. 25. Л. 2.

17. Сборник правовых актов в социальной сфере Республики Армения. Ереван: Бавин, 2004. 1087 с.

18. НАА. Ф.1682. Оп.1. Д. 66. Л. 1.

19. НАА. Ф.1682. Оп.1. Д. 115. Л. 2.

20. Егиазарян М.Р. О проблеме структуру и занятости населения РА в переходный период // Вестник Ереванского университета. 2001. №1 (103). С. 172-180.

21. Республика Армения. 15 декабря, 2001 г.

22. НАА Ф.1682. Оп.1. Д. 157, Л.1.

REFERENCES:

1. Khodzhabekyan V. Problemy zanyatosti v Armenii v perekhodnyy period [Problems of employment in Armenia in the transition period]. Yrevan, Gitutyun, 2001, 239 p.

2. Sargsyan A. Rynok truda v Respublike Armeniya [Labor market in the Republic of Armenia]. Yrevan, 2001, 222 p.

3. Tadevosyan A. Problemy zanyatosti i strategii preo-doleniya nishchety vArmenii [Employment Problems and Strategies for Overcoming Poverty in Armenia], Yrevan, 2001, 56 p.

4. Kharatyan G. Emigratsiya iz Armenii [Emigration from Armenia]. Yrevan, Avt. Publ., 2003, p. 21.

5. Melkumyan A. Problemy formirovaniya rynka truda i zanyatosti [Problems of formation of the labor market and employment]. Yrevan, Zangan, 200, 230 p.

6. Strategicheskaya programma preodoleniya nishchety (8 avgusta 2003 g.) [The Strategic Program for Over-

coming Poverty (August 8, 2003)]. Yrevan, Gasprint,

2003, 190 p.

7. Statisticheskiy spravochnik Armenii 1993-1994 gg. [Statistical Handbook of Armenia 1993-1994], Yrevan, Yrevan, Ministry of Statistics, State Register and Analysis of RA, 137 p., p. 125.

8. Respublika Armeniya [The Republic of Armenia]. March 18, 1997.

9. Natsional'nyyArkhivArmenii [The National Archive of Armenia], F. 1682, Op. 1, D. 7, L. 1.

10. Natsional'nyy doklad o chelovecheskom razvitii. 10 let nezavisimosti i perekhodnogo perioda v Armenii. Armeniya 2001 [National report on human development. 10 years of independence and a transition period in Armenia. Armenia 2001]. Yrevan, Ayastan Publ., 2001, 171 p.

11. Doklad o chelovecheskom razvitii. Armeniya 1995 [Human Development Report. Armenia 1995 ]. Yrevan, Ayastan Publ., 1995, pp. 16-17.

12. Respublika Armeniya [The Republic of Armenia]. December 29, 1999.

13. Sotsial'naya kartina Armenii i nishcheta. Statisticheskiy analiticheskiy doklad [Social picture of Armenia and poverty. Statistical analytical report]. Yrevan, Blankgrant, 2006, p. 79.

14. Sotsial'no-ekonomicheskaya situatsiya v Respublike Armeniya [Social and economic situation in the Republic of Armenia ]. Yrevan, Lusabats, 2001, pp. 42-43.

15. Moya/nasha kontseptsiya preodoleniya nishchety v Erevane [My/our concept of overcoming poverty in Yerevan]. Yrevan, Pritinfo, 200, p. 110.

16. Natsional'nyy Arkhiv Armenii [The National Archive of Armenia], F.1682, Op.1, D. 25. L. 2.

17. Sbornik pravovykh aktov v sotsial'noy sfere Respub-liki Armeniya [Collection of legal acts in the social sphere of the Republic of Armeni], Yrevan, Bavin,

2004, 1087 p.

18. Natsional'nyy Arkhiv Armenii [The National Archive of Armenia], F.1682, Op.1, D. 66. L. 1.

19. Natsional'nyy Arkhiv Armenii [The National Archive of Armenia], F.1682, Op.1, D. 115, L. 2.

20. Egiazaryan M.R. Vestnik Erevanskogo universiteta, 2001, no.1 (103), pp. 172-180.

21. Respublika Armeniya [The Republic of Armenia]. December 15, 2001.

22. Natsional'nyy Arkhiv Armenii [The National Archive of Armenia], F. 1682, Op. 1, D. 157, L.1.

28 ноября 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.