Научная статья на тему 'Проблемы законодательства, регулирующего исполнение принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания'

Проблемы законодательства, регулирующего исполнение принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
990
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / СОЕДИНЕННЫЕ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА / THE FORCED MEASURES OF MEDICAL CHARACTER CONNECTED TO AN EXECUTION OF THE PUNISHMENT / THE LEGISLATION REGULATING APPLICATION OF FORCED MEASURES OF MEDICAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гулькова Алевтина Анатольевна

Статья затрагивает пробелы законодательства, касающегося принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, а также варианты исключения этих пробелов. Автор вносит предложения по модернизации уголовно-исполнительной системы и Уголовно-исполнительного кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Гулькова Алевтина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the Legislation Regulating Execution of Forced Measures of Medical Character, Connected to an Execution of the Punishment

Given article mentions blanks of the legislation, the medical character concerning forced measures, connected to an execution of the punishment. Also variants of an exception of these blanks and conclusions and offers on modernization of criminally-executive system and the Criminally-executive code.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательства, регулирующего исполнение принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания»

Вопросы уголовного права

УДК 343.268

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИСПОЛНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА,

СОЕДИНЕННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ НАКАЗАНИЯ

© Гулькова А. А., 2011

Статья затрагивает пробелы законодательства, касающегося принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, а также варианты исключения этих пробелов. Автор вносит предложения по модернизации уголовно-исполнительной системы и Уголовно-исполнительного кодекса.

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания; законодательство, регулирующее применение принудительных мер медицинского характера.

В настоящее время не только уголовное законодательство, регламентирующее применение принудительных мер медицинского характера, но и медицинское нуждается во внесении изменений. Уголовный закон регулирует на данный момент не только основы принудительных мер медицинского характера — цели, виды, основания, но и порядок применения данных мер. Так, ст. 102 УК РФ содержит нормы продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера, которые перекликаются со ст. 104 УК РФ — о принудительных мерах, соединенных с исполнением наказания. Нам кажется, что было неверным с законодательной точки зрения сделать УК ведущим законом в регламентации именно применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. Основным в данном вопросе, как нам кажется, должно являться уголовно-исполнительное законодательство, которое в данное время требует полной замены норм, касающихся принудительных мер.

Кроме Уголовно-исполнительного кодекса, мы не нашли ни одного документа, в котором был бы закреплен порядок исполнения наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, а также применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, за-

болевшим во время отбывания наказания тяжелым психическим расстройством, хотя наличие такового документа, как нам кажется, является обязательным. Свою точку зрения мы можем подтвердить тем, что принудительные меры медицинского характера — это единственный вид лечения достаточно сложного в определении, специфического заболевания — психического расстройства, который назначается именно судом, а не медицинской комиссией после осмотра осужденного. Именно в этом заключается их особенность, требующая к себе особого внимания, отделения от общих норм медико-санитарного обеспечения осужденных в отдельном правовом акте.

В настоящее же время, кроме законодательства о здравоохранении России, существуют нормативно-правовые акты, касающиеся именно медико-санитарного обеспечения осужденных в местах лишения свободы, такие как: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205), Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства юстиции РФ от 17 октября 2005 г. № 640/190 «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим нака-

зание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», Приказ Минюста РФ от 16 августа 2006 г. № 263 «Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным», Положение о психиатрической больнице учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Приказ Министерства юстиции РФ от 1 декабря 2005 г. № 235 (в ред. Приказов Минюста РФ от 10.02.2006 № 20, от 25.09.2007 № 193) «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения». Этот список считается исчерпывающим.

Они восполняют некоторые пробелы в исполнении наказания, соединенного с принудительными мерами медицинского характера, и применении принудительных мер медицинского характера к осужденным, заболевшим во время отбывания наказания психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или тяжелым психическим расстройством, но больше, по в силу своей специфики, они, конечно, регулируют общее оказание медицинской помощи в системе исполнения наказания, регламентируют медицинское освидетельствование поступивших осужденных, некоторые аспекты оказания психиатрической помощи в исправительных учреждениях и т. д.

Эти нормативные акты содержат ряд проблем. Не уделено, как мы видим, должного внимания выявлению психических расстройств и исследованию психического состояния осужденных. Законодатель посчитал необходимым внести его в виде замечания «при необходимости применяются другие методы исследований». Ограничившись необходимостью проведения исследования психического состояния осужденного, он свел к нулю возможность выявления как реальных психических расстройств у осужденных, так и определения групп риска на ранних стадиях. Проблемой является не обязательность наличия врача-специали-ста, что напрямую закреплено в данных нормативных актах в словах «при наличии в штатах медицинской части врачей-специа-листов», хотя его наличие должно быть

безоговорочным и необходимым для грамотной работы медицинской части. При наличии психических расстройств у подозреваемых, обвиняемых и осужденных лечебные мероприятия проводятся только в соответствии с назначениями врача-психиа-тра. На практике наличие не только таких специалистов, но и должностей в штате во многих колониях просто не предусмотрено.

Хотелось также пояснить, что в данных законодательных актах различные психические расстройства во всех случаях включены в «другие заболевания», хотя это неправильно, так как эти расстройства в большинстве своем могут являться более тяжелыми, чем все перечисленные законодателем заболевания, возникающие у лиц, отбывающих наказание, и наносить больший вред как лицу, страдающему таким расстройством, так и окружающим.

Еще одним недостатком является регламентирование некоторых норм, касающихся освидетельствования. В данной части эти нормы должны быть исправлены в сторону обязательного медицинского освидетельствования всех прибывающих в исправительные учреждения осужденных. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что на основании ч. 1 ст. 34 «основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных Верховным Советом РФ в 1993 г. [1], «оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации».

Мы считаем, что лицам, к которым судом были применены принудительные меры медицинского характера, также можно оказывать вышеуказанную медицинскую помощь без их согласия, что не нарушит их прав, закрепленных в основном законе государства — Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [2], а также «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти-

туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [3].

Такое лечение не может быть неэффективным, даже если оно осуществляется против желания пациента, способного к осознанно-волевой регуляции.

Учитывая все вышесказанное, все же самой, по нашему мнению, сложной проблемой является то, что в настоящее время в Уголовно-исполнительном кодексе РФ предусмотрены лишь две статьи, в которых есть упоминание о лечении преступников, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости — ст. 18, 101 УИК РФ.

Не ставя целью комментирование текста статей, считаем необходимым отметить, что в ст. 18 УИК нет никакого, свойственного исполнению наказаний, обширного деления норм. В данной статье отсутствует упоминание о лицах, которые могут заболеть тяжелым психическим расстройством и стать невменяемыми во время отбывания наказания, что является очень грубой ошибкой законодателя.

Часть 3 ст. 18 УК РФ содержит в своем составе такие слова: «по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение». Здесь хотелось бы обратить внимание на несколько проблем. Во-первых, законодатель в данной формулировке не пояснил, о какой комиссии идет речь, и когда она проводится. Также ни в одной статье УИК, ни в сопутствующих нормативных актах не раскрыты порядок работы, состав комиссии, полномочия и права врачей и т. д. Во-вторых, такое понятие, как «обязательное лечение» — это, как нам кажется, совершенно новая категория лечения, его раскрытое определение не встретилось нам ни в одном законодательном акте.

Что касается ст. 101 УИК РФ, то ее пятая часть не содержит каких-либо существенных норм; часть вторая данной статьи говорит о трех видах учреждений исполнительной системы, созданных для лечения больных, отбывающих наказание, которыми являются лечебно-профилактические учреждения и медицинские части, а также лечебно-исправительные учреждения. Граница между ними обозначена законодателем настолько зыбко, что, согласно данной норме, правильное определение на лечение в определенное заведение невозможно даже в случае урегулирования этого вопроса ины-

ми подзаконными актами. В первую очередь трактовка любого лечения, а в особенности оказания психиатрической помощи, внутри учреждений, исполняющих наказания, должна быть максимально четко и полно прописана, прежде всего, в основном законе об исполнении наказаний — Уголовно-исполнительном кодексе. То же касается закрепления и раскрытия в УИК понятий учреждений, занимающихся лечением осужденных, отбывающих наказание, четкого разделения больных, имеющих как различные виды заболеваний, так и различные формы психических расстройств, не только в зависимости от их видов, но и, что самое главное, в зависимости от тяжести заболевания или расстройства.

В свою очередь, в ч. 1 ст. 104 УК РФ говорится, что в случаях, когда наряду с наказанием назначается амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, «принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказаний — в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь». Оказанием данной помощи в учреждениях здравоохранения занимаются деятели медицины, это является темой многочисленных трудов и исследований медицинских специальностей, а в УИК РФ применение данных мер не достаточно полно раскрыто, не систематизировано и по большей части разбросано по главам кодекса, как, собственно, и оказание общей медицинской помощи при исполнении наказаний.

Подводя итоги рассмотрения некоторых законодательных актов, регулирующих оказание медицинской помощи в системе УИС, затрагивающих непосредственно оказание и психиатрической помощи, хотелось бы еще раз пояснить, что они должны быть приведены в соответствие с медицинскими нормами, а именно Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Одновременно с этим должно быть устранено несколько проблем:

1) проведение психиатрического освидетельствования комиссией врачей-психиат-ров всех без исключения поступающих для отбытия наказания лиц;

2) пенитенциарная психиатрия должна начинаться не в исправительных колониях,

а в СИЗО, где о психическом состоянии лица можно получить достаточно информации;

3) оказание медицинской помощи в местах лишения свободы должно улучшиться не только за счет совершенствования системы финансирования и роста квалификации медицинских работников, которым в последнее время уделяется огромное внимание, а в большей степени за счет увеличения штата медицинских работников (психологи, психиатры и др.) в медицинских частях исправительных учреждений, чтобы искоренить в законодательстве такие пункты, как «в случае отсутствия в штатах учреждения врача-психиатра лечебные мероприятия осуществляются начальником медицинской части или врачом-терапевтом по рекомендациям врача-психиатра лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений УИС или специализированных учреждений психиатрического профиля государственной и муниципальной систем здравоохранения» [4];

4) должен быть создан закон, который, не противореча существующим уголовному, уголовно-исполнительному и медицинскому законодательству и дополняя его, регулировал бы оказание именно психиатрической помощи в учреждениях исполнения наказания, с выделенными в нем разделами, регулирующими как общие нормы применения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, применения обязательного лечения в лечебных исправительных учреждениях, а также применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами в УИС, так и их мельчайшие части, при этом данный закон должен распространяться на мужчин и женщин в отдельности;

5) с учетом вышеизложенного материала, представляется необходимым внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, так как, как мы уже упоминали, он является основой реализации принудительных мер медицинского характера. Нужно учесть, что УИК содержит главу 3 «Учреждения и органы, исполняющие наказания и контроль за их деятельностью», статья 18 которой — «Применение к осужденным принудительных мер медицинского характера» — совершенно не вписывается в ее положения. То же касается и содержания ст. 101 «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы», располо-

женной в главе 13 «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях», а в особенности ч. 2 этой статьи, касающейся опять же учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Данная редакция принудительных мер медицинского характера является наиболее удачной, так как решает несколько наиболее важных проблем: во-первых, улучшает порядок и качество оказания медицинской помощи, а также применения принудительных мер, соединенных с исполнением наказания, в местах его отбывания; во-вторых, УИК РФ теперь действительно является основным законом, не считая конституцию, регулирующим исполнение принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания; в-третьих, данная глава впервые содержит в своем составе норму, регулирующую применение принудительной меры медицинского характера в виде стационарного лечения к осужденному, заболевшему тяжелым психическим расстройством во время отбывания наказания; в-четвертых, данная редакция содержит грамотное и четкое, как нам кажется, разграничение медицинских учреждений уголовно-исполнительной системы, таким образом в очередной раз решая как проблему разделения диспансерного и стационарного лечения, так и четкого разграничения данных учреждений по категориям лиц, для лечения которых они предназначены. И последнее: данная глава впервые закрепляет то, что должно производиться освидетельствование всех осужденных лиц, а ни только тех, кому судом были назначены принудительные меры медицинского характера, в момент прибытия их к месту отбывания наказания.

Учитывая все вышесказанное, а также то, что УИК, по нашему мнению, должен являться основным законом, регламентирующим лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также заболевших тяжелыми психическими расстройствами во время отбывания наказания, считаем необходимым систематизировать нормы УИК, касающиеся оказания общей медицинской помощи и исполнения принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, а также применения принудительных мер медицинского характера к лицам, заболевшим тяжелыми психическими расстройствами во время от-

бывания наказания. Предлагаем объединить в одну главу ст. 18 и ст. 101, исключив их соответственно из гл. 3 УИК РФ и гл. 13 УИК РФ. Вновь образованную главу изложить в следующей редакции:

1) основным в устранении проблем является, конечно же, решение вопроса с контролем. Должен осуществляться контроль за добросовестностью отношения медицинских работников исправительных учреждений к изучению личных дел поступивших осужденных, к самим осужденным; контроль за добросовестным выявлением и лечением должностными лицами и медперсоналом психических расстройств в УИС; контроль за ведением учета заболевших психическими расстройствами в местах отбывания наказания, выявленных психических расстройств только во время отбывания наказания, психически больных лиц, находящихся в УИС с улучшением психического состояния после лечения или его ухудшением; контроль за такими лицами после отбывания наказания.

Как пишет С. Х. Шамсунов, «нельзя не сказать о том, что деятельность ФСИН России при всей ее достигнутой самостоятельности отнюдь не бесконтрольна. Более того, имеются все основания говорить о разностороннем, постоянном и многоуровневом контроле» [5]. Автор указывает, что этот контроль осуществляют, во-первых, международные организации разного уровня (ООН, европейские структуры и т. д.); во-вторых, это государственный контроль, осуществляемый президентом и правительством Российской Федерации; третьим, по его мнению, становится широкий общественный контроль, осуществляемый со стороны Общественной палаты РФ, Общественного совета по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы (с 2007 г.), Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (№ 76-ФЗ от 10 июня 2008 г.), в соответствии с которым контроль осуществляют наблюдательные комиссии.

Чтобы осуществить предлагаемый нами контроль, необходимо создать организацию, в обязанности которой он должен входить. Данная организация должна осуществлять контроль за лицами с психическими расстройствами не только в момент отбывания наказания, но и после его завершения.

Кроме того, к ней должны перейти обязанности по контролю за применением принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, а также обязанности по контролю за исполнением принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания. Это позволит не только устранить некоторые недостатки в сфере оказания психиатрической медицинской помощи в учреждениях исполнения наказания, но и решить более важную и серьезную проблему — подчиненность вра-ча-психиатра начальнику учреждения исполнения наказания.

На сегодняшний день не все социальноправовые проблемы должны решаться и могут быть решены за счет законодательного регулирования и закрепления. Но нововведения в сфере уголовного, а также уголовно-исполнительного законодательства смогут позитивно повлиять на положение лиц, отбывающих наказание, особенно это касается лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Е

1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.

2. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 35 дек. Статья 4.

3. Конституция Российской Федерации. Ч. 3, ст. 55.

4. Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным : приказ Минюста РФ от 16 авг. 2006 г. № 263 // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система. П. 266.

5. Самодержавная Россия / М. Г. Детков, С. Х. Шамсунов, Г. В. Алексушин, П. В. Ященко, В. И. Селиверстов. М. : ИД «Юриспруденция», 2009. С. 283.

Problems of the Legislation Regulating Execution of Forced Measures of Medical Character, Connected to an Execution of the Punishment

© Gulkova A., 2011

Given article mentions blanks of the legislation, the medical character concerning forced measures, connected to an execution of the punishment. Also variants of an exception of these blanks and conclusions and offers on modernization of criminally-executive system and the Criminally-executive code.

Key words', the Forced measures of medical character connected to an execution of the punishment; the legislation regulating application of forced measures of medical character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.