Научная статья на тему 'Проблемы законодательного регулирования международно-правовой помощи по уголовным делам'

Проблемы законодательного регулирования международно-правовой помощи по уголовным делам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1721
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы законодательного регулирования международно-правовой помощи по уголовным делам»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

проблемы законодательного

регулирования международно-правовой помощи по уголовным делам

УДК 341.4

С.М. ПРОКОФЬЕВА,

доктор юридических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России)

Осуществление международно-правовой помощи по уголовным делам имеет большое значение, потому что в настоящее время преступность приобретает все более глобальный характер, и успешная борьба с ней не всегда возможна силами одного государства. При распаде СССР, когда между бывшими союзными республиками еще не были налажены отношения сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, было очень проблематично осуществлять предварительное расследование и направлять дела в суд, потому что вновь образованные государства еще не понимали серьезность создавшейся обстановки и взаимозависимость международного сообщества друг от друга в столь сложном деле, как борьба с организованной преступностью. Например, запросы о предоставлении справок из психоневрологического диспансера или наркологического диспансера на обвиняемого, являвшегося гражданином Армении, просто не исполнялись.

Однако и в случае оказания уголовно-правовой помощи по уголовным делам проведенные следственные действия на

территории иностранного государства теряли силу доказательств, так как не имели соответствующей нормативно-правовой базы и осуществлялись как бы «неуполномоченным» лицом, хотя до распада СССР любое отдельное поручение следователя любой республики мог исполнить дознаватель другой республики и никаких проблем при этом не возникало.

Вот тогда-то и начали создаваться первые двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры о сотрудничестве по уголовным делам.

В настоящее время оказание правовой помощи по уголовным делам осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, многосторонних или двусторонних международных договоров Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Российская Федерация, и норм раздела XVIII Уголовно-процессуального кодекса РФ, которые устанавливают основания и порядок оказания правовой помощи, ее объем, виды и содержание, процедуру оформления, направления, получения и выполнения поручений об оказании правовой помощи, субъектов исполнения и т.д.

Так, в части 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.

В настоящее время Россией заключено около сорока двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам с другими государствами. Например, Россией заключены двухсторонние договоры с Алжиром (от 23.02.1982 г.); с Азербайджаном (от 22.12.1992 г.); с Бразилией (от 14.01.2002 г.); с Вьетнамом (от 10.12.1981 г.); с Ираком (от 22.06.1973 г.); с Ираном (от 5.03.1996 г.); с Йеменом (от 06.12.1985 г.); с Канадой (от 20.10.1997 г.); с Китаем (от

19.06.1992 г.); с Литовской Республикой (от 21.07.1992 г.); с Молдовой (от 25.02.1993 г.); с Монголией (от 23.09.1988 г.); с Тунисом (от 26.06.1984 г.) и др.

Одной из проблем по оказанию международно-правовой помощи является тот факт, что интеграция России в Совет Европы предопределила заключение международных договоров, численность которых на сегодняшний день составляет более 155 конвенций [1, с. 9].

Основными среди многосторонних международных договоров являются следующие:

- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года, подписанная Российской Федерацией в Страсбурге 7 ноября 1996 года, с двумя протоколами к ней, которая была ратифицирована 25 октября 1999 года и вступила в действие с 9 марта 2000 года [2];

- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 декабря 1959 года и дополнительные протоколы к ней от 17 марта 1978 года, которая была ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 1999 года и вступила для нее в действие в силу 9 марта 2000 года. В соответствии с данной конвенцией принимающие в ней участие государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основе норм указанной конвенции. В соответствии с данными Министерства иностранных дел России Европейская конвенция о взаимной правовой помощи была ратифицирована Австрией, Бельгией, Болгарией, Венгрией, Германией, Грецией, Данией, Ирландией, Исландией, Израилем, Испанией, Италией, Кипром, Латвией, Литвой, Лихтенштейном, Люксембургом, Македонией, Мальтой, Молдовой, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Словакией, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Исландии, Турцией, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. Данная конвенция подписана Албанией, Грузией, Словенией;

- Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 года, вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 года. В подписании данной конвенции

принимали участие: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Азербайджан.

Государства-участники Минской конвенции при решении вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам с момента вступления для них в силу Конвенции 1959 года обязаны применять положения, которые закреплены в этом документе. При этом данная Конвенция не запрещает сторонам использовать положения своего «единообразного законодательства» или «специальной системы» с обязательным уведомлением Генерального секретаря Совета Европы.

К сотрудничеству органов уголовной юстиции имеет отношение и ряд других международных документов, регулирующих борьбу с определенными видами преступных деяний. Таковыми являются:

- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 141 (Страсбург, 8 ноября 1990 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 г.);

- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17 декабря 1979 г.);

- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.);

- Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам ETS № 073 (Страсбург, 15 мая 1972 г.) (неофициальный перевод);

- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.);

- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.);

- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г.);

- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 г.

Многосторонние договоры в отношении тех стран, к которым они применяются, имеют преимущество перед положениями двусторонних договоров этих стран.

В настоящее время международное сотрудничество в уголовно-процессуальной сфере развивается в следующих правовых формах:

1) путем заключения двухсторонних и многосторонних соглашений и договоров о правовой помощи по уголовным делам либо на основе принципа взаимности, согласно которому уполномоченное лицо выдает письменное обязательство о том, что в будущем государство обязуется совершать какие-то определенные действия;

2) путем участия России в международных организациях, занимающихся вопросами борьбы с преступностью;

3) путем заключения соглашений с отдельными государствами или международными организациями либо участия в многосторонних конвенциях, направленных на совместную деятельность по борьбе с преступностью и на оптимизацию расследования преступлений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года [3] к международным договорам относятся: конвенции, соглашения, пакты, протоколы, обмен письмами или нотами. При этом следует иметь ввиду, что под «международным договором» понимается любое международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме или регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Также необходимо помнить, что при закреплении в Конституции положения о включении международно-правовых норм в национальную правовую систему, эти нормы не могут действовать вне механизма, определяющего их действие во внутреннем праве. Так, особенностью применения международных договоров и соглашений Российской Федерации, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства, является то, что пределы действия таких договоров прямо зависят от содержания тех законов, на основании которых они ратифицированы. В подобного рода законах нередко содержатся заявления-оговорки по поводу конкретных положений ратифицируемого договора. Такие заявления-оговорки обязательно должны соблюдаться при принятии решений в ходе

производства по уголовным делам.

Например, Федеральный закон от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней», ратифицируя указанную Конвенцию, на основании оговорки к ст. 22 Конвенции предусмотрел положение о том, что информирование государств - участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан будет осуществляться Россией на основе взаимности и только в отношении сведений, признанных официальными в соответствии с российским законодательством. В соответствии с оговоркой к ст. 24 Конвенции в качестве судебных органов в Российской Федерации рассматриваются суды и органы прокуратуры.

Международно-правовые акты «включаются» в правовую систему России с соблюдением конкретных процессуальных действий. Это происходит посредством следующих процедур:

а) путем согласия на обязательность для России международного договора;

б) путем подписания международного договора;

в) путем обмена документами, образующими договор;

г) путем ратификации;

д) путем утверждения;

е) путем принятия;

ж) путем присоединения;

з) иными способами выражения согласия по договоренности сторон.

Международные договоры применяются участниками уголовного судопроизводства Российской Федерации при осуществлении уголовного преследования, судебного разбирательства, оказании правовой помощи по уголовным делам.

Для признания международного договора источником уголовно-процессуального права, подлежащим прямому применению, необходимо соблюдение следующих условий: во-первых, Россия должна быть участником этого договора. Во-вторых, положения договора, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» должны быть разъяснены, их значение - определено и понятно для правоприменителей международных норм - правоохранительных органов и иных участников уголовного судопроизводства. Содержание договора должно быть способным непосредственно регулировать отношения с учас-

тием субъектов уголовно-процессуального права Российской Федерации, порождать их права и обязанности. В-третьих, международный договор Российской Федерации должен быть опубликован для всеобщего сведения. Статус международных договоров как источников права определяется путем ратификации, которая наделяет их юридической силой, равной по значению федеральному закону Российской Федерации.

В зависимости от того, каким органом государства заключены договоры, они подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Необходимо отличать международные договоры Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью от межведомственных соглашений по этим вопросам. Первые заключаются от имени государства и подлежат ратификации законодательной властью, а вторые - центральными правоохранительными органами по поручению своих правительств либо без таких поручений. Ратификации органами законодательной власти такие акты не подлежат.

В частности, в ст. 5 Минской конвенции говорится о том, что стороны сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитария. Кроме того, ст. 6 определяет объем правовой помощи, то есть Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в том числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов.

Кроме того, статья 7 Минской конвенции

закрепляет содержание и форму поручений, касающихся международно-правовой помощи.

1. В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование, юридический адрес и/или местонахождение;

д) при наличии представителей лиц, указанных в подпункте «г», их имена, фамилии и адреса;

е) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

ж) по уголовным делам также описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

2. В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

3. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Поручение и все направляемые документы в соответствии с международно-правовыми актами выполняются на государственных языках Договаривающихся Сторон или русском языке.

В соответствии с указанными нормативными актами при исполнении поручения на территории Российской Федерации необходимо руководствоваться ее законодательством. Но по просьбе запрашивающего учреждения одной из стран могут быть применены процессуальные нормы этой страны, если они не противоречат законодательству России.

Рассматриваемые международно-правовые акты подробно регламентируют порядок получения показаний и доказательств, а также порядок вызова свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов, установлены гарантии для этих лиц.

Например, статья 9 Минской конвенции

гласит:

1. Свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также эксперт, который по вызову, врученному учреждением запрашиваемой Договаривающейся Стороны, явится в учреждение юстиции запрашивающей Договаривающейся Стороны, не может быть, независимо от своего гражданства, привлечен на ее территории к уголовной или административной ответственности, взят под стражу и подвергнут наказанию за деяние, совершенное до пересечения ее государственной границы. Такие лица не могут быть также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключениями в качестве экспертов в связи с уголовным делом, являющимся предметом разбирательства.

Кроме того, Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конвенции заявляет, что в дополнение к основаниям, предусмотренным в статье 2 Конвенции, в оказании правовой помощи также может быть отказано в одном из следующих случаев:

а) если лицо, которое подозревается или обвиняется в совершении правонарушения на территории запрашивающего государства, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;

б) если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии со статьей 3 Конвенции оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством Российской Федерации правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу.

Для успешного сотрудничества в борьбе с преступностью заключаются также соглашения между правительствами государств (межправительственные, например, Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в борьбе с

преступностью).

Оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения, но и на основе общих правил достижения межгосударственных договоренностей по дипломатическим каналам - в виде письменных обязательств Верховного Суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. Такое оказание правовой помощи по уголовным делам называется правовой помощью на основе принципа взаимности.

На данный момент МВД России подписано свыше 50 межведомственных договоров. Количество заключаемых договоров растет из года в год. Например, Соглашение о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и МВД Республики Кыргызстан от 25 апреля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и МВД Республики Молдова от 8 июля 1993 г., Соглашение о сотрудничестве между МВД Российской Федерации и МВД Республики Казахстан от 9 января 1993 г. и другие.

Однако следует отметить, что при осуществлении межведомственного сотрудничества, договоры, которые заключаются между ведомствами, не проходят ратификацию и, следовательно, не имеют приоритета перед нормой закона.

Выделяются следующие основные виды международной правовой помощи по уголовным делам для государств - членов СНГ, вытекающие из Минской конвенции 1993 г.:

1) выполнение поручений о следственных и иных процессуальных действиях, предусмотренных законодательством запрашиваемого государства;

2) выполнение поручений об уголовном преследовании граждан запрашиваемого государства, совершивших преступления на территории запрашивающего государства, на основании передачи компетенции учреждением одного государства соответствующему учреждению другого государства;

3) выполнение поручений о розыске лиц;

4) выполнение поручений о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности (экстрадиция);

5) выполнение поручений о передаче на время лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в следственных действиях;

6) выполнение поручений о взятии под стражу или задержании подозреваемого или обвиняемого до получения требования о выдаче;

7) выполнение поручений об исполнении приговоров и других решений суда иностранных государств, в том числе передача осужденных для отбывания наказания в государствах, гражданами которых они являются;

8) выполнение поручений о пересылке и вручение документов;

9) выполнение поручений о предоставлении информации о действующем законодательстве запрашиваемой страны.

Некоторые двусторонние международные договоры предусматривают и иные виды правовой помощи. Так, в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в числе видов правовой помощи, помимо указанных выше действий, включено «предоставление по просьбе другой Стороны сведений о судимости обвиняемых».

Договор между Российской Федерацией

и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1998 г., ратифицированный Россией 8 апреля 2000 г., в числе видов правовой помощи называет «принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма» (ст. 1).

Выделяемые до недавнего времени в международных договорах и национальном законодательстве направления международного сотрудничества в сфере уголовного процесса, а также формы взаимной правовой помощи по уголовным делам пополнились новыми направлениями, связанными с созданием правовых основ взаимодействия различных стран в сферах розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества, а также доходов от преступной деятельности, расследования компьютерных преступлений, использования средств видеоконференцсвя-зи (видеосвязи) при выполнении процессуальных действий.

Рассмотрев основные международно-правовые документы, можно сделать вывод о том, что на данный момент в Российской Федерации создана правовая основа для осуществления международного сотрудничества с другими государствами при раскрытии преступлений. Однако их использование является достаточно проблематичным из-за закрепления в многочисленных международно-правовых актах.

Литература:

1. Совет Европы: основные направления деятельности и результаты. - М., 1996.

2. О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней: Федеральный закон РФ от 25.10.1999 г. № 193-Ф3 // СЗ РФ. 1999. № 43. Ст. 5132.

3. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.