Научная статья на тему 'Проблемы загрязнения атмосферы городов канцерогенно-мутагенными супертоксикантами'

Проблемы загрязнения атмосферы городов канцерогенно-мутагенными супертоксикантами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1247
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТ / топлива / АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ / отработавшие газы / ОКСИДЫ АЗОТА / твердые частицы / канцерогенные углеводороды / бенз(а)пирен / экологические показатели / палива / ароматичні вуглеводні / відпрацьовані гази / оксиди азоту / тверді частки / канцерогенні вуглеводні / бенз(а)пірен / екологічні показники / Benzo(a)pyrene / motor transport / fuels / aromatic hydrocarbons / Exhaust gases / nitric oxides / particulate pollutant / Carcinogenic hydrocarbons / Ecological indices

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Канило Павел Макарович, Соловей Виктор Васильевич, Костенко Константин Владимирович

Рассмотрены современные проблемы загрязнения атмосферы городов канцерогенными супертоксикантами. Проанализированы, на основе экспериментальных данных, уровни суммарной канцерогенности отработавших газов легковых автомобилей при использовании различных, в том числе высокоароматизированных, топлив. Представлены интегральные показатели экоканцерогенной опасности автомобилей и проведено их сравнение с допустимыми Европейскими нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urgent problems of atmosphere pollution in cities with carcinogenic supertoxins are considered. On the basis of experimental data, the total levels of carcinogenicity of exhaust gases at application of various fuels including high-aromatic fuels are analysed. The integral indices of carcinogenic danger caused by vehicles are presented and their comparison with admissible European standards is carried out

Текст научной работы на тему «Проблемы загрязнения атмосферы городов канцерогенно-мутагенными супертоксикантами»

УДК 669.85/86+502.7

ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ ГОРОДОВ КАНЦЕРОГЕННОМУТАГЕННЫМИ СУПЕРТОКСИКАНТАМИ

П.М. Канило, профессор, д.т.н., В.В. Соловей, профессор, д.т.н.,

К.В. Костенко, научн. сотр., ХНАДУ

Аннотация. Рассмотрены современные проблемы загрязнения атмосферы городов канцерогенными супертоксикантами. Проанализированы, на основе экспериментальных данных, уровни суммарной канцерогенности отработавших газов легковых автомобилей при использовании различных, в том числе высокоароматизированных, топлив. Представлены интегральные показатели экоканцерогенной опасности автомобилей и проведено их сравнение с допустимыми Европейскими нормами.

Ключевые слова: автотранспорт, топлива, ароматические углеводороды, отработавшие газы, оксиды азота, твердые частицы, канцерогенные углеводороды, бенз(а)пирен, экологические показатели.

ПРОБЛЕМИ ЗАБРУДНЕННЯ АТМОСФЕРИ МІСТ КАНЦЕРОГЕННО-МУТАГЕННИМИ СУПЕРТОКСИКАНТАМИ

П.М. Каніло, професор, д.т.н., В.В. Соловей, професор, д.т.н.,

К.В. Костенко, наук. співр., ХНАДУ

Анотація. Розглянуто сучасні проблеми забруднення атмосфери міст канцерогенними супертоксикантами. Проаналізовано, на основі експериментальних даних, рівні сумарної канцеро-генності відпрацьованих газів легкових автомобілів при використанні різних, у тому числі ви-сокоароматизованих, палив. Представлено інтегральні показники екоканцерогенної небезпеки автомобілів і проведено їх порівняння із допустимими Європейськими нормами.

Ключові слова: автотранспорт, палива, ароматичні вуглеводні, відпрацьовані гази, оксиди азоту, тверді частки, канцерогенні вуглеводні, бенз(а)пірен, екологічні показники.

PROBLEMS OF ATMOSPHERE POLLUTION IN CITIES WITH CARCINOGENIC

MUTAGEN SUPERTOXINS

P. Kanilo, Professor, Doctor of Technical Science, V. Solovey, Professor,

Doctor of Technical Science, K. Kostenko, research worker, KhNAHU

Abstract. The urgent problems of atmosphere pollution in cities with carcinogenic supertoxins are considered. On the basis of experimental data, the total levels of carcinogenicity of exhaust gases at application of various fuels including high-aromatic fuels are analysed. The integral indices of carcinogenic danger caused by vehicles are presented and their comparison with admissible European standards is carried out.

Key words: motor transport, fuels, aromatic hydrocarbons, exhaust gases, nitric oxides, particulate pollutant, carcinogenic hydrocarbons, benzo(a)pyrene, ecological indices.

Введение трудных были проблемы производства про-

дуктов питания и энергии, а в последние де-Из всех глобальных проблем, которые когда- сятилетия к ним добавилась суперпроблема -

либо решало человечество, одними из самых экологическая, в первую очередь, - проблема

загрязнения окружающей среды (ОС), и особенно атмосферы крупных городов, канцерогенно-мутагенными супертоксикантами [1, 2]. Среди ингредиентов, которые попадают в ОС в процессе человеческой деятельности, выделяют ряд соединений, которые характеризуются высокой химической стабильностью и являются предельно опасными для всего живого на Земле, в первую очередь - для человека. Такие вещества относят к категории стойких органических загрязнителей (СОЗ). Одними из наиболее экологически опасных являются полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), в первую очередь, канцерогенные углеводороды (КУ). В состав ПАУ входят сотни химических соединений, включая в том числе такие производные ПАУ, как ПАУ с группой К02 (нитро-ПАУ), обладающие еще более сильными мутагенными свойствами, а также - гетероциклические ароматические соединения. Накопленные данные указывают на то, что предельно низкие концентрации КУ могут способствовать развитию заболеваний иммунной и репродуктивной систем, появлению раковых новообразований, врожденных дефектов у детей и т.д. Присутствие лишь нескольких молекул таких веществ может спровоцировать в живом организме канцерогенные и мутагенные эффекты.

Анализ публикаций

Последствия предельно опасного воздействия указанных веществ на здоровье людей с каждым годом усугубляются. В связи с этим, внимание к проблеме канцерогенно-мутагенного загрязнения ОС во всем мире постоянно растет, но, к сожалению, еще быстрее расширяется само присутствие этих веществ в экосистемах [3-5]. Стокгольмская конвенция, которую Украина подписала еще в 2001 г. и действие которой началось с 2004 г., имеет своей целью защиту здоровья людей, а также

- ОС, от СОЗ и направлена на сокращение уровней выбросов канцерогенносодержащих веществ и их ликвидацию [6].

Цель и постановка задачи

Несмотря на многообразие канцерогенных ПАУ (к настоящему времени их идентифицировано около 500), выделено ряд приоритетных групп, в том числе: 16 ПАУ, включающих бенз(а)пирен (БП), обозначенные Агентством по охране окружающей среды

США для представления результатов тестовых измерений (Ш ЕРА, 1988); 4 ПАУ (бенз(в)флуорантен, бенз(к)флуорантен, бенз(а)пирен, индено(123-сфпирен), которые должны использоваться как индикаторы для целей инвентаризации эмиссий в рамках Протокола по СОЗ ЕЭ ООН. Кроме того, с целью анализа канцерогенности отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС), учеными и специалистами выделена приоритетная группа ПАУ, включающая 12 ПАУ с различными относительными индексами канцерогенной активности (ИКА). Приоритетная группа ПАУ для оценки канцерогенности ОГ ДВС: бенз(а)пирен (С20Н12, ИКА = 1,0); без(в)флуорантен (ИКА = 0,1); бен(а)антрацен, хризен, бенз^,Ьл)перилен (ИКА = 0,01); флуорантен, пирен, бенз(е)пирен, перилен, инденопирен, дибен(а,Ь)антрацен, коронен (ИКА < 0,01). Среди тяжелых (многоядерных) ПАУ первым исследованным и наиболее изученным является БП. Поэтому основной объем информации об ИКА продуктов сжигания топлив и распространенности ПАУ в ОС в основном ассоциируется со свойствами данного соединения.

Основные источники выбросов КУ

Таковыми являются: объекты сжигания углеродсодержащих топлив (угли, нефтяные и синтетические топлива, природные газы и т.д.), в том числе в быту, промышленности, энергетике, на транспорте; высокотемпературный пиролиз органических материалов, типичный для некоторых процессов, используемых при производстве черных и цветных металлов, в том числе в алюминиевых плавильных печах и при производстве анодов; в коксохимическом производстве; а также -лесные пожары, сжигание сельскохозяйственных отходов, мусора и т. д.

Квазилетучие свойства КУ делают их легко переносимыми, в том числе вследствие их сорбции на мелкодисперсных твердых частицах и жидких аэрозолях. Одна из главных причин длительной стойкости ПАУ в ОС -их низкая водорастворимость и они могут биоаккумулироваться (накапливаться). Поскольку большинство ПАУ являются токсичными для бактерий, то они замедляют их биологическое разложение микроорганизмами. Концентрация ПАУ в рыбе и моллюсках иногда значительно выше, чем в окружаю-

щей их среде. ПАУ могут быть также прямо генотоксичны; при этом имеется в виду, что химикаты и продукты их распада могут непосредственно взаимодействовать с генами организма и вызывать повреждения ДНК.

Данные об уровнях эмиссий КУ, по сравнению с другими токсичными загрязнителями, ограничены, а те, которые существуют, обычно представлены в различном виде, что усложняет сравнение этих данных с целью их верификации. Поэтому возникают следующие вопросы: как уменьшить уровни загрязнения ОС канцерогенно-мутагенными супертоксикантами, в том числе, как обеспечить высокоэффективное их уничтожение при использовании, например, фильтрационных технологий их улавливания; что происходит в экосистемах, которые уже загрязнены указанными ингредиентами, и как ускорить реабилитацию таких экосистем.

Канцерогенное загрязнение атмосферы городов автотранспортом

Установлено, что ~ 90 % ПАУ, содержащихся в атмосфере крупных городов, приходится на источники, обусловленные процессами сжигания топлив и, в первую очередь, выбрасываемых с ОГ транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). В крупных городах с развитым автотранспортом средние концентрации БП варьируются в диапазоне более 10 нг/м3, тогда как в сельских районах такие концентрации ниже

1 нг/м3. В табл. 1 [4] представлена градация основных вредных веществ (ВВ) в общем загрязнении атмосферы городов Украины по уровням превышения ими среднесуточных предельно допустимых концентраций [ПДК^сс.

Таблица 1 Градация ВВ по уровню превышения ими среднесуточных ПДК

Город Вредные вещества

Днепропетровск БП, НСНО, Шх, пыль

Донецк БП, пыль, фенол, аммиак

Запорожье БП, Шх, НСНО, фенол

Киев БП, НСНО, N0» сероуглерод

Коммунарск БП, N0» пыль

Кривой Рог БП, НСНО, дах

Мариуполь БП, НСНО, фтористый водород, аммиак

Одесса БП, НСНО, фтористый водород, фенол

Харьков БП, N0x, НСНО, фенол, пыль

Из приведенных данных следует, что основными особо вредными для человека ингредиентами, являются канцерогенные супертоксиканты (БП, НСНО - формальдегид) и оксиды азота (КОх), а также твердые (сажистые) частицы (ТЧ), на которых сорбируются и мигрируют КУ. Причем наиболее опасными для живых организмов являются ТЧ с характерными размерами 0,2 - 1,0 мкм, которые, попадая в организм человека, промоти-руют канцерогенное воздействие ПАУ. Необычайно сильное влияние на канцерогенную опасность ОГ автомобилей оказывает техническое состояние ДВС [4,7] (см. рис. 1).

автомобилей при различных неисправностях бензиновых двигателей: 1 - нарушение регулировки холостого хода; 2 - угар масла; 3 - неисправности системы питания; 4 - неисправности системы зажигания

Из рис. 1 следует, что неисправности систем топливопитания и зажигания горючей смеси, влияющие непосредственно на процесс горения топлив, могут увеличивать уровни выбросов БП (соответственно и ТЧ) с ОГ автомобилей на порядок и более. Кроме того, следует отметить, что по мере увеличения пробега автомобилей их экологохимические (канцерогенно-мутагенные) показатели также ухудшаются. Так, после пробега 100 тыс. км автомобиля ВАЗ-2105 удельные уровни выбросов углеводородов с ОГ увеличились в три раза, а уровни выбросов КОх - в 1,5 раза, вследствие нарушения качества рабочего процесса в цилиндрах ДВС [8]. Особо сильное влияние на канцерогенную опасность ОГ автомобилей оказывает использование топлив с повышенным содержанием АУ [9, 10]. На рис. 2 и 3 приведены усредненные данные по уровням выбросов КОх, БП и ТЧ с ОГ

легковых автомобилей с различными ДВС при их испытании по Европейскому городскому ездовому циклу в зависимости от уровня содержания АУ в моторных топливах. Представленные данные указывают на то, что бензины и дизельные топлива, изготавливаемые из нефти по современным технологиям, характеризуются повышенным содержанием АУ, что приводит при их использовании к росту уровней выбросов КОх, БП и ТЧ с ОГ двигателей.

ттч,

г/км

✓ ✓ * г

2 ч / ✓ ✓ ✓ » л

\ \ ✓ ✓ X' 1

✓ ✓

*

тБП,

мкг/км

15

10

5

0

30

40

50 АУ, %

Рис. 2. Зависимость роста уровней выбросов ТЧ (—) и БП (—) от увеличения содержания АУ в дизельном топливе. Автомобили: 1 - Oldsmobile Delta 88 diesel,

2 - Peugeot 505 D

Рис. 3. Влияние содержания АУ в моторных топливах на уровни выбросов К0х и БП с ОГ легковых автомобилей типа ГАЗ: • - метан, ^ - бензин А-76, ▲ - бензин АИ-92

В табл. 2 приведены экспериментальные данные по результатам исследований ряда легковых автомобилей типа ГАЗ с двигателями ЗМЗ по Европейскому городскому ездовому циклу при использовании различных топлив. Из представленных результатов следует, что использование альтернативных топлив с повышенным содержанием водорода

(природный газ, бензоводородные смеси и др.) приводит к снижению уровней выбросов К0х, и БП, а также - ТЧ с ОГ автомобилей.

Таблица 2 Экспериментальные данные

№ п/п Моторные топлива mNOX тБП "10

г/км

1 Бензин АИ-92 2,4 8,9

2 Бензин А-76 2,2 6,3

3 Пропан-бутан 1,0 1,2

4 Бензин + 30 % метанола 0,9 0,8

5 Природный газ 1,0 0,6

6 Бензин + 10 % водорода 0,5 0,6

7 Метанол 0,8 0,6

8 Водород 0,2 -

Примечание. Массовая доля оксида азота (N0) в ОГ легковых автомобилей по отношению к К0х составляла ~ 90 %.

Интегральные эколого-канцерогенные показатели автомобилей с ДВС

Автотранспорт, как отмечалось ранее, является основным загрязнителем ОС, особенно атмосферы крупных городов. Их интегральные экологохимические показатели в значительной степени определяются эксплуатационной топливной экономичностью, параметрической надежностью и качеством используемых топлив, в том числе уровнями содержания водорода, АУ, серы и т. д. Анализ загрязненности атмосферы городов с интенсивным автомобильным движением показал, что наиболее опасными по степени воздействия на организм человека являются К0Х и КУ. Их доля при оценке экологохимической опасности автомобильных двигателей составляет 95 % и более. Особенно опасны их производные - нитроканцерогенные вещества, обладающие, как следствие явлений синергизма, мутагенными свойствами. Причем именно БП, среди выделенной учеными приоритетной группы КУ, обладает наибольшим индексом канцерогенной активности (ИКА) и для него установлена среднесуточная предельно допустимая концентрация в атмосфере городов [ЦДКБП]сс=10"6 мг/м3, что явилось одним из определяющих факторов в понимании важности проблемы канцерогенного загрязнения атмосферы городов и необходимости незамедлительного ее решения [4, 9-17]. Экспериментально установлена корреляционная зависимость между удельными уровнями выбросов с ОГ автомобилей БП (тБП) и приоритетной группой КУ (тКУ) с учетом их

ИКА: ЦтКУ'ИКА)=1,3тБП, г/км [11]. Немецкая транспортная ассоциация на протяжении последних лет формирует так называемый экологический рейтинг автомобилей по критериям, отражающим степень вредного воздействия на здоровье человека отдельных составляющих ОГ. На первое место она ставит КУ. По мнению медиков, именно их доля в риске возникновения злокачественных опухолей составляет в больших городах ~ 85 %. Федеральное ведомство по охране ОС, разделяя эти оценки, способствовало тому, что правительством ФРГ была сформулирована задача: в ближайшие годы

уменьшить обусловленные автотранспортом выбросы канцерогенов на 90 % [18]. Одними из основных носителей канцерогенов и нитроканцерогенов, причем существенно усиливающими их агрессивность (промотирующее воздействие) являются, как отмечалось ранее, мелкодисперсные ТЧ.

На основе полученных экспериментальных данных предложен удельный интегральный показатель экологоканцерогенной опасности (ЭКО) легковых автомобилей и критерий соответствия его интегральных показателей международным нормам К- = (ЭКО) / [ЭКО] с учетом: санитарно-гигиенических нормативов для токсичных и канцерогенных ингредиентов [ПДКг]сс, а также - суммарной кан-церогенности ОГ. С целью учета эффекта усиления совмещенного токсичного и канцерогенного действия ряда ВВ на человека в условиях городской среды, установлены экспертные коэффициенты: кКОх = 3; кБП = 4; кКУ =(4x1,3) = 5,2; кТЧ = 2 [12, 15]. При этом интегральные показатели (ЭКО) автомобилей и допускаемые по Европейским требованиям [ЭКО]^ могут быть представлены следующим образом:

(

0,9 • и.

Л

+5,2 тБп

2_ ттч

[ЭКО1Ч3

[БП1 [т4 ] \'

^ 0,9 • [ тКОх ] + 0,1 • [тКОх ] ]

(1)

+5,2 + 2

[БП] [ТЧ]с

Условно допускаемые уровни выбросов БП [тБП] определялись (с учетом суммарной канцерогенной активности КУ) по следующей зависимости:

(

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,9 •[ т,Ох ] , 0,1 • [т,Ох ]! 5 2 [тБп]

>5,2

[БП]с

. (3)

Принятые обозначения: т, [тг] - соответственно, экспериментально полученные и допустимые уровни выбросов ВВ с ОГ автомобиля; [ПДК,о]сс = 0,06; [ПДК,о2]сс= 0,04;

[ПДКбпЬс = 10-6; [ПДКтч]сс = 0,05 мг/м3. Допустимые уровни выбросов токсичных веществ с ОГ легковых автомобилей по Евро-11 (с 1996 по 2000 гг.): [тКОх]Б = 0,25;

[тКОх]д = 0,63; [тТЧ]д = 0,08 г/км; по Евро-У (с октября 2008 г.): [тКОх]Б = 0,06;

[тКОх]д = 0,2; [тТЧ]Б,д = 0,005 г/км. Условно допускаемые уровни выбросов БП с ОГ легковых автомобилей, определяемые в соответствии с (1), составляют для Евро-11:

[тБП]Б = 2,5Т° 6; [тБП]Д = 6,4•106 ; для

Евро-У: [ибп]б = 0,640~б; [ибп]д = 240-6 г/км; Б - бензиновые двигатели, Д - дизели.

Расчетные данные по граничным значениям [ЭХО]Б и [тБП]Б, а также по относительному критерию экоканцерогенной опасности (КБ) исследуемого типа легковых автомобилей при использовании различных топлив приведены в табл. 3.

Таблица 3 Граничные и относительные экоканцерогенные показатели автомобилей

Моторные топлива (см. табл. 2) Евро-II Евро-У

[ЭХО]-™-3, нм3/км

27 6

КБ = (ЭХО)б / [ЭХО]б

1 6,5 26,3

2 5,6 22,5

3 2,3 9,3

4 2,0 7,9

5 0,6 2,5

6 0,6 2,2

7 0,6 2,2

8 0,1 0,4

При этом следует отметить, что доля КОх и КУ в интегральном показателе экоканцеро-генной опасности исследуемых легковых автомобилей при использовании углеродсодержащих топлив составляет более 90 %.

На основании проведенных экспериментальных исследований легкового автомобиля типа ГАЗ с двигателем ЗМЗ-402 на стенде с беговыми барабанами по Европейскому городскому ездовому циклу и при использовании бензина АИ-92 (АУ * 40 %) установлено: тКОх = 2,4; тБП = 9-10-6 г/км; тТЧ * 0,01 г/км; т,ох / [т,ох] * 40; Шбп / [тт] * 15; ттч / [ттч] = 2. При этом удельный интегральный показатель экоканцерогенной опасности автомобиля соответствовал (ЭКО)Б * 200, а [ЭКО]Б * 6, т.е. КБ = (ЭКО)Б / [ЭКО]Б * 33. Таким образом, удельный интегральный экоканцерогенный показатель опасности исследуемого автомобиля с бензиновым ДВС превышал нормы Евро-У более чем в 30 раз.

Экспериментальные исследования автомобиля типа ГАЗ с дизелем ГАЗ-560 (дизельное топливо, АУ * 45 %) показали: тКОх = 2,0; Ибп = 32-10-6; ттч = 0,6 г/км; ткох/[ткох]*10; тБП / [тБП] * 16; тТЧ / [ттч] * 100. При этом удельный интегральный показатель (ЭКО)д * 300, а [ЭКО]д * 21, т.е.

Кд = (ЭКО)д / [ЭКО]д * 14. Таким образом, легковой автомобиль типа ГАЗ с дизелем по сравнению с указанным автомобилем, но оборудованным бензиновым двигателем, загрязняет ОС более существенно: твердыми частицами ~ в 60 раз, а канцерогенными составляющими ~ в 4 раза (при практическом равенстве выбросов КОх с ОГ). Поэтому широкая дизелизация автотранспорта может усугубить решение проблем, связанных со снижением загрязнения атмосферы городов канцерогенно-мутагенными супертоксикантами. Однако при этом его критерий соответствия международным экологическим нормам (Кд), по сравнению с КБ, ниже более чем в 2 раза, что говорит о менее жестких («мягких») экологических требованиях Евро-У к легковым автомобилям с дизельными двигателями.

Выводы

1. При использовании в ДВС легковых автомобилей различных углеводородных топлив наиболее вредными ингредиентами, выбрасываемыми с ОГ двигателей, являются КОх и КУ, которые в условиях городской среды синтезируют предельно опасные для человека нитроканцерогенные вещества, обладающие мутагенными свойствами. При этом мелкодисперсные ТЧ, на которых они

сорбируются (осаждаются), существенно усиливают их канцерогенную активность. Повышенное содержание АУ, характерное для современных нефтяных топлив, резко усиливает экоканцерогенную опасность автомобилей.

2. Удельные уровни выбросов КУ и ТЧ с

ОГ исследуемого типа легкового автомобиля с дизелем существенно превышают указанные уровни выбросов при работе автомобиля с бензиновым двигателем. При этом удельный интегральный показатель экоканцеро-генной опасности автомобиля с дизелем выше, чем с бензиновым двигателем, в 1,5 раза. Однако, критерий соответствия международным нормам для исследуемого автомобиля с дизелем (Кд), вследствие существенно менее жестких требований Евро-У

([т,ох]д / [т,ох]Б * 3,3, а соответственно - и ([тБП]д / [тБП]Б * 3,3), оказывается ниже, чем для автомобиля с бензиновым двигателем (КБ), более чем в два раза (КБ / Кд = 2,3).

3. Для снижения экоканцерогенной опас-

ности легковых автомобилей с ДВС необходимо: использование топлив, в том числе смесевых, с пониженными содержаниями АУ и серы, а также - с повышенным содержанием водорода; максимальное повышение эксплуатационной топливной экономичности двигателей, в том числе поддержание высокой параметрической надежности их работы, что будет способствовать минимизации уровней выбросов особо опасных углеродсодержащих вредных веществ (КУ, ТЧ); оборудование автомобилей с ДВС современными фильтрационными системами улавливания ТЧ, а соответственно и КУ, что обеспечит также более эффективное использование как окислительных, так и бифункциональных систем каталитической нейтрализации ОГ; использование современных восстановительных нейтрализаторов накопительного типа (обладающих малым гидравлическим сопротивлением) для существенного снижения уровней выбросов КОх с ОГ автомобилей, особенно оборудованных дизелями; применение современных адаптивных систем регулирования качества рабочих процессов, включая и их экоканцерогенные показатели, и обеспечивающих электронно-

управляемую многофазную подачу топлива непосредственно в цилиндры ДВС и высококачественное их сжигание. Подготовка и публикация материалов проводилась при со-

действии гранта УНТЦ «НВЧ-плазмо-водневі технології знешкодження екологічно небезпечних канцерогенно-мутагенних сполук».

Литература

1. Лач А. Канцерогенный эффект полицик-

лических ароматических углеводородов / А. Лач. - Лондон : Империал Колледж Пресс, 2005. - 225 с.

2. Семиноженко В.П. Энергия. Экология. Бу-

дущее / В.П. Семиноженко, П.М. Кани-ло, А.И. Ровенский. - Харьков : Прапор, 2003. - 464 с.

3. Чаклин А.В. Проблема века / А.В. Чалкин.

- М. : Знание, 1996. - 143 с.

4. Канило П.М. Автомобиль и окружающая

среда/ П.М. Канило, И.С. Бей, А.И. Ро-венский. - Харьков : Прапор, 2000. -304 с.

5. Геннадиев А.Н. География полицикличе-

ских ароматических углеводородов / А.Н. Геннадиев, С.С. Чернявский, Ю.И. Пи-ковский // География и окружающая среда. - СПб. : Наука, 2003. - С. 124-133.

6. Міщенко В. С. Національні пріоритети щодо

вирішення проблем стійких органічних забруднювачів / В.С. Міщенко, Є.М. Ма-торін // Экология и промышленность. -2005. - № 2(3). - С. 32-36.

7. Кутенев В.Ф. Экологические проблемы

автомобильного двигателя и путь их оптимального решения / В.Ф. Кутенев, Ю.Б. Свиридов // Двигателестроение. -1990. - № 10. - С. 55-62.

8. Коротков М.В. Пробег и экологическая

безопасность автомобиля ВАЗ 2107 / М.В. Коротков, Е.В. Бондаренко // Автомобильная промышленность. - 2003. -№ 5. - С. 8-10.

9. Канило П.М. Пути улучшения экологиче-

ских показателей автомобилей при использовании высокоароматизированных нефтяных топлив / П.М. Канило, К.В. Костенко, М.В. Сарапина // Автомобильный транспорт: сб. науч. тр. - Харьков: ХНАДУ. - 2008. - Вып. 22. - С. 31 - 37.

10. Звонов В. А. Оценка и контроль выбросов

дисперсных частиц отработавшими газами дизелей / В.А. Звонов, Г.С. Корнилов, А.В. Козлов, Е.А. Симонова. - М. : Прима-Пресс-М, 2005. - 312 с.

11. Канило П.М. Экологические показатели автомобильных ДВС с учетом канцеро-

генности отработавших газов / П. М. Ка-нило, М.В. Шадрина // Двигатели внутреннего сгорания. - 2006. - № 2. -С.154-159.

12. Канило П.М. Эколого-химическая опасность легковых автомобилей с различными ДВС / П.М. Канило, М.В. Шадрина // Автомобильный транспорт : сб. науч. тр. - Харьков : ХНАДУ. - 2005. -Вып. 17. - С. 35-39.

13. Канило П.М. Анализ эффективности и перспектив применения водорода в автомобильном транспорте / П. М. Канило, М.В. Шадрина // Проблемы машиностроения. - 2006. - Т.9, № 2. - С. 79-85.

14. Канило П.М. Анализ уровней образования оксидов азота в цилиндрах ДВС при использовании композитных топлив / П.М. Канило, К.В. Костенко, М.В. Шадрина // Проблемы машиностроения. -2007. - Т. 10, № 2. - С. 83-88.

15. Канило П.М. Интегральные экологические показатели автомобилей с ДВС / П. М. Канило, М. В. Сарапина // Автомобильный транспорт : сб. науч. тр. -Харьков : ХНАДУ. - 2007. - Вып. 20. -С. 68-74.

16. Канило П.М. Эколого-экономический анализ эффективности использования газообразных энергоносителей в автомобильном транспорте / П. М. Канило, К.В. Костенко, М.В. Сарапина, М.А. Кос-тыркин // Автомобильный транспорт : сб. науч. тр. - Харьков : ХНАДУ. -

2007. - Вып. 21. - С. 98-107.

17. Канило П.М. Природный газ - наиболее

эффетивный заменитель нефтяных топлив на автотранспорте / П. М. Канило, Ф.И. Абрамчук, А.П. Марченко, И.В. Пар-саданов // Автомобильный транспорт : сб. научн. тр. - Харьков : ХНАДУ. -

2008. - Вып. 22. - С. 86-92.

18. Петров Р.Л. Германия: Экологический рейтинг автомобилей / Р.Л. Петров // Автомоб. промышленность. - 2001. -№ 7. - С. 35-39.

Рецензент: Ф.И. Абрамчук, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 15 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.