Научная статья на тему 'Проблемы заболеваемости летно-подъемноrо состава ВВС и профилактика патолоrии опорно-двиrательноrо аппарата'

Проблемы заболеваемости летно-подъемноrо состава ВВС и профилактика патолоrии опорно-двиrательноrо аппарата Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
256
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шешегов П. М., Сяков А. В., Зинкин В. Н., Чуманов Ю. А., Крайнюков П. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы заболеваемости летно-подъемноrо состава ВВС и профилактика патолоrии опорно-двиrательноrо аппарата»

аналитический обзор

к ЯКУ

Проблемы заболеваемости летно-подъемного состава ВВС и профилактика патологии опорно-двигательного аппарата

П. М. Шешегов, к.м.н.; А. В. Сяков; В. Н. Зинкин, профессор, заслуженный врач РФ; Ю. А. Чуманов; П. Е. Крайнюков, к.м.н.; ФБУ «1602 ОВКГ» МО РФ ВГг. Ахтубинск; НИИИ центр (авиационно-космической медицины и военной эргономики 4 ЦНИИ МО РФ)

Регулярное изучение условий труда летного состава (ЛС) гражданской авиации показывает, что сама среда обитания, экология экипажа являются факторами риска потери того уровня здоровья, который необходим для продолжения летной работы. На здоровье летного состава большое влияние оказывает научно-технический прогресс в авиации, который повышает уровень сложности полета, социальной ответственности членов летных экипажей на фоне ухудшения физиолого-гигиенических условий труда [1].

В профессиональной деятельности ЛС маневренных и высокоманевренных самолетов часто обнаруживается влияние на организм одного из самых экстремальных динамических факторов авиационного полета — пилотажной перегрузки. Неблагоприятное воздействие приводит не только к опасным для летчика острым функциональным нарушениям, но и в значительной степени способствует развитию субклинических форм заболеваний и нозологических форм, что способствует преждевременной дисквалификации ЛС. Этому также способствует недостаточная защищенность лиц ЛС от стрессов физико-химической природы (от вибраций до электромагнитных излучений). По данным литературы, из всей летной популяции 20% лиц в возрасте до 35 лет имеют диагноз, после 35 лет — 40—65%. Летный состав чаще, чем лица соответствующих возрастов других профессий, страдает заболеваниями сердечно-сосудистой системы (в 4 раза), нейросенсорной тугоухостью (в 3,7 раза), почечно-каменной болезнью (в 6 раз), остеохондрозом позвоночника (в 2,1 раза) [2, 3].

Цель исследования: изучить структуру заболеваемости летно-подъемного состава ВВС и предложить альтернативный метод профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

По материалам отчетов врачебно-летной экспертизы изучена заболеваемость летно-подъемного состава. Всего обследовано 242 человека, из них 112 (46,3%) — летчики, 48 (19,8%) — штурманы и 82 (33,9%) — другие члены летных экипажей (бортинженеры, борттехники и др.). Здоровыми признаны б8 человек (28,1%), в том числе 27 летчиков (11,1%), 16 штурманов (6,6%), 25 других членов летных экипажей (10,4%). Распределение летного состава по видам авиации показано в таблице 1.

Основная масса лиц летного состава (71,9% обследованных) имеют патологию, не ограничивающую годность к летной работе, причем у половины из них выявлены заболевания с поражением двух и более органов и систем.

В таблице 2 приведены данные по заболеваемости летно-подъемного состава с указанием частоты встречаемости патологии органов и систем.

Почти у каждого второго военнослужащего (41,3%) имеется заболевание опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющееся в виде остеохондроза или сколиоза позвоночника. На втором месте идут заболевания сердечно-сосудистой системы (29,3%). В основном это НЦД и гипертоническая болезнь, редко встречается ИБС и есть единичные случаи патологии венозной системы (варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой). На третьем месте (20,2%) — нарушения обмена веществ — ожирение алиментарно-конституционального

Таблица 1

Распределение летного состава по видам авиации

Вид авиации Летчики, абс. (%) Штурманы, абс. (%)

Здоров Имеющий заболевания Здоров Имеющий заболевания

ИБА 11 (9,7%) 38 (34,0%) 10 (20,8%) 21 (43,8%)

ВТА 6, (5,4%) 27 (24,1%) 4 (8,3%) 10 (21,8%)

Вертолеты 10 (8,8%) 20 (17,9%) 2 (4,2%) 1 (2,1%)

Таблица 2

Заболеваемость летно-подъемного состава

Классы болезней Частота встречаемости, абс. (%)

Болезни эндокринной системы 49 (20,2%)

Болезни нервной системы 6 (2,5%)

Болезни органа зрения 42 (17,3%)

Нейросенсорная тугоухость 11 (4,5%)

Болезни лор-органов 23 (9,5%)

Болезни органов кровообращения 71 (29,3%)

Болезни органов пищеварения 45 (18,6%)

Болезни костно-мышечной системы 100 (41,3%)

Болезни мочеполовой системы 18 (7,4%)

генеза. Причем у 16,5% обследованных ожирение сочетается с другой патологией, чаще с заболеваниями сердечнососудистой системы. Эти три вида патологии охватывают все возрастные группы, но наибольшее количество выявлено в возрасте 31—40 лет.

Заболевания органа зрения (нарушения рефракции) выявлены у 17,3% обследованных. Чаще встречается близорукость, реже дальнозоркость, еще реже астигматизм, причем дальнозоркость характерна для штурманов, а близорукость — для летчиков. Из заболеваний лор-органов (9,5%) чаще встречается кистозный гайморит, реже искривление перегородки носа, есть случай полипозного риносинусита и хронического тонзиллита в компенсированной форме. Среди заболеваний желудочно-кишечного тракта (18,6% военнослужащих) чаще отмечается хронический гастродуоденит, редко доброкачественная би-лирубинемия. Заболевания нервной системы отмечены у 6 человек (2,5%), всем установлен диагноз «церебральная ангиодистония». Не было выявлено больных с заболеваниями кожи и подкожной клетчатки, с заболеваниями органов дыхания. Максимальное число больных имеют сравнительно молодой возраст — 31—40 лет.

По данным литературы, до 30% ЛС имеет диагноз «остеохондроз позвоночника» [2, 3]. Это связано с необходимостью при выполнении полетного задания длительное время находиться в сидячем положении, позвоночные мышцы при этом испытывают нагрузку больше той, которую могут выдержать, развиваются патологические состояния в виде деформирующего остеохондроза, грыжи межпозвонковых дисков, сколиоза, неврита, невралгии, миозита. Широкое распространение данного вида патологии выявлено нами при анализе заболеваемости ЛС.

www.akvarel2002.ru

№4(31) • 2012

Ы

навву

аналитическим обзор

Так, дегенеративно-дистрофические процессы позвоночника у летчиков встречаются в 15% случаев, а у штурманов и других членов летных экипажей — в 2,5 раза реже (6%).

В таблице 3 показана заболеваемость ОДА у ЛС в зависимости от вида авиации.

Из таблицы 3 видно, что в большей степени заболеваемости ОДА подвержен ЛС ИБА, причем летчики ИБА страдают данной патологией реже, чем штурманы.

С заболеваниями ОДА из всего количества ЛС ИБА выявлено 33% летчиков и 35% штурманов, из ЛС ВТА — 21% и 28% соответственно, из ЛС вертолетной авиации — 26%.

У летчиков заболевания ОДА проявляются с 30-летнего возраста, с пиком в 36—40 лет. У штурманов — с 25 лет с пиком в 36—40 лет. Как было сказано выше, заболевания ОДА проявляются в виде остеохондроза или сколиоза позвоночника. В молодом возрасте регистрируется патология в виде остеохондроза грудного (чаще) или поясничного отдела позвоночника. С возрастом процесс охватывает все отделы позвоночника, и к 50 годам до 80% ЛС имеют диагноз «распространенный остеохондроз позвоночника». Эта патология связана со спецификой летного труда. Небольшая часть ЛС (до 5%) имеют диагноз «сколиоз грудного отдела позвоночника». У небольшой части ЛС имеется сочетание этих двух патологий.

Таким образом, из анализа заболеваемости ЛС видно, что в структуре заболеваемости большую часть занимают болезни опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения и болезни обмена веществ (ожирение). Нарушения обмена веществ наблюдаются с 30-летнего возраста, а дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника — с 30—35 лет, что соответствует данным научной литературы, и это связано со спецификой летного труда. По некоторым данным, уже после 35 лет у 70 —80% летной популяции с вероятностью 0,62—0,82 развиваются хронические болезни позвоночника с болевым синдромом, предстательной железы и почек, вегетативные дистонии, нарушение ритма и трофики сердца, истощение нервной системы, психические состояния ипохондрии и депрессии [2, 3].

Основными направлениями, в рамках которых в настоящее время проводятся лечебно-профилактические мероприятия заболеваний ЛС, являются профессиональный врачебный отбор и динамическое наблюдение. ЛС ежегодно проходит освидетельствование врачебно-летной комиссией (по показаниям — амбулаторное или стационарное), один раз в полгода — углубленный медицинский осмотр с участием терапевта и невролога, а при наличии заболеваний его проводят ежеквартально.

Считаем целесообразным профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата начинать с этапа отбора кандидатов к обучению и курсантов летных училищ с помощью проведения рентгенологического и ультразвукового исследования. Основанием для этого являются данные всероссийской диспансеризации 2002 года, согласно которым ОДА занимает первое место среди заболеваний детского и подросткового возрастов.

К методам выявления заболеваний ОДА относятся: жалобы ЛС, осмотры невролога при медицинских осмотрах и по показаниям, рентгенография позвоночника плановая (при первом стационарном освидетельствовании в тридцать лет и при очередном стационарном освидетельствовании) и по показаниям.

При клинических формах заболеваний ОДА, когда появляются жалобы и имеются клинические симптомы, проводится комплекс лечебных мероприятий, включающий в себя медикаментозную терапию, сеансы мануальной терапии, физиотерапию, лечебную физкультуру. Лицам с доклиническими формами, не имеющими клинических симптомов заболевания даже при наличии рентгеноло-

Таблица 3

Распределение заболеваемости опорно-двигательного аппарата у ЛС по видам авиации (в %)

1 Вид авиации 1 Летчики 1 Штурманы 1

ИБА 17,4 25,7

ВТА 5,6 7,1

Вертолеты 5 -

Всего 28 32,8

гических признаков патологии ОДА, практически никакие лечебно-оздоровительные мероприятия в настоящее время не проводятся. Считаем целесообразным уже с этого этапа использование массажа и физиотерапии, что будет способствовать замедлению прогрессирования заболеваний.

С профилактической и лечебной целью необходимо использовать разгрузочные методы воздействия на позвоночник, особенно в послеполетном периоде. Одним из таких эффективных методов для профилактики и лечения заболеваний позвоночника является использование термической массажной кровати. Это относительно новое физиотерапевтическое оборудование, включающее в себя комплекс лечебных воздействий. Предлагаем использовать его в системе профилактики болевого синдрома и травматического повреждения структур позвоночника гравитационного генеза, а также нейросо-судистых нарушений нижних конечностей. Термическая массажная кровать включает в себя комплекс физиотерапевтических методов: акупунктуру, термотерапию, массаж. При выборе способа воздействия рекомендуем использовать термомассаж поясничного и шейно-грудного отделов позвоночника.

Для оценки эффективности профилактики патологии и методов реабилитации целесообразно применение комплекса методов, включающего диагностику функционального состояния позвоночного столба и связанных с ним внутренних органов, мануальное обследование, исследование функционального состояния системы центральной и периферической гемодинамики, субъективную оценку состояния.

Выводы

• Установлено, что 41,3% летного состава имеют заболевания опорно-двигательного аппарата.

В большей степени этим заболеваниям подвержены штурманы истребительно-бомбардировочной авиации.

• Профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата целесообразно начинать с этапа отбора кандидатов к обучению и курсантов летных училищ с помощью проведения рентгенологического

и ультразвукового исследования.

• С профилактической и лечебной целью необходимо использовать разгрузочные методы воздействия

на позвоночник, особенно в послеполетном периоде.

Литература

1. Козин О. В. Основные этапы и перспективы изучения профессиональной тугоухости у лиц летных профессий гражданской авиации // Вестник оториноларингологии. — 2009. — №6. — С. 58—62.

2. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека (основы восстановительной медицины). — М, 1996.

3. Рябкина Л. П., Багирова Л. И., Сулейманов А. Я., Азимов М. М. Санитарно-гигиенические аспекты летного труда. — Иркутск, 2003. — С. 112—116.

N94(31) • 2012

www.akvarel2002.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.