Рустам Салимов
(Душанбе, Таджикистан)
ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ В МНОГОЯЗЫЧНОМ ТАДЖИКИСТАНЕ
х'.гЛ асширение международных свя-\Ч--У зей, крепнущее экономическое ■ ■" сотрудничество и деловое парт-
нерство со многими странами, углубляющиеся процессы глобализации во всех сферах материальной и духовной жизни общества, происходящие интеграционные и миграционные процессы настоятельно требуют создания условий, способствующих этим переменам. Современный уровень информационных и коммуникационных технологий, социально-экономического развития требует поиска новых подходов к управлению сферой человеческого общения, в которой важная роль принадлежит языку.
Проблема развития таджикского языка как государственного и русского языка как языка межнационального общения является одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Таджикистан, что закреплено Конституцией страны и Законом о государственном языке.
Роль русского языка в образовательной системе в последние годы значительно укрепилась и возросла. Об этом свидетельствует и указ президента Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонова об улучшении преподавания русского языка в образовательных учреждениях, и «Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на
2004 — 2014 годы». Само появление этих документов говорит о том, что государство в полной мере осознает необходимость через систему образования в целом и через качественное языковое обучение в частности обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого члена общества.
Наиболее приоритетными направлениями реализации Программы совершенствования преподавания и изучения русского языка признаны: а) ее финансовое обеспечение; б) научно-исследовательский и научно-методический аспекты обеспечения; в) создание речевой среды, стимулирующей процесс овладения неродным языком с практической (коммуникативной) целью.
Программа составлена с учетом всестороннего охвата проблемы, в ней сделана попытка описать все аспекты научно-методической и социально-педагогической проблемы, начиная с анализа реального состояния преподавания русского языка, прогнозирования ситуации, которая заключается в планировании подготовки кадрового состава научных и педагогических работников, и кончая определением круга конкретных мероприятий.
Необходимость качественного овладения русским языком составители документа обосновывают неуклонно крепнущим экономическим сотрудничеством и деловым партнерством с Россией и другими государствами. В программе отмечается, что знание русского языка, повышение его престижа в современном таджикском обществе не причиняет и не может причинить ущерба государственному языку, поскольку «хорошее владение иностранным языком невозможно без глубокого знания родного языка... языковая культура межнационального общения тем выше, чем выше культура национального языка, а культура языка неотрывна от общего культурного уровня населения, от воспитания общей культуры гармонично развивающейся личности» [1, с. 37—38].
Подобное решение языковой проблемы имеет консолидирующее значение для многонационального общества Таджикистана и достаточно четко отражает научные основы овладения неродными языками. Оно также раскрывает общественно-педагогическую задачу гуманизации общества.
В нашем государстве обучение на уровне среднего образования осуществляется на пяти языках: таджикском, узбекском, русском, киргизском и туркменском. Изучение же русского является обязательным в каждой школе независимо от языка обучения.
Проблема функционирования русского языка как средства межнационального общения, вопрос о перестройке его преподавания в
Р. Салимов --------------------------------------------л&Г
школах неоднократно обсуждались высшими органами Таджикистана, в том числе Министерством образования республики. Итоги этих обсуждений нашли отражение в ряде соответствующих решений и постановлений, сыгравших значительную роль в усилении и расширении функций русского языка на территории страны.
За последние годы произошли значительные изменения в постановке преподавания русского языка в Таджикистане. Его роль как средства межнационального общения стала основным фактором, обусловившим активизацию поисков оптимальных путей и способов изучения и преподавания. Большое внимание этой проблеме уделяют органы и учреждения народного и высшего образования республики, печать, радио и телевидение. В высших учебных заведениях активизировалась работа кафедр русского языка и методики преподавания русского языка в таджикской школе, вдвое увеличен прием студентов на отделения русского языка и литературы в высших учебных заведениях страны.
Способствует укреплению позиций русского языка в сфере образования и сотрудничество Таджикистана с Российской Федерацией. В настоящее время в рамках реализации «Государственной программы по совершенствованию преподавания русского языка.» при Российско-Таджикском (Славянском) университете (РТСУ) с 2005 года функционирует Институт повышения квалификации, 20 марта 2009 года в РТСУ открыт диссертационный совет Д 737.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по филологическим наукам по специальностям 10.01.10 «Журналистика» и 10.02.20 «Сравнительноисторическое, типологическое и сопоставительное языкознание».
Развитие двуязычия в республике вызвало к жизни необходимость теоретического осмысления таджикско-русского билингвизма. Большое внимание русисты Таджикистана в связи с этим уделяют сопоставительному анализу русского и таджикского языков. Проблема сопоставительной таджикско-русской типологии продолжает оставаться в центре внимания современных лингвистов. В настоящее время эта проблема переживает новый этап своего развития. Кафедры русского языка заняты исследованием проблем двуязычия и лингвистических основ преподавания русского языка. Разрабатываются основы описания грамматических, лексикологических и словообразовательных особенностей русского с учетом специфики его преподавания в средней школе и вузах республики.
Коллектив методистов, лингвистов, психологов разрабатывает концепцию коммуникативной направленности обучения русскому языку как неродному. Основываясь на достижениях смежных наук, а
также на всестороннем изучении проблем глубинной структуры русского и таджикского языков, языковых контактов, интерференции, ученые республики существенно перестраивают систему преподавания русского языка в таджикском вузе. В отличие от тех целей, которые ставятся при изучении родного языка, основная цель обучения русскому — формирование навыков мотивированного употребления языковых средств в определенных ситуациях общения, то есть овладение языком в его коммуникативной функции.
В настоящее время в Таджикистане проводится эксперимент по преподаванию русского языка на основе календарных планов новой структуры и содержания. Ученые-русисты систематически анализируют уровень владения русским языком молодежью республики и разрабатывают конкретные предложения для повышения этого уровня.
Для улучшения качества преподавания русского языка в Республике Таджикистан издается научно-методический журнал «Русский язык и литература в школах Таджикистана», ежегодно выходят сборники научных трудов, где печатаются исследования русистов. Особо следует отметить сборник «Актуальные проблемы филологии», а также издание «Вестник РТСУ». Значительный интерес представляют республиканские и межвузовские сборники научных трудов.
На базе РТСУ, одного из самых молодых вузов Республики Таджикистан, ставшего за 15 лет своего существования культурным и научным центром, в последние годы было проведено значительное количество научных и научно-методических мероприятий республиканского масштаба. Преподаватели филологического факультета университета являются инициаторами проведения многих мероприятий, направленных на поддержку и развитие русского языка в республике. В университете систематически проводятся круглые столы по проблемам функционирования русского языка в различных сферах общения в Таджикистане, по вопросам преподавания русского языка в средней и высшей школе.
Ежегодно на базе РТСУ при финансовой поддержке фонда «Русский мир» проводятся научно-практические конференции по актуальным проблемам филологии и методики, семинары, круглые столы, мастер-классы с участием ученых Таджикистана, России, Киргизии. К участию в работах конференций приглашаются таджикские, российские и зарубежные ученые, деятели науки и культуры, интересы которых связаны с изучением лингвистических, исторических, философских, социологических, этнических, антропологических, политико-правовых и культурологических аспектов славяноведения в среднеазиатском регионе. Все это свидетельствует об укреплении позиции
Р. Салимов ----------------------------------------------л&Г
русского языка и русской культуры в многоязычном Таджикистане. Проводятся конференции по актуальным проблемам русского языка на базе лингвистических кафедр и других вузов республики.
На кафедре русского языка систематически выполняются госбюджетные темы, важные для проведения языковой политики в Таджикистане. С 2006 года началась работа над новой темой — «Реализация коммуникативного метода в альтернативном учебном комплексе по русскому языку для средней школы с таджикским языком обучения». В качестве плановых научно-исследовательских и научно-методических тем на кафедре русского языка разрабатываются следующие проблемы: «Закономерности функционирования и развития языков. Многоязычие в Таджикистане и пути его совершенствования», «Компаративное и контрастивное исследование языков» (в рамках последнего разрабатываются проблемы: «Исследование русского языка в сравнительно-историческом и сопоставительном аспектах», «Использование сравнительно-исторических и сопоставительных исследований в преподавании русского языка и методическое обеспечение подготовки специалистов»). Ученые республики принимают активное участие в работе международных конгрессов, конференций, симпозиумов по русскому языку и методике преподавания русского языка за пределами республики.
В настоящее время совершенствование преподавания русского языка — одна из основных задач, стоящих перед высшими учебными заведениями Таджикистана.
Список литературы
1. Государственная программа совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004 — 2014 годы // Нормативно-правовые акты системы образования. Душанбе, 2003.
2. Национальная концепция образования Республики Таджикистан : утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан 3 мая 2002 г. № 200.